Фронтовая полоса пропуская гурты проблема.  Война и дети - Аркадий Петрович Гайдар Собрание сочинений в трех томах Том Повести, рассказ. Пресса в современных вооруженных конфликтах: теория и дискурсивная практика учеб. пособие

Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ

Вариант 108

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения .

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Выдолжны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

Действующая армия, «Комсомольская правда»,

(1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит. (12)Что мальчишке надо? (13)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:

— (16)Дяденька, дайте два патрона.

— (17)На что тебе патроны?

— (18)А так... на память.

— (19)На память патронов не дают.

(20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.

— (22)Ну вот! (23)Что с них толку?

— (24)Ах, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (26)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (38)Это обойма от моей винтовки. (39)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (41)Как тебя зовут?

— (42)Яков.

— (43)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (44)Что же ты, из пустой глиняной крынки* стрелять будешь?

(45)Грузовик трогается. (46)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (47)Он смеётся, загадочно грозит мне вдогонку пальцем и исчезает в клубах пыли.

(48)Ой, нет! (49)Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

(50)Ещё один случай. (51)Перед боем на берегу одной речки встретил я парнишку. (52)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. (53)Спрятавшись в кустах, он сидел в трёх шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту. (54)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел. (55)Я у него спросил:

— Погоди! (56)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, и понимал, что это для нас очень важно.

(57)Паренёк удивился:

— Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

— (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(62)Он уныло и огорчённо развёл руками:

— (63)Эх, товарищ командир! (64)Кабы я про эту встречу знал раньше...

_______________

*Крынка – кувшин, горшок для молока.

(По А.П. Гайдару*)

* Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия – Голиков, 1904–1941) – детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему парнишка, подслушав разговор немецких командиров, не смог передать его содержание советским солдатам?»

1) Немецкие командиры говорили очень тихо.

2) Парнишка не понял содержание этого разговора, потому что плохо учил немецкий язык в школе.

3) Парнишка был невнимателен, торопился, он искал свою корову.

4) Парнишка не расслышал многое, потому что рисовал карту военных действий.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1) Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

3) Я кладу ему в горячую руку обойму.

4) Он уныло и огорчённо развёл руками.

4. Из предложений 5–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – близость к чему-либо.

5. Из предложений 2–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6. Замените просторечное слово «кабы» в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «глиняная крынка» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

9. Среди предложений 27–34 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так тебе нужна такая память,(1) с которой можно взять толку? Может быть,(2) тебе дать вот эту чёрную,(3) яйцом,(4) гранату? Может быть,(5) тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину,(6) не ври и говори всё прямо.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я видел наших детей в глубоком тылу,(1) в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела,(2) работы и даже подвига. Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота,(3) который уходит к спокойным пастбищам на восток,(4) к перекрёстку села,(5) машина останавливается.

13. Среди предложений 52–57 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 15. 1. Напишите сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Р. А. Будагова. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те смысл предложений текста: «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние словосочетания СИЛА ДУХА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из про­чи­тан­но­го текста, а второй — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.



Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. По А. П. Гайдару

Война и детство… Это два понятия, которые взаимно исключают друг друга. Война несёт разрушения, смерть, кровь, страдания, боль. Детство называют золотой порой, связывают с будущим. Но война началась, и дети волей или неволей переживают вместе со всей страной трагические события, оказываются вовлечены во всё, что происходит в сёлах и городах, которые захватил агрессор.

Что чувствуют дети, вовлечённые в орбиту войны? Могут ли они быть безучастными, когда взрослые принимают участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Гайдара, известного советского писателя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, писатель рассказывает о том, чему был свидетель, когда встречал детей в прифронтовой полосе. Одна из таких встреч на перекрёстке военных дорог особенно хорошо запомнилась рассказчику. Подросток пятнадцати лет попросил у него патроны, хотя ружья у мальчика не было. Комсомолец не мог спокойно сидеть дома в тот момент, когда взрослые уходят на фронт, сражаются в партизанских отрядах. Прекрасно понимая патриотический порыв подростка, писатель отдаёт мальчику целую обойму патронов, записанную на него. По мнению автора, дети острее, чем взрослые, воспринимают всё, что происходит на войне. Дети стремятся к активной деятельности, мечтают сражаться с фашистами и совершить подвиг, защищая родную землю. Писатель всей душой поддерживает такое стремление школьников, он утверждает, что после войны они будут с гордостью вспоминать о том, что помогали взрослым сражаться с захватчиками.

Авторская позиция заключается в следующем: Великая Отечественная война была тяжёлым испытанием не только для взрослых, но и для детей, которые принимали посильное участие в освобождении Родины от жестокого врага.
Позиция автора мне близка. В годы войны дети быстро повзрослели, почувствовали свою ответственность за судьбу страны и по примеру взрослых приняли посильное участие в драматических событиях Великой Отечественной войны.

В заключение хочу сказать, что восхищаюсь подвигом нашего народа, победившего фашизм. И это произошло потому, что в борьбе с лютым врагом приняли участие все от мала до велика.

Текст А. П. Гайдара

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. — Дяденька, дайте два патрона. — На что тебе патроны? — А так... на память. — На память патронов не дают. Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. Губы мальчишки презрительно кривятся: — Ну вот! Что с них толку? — Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори прямо. И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он ещё молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо. Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это — обойма от моей винтовки. Она записана на мне. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону. — Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь? Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли. Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны. Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых. Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига. Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

Текст 10 по А. Гайдару

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(ЗЗ)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (Зб)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Аргументы

  1. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что Петя Ростов в 15 лет и на войне остается ребенком, проявляет детскую непосредственность.

(к изложению содержания относитесь осторожно, все наскоро из Интернета, точно только факты, авторы и названия произведений)

Петя Ростов Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде. Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство. Петя — романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон . В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен. Гибель именно Пети, младшего из семьи Ростовых, показывает всю жестокость и бесчеловечность войны.

2. В.О. Богомолов повесть «Иван». В.О. в. более жестока,.

«Иваново детство» - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Иван Буслов родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч(погибает) или подполковник.

Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».

После войны в найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван — тоже ребенок, В. Богомолов подчеркивает это эпизодом, когда ему понравился красивый нож, как любому мальчику. И Гайдар не случайно пишет «Беру на себя ответственность», желая показать, что война — дело взрослых, они должны брать на себя ответственность за все, что происходит.

Гайдар Аркадий Петрович

Война и дети

Аркадий Гайдар

Война и дети

Фронтовой очерк

Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. Водонапорная башня. Два прямых старых тополя. Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.

Воинский эшелон останавливается. К вагону с кошелками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

Лейтенант Мартынов спрашивает:

Почем смородина?

Старший отвечает:

С вас денег не берем, товарищ командир.

Мальчишка добросовестно наполняет стакан верхом, так что смородина сыплется на горячую пыль между шпал. Он опрокидывает стакан в подставленный котелок, задирает голову и, прислушиваясь к далекому гулу, объявляет:

- "Хенкель" гудит... Ух! Ух! Задохнулся. Вы не бойтесь, товарищ лейтенант, вон они наши пошли истребители. Здесь немцам по небу прохода нет.

Ось! Там вона бухает...

Лейтенанта Мартынова это сообщение заинтересовывает. Он садится на пол у дверей и, свесив ноги наружу, поедая смородину, спрашивает:

Гм! А что же, хлопец, на той войне люди делают?

Стрыляют, - объясняет мальчишка, - берут ружье или пушку, наводют... и бах! И готово.

Что готово?

Вот чего! - с досадой восклицает мальчишка. - Наведут курок, нажмут, вот и смерть будет.

Кому смерть - мне? - И Мартынов невозмутимо тычет пальцем себе в грудь.

Да ни! - огорченно вскрикивает удивленный непонятливостью командира мальчишка. - Пришел якийсь-то злыдень, бомбы на хаты швыряет, на сараи. Вот там бабку убили, двух коров разорвало. О то чего, - насмешливо пристыдил он лейтенанта, - наган нацепил, а как воевать, не знает.

Лейтенант Мартынов сконфужен. Окружающие его командиры хохочут.

Паровоз дает гудок.

Мальчишка, тот, что разносил смородину, берет рассерженного братишку за руку и, шагая к тронувшимся вагонам, протяжно и снисходительно ему объясняет:

Они знают! Они шутят! Это такой народ едет... веселый, отчаянный! Мне один командир за стакан смородины бумажку трехрублевую на ходу подал. Ну, я за вагоном, бежал, бежал. Но все-таки бумажку в вагон сунул.

Вот... - одобрительно кивает головой мальчишка. - Тебе что! А он там на войне пусть квасу или ситра купит.

Вот дурной! - ускоряя шаг и держась вровень с вагоном, снисходительно говорит старший. - Разве на войне это пьют? Да не жмись ты мне к боку! Не крути головой! Это наш "И-16" - истребитель, а немецкий гудит тяжко, с передыхом. Война идет на второй месяц, а ты своих самолетов не знаешь.

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрестку села, машина останавливается.

На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. Он чего-то просит. Скотина мычит, в клубах пыли щелкает длинный бич.

Тарахтит мотор, шофер отчаянно сигналит, отгоняя бестолковую скотину, которая не свернет до тех пор, пока не стукнется лбом о радиатор. Что мальчишке надо? Нам непонятно. Денег? Хлеба?

Потом вдруг оказывается:

Дяденька, дайте два патрона.

На что тебе патроны?

А так... на память.

На память патронов не дают.

Сую ему решетчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! Что с них толку?

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, тебе дать вот эту зеленую бутылку или эту черную, яйцом, гранату? Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори все прямо.

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперек дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он еще молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это - обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, куда надо, сторону.

Как тебя зовут?

Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Ой, нет! Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку.

Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев.

Спрятавшись в кустах, он сидел в трех шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чем-то, держа перед собой карту.

Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.

Я у него спросил:

Погоди! Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

Паренек удивился:

Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

Знаю, что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

Он уныло и огорченно развел руками:

Эх, товарищ командир! Кабы я про эту встречу знал раньше...

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжелой и очень важной борьбе с человеко-ненавистным фашизмом.

Действующая армия

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так... на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте советский писатель Аркадий Петрович Гайдар ставит проблему переживания детьми военных событий.

Раскрывая проблему, автор приводит в пример мальчика Якова, который оказался на фронтовой полосе. Он просит у солдат два патрона «на память», однако выясняется, что нужны они совсем для другой цели. Герой кладёт ему «в горячую руку обойму» и берёт на себя ответ, что «каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону».

В годы войны дети понимали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, шли на любые уступки, лишь бы помочь . В этом, на мой взгляд, заключается позиция А.П. Гайдара.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2