В 2018 г. в основной период в ЕГЭ по химии приняли участие более 84,5 тыс. человек, что более чем на 11 тыс. человек больше, чем в 2017 г. Средний балл выполнения экзаменационной работы практически не изменился и составил 55,1 балла (в 2017 г. - 55,2). Доля выпускников, не преодолевших минимального балла, составила 15,9%, что незначительно выше, чем в 2017 г. (15,2%). Второй год наблюдается увеличение числа высокобалльников (81-100 баллов): в 2018 году прирост составил 1,9% в сравнении с 2017 г. (в 2017 г - 2,6% в сравнении с 2016 г.). Отмечен также определенный прирост стобалльников: в 2018 г. он составил 0,25%. Полученные результаты могут быть обусловлены более целенаправленной подготовкой старшеклассников к определенным моделям заданий, в первую очередь, высокого уровня сложности, включаемых в часть 2 экзаменационного варианта. В качестве другой причины можно назвать участие в ЕГЭ по химии победителей олимпиад, дающих право на внеконкурсное поступление при условии выполнения экзаменационной работы более чем на 70 баллов. Определенную роль в повышении результатов могло сыграть и размещение в открытом банке заданий большего количества образцов заданий, включаемых в экзаменационные варианты. Таким образом, одной из основных задач на 2018 г. стало усиление дифференцирующей способности отдельных заданий и экзаменационного варианта в целом.
Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .
На нашем сайте представлены около 3000 заданий для подготовки к ЕГЭ по химии в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.
ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ХИМИИ 2019 ГОДА
Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
Задание 1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов. | |||
Задание 2.
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов |
|||
Задание 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов | |||
Задание 4. Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | |||
Задание 5. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) | |||
Задание 6.
Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных |
|||
Задание 7. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | |||
Задание 8.
Характерные химические свойства неорганических веществ: - простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); - кислот; |
|||
Задание 9.
Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); - простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; - оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; - оснований и амфотерных гидроксидов; - кислот; - солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) |
|||
Задание 10. Взаимосвязь неорганических веществ | |||
Задание 11. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | |||
Задание 12. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа | |||
Задание 13.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) |
|||
Задание 14. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории). | |||
Задание 15. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки | |||
Задание 16. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В. В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии | |||
Задание 17. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений | |||
Задание 18. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений | |||
Задание 19. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | |||
Задание 20. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов | |||
Задание 21. Реакции окислительно-восстановительные. | |||
Задание 22. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) | |||
Задание 23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | |||
Задание 24. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов | |||
Задание 25. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений | |||
Задание 26.
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки |
|||
Задание 27. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | |||
Задание 28. Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям | |||
Задание 29. Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ | |||
Задание 30 (С1). Реакции окислительно-восстановительные | |||
Задание 31 (С2). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. | |||
Задание 32 (С3). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | |||
Задание 33 (С4). Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | |||
Задание 34 (С5).
Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси |
|||
Задание 35 (С6). Установление молекулярной и структурной формулы вещества |
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Данный материал курса предназначена для учащихся 11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач. При разработке материала большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических и неорганических соединений, а также алгоритмы решения основных типов расчетных задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формулы органических веществ . |
||||||||||
Формулы | Названия |
|||||||||
CH 2 =CH 2 | Этилен, этен |
|||||||||
H 2 C=CH-CH=CH 2 | Дивинил, бутадиен -1,3 |
|||||||||
Изопреновый каучук |
||||||||||
Полихлоропреновые каучуки (наирит, неопрен) |
||||||||||
Хлоропрен |
||||||||||
Этин,ацетилен |
||||||||||
Аллилен, пропин |
||||||||||
Бензол, циклогесатриен-1,3,5 |
||||||||||
Метилбензол, C 7 H 8 |
||||||||||
| Этилбензол |
|||||||||
о-ксилол, м-ксилол, п-ксилол, |
||||||||||
Винилбензол, этенилбензол, фенилэтилен, стирол |
||||||||||
Димети́ловый эфи́р (C 2 H 6 O) (метиловый эфир , метоксиметан ,) Н 3 С-О-СН 3 |
||||||||||
Диэтиловый эфир С 2 Н 5 ОС 2 Н 5 |
||||||||||
Фено́л (гидроксибензол , устар. карболовая кислота ) C 6 H 5 OH - |
||||||||||
Бензойная кислота C 6 H 5 СООН |
||||||||||
Бензойный альдегид (бензальдегид ) C 6 H 5 CHO |
||||||||||
аминокислоты: NH 2 -C 2 H 5 -COOH аланин, NH 2 -CH 2 -COOH – глицин – |
||||||||||
Эфиры муравьиной кислоты HCOOCH
3
-
метилформиат
HCOOC
2
H
5
-
этилформиат
, Эфиры уксусной кислоты
Эфиры масляной кислоты
|
||||||||||
Класс органического соединения | Общая формула | Молярная масса |
||||||||
Алканы | С n H 2n + 2 | 14n + 2 |
||||||||
Алкены или циклоалканы | С n H 2n | |||||||||
Алкины, алкадиены или циклоалкены | С n H 2n - 2 | 14n - 2 |
||||||||
Арены (бензол и его гомологи) | С n H 2n - 6 | 14n - 6 |
||||||||
Спирты или простые эфиры | С n H 2n + 2 O | 14n + 18 |
||||||||
Альдегиды или кетоны | С n H 2n O | 14n + 16 |
||||||||
Монокарбоновые кислоты или сложные эфиры | С n H 2n O 2 | 14n + 32 |
||||||||
Ароматические спирты | С n H 2n - 7 OH | 14n + 10 |
||||||||
Ароматические альдегиды | С n H 2n - 7 COH | 14n + 22 |
||||||||
Ароматические кислоты | С n H 2n – 7 COOH | 14n + 38 |
Предварительный просмотр:
Гидролиз
Таблица 1. Изменение окраски индикатора в зависимости от концентрации иона водорода.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ИНДИКАТОРА | ||||
ТИП СОЛИ | ЛАКМУС | ФЕНОЛФТАЛЕИН | МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ | СРЕДА |
сильное основание + слабая кислота | синий | малиновый | жёлтый | щелочная |
слабое основание +сильная кислота | красный | не изменяется | красный | кислая |
сильное основание + сильная кислота | не изменяется | не изменяется | не изменяется | нейтральная |
Схема1 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и сильными основаниями- гидролиз по аниону. , среда щелочная рН> 7
PO 4 3- SO 3 2- CO 3 2- S 2- BO 3 3- PO 3 3- SiO 3 2- AsO 4 3- SnO 4 2- | HPO 4 2- HSO 3 - HCO 3 - HS - HBO 3 2- HPO 3 2- HSiO 3 - HAsO 4 2- HSnO 4 - |
Примечание: Ме (активные, образующие щелочи)- Li, K, Na, Rb, Cs, , Ba , Sr.
Схема 2 . Гидролиз солей образованных сильными кислотами и слабыми основаниями- гидролиз по катиону, среда кислая, рН
Cl - Br - I – SO 4 2- NO 3 - IO 3 – ClO 3 - ClO 4 - MnO 4 - CrO 4 2- Cr 2 O 7 2- | Cl - Br - I – SO 4 2- NO 3 - IO 3 - ClO 3 - ClO 4 - MnO 4 - CrO 4 2- Cr 2 O 7 2- |
Примечание: Ме- Mg…….Au и NH 4 +
Схема 3 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и слабыми основаниями гидролиз по катиону и аниону- необратимый гидролиз.
В этом случае продуктами гидролиза являются слабые кислота и основание: KtAn + Н 2 О = KtOH + HAn
Kt + + An - + H 2 O = KtOH + Han
где Kt + и An - - катион и анион слабых основания и кислоты соответственно.
Схема 4 .
Соли образованные сильными кислотами и сильными основаниями гидролизу не подвергаются. Среда нейтральная, рН=7
Сильные и слабые электролиты
Сильные | Слабые |
1. Все растворимые соли. | 1. Все труднорастворимые соли. |
2. Неорганические кислоты: | 2. Неорганические кислоты: |
3. Щелочи: | 3. Амфотерные основания: 4. Неамфотерные гидроксиды: 5. Органические кислоты: |
1) Процесс гидролиза является обратимым , протекает не до конца, а только до момента РАВНОВЕСИЯ;
2) Процесс гидролиза – обратный для реакции НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, следовательно, гидролиз - эндотермический процесс (протекает с поглощением теплоты).
KF + H 2 O ⇄ HF + KOH – Q
Какие факторы усиливают гидролиз?
- Нагревание – при увеличении температуры равновесие смещается в сторону ЭНДОТЕРМИЧЕСКОЙ реакции – гидролиз усиливается;
- Добавление воды – т.к. вода является исходным веществом в реакции гидролиза, то разбавление раствора усиливает гидролиз.
Как подавить (ослабить) процесс гидролиза?
Часто необходимо не допустить гидролиза. Для этого:
- Раствор делают максимально концентрированным (уменьшают количество воды);
- Для смещения равновесия влево добавляют один из продуктов гидролиза – кислоту , если идёт гидролиз по катиону или щёлочь, если идёт гидролиз по аниону.
Гидролиз других соединений, не относящихся к солям.
1) Бинарные соединения металлов: фосфиды, нитриды, гидриды, карбиды.
При их гидролизе образуется гидроксид металла и водородное соединение неметалла, а из гидрида – водород.
А) гидриды. СаН 2 + Н 2 О = Са(ОН) 2 + Н 2
Б) карбиды: карбиды при гидролизе могут образовывать метан (карбид алюминия, бериллия) или ацетилен (карбиды кальция, щелочных металлов):
Al 4 C 3 + H 2 O = Al(OH) 3 + CH 4
(H + OH - )
CaC 2 + H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2
В) остальные бинарные соединения: нитриды (выделяется аммиак), фосфиды (образуется фосфин), силициды (получается силан).
Са 3 Р 2 + Н 2 О = РН 3 + Са(ОН) 2
2) Галогенангидриды кислот.
Галогенангидрид – это соединение, которое получается, если в кислоте ОН-группу заменить на галоген.
Пример: COCl 2 – хлорангидрид угольной кислоты (фосген), которую можно записать как СО(ОН) 2
При гидролизе галогенангидридов, а также соединений неметаллов с галогенами - образуются две кислоты.
SO 2 Cl 2 + 2H 2 O = H 2 SO 4 + 2HCl
PBr 3 + 3H 2 O = H 3 PO 3 + 3HBr
Предварительный просмотр:
Таблица названий кислот и солей
Формула кислоты | Название кислоты | Название соответствующей соли |
HAlO 2 | Метаалюминиевая | Метаалюминат |
HBO 2 | Метаборная | Метаборат |
H 3 BO 3 | Ортоборная | Ортоборат |
Бромоводородная | Бромид |
|
HCOOH | Муравьиная | Формиат |
Циановодородная | Цианид |
|
H 2 CO 3 | Угольная | Карбонат |
H 2 C 2 O 4 | Щавелевая | Оксолат |
H
4
C
2
O
2
| Уксусная | Ацетат |
Хлороводородная | Хлорид |
|
HClO | Хлорноватистая | Гипохлорит |
HClO 2 | Хлористая | Хлорит |
HClO 3 | Хлорноватая | Хлорат |
HClO 4 | Хлорная | Перхлорат |
HCrO 2 | Метахромистая | Метахромит |
HCrO 4 | Хромовая | Хромат |
HCr 2 O 7 | Двухромовая | Дихромат |
Иодоводородная | Иодид |
|
HMnO 4 | Марганцевая | Перманганат |
H 2 MnO 4 | Марганцовистая | Манганат |
H 2 MoO 4 | Молибденовая | Молибдат |
HNO 2 | Азотистая | Нитрит |
HNO 3 | Азотная | Нитрат |
HPO 3 | Метафосфорная | Метафосфат |
HPO 4 | Ортофосфорная | Ортофосфат |
H 4 P 2 O 7 | Двуфосфорная(Пирофосфорная) | Дифосфат(Пирофосфат) |
H 3 PO 3 | Фосфористая | Фосфит |
H 3 PO 2 | Фосфорноватистая | Гипофосфит |
H 2 S | Сероводородная | Сульфид |
H 2 SO 3 | Сернистая | Сульфит |
H 2 SO 4 | Серная | Сульфат |
H 2 S 2 O 3 | Тиосерная | Тиосульфат |
H 2 Se | Селеноводородная | Селенид |
H 2 SiO 3 | Кремниевая | Силикат |
HVO 3 | Ванадиевая | Ванадат |
H 2 WO 4 | Вольфрамовая | Вольфрамат |
Предварительный просмотр:
ТРИВИАЛЬНЫЕ НАВАНИЯ НЕКОТОРЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
тривиальные названия веществ | формулы |
алюмокалиевые квасцы | KAl(SO 4 ) 2 *12H 2 O |
аммиачная селитра | NH 4 NO 3 |
английская соль | MgSO 4 *7H 2 O |
бертолетова соль | KClO 3 |
бура | Na 2 B 4 O 7 *10H 2 O |
веселящий газ | N 2 O |
гашёная известь | |
гипосульфит | Na 2 S 2 O 3 *5H 2 O |
глауберова соль | Na 2 SO 4 *10H 2 O |
глинозём | Al 2 O 3 |
двойной суперфосфат | Ca(H 2 PO 4 ) |
едкий натр | NaOH |
едкое кали | |
железный купорос | FeSO 4 *7H 2 O |
жженая магнезия | |
индийская селитра | KNO 3 |
инертные газы | He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn |
калиевый щёлок | |
калийная селитра | KNO 3 |
кальцинированная сода | Na 2 CO 3 |
каменная соль | NaCl |
каустик | NaOH |
кремнезём | SiO 2 |
медный купорос | CuSO 4 *5H 2 O |
натронная селитра | NaNO 3 |
негашёная известь | CaO |
никелевый купорос | NiSO 4 *7H 2 O |
питьевая сода | NaHCO 3 |
поваренная соль | NaCl |
поташ | K 2 CO 3 |
преципитат | CaHPO 4 *2H 2 O |
сернистый газ | SO 2 |
селикагель | SiO 2 * X H 2 O |
сулема | HgCl 2 |
угарный газ | CO |
углекислый газ | CO 2 |
хромокалиевые квасцы | KCr(SO 4 ) 2 *12H 2 0 |
хромпик | K 2 Cr 2 O 7 |
цинковый купорос | ZnSO 4 *7H 2 O |
чилийская селитра | NaNO 3 |
Предварительный просмотр:
Таблица – Продукты восстановления при взаимодействии металлов с кислотами
Кислоты Металл | Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg |
М.: 2013. - 352 с.
Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии. Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов. Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом. Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.
Формат: pdf
Размер: 3,5 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их
соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп
и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в
Периодической системе и особенностям строения их атомов 23
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп по
их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов
29
1.3. Химическая связь и строение вещества 43
1.3.1. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования.
Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая
связь. Водородная связь 43
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов.
Валентность атомов 51
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип
кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и
строения 57
1.4. Химическая реакция 66
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической
химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 66
1.4.3. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов 78
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение
равновесия под действием различных факторов 85
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты 95
1.4.6. Реакции ионного обмена 106
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная,
щелочная 112
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и
способы защиты от неё 125
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 141
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура
неорганических веществ (тривиальная и международная) 146
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов:
щелочных, щёлочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка,
хрома, железа 166
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов:
водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
172
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных,
кислотных 184
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных
гидроксидов и кислот 188
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных,
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 194
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 197
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и
изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных
орбиталей углерода 200
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических
соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа
207
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов,
циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов
(бензола и толуола) 214
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и
многоатомных спиртов, фенола 233
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых
кислот, сложных эфиров 241
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических
соединений: аминов, аминокислот 249
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и
полисахариды) 253
3.9. Взаимосвязь органических соединений 261
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 266
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и
очистки веществ 266
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ.
Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Идентификация органических соединений 266
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ,
относящихся к изученным классам неорганических соединений 278
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 279
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических
соединений (в лаборатории) 285
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших
веществ 291
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 291
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере
получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия 292
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 294
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и
поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 295
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 303
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в
реакциях 303
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в
определенной массе раствора с известной массовой долей 307
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству
вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 313
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде
раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода
продукта, массовой доли (массы) веществав
смеси 315
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 319
Типовой вариант экзаменационной работы
Инструкция по выполнению работы 324
Ответы к типовому варианту экзаменационной работы 332
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 334
ПРИЛОЖЕНИЯ 350
Сегодня мы поговорим о том, как подготовиться к ЕГЭ по химии. Прежде всего, необходимо изучить кодификаторы и спецификации, размещенные на официальном сайте ФИПИ, понять структуру работы, затем систематизировать свои знания. Стоит отметить, что если вы готовитесь к экзамену с нуля, то начинать нужно не менее, чем за год.
ЕГЭ по химии
Итоговая работа содержит 40 заданий, из которых 35 требуют выбора ответа (1 часть), а 5 — развернутого (часть 2). Уровень сложности также разный: 26 относятся к базовому, 9 — к среднему, 5 — к повышенному. Решая наиболее сложные задачи, выпускники обязаны использовать имеющиеся навыки в нестандартной ситуации, систематизировать и обобщать знания. Вопросы, требующие полного ответа, требуют найти причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать ответ, характеризовать свойства веществ и решать химические задачи, производить расчеты.
Задания ЕГЭ по химии охватывают четыре основных содержательных модуля: теоретические основы химии, органическая химия, неорганическая химия, методы познания в химии, химия и жизнь.
На работу отводится 180 минут.
ЕГЭ по химии 2015В новом учебном году появились нововведения в структуре работы:
- количество заданий сведено к 40
- осталось лишь 26 вопросов базового уровня (на единичный выбор)
- для вопросов 1-26 требуется записать лишь одну цифру
- за прохождение теста можно получить 64 балла
- задачи по нахождению молекулярной формулы веществ оцениваются теперь в 4 балла.
Как и прежде разрешено иметь периодическую систему Д. И. Менделеева, кроме того выпускникам выдаются таблицы растворимости и напряжений металлов.
Готовимся к ЕГЭ по химии
Чтобы быть готовым к аттестации по химии, важно систематизировать полученные знания. Лучше всего это сделать с помощью следующих пособий:
- Пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. А. А. Дроздов, В. В. Еремин
- ЕГЭ. Химия. Экспресс подготовка. О. В. Мешкова
- Электронный ресурс: himege.ru/teoriya-ege-himiya/
Обязательная часть подготовки — решение тестов. Демонстрационные варианты, а также задачи из открытого банка заданий можно найти здесь: www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Можно воспользоваться сборниками тестов:
- Химия. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. О. Г. Савинкина
- ЕГЭ 2015, химия. Типовые тестовые задания. Ю. Н. Медведев
- Химия. Подготовка к ЕГЭ — 2015. В. Н. Доронькин, А. Г. Бережная
Видео
Подготовка к ЕГЭ по химии - это, как правило, и есть подготовка к ЕГЭ по химии с нуля.
Учебный план в обыкновенных школах построен так, что часов, отведенных на химию, категорически не хватает для того, чтобы начать что-то понимать.
Ученики запоминают из школьной программы разве что несколько шаблонных схем. Например: “Реакция идет до конца, если получается газ, осадок или вода”. Но какая реакция, какой именно осадок - этого никто из старшеклассников не знает! В школе в эти детали не углубляются. И в итоге даже за видимой успешностью, за школьными пятерками – не стоит никакого понимания.
При подготовке к ЕГЭ по химии с нуля стоит начать с самых обыкновенных школьных учебников за восьмой и за девятый класс. Да, в учебнике нет должного уровня объяснений, который нужен, чтобы понять происходящее. Готовьтесь, что часть информации вам придется просто заучить.
Если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля и читаете школьный учебник - вы учите химию, как иностранный язык. Ведь в иностранном языке в начале изучения тоже какие-то непонятные слова, непонятные буквы. И надо потратить какое-то количество времени и сил на изучение «алфавита» и базового «словаря», иначе дальше просто ничего не получится.
Химия – эмпирическая наука, и в этом ее отличие от математики. Мы имеем дело с фактами, которые пытаемся объяснить. Сначала мы знакомимся с неким фактом, и когда он не вызывает сомнений, мы его объясняем. Фактов в химии много, и в них трудно разобраться, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля. Поэтому мы начинаем с обыкновенного школьного учебника. Например, учебник, авторы которого Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, или Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, В. В. Ерёмин.
И после этого надо переходить к серьезным книгам. Потому что, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля, попытка «прыгнуть» сразу в серьезную книгу может закончиться провалом. При этом одних школьных учебников для подготовки к ЕГЭ по химии не хватит!
Я написала пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. Оно называется “Химия. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. Это книга для тех, кто уже прочитал школьные учебники, кому не надо с нуля рассказывать, что такое валентность и каким символом обозначается какой элемент.
Еще один совет тем, кто готовится к ЕГЭ по химии с нуля.
В этой ситуации нет смысла «распыляться» на олимпиады, потому что почти не будет шансов что-то там решить. Если человек вы начали готовиться заранее, и к началу 11 класса он пишете пробные ЕГЭ по химии на 70 баллов, тогда есть смысл участвовать. Стоит изучить отдельные разделы физхимии, которые нужны для олимпиады, и пробовать свои силы.
Но что же делать, если старшеклассник хочет подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и при этом не понимает школьного учебника? Не может понять! Хочет стать медиком, а школьного учебника не понимает. Что тогда? Идти к репетитору?
Можно попробовать взять другой школьный учебник. Все они написаны разным языком, в них несколько разные подходы. Но если старшеклассник решил подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и не может осилить ни один учебник по школьной химии за 8-й класс… Может быть, тогда стоит подумать о специальности, с которой легче справиться? Такой абитуриент потратит очень много сил на поступление, но если пройдет, то, скорее всего, на платное, а потом еще и вылетит! Ведь учиться в медицинском намного тяжелее, чем подготовиться к ЕГЭ для поступления в медицинский. Если подготовка к ЕГЭ по химии вызывает неразрешимые трудности, совсем уж неразрешимые, то учиться в медицинском будет намного тяжелее! Помните об этом, когда готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля.