Что значит читать бегло. Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению. Общее представление о технике чтения

Как научить детей читать бегло

Скорость чтения важный фактор из числа, влияющих на успеваемость. Многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.

В начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются :

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

упражнения

1.Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

2 .Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3.Спотыкание об согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, презентации: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

6 . Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки. (это можно применить и дома)

8. Игра «Буксир».

а) взрослый(родитель, наставник, учитель) читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за взрослым человеком.
б) взрослый читает вслух, дети про себя. Взрослый останавливается, ученики продолжают читать.

9.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

11. Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12 . «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

13 .Развитие широкого поля зрения.

Найди букву.

На листе бумаге разбросаны буквы алфавита. Взрослый называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.

б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.

в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Литература

1. Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. - М., 2000

2. Школа рационального чтения: Курс обучения чтению самых маленьких. - М.: ШРУ, 1990

3. Начальная школа, 2004, № 12

4. Первое сентября, 2004, №23

5.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.

Сайты:

1.http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-1.htm

2. http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html

3. http://efamily.ru/articles/102/406

4. http://vesn.blogspot.ru/2011/03/blog-post_10.html


Как научить детей в начальной школе читать бегло.

Все в мире начинается с любви…

Любви к людям, природе, красоте…книге…

Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, и просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Чем же мы, учителя, можем помочь нашим детям?

Давайте проанализируем норму техники чтения по начальной школе. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 90 слов в минуту для учащихся, переходящих в 5 класс, а на начало 5 –го класса – уже 120 слов. Где взять ребенку за лето 30 слов? Это огромная беда для слабочитающих детей. Это так же не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.

1.Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.

2.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

5.«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течении 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается.

6. Можно наблюдать такую картину. Ребенок предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего- четвертого слова, забывают первое. Поэтому он не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предлагаются профессором И.Т.Федоренко. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно. Обычно через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка можно их заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки.

б) Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

в) Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Игра «Буксир».

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики продолжают читать.

9. Игра «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.

10.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

11. На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

12. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

13.Развитие широкого поля зрения.

а) учитель называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.

б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.

в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.

Важным фактором является «стимул увлечения» - В 1 классе дети обучаются без оценок, поэтому очень важна для них оценка, за каждое дополнительное чтение ставлю 5; пять 5–звездочка, 5 звездочек – приз.

Во 2 классе - читаем единые произведения. Например – дети получили письмо от Буратино:

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Дорогие ребята 2 а класса СОШ № 3!

Я, Буратино, очень хочу побывать в вашем классе и школе.

Она называется « Золотой ключик или Приключения Буратино».

Ее написал А.Толстой. Первым 10 прочитавшим книгу, я пришлю «золотой» ключик, следующим 10 ученикам - красный, а последним - зеленый.

По следам прочитанной книги мы устроим викторину, и конечно будут призы.

МОИ УСЛОВИЯ:

2. ЗАПИСЫВАТЬ В "ЧИТАЛОЧКУ"

3. СДАВАТЬ "ЧИТАЛОЧКУ" ЕЖЕДНЕВНО.

ВПЕРЕД, ДРУЗЬЯ. БУРАТИНО.

Дети прочитывают сказку, записывая время чтения в специальный дневник «Читалочку». После прочтения всеми учащимися книги проводится викторина по прочитанной книге.

б) читаем сказки Андерсена – КВН по сказкам.

в) читаем сказки Пушкина – с домашним заданием > инсценировка

д) читаем книгу В.Бианки «Лесная газета» - турнир- викторина «Лесные тайны» (газета «Первое сентября» №23 2004 год)

д) читаем «Детскую библию» или «Моя первая священная история», затем экскурсия в церковь, пишем письмо – сочинение « Чтобы я попросил у бога»

3 класс. «Стимулом увлечения» - в 1 полугодии является благодарственное письмо на работу родителей, а для этого нужно получить 100 пятерок. Каждая «5» ставится за 30 минут дополнительного чтения; во втором полугодии работаем за Дипломы 3,2,1 степени. Условие: дополнительное чтение каждый день по 30 минут, пропуск наказывается «штрафом», необходимо отчитать это время в выходной день.

К этому времени ученики уже читают бегло, поэтому появляется осознанное чтение. Над выразительностью чтения работаю по тетрадям «Учимся читать выразительно».

В 4 классе - приучаю детей к «зарабатыванию денег». Мы определили, что 30 минут чтения = пяти классным «читалычам».

Так каждую неделю дети начитывают дома время и в понедельник по ведомостям получают зарплату в «читалычах», складывают в копилку, в конце четверти или месяца – проходит «Ярмарка-распродажа» призов, где каждый ученик может купить себе любой предмет за собственные деньги – «читалычи».

Родители учащихся - мои активные помощники в развитии беглого выразительного и осознанного чтения. У них есть обязанность – регулярно контролировать и вести запись в «Читалочке», а это дневник, который ведется с 1 по 4 класс. В нем записывают родители или дети время ежедневного дополнительного чтения.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включай союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Часто родители требуют в 6-7 лет пересказать прочитанное, а ребенок не может, т.к. ребенку была дана команда: «Прочитай». Именно эту команду услышал мозг человека.

Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 43 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху. ,

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Научившись читать, ребенок открывает для себя Мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребенка. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить, логический разо вьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления, можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода. Первый подход - это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Второй подход - приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Здесь родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы - книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г, Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в библиотеках, в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

А результатом моей совместной работы учитель – родитель - ученик является итоговое собрание родителей и детей, где каждый ребенок представляет список прочитанных книг за год, а это не одна исписанная страница только названий книг. Дети в конце каждого учебного года получают в подарок хорошую книгу.

Для меня показателем титанического труда является вопрос ученика: «А можно я и летом буду читать каждый день?» и на вопрос учителя: «Что тебе подарить на день рождение?» слышать в ответ: «Конечно же, книгу!».

Чтение для моих детей – это увлечение, а не наказание.


Современная школьная программа для первого класса достаточно трудна и требовательна. Ребёнку, который идёт в школу, нужно не только знать буквы, цифры, но и уметь писать и бегло читать. Умение читать очень важно для маленького школьника, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Детки, которые плохо читают, отстают в учёбе. В процессе чтения улучшается память ребёнка, а также его умственные способности.

Если ваш малыш никак не может научиться бегло читать, воспользуйтесь этими советами:

  1. Проверьте, знает ли ребёнок хорошо все буквы. Часто детки путают некоторые буквы, и это становится главной причиной возникновения трудностей во время чтения.
  2. Если со знанием алфавита всё в порядке, проверьте, правильно ли малыш складывает их в слоги.
  3. Когда вы убедитесь в том, что ребёнок умеет хорошо читать по слогам, переходите непосредственно к обучению. Для начала возьмите книгу с чётким красивым шрифтом и прочитайте пару строк выразительно сами. Затем предложите то же самое сделать малышу.
  4. Некоторые дети, читая длинное предложения, не могут сконцентрировать своё внимание. Поэтому, пока малыш доходит до прочтения последних слов, он забывает начало предложения. Это можно исправить с помощью специальных упражнений для улучшения внимания ребёнка. Также старайтесь читать с малышом книги, которые интересны в первую очередь ему. Если ребёнок будет заинтересован в чтении, процесс обучения будет проходить намного легче и быстрее.
  5. Иногда бывает так, что малыш имеет узкое поле зрения, которое не может охватить слово целиком. Это случается часто у детей с бедным словарным запасом. Используйте всевозможные упражнения, которые направлены на пополнения словарного запаса юного ученика, много читайте ему вслух.
  6. Очень эффективны короткие занятия перед сном. Малыш хорошо запомнит ту информацию, которую он усвоил поздно вечером. Можете предложить крохе немного почитать лёжа, но следите за тем, чтобы освещение было максимально комфортным.
  7. Дочитайте ребёнку до самого интересного места и остановитесь. Скажите, что вы устали и предложите малышу дочитать самостоятельно. Следите за тем, чтобы ребёнок не очень уставал во время занятий, ведь так можно отбить у него всё желание научиться читать.
  8. Пишите малышу небольшие интересные записки с просьбой что-то сделать дома. Вечером проверяйте, как кроха выполнил ваши пожелания. Обязательно хвалите и поощряйте ученика.
  9. Прочитав сказку, например, задавайте малышу вопросы по её содержанию. Пусть ребёнок чётко и подробно отвечает на каждый вопрос. Потом поменяйтесь местами: пусть малыш придумает вопрос и задаст его вам.
  10. Обязательно заучивайте с ребёнком небольшие стихи и скороговорки. Это отлично тренирует память и пополняет словарный запас.
  11. Устраивайте малышу время от времени зрительные диктанты. Напишите на листке бумаги небольшое предложение из 2-3 слов, пусть ребёнок на протяжении нескольких минут изучит его, прочитает вслух. Затем листок уберите с поля зрения малыша. Пусть ребёнок напишет то, что запомнил. Такое упражнение расширит поле зрения ребёнка, он сможет узнавать слова целиком, не читая их по слогам.
  12. Отлично помогают упражнения на развитие зрительной памяти. Напишите буквы вразброс, а малыш пусть расставит их в алфавитном порядке. Можно написать несколько цифр по порядку, пропустив некоторые. Ребёнок должен сказать, какие цифры пропущены. Такие упражнения отлично тренируют внимание и память.
  13. Эффективным является параллельное чтение: вы читаете вслух, а малыш тем временем следит за текстом и ведёт по нему пальчиком. Так ребёнок научится не только узнавать слова визуально, но и читать с правильной интонацией.
Учтите, что технику беглого чтения ребёнок может освоить лишь до 12 лет. Не огорчайтесь временным неудачам юного ученика, хвалите его за малейшие успехи. Занятия должны быть регулярными и увлекательными. Запаситесь терпением, и совсем скоро ваш малыш научится отлично читать.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Современные родители стараются уделять как можно больше внимания развитию своих детей. Многих волнует вопрос, как ребенку научиться бегло читать, так как уже с такой навык является необходимым для успешной учебы. Информация на эту тему поможет большому количеству мам.

Упражнения для обучения беглому чтению

Тем, кто интересуется, как научить ребенка 1 или 2 класса бегло читать, в решении проблемы помогут определенные упражнения. Заниматься лучше, когда дети в хорошем настроении и воспринимают всё, как игру:

  1. Следует написать несколько пар слов, которые отличаются лишь одной буквой, например, кит и кот, лес и вес. Ребенок должен, правильно прочесть, найти отличие.
  2. Необходимо подобрать около 10 слов, состоящих из 2 слогов, и написать их на карточке. Ее нужно разрезать на 2 части. Малыш должен правильно собрать слово из двух половинок.
  3. Ребенок должен читать книгу, и когда мама говорит «стоп», останавливаться. Какое-то время он отвлекается от книги и отдыхает, затем ему дается команда «продолжай». Ребенок должен самостоятельно найти то предложение, на котором остановился.
  4. Нужно написать несколько слов, пропустив в них буквы. Ребенок должен самостоятельно догадаться, что же написано. Считается, что это упражнение существенно улучшает навыки чтения. В процессе тренировки развивается способность к смысловым догадкам.
  5. Предложить ребенку найти определенное слово в небольшом тексте. Это позволит сформировать у него способность к целостному восприятию написанного.
Другие приемы обучения беглому чтению