Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир. Внеклассное мероприятие "Моя малая родина": разработка и план Начальная школа урок моя малая родина

Конспект урока для детей начальной школы на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир"


Автор: Исляева Розалия Рафаэльевна, учитель начальных классов, ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г. Владимира".
Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям.
Тема урока: «Моя малая Родина. Город Владимир»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познания
Социализация
Безопасность
Музыка
Чтение
Художественное творчество
Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей
Задачи:
Образовательная: - дать детям представление, что такое Родина, родной край, уточнить и расширить знания о родном городе. Познакомить с картой и символикой, основными достопримечательностями г. Владимира
Коррекционно-развивающие:
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу
- развивать связную речь, активизировать словарь по теме,
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: малая Родина, герб.

Предварительная работа: Прослушивание песни «С чего начинается Родина», просмотр фотографий старого и нынешнего г. Владимира, рассматривание карты города, экскурсия по городу.
Оборудование: Интерактивная доска, маркерная доска, плакат с государственной символикой РФ, запись песни «С чего начинается родина», гимна РФ, гимна Владимира и Владимирской области

Ход урока:

1. Организационный момент: Сегодня первый урок у нас будет необычным. Мы побеседуем о нашей с вами Родине. А начнем мы беседу с прослушивания песни. Я предлагаю вам внимательно послушать ее и подумать, о чем в ней поется. Звучит песня «С чего начинается Родина»
- Итак, о чем же поется в песне? Кто услышал? (о Родине)
- Правильно. Кто знает, что такое Родина? (ответы детей)
-Молодцы.
2. Основная часть. Беседа о Родине:
- А сейчас послушайте стихотворение и скажите, что такое Родина?

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет.
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется, кто знает? (Россия)
-Молодцы! (На экран проецируется карта России)
Посмотрите на карту, как обширны наши земли, как огромна наша страна. Это большая наша Родина. А какой главный город в России? (Москва.) Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наша родная земля город Владимир. Это наша малая Родина. (На экран проецируется вид города Владимир) Посмотрите, вы узнаете город Владимир?
-Молодцы, все узнали. У нашего города, как и у всех других есть свой герб и флаг. (На экран проецируется герб и флаг г. Владимира) Вы знаете, что такое герб? Это отличительный знак.
-Посмотрите это герб города Владимира. Кто изображен на гербе города Владимира? Правильно. «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест» Этот лев не просто так изображен на нашем гербе. Лев– родовой знак Владимирских князей. Лев сильный зверь и на гербе его изобразили, что-бы показать силу нашего города, его величие.
-Хорошо, а кто знает что такое флаг? Флаг это символ страны или города. Его вывешивают у административных зданий. А это, посмотрите - флаг города Владимира. Он очень похож на герб. Правда? Чем?
Пожалуйста, запомните наш герб и флаг.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы пойдем гулять.
На опушке возле ели
На пенечек дети сели.
(Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на кор точки.)
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули.
Опустили их опять,
Можно ими помахать.
(Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опуска ют руки, делают махи. Дыхание при этом - свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.)
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.

А теперь я расскажу вам о самом городе. Послушайте что пишут о нашем городе поэты:

Владимир – родина моя!
Мой уголок, моё богатство,
Мне так родны твои края,
Мне дороги твои убранства!
Ты не равняйся на Москву,
Твои дары побольше многих.
Пускай столицей не зовут,
Зато зовут – Великий город!
Мне даже небо кажется здесь шире,
Здесь дышит гордостью земля.
Один такой ты в целом мире,
Один такой ты на века!

И еще одно: Любимый Владимир на Клязьме стоит,
И солнце его купола золотит.,
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.

Понравились вам стихотворения? А вы внимательно их слушали? Тогда вопрос, на какой реке стоит Владимир? На реке Клязьма. (На экран проецируется фотография моста через реку Клязьма)
- Молодцы! А как вы думаете, Владимир это старый или молодой город?
- Владимир очень древний город. Он был заложен Владимиром Мономахом в 1108 году. (На экран проецируется фотография В. Мономаха) В этом году ему исполнится 906 лет.
Наш город поражает не только своим возрастом но и обилием различных достопримечательностей, памятников. Главная достопримечательность как вы думаете какая?
- Конечно же Золотые Ворота! один из наиболее древних и знаменитых архитектурных памятников Владимира. Золотые ворота были сооружением военного назначения. Через них осуществлялся въезд в город, окруженный земляными валами. Впоследствие ворота не раз переделывались. (На экран проецируется фотография Золотых Ворот) Построены они в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. После того как ворота утратили свою оборонительную функцию - они стали парадным въездом в город. Возле Золотых ворот расположено ещё одно примечательное здание - Троицкая церковь. (На экран проецируется фотография Троицкой церкви)
Еще: Успенский собор Княгинина монастыря(На экран проецируется фотография Княгинина монастыря) и Дмитриевский собор(На экран проецируется фотография Дмитриевского собора), Водонапорная башня(На экран проецируется фотография Водонапорной башни), Палаты(На экран проецируется фотография Палат), Храм Святого Розария(На экран проецируется фотография Храма Святого Розария), памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, памятник Андрею Рублеву(На экран проецируется фотография памятника Андрею Рублеву), памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому, монумент в честь 850-летия города Владимира (В основании памятника три фигры - былинный воин, древнерусский зодчий и советский рабочий.) Фигуры расположены так, что воин смотрит в сторону Золотых ворот, зодчий на Успенский собор и палаты, а рабочий - в направлении промышленных кварталов города.
Рассказать про все памятники и достопримечательности Владимира за один час невозможно. О них можно говорить неделями. Я покажу вам еще несколько знаменитых мест Владимира, если вы их узнаете, то помогайте мне.
Итак, теперь мы посмотрим, что вы запомнили.
Закрепление: Игра «Наш город какой». Мы поиграем в игру «Наш город какой?» Я буду кидать вам мяч и тот, кто его поймает должен рассказать о том, что запомнил о нашем городе.
Итог урока: И в заключение этого урока я предлагаю вам отгадать слово, в котором перепутались все буквы ВЛДИИАМР
- Правильно составили, это Владимир. Ну вот и подошло к концу наше путешествие! О чем мы сегодня разговаривали с вами? Что нового узнали на уроке? Как называется наша большая Родина, наша страна? А наша малая Родина это что? (это наш город)
- Вы сегодня все молодцы, все хорошо слушали, все активно работали! Хотелось бы выделить следующих ребят: …… . Теперь вы знаете что такое Родина. И я надеюсь будете гордиться ею.

Фигуры герба указывают на исторические, природные и географические особенности района. Ладья говорит о древних волоках, проходивших по водным «дорогам» края, и символизирует его историю. Синяя оконечность указывает на реку Западную Двину. Зелёный цвет символизирует природу района, его лесные богатства.

Флаг города.

Прямоугольное зелёное полотнище, воспроизводящее композицию гербового щита. оконечность символизирует реку Западную Двину, а зелёный цвет лесные ресурсы района.

5. Достопримечательности.

Люди проходят мимо, спешат по делам. Просто горожане не замечают вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность.

Первая остановка.

В 1989 году в связи с 500 летием со дня первого письменного упоминания об Андреаполе была установлена архитектурная композиция ладья- символ города. Крест олицетворяет христианскую Русь, вверху находится ладья, она же есть и на гербе и на флаге Андреаполя. Это символ района, потому что по Западной Двине проходил один из водных путей из варяг в греки.

Вторая остановка.

Озёра города Андреаполя и района.Самым глубоким озером считается знаменитое озеро Бросно. Рыбаки утверждают, что на дне его есть карстовые пещеры. Вероятно, эти уникальные условия породили легенду о чудовище, обитающем здесь.

Третья остановка.

На 20 воинских захоронениях воинов-освободителей скульптурами увековечена память о погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.В годы войны Андреаполь был стёрт с лица земли, довоенных построек почти не осталось.

Четвёртая остановка.

Действуют районный краеведческий музей и несколько школьных музеев. Районный краеведческий музей впервые распахнул свои двери 6 мая 1972 года. Его основателемпо праву считается учитель –фронтовик Эдуард Эдуардович Шимкевич. С 1 августа 1993 года заведующем музеем принят преподаватель Андреапольской средней школы №2 Валерий Викторович Линкевич, который и остаётся бессменным руководителем музея и доныне, честно и добросовестно исполняя свою работу.

Пятая остановка.

В Андреаполе и других населённых пунктах установлены стелы, мемориальные доски в честь знаменитых людей района.

Шестая остановка.

Известные люди.

Приведу лишь несколько фамилий, либо этой теме нужно посвятить отдельный классный час.

1.Александров Александр Петрович- дважды Герой Социалистического труда, заслуженный строитель РСФСР, инженер-полковник.

2.Куропаткин Алексей Николаевич-генерал Русской армии.

3.Кушелев Сергей Андреевич- создатель одного из первых курортов России «Андреапольские минеральные воды».

4.Половченя Гавриил Антонович-Герой Советского Союза, почётный гражданин Андреаполя.

5.Назимов Николай Игнатович –Герой Советского Союза и многие другие замечательные люди.

6.Наши современники.

Очень хорошо о Родине сказал Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писатель: «Наше Отечество, наша Родина-Матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а Матерью- потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всех врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина».

У нас в городе тоже есть замечательные поэты, которые воспевают в своих произведениях свой родной край. Это Шабанова Н.И., Безрукова Г., Юринов В.В., Лапко Т.М. и многие другие. Некоторые произведения мы сегодня с вами послушаем.

Приложение 1.

7.Пословицы о Родине.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

Мы сейчас объясним смысл увиденных пословиц.

1.Всякому мила своя сторона.

2.Без корня и полынь не растёт.

3.На чужой стороне и весна не красна.

4.Человек без Родины, что соловей без песни.

5.Где кто родился, там и пригодился.

8.Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

—Перечислите озёра Андреапольского района.

—Какие реки протекают по территории города Андреаполя?

—Назовите сёла нашего района.

—Какие улицы города вам известны?

—Какие предприятия находятся на территории нашего города?

—Сколько лет исполнилось нашей школе?

9.Моя малая Родина.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона.

Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной Андреапольский край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

1ученик: А в родимом краю и берёзки другие,

И душистей сирень, зеленей тополёк.

Много мест на земле, только в нашей России,

Может каждый по сердцу найти уголок.

2ученик: Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,

Может, у океана, на дикой скале,

Человек, своей жизни, фундамент заложит

И свой выстроит дом, лучший дом на земле

3ученик: И введёт в дом жену, без хозяйки он пуст,

И ребёнок родится, как положено, в срок

На большой своей Родине, с именем Русь,

Назовёт малой Родиной, тот уголок.

4ученик: И куда бы он не был заброшен судьбой,

И каких бы дорог после не было пройдено,

Человек будет знать, у него за спиной,

Есть всегда крепкий тыл- его малая Родина.

10. Подведение итогов.

В завершении нашего классного часа, по известной традиции, мы выпустим в «небо» наших «голубей». Пусть они и ненастоящие, но зато пожелание, которое мы напишем на обратной стороне будет самым настоящим, и мы будем ждать исполнения этих желаний.

(пока дети пишут звучит песня « Родительский дом»).

Надеюсь, что живущие в нашем городе будут хранить и приумножать добрые традиции старших поколений.Андреаполь- наш общий дом, и именно мы, жители, наполняем его теплом, уютом, радостью. Будущее города зависит только от нас. Если это поймёт каждый житель нашего города, то город станет краше и светлее.

Классный час: "Милый сердцу уголок -

моя малая родина "

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

    способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина;

    способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине;

    развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

Тип урока: урок- беседа.

Оборудование : текстовый раздаточный материал, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», набор слайдов.

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I . Организация класса. Эмоциональный настрой.

Ребята, я вам предлагаю сначала поиграть.

Игра на сплочение.

Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

Ребята проходят на свои места.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Скажите, ребята, о чём эта песня?

Выслушиваются ответы детей.

II . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине.

III . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель. Ребята, как называется наша страна?

Дети. Россия.

Учитель. А какая она, наша Россия?

Дети (по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Учитель:

И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель. Как называется область, в которой мы с вами живём?

Дети. Брянская область.

Учитель. Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Брянской области, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как Брянская область большая, поэтому нам надо уточнить наш адрес.

Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?

Дети. Мы живём в Гордеевском районе, в селе Гордеевка.

Учитель.

А почему наш район называется Гордеевский? (ответы детей)

Учитель. Да, название нашего района пошло от села Гордеевка. История села Гордеевка уходит в глубокую старину.

Учитель.

Кто знает, сколько лет нашему селу?

История Гордеевской земли началась с XIV столетия ; более трёхсот лет существует центр района - село Гордеевка. В начале 18 века полковой писарь Гордей Носикевич на реке Поконке поселил слободу и дал ей свое имя. Прежде здесь была Буда поляка Чижа, и земли эти, называемые Северскими, принадлежали крупному в ту пору государству-Речи Посполитой/современной Польше/; После Андрусовского мира, заключенного между Польшей и Россией в 1667 г.Северская земля отошла государству Российскому.

Все это время, не смотря на приграничное положение, сложности экономическиой и политической ситуации Гордеевский край всё время рос и развивался. В наше время район один из развитых в Брянской области, благодаря труду местных жителей, внесших огромный вклад в обустройство своей малой Родины.

Учитель.

Наш район, как и все другие, имеет свой символ – герб. А как выглядит герб нашего района?



Учитель. Посмотрите внимательно на наш герб.

Описание:
В зеленом поле с серебряной оконечностью поверх всего золотой дуб с корнями, переменяющими цвет на червлень в оконечности, и сопровождаемый в верхних углах золотыми пчёлами с серебряными крыльями.

Герб может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: без короны и со статусной территориальной короной.
Версия герба со статусной территориальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

Обоснование символики:
Символика фигур герба многозначна. Все фигуры герба символизируют лучшие черты местных жителей.
Пчела - символ трудолюбия, порядка, бережливости и усердия.
Дуб - символ крепости, долголетия, гражданского мужества и воинской доблести показывает, что гордеевцы хранят и продолжают славные традиции, заложенные многими поколениями предков. Также дуб перекликается с гербом Стародуба (Стародубского полка), в земли которого входила территория современного района в XVII столетии.
Золото - символ богатства, стабильности и урожая аллегорически указывает на сельское хозяйство - основу экономически района.
Серебряная оконечность как "фундамент" герба символизирует исторические корни, аллегорически показывая сооружённые в начале XVIII века буды - места добычи поташа, который шёл на изготовление стекла, мыла и пороха.
Серебром в гербе показаны реки Пакона и Ипуть протекающие по территории района
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Зеленый цвет - символ земли, травы.

IV . Беседа о значении слова «родина».

Учитель. Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района? Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок?

(ответы детей)

Учитель. Это наш родной край, наша малая Родина.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Учитель. А почему мы свой край называем Родиной?

Дети. (варианты ответов: здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).

Родиной мы называем дом, в котором растём, дом, где живёт моя семья.

Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привыкли отдыхать.

Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом и живут твои земляки.

Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.

Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает…

V . Пословицы о Родине.

Учитель. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Работа в группах.

Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается 2 конверта с разрезанной в них на части пословицей. Обучающиеся должны собрать пословицы и объяснить их смысл.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Жить - Родине служить

На чужой стороне, что соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Физминутка.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

VI . Достопримечательности нашей малой Родины.

Учитель.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.

Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

У каждого села есть свои традиции. А какие народные традиции есть в нашем селе?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

Ежегодно в с.Гордеевка 27 сентября проводятся мероприятия, посвященные Дню освобождения Гордеевского района от немецко-фашистских захватчиков.

На центральной площади проходит ярмарка «Сергейки». Ярмарка проводится 20 октября и длится один день.

Из летописи села Гордеевка известно, что в старые времена ярмарка проходила с 25 октября по 1 ноября, а со 2 ноября продолжалась в селе Петрова Буда Гордеевского района, потом в соседнем Красногорском районе в селе Верещаки и других селах.

Учитель.

Почему ярмарка имеет название «Сергейки»?

Оказывается, ее так назвали не в честь святого Сергия Радонежского, а в честь дня рождения Гордеевского помещика Сергея Булацеля. Он утвердил эту ярмарку и назвал своим именем.

Ярмарка приурочивалась к окончанию сбора урожая. Люди со всего района и ближайших областей привозили излишки товара для обмена или продажи.

Вдоль улиц раскидывали палатки, шатры, кибитки. Продавали также прямо с телег. Кондитерские изделия продавали с лотков, закрепленных на груди. Самые расторопные продавцы приезжали на всю ночь, чтобы занять место получше.

На площади в торговых рядах собирались матера, которые плели корзины, делали деревянные игрушки, а также точильщики ножей и топоров. Плели из бересты лукошки и лапти, вырезали ложки.

Ярмарочная торговля проводилась один день, в этот день устанавливалась импровизированная сцена, где пелись русские народные песни, частушки, а также устраивались танцы под гармошку. На площади устраивались соревнования на силу, быстроту и ловкость.

VII . Подведение итогов занятия.

Учитель. Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину?

(какая она?)

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите на доске.

(любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая)

(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)

Учитель. Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой, интересной, зелёной, удивительной.

Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала?

Выслушиваются ответы детей.

Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо очень сильно любить и беречь её.

Учитель. Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Трегубова Светлана Николаевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Цель : Познакомить обучающихся с историей и современностью родного города.

Задачи :

  • формировать представление о малой Родине;
  • расширить знания о родном городе, о его улицах, достопримечательностях;
  • развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю;
  • воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной и коллективной деятельности, побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности;
  • стимулировать желание обучающихся проявлять творческую инициативу, наблюдательность.

Оборудование : презентация; карта Свердловской области; компьютер; наглядные пособия; фотографии г. Новоуральска; музыкальное оформление.

Планируемые результаты: имеют представление о родном городе; знают понятие "символика"; формируют ответы – вопросы педагога.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия

Звучит песня "С чего начинается Родина" М. Матусовского. Обучающиеся входят в класс под музыку и садятся на стулья, которые стоят полукругом около доски. На доске висит кроссворд.

Мы начинаем наше занятие. А чему оно посвящено вы узнаете, если отгадаете кроссворд.

Кроссворд

1.Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (герб)

2.Над рекой, поперек,

Великан врастяжку лег.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне. (мост)

3.Место, где мы живем. (город)

4. Главный город государства,

Хоть республики, хоть царства.

Тут смекалка пригодится:

Вот Москва: она… (столица)

5.Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны. (гимн)

6.У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело – сине – красный… (флаг)

7.Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья. (Родина)

Воспитатель: Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем. Это место, где живут близкие нам люди, это самое дорогое, что есть у человека, это Земля, где трудились наши предки)

Чтение стихотворения "Что мы Родиной зовем?"

Родина – это страна, в которой мы живем.

Как она называется? (Россия)

А как называется столица нашей Родины? (Москва)

Россия – ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчана славой,

И нет другого у тебя пути!

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить ее – это жить с ней одной жизнью, знать ее историю, уважать традиции. Тема нашего занятия "Моя малая Родина"

"Малая Родина"

Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая Родина малая моя!

Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, моя улица, моя школа…

Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Сегодня мы с вами будем говорить о месте, где вы родились и выросли, где живут ваши близкие люди, о прекрасной природе, которая нас с вами окружает. Назовите свою малую Родину. (г. Новоуральск) А как называется край, область, в которой мы с вами живем? (Свердловская) Давайте подойдем к карте Свердловской области. Как называется главный город Свердловской области? (Екатеринбург) Он отмечен большим кружком. А маленьким кружком отмечен г. Новоуральск – наша малая Родина. Кто знает, сколько лет нашему городу? (62) Если вы любите свой город и гордитесь им, вы должны знать историю. Сейчас я вам немного расскажу об истории возникновения нашего города.

Становление города связано с УЭХК, строительство которого началось в 1946 году, а через 3 года предприятие выпустило первую продукцию. Название город не имел. Это был просто строительный поселок. Вместе с заводом строился и развивался рабочий поселок. История города очень необычна: многие здания и улицы образовались раньше, чем официально появился Новоуральск. Долгое время нашего города не было на карте России, так как населенный пункт был закрытым, "секретным" и считалось, что люди живут здесь "за колючей проволокой". Город, действительно, был "засекреченным", так как на градообразующем предприятии - Уральском электрохимическом комбинате - обогащали уран, делая начинку для атомных бомб, а иностранцам этого знать не следовало. До 1954 года поселок строителей и создателей секретного завода не имел ни статуса, ни названия. Только 17 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета рабочий поселок был преобразован в город Новоуральск. К этому времени в городе насчитывалось 35 магазинов, 6 столовых, 2 поликлиники, стационар. Работали к/т "Родина", Театр оперетты, музыкальная школа, службы быта. Работали детские сады, ясли, 8 школ, техникум, вечерний институт, гостиница "Урал", стадион, Дом отдыха, пионерский лагерь, водная станция. Название города открыто не использовалось. Почти 40 лет город жил под именем Свердловск – 44. 4 января 1994 года название города стало открытым. Название говорит само за себя - Новый город на Урале. И, действительно, наш город новый и молодой, официально ему всего 62 года. Новоуральск расположен в красивейшем месте, среди гор, лесов и озер.

Как у всех городов, у нашего города есть свой герб. (показ)

Герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города гордятся?

В нашем городе есть 95 улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим от вас. Вы подготовили презентацию "Улица, на которой я живу". Каждый из вас расскажет о своей улице: Почему она так названа и какие достопримечательности есть на ней. (Рассказы обучающихся с показом иллюстраций)

Физкультминутка

Утром рано мы встаем (поднять руки вверх и опустить через стороны),

Город видим за окном (показать руками на окно).

Он проснулся, он живет (руки на поясе, пружинки в обе стороны),

Нас на улицу зовет (ходьба на месте).

Дома бывают разные: высокие и низкие (поднять руки вверх опустить),

Далекие и близкие (вытянуть руки и приблизить к себе),

Деревянные, панельные, кирпичные (передвигать рукой, как будто считаем)

Вроде бы обычные (развести руками).

Мы живем, мы растем в нашем городе родном (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять исходное положение).

Воспитатель: Мы продолжаем путешествовать по нашему городу. Вы узнаете еще много интересного. Сейчас вы разделитесь на 2 группы (обучающимся предлагается взять цветной квадратик. По цветам будут определены группы). (Работа в группах).

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце. Это природа. У нас очень богатые леса, красивая природа. В лесу, который окружает наш город, обитает много животных, растет много хвойных и лиственных деревьев. Я хочу предложить вам небольшую игру, которая поможет нам повторить и запомнить растения и животных нашего края. У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова. Что у вас получилось?

Игра "Животные и растения края"

КВЛКВОКВСКВЬКВ (лось)

РСВРСОРСЛРСКРС (волк)

МНЗМНАМНЯМНЦМН (заяц)

БГЛБГИБГСБГАБГ (лиса)

ТКРТКЯТКБТКИТКНТКАТК (рябина)

ВЖОВЖЛВЖЬВЖХВЖАВЖ (ольха)

ФШЕШЛФШЬШФ (ель)

КРОКСРКИРНКРАКР (осина)

Мы уже с вами много говорил о достопримечательностях нашего города, об улицах города. Я предлагаю вам игру.

Игра "Сложи слово"

Из букв сложить название улицы и достопримечательность этой улицы.

(Когда дети будут отгадывать слова, то за каждый правильный ответ группа получает бумажные силуэты зданий, деревья, цветы, салютики)

Художественное творчество детей.

Создание композиции "Мой город".

Воспитатель: Я дам вам большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица, дам бумажные силуэты зданий, цветы, деревья, салютики. А теперь самое главное. Каждый из вас маленький художник и фантазер. Вы сейчас создадите коллективную композицию, украсите свою улицу зданиями, деревьями и цветами. Нужно дать название вашей улице.

(Звучит музыка, дети выполняют задание)

Итак, наши улицы готовы. Как вы назвали свою улицу? (дети рассказывают, что они изобразили)

Рефлексия

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, мы сегодня с вами много говорили о нашем городе. Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?

Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

Мы живем в городе… (Новоуральске)

Жителей города зовут… (Новоуральцы)

Наш город молодой. Ему лет… (62 года)

В городе есть главная улица…(Ленина)

В городе есть… (школы, д/с, магазины)

На улицах города растут: липы, тополя…

У г. Новоуральска есть свой символ… (герб)

Мы очень любим свой родной … (город)

И мы хотим, чтобы он был… (красивым, уютным и чистым)

Воспитатель: Я надеюсь, что занятие вам понравилось. Спасибо за труды и внимание!