Для чего нужно учить словарные слова. Как запомнить словарные слова? Орфографическая работа над словом

Любому человеку хочется писать без ошибок. Людям с врожденной грамотностью справиться с такой проблемой довольно просто. Но большинству приходится прилагать немалые силы, чтобы овладеть грамотным письмом.

Конечно, никаких затруднений со словами, написание которых регулируется правилами, чаще всего не возникает. А вот со словами, которые не подчиняются никаким правилам, дело обстоит совершенно иначе. Правильное написание словарных слов следует исключительно запоминать.

Огромное количество взрослых образованных людей нередко задумываются над написанием того или иного слова, когда дело доходит до составления документов или официальных писем. Довольно часто им приходится проверять себя, воспользовавшись орфографическими словарями.

Но ведь далеко не всегда в нужный момент орфографический словарь оказывается под рукой. Если у взрослых стоит такая проблема, то что уж говорить о детях, ведь им приходится гораздо труднее. Заучивание словарных слов - дело не из легких. Над этим усердно трудятся учащиеся школ, нервничают и каждый раз расстраиваются, если даже после долгих усилий они снова и снова делают ошибки в одних и тех же словах. В стороне не остаются ни учителя, ни родители. Они тоже активно участвуют во всем этом процессе и волнуются не меньше своих детей.

Оказывается, можно сберечь немало нервов, если воспользоваться довольно простыми, но в то же время эффективными методами для быстрого заучивания трудных слов. Таких способов всего пять.

Прием №1.

Возьмем, к примеру, такое непростое слово с удвоенной согласной, как «террариум». Если вы столкнулись с этим словом, но в его написании не уверены, то стоит заглянуть в словарь, чтобы не ошибиться. Но как же запомнить это слово? Для этого можно вспомнить какое-то слово, в котором тоже встречается удвоенная «р», но в написании которого, в отличие от «террариума», сомневаться вы уже не будете.

Прием №2.

Этот метод носит название «графического». Такой способ запоминания особенно подходит детям. В школьной программе встречается много сравнительно простых и наглядных слов. Именно для запоминания таких слов и следует прибегнуть к графическому методу. Но подобный прием не будет работать с более трудными словами, а тем более с абстрактными понятиями.

Графический метод запоминания основан на обыгрывании непроверяемой буквы с использованием картинок. А это значит, чтобы заучить сложное слово, нужно изобразить рисунок, на котором будет нарисовано само слово и непроверяемая буква. Рисунки не должны быть шедеврами изобразительного искусства, они, скорее, будут схематичными, ведь вы рисуете исключительно для себя.

Прием №3.

Под этим способом подразумевается фонетический метод. Он основан на звуковых ассоциациях, что может значительно облегчить заучивание словарных слов. Такой метод очень подходит ученикам средних и старших классов. Прибегнуть к такому способу запоминания полезно и взрослым. Фонетический метод позволяет без особых усилий выучить написание даже самых сложных слов.

Прием №4.

Здесь речь пойдет о комбинированном методе. Такой способ нужно использовать для заучивания тех сложных слов, где вы испытываете трудности в написании не одной, а двух и более букв. Этот метод представляет собой соединение двух способов: фонетического и графического. Такой подход позволяет использовать, например, метод фонетических ассоциаций, чтобы заучить одну непроверяемую букву, а графический - другую.

Прием №5.

В основу этого метода положена схожесть форм буквы с чем-либо. Это могут быть животные, предметы, растения. Следует подобрать какой-то предмет, который по форме напоминает непроверяемую букву. Если говорить другими словами, то используя такой метод, нужно придумать подходящие ассоциации.

КГБОУ “Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Тема исследования

«Как запоминать словарные слова?»

Исследовательский проект выполнила ученица 4 В класса КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края Гренадерова Екатерина

Руководитель работы

Вера Юрьевна Гренадерова,

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Бийск

1. Введение. 2

2. Теоретическая часть. 4

Словарные слова на уроках русского языка. Приемы запоминания словарных слов.

3. Практическая часть. 6

Анкетирование учащихся 3 классов.

Проведение эксперимента «Запоминание словарных слов».

Начало работы над составлением сборника словарных слов.

4. Выводы. 8

5. Список информационных источников. 8

6. Приложение. 9

Русский народ создал русский язык,

яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

1.Введение

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, я учу наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. При запоминании словарных слов я использовала механическую память, повторяя слово несколько раз. Но однажды я задумалась, как запоминать словарные слова быстро и увлекательно.

2. Тема: Как запоминать словарные слова.

3. Цель исследования: найти приёмы, которые помогут запоминать словарные слова.

4. Задача первая: убедиться в необходимости поиска приемов запоминая словарных слов;

вторая: использовать приемы запоминания словарных слов;

третья: начать сбор материалов для создания словаря словарных слов для детей.

5. Гипотеза: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным;

6. Актуальность работы: состоит в том, что многие дети испытывают трудности при запоминании словарных слов. Поэтому необходимо найти приёмы, которые помогут детям и мне самой запоминать словарные слова, чтобы сохранить свою работу я решила начать составлять свой сборник словарных слов, доступный и понятный детям.

7. Практическая значимость: помощь детям в запоминании слов.

8. Методы исследования:

изучение соответствующих литературных источников и интернет ресурсов;

проведение анкетирования среди учащихся 3 классов;

проведение эксперимента среди учащихся 2 классов;

обработка собранных материалов;

сбор слов для сборника словарных слов.

11. Характеристика работы. Моя работа носит как теоретический, так и исследовательский характер, потому что я не только изучала литературные источники, но и провела эксперимент, чтобы убедится, что приёмы помогают запоминать слова.

12. Обзор используемой литературы и других источников

Информации очень мало. Толковые и орфографические словари не могут помочь в этой работе. Они дают материал только для запоминания слов через многочисленные повторы одного слова. Я же искала приемы, которые ускорили бы запоминание слов.

Интересным, с моей точки зрения, оказался словарь «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой с яркими, веселыми картинками, стихотворениями, загадками, скороговорками, ребусами, пословицами и поговорка, который помог мне легко запомнить верное написание словарных слов и повысить мою грамотность.

С интернет – ресурсами дела обстоят не лучше. Интернет, конечно, более доступен, но на разных сайт, предлагают одни и те же приемы для запоминания слов.

Именно поэтому я решила заняться созданием своего сборника словарных слов.

Теоретическая часть

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

    читаем слово, проговариваем его по слогам;

    объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

    ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

    подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

    записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его запомнить Так разбираются словарные слова и в моей школе, но этого часто для меня было недостаточно.

Для своей работы я выделила пункт 4, который предполагает поиск приёмов запоминания словарных слов. Я нашла несколько приёмов, которые помогли мне запомнить словарные слова.

1. М немонический метод - ассоциативное запоминание слов.

Написание слова нужно связать с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ помогает быстро и легко запомнить слово. Образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

Как подобрать образ?

Чтобы запомнить легко словарное слово нужно:

Записать словарное слово, выделить другим цветом букву, которую нужно запомнить. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова:

Так я запомнила слово «василёк»: в А с И лёк – у В А с И.

    Рисование картинки, которая объясняет написание словарного слова.

Таких рисунков я нашла много в интернете:

У каждого ученика свой яркий образ, который помогает запомнить слова, поэтому запоминать слово ему будет легче. Когда я рассказала об этом приёме своим одноклассникам, они принесли мне рисунки, которые помогут запомнить словарные слова. Эти рисунки я буду использовать в своем сборнике с разрешения своих одноклассников.

3. Сочинение запоминалок:

Придумывая запоминалку, нужно придерживаться двух простых правил:

    буквы-подсказки в словах должны быть в сильной позиции (ударными);

    запоминалки должны быть по возможности короткими.

Вот такую запоминалку я придумала для слова «автомобиль»

Что такое это АВТО?

Что такое этот МОБИЛЬ? (буква О ударная)

Всё я быстро поняла!

Это же АВ-ТО-МО-БИЛЬ

    Составление и решение ребусов.

Я уже давно знаю правила решения ребусов, но только сейчас подумала над тем, что и ребусы могут помочь запоминать словарные слова. Самый яркий пример это слово «столица»

100+лица

Я буду искать ребусы и придумывать их сама, чтобы запоминать словарные слова было легче.

Эти приёмы я нашла в интернете и в словаре «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой (см. список информационных источников). С этими приемами я обязательно познакомлю своих одноклассников. Я думаю, что это поможет им запоминать словарные слова легко и быстро.

Практическая часть

Прежде чем приступить к поиску приемов запоминания слов, я провела среди учащихся 3 классов анкету. (см Приложение 2)

Результаты анкетирования помогли мне убедиться в том, что моя работа будет нужна не только мне, но и моим одноклассникам. Из 26 опрошенных 23 человека хотели бы узнать приемы запоминания словарных слов.

В теоретической части я описала приемы, которые нашла в интернете, чтобы убедить в их эффективности я провела эксперимент. Для двух групп учеников я придумала задание. Словарные слова для запоминания я выбрала одинаковые. Но участникам 2 группы я предложила слова с опорой на приёмы запоминания. Я хотела выяснить какой группе ребят запоминать слова будет легче. Эксперимент я проводила среди учащихся 2 классов (группа 10 человек), так мои одноклассники знают написание этих слов.

Обе группы запоминали слова в течение 10 минут.

Список слов

Список слов

Орех – Очень крепкий

лИмон – кИслый он

кАрман - дырА

АБАЖур купила ЖАБА.

А снаружи посмотри

АБАЖ ЖАБА прочитала.

Так и пишем мы всегда

«АБАЖуры» с двумя «А»

Л.Уланова

Обведи ответ на вопрос: Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Обведи ответ на вопрос:

Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Среди ребят 1 группы ошибки в словах допустили 4 человека, среди ребят 2 группы только 1 ученик. Это подтверждает моё мнение, что приёмы запоминания слов помогают записать слова без ошибок.

По результатам анкетирования среди слов, которые трудно запоминать мои одноклассники назвали слово «картофель». Я задумалась над тем, какой приём поможет запомнить это слово. Среди словарных слов я нашла много словарных слов, в которых есть сочетание звуков [КАР]. Запомнить такие слова оказалось просто. Слово «кар» произносит ворона, значит эти слова «каркают».

КАР

тофель

андаш

авай

тина

тон

ате

апуз

Я думаю, что на этом список этих слов не закончится

Но среди словарных слов есть слово «КОРОВА». Это слово тоже начинается на [КАР], но я отнесла это слово к другой группе. Объяснение простое это слово с сочетанием ОРО, главное, что на вторую букву О падало ударение. Набралась новая группа словарных слов, которую будет легко запоминать.

к

в

с

в

см

ОРО

ва

бей

ка

на

дина

В результате моей работы стал собираться материал, который может помочь при запоминании слов. Поэтому я решила попробовать собрать слова в свой сборник. Работу по составлению сборника я продолжу и в будущем году.

Я бы хотела, чтобы мой сборник помог другим детям запоминать слова. Поэтому я решила спланировать свою дальнейшую работу:

1. опросить учителей начальных классов, какие словарные слова трудно запоминаются детьми;

2. предложить детям самим придумать приёмы запоминания слов;

3. составить сборник словарных слов.

Выводы

В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным. И она подтвердилась . Я действительно запомнила, пользуясь найденными способами такие слова как: горох, картофель, помидор, василёк, абажур и другие.

Это очень интересная и увлекательная работа, которая помогает мне в учёбе, поэтому я продолжу работу по составлению своего словаря словарных слов.

Каждый человек должен грамотно говорить и писать. Без этого нельзя получить хорошее образование, найти достойную работу и многого добиться в жизни. Правильная устная и письменная речь поможет заслужить уважение окружающих.

Учиться грамотно писать надо в школе, потом будет поздно !

Список информационных источников

    Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

    Тихонова, Мария Александровна Мой первый словарь русского языка. Орфография / М.А.Тихонова.-Москва: АСТ, 2013. – 143, с.: ил. – (Школьный иллюстрированный словарь)

    Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/01/vyskazyvaniya-o-russkom-yazyke

http://www.solnet.ee/parents/log_57.htmlhttp://nsportal.ru/lpp/2013/03/kak-zapomnit-slovarnye-slova

http://www.tutoronline.ru/blog/uchim-slovarnye-slova-legko

Приложение 1

Анкета

Ученик 3 класса _____

    Какие слова называют словарными ?

    Трудно ли тебе запоминать словарные слова?

Да Нет

    Какую отметку ты обычно получаешь за словарный диктант?

5 4 3 2

    Как ты запоминаешь словарные слова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Хотел бы ты узнать приемы, которые помогут тебе запоминать словарные слова?

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами.составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

  1. читаем слово, проговариваем его по слогам;
  2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
  3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
  4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
  5. записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Можно составить рассказ из группы словарных слов. Следует подбирать слова более близкие по смыслу, из одной тематической группы, например: тетрадь, карандаш, пенал, портфель, класс.

Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму.

Как подобрать образ?

Записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

кА рман – дырА;

кА лории в сА ле.

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

кА пуста;

зА яц любит кА пусту;

кА пуста – зА яц.

Можно нарисовать рисунок через сомнительную орфограмму, который объясняет написание словарного слова:


Ценность данного метода
в том, что у каждого свой ассоциативный образ, который помогает запомнить слова.

Можно объединять словарные слова в словосочетания и предложения на основе одинаковых орфограмм:

канонада в Канаде;

имитация миграции;

аппетит после аппендицита;

у Аллы аллергия.

Подбор фразеологизмов и стихотворений со словарным словом:

…Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р »содержит он

И называется перрон. (С. Михалков)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон . (С. Маршак)

Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Остались вопросы? Не знаете, как выучить написание словарных слов?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова - воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти.


Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения.

1. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь.

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.

2. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

3. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О - на круг, Е - на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоугольные и треугольные апельсины.

4. Способ мнемотехнический.

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию.

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН.

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

5. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.