Выдающиеся люди Чувашии: Сеспель Михаил (Кузьмин Михаил Кузьмич). Теплоход "михаил сеспель" Михаил сеспель биография кратко самое важное

Родился 16 ноября 1899 в деревне Сеспель (Касаккасси Шекер -- старое название на чувашском) Канашского района Чувашии. Окончив двухклассную школу в Шихасанах, поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов. Член РКП(б) с 1918 года. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома РКСМ, избирают председателем ревтрибунала Чувашской автономной области.

Работал в отделе образования в комиссии переводчиков.

В 1921 году из-за болезни укреплял здоровье в санатории в Крыму. После излечения работал в земельном отделе Остерского уезда.

Известно: любая река начинается с истока. Многое в человеке, в том числе и направление его таланта, определяется еще в юности. Летом - осенью 1916 года Сеспель служил санитаром на военно-санитарном поезде. Побывав на театре военных действий в Минской губернии, он получил очень сильное впечатление. Юноша увидел кровавую изнанку воины, узнал, что существует разноязыкий мир. Он захотел понять его и вновь заинтересовался образованием. Сеспель подал заявление в Шихазанскую второклассную школу, где проучился три года, с особым увлечением изучая русский язык и литературу. Школьная библиотека была прочитана им полностью. В школе поэт редактировал рукописный литературный журнал "Звездочка". Особое влияние на развитие литературных способностей юноши оказал преподаватель русского языка и литературы со знаменитой фамилией - Ломоносов, отличавшийся демократическими взглядами. Натура Сеспеля - романтизм, идеализм, искренность, наивность, стремление к высоким целям и, увы, отчаяние от осознания того, что его желания с реальностями и возможностями нередко расходятся. В отрочестве Сеспеля бывали периоды, когда он - во время обострения болезни - не мог ходить. Младший брат возил его на санках в школу - за несколько километров, что также не могло не отразиться на волевой и одухотворенной натуре поэта.

В 22 года Сеспель был назначен на высокий пост Председателя Революционного Трибунала. Затем Революционный комитет области назначает М. Сеспеля заведующим отделом юстиции. Карающие органы кровавой революции... Почему выбор назначавших пал на него? Он хорошо чувствовал несправедливость и ложь. Несправедливость, допущенная по отношению к одному человеку, угрожает всем. С несправедливостью либо мирятся, либо борются. Сеспель боролся. Прямой, резкий, в глаза говорящий людям то, что думает, жалеющий своих классовых врагов, он не вписался в насаждаемую большевизмом систему. Вскоре Сеспель был снят с этой ответственной должности и сам стал объектом обвинений. Можно только строить версии, что произошло, что стало тому причиной. Конечно, он не был профессиональным юристом. Да и по своему возрасту и морали, пожалуй, не соответствовал посту Председателя Революционного Трибунала, требовавшего от него прежде всего жестокости. Но сообщенные о его деятельности сведения свидетельствуют о том, что он мог бы стать прекрасным юристом. Поскольку имел умную голову и ценил справедливость. Что могли ему поставить в вину? Излишнее сочувствие к семьям осужденных? Оно ведь могло быть расценено как сочувствие к классовому врагу. Тем более его любимая женщина была из состоятельной семьи. А это значит, из классовых врагов. А, может быть, многое произошло из-за обычной нашей зависти. Говорят, ничего не стоит тот, кому не завидуют. Любое имя, которое на слуху, легко становится объектом измышлений завистников. Говоря словами другого поэта:

Тем больше хищников вокруг"

Не избежал клеветы и Сеспель. Его обвинили в умышленном поджоге отдела юстиции, хотя в момент пожара он находился в командировке и его арестовали. Но суд из-за абсурдности обвинения вынужден был признать полную непричастность Сеспеля к происшествию. Зажатый обстоятельствами в угол, поэт сменил место службы - стал работать в переводческо-издательской комиссии Чувашского облоно.

Ему запретили выезжать из города, но в середине мая 1921 года все же разрешили выехать в госпиталь в Нижний Новгород, оттуда он переехал на санаторное лечение в Крым.

Неудивительно, что романтически настроенный юноша был восхищен уравнительными идеями большевиков, их программой активного социального действия, вступил в партию, сам стал искренним пропагандистом большевистских установок. Он видел в ней силу, которая способна разрушить социальные перегородки царского периода, возродить чувашскую нацию.

В январе 1919 года он три месяца учился на курсах организаторов-пропагандистов при ВЦИКе, видел и слышал Ленина, о чем затем говорил с восторгом о вожде большевиков. Но скоро за юношеской эйфорией наступило горькое разочарование. Сеспель увидел, что всюду насаждается цензура, ограничивающая свободу слова и мысли, в партии верх берут приспособленцы и бюрократы; видел, что политика компартии - всевластие любой ценой - привела к небывалому голоду в Поволжье. Это его отрезвило. Дороги Сеспеля и коммунистической партии расходятся.

В компартию после октября 1917-го поверили, как и Сеспель, многие чувашские интеллигенты. Однако через небольшой срок они почувствовали, что их творчество жестко регламентировано. Работать предписывалось в узко заданных рамках. Литераторы начали подвергаться цензуре, выявляющей политические ошибки. И уже в печально знаменитые 30-е годы самые талантливые из них были репрессированы за так называемый "буржуазный национализм”.

15 июня 1922 года Сеспель покончил с собой в селе Старогородка близ города Остра. Мотивы трагического решения трактуют по-разному. Известный чувашский филолог Михаил Сироткин в книге "Михаил Сеспель (Очерк жизни и творчества)" сказал об этом так:"Вынужденный отрыв от родного края. Тяжелая болезнь, неустроенный быт, неудачная любовь, переживания, связанные с разрухой и голодом, вызывают в поэте упадок сил. Удручающее, впечатление на Сеспеля произвело массовое стихийное бедствие в Поволжье - неурожай и голод 1921 года. Беженцы из голодных мест в большом количестве прибывали и па Украину, также еще не оправившуюся от разрушительных последствий гражданской войны и испытывавшую большие экономические затруднения. Больные и голодные люди толпились на базарах, заполняли привокзальные площади городов, бродили в поисках хлеба по селам. Под впечатлением этих картин и возникли отдельные стихотворения, резко диссонирующие с характерными для творчества поэта оптимистическими мотивами.... Введение новой экономической политики усилило смятение чувств Сеспеля. Поэт прилагал большие усилия, чтобы перебороть душевный надлом, но не нашел сил ".

Колосова Юлия

2014 год был в Российской Федерации объявлен годом культуры. Этому событию посвящена данная исследовательская работа, которая актуальна еще и тем, что в 2014 году исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля Чувашской Республики, поэта и писателя Михаила Сеспеля.

Что подвигло к написанию данной работы. В прошлом году в г. Чебоксары, в музее, посвященном Михаилу Сеспелю прошла экскурсия учащихся класса, которая произвела яркое впечатление. В музее хранятся письма, написанные Сеспелем любимой женщине Анастасии Червяковой. Возникло желание написать данную работу, чтобы показать христоматийного М. Сеспеля с другой с романтичной стороны. Когда читаешь его письма, кажется, что за плечами этого человека большая жизнь, но он прожил всего 22 года. Данная работа написана исключительно на музейном материале, в основе которого письма Сеспеля.

Целью данной работы является исследование жизненного пути Михаила Сеспеля по материалам ГУК «Чувашский национальный музей».

Задачи:

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ И ЛЮБОВЬ ЧУВАШСКОГО ПОЭТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

МИХАИЛА СЕСПЕЛЯ (1899-1921 гг.)

Введение

2014 год в Российской Федерации объявлен годом культуры. Этому событию посвящена данная исследовательская работа, которая актуальна еще и тем, что в этом году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля Чувашской Республики, поэта и писателя Михаила Сеспеля.

Что подвигло меня к написанию данной работы. В прошлом году я посетила музей, посвященный Сеспелю в г. Чебоксары, и осталась под глубоким впечатлением от писем, которые там хранятся, писем написанных Сеспелем любимой женщине Анастасии Червяковой. У меня возникло желание написать данную работу, чтобы показать христоматийного М. Сеспеля с другой с романтичной стороны. Когда читаешь его письма, кажется, что за плечами этого человека большая жизнь, но представьте, он прожил всего 22 года. Данная работа написана исключительно на музейном материале, в основе которого письма Сеспеля. Вот их ксерокопии, которые музейные работники любезно позволили сделать. (Показать листы с этими письмами)

Целью данной работы является исследование жизненного пути Михаила Сеспеля по материалам ГУК «Чувашский национальный музей».

Задачи:

Изучить биографию Михаила Сеспеля;

Исследовать взаимоотношения М. Сеспеля и А. Червяковой по письмам, сохранившимся в музее;

Определить роль М. Сеспеля в развитии культуры и государственности Чувашской Республики.

Жизнь и любовь Михаила Сеспеля

Михаил Кузьмич Сеспель родился 4(16) ноября 1899 года в деревне Шугурове (Казак - касы), Цивильского уезда Казанской губернии (теперь Шихазанский район Чувашской Республики), в семье крестьянина - бедняка. Нищета, голод и болезни были неразлучными спутниками детства поэта. Мальчик рос хилым и слабым. Болел костным туберкулезом. И только осенью 1910 года отец отвел сына в сельскую церковно-приходскую школу.

Осенью 1917 года М. Сеспель поступил в открывшуюся в г. Тетюши, близ Симбирска, учительскую семинарию. В декабре 1918 года М. Сеспель становится членом партии большевиков. Сеспель заполнял пробелы своего образования чтением русской литературы и вдумчивым изучением крупнейших русских и украинских писателей и поэтов.

В 22 года Сеспель был назначен на высокий пост Председателя Революционного трибунала, а затем он становиться заведующим отделом юстиции. Сеспель боролся с несправедливостью. Прямой и резкий он говорил людям правду в глаза.

Мы привыкли к образу Михаила Сеспеля как предвестника и бойца революционной весны. Но в жизни М. Сеспеля была не только революционная борьба, не только политическая деятельность, но и страстная, глубокая любовь к Анастасии Александровне Червяковой. Это была женщина, в которую юный поэт влюбился, как говорят на всю жизнь. Такого Сеспеля мы не знаем. Его письма к своей возлюбленной по новому раскрывают романтичную душу поэта.

Червякова Анастасия Александровна (1889-1960) - дочь крестьянина села Астрадамовки бывшей Симбирской губернии. Росла и воспитывалась с самых малых лет в доме деда по матери, мещанина Симбирска Петра Ивановича Сыромятникова. В 1912 году она выходит замуж за техника-строителя уездного земства Николая Виссарионовича Червякова, но супружеская жизнь сложилась не совсем счастливо, в 1920 году ее муж умер от туберкулеза

Сохранилось 100 писем и записок поэта к своей возлюбленной. Революционный поэт в них высвечивается совсем другими качествами. Он «то робостью, то ревностью томим, то вдохновлен до солнечного неба, то низвержен до никчемного скептицизма».

Развитие отношений между Сеспелем и Червяковой очень интересное. В первых письмах Сеспель умоляет ее, библиотекаря, приехавшую на некоторое время в Тетюши из Симбирска к родственникам Бекшанским, стать его другом. Прекрасно осознавая, что они различны, как небо и земля: «Вы славная, милая... Я ничтожен, невзрачен...». Ему 20 лет, ей, замужней, 30, он чуваш, она русская, он «ведьмедь», она красавица. Сеспель не может ничего с собой поделалать, ведь любовь сильнее разума! Можно только восхищаться тем, что Сеспель нашел в себе столько сил писать ей в любых ситуациях и смог открыться душой, рассказать о своих чувствах. Он писал ей письма, полные нежности и страсти: «Как сейчас помню тот миг, который давно-давно прекрасным летом промчался в вечность, как сейчас помню тот миг, когда мучительно сладко и больно я почувствовал Вас такой родной, близкой, желанной, как я случайно заглянул Вам в глаза, сердце замерло, красные зори вспыхнули в сердце, жгучие цветы расцвели в них, и чудные звуки небесным и знойным напевом пропели: «Она». Тогда еще вы меня не знали. Я был вам чужд..., но я всегда мечтал о Вас, сердце всегда наполнялось чудными гимнами, когда я встречал Вас, но я не смел помечтать о том, что вы откроете мне Вашу бесконечно чудную душу»...(45-е письмо).

Письма Сеспеля поэтичны: «звездочка милая», «святая, дорогая», «друг незабвенный, бесценный» - так он обращается к своей любимой женщине. Была не только благодарность, были влюбленность, ослепление красотой, опрятностью, грамотой и вниманием: «...среди миллионов людей я нашел Вас. Ходил я по свету и искал счастье, но все женщины были так похожи друг на друга, так скучно - бессодержательно, как куклы, похожи одна на другую... я встретил Вас - родную, милую... Вы мучительно дороги мне...»(54-е письмо).

Хотелось бы представить наиболее душевные строки из писем милой Нусе (так Сеспель звал Анастасию), которые затронули мою душу: «Как хорошо, что в жизни моей я встретился с вами, что Вы вошли в мою жизнь и осветили ее ровным светом, появившись на горизонте моей серой жизни. О небо, как хорошо! Ведь я мог не увидеть Вас никогда, ведь обстоятельства могли сложиться так, что Вы могли не приехать, жить там, где жили. Не было бы во мне никогда радостных напевов, трепетов жизни и дружбы, дорогого образа. Никогда, никогда я не увидел бы Вас...» (63-е письмо)

Удивительно откровенны, искренни письма. Замкнутый, скромный Миша отдавал полностью свою душу во власть любимой. Доверие и доверчивость Сеспеля почти во всех письмах к Червяковой: «Если бы отвернулись -я бы не перенес страдания...». Хотя брат поэта Гурий Кузьмин и друг юности Павел Бекшанский считают эти письма литературными пробами, сочинением в форме письма - трудно согласиться с их мнением. Когда разговор идет между двумя сердцами - в тайных записках, скомканных листочках - порывисто, спонтанно, без холодного расчета, от души, о каких литературных опытах может быть речь? Сеспель ведь не хранил копии своих писем, чтобы обрабатывать их потом в художественное произведение.

После смерти мужа в декабре 1920 года Анастасия Червякова, пишет в своих воспоминаниях, «жила только воспоминаниями о Мите» (так Анастасия называла Сеспеля), но воссоединиться они так и не смогли. Она в течение 25 лет сохраняла для истории его письма.

Трагический конец сеспелевской любви вызывает немало раздумий. Из жизни Сеспель ушел 22-летним парнем. В смерти М. Сеспеля, как и в его жизни много неразгаданных тайн. До сих пор не ясно было ли это самоубийство, или все же это убийство, как считал его друг Ф. Покрышень.

Получив известие о смерти Сеспеля, Нуся написала его другу Пакрышеню: «...до сих пор не могу очнуться от ужаса, сковавшего мои мысли, мой ум. Знаете ли вы, что этому всему главная виновница я? Да. Я убийца Миши. Это факт. Как невыносимо тяжело это осознавать. Если я не сойду с ума, это будет чудо... Такие как Миша не бывают счастливы, и жизнь их всегда трагедия. Судьбе было угодно столкнуть нас в 1919 году, и это знакомство не прошло бесследно для Миши. Он меня любил. Любил как никто и никогда не может полюбить больше. Так могут полюбить только идеально хорошие люди, а их в наш век так мало...».

Заключение

В письмах двух людей раскрывается сложная судьба этой удивительно чуткой и интеллигентной женщины Анастасии Червяковой и выдающегося чувашского государственного деятеля с тяжелой судьбой Михаила Сеспеля. Она сумела сохранить любовь к Сеспелю до конца своих дней и постоянно жила памятью о нем, десятки и сотни раз перечитывая его обжигающие любовью письма. Эти письма и воспоминания друзей Сеспеля стали практически единственным источником, показавшим нам Сеспеля как человека, с его страстями, мечтами и переживаниями. Чувства, которые он испытывал к Анастасии Червяковой, вдохновили Сеспеля на творчество и он начал писать стихи.

Источник любого настоящего, тем более выдающегося искусства - любовь. Мудрые поэты утверждают, что настоящим поэтом мужчину делает любовь к женщине. Примеров множество: Петрарка и Лаура, Пушкин и Анна Керн, Маяковский и Лиля Брик. А теперь этот список можно продолжить - Михаил Сеспель и Анастасия Червякова. Анастасия Червякова является неотделимой частью недолгой, но наполненной страстной любовью жизни поэта.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» г. Алатыря Чувашской Республики Доклад Жизнь и любовь Михаила Сеспеля

Выполнила: Колосова Юлия Сергеевна, ученица 8 а класса Научный руководитель: Сетянова Елена Львовна

Здание музея Михаила Сеспеля Музей М. Сеспеля в г. Чебоксары открылся 25 ноября 2003 г. Экспозиция музея "Подснежник среди бури" открывает духовный мир поэта, формирование его личности. Основа экспозиции музея 101 письмо Сеспеля к Анастасии Червяковой - любимой женщине, которые она перед смертью продала Национальному музею Чувашской Республики.

Цель: - исследовать жизненный путь Михаила Сеспеля по материалам ГУК «Чувашский национальный музей»

Задачи: - изучить биографию Михаила Сеспеля; - исследовать взаимоотношения М. Сеспеля и А. Червяковой по письмам, сохранившимся в музее; - определить роль М. Сеспеля в развитии культуры и государственности Чувашской Республики.

Михаил Сеспель Родился Сеспель16 ноября 1899 г. в деревне Шугурове Цивильского уезда Казанской губернии. Окончив двухклассную школу в Шихазанах, поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов.

Эпоха, в которой жил и творил Сеспель, была для многих народов временем национального возрождения, временем надежд и поисков путей строительства новой жизни. Не случайно поэт выбрал себе псевдоним - Сеспель, что в переводе означает подснежник.

В 22 года Сеспель был назначен Председателем Революционного трибунала, заведующим отделом юстиции. На жизненной дороге поэту было отмерено лишь 22 года (1899-1922 гг.).

Вклад М. Сеспеля в литературу Первые стихи Сеспель на чувашском и русском языках, начал публиковать в 1919 году в газетах «Знамя революции», «Тетюшские известия», «Канаш». Стихи поэта переведены на 56 языков народов мира. Книги М. Сеспеля «Сев Нового дня»; «Стальная вера»; «Будущее».

Анастасия Червякова Червякова Анастасия Александровна (1889-1960) - дочь крестьянина села Астрадамовки бывшей Симбирской губернии. Росла и воспитывалась с самых малых лет в доме деда по матери, мещанина Симбирска Петра Ивановича Сыромятникова.

Народный Дом (г. Тетюши), где зав. библиотекой работала Анастасия Червякова.

Михаил Сеспель и Анастасия Червякова познакомились в г. Тетюши в доме общего друга Бекшанского

Письмо Сеспеля к Анастасии Червяковой

Нуся (в фильме в роли Анастасии- Нонна Терентьева) и Сеспель (Иосиф Дмитриев). Съемки Киевской киностудии им. А.П. Довженко в Чебоксарах летом 1970 г.

Умер М. Сеспель 15 июня 1922 года в селе Старогородка Черниговской области Украины. «22 года жизни… для Сеспеля оказалось достаточным, чтобы успеть так много пережить, еще больше сделать…» В.П. Станьял Черниговская область Украины Крым

Отчий край пригвожден палачом. Я хочу, состраданием ранен, Проложить путь к спасенью стихом... Одинок крест страдальца в пустыне. Тяжелеют глаза, мутен взгляд. На песке кровь горячая стынет. Не водой - горьким зельем поят. А кругом дикий сброд супостатов, Смех, глумленья, свист, кутерьма. Плачет край босоногий, распятый. Надвигается жуткая тьма. М. Сеспель

Спасибо за внимание!

16.11.1899–15.06.1922.

Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, художник, поэт, драматург, прозаик, переводчик.

Родился в д.Шугурово (ныне д.Сеспель) Канашского района Чувашской Республики.

М. Сеспель – один из общественных и государственных деятелей Чувашии в первые годы образования ее автономии, основоположник силлабо-тонического стихосложения в чувашской поэзии. Расширил лирические возможности стиха, основываясь на опыте русской классической поэзии, лучших образцах дореволюционной чувашской литературы, фольклора. “Eго по праву можно назвать мастером, закрывшим ворота за чувашской поэзией XIX века и открывшим их в XX столетие“.(“Мильоном стих... “.– С. 146).

Первый сборник стихов вышел в 1928 г. С тех пор его произведения издавались на разных языках народов мира. О нем написаны романы, стихи и поэмы. В 1970 г. на киностудии им. А. Довженко выпущен художественный фильм «Сеспель» (режиссер В. Савельев). Начиная с 1967 г. стало традицией присуждение премии им. М. Сеспеля в области литературы и искусства.

Именем М. Сеспеля в нашей республике названы деревня, где родился поэт, колхоз и школа в Канашском районе, библиотека и улица в г. Чебоксары, Чувашский государственный молодежный театр. На родине поэта функционирует музейный комплекс.

Основные издания: «Ҫырнисен пуххи = Собрание сочинений», «Ҫӗнӗ кун аки» (Пашня нового дня), «Хурҫӑ шанчӑк» (Стальная вера), «Чӑн чӗрӗлсен» (Возрождение), «Чунӑмҫӑм, ҫунатӑмҫӑм» (Дорогая моя, лучезарная), «Паянтан» (Отныне), «Поэзи чечекӗ» (Подснежник поэзии), «Стальная вера», «Голодный псалом», «Мильоном стих мой повторен» и др.


Библиография (труды):
1. Сеспель, Михаил. Паянтан: [сӑвӑсем] / Михаил Сеспель. - Шупашкар, 2006. - 143 с.
См. обл.
2. Ҫеҫпӗл Мишши. Сӑвӑсем / Ҫеҫпӗл Мишши. - Шупашкар: Чӑвашгосиздат, 1940. - 72 с.
См. обл.
3. Ҫеҫпӗл, Мишши. Ҫӗнӗ кун аки / М. Ҫеҫпӗл. - Шупашкар, 1969. - 72 с.
См. обл.
4. Сеҫпӗл, М. Ҫырнисен пуххи = Собрание сочинений: поэзи, проза, драматурги, ҫырусем. Кунсерен ҫырнисем, асӑрхаттарусем: иккӗмӗш, хушса тӳрлетнӗ кӑларӑм / Мишши Сеҫпӗл. - Шупашкар, 1989. - 525 с.
См. обл.
5. Ҫеҫпӗл, Мишши. Чăн чӗрӗлсен: сӑвӑсем, асаилӳсем / Ҫеҫпӗл Мишши. - Шупашкар, 1994. - 111 с.
См. обл.
6. Ҫеҫпӗл, Мишши. Чунӑмҫӑм, ҫунатӑмҫӑм: (А. П. Червякова патне янӑ ҫырусем) / Ҫеҫпӗл Мишши. - Шупашкар, 1989. - 112 с.
См. текст
7. Сеспель, Михаил. Голодный псалом: Стихи, отрывки из дневников и писем / М. Сеспель. - Чебоксары: Руссика - Лик Чувашии, 1999. - 38 с.
См. текст
8. Сеспель, Михаил Кузьмич. Пашня нового дня = Ҫӗнӗ кун аки [Текст] : Стихотворение [в переводах рос. и заруб. поэтов] / М. К. Сеспель. - Чебоксары, 1999. - 60 с.
См. обл.
9. Сеспель, М. К. Собрание сочинений / Михаил Сеспель. - 3-е изд., доп. - Чебоксары, 1999. - 384 с.
См. обл.
10. Сеспель, Михаил Кузьмич. Стальная вера: стихи / М. К. Сеспель. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. - 56 с.
См. текст
11. Сеспель, М. К. Или! Или! Лима самахвани; Только вечер приходит и сна пелено; Чуваш! Чуваш! ; Пашня нового дня; Вдали, в полях, как будто гарь; Морю: [стихи] // Сеспель, М. Мильоном стих мой повторен=Эп пин чӑваш: стихи, фрагменты дневника и писем / М. Сеспель. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2012. - С. 101, 102, 106, 107, 108, 109-110.
См. текст

Библиография:
1. Иванов, Н. Поэт хавалĕ / Н. Иванов. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 1984. – 60 с.
2. Кăвар чĕре: поэт çинчен аса илнисем / В. А. Долгов пухса хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 1979. – 180 с.
3. Ермакова, Г. А. Сакральное в лирике М. Сеспеля и Г. Айги: учеб.-метод. пособие / Г. А. Ермакова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – 59 с.
4. Михаил Сеспель и чувашская литература: традиции и новаторство: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 17-18 нояб. 2009 г., Чебоксары = Ҫеҫпӗл Мишши тата чӑваш литератури: эткерлӗхпе ҫӗнетӳлӗх: регионсем хушшинчи ӑслӑлӑхпа практика конференцийӗ материалӗсен пуххи (Шупашкар, чӳк, 17-18, 2009 ҫ.) / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; [науч. ред. В. В. Никифорова]. – Чебоксары: ЧГИГН, 2011. – 213 с. : ил.
5. Наш Сеспель: стихи, проза, статьи и письма М. К. Сеспеля. Воспоминания о поэте. Посвящения: сб.– Чебоксары: ЧГИГН, 1999. – 260 с.
6. Родионов, В. Г. Сеспель – цветок земли и неба: о жизни и творчестве великого чувашского поэта Михаила Сеспеля / В. Г. Родионов. – Чебоксары: Новое Время, 2009. – 383 с. - См. обл.
7. Сироткин, М. Я. М. К. Сеспель: очерк жизни и творчества / М. Я. Сироткин. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1969. – 43 с.
8. Смирнов, Ю. А. Интертекстуальное поле поэзии М. Сеспеля / Ю. А. Смирнов. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2010. – 52 с.
9. Основоположник чувашской советской поэзии: учен. зап. / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш.АССР. – Чебоксары, 1971. – Вып. 51. – 264 с. - См. текст
10. Поэтика Сеспеля: материалы регион. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения М. Сеспеля (22-23 нояб. 1989 г.) / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1991. – 168 с.
11. Революция в художественном сознании начала XX века и поэзия Михаила Сеспеля: Материалы междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения поэта (18 окт. 1999 г., Чебоксары) : в 2 кн. - Чебоксары: ЧГИГН, 2001. - Кн. 2. - 186 с. - См. текст
12. Агивер, Х. Хăватлă, çĕн чĕреллĕ çĕн ĕмĕр чăвашĕ // Агивер, Х. Илем тĕкĕрĕ / Х. Агивер. – Шупашкар, 1991. – С.31-33.
13. Артемьев, Ю. Чун-чӗре сӑлпӑранӗ / Ю. Артемьев // Тӑван Атӑл. – 2010. – № 11. – Прил.: с. 57-65. – (Сунтал).
14. Давыдов-Анатри, В. Вут чĕреллĕ поэт / В. Давыдов-Анатри // Хыпар. – 2000. – 4 нарăс.
15. Ефимов, Г. Унра – пĕтĕм халăх чунĕ / Г. Ефимов // Ялав. – 1999. – № 11-12. – С. 77-78.
16. Ишутов, Р. Кăвар сирпĕтет чĕлхипе / Р. Ишутов // Хыпар. – 2003. – 27 çĕртме.
17. Кролькова, П. Çеçпĕл Мишши çырăвĕсем / П. Кролькова // Çамрăксен хаçачĕ. – 2002. – 26 июня – 4 июля (№ 26). – С. 4.
18. Петров, К. Çулăмлă публицист / К. Петров // Ялав. – 1994. – № 11. – С. 28-29.
19. Петрова, А. «Хĕртнĕ хурçă евĕр чĕлхе» / А. Петрова // Хыпар. – 2009. – 30 авăн. – С. 30.
20. Петрова, Т. Çĕршывăн чăн-чăн патриочĕ / Т. Петрова // Çамрăксен хаçачĕ. – 2009. – 20 чӳк (№ 46). – С. 6.
21. Прокопьев, В. Вилĕмсĕр ят-сум // Прокопьев, В. Канаш тăрăхĕн ятлă–сумлă çыннисем / В. Прокопьев. – Шупашкар, 2005. – С. 304-309.
22. Прокопьева, Р. Çеçпĕл çулăмне никам та сӳнтереймĕ / Р. Прокопьева // Тантăш. – 2009. – 19 чӳк (№ 46). – С. 6.
23. Смирнова, Н. Çеçпĕлпе Пушкин çулĕ / Н. Смирнова // Хыпар. – 2009. – 6 çу. – C. 6 – (Культура: хушма кăларăм / кăларăма Н. Смирнова хатĕрленĕ ; № 5).
24. Туркай, В. Вăхăт çитĕ... : чӳк уйăхĕн 16-мĕшĕ – Çеçпĕл Мишши çуралнă кун / В. Туркай; Г. Максимов калаçнă // Тӑван Атӑл. – 2012. – № 11. – С. 74-81.
25. Юмарт, Г. Çеçпĕл Мишшин пултарулăхĕн çĕнĕ енĕ / Г. Юмарт // Çамрăксен хаçачĕ. – 2005. – 18 чӳк (№ 46). – С. 11.
26. Артемьев, Ю. М. «Плывем, плывем в страну коммун» // Артемьев, Ю. М. Страсть к полемике / Ю. М. Артемьев. – Чебоксары, 2003. – С. 99-102.
27. Афанасьев, П. Сеспель (Кузьмин) Михаил Кузьмич // Афанасьев, П. Писатели Чувашии / П. Афанасьев. – Чебоксары, 2006. – С. 365-368.
28. Васильев, В. Это нашей истории строки / В. Васильев // МК в Чебоксарах. – 2006. – 14-21 февр. (№ 7). – С. 28.
29. Воробьев, М. Н. Цвет и звук в образной системе М. К. Сеспеля // Воробьев, М. Н. О чувашском... : исслед. о чуваш. искусстве и лит. / М. Н. Воробьев. – Чебоксары, 2007. – С. 72-90.
30. Ермакова, Г. А. Истоки мотивов света, огня в художественном мире М. Сеспеля и Г. Айги / Г. А. Ермакова // Вестн. Чуваш. ун-та. Гуманит. науки. – 2010. – № 4. – С. 238-241. – Библиогр.: с. 241 (12 назв.).
31. Метин, П. Сатирическая струя в творчестве Сеспеля / П. Метин // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2000. – № 1. – С. 18-19.
32. Михаил Кузьмич Сеспель: (1899-1922). «Мильоном стих мой повторен» // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 146-154. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 1).
33. Родионов, В. Г. Сеспель, Çеçпĕл Миши (Кузьмин Михаил Кузьмич) / В. Г. Родионов // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 369.
34. Родионов, В. Г. Сеспель (Кузьмин) Михаил Кузьмич / В. Г. Родионов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 667-668.
35. Родионов, В. Феномен Михаила Сеспеля / В. Родионов // Лик. – 2012. – № 2. – С. 136-145.
36. Садюков, Н. И. «Овеян ветром революции»: (образ Михаила Сеспеля в изобразительном искусстве) / Н. И. Садюков // Халӑх шкулӗ = Нар. шк. – 2009. – № 4. – С. 47-50.
37. Федоров, Н. В. Подвиг и трагедия поэта и гражданина / Н. В. Федоров // Халăх шкулĕ = Нар. шк. – 2000. – № 1. – С. 1-8.
38. Шушпанова, Л. Ю. Неизвестные страницы из жизни Михаила Сеспеля / Л. Ю. Шушпанова // Бюл. М-ва юстиции РФ. – 2004. – № 12. – С. 107-109.
39. Юхма, М. Миллиона чувашей певец // Юхма, М. Песнь о Чувашии / М. Юхма. – Чебоксары, 1995. – С. 130-134.
40. Метрическая запись о рождении Кузьмина Михаила Кузьмича (Сеспель) // ГИА ЧР. Ф.557. Оп.7. Д.315. Л.498. - См.

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/h93564/data/www/chnkann.ru/modules/mod_weblinks/mod_weblinks.php on line 17 Call Stack: 0.0002 393664 1..php:0 0.0319 1317920 2. Joomla\CMS\Application\SiteApplication->.php:49 0.1458 3192456 3. Joomla\CMS\Application\SiteApplication->.php:202 0.1459 3192496 4. Joomla\CMS\Application\SiteApplication->.php:778 0.1536 3248096 5. Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->.php:1044 0.1536 3248096 6. Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->.php:557 0.1621 3284656 7. Joomla\CMS\Document\HtmlDocument->.php:783 0.1621 3284736 8. Joomla\CMS\Document\Renderer\Html\ModulesRenderer->.php:491 0.1811 3445744 9. Joomla\CMS\Document\Renderer\Html\ModuleRenderer->.php:47 0.1812 3448232 10..php:95 0.1812 3449672 11. Joomla\CMS\Cache\Controller\CallbackController->.php:594 0.1817 3470760 12..php:173}() /home/h93564/data/www/сайт/libraries/src/Cache/Controller/CallbackController.php:173 0.1817 3470792 13..php:173 0.1823 3499904 14..php") /home/h93564/data/www/сайт/libraries/src/Helper/ModuleHelper.php:200

Чувашский поэт Михаил Сеспель

В памяти нашей живет поэт с красивым именем первоцвета, развернувшего свои лепестки среди снега и льда. «Сеспель» в переводе с чувашского - «подснежник, фиалка». Между датами его жизни и смерти - 16 ноября 1899 года - 16 июня 1922 года - только 22 года. Но сколько всего они вместили!

Родился и рос Сеспель в деревне Шугурово (Казаккасы) Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского района Чувашской Республики). Грамоту и счет освоил под руко­водством отца и сразу же был принят во второклассную школу в соседнем селе Шихазаны. Мировосприятие Мишши складывалось под влиянием дедушки-мучавура (жреца), которого еще в 1842 году судили за приверженность к этнорелигии. До конца своей жизни передавал он свои знания внуку.

С детства страдал Михаил неизлечимой болезнью - туберку­лезом костей. Его трудное, нищенское детство описано в воспо­минаниях младшего брата Сеспеля - Гурия Кузьмина. Но Сес­пель считал детские годы самым светлым периодом своей жизни, ведь позже ему выпало много мучений. Когда отца заключили за пьяную драку в тюрьму, учебу он не бросил. Отроком Михаил побывал на фронте первой мировой войны в далекой Белорус­сии, в 1916 году вернулся домой и с отличными знаниями завершил учение в Шихазанской учительской школе.

Более или менее сосредоточенно заняться литературным твор­чеством Сеспелю удалось, пожалуй, только в Евпатории, если не считать работу в переводческой комиссии в течение нескольких недель. Но его переводы, к сожалению, не сохранились, роман тоже исчез. Осталась небольшая часть разбросанного наследия. Но и то, что опубликовано, позволяет гордиться Сеспелем. Его по праву можно назвать мастером, закрывшим ворота за чувашской поэзией XIX века и открывшим их в XX столетие. Отрезки твор­ческой жизни поэта хронологически связаны с местом его про­живания. Это тетюшский период (1917-1920), чебоксарский (1920- 1921), крымский (1921) и киево-остерский (1921-1922). Всего пять лет, вобравших в себя смутную эпоху революционного времени. Придя в мир слякотной осенью, Сеспель ушел из него цветущим летом. И в этом тоже есть некий знак его судьбы - трагической, сломленной обстоятельствами, но по-своему прекрасной.

В сентябре 1917 года Сеспель стал слушателем Тетюшской учительской семинарии. Он выпускает стенную газету и журнал «Звезда», публикуется в тетюшских и казанских газетах. Примечательно, что стихи «Жизнь и смерть», «Волжская песня», «Век минувший», «Грядущее», про­читанные поэтом в Казани перед комсомольцами и красноармей­цами, позже зазвучали в песнях, как народные. Юношеские стихи Сеспеля не раз привлекали внимание и профессиональных ком­позиторов, создававших на их основе песни и оратории.

Революционные бури старинного волжского города, бывшего местом ссылки неблагонадежных, вовлекли Сеспеля в партию, в комсомольскую работу, и вскоре он стал чекистом, следователем судебных органов уезда. «Годами борьбы и любви» назвал этот пе­риод жизни поэта близкий друг и соратник Павел Бекшанский.

Сеспель стремился к знаниям и просвещению, открыл народные библиотеки в Тетюшах, в деревне Пролей-Каши и в других насе­ленных пунктах. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы бог наградил семейным счастьем с учительницей Зинаидой Сусмет или с библиотекарем Анастасией Червяковой. Ведь его любили. И он любил.

Сохранилось 99 писем Михаила к Анастасии. Они полны горест­ных раздумий. А.Червякова замужем, хотя муж давно болен и они не живут вместе. Однако Анастасия не смеет нарушить брачный обет, данный на алтаре перед богом. А вскоре она уезжает в Си­бирь к умирающему мужу Николаю и, похоронив его, возвращает­ся на постоянное место жительства в Симбирск...

В 1920 году Сеспель переезжает из Татарстана в Чебоксары. Только что создана Чувашская автономная область, и его назначают Пред­седателем революционного трибунала.

«Во время работы в учреждении не имею возможности раздеть­ся - нет рубашки, а которая на теле, вся истлела. Спим с братом на голых досках, поедаемые клопами. Хожу в рваной одежде, а если это может явиться причиной того или иного отношения ко мне окружающих? Ужасно! - записал он в дневнике (10 ноября 1920). - Хочу работать с удвоенной энергией. Хочу жить!» (11 но­ября 1920). «Членом исполкома своей области, председателем Ре­волюционного Трибунала, деятелем пролетарской юстиции всту­паю в 22-й год своей жизни. Карьеризма, беспечности нет в моей натуре. Надеюсь - никогда не замарать звания коммуниста, но по­желаю себе, вступая в 22-й год, больше смелости в жизни» (18 ноября 1920).

К кому же обращается в такие минуты поэт? Вот названия сти­хов этого периода - «Сыну чувашскому», «Чувашской женщине», «Чувашский язык». И тут же - «Тяжелые думы», «Как умру», «Па­мяти чувашского поэта Агаха», «Воистину воскрес!», «Или! Или! Лима савахвани!..» и, наконец, последний выдох - «Пригвоздили мой отчий край» - таков итог проживания в Чебоксарах.

В декабре 1920 года Сеспеля арестовали по доносу. Благодаря зас­тупничеству старших товарищей Даниила Эльменя, Александра Лбова, Сергея Коричева и верных друзей-ровесников его освобождают из-под стражи, и поэт отправляется через Нижний Новгород в Крым, в Евпаторию, на лечение - к морю, к солнцу. К новым друзьям!

Сколько он написал картин и стихов в этот - двухмесячный! - срок? Не знаем. Но присланные его друзьями и знакомыми из Вол­чьей Горы, Киева, Остера, Питера и других мест картины и рукописи свидетельствуют, что в иные дни из-под его пера и кисти выходило несколько шедевров! Лето, проведенное Сеспелем в 1921 году на лечении у моря, оказалось поистине плодотворным. Благо­датная природа, покой, беседы с друзьями-единомышленниками об искусстве, культуре и политике способствовали небывалому твор­ческому подъему.

Из стихов крымского периода сохранились всего восемь - «Гас­нет день», «Тяжесть ночи дурной», «Чуваш! Чуваш!», «Пашня Но­вого Дня», «К морю», «Далеко в поле желтый зной...», «Стальная вера» и «Прости, прощай».

Вдохновленный после отдыха и лечения, Сеспель по рекомен­дации известного чувашского художника А.Кокеля 1 сентября 1921 года поступает в Киевскую художественную школу. Но уездный во­енный комиссариат мобилизует его в армию и отправляет в телефонно-телеграфный полк. Лишь ранение и болезнь выводят его из солдатского строя... Не находя ответа с родной стороны и не же­лая вернуться в постылые Чебоксары, голодный Сеспель пешком отправляется на Черниговщину, в Остерский уезд, к такому же больному, но несгибаемому другу Федору Пакрышню, вместе с которым лечился у моря.

Радости эта весна ему не принесла - все три месяца была изну­рительная работа в Остерском уездном земельном отделе и в коми­тете помощи голодающим Поволжья. Конечно, поэт знал, что луч­шие времена далеки, а судьба к нему беспощадна. Друзья и сорат­ники вряд ли подозревали о глубине душевных и физических мук Сеспеля. Свои страдания он доверял лишь бумаге (а дневник Сес­пель вел аккуратно). К несчастью, дошедшие до Чебоксар тетради пропали бесследно.

В это тяжелое для поэта время Павел Бекшанский был на Ук­раине, недалеко от Сеспеля. Они перекинулись письмами. Но Сес­пель не просил помощи, и Бекшанский ни о чем плохом не ду­мал. Перед последней прогулкой в знакомом тихом саду Сеспель заглянул к сослуживцам Рубисам. Но Наталии Николаевны дома не оказалось. Верные друзья Федор Пакрышень и Кирилл Турган тоже не смогли бы отвести надвигаюшуюся беду.

Умер Сеспель 16 июня 1922 года. Федор Пакрышень по древнему болгарскому обычаю по­ставил на могиле дубовый столб (юба). Приднестровская горка ста­ла мавзолеем чувашского сына. И поныне ее называют Сеспеле-вой, хотя 5 ноября 1954 года останки поэта были перезахоронены в центре города Остер, у Дворца культуры.

Слова Ф.Н.Пакрышня («Оця едина могила Великого поэта схо-вала...») на обелиске недавно дополнили стихами самого Сеспеля:

Навсегда очищен пламенем свободы,

Новый день сияет над моей страной.

Скрылась тьма глухая, пронеслись невзгоды,

Наконец ты волен, наш язык родной!

Неукротимый, неистовый Сеспель нашел покой в далеком, но по-братски душевном краю.

Вы, друзья мои, придите

К насыпи моей,

Надо мною песни пойте,

Песни новых дней!

Первый сборник поэта «Стихи» на чувашском языке издан в 1928 году (редактор Н.Т.Васянка) с портретом Ф.Пакрышня, при­славшего материалы о поэте - не было еще фотоснимка Сеспеля ни в Союзе чувашских писателей, ни в книжном издательстве.

Произведений М.К.Сеспеля на русском языке издано немного. В переводах П.Хузангая, Н.Евстафьева, В.Алатырцева, А.Ойслендера в 1949 году вышла книга «Стальная вера». Этот сборник с неболь­шими поправками переиздан в Москве (1957 год). Под тем же назва­нием в 1979 году в Чебоксарах появилась новая книга стихов в пере­воде П.Панченко. В газетах и журналах были напечатаны удачные переводы чувашских поэтов А.Дмитриева, А.Смолина, А.Прокопьева, русских переводчиков Э.Левонтина, В.Сикорского и др. Хорошим подспорьем для любителей творчества поэта стал библиографичес­кий указатель «Михаил Сеспель» (в 2-х частях - за 1989 и 2000 гг.), подготовленный Чувашской национальной библиотекой.

Творческое наследие поэта невелико: около 60 стихотворений и набросков, отрывки романа «Беглец», часть драмы «Убик», запис­ки из дневника и более ста писем. Пытливый ум позволил Сеспелю сказать свое реформаторское слово и в споре о чувашском сти­хосложении и правилах ударения. До него почти все педагоги, а затем и видные поэты Н.В.Шубоссинни и Г.И.Кели вели спор о тонике и силлабо-тонике. Возможны ли после многих лет развития народной поэзии какие-либо новации в традиционном стихосло­жении? «Трехударный семисложник - вот основа нашего ритма», - говорили сторонники поэм «Арзюри» М.Федорова и «Нарспи» К.Иванова. Сеспель настойчиво утверждал силлабо-тонику как при-родно свойственную чувашскому языку и безупречно изложил пра­вила ударения, которые до этого витали между бытовавшим среди низовых чуваш «французским» ударением (на последнем слоге лю­бого слова) и употреблявшимся виръялами (верховыми чувашами) разнопозиционным ударением.

Поэтический дар Сеспеля проявился не только в лирических сти­хах. Будучи на высоких постах, Сеспель написал программные сти­хотворения «Чувашский язык», «Сыну чувашскому», «Чувашке».

Светлыми, переливающимися красками отличаются сочинения крымского периода: «Пашня Нового дня», «Далеко в поле желтый зной», «К морю». Поэт обращается к бунтарской, мятежной силе природы. Его лирический герой - активный творец, ярый участ­ник событий, под стать самому поэту.

«К морю» - монолог-обращение к Вселенной, глубокое почи­тание силы Обновления и Очищения. В последнем, седьмом, обра­щении не случайно слово - к Новому Миру, Новому Дню.

Знакомство с чувашским художником А.А.Кокелем и улучшив­шееся здоровье подняли настроение юноши, и он с твердым убеж­дением отчеканил стихотворение «Стальная вера». Но вести о голо­де в Поволжье и увиденные в армейских складах безобразия скоро разбередили душу, пришли горькие строки «Голодного псалма», «Последнего ломтя» и стихотворения «Мост перекиньте».

Наблюдая забитость, сонливость соплеменников, обеспокоен­ный поэт призывал покончить с унижением, грязью и покорнос­тью. Сеспель звал к торжеству гражданской и социальной справед­ливости. В нем стучит миллион сердец. «Я не один. Я сам - мильон, мильона чувашей певец. Мильоном стих мой повторен!» («Далеко в поле желтый зной...»)

Сесепель - поэт и художник, воин и государственный деятель, трибун-революционер. Яркая, неподкупная личность. Были годы, когда его называли националистом и многие не решались засту­питься ни за него самого, ни за его рукописи. Но его талант на­много опередил свое время.

Образ М.К. Сеспеля запечатлен в романе «Сеспель» украинского писателя, Героя Советского Союза Юрия Збанацкого, в дилогии Петра Чичканова «Пламенное сердце», художественном фильме, снятом на студии им. А. Довженко и во многих других произве­дениях нашей литературы и живописи. Изданы воспоминания Г.К.Кузьмина, П.И.Бекшанского, Н.Н.Рубис и др. В Чувашии с 1967 года присуждается ежегодная премия имени Сеспеля, есть фонд поэта. Его именем названы семь улиц в городах и районах Чува­шии, сельхозкооператив в Канашском районе, а в Остере - кино­театр и средняя школа №1. Широко отмечалось 100-летие со дня рождения поэта. Юбилейные торжества прошли не только в Чува­шии, но и в Киеве, Чернигове, Остере, Днепропетровске и Кри­вом Роге. На родине Сеспеля, в его деревне (ей тоже присвоено имя поэта) открыт музейный комплекс, у школы, где он учился, установлен памятник. «Сюда, - проникновенно сказал Президент Чувашской Республики Н.Федоров, - всегда будут устремлены и жители республики, и ее гости, и стар, и млад - для того, чтобы почерпнуть для своей души из этого родника не только литератур­ных знаний, но и общей культуры, гражданственности, человечес­кого мужества».

Сочинения М.К.Сеспеля изданы солидными тиражами на чу­вашском, русском, украинском и других языках. Книга одного сти­хотворения «Пашня нового дня» (1969, 1999) звучит более чем на 55 языках мира.

Сеспель снова в боевом строю.

Ответы ИКЧ (Васильев) .docx

  1. Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт и гражданин.

Мишши Сеспель, или Михаил Сеспель Çеçпĕл Мишши Имя при рождении: Михаил Кузьмич Кузьмин

Род деятельности: общественный деятель, поэт Дата рождения: 4 ноября (16 ноября) 1899 Место рождения: дер. Казаккасы Канашского р-на, Казанская губерния, Российская империя ныне Чувашия Дата смерти: 15 июня 1922 (22 года) Место смерти: село Старогородка, Черниговская губерния, УССР ныне Козелецкий район,Черниговская область

Кракое описание жизни: Родился 16 ноября 1899 в деревне Казаккасы Цивильского уезда (сейчас деревня Сеспель Канашского района Чувашии). Окончив двухклассную школу в Шихазанах, поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов. Член РКП(б) с 1918 года. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома РКСМ, избирают председателем ревтрибунала Чувашской автономной области. Стал, таким образом, первым «главным прокурором» этого национально-территориального образования, Работал в отделе образования в комиссии переводчиков. По ложному обвинению был арестован, освобождён на поруки товарищей через 3 месяца. В 1921 году из-за болезни укреплял здоровье в санатории в г. Евпатория. После излечения поступил в Киевскую художественную школу, был призван в Красную Армию. После комиссования из-за обострения костного туберкулёза проживал у своего украинского друга, работал в г. Остёр в уездном земельном отделении Остёрского уезда. Могила в Остре. Покончил жизнь самоубийством 15 июня 1922 года в городе Остёр на Украине. 5 ноября 1954 прах Сеспеля был перезахоронён в парке г. Остёр, где ему установлен надгробный памятник. В 1969 году родная деревня Мишши Сеспеля была переименована в его честь.

Произведения: В литературной стезе с 1916 года. Упорядочив, в некотором смысле даже установив, нормы ударения, ввёл в чувашскую поэзию силлабо-тоническое стихосложение. Первые стихи на чувашском и русском языках Мишши Сеспель начал публиковать в 1919 году в газетах «Знамя революции», «Тетюшские известия», «Канаш». Сборник стихов «Хурçă шанчăк» (Стальная вера) впервые увидел свет в 1927 году. Известные книги: «Çĕн Кун аки» (рус. Сев Нового дня); «Хурçă шанчăк» (рус. Стальная вера); «Пуласси» (рус. Будущее). Çырнисен пуххи, Шупашкар, 1959; Стальная вера. Стихи, М., 1957. Стихи поэта переведены на 56 языков.

Память: Музей Михаила Сеспеля, Канашский район Чувашии, деревня Сеспель. Музей М. Сеспеля, Чебоксары, Дворец юстиции. Бюст поэта, Чебоксары, проспект Ленина. Музей краеведения, уголок М. Сеспеля, Татарстан, Тетюши, Педтехникум. Могила поэта и отдел краеведческого музея в городе Остёр (город) Черниговской области. Музей Мишши Сеспеля в Остерской гимназии № 1, которая носит его имя. Улицы в Чебоксарах и Остре. Парк 100-летия с дня рождения Мишши Сеспеля в Остре. Кинотеатр «Сеспель», г. Чебоксары Завод по производству прицепов и цистерн «Сеспель», г. Чебоксары

2. Чувашская народная педагогика. Этнопедагогика г.Н. Волкова. «Чувашская этнопедагогика» г. Н.Волкова в современной школе.

В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен калать - «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала ХХ в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан серт» (не срами имени чуваша).

Народ – великий педагог,

все великие педагоги – народны.

Г. Н.Волков

Ум в педагогике чувашей почитался как высшая человеческая ценность, как лучшая из добродетелей. С малых лет чуваши учили детей жить умом добрых людей. И сегодня этот народный философский завет волнует современных педагогов и ученых России. Народная педагогика как наука появилась в Чувашии; Г. Н.Волков - создатель этнопедагогики, единственный и первый такой ученый в России.

Главное в народной педагогике три любви: любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. В душе Г. Н.Волкова эти три любви дали прекрасные плоды. Его любовь безгранична. С любовью к детям связано многое в народ - ной жизни, и как рано народная педагогика указывает, что труд в жизни ребенка – главный помощник и союзник. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно, - пишет Г. Н.Волков.- Без наших корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе. Что останется без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?.. Только культурой, только духовностью…». Поэтому воспитание детей в современной школе немыслимо без изучения и применения трудов Г. Н.Волкова по этнопедагогике.

Один из заветов Г. Н.Волкова гласит: «Пример – и положительный, и отрицательный – не действует сам по себе, его надо основывать на совести». Современный учитель должен помнить и такой завет души великого ученого: «В педагогике главное – народность, человечность, порядочность, благородство, великодушие». А народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа. Действительно, «без памяти (исторической) нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической общности)».

У лживого и правда обманчива.

Ум старых – как подпорки.

Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.

Мир держится на мудрости старых и силе молодых.

Бережливый человек – надежен, порядочен, аккуратен.

Отнял вещь у людей – выкинул душу.

Когда нет порядка – и жизни нет.

А как полезно увидеть инсценированные рассказы и сказки Г. Н.Волкова «Тимерке», «Волшебная щепочка», «Мать и сын», «Дорого ли стоит рубль?», «Мамина похлебка»! В них можно увидеть такую народную педагогику:

Старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – испытаешь сам беду. Кто об этом забывает, счастья в жизни не знает.

С сердитым - сердитый будешь, с ласковым – ласковый будешь. Подарки – гостинцы – взаимно.

Кто отца – мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет. Мать – святыня, сама она – богиня. Бога забудешь – и то мать помни.

Леность и обман – два родных брата. Только тот, кто трудится до пота, знает цену добру.

Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же, и цвет. Сто лет миске. Ложка от отца осталась, его работа. Мастер же был! Мама… Какое же это счастье!..

Есть у писателя Г. Н.Волкова произведения и о смелости чуваш, о любви к чувашской земле: «Золотая пылинка», «Пастух и барин», «Робкий чуваш и барышник»

Этнопедагогу, ученому, историку, журналисту, академику, профессору, доктору педагогических наук Г. Н.Волкову пришлось не раз смело бороться, защищая имя и наследие И. Я.Яковлева. Волков был назван «врагом» народа, а имя Яковлева запретили произносить. Действительно, чувашский народ и смелый, и мужественный.

Таким образом, «Чувашская этнопедагогика» Г. Н.Волкова в современной школе нужна и педагогам, и родителям, и ученикам. В тысячах потешек, прибаутках, загадках, сказках, былинах содержится настоящая педагогика – наука о правильном воспитании детей. Это правильный режим жизни родителей, основанный на совести детей и самих взрослых.

Геннадий Никандрович Волков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Чувашская АССР - 27 декабря 2010, Чебоксары) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским.

Окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева (ныне университет), аспирантуру Казанского государственного педагогического института.

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.

Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

1962 год - предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.

1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.

Книга «Этнопедагогика» - утверждена Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений.