Наиболее общие проблемы познания исследует раздел философии. Проблема познания в философии: основные аспекты в их культурно-историческом развитии. Основные гносеологические позиции

Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Важнейшие разделы философии.
  2. Философские направления, течения и школы.
  3. Методы философского мышления.

1. Становясь самостоятельной сферой духовной деятельности, философия еще в античном мире стала формировать свою внутреннюю структуру. Античные мыслители, как правило, говорили о трех главных разделах философского знания. Первым разделом считалась логика, понимаемая в широком смысле – как учение о способах познания и его возможностях. Те, кто осваивал логику, получал возможность заниматься физикой – наукой об устройстве мира, о первоосновах и первопричинах бытия. Завершив изучение физики, можно было приступать к исследованию этики – учения о человеке в обществе, о ценностях и идеалах, о правилах и нормах поведения.

Такое структурирование философского знания сохранялось до XIX столетия. К примеру, Г. Гегель, следуя античной традиции, выделяет в своей системе логику, философию природы и философию духа. Даже современные европейские авторы, к примеру, Р. Каратини в своей монографии «Введение в философию», сохраняют античный принцип структурирования.

Однако, большинство нынешних философов структурирует философское знание иначе, используя более подробное деление, также основанное на предметном принципе. Поскольку философия имеет предельно общий предмет, возникает необходимость его конкретизации, разграничения относительно самостоятельных предметных областей.

Учение о принципах строения, различных формах и закономерностях бытия, о происхождении и устройстве мира называется онтология (от греческих слов «онтос» – бытие и «логос» – учение, наука). Онтология и сейчас не потеряла своей значимости, несмотря на развитие естествознания. Онтология – это не физика, поскольку естественнонаучная дисциплина изучает опытным путем материальный мир, а онтология опирается на умозрение, изучает и материальную, и духовную реальность.

Раздел философии, в котором исследуются проблемы познания, его возможностей и границ, путей и средств достижения истины, называется гносеология (от греческого слова «гнозис» – познание). Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии, которое начиналось с формулировки «Что я могу знать?».

Антропология (от греческого «антропос» - человек) – это раздел философии, в котором изучается природа (естество) человека, его внутренняя сущность и внешнее повседневное существование. Антропологическая традиция уходит вглубь веков, начинаясь со слов Сократа «Познай самого себя». И в современной философии, замечает немецкий мыслитель М. Шелер, главным является вопрос о метафизическом (сверхприродном) положении человека в космосе, иначе говоря, вопрос о том, что такое человек и каков смысл его существования во Вселенной.

Иногда авторы используют понятие социально-философская антропология, чтобы подчеркнуть неразрывное единство человека и общества, в других случаях социальная философия рассматривается как обособленный раздел философской мысли, в котором изучаются устройство, основные закономерности функционирования и направления развития общества.

Этика – это раздел философии, в котором исследуется мораль как регулятор общественных отношений, ее природа, происхождение и теоретическое обоснование. Термин «этика» придумал Аристотель; он использовал слово «этос», что означает в переводе с греческого «нрав», «обычай», «мода», «устоявшийся порядок». За два с половиной тысячелетия этика не утратила актуальности, поскольку люди так и не научились быть нравственными и отличать добро от зла; заданные поэтом вопросы «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» имеют глубокий этический смысл.

Раздел философии, в котором мир интерпретируется с точки зрения прекрасного и безобразного, называется эстетика. Термин образован от греческого слова, означающего в переводе на русский язык «прекрасный», «красивый». Раньше эстетикой называли философию искусства; теперь считается, что не только сфера прекрасного может быть предметом эстетических рассуждений. С эстетической точки зрения можно рассматривать любые явления; словосочетания «прекрасный человек», «красивый футбол», «красивая работа» говорят о том, что эстетическая точка зрения является универсальной и может применяться при характеристике любых явлений.

Специфическое понятие «аксиология» используется для обозначения раздела философской мысли, в котором изучаются индивидуальные и общественные ценности, их возникновение, иерархия и соотношение с реальностью. Аксиологические исследования очень информативны и многое говорят о человеке, поскольку для существа мыслящего поведенческий или деятельностный акт – это внешняя реализация внутренних ценностей. Ценностная теория говорит о том, что вся человеческая культура определяется внутренними духовными ценностями, являясь результатом их объективации («опредмечивания»).

История философии – это раздел, посвященный исследованию процесса возникновения, развития, взаимодействия различных философских идей. Иногда историко-философское знание называют наукой, подчеркивая его строгий, точный характер. История философии – это не просто воспоминания о великих мыслителях прошлого; в отличие от физики, химии и многих других наук, произведения философской мысли никогда не теряют своей актуальности. Современная философская проблематика часто не может быть понята и осмыслена без обращения к истории философии, без анализа корней и истоков воззрений нынешних авторов.

Философия истории является самостоятельным разделом философии, в котором осуществляется теоретическое осмысление исторической жизни, поиск ее законов, направленности и смысла исторического движения. Изначально философия истории существовала в религиозной версии («историософия»); мыслители эпохи Просвещения создали первые светские концепции, положив начало внерелигиозному, исключительно рациональному осмыслению общественных тенденций. Философия истории – это форма самопознания общества, определения сверхвременных идеалов и ценностей, которые реализуются в ходе общественного прогресса.

Разделы философской мысли имеют относительную самостоятельность, поскольку взаимосвязаны обсуждением наиболее важных мировоззренческих проблем, которые рассматриваются в различных аспектах – онтологическом, гносеологическом и др.

2. Философское знание можно структурировать не только по предмету изучения, но и в зависимости от точки зрения, позиции мыслителя в решении того или иного мировоззренческого вопроса. Такое деление стали осуществлять в XVIII столетии, для того, чтобы лучше ориентироваться в многообразии философских воззрений. Существуют различные способы такого структурирования, но общепризнанным является различение направлений, течений и школ.

Философское направление – это подразделение, которое возникает при решении важнейших мировоззренческих вопросов, критикует существующие концепции, дает новый взгляд на мир.

К примеру, онтологические направления материализм, идеализм и дуализм возникли как варианты решения проблемы: «Что является первоосновой мира?». С материалистической точки зрения первоначалом бытия (субстанцией) является материя, которая существовала всегда и всюду, независимо от воспринимающего ее сознания. Все многообразие действительности порождено саморазвитием материи, считают материалисты. Их оппоненты, идеалисты, полагают, что мир порожден активным духовным первоначалом, имеющим творческую природу. Дуалисты, в частности, Аристотель и Декарт, считают, что материальное и духовное первоначала независимы друг от друга и выступают как равноправные в процессе созидания бытия.

Если размышлять над тем, какое количество субстанций имеется в мире, то можно сформулировать две точки зрения. Первая из них называется монизм; ее сторонники считают, что бытие порождено одной первопричиной, будь то материя в марксизме или идея Платона. Сторонники плюрализма полагают, что субстанций великое множество; так думал Демокрит, создатель философского атомизма, а также Г. Лейбниц, автор монадологии – учения о многочисленных монадах-субстанциях.

Можно назвать еще два онтологических направления – детерминизм и индетерминизм. Они возникают при решении проблемы свободы и необходимости в мироустройстве, простая формулировка которой такова: «Существуют ли в мире закономерности?». Сторонники детерминизма полагают, что наш мир имеет закономерный характер, в нем действуют универсальные причинно-следственные связи, которые организуют и упорядочивают мироздание. Такая точка зрения, доведенная до крайности, называется фатализмом. Представители индетерминизма наоборот, отрицают упорядоченность мира, отдают приоритет не закономерностям, а случайностям, думают, что мир хаотичен и в нем царит произвол. Таких людей в жизни часто называют волюнтаристами, поскольку они не хотят считаться с объективными законами, точнее, полагают, что их нет.

В гносеологии фундаментальной проблемой является проблема познаваемости мира: «Может ли человек постичь истину?». Вариантов решения этой проблемы как минимум три. Те, кто уверен в принципиальной познаваемости мира и в безграничных способностях человеческого разума, называются гносеологическими оптимистами. Философы, которые отрицают возможность получения полного и достоверного знания о действительности, объединяются в направление, именуемое агностицизмом. Скептиками называют мыслителей, сомневающихся в истинности имеющихся у человека знаний; их сомнение опирается на невозможность окончательной проверки теоретических положений.

Как правило, философские направления можно поделить на течения. Течение – это подразделение в философии, которое возникает при решении частных философских вопросов, дает новое видение узкой, более или менее специфичной мировоззренческой проблематики. К примеру, материализм как направление можно разделить на два течения, если задать материалистам вопрос: «Способна ли материя к саморазвитию?». Те, кто отрицает самостоятельный характер развития материального мира, считает материю косной, инертной, называются механистическими материалистами. Они придают универсальный статус основному принципу механики: чтобы материальное тело пришло в движение, к нему необходимо приложить внешнюю силу. Их оппоненты являются сторонниками диалектического материализма; они полагают, что материя способна к саморазвитию, которое совершается за счет разрешения внутренних противоречий в материальном мире.

Можно и идеализм поделить на два противоположных течения – объективный и субъективный идеализм. Объективными идеалистами называют философов, которые считают, что духовное первоначало, сотворившее мир, существует вне человеческого сознания, в реальности; примером объективного идеализма являются религиозные представления христиан, мусульман, иудеев, учение Г. Гегеля об Абсолютном духе, которые в процессе саморазвития творит природу и человека. Субъективными идеалистами являются философы, которые рассматривают мир как порождение мыслей, переживаний, ощущений человека, то есть наделяют креативными функциями сознание человека, которое не отражает, а как будто созидает реальность.

Если философы-единомышленники работают в рамках институ-ционализированного объединения, то его принято называть философской школой. Школы имеют конкретно-исторический характер; к примеру, это созданная Платоном Академия или аристотелевский Ликей в Афинах, Милетская школа в Ионии, представители которой искали «архе» – первооснову природного мира, или школа элеатов, изучавших абстрактное бытие.

Подразделение философии, связанное с именем определенного мыслителя, как правило, масштабного, внесшего заметный вклад в развитие философской мысли, называется учением или воззрением. Привычны для нас словосочетания «учение Сократа», «учение Канта», «учение Соловьева», которые обозначают подразделения данного уровня общности.

Множество направлений, течений и школ, существующих в философии, отражают ее идейное богатство и принципиальную плюралистичность философского знания.

3. Методом называют совокупность познавательных приемов и операций, способ теоретического освоения действительности. Выбор тех или иных методов мышления определяется несколькими факторами. Во-первых, спецификой изучаемого предмета; метод исследования должен быть адекватен предмету. Во-вторых, исходными мировоззренческими установками исследователя; познавательные ориентиры и фундаментальные ценности определяют видение действительности, детерминируют способ мысли.

В философии всегда велись поиски наиболее эффективного метода познания, который позволил бы результативно решать сложнейшие мировоззренческие проблемы. В результате этих поисков сформировались два важнейших метода – диалектика и метафизика. Поскольку эти термины очень многозначны, сразу оговоримся, что в данном случае они используются именно для обозначения методов философского мышления.

Диалектика как метод основана на следующих взаимосвязанных принципах:

Признание всеобщих и универсальных взаимосвязей вещей и явлений;

Признание всеобщего характера развития; мир понимается как находящийся в процессе становления, то есть качественного изменения;

Источником, причиной развития считается внутренняя противоречивость вещей, явлений, процессов действительности; единство и борьба противоположностей порождает саморазвитие мира;

Противоречия в мышлении человека рассматриваются как отражение противоречий в объективной действительности; противоречия в мышлении, в свою очередь, являются источником его развития.

Метафизика как метод философского мышления базируется на противоположных принципах:

Взаимосвязи вещей и явлений понимаются как случайные, несущественные; вещи и явления рассматриваются автономными, вне взаимодействий и взаимосвязей;

Признается качественное постоянство вещей и явлений, мир понимается статичным; развитие сводится к количественным изменениям.

Утверждается, что источником развития может быть только внешняя по отношению к объекту причина; в вещах и явлениях нет противоречий, нет единства противоположных тенденций;

Противоречия в мышлении понимаются как показатель его несовершенства, как препятствие в развитии мысли; уже имеющиеся истины абсолютизируются.

Можно сказать, что диалектика как метод мышления является более эффективной, поскольку в большей степени соответствует предмету своего изучения – целостному, взаимосвязанному, развивающемуся, противоречивому миру. Однако, следует прислушаться к авторитетному мнению Ф. Энгельса, который замечал, что метафизическое мышление тоже является вполне состоятельным, но только при решении определенного круга вопросов. К примеру, обыденные жизненные ситуации вполне разрешимы с помощью метафизики; на ранних этапах своего развития научное знание тоже строилось на метафизических принципах, поскольку статичные объекты, рассматриваемые в отдельности, легче поддаются изучению. Диалектика имеет безусловный приоритет при решении сложных теоретических и мировоззренческих вопросов, при анализе развивающихся процессов и явлений, там, где нельзя абстрагироваться от взаимосвязей и взаимодействий.

Внешне близка к диалектике так называемая софистика. Софистика – это метод мышления, который представляет собой совокупность разнообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради доказывания желаемого. Софизмом называют суждение, построенное на сознательном искажении законов логики, заведомо выгодном автору. С одной стороны, софистика способствует совершенствованию мышления, позволяет выявлять в нем логические противоречия; с другой стороны, через обоснование взаимоисключающих суждений (антиномий) софисты пропагандируют всеобъемлющий релятивизм, превращая софистику в настоящее «двоесловие».

Менее распространенным методом является эклектика, то есть использование механически соединенных познавательных установок, приемов и способов познания, у которых нет единого теоретического основания. Смешение разных точек зрения, различных аспектов рассмотрения проблемы порождает заведомо искаженное отражение мира, не имеющее эвристической значимости.

Методы философствования совершенствуются, изменяясь вместе с трансформацией представлений об окружающем мире, фундаментальными ценностями философского сообщества, изменениями в доминирующей проблематике философии.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10685. Социология как наука: структура и уровни социального знания 63.43 KB
Социология как наука: структура и уровни социального знания Социология как самостоятельная наука появилась в 30е гг. Он предложил создать новую науку которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной как и естественные науки. Современная социология – наука об обществе как целостной социальной системе ее подсистемах и отдельных элементах. Социология изучает закономерности общественного развития поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных...
14525. Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками 8.63 KB
Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.
2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
2462. Сознание как предмет философского анализа 15.01 KB
Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.
1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
4683. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14.29 KB
Важнейшей особенностью научного знания является его динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от временных и социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.
12575. Условия и причины зарождения культурологического знания 35.18 KB
Культурология и история культуры.23 Введение В современности постоянно происходит постоянный рост роли культуры так как она является фактором социального развития и соответственно влечет за собой усиление интереса исследователей к проблеме культуры. Наука оставляет понятие культуры в самой широкой открытой категории. Стремясь отобразить суть культуры исследователи предлагают множество определений однако во всех вариациях культура представляется как отличительный признак разделяющий человека и животный мир...
16949. Кондратьевские циклы и цикличность научного знания 7.7 KB
Именно поэтому мы можем ставить вопрос о цикличности знания на примере маркетинга. Предпринимательская и научная мысль Западной цивилизации обнаружила и практически развила инструмент маркетинга в качестве средства повышения эффективности деятельности фирм максимизации прибыли в условиях нарастания конкурентной борьбы постепенно переросла его и нашла иные средства повышения своей эффективности в процессе эволюции. Это и есть по нашему мнению то ядро положительного знания в теории маркетинга которое объективно будет востребовано обществом...

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений - важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

Активности творческого отображения;

Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

Практики. Практика - это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

Познание («по знание», переход от незнания к знанию) – этотворческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях ). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания.

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Основные теоретические подходы к познаваемости мира:

1) познавательный оптимизм , основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм ») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира:

1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив).Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания » обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).

В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня :

1) чувственное познание,

2) рациональное познание,

3) интуиция.

Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга.

Чувственное познание характеризуется:

Непосредственным отражением (феномены);

Множественностью и конкретностью;

Поверхностностью понимания.

Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения,целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению.

Рациональное познание отличается:

Постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

Отражением универсально-всеобщего(общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей, мыслей);

Опосредованностью языком и культурной традицией.

Его основные элементы: общие понятия, сравнения,абстракции, обобщения, идеализации, определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы).

Интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм выпячивал верховенство разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственного опыта, интуитивизм и мистицизм – интуиции. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за относительные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии).


Проблема познаваемости мира и человека является одним из ключевых философских вопросов (см. тему 1). Познание – процесс получения более или менее адекватного знания о действительности, имеющего определенное практическое значение. В истории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания:

а) гносеологический оптимизм исходит из принципиальной веры в способность людей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться по пути постижения объективного мира и самопознания;

б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характерны сомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатации неодинакового понимания различными субъектами познания самого источника ощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализма субъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой» ситуации в сфере познания;

в) агностицизм – предельное выражение скептицизма, основанное на преувеличении противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.

Познание выступает взаимодействием его объекта (мира или самого человека) и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследование объекта. Поскольку познание можно трактовать как «потенциал сознания в действии», то структура познавательного процесса симметрична структуре сознания. Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное и рациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (дают фрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходя из многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человека воссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данное познание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта. Последнее возможно на ступени рационального (от лат. ratio – разум) или абстрактного (фиксирующего главное в явлениях – при отвлечении от неглавного) познания, когда «работают» научные понятия (абстракции), суждения (мысли, основанные на понятиях) и умозаключения – как индуктивного (познание движется от частных суждений – посылок к общему выводу), так и дедуктивного (от предпосылочного суждения к частным выводам) плана. Творческая интуиция (догадка, способная перерасти в предположительное знание типа гипотезы) характерна и чувственному, и рациональному в познании. В науке она проявляет себя как внезапное, на первый взгляд, открытие нового. На самом деле интуитивное озарение – это следствие предшествующего ему колоссального труда ученых. Все три элемента структуры познания взаимопроникают, дополняя друг друга. Исторически не правы как сенсуалисты (от лат. sensus – чувство), абсолютизировавшие чувственное познание, так и их оппоненты – рационалисты.

Немалую роль в познании играет практическая деятельность людей. Она включает в свою структуру объекты преобразования, способы решения поставленных задач, цель и конечный результат. В философском понимании практика – это не любая предметно-материальная деятельность, а имеющая общественно-значимый характер. Ее субъект – общественный человек, ориентированный на сознательное преобразование либо «консервирование» каких-то сфер бытия. Практика прежде всего выступает источником познания, поскольку в ее горниле возникают масштабные цели познания. Несомненна роль практики как важной движущей силы процесса познания, направляющей, регулирующей его. Наконец, она самый беспристрастный и потому эффективный критерий истинности познания. Знание, ею подтвержденное, становится безоговорочной истиной. Но практика не может, как волшебная палочка, удостоверить точность любого знания, особенно того, которое опередило ее на данный момент (например, теоретическое практику сегодняшнего дня).

Анализируя роль практики, мы логично выходим на проблему истинности познания, которую вы в определенной степени изучали в доуниверситетский период обучения. Напомним вкратце, что объективная истина - такое верное знание о явлениях, которое по содержанию не зависит ни от данного субъекта (ученого), ни от всего человечества. Но она и субъективна, так как достигается ученым, использующим определенный метод анализа и нередко, особенно в ходе социального познания, реализующим тот или иной политический заказ. Истина конкретна, поскольку является верным знанием о данном объекте, находящемся в конкретных обстоятельствах пространства, времени и т.д.

Истина отличается также и процессуальностью: она, как правило, не достигается одномоментно – в виде законченного, полного, исчерпывающего знания. Напротив, истина постепенно вырастает из относительного, включающего элемент неполноты, неумышленной неточности, трансформируясь под влиянием практики в абсолютное знание. Это обстоятельство отличает последнее от так называемых «вечных» истин типа исторических дат или аксиом математики. Любая истина противоположна лжеистине, представляющей собой умышленную дезинформацию, образец псевдонауки.

Необходимо, в частности, различать следующие подходы к толкованию сути истины:

а) религиозный: истина – в соответствии данного знания основополагающим документам любой церкви (христианской, мусульманской и др.);

б) прагматический: она – в степени соответствия полученных идей интересам, потребностям тех или иных социальных сил, полезности им (имеется в виду полезность, корректирующая с нормами морали);

в) марксистский: истина объективна, поскольку верно отображает действительное состояние объекта;

г) конвенциальный: она – продукт соглашения (конвенций) общих масс людей, полагающих соответствующее знание заслуживающим доверия.

В научных кружках растущим авторитетом пользуется представление о многомерности истины применительно к данному объекту, поскольку последний обладает «сущностями различного порядка» – чем ближе к «основанию» объекта, тем труднее получить точное значение о нем. Кроме того, объекты находятся в непрерывном изменении – развитии, дополнительно осложняющем процесс выработки истинного знания о них.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абстрактная истина; абсолютная истина; агностицизм; конкретная истина; объект познания; объективная истина; оптимизм; познание; практика; рациональное познание; сенсуализм; скептицизм; субъект-познания; чувственное познание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

5.1 Что такое практика?

5.2. Что такое истина?

5.3. Что необходимо рассматривать как лжеистину:

5.4. В чем смысл материалистического сенсуализма?

5.5. Каков наиболее эффективный критерий истины?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Правомерно ли отождествлять сознание и познание?

2. Возможно ли чувственное познание вне связи с рациональным и наоборот?

3. Является ли практика отдельной, самостоятельной ступенью процесса познания?

4. Существует ли абстрактная истина?

5. Любой ли поступок человека – практический с точки зрения философии?

6. Зависит ли истина от человека?

7. Как человек постигает истину: сразу, целиком, полностью, абсолютно или лишь приблизительно, относительно?

8. Возможно ли достижение абсолютной истины в смысле полного, исчерпывающего познания мира?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis - знание, и logos - учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека - вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

СУБЪЕКТ познания - это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

ОбЪЕКТ познания - это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
вторичные - различные проявления духовного мира людей;
третичные - свой собственный духовный мир.

В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание - это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях ГНОСТИЦИЗМА. Они, в свою очередь, базируется на следующих принципах:
1. ДИАЛЕКТИКИ, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
2. ИСТОРИЗМА – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
3. ПРАКТИКИ – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
4. ПОЗНАВАЕМОСТИ – быть убежденным в самой возможности познания.
5. ОБЪЕКТИВНОСТИ - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания.
6. АКТИВНОСТИ творческого ОТОБРАЖЕНИЯ действительности.
7. КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма - дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.

2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ - это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ - это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ - это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ - это мысль, в которой утверждается или отрицается что - либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

ИСТИНА - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина - это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина - это диалектическое единство абсолютного и относительного.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма - одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.

4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.

1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. - вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина - это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая - утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина - это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник - Ж. А. Пуанкаре). «Истина - это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
- субъективна и объективна (этот человек порядочный);
- абстрактна и конкретна (человек вообще - не существует);
- относительна и абсолютна (пример с атомом).

Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой "договор".
Заблуждение - ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь - намеренное искажение верного.

Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание - состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Именно в этом плане важна Интерпретация - вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

ПРАКТИКА - это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.

ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.

Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.

Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.

Рецензии

Скопировала....А вопрос один: сама философия - это наука или некое обобщающее знание?!

Я не обладаю никакой научной степенью. Своё видение жизни черпала не из традиционных источников. Поэтому уверена - Философия не является наукой, никогда ею не была и не будет.Философия не продуктивна и не направлена на преобразование мира явленного, земного. Некая непролазная тайга из словосочетаний.Привлекает лишь любителей погулять по лесу.:))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.