Принципы и методы анализа. Методы системного анализа объектов исследования К методологии анализа и измерения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Методы, используемые в научных исследованиях

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе в экономических исследованих дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

1. Содержание понятий «чувственное» и «рациональное» познание

Научное познание это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности.

Познавательные действия человека (как вненаучные, так и научные) осуществляются в разнообразных формах. В их совокупности выделяют несколько ключевых форм чувственного и рационального познания, общих не только для научного и вненаучного познания, но и присущих представителям высших биологических видов. Более тoгo, по утверждению некоторых авторов, данные формы предпочтительнее квалифицировать как познавательные способности человека. Тем не менее, пока доминирует прежнее представление, согласно которому самое общее структурирование всей совокупности познавательных действий осуществляется путем выделения форм чувственного и рационального познания по таким критериям, как общая направленность, xapaктep используемых познавательных средств и специфика результата познания.

Чувственное познание -это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих opгaнoв чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют "живым созерцанием". В обычном смысле живое «созерцание» это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении, т.е. в теории познания, оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат этого процесса воспроизведение человеком конфигyрации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Каждое ощущение отражает какое-либо одно из свойств отражаемого объекта и существует только при наличии непосредственного контакта.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на opгaны чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другyю - в нем отражение отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению eгo целостного образа. В восприятии ведущую роль игpают те компоненты, которые обеспечивают постоянство (константность) образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия.

Представление - э то высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но eгo воспроизведение осуществляется не путем непосредственного контакта, а "по памяти". Представление поднимает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую более высокую ступень, освобождая eгo от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами.

Воображение - это форма чувственного познания, результатом котopoгo является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью eгo содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека.

Воображение поставляет такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина и др., в техническом творчестве представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля, в экономической науке представления об обмене товаров cтpoгo по их стоимости и т.д.

Рациональное познание это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов, процессов, явлений; во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (язык является материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мысли, которая отражает предмет мысли в eгo общих и существенных признаках.

Сужде н и е - это форма мысли, в которой посредством связи понятий чтолибо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Умозаключение - это форма мысли, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления относятся к основным, поскольку посредством их выражается содержание вceгo множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией чувственных форм по отношению, с одной стороны, к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания, с другой. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, идущей от opгaнoв чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее ярким проявлением динамического единства чувственного и рационального в познании является интуиция .

До определенного времени тaкoгo рода явления считались таинственными, не подвластными логическому анализу и изучению научными средствами. Однако их последующее исследование позволило, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-втоpыx, представить ее как специфически познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную интуицию (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную интуицию , включающую ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке.

Таким образом, интуиция - это сложноструктурированный процесс , включающий как рациональные, так и чувственные элементы , что послужило основанием для отнесения ее к особым формам познания .

2. Методы, используемые в научных исследованиях

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. научный познание метод умозаключение

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные - для родственных наук;

4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий.

Среди всеобщих методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом - обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем используется системный анализ , получивший широкое применение в различных сферах научной деятельности человека.

В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями.

Системный анализ используется для исследования таких сложных систем как экономика отдельной отрасли, промышленного предприятия.

Системный анализ складывается из основных 4-х этапов: первый заключается в постановке задачи - определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения объекта. Во время второго этапа очерчиваются границы и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели разбиваются на собственно изучаемую и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы - ее элементы, устанавливают их взаимодействие с внешней средой. Третий, важнейший, этап системного анализа заключается в составлении математической модели исследуемой системы.

Аналитические методы используются для описания только небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнения.

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с отклонением спроса, товарного предложения или цены, то есть с такими аспектами исследуемого объекта, с помощью которых можно определить и принять стратегическое или тактическое решения об изменении ситуации в целом.

При этом системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого.

Программно-целевое планирование широко используется при разработке и реализации стратегии и тактики в бизнес-исследованиях.

Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными затратами, максимальной прибылью и т.п.) используется в бизнесе, например, при разработке оптимального ассортимента в условиях ограниченности ресурсов, определении оптимальной величины товарных запасов, планировании движения торговых агентов.

При решении проблем очередности обслуживания заказчиков, составления графиков снабжения товарами и др. аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания , которые предоставляют возможность, во-первых, изучить закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, выдержать необходимую очередность их выполнения.

Методы теории вероятности используются при принятии решений, которые сводятся к определению вероятности конкретных событий и выбору из ряда возможных действий наиболее оптимальных (например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать или расширять производство и т.д.).

Систему имеющихся или возможных связей между событиями, действиями, или процессами можно описать с помощью методов моделирования.

Наиболее эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Особое место в методическом ассортименте занимают методы экспертных оценок ("Дельфи", "Адвоката дьявола" и т.п.), которые разрешают довольно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или другого события на рынке, обнаружить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых решений.

Заключение

Характеристика основных форм познания дает преимущественно представление о том, о том, что является общим для научного и ненаучного познания. И в первом, и во втором используются как чувственные познавательные способности человека, так и его способности к абстрактному мышлению. Во всех сферах человеческой деятельности, где осуществляются познавательные процессы, люди мыслят посредством логических форм (понятий, суждений, умозаключений).

На ряду с общей направленностью познавательных действий на производство знания научное познание характеризуется рядом особенностей:

1) в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

2) оно предполагает использование специализированного инструментария, в частности, специальных материальных средств;

3) научное познание регламентируется определенной совокупностью специальных методов и других видов нормативного знания;

4) результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований;

5) существенное отличие научного познания от других форм познавательных процессов составляет наличие специализированного языка.

Особенностями научного познания во многом определяется специфика науки как социокультурного явления.

Список использованной литературы

1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований уч.пособие, М., 1989.

2. Основы научных исследований: учебник для ВУЗов Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В., М., 1989.

3. Сабитов Р.И. Основы научных исследований. Учебное пособие. Челябинск, 2002.

4. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей. Донецк. 2012.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теоретической деятельности. Оценка роли аналогии, редукции, индукции в теории и практике научного познания.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека. Методы научного познания: эмпирические и теоретические. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории. Важность наличия философских знаний.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Понятие, сущность и закономерности методов познания. Анализ взаимосвязи и особенностей правильности и истинности. Диалектика как всеобщий философский метод современной науки. Общая характеристика основных структурных элементов системы общенаучных методов.

    реферат , добавлен 11.10.2010

    контрольная работа , добавлен 30.12.2010

    Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие "метода", основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

    реферат , добавлен 15.06.2017

    Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Развитие методов познания.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.

    презентация , добавлен 23.06.2011

    Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Понятие, роль и задачи эмпирического познания. Методы изучения объектов: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Основные характеристики теоретического познания. Виды умозаключений.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска. Динамика научного познания. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции знания.

Системный анализ – это методология решения инновационных проблем, основанная на концепции систем.

В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив для выбора одной, подлежащей реализации. Чтобы достичь конечного результата, необходимо дать количественную оценку качественности альтернатив. Достичь этого можно, если учтены все элементы – альтернативы и даны правильные оценки каждому элементу. Отсюда возникает необходимость объединения всех элементов, связанных с данной проблемой, в систему, которая решает проблему.

Система обладает наряду с перечисленными выше общими свойствами рядом характерных черт, включающих:

  • единство системы, наличие у нее общей цели, общего назначения;
  • интеграционный характер системы, характеризующийся большим числом выполняемых функций, входов и выходов;
  • сложность поведения системы, т.е. при наличии переплетающихся и перекрывающихся взаимосвязей между переменными изменение одной переменной влечет изменение других;
  • нерегулярное во времени поступление внешних воздействий;
  • наличие в большинстве случаев состязательных, конкурирующих сторон.

Система определяется заданием системных объектов. Системные объекты – это вход, выход, процесс, обратная связь и ограничение.

Входом называется объект, который изменяется при протекании данного процесса. Вход может принимать такие формы, как: а) последовательно связанный с данными; б) результат предшествующего процесса, беспорядочно связанный с данными; в) результат процесса данной системы, который вновь вводится в нее.

Выходом называется объект (результат) или конечное состояние процесса. Иными словами, выход – это цель, для достижения которой системные объекты, свойства и связи соединены вместе.

Процессом называется преобразование входа в выход (свойство данного процесса). Между входом одного процесса и выходом другого существует связь . Выделить системы – значит выявить все процессы, образующие данный выход.

Обратная связь – это функция подсистемы, сравнивающей выход с критерием (с целью управления процессом).

Как было отмечено выше, любая система состоит из подсистем и, в свою очередь, является подсистемой некоторой системы. Граница системы определяется совокупностью входов от внешней среды. Внешняя (окружающая) среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Проблема – это ситуация, требующая разрешения. Выявление проблемных ситуаций – это и есть проблема принятия решений. Принятие решения должно завершиться конкретными результатами и разбивается на ряд обязательных этапов: определение цели исследования и критерия ее достижения; формулировка конкретных задач; выбор способов, приемов, методов и средств для решения поставленных задач. Так, процесс рационального решения проблем можно представить в виде схемы (рис. 5.13).

Рис. 5.13.

Вместе с тем показанные на схеме этапы проведения системного анализа носят абстрактный, общий характер. Более углубленная последовательность работ по поиску рационального решения проблем представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Поиск рационального решения проблем

Научные инструменты системного анализа

I. Анализ проблемы

  • 1. Обнаружение проблемы.
  • 2. Точное формулирование проблемы.
  • 3. Анализ логической структуры проблемы.
  • 4. Анализ развития проблемы (в прошлом и будущем).
  • 5. Определение внешних связей проблемы (с другими проблемами).
  • 6. Выявление принципиальной разрешимости и проблемы

Методы: "сценариев", диагностический, "дерева целей", экономического анализа

II. Определение системы

  • 1. Спецификация задачи.
  • 2. Определение позиции наблюдателя.
  • 3. Определение объекта.
  • 4. Выделение элементов (определение границ разбиения системы).
  • 5. Определение подсистем.
  • 6. Определение среды

Методы: матричные, кибернетические модели

III. Анализ структуры системы

  • 1. Определение уровней иерархии (в БС).
  • 2. Определение аспектов и языков (в СС).
  • 3. Определение процессов функций (в ДС).
  • 4. Определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в УС).
  • 5. Спецификация подсистем.
  • 6. Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых)

Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели

IV. Формулирование общей цели и критерия системы

  • 1. Определение целей, требований надсистемы.
  • 2. Определение целей и ограничений среды.
  • 3. Формулирование общей цели.
  • 4. Определение критерия.
  • 5. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам.
  • 6. Композиция общего критерия из критериев подсистем

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи), "дерева целей", экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные операционные

V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах

  • 1. Формулирование целей – верхнего ранга.
  • 2. Формулирование целей – текущих процессов.
  • 3. Формулирование целей – эффективности.
  • 4. Формулирование целей – развития.
  • 5. Формулирование внешних целей и ограничений.
  • 6. Выявление потребностей в ресурсах и процессах

Методы: "дерева целей", сетевые, описательные модели, моделирования

VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей

  • 1. Оценка существующих технологий и мощностей.
  • 2. Оценка современного состояния ресурсов.
  • 3. Оценка реализуемых и запланированных проектов.
  • 4. Оценка возможностей взаимодействия с другими системами.
  • 5. Оценка социальных факторов.
  • 6. Композиция целей

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи)

VII. Прогноз и анализ будущих условий

  • 1. Анализ устойчивых тенденций развития системы.
  • 2. Прогноз развития и изменения среды.
  • 3. Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы.
  • 4. Анализ ресурсов будущего.
  • 5. Комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
  • 6. Анализ возможных сдвигов целей и критериев

Методы: "сценариев", экспертных оценок (метод Дельфи), "дерева целей", сетевые, экономического анализа, статистический, описательные модели

VIII. Оценка целей и средств

  • 1. Вычисление оценок по критерию.
  • 2. Оценка взаимозависимости целей.
  • 3. Оценка относительной важности целей.
  • 4. Оценка дефицитности и стоимости ресурсов.
  • 5. Оценка влияния внешних факторов.
  • 6. Вычисление комплексных расчетных оценок

Методы: экспертных оценок (метод Дельфи), экономического анализа, морфологический метод

IX. Отбор вариантов

  • 1. Анализ целей на совместимость и входимость.
  • 2. Проверка целей на полноту.
  • 3. Отсечение избыточных целей.
  • 4. Планирование вариантов достижения отдельных целей.

Методы: "дерева целей", матричные, экономического анализа, морфологический

  • 5. Оценка и сравнение вариантов.
  • 6. Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов

X. Диагноз существующей системы

  • 1. Моделирование технологического и экономического процессов.
  • 2. Расчет потенциальной и фактической мощностей.
  • 3. Анализ потерь мощности.
  • 4. Выявление недостатков организации производства и управления.
  • 5. Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию организации

Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели

XI. Построение комплексной программы развития

  • 1. Формулирование мероприятий, проектов и программ.
  • 2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению.
  • 3. Распределение сфер деятельности.
  • 4. Распределение сфер компетенции.
  • 5. Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений но ресурсам во времени.
  • 6. Распределение по ответственным организациям, руководителям и исполнителям

Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели

XII. Проектирование организации для достижения целей

  • 1. Назначение целей организации.
  • 2. Формулирование функций организации.
  • 3. Проектирование организационной структуры.
  • 4. Проектирование информационных механизмов.
  • 5. Проектирование режимов работы.
  • 6. Проектирование механизмов материального и морального стимулирования

Методы: диагностические, "дерева целей", матричные, сетевые методы, кибернетические модели

Примечание. Неформальные методы: метод "сценариев", метод экспертных оценок (метод Дельфи), диагностические методы. Графические методы: метод "дерева целей", матричные методы, сетевые методы. Количественные методы: методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы. Методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

Отметим следующие аспекты.

1. Формулирование и описание проблемной ситуации – это исходный пункт исследования. Выявление проблемы, правильное и точное ее описание является первым этапом системного исследования.

Для начала необходимо определить внешние признаки проявления проблемы, ее временные параметры, источники возникновения проблемы, обусловливающие ее факторы, характер влияния проблемы на основные элементы объекта исследования, возможные исследования развития проблемной ситуации.

В качестве инструмента исследования можно использовать анализ логической структуры проблемы, изучить ее в ретроспективном аспекте, оценить возможные пути развития в будущем и во взаимосвязи с другими проблемами.

При анализе сложных проблем используют приемы декомпозиции, матрицы системных характеристик, модели типа "черного ящика" и др.

2. На этапе определения системы осуществляется постановка задач, которые необходимо решить для получения конечных результатов; устанавливается состав элементов, входящих в систему, определяя тем самым объект исследования.

Позиция наблюдателя определяет критерий решения проблемы. Результатом второго этапа решения проблемы является разработка научной модели исследования объекта-системы.

С этой целью могут быть использованы матричные, кибернетические, информационные, синергетические имитационные и другие модели.

3. На этапе анализа структуры системы определяются уровни иерархии объекта-системы, выделяются все элементы (подсистемы), устанавливаются их связи и отношения.

Затем проводится структурно-функциональный анализ объекта исследования, дается графическое описание процесса функционирования элементов системы, определяются их специфика и информационные связи с внешней средой на основе разработки структуры целей и др. В качестве инструмента для исследования используются методы логических построений, диагностики, синтеза. Анализ проводится на основе построения графических, матричных, сетевых, морфологических, кибернетических и синергетических моделей.

Результатом выполнения данного этапа работ является построение структурно-функциональной модели объекта-системы.

4. Формулирование общей цели, определение критерия системы, целей и ограничений внешней среды, декомпозиция целей и критериев подсистем представляют собой сложную логическую процедуру в рамках понятий общей теории систем.

На данном этапе исследования используются методы: экспертных оценок, сетевых структур целей, оптимизационных, игровых, имитационных моделей и др.

Результатом анализа на этом этапе является описание условий исследования объекта исследования как системы, установление критерия целенаправленного развития и состава ресурсного обеспечения полного жизненного цикла, а также определение принципов декомпозиции целей системы и условий сохранения ее целостности.

5. Увязка цели со средствами ее реализации осуществляется путем декомпозиции целей и их формулирования, определения текущих процессов, эффективности функционирования подсистем каждого уровня, устойчивого динамического развития, внешних условий и ограничений.

Этот этап является центральным в системном анализе. В результате его выполнения необходимо увязать цели со средствами их достижения как внутри системы, так и вне ее.

Для этого используются методы "дерево целей", моделирования состояния системы, сетевые, описательные модели и др.

  • 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей осуществляются традиционным путем, начиная с анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза. При этом используются методы экспертных оценок, "дерево целей", прогнозных расчетов и др.
  • 7. Прогнозирование и анализ условий развития объекта- системы начинается с оценки влияния различных факторов как внутри системы, так и внешнего воздействия. Анализируются возможные варианты изменения целей и тенденций развития системы, состояние ресурсного обеспечения будущего развития, делаются прогноз и анализ будущих условий. Для этого используются методы "сценариев", экспертных оценок, "дерево целей", статистические, описательные модели и др.
  • 8. Оценка целей и средств их достижения – один из наиболее трудоемких этапов системного анализа, на котором разрабатывается механизм соответствия целей и их достижения, определяются критерии оценок, выбираются методы оценки. После того как критерий сформирован, т.е. найден способ сравнения альтернатив, ставятся задачи выбора и оптимизации, создается система комплексной оценки соответствия целей и средств, определяются параметры оценочного механизма.

Учитывая, что системный анализ, как правило, имеет дело с объектами, лишенными количественных оценок, в качестве методического инструментария используются методы экспортных оценок, морфологический метод и др.

9. На этапе отбора вариантов проводятся сопоставление целей и средств, их оптимизация – отсечение тех целей, которые признаны малозначимыми или не имеющими средств для достижения конечного результата. Цели уточняются, корректируются, исходя из условия функционирования объекта-системы.

Для того чтобы имелась возможность сравнить альтернативы, необходимо выработать критерий предпочтения.

В процессе анализа применяются методы моделирования, "дерево целей", матричные и др.

10. Диагностический анализ существующего объекта-системы направлен на выявление адаптационных условий для новой системы.

Делается также расчет потенциальных возможностей ресурсного обеспечения, прогнозируется изменение проблемной ситуации.

На последующих этапах осуществляется построение комплексной программы (плана мероприятий) по реализации результатов исследования, проектируются условия их применения.

Таким образом, подход к решению проблем предполагает последовательное выполнение следующих работ.

  • 1. Анализ проблемы (постановка проблемы): определение существа проблемы, точное ее формулирование, анализ логической структуры проблемы, анализ развития проблемы (оценка прошлого состояния и прогноз), выделение внешних связей, оценка принципиальной разрешимости проблемы.
  • 2. Определение, конструирование системы: определение целей и задач, формулировка позиции наблюдателя, определение системных объектов, выделение подсистем, определение внешней среды.
  • 3. Анализ структуры системы: определение уровней иерархии, аспектов рассмотрения, процессов, определение спецификации подсистем, процессов и функций.
  • 4. Формулирование общей цели и критерия системы: определение целей систем высшего порядка, целей и ограничений внешней среды, формулирование общей цели, определение критерия, декомпозиция целей и критериев подсистем.
  • 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах: формулирование целей верхнего уровня, целей текущих процессов и целей развития.
  • 6. Оценка ресурсов: оценка существующих технологий и мощностей, существующего состояния ресурсов, взаимодействия с другими системами, социальных факторов.
  • 7. Прогноз и анализ будущих условий: анализ устойчивых тенденций развития проблемы, прогноз развития и изменения среды, прогноз появления новых факторов, оказывающих влияние на систему; анализ ресурсов будущего, анализ возможных сдвигов целей и критериев.
  • 8. Оценка целей и средств: вычисление оценок по критерию, оценка взаимозависимости целей, оценка относительности важности целей.
  • 9. Формирование альтернатив решения проблемы и отбор вариантов: оценка альтернатив по критерию, сравнение и отбор вариантов.
  • 10. Построение комплексной программы решения: формулировка мероприятий проектов и программ, определение очередности целей и мероприятий по их достижению, распределение сфер деятельности, распределение сфер компетентности, разработка плана мероприятий в условиях ограничений по ресурсам и времени, распределение ответственности но организациям, руководителям и исполнителям.
  • 11. Проектирование организации для достижения цели: назначение цели организации, назначение функций организации, проектирование организационной структуры, информационных потоков, режимов работы, материальных и моральных стимулов.

Указанный перечень работ носит примерный характер. В каждом конкретном случае решения проблем разрабатывается план исследования исходя из содержания поставленной задачи.

  • Проблема – это разновидность вопроса (непарадигмальной ситуации), имеющего конкретно поставленную цель, но пути достижения цели пока неизвестны. Задача – это такая разновидность вопроса, для решения которого известны пути достижения цели.

Методология и методы исследования представляет собой логическую организацию деятельности человека. Она состоит в определении предмета и цели изучения, ориентиров и подходов при его осуществлении, выборе приемов и средств, которые показали бы наилучший результат. Далее рассмотрим подробнее, какими особенностями обладает методология и методика исследования в целом и применительно к некоторым сферам деятельности.

Цель

Любую деятельность человека можно характеризовать методологией. Однако в вопросе изучения каких-либо явлений или событий она имеет определяющее, решающее значение. Методология исследования, вне зависимости от сферы деятельности, начинается с выбора, определения и формулирования цели. Она состоит в поиске вариантов формирования системы управления, а также организации ее развития и функционирования, которые были бы наиболее эффективными в процессе изучения. Однако данное представление о цели считается весьма общим. На практике исследовательская деятельность преследует разнообразные цели. Примерами могут служить наблюдение за качеством управления, создание атмосферы инноваций и творчества, своевременное обнаружение проблем, при обострении которых в будущем работа может осложниться, повышение квалификации сотрудников, анализ стратегий и прочее.

Объект

В качестве него выступает система управления. В методологическом смысле необходимо четко понимать и учитывать социально-экономический класс данной системы. Это означает, что основополагающим ее компонентом выступает человек. Его деятельность определяет специфичность всех процессов ее становления и функционирования. Взаимодействия, на базе которых и существует данная система, отличают противоречивые и сложные отношения людей, которые основываются на установках и мотивах, ценностях и интересах. Каким бы совершенным не являлось то или иное современное техническое средство, значение его будет зависеть от человеческих потребностей, причин его освоения и дальнейшего применения. Управленческая система строится на базе деятельности людей. Можно проводить исследования техники, однако они невозможны в отрыве от человека, всех факторов ее применения в условиях его деятельности.

Предмет

В качестве него выступает проблема. Она представляет собой реальное противоречие, которое требует своего разрешения. Активность системы управления отличается наличием большого числа разнообразных проблем. Они выступают в качестве противоречия тактике и стратегии, условиям и возможностям, квалификации сотрудников, потребностям в инновациях и прочему. Часть из них считаются "вечными", другие - созревающими либо преходящими. Для решения этих проблем необходимо проведения исследований. В качестве основы распознавания тех или иных противоречий выступает цель.

Подход

Он является следующим компонентом, который включает в себя методология исследования. Подход представляет собой ракурс изучения, в некотором роде это исходная позиция или отправная точка. С нее начинается исследовательский процесс. Подход определяет направленность изучения относительно его цели. Существуют различные его виды. В частности, выделяют концептуальный, системный и аспектный подходы. Последний представляет собой выбор какой-либо грани проблемы на основании принципа актуальности либо с учетом ресурсов, которые выделены на изучение. К примеру, методология психолого-педагогического исследования предполагает образовательный аспект проблемы. Концептуальный подход предусматривает предварительную разработку комплекса основных (ключевых) положений - концепции. Она определяет общее направление, преемственность, архитектонику изучения. В системном подходе предполагается методология исследования сравнительно высокого уровня. В данном случае для решения проблемы необходим максимально возможный учет всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. Такой подход предполагает выделение существенного и главного. Он также предусматривает определение характера взаимодействий между гранями вопроса, его характеристиками и свойствами. Выделяют, кроме того, подход научный, прагматический и эмпирический. Последний в качестве основы использует опыт. Если подход ориентирован на получение ближайшего результата, то его называют прагматическим. Однако наиболее эффективным считается научный ракурс изучения. Он характеризуется соответственной постановкой целей. Методология научного исследования предполагает использование специфических инструментов.

Способы и приемы

Методология исследования отводит им главную роль. Способы и приемы разделяют на четыре группы:

  • Специфические. Данные методы формируются за счет специфики систем управления. В них отражаются особенности управленческой деятельности.
  • Общенаучные. Они отражают соответствующий аппарат изучения. Методология научного исследования определяет эффективность любых типов.
  • Формально-логические. Они представляют собой приемы интеллектуальной активности человека, которая составляет базу управленческого изучения.
  • Социологические. Занимают особое положение в инструментарии изучения общественных процессов и систем.

Методология социологического исследования

В качестве области применения инструментов в данном случае выступают ценностные ориентации участников сообществ относительно различных явлений. Их изучение позволяет обнаруживать тенденции в общественном развитии, определять меры наиболее эффективного влияния на членов объединений. Методология социологического исследования предполагает более полное представление картины изучаемой действительности. Она, совместно с объективными характеристиками, которыми обладает внешний объект, включает в себя сложившиеся стереотипы, интересы и ценностные ориентации. За счет используемых методов формируются точные представления о динамике и состоянии социальных структур. Основной целью изучения выступает прогнозирование и объяснение поведения субъектов общества в тех либо других условиях, особенности искусственного моделирования среды, анализ характера взаимодействий внутри социума. Исследования данного типа призваны определять адекватность социальной сферы, установленную в рамках целей.

Ключевые направления

Основными ориентирами практического использования социологических методов при изучении процессов считаются:


Решение задач должно обеспечиваться за счет формирования трех главных разделов:

  • Разработки программы исследования.
  • Организации, проведения тестов и опросов.
  • Интервью и подготовки схемы обработки и систематизации данных.

Структура знания

В методологической системе Юдиным выделяется 4 уровня:

  • Технологический.
  • Конкретно-научный.
  • Общенаучный.
  • Философский.

Предпоследний уровень предусматривает использование теоретических концепций. Они применимы ко всем либо к большей части научных направлений. Второй уровень предполагает комплекс способов, процедур, приемов и принципов изучения. Методология конкретного научного исследования содержит в себе как специфические для определенной области изучения проблемы, так и вопросы, которые ставятся на более высоких уровнях. К ним, например, можно отнести проблемы реализации системного подхода либо моделирования в изучении процесса образования. Технологический уровень предполагает сочетание техники и метода исследования. Другими словами, используется набор процедур, за счет которых обеспечивается получение достоверных эмпирических сведений, их первичная обработка. После этого материал может включаться в массу научного знания. На этом уровне просматривается нормативный, четко выраженный характер изучения. Содержание философской ступени составляют общие познавательные принципы и категориальное устройство дисциплины в целом.

Все указанные уровни методологии формируют сложную структуру. В ее рамках между ступенями существует некоторое соподчинение. Вместе с этим, философский уровень считается содержательным основанием любого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к самому познанию и преобразованию действительности.

Методология и методы педагогических исследований

Высшим уровнем, характеризующим профессиональную готовность учителя, считается наличие у него специфической культуры. Ее главными признаками считаются:

  • Понимание процедур, соответствующих категориям философии и основным понятиям, формирующим концептуальный каркас образования.
  • Осознание разных понятий педагогики как уровней восхождений к конкретному от абстрактного.
  • Установка на преобразования образовательной теории в прием познавательной деятельности.
  • Ориентирование мышления на генезис педагогических конфигураций и "целостнообразующие" свойства этих форм.
  • Стремление воспроизводить образовательную практику в понятийно-терминологической системе.
  • Понимание гуманистических и мировоззренческих задач и прочее.

Формирование культуры

Когда учителем познаются методология и методы педагогических исследований, его мышление начинает опираться на их принципы. В этом отношении он начинает мыслить "принципиально". Методология педагогического исследования предполагает надситуативную активность мышления. На частном уровне особое значение приобретают освоение принципов и целостности образования, общественной политики, единого подхода, расширение общего образовательного субъекта и первостепенности воспитательных целей в учебном процессе.

Любая научная, исследовательская и практическая деятельность проводится на базе методов, методик и методологий.
Метод - это прием или способ действия.
Методика - это совокупность методов, приемов проведения какой-либо работы.
Методология - это совокупность методов, правила распределения и назначения методов, а также шаги работы и их последовательность.
Имеются свои методы, методики и методологии и у системного анализа. Однако, в отличие от классических наук, системный анализ находится в стадии развития и еще не имеет устоявшегося, общепризнанного «инструментария».
Кроме того, каждая наука имеет свою методологию, поэтому дадим еще одно определение.
Методология - это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
В каком-то смысле можно говорить и о методологии системного анализа, хотя это пока еще очень рыхлая, «сырая» методология.

1. Системность
Прежде чем рассматривать системную методологию, надо разобраться с понятием «системный». Сегодня широко используются такие понятия как «системный анализ», «системный подход», «теория систем», «принцип системности» и др. При этом их не всегда различают и часто применяют как синонимы.
Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность». Ю.П. Сурмин предлагает рассматривать структуру системности в трех аспектах (рис. 1): системная теория, системный подход и системный метод.

Рис. 1. Структура системности и составляющие её функции.

1. Системная теория (теория систем) реализует объясняющую и систематизирующую функции: дает строгое научное знание о мире систем; объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы.
2. Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов, системное мировоззрение.
Подход - это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела и т. д.
Принцип — а) основное, исходное положение какой-либо теории; б) наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его правильность, но не гарантирует однозначность и успех.
Итак, подход - это некоторая обобщенная система представлений о том, как должна выполняться та или иная деятельность (но не детальный алгоритм действия), а принцип деятельности - множество некоторых обобщенных приемов и правил.
Кратко суть системного подхода можно определить так:
Системный подход - это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы.
Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализе целостных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Системный подход представляется достаточно универсальным подходом при анализе, исследовании, проектировании и управлении любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем.
Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее - с позиций его системного устройства.
Таким образом, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентаци-онную и мировоззренческую функции, обеспечивая не только видение мира, но и ориентацию в нем.
3. Системный метод реализует познавательную и методологическую функции. Он выступает как некоторая интегральная совокупность относительно простых методов и приемов познания, а также преобразования действительности.
Конечная цель любой системной деятельности заключается в выработке решений, как на стадии проектирования систем, так и при управлении ими. В этом контексте системный анализ можно считать сплавом методологии общей теории систем, системного подхода и системных методов обоснования и принятия решений.

2. Естественнонаучная методология и системный подход
Системный анализ не является чем-то принципиально новым в исследовании окружающего мира и его проблем - он базируется на естественнонаучном подходе, корни которого уходят в прошлые века.
Центральное место в исследовании занимают два противоположных подхода: анализ и синтез.
Анализ предусматривает процесс разделения целого на части. Он весьма полезен в том случае, если требуется выяснить, из каких частей (элементов, подсистем) состоит система. Посредством анализа приобретаются знания. Однако при этом нельзя понять свойства системы в целом.
Задача синтеза - построение целого из частей. Посредством синтеза достигается понимание.
В исследовании любой проблемы можно указать несколько главных этапов:
1) постановка цели исследования;
2) выделение проблемы (выделение системы): выделить главное, существенное, отбросив малозначимое, несущественное;
3) описание: выразить на едином языке (уровне формализации) разнородные по своей природе явления и факторы;
4) установление критериев: определить, что значит «хорошо» и «плохо» для оценивания полученной информации и сравнения альтернатив;
5) идеализация (концептуальное моделирование): ввести рациональную идеализацию проблемы, упростить ее до допустимого предела;
6) декомпозиция (анализ): разделить целое на части, не теряя свойств целого;
7) композиция (синтез): объединить части в целое, не теряя свойств частей;
8) решение: найти решение проблемы.
В отличие от традиционного подхода, при котором проблема решается в строгой последовательности вышеприведенных этапов (или в другом порядке), системный подход состоит в многосвязности процесса решения: этапы рассматриваются совместно, во взаимосвязи и диа-лектическом единстве. При этом возможен переход к любому этапу, в том числе и возврат к постановке цели исследования.
Главным признаком системного подхода является наличие доминирующей роли сложного, а не простого, целого, а не составляющих элементов. Если при традиционном подходе к исследованию мысль движется от простого к сложному, от частей - к целому, от элементов - к системе, то в системном подходе, наоборот, мысль движется от сложного к простому, от целого к составным частям, от системы к элементам. При этом эффективность системного подхода тем выше, чем к более сложной системе он применяется.

3. Системная деятельность
Всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся технологий системного анализа в практике нет. Системный анализ в настоящее время представляет собой слабосвязанную совокупность приемов и методов неформального и формального характера. В системном мышлении пока чаще господствует интуиция.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, несмотря на полувековую историю развития системных идей, нет однозначности в понимании самого системного анализа. Ю.П. Сурминым выделяются следующие варианты понимания сущности системного анализа:
Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути, системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
Отождествление системного анализа с системным подходом в аналитической деятельности.
Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.
Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам.
Таким образом, то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности.
Сегодня упоминание о системном анализе можно найти во многих работах, связанных с управлением, решением проблем. И хотя его вполне справедливо рассматривают как эффектив-ный метод изучения объектов и процессов управления, методики системной аналитики в решении конкретных управленческих задач практически отсутствуют. Как пишет Ю.П. Сурмин: «Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения».

4. Подходы к анализу и проектированию систем
При анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты: от внутреннего устройства системы до организации управления в ней. В связи с этим условно выделяют следующие подходы к анализу и проектированию: 1) системно-элементный, 2) системно-структурный, 3) системно-функциональный, 4) системно-генетический, 5) системно-коммуникативный, 6) системно-управленческий и 7) системно-информационный.
1. Системно-элементный подход. Непременной принадлежностью систем являются их компоненты, части, именно то, из чего образовано целое и без чего оно невозможно.
Системно-элементный подход отвечает на вопрос, из чего (каких элементов) образована система.
Этот подход иногда называли «перечислением» системы. Его вначале пытались применить для исследования сложных систем. Однако первые же попытки применить такой подход к исследованию систем управления предприятиями и организациями показали, что «перечислить» сложную систему практически невозможно.
Пример. В истории разработки автоматизированных систем управления был такой случай. Разработчики написали несколько десятков томов обследования системы, но так и не могли приступить к созданию АСУ, поскольку не могли гарантировать полноты описания. Руководитель разработки вынужден был уволиться, а впоследствии стал изучать системный подход и популяризировать его.
2. Системно-структурный подход. Компоненты системы являют собой не набор случайных бессвязных объектов. Они интегрированы системой, являются компонентами именно данной системы.
Системно-структурный подход направлен на выявление компонентного состава системы и связей между ними, обеспечивающих целенаправленное функционирование.
При структурном исследовании предметом исследований, как правило, являются состав, структура, конфигурация, топология и т. п.
3. Системно-функциональный подход. Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное, как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения.
Системно-функциональный подход направлен на рассмотрение системы с точки зре-ния ее поведения в среде для достижения целей.
При функциональном исследовании рассматриваются: динамические характеристики, устойчивость, живучесть, эффективность, т. е. все то, что при неизменной структуре системы зависит от свойств ее элементов и их отношений.
4. Системно-генетический подход. Любая система не является неизменной, раз и навсе-гда заданной. Она не абсолютна, не вечна главным образом потому, что ей присущи внутренние противоречия. Каждая система не только функционирует, но и движется, развивается; она имеет свое начало, переживает время своего зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. А это значит, что время является непременным атрибутом системы, что любая система исторична.
Системно-генетический (или системно-исторический) подход направлен на изучение системы с точки зрения ее развития во времени.
Системно-генетический подход определяет генезис - возникновение, происхождение и становление объекта как системы.
5. Системно-коммуникативный подход. Каждая система всегда является элементом (подсистемой) другой, более высокого уровня, системы, и сама, в свою очередь, образована из подсистем более низкого уровня. Иначе говоря, система связана множеством отношений (коммуни-каций) с самыми различными системными и несистемными образованиями.
Системно-коммуникативный подход направлен на изучение системы с точки зрения ее отношений с другими, внешними по отношению к ней, системами.
6. Системно-управленческий подход. Система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия. Это — прежде всего внутренние возмущения, являющиеся результатом внутренней противоречивости любой системы. Это и внешние возмущения, которые далеко не всегда благоприятны: недостаток ресурсов, жесткие ограничения и т. д. Между тем система живет, функционирует, развивается. Значит, наряду со специфическим набором компонентов, внутренней организацией (структурой) и т. д., есть и другие системообразующие, системосо-храняющие факторы. Эти факторы обеспечения устойчивости жизнедеятельности системы называют управлением.
Системно-управленческий подход направлен на изучение системы с точки зрения обес
печения ее целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.
7. Системно-информационный подход. Управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация - это способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов с системой в целом, а системы в целом - со средой. В силу сказанного, нельзя раскрыть сущность системности без изучения ее информационного аспекта.
Системно-информационный подход направлен на изучение системы с точки зрения передачи, получения, хранения и обработки данных внутри системы и в связи со средой.

5. Методики системного анализа
Методология системного анализа представляет собой довольно сложную и пеструю совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов, а также методик.
Наиболее важную часть методологии системного анализа составляют ее методы и методики (для простоты в дальнейшем обобщенно будем говорить о методиках).

5.1. Обзор методик системного анализа
Имеющиеся методики системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации, которая была бы принята единогласно всеми специалистами. Например, Ю. И. Черняк делит методы системного исследования на четыре группы: неформальные, графические, количественные, и моделирование. Достаточно глубокий анализ методик различных авторов представлен в работах В.Н. Волковой, а также Ю.П. Сурмина.
В качестве простейшего варианта методики системного анализа можно рассматривать такую последовательность:
1) постановка задачи;
2) структуризация системы;
3) построение модели;
4) исследование модели.
Другие примеры и анализ этапов первых методик системного анализа приведены в книге, где рассматриваются методики ведущих специалистов системного анализа 70-х и 80-х годов прошлого столетия: С. Оптнера, Э. Квейда, С. Янга, Е.П. Голубкова. Ю.Н. Черняка.
Примеры: Этапы методик системного анализа по С. Оптнеру:
1. Идентификация симптомов.
2. Определение актуальности проблемы.
3. Определение цели.
4. Вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов.
5. Определение структуры возможностей.
6. Нахождение альтернатив.
7. Оценка альтернатив.
8. Выбор альтернативы.
9. Составление решения.
10. Признание решения коллективом исполнителей и руководителей.
11. Запуск процесса реализации решения
12. Управление процессом реализации решения.
13. Оценка реализации и ее последствий.

Этапы методик системного анализа по С. Янгу:
1. Определение цели системы.
2. Выявление проблем организации.
3. Исследование проблем и постановка диагноза
4. Поиск решения проблемы.
5. Оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них.
6. Согласование решений в организации.
7 Утверждение решения.
8. Подготовка к вводу.
9. Управление применением решения.
10. Проверка эффективности решения.

Этапы методик системного анализа по Ю.И. Черняку:
1. Анализ проблемы.
2. Определение системы.
3. Анализ структуры системы.
4. Формирование общей цели и критерия.
5. Декомпозиция цели и выявление потребности в ресурсах и процессах.
6. Выявление ресурсов и процессов - композиция целей.
7. Прогноз и анализ будущих условий.
8. Оценка целей и средств.
9. Отбор вариантов.
10. Диагноз существующей системы.
11. Построение комплексной программы развития.
12. Проектирование организации для достижения целей.

Из анализа и сопоставления этих методик видно, что в них в той или иной форме представлены такие этапы:
выявление проблем и постановки целей;
разработка вариантов и модели принятия решения;
оценка альтернатив и поиска решения;
реализация решения.
Кроме того, в некоторых методиках имеются этапы оценки эффективности решений. В наиболее полной методике Ю.И. Черняка особо предусмотрен этап проектирования организации для достижения цели.
При этом различные авторы акцентируют свое внимание на разных этапах, соответственно более подробно их детализируя. В частности, основное внимания уделяется следующим этапам:
разработке и исследованию альтернатив принятия решений (С. Оптнер, Э. Квейд), выбору решения (С. Оптнер);
обоснованию цели и критериев, структуризации цели (Ю.И. Черняк, С. Оптнер, С. Янг);
управлению процессом реализации уже принятого решения (С. Оптнер, С. Янг).
Поскольку выполнение отдельных этапов может занимать достаточно много времени, возникает необходимость большей их детализации, разделения на подэтапы и более четкого определения конечных результатов выполнения подэтапов. В частности, в методике Ю.И. Черняка каждый из 12 этапов разделен на подэтапы, которых в общей сложности - 72.
Из других авторов методик системного анализа можно назвать Э.А. Капитонова и Ю.М. Плотницкого.
Примеры: Э.А. Капитонов выделяет следующие последовательные этапы системного анализа.
1. Постановка целей и основных задач исследования.
2. Определение границ системы с целью отделения объекта от внешней среды, разграничения его внутренних и внешних связей.
3. Выявление сути целостности.
Близкий подход использует и Ю. М. Плотницкий, который рассматривает системный анализ как совокупность шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения информации о системе. Он выделяет в системном анализе 11 этапов.
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
3. . Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т. д.).
4. Выявление сути целостности системы.
5. Анализ взаимосвязанных элементов системы.
6. Построение структуры системы.
7. Установление функций системы и ее подсистем.
8. Согласование целей системы и каждой подсистемы.
9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
10. Анализ явлений эмерджентности.
11. Конструирование системной модели.

5.2. Разработка методик системного анализа
Конечная цель системного анализа - оказать помощь в понимании и решении имеющейся проблемы, что сводится к поиску и выбору варианта решения проблемы. Результатом будет выбранная альтернатива либо в виде управленческого решения, либо в виде создания новой системы (в частности, системы управления) или реорганизации старой, что опять же является управленческим решением.
Неполнота информации о проблемной ситуации затрудняет выбор методов ее формализованного представления и не позволяет сформировать математическую модель. В этом случае возникает необходимость в разработке методик проведения системного анализа.
Необходимо определить последовательность этапов системного анализа, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов в сочетании с рекомендованными методам и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.
Практики видят в методиках важный инструмент для решения проблем своей предметной области. И хотя к сегодняшнему дню накоплен большой их арсенал, но, к сожалению, следует признать, что разработка универсальных методов и методик не представляется возможной. В каждой предметной области, для различных типов решаемых проблем системному аналитику приходится разрабатывать свою методику системного анализа на базе множества принципов, идей, гипотез, методов и методик, накопленных в области теории систем и системного анализа.
Авторы книги рекомендуют при разработке методики системного анализа прежде всего определить тип решаемой задачи (проблемы). Затем, если проблема охватывает несколько областей: выбор целей, совершенствование оргструктуры, организацию процесса принятия и реализации решении, выделить в ней эти задачи и разработать методики для каждой из них.

5.3. Пример методики системного анализа предприятия
В качестве примера современной методики системного анализа рассмотрим некую обобщенную методику анализа предприятия.
Предлагается следующий перечень процедур системного анализа, который может быть рекомендован менеджерам и специалистам по экономическим информационным системам.
1. Определить границы исследуемой системы (см. выделение системы из окружающей среды).
2. Определить все подсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части.
Если выясняется воздействие на предприятие экономической среды, именно она и будет той надсистемой, в которой следует рассматривать его функции (см. иерархичность). Исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, любой объект, в частности, предприятие, следует изучать в качестве составной части многих систем - экономических, политических, государственных, региональных, социальных, экологических, международных. Каждая из этих надсистем, например экономическая, в свою очередь имеет немало компонентов, с которыми связано предприятие: поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, банки и т. д. Эти же компоненты входят одновременно и в другие надсистемы - социокультурную, экологическую и т. п. А если еще учесть, что каждая из этих систем, а также каждый из их компонентов имеют свои специфические цели, противоречащие друг другу, то становится ясной необходимость сознательного изучения среды, окружающей предприятие (см. расширение проблемы до проблематики). В противном случае вся совокупность многочисленных влияний, оказываемых надсистемами на предприятие, будет казаться хаотичной и непредсказуемой, исключая возможность разумного управления им.
3. Определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними.
4. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы.
Следует рассмотреть при этом два аспекта:
идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т. е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы;
реальную роль системы в достижении целей надсистемы.
Например, с одной стороны, оценка потребностей покупателей в конкретном виде товаров, их качестве и количестве, а с другой - оценка параметров товаров, реально выпускаемых конкретным предприятием.
Определение ожидаемой роли предприятия в потребительской среде и его реальной роли, а также их сравнение, позволяют понять многие причины успеха или неудачи компании, особенности его работы, предвидеть реальные черты ее будущего развития.
5. Выявить состав системы, т. е. определить части, из которых она состоит.
6. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между ее компонентами.
7. Определить функции активных элементов системы, их «вклад» в реализацию роли системы в целом.
Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных элементов системы. Эта проблема особенно актуальна для подразделений, цехов крупных предприятий, чьи функции часто во многом «не состыкованы», недостаточно подчинены общему замыслу.
8. Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность.
Они носят название интегрирующих факторов, к которым в первую очередь относится человеческая деятельность. В ходе деятельности человек осознает свои интересы, определяет цели, осуществляет практические действия, формируя системы средств для достижения целей. Исходным, первичным интегрирующим фактором является цель.
Цель в любой сфере деятельности представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов. В пересечении подобных интересов, в своеобразной их комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего развития.
9. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой.
Для действительно глубокого, всестороннего изучения системы недостаточно выявить ее связи со всеми подсистемами, которым она принадлежит. Необходимо еще познать такие системы во внешней среде, которым принадлежат компоненты исследуемой системы. Так, следует определить все системы, которым принадлежат работники предприятия - профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и г. д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и пр. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и «пространством» научно-технического процесса и т. и. Осознание органического, хотя и противоречивого единства всех систем, окружающих предприятие, позволяет понимать причины его целостности, предотвращать процессы, ведущие к дезинтеграции.
10. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии.
Для глубокого понимания любой системы нельзя ограничиваться рассмотрением коротких промежутков времени ее существования и развития. Целесообразно по возможности исследовать всю ее историю, выявить причины, побудившие создать эту систему, определить иные системы, из которых она вырастала и строилась. Также важно изучать не только историю системы или динамику ее нынешнего состояния, но и попытаться, используя специальные приемы, увидеть развитие системы в будущем, т. е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.
Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать сравнением двух предприятий, у которых в какой-то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Поэтому судить о любой системе, в частности, о предприятии нельзя лишь по «моментальной фотографии» по одному значению какого-либо параметра; необходимо исследовать изменения параметров, рассмотрев их в динамике.
Изложенная здесь последовательность процедур системного анализа не является обязательной и закономерной. Обязательным является скорее сам перечень процедур, чем их последовательность. Единственное правило заключается в целесообразности многократного возвращения в ходе исследования к каждой из описанных процедур. Только это является залогом глубокого и всестороннего изучения любой системы.

Резюме
1. Любая научная, исследовательская и практическая деятельность проводится на базе методов (приемов или способов действия), методик (совокупности методов и приемов проведения какой-либо paботы) и методологий (совокупности методов, правил распределения и назначения методов, а также шагов работы и их последовательности).
2. Наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность», которую предлагается рассматривать в трех аспектах:
а) системная теория дает строгое научное знание о мире систем и объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы;
б) системный подход — выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивает не только видение мира, но и ориентацию в нем;
в) системный метод - реализует познавательную и методологическую функции.
3. Системный анализ не является чем-то принципиально новым в исследовании окружающего мира и его проблем - он базируется на естественнонаучном подходе. В отличие от традиционного подхода, при котором проблема решается в строгой последовательности вышеприведенных этапов (или в другом порядке), системный подход состоит в многосвязности процесса решения.
4. Главным признаком системного подхода является наличие доминирующей роли сложного, а не простого, целого, а не составляющих элементов. Если при традиционном подходе к исследованию мысль движется от простого к сложному, от частей - к целому, от элементов - к системе, то при системном подходе, наоборот, мысль движется от сложного к простому, от, целого к составным частям, от системы к элементам.
5. При анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты - от внутреннего устройства системы до организации управления, в ней, что порождает следующие подходы к анализу и проектированию; системно-элементный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-коммуникативный, системно-управленческий и системно-информационный.
6. Методология системного анализа представляет совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов, а также методик.

состояния динамика отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.

  • 1. Научный подход. Использование научного метода - наблюдение, формулирование гипотезы, верификация или подтверждение достоверности гипотезы. Системное представление - предприятие рассматривается как система. Использование моделей: главная их особенность - упрощение реальности для увеличения возможности понимания и разрешения проблем.
  • 2. Комплексность - требует охвата всех сторон деятельности, понимания причинно- следственных взаимосвязей между всеми элементами системы, показателями.
  • 3. Системный подход - каждый объект имеет элементы (структуру), которые характеризуются свойствами и отношениями (взаимосвязями) элементов. Таким образом, каждый объект экономики - большая, сложная, динамическая, вероятностная, открытая или развивающаяся система.

К принципам относятся также: объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, эффективность анализа.

Кроме принципов в анализе следует понимать и учитывать наличие закономерностей, концепций:

  • * неопределенности и риска;
  • * деловой информации;
  • * временной стоимости денег и др.

Учет этих концепций повышает качество аналитических выводов и принимаемых решений.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования предмета. Каждая наука имеет свой предмет и метод исследования. Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода являются: использование системы показателей, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Другими словами: метод экономического анализа - способ системного комплексного измерения и обобщения влияния факторов на развитие хозяйственных процессов на конкретном объекте управления.

На основе общего подхода к исследованию хозяйственной деятельности (как методологии анализа), на основе принципов (всеобщих правил), концепций (специфических для данной науки складывающихся частных закономерностей) разрабатывается методика выполнения анализа (инструкция по осуществлению процесса аналитической деятельности).

Методика состоит из последовательности способов, приемов или методов анализа в узком смысле (в отличие от методологии - метода исследования, анализа в широком смысле), применяемых для обработки экономической информации о работе конкретного объекта.

Методика может быть общей (типовой) и частной (для отрасли, для конкретного предприятия, аналитика).

Специалист по экономическому анализу должен уметь исследовать конкретную реальность и обеспечить пользователя, принимающего решение, объективной аналитической информацией. При необходимости специалист должен выбрать или разработать методику экономического анализа. Теория экономического анализа содержит развивающуюся систему знаний, необходимых для формирования профессионального аналитического суждения, для обучения умениям планирования и осуществления аналитических расчетов.

Методология экономического анализа определяет общий подход к построению методики его проведения. Она определяет последовательность трех обязательных действий:

  • а) идентификация ситуации с использованием знания экономических показателей, алгоритмов их расчета;
  • б) оценка изменения значений показателей преимущественно количественными методами в сравнении с планом, с предыдущим фактическим значением (используя методы анализа динамики, сравнения, индексный);
  • в) количественная оценка влияния различных факторов на динамику исследуемого показателя (используя методы и приемы факторного анализа).

Таким образом, сначала дается характеристика состояния хозяйственных процессов (пункт а), затем количественно измеряется, выражается динамика или отклонение этого последнего очередного, текущего отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию (п. в).

На основании выполненных преимущественно количественных технических методов, приемов, способов обработки информации делается вывод, интерпретация результатов аналитических расчетов.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

  • 1) общее изучение финансового состояния и динамики;
  • 2) углубленный (детальный, факторный, SWOT-анализ);
  • 3) синтез (поиск оптимальных увязок конфликтных целей, формулировка окончательных нормативных оценок, определение направлений и задач управленческой политики).

Методы, способы, приемы (в не делается различий между ними) составляют инструментарий выполнения количественного экономического анализа (технического анализа). Из них выстраивается последовательность операций по обработке информации.

  • * статистические, рассматриваемые в учебной дисциплине «Экономическая статистика» и предназначенные для обработки массовых данных;
  • * бухгалтерские, связанные с составлением и анализом балансов, в том числе бухгалтерских;
  • * математические, использующие математический аппарат;
  • * качественные методы, не использующие количественных экономических измерений, расчетов, а предназначенные для качественной оценки ситуации;
  • * количественные методы, противовес качественным, составляющие основу и специфику экономического анализа. В эту группу входят:
  • * традиционные способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса (использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода);
  • * математические, основанные на системном кибернетическом подходе, на комплексе экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов.

Экономико-математические методы в анализе включают :

  • 1) методы элементарной математики;
  • 2) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление);
  • 3) методы математической статистики (изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей);
  • 4) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевой баланс «затраты - выпуск», национальное счетоводство);
  • 5) методы математического программирования (линейное, блочное, нелинейное, динамическое);
  • 6) методы исследования операций (управление запасами, теория игр, теория очередей, сетевые методы планирования и управления и др.);
  • 7) методы экономической кибернетики (системный анализ, методы имитации, методы моделирования, методы обучения, деловые игры);
  • 8) математическая теория оптимальных процессов (максимум Понтрягина для управления технико-экономическими процессами и ресурсами);
  • 9) эвристические методы.
  • * группировка;
  • * абсолютные величины;
  • * средние величины;
  • * определение показателей структуры, вертикальный анализ, а также определение темпов роста;
  • * расчет показателей коэффициентов;
  • * горизонтальный анализ, определение абсолютных изменений и темпов роста;
  • * трендовый анализ;
  • * факторный анализ;

Любая методика экономического анализа использует такую логику очередности. При этом в методику аналитик не обязательно включает все методы, иногда они повторяются (абсолютные величины, их динамика; относительные показатели, их динамика). Факторный анализ, если и применяется, то обязательно после анализа динамики.

В логике очередности выражается методология: показатели, их изменение, объяснение причин изменения (сравните: характеристика состояния через абсолютные, средние, относительные показатели; определение их динамики; оценка количественного влияния факторов).

В курсе теории экономического анализа студенты получают умения и навыки применения только традиционных методов экономического анализа. Они используются для решения задач экономического анализа, классифицируемых в литературе по разным принципам.