Примеры восстановления исторических парков

От русского садово-паркового искусства XVI – XVII вв. до настоящего времени дошли лишь отдельные фрагменты в нескольких подмосковных усадьбах. К наиболее ранним памятникам этого вида искусства, сохранившимся целиком, относятся дворцово-парковые ансамбли С-Петербурга, созданные в первой половине XVIII в.: Летний сад, Верхний и Нижний парки Петродворца, Нижний сад в ансамбле Ораниенбаум, Старый сад в Царском Селе. Хотя часть этих ансамблей в последующие периоды и подверглась изменениям, основа их первоначального замысла не была полностью утрачена.

Восстановление дворцово-парковых ансамблей XVIII – XIX вв. проводится на основании научно обоснованных проектов, в соответствии с которыми некоторым ансамблям возвращается облик, близкий к тому, какой они имели в середине XVIII в.

Приведем краткое описание проводимых в натуре работ по восстановлению исторических парков Ораниенбаума, Царского Села и Павловска.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум.

Это единственный из пригородных ансамблей, не испытавший оккупации во время Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов, дворцы сохранили подлинное убранство интерьеров, тогда как во всех остальных ансамблях оно уцелело только частично.

Нижний сад дворцово-паркового ансамбля (площадь 4,8 га) был построен в первой четверти XVIII в. по проекту архитекторов И. Шеделя и Д. Фонтана.

В 1976 г. по проекту архитектора П.П, Ковалевского и паркостроителя К.Д. Агаповой Нижний сад был восстановлен. Основой проекта послужил чертеж Сент-Илера 1775 г. (рис. 15).

Необычайно нарядные кружевные партеры восстановлены в упрощенном виде: тонкий рисунок сделан не из строительных материалов, а их низко подстриженного кустарника (барбариса Тунберга), расположенного на фоне газона. Периметральная рабатка украшена фигурной стрижкой в виде шаров, выполненных из кизильника. Если центральная часть, на которой размещены партеры, до начала работ представляла открытое пространство, то по бокам, на месте исторических боскетов, росли большие деревья разных пород. Для восстановления облика сада первой четверти XVIII в. все деревья убраны. По периметру боскетов посажена липа крупнолистная, выросшая к 1980-м годам в плотные стены выше человеческого роста (рис. 12, 13, 14, 16, 17).

В этом регулярном ансамбле особенно ощущается композиционная связь дворца и сада, это как бы две части единого целого, и неразрывная связь дворца и сада с морем.



Восстановление только одного элемента ансамбля, т.е. сада, у которого нет четкого функционального назначения, ставит остро вопрос о необходимости скорейшей реставрации дворца.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Царское Село.

Ансамбль Царское Село включает Екатерининский, Александровский и Баболовский парки общей площадью 575 га.

Композиция парка построена на контрастном противопоставлении широкого, открытого пространства Большого озера и крупных полян по его северо-западному берегу камерным размерам Малых прудков и сопутствующим им небольшим открытым пространствам.

Характерной особенностью парка является его замкнутость: ни одна из парковых перспектив не выходит за пределы ансамбля. Этому способствует земляная насыпь вдоль юго-восточной границы (Трифонова горка) и высокий земляной пандус к Башне-руине.

По обилию всевозможных разностильных зданий и сооружений пейзажная часть Екатерининского парка выделяется из остальных петербуржских пригородных ансамблей и в этом отношении ближе к европейским пейзажным паркам.

Наиболее активно восстановительные работы проводятся в Екатерининском парке, состоящим из регулярной части – Старого сада и пейзажного парка площадью соответственно 30 и 70 га (рис. 4).

На основании проведенного анализа парк условно разделен на пять районов, композиционно отличающихся друг от друга: Большое озеро, Каскадные пруды, Кагульский обелиск, Малые прудки и Розовое поле. По проекту восстанавливаются характерные особенности каждого района, утраченные перспективы на отдельные здания и сооружения, приводится в соответствие с историческими данными соотношение хвойных и лиственных пород (рис. 9). В парке периода его расцвета было неизмеримо больше елей и сосен, придававших ему совершенно особый колорит. Во время войны больше всего пострадали хвойные породы.

В качестве примера раскрытия одной из утраченных перспектив можно привести работы, проведенные в районе Малых прудков, в результате которых открылась перспектива на Скрипучую (Китайскую) беседку (рис. 8). О наличии такой перспективы свидетельствует акварель художника конца XVII I в. М.М. Иванова (оригинал хранится в Государственном Русском музее). При изучении места в натуре были выявлены деревья, изображенные на акварели, и деревья, подлежащие сохранению. После того как все лишние деревья были вырублены и прилегающая территория расчищена от кустарников, в парке вновь появилась видовая точка на декоративный павильон Скрипучей беседки.

Восстановление дворцово-паркового ансамбля Павловск.

Павловск – один из самых прекрасных дворцово-парковых ансамблей в мире (площадь 600 га). Благодаря хорошо найденным соотношениям разных по масштабу и трактовке открытых пространств, чередованию их с лесными массивами, умело вписанными в пейзажами архитектурными сооружениями и скульптурой созданы живописные картины, передающие очарование северной скромной природы.

В строительстве ансамбля принимали участие многие архитекторы: Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси, Тома де Томон. В создании парка ведущая роль принадлежала трем авторам: архитекторам Ч. Камерону и В. Бренне и декоратору П. Гонзаго.

После Великой Отечественной войны в ансамбле развернулись восстановительные работы: приступили к реставрации дворца и павильонов, были починены или построены заново мосты и плотины, начались работы по приведению в порядок парка. Была проведена инвентаризация сохранившихся деревьев и на базе материалов аэрофотосъемки 1935 г. сделан сравнительный анализ с состоянием насаждений в предвоенный период. Проведенные исследования по каждому району парка явились основанием для проведения работ по восстановлению древесных насаждений.

Приведены в порядок и другие районы ансамбля: в Придворцовом районе восстановлен декоративной вид Тройной аллеи, Больших кругов и Вольерного участка.

В 1960-1962 гг. по проекту Е.А. Комаровой осуществлена реставрация Собственного садика, построенного Камероном, а в 1982 г. произведен его капитальный ремонт.

С 1964 г. ведется восстановление района Белой березы (рис. 28). В основу проекта положены планы 1825 и 1858 гг., использованы данные аэрофотосъемки 1935 г.

Район Белой березы – это крупномасштабная композиция (площадь 250 га), состоящая всего из двух полян (Большой и Северной) и лесного пояса.

В процессе работы над проектом выяснилась необходимость проведения предварительных вырубок.

Осуществление проекта в натуре делится на два этапа: вначале восстанавливается объемно-пространственная композиция, а затем первоначальный природный состав.

Исторически насаждения района состояли на 80% из хвойных (в основном из сосны), берез было 18% и 2% составляли дубы и рябины. Название же «Белая береза» произошло от оформления центральной площадки, метко названной О.А. Ивановой «хороводом берез» (рис. 29).

В основном восстанавливается композиция, построенная Гонзаго. Однако вернуться к ней во всех без исключения деталей практически невозможно, так как приходится считаться с большими красивыми деревьями (рис. 30, 31).

Для создания крупномасштабной композиции полян Гонзаго использовал различные приемы размещения массивов, групп и солитеров по отношениям к видовым точкам.

К основным приемам относятся: расположение групп по сторонам открытого пространства подобно боковым кулисам на сцене, чем достигается впечатление очень глубоких перспектив; расположение компактной группы или солитера на открытом пространстве между боковыми кулисами, что сосредоточивает внимание именно на них, а боковые кулисы и задний план приобретают подчиненное значение.

В 1970 г. была закончена реставрация Павловского дворца – первого и пока единственного целиком восстановленного из всех больших пригородных дворцов.

Объекты реставрации: сады городских усадеб, парки загородных усадеб (в т.ч. включенные в черту города), дендросады, городские скверы и бульвары, городские парки 19-20 вв.

Режимы содержания памятников: Консервация – сохранение существующей планировочной структуры территории, древесно-кустарниковой растительности и цветочно-декоративного оформления парка без изменений, с проведением комплекса санитарно-оздоровительных и ремонтных работ. Реставрация – восстановление на научной основе исторического или мемориального облика планировочных элементов территории, древесно-кустарниковой растительности и цветочно-декоративного оформления парка, представляющего собой большую историко-культурную ценность как памятника садово-паркового искусства или фрагмента мемориальной усадьбы. Реконструкция – приспособление территории парка к современным условиям с сохранением исторически или мемориально ценных элементов планировки территории, древесно-кустарниковой растительности и цветочно-декоративного оформления.

Задание на проектирование: использование территории памятника; рекреационная емкость; ограничение посещаемости Вопросы методики реставрации: реставрация по результатам натурного обследования; реставрация или воссоздание по чертежам; воссоздание по аналогам; определение периода, на который проводится реставрация. Проектирование комплекса реставрационных работ: восстановление элементов рельефа и микрорельефа; восстановление объемно-пространственной структуры насаждений; восстановление породного состава насаждений; восстановление гидросистемы; восстановление парковой растительности; восстановление дорожно-тропиночной сети; восстановление парковых сооружений и оборудования

В проекте разрабатываются: принципы, состав, содержание, объем и технология ведения хозяйства в парке; затраты на ведение хозяйства. Мероприятия по уходу за насаждениями: почва, растения и т.п.

30.Рекультивация нарушенных земель. Классификация объектов. Этапы рекультивации. Роль геопластики при рекультивации земель. Выполнить эскизные зарисовки форм искусственного рельефа для зоны отдыха на рекультивируемой территории.

Нарушенные земли – утратившие первоначальную природно-хозяйственную ценность, и как правило являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.

Рекультивация земель - искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т.д. ; комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивация земель включает: восстановление рельефа: засыпку оврагов, карьеров, уничтожение отвалов горных пород и т.д.; восстановление почв и растительности; лесовосстановление; создание новых ландшафтов.

Нарушенные территории в результате хозяйственной деятельности разделяют на две группы :

земли, поврежденные насыпным грунтом : отвалы, терриконы, кавальеры, свалки

территории, поврежденные выемкой грунта: карьеры открытых горных разработок, карьеры добычи строительных мат-лов и торфа, провалы и прогибы на месте подземных работ, резервы и траншеи при стр-ве линейных сооружений

По площади: крупные – свыше 50 га, средние 1 – 50 га, малые до 1 га

Типы природно-техногенных ландшафтов:

Крупнокарьерно-отвальные : природные элементы ландшафта + глубокие (до 100-300, 500м) многоуступные карьеры + внешние отвалы (Курская магнитная аномалия, угольные карьры Челябинской области).

Средне- и мелкокарьерно-отвальные : природные элементы ландшафта + средние (от 10 до до 40-50м) карьеры + внешние отвалы (от 2-3 до 15-30 м). (карьеры по добыче бурого угля, железной руды, огнеупорных глин, фосфоритов, известняка, гравия).

Торфяно-карьерные : природные элементы + торфяные поля и траншейные выемки. Часто заполненные водой.

Дражно-отвальные речных долин: природный ландшафт + дренажные отвалы (Урал и Сибирь, в местах добычи цветных металлов дражным способом).

Просадочно-карьерно-отвальные : отвалы отходов (золы, шлама, ТБО); токсчные элементы.

Частично поврежденные промышленными выбросами: рельеф м.б. не нарушен. Изменения почв, растительности, животного мира.

Основные направления и виды рекультивации земель.

    сельскохозяйственное направление (пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения).

    лесохозяйственное направление (хозяйственные и полезащитные лесонасаждения, питомники)

    водохозяйственное (водоемы для хозяйственных и строительных нужд, орошения, рыбоводства)

    рекреационное: создание территорий для отдыха и спорта, парков, туристских баз, спортивных сооружений;

    природоохранное и санитарно-гигиеническое: противоэрозионные, закрепление склонов, самозарастание;

    строительное.

Этапы рекультивации земель: подготовительный: обследование;

технический: горнотехнический, часто – химическая мелиорация; технология работ и транспортировки пород и отвалов; должен происходить в процессе эксплуатации карьера; выемка и складирование гумусированного слоя, формирование отвалов, формирование потенциально плодородного корнеобитаемого слоя, строительство сооружений, биологический: восстановление почвенного покрова: формирование почвенного слоя, его структурирование, накопление питательных веществ.

Геопластика - это преобразование рельефа территории объекта, с целью придания архитектурно-художественной выразительности пространства.

Ландшафтное проектирование и строительство использует три вида преобразования рельефа:

    воссоздание (или имитации) встречающихся в природе форм рельефа

    создание утрированных (геометрически подчёркнутых) форм на отдельных участках территории (пирамиды, горки, валы, острова, холмы и т. д.)

    формирование функциональных форм рельефа - брустверов по периметру территории для защиты от шума, дамбы, валы, горы для санных спусков, холм для установки скульптуры.

Геопластика решает как эстетические, так и утилитарные задачи. Так посадка деревьев и кустарников по поверхности насыпного искусственного вала по периметру территории, граничащей с шумной магистралью, защищает территорию от шума и в то же время повышает эстетический эффект.

Щукина Е.

Дошедшие до нас сады и парки XVIII — начала XIX в. претерпели значительные позднейшие перепланировки и утраты, вызванные стремлением следовать новой моде или связанные с приспособлением территории к новым хозяйственным целям.

Работа по восстановлению старых парков, представляющих историческую и художественную ценность, может быть условно разбита на четыре стадии.

Во-первых, это обследование парка в натуре и подготовка исходных материалов для разработки чертежей полной реставрации и проекта планировки. Затем — разработка чертежа или чертежей реставрации на определенный период с уточнением подлежащих реставрации элементов. В-третьих, разработка проекта планировки с учетом полной или частичной реставрации и с учетом включения парка в систему современной планировки и застройки. И, наконец, осуществление проекта восстановления парка, доработка в натуре рабочих чертежей и увязка непосредственно на месте проектных предложений с деталями ситуации.

В результате первой стадии работы должны быть собраны и подготовлены следующие материалы:

схема района расположения парка с обозначением прилегающих зеленых массивов, водоемов, жилых кварталов, проезжих дорог, хозяйственных или промышленных территорий с характеристикой предприятий в отношении их выбросов в воздушный и водные бассейны (наиболее удобной для работы бывает схема в масштабе 1:5000 или 1:10 000);

схема намечаемых мероприятий по реконструкции района или населенного места, в котором расположен парк (также в масштабе 1: 5 000 или 1: 10 000);

геодезическая съемка территории восстанавливаемого парка в масштабе 1:1000 или 1:2000 и отдельных фрагментов в масштабе 1:500;

архивные и литературные материалы, старые рисунки, фотографии, записи устных описаний парка старожилами;

корректировка геодезического плана, зарисовки и шагомерно-глазомерные обзоры деталей планировки, особенности которых не получили достаточной выразительности в геодезическом плане. При корректировке плана необходимо внести различие в обозначения насаждений в зависимости от их возраста и породы. Подробная таксация может войти в задание геодезистам, если съемка производится по специальному заказу. Правда, как показывает опыт, и в этом случае необходима дополнительная корректировка.

При выявлении старых деревьев и введении различных обозначений в зависимости от их возраста следует устанавливать не менее трех градаций: растительность, возраст которой превышает 100 лет; деревья в возрасте до 100 и, наконец, экземпляры моложе 50 лет. Возраст ориентировочно определяется по толщине ствола на уровне 1 м от земли в соответствии с породой дерева. Это требует навыка и опыта; автоматическое пользование существующими для этой цели таблицами может привести к значительным просчетам, так как большое значение для роста дерева имеют условия, в которых оно развивалось. В парке усадьбы Ярополец Чернышевых тесно посаженные на одной из террас с сухим грунтом липы имеют, например, в диаметре всего 15—17 см, хотя их возраст превышает 100 лет. Свободно растущие в этой же усадьбе у водоемов липы такого же возраста достигают в диаметре 50—55 см.

Рис. 9. Схема планировочных элементов парков XVII —начала XVIII в.

Рис. 10. Схема планировочных элементов парков XVIII —начала XIX в. (усадьбы Богородское, Марьинка Бутурлиных, Быково)

Важным моментом при корректировке плана является выявление коммуникаций, имеющих композиционное значение. Следует ввести четкое различие между обозначением дорог и дорожек, расположение которых закреплено старыми посадками или сооружениями усадебного ансамбля, и позднейшими дорогами. Следует выявлять и фиксировать на плане и не использующиеся заросшие дороги и аллеи. Установление потерявших свое значение и заросших аллей и дорожек производится либо по деревьям, если они обрамляли эту дорогу, либо по характеру травянистого покрова. Если последний появился на тонком слое наносного грунта, лежащего на уплотненной основе, то он всегда будет отличаться более светлой окраской и видами растущих трав. Однако возникшее предположение следует проверять при помощи зондажа.

При обследовании территории и корректировке плана следует производить изыскание не отмеченных геодезической съемкой остатков инженерных и архитектурных сооружений, служивших для благоустройства и украшения парка. Особенно важными являются остатки водостоков, лестниц, спусков к воде, пристаней, подпорных стен и фундаментов зданий и сооружений. Участки, где можно обнаружить фундаменты, часто зарастают спиреей и бузиной.

На геодезическом плане следует выделять сооружения, современные парку, предшествовавшие его созданию и построенные в более позднее время, так как обычно парки имеют разновременные элементы. Следует уделять внимание даже незначительным остаткам водных элементов искусственного происхождения, которые раньше входили в садово-парковую композицию, и тщательно проследить конфигурацию их остатков в виде заболоченных мест, а также очертания отдельных их частей (заливов, протоков и т. п.). На геодезическом плане водоемы и заболоченные места как естественного, так и искусственного происхождения отмечаются одними и теми же условными топографическими знаками. При корректировке плана следует ввести для них различные обозначения.

При отсутствии геодезического плана необходимого масштаба обследование территории можно проводить, пользуясь хозяйственным планом или схемой, полученной путем увеличения нужных участков со старых карт аэрофотосъемки в масштабе 1:10000 (например, с карт съемки 1927—1929 гг., хранящихся в картографическом отделе Библиотеки им. В. И. Ленина). При фиксации результатов обследования на хозяйственной или изготовленной вышеуказанным способом схеме работа усложняется и ее объем увеличивается. В частности, появляется необходимость в глазомерном установлении отметок рельефа. При этом за исходные данные принимаются горизонтали на плане 1:10 000 (через 2 или 2,5 м). При установлении отметок рельефа не инструментальным, а глазомерным способом удобно пользоваться прямым картонным или фанерным планшетом. Планшет устанавливается горизонтально на уровне глаз, и на рельефе замечаются точки, с которыми совмещается линия планшета. Затем обмеряющий переходит на место, где была замечена точка, и производит новый обмер и т. д. При желании получить промежуточные отметки или при недостаточно выразительном подъеме можно совмещать линию планшета с точкой, находящейся на некоторой высоте от земли, например на стволе дерева, замеряя потом расстояние от этой точки до поверхности земли. Такое установление отметок имеет смысл только на участках с выразительным рельефом.

Одновременно с обследованием территории и уточнением плана ведутся архивные работы и работы над литературными источниками. Желательно, чтобы эти работы велись тем же лицом, которое проводит обследование территории. Особенно это относится к архивным изысканиям, так как только хорошо зная объект, можно разобраться в степени важности попадающегося материала, а иногда даже просто в том, имеет ли он отношение к данному объекту.

Следует использовать и теоретические работы, например статьи XVIII в., помещенные в «Сельском жителе» и в «Экономическом магазине» 1 . Общие принципы паркового искусства того времени, изложенные в таких работах, могут оказаться весьма полезными при работе над восстановлением старого парка.

При подготовке чертежей реставрации парка следует использовать полученные в результате предварительных работ материалы, позволяющие документально воссоздать первоначальную садово-парковую композицию. При установлении нескольких исторических этапов развития садово-парковой композиции, отмеченных коренными изменениями в ее планировке, следует разрабатывать соответственно этим этапам несколько реставрационных чертежей. Законченные реставрационные чертежи требуют всестороннего рассмотрения специалистами в научной организации. Эти чертежи завершают первый этап научно-исследовательской работы и служат исходным материалом для разработки проекта восстановления планировки парка. (Во избежание перегрузки и усложнения чертежей не рекомендуется совмещать реставрационный чертеж с проектом восстановления планировки парка.)

Основным исходным положением при разработке проекта планировки является четкое определение нового назначения этого парка, его роли в общей системе озеленения и установление возможных способов его использования. В современной практике приходится встречаться с самыми различными видами использования старых садов и парков. В зависимости от художественной ценности парка и его сохранности устанавливается объем и характер специальных реставрационных работ, а в зависимости от способа эксплуатации определяется форма докомпоновки новых элементов и характер приспособления.

Можно указать на три основные группы парков, требующих различного подхода к реставрационным работам. К первой группе относятся хорошо сохранившиеся крупные дворцовые сады и парки, которые являются национальным достоянием и используются как музеи. Они изучаются и служат школой для мастеров-практиков. Такие сады и парки, учитывая их особое художественное, научное и учебное значение, следует охранять как заповедники, бережно восстанавливать и оберегать.

При разработке проектов восстановления крупных дворцовых парков должны быть подготовлены не только общая планировочная схема, но и чертежи некоторых фрагментов в крупном масштабе.


Рис. 11. Схемы построения усадебных парков в зависимости от их местоположения а — на берегу реки — Ивановское; б — на возвышенности: Марьинка Бутурлиных, Дубровицы

Первоначальный ассортимент растительности желательно восстанавливать с учетом сменности пород, состояния почвы и насаждений. Например, по архивным материалам установлено, что шпалеры в Кускове раньше были насажены из берез и в регулярном саду росло много елей, но проведенные на территории инженерные работы по осушению, отводу воды и созданию водоемов и каналов, а также застройка прилежащих участков изменили состояние почвы, влажность и состав воздуха. Здесь целесообразнее, следовательно, восстанавливать не березовый, а более поздний (относящийся к 80-м годам XVIII в.) липовый шпалерник.

При восстановлении садово-парковых ансамблей первой группы с большим объемом реставрационных работ следует особое внимание уделять восстановлению всей системы водных элементов, предусматривая средства защиты их от загрязнения различными выбросами. Нельзя забывать также о существовавших ранее открытых перспективах. Живописные виды из различных точек парка зрительно замыкали аллеи или каналы и являлись значительными элементами композиции. Однако восстановление этих перспектив, раскрытие широких далей полей и лугов в настоящее время иногда недостижимо. В подобных случаях приходится прибегать к возможному исправлению пейзажа, к докомпоновке, а иногда и к закрытию перспектив новыми парковыми элементами.

Ко второй группе можно отнести дворцовые или усадебные сады и парки, которые понесли значительные утраты, снизившие их художественную ценность например подверглись перепланировке территории в хозяйственных целях с закреплением новых планировочных элементов посадками, постройками и водоемами. В случае значительных утрат и изменений при разработке проекта планировки целесообразно положить в основу существующую планировочную схему с учетом возможного сохранения и восстановления исторически ценных художественных элементов, а также с учетом требований, связанных с современным хозяйственным использованием территории.

Наиболее распространенной формой эксплуатации старых усадебных комплексов, например в Подмосковье, является их приспособление для домов отдыха и санаториев. Не считая тех случаев, когда парк является музеем, такая форма наиболее разумна и не вызывает непримиримых противоречий между требованиями реставрации и требованиями приспособления: наряду с созданием хороших условий для отдыха и лечения появляются возможности для полного использования и восстановления наиболее ценных садово-парковых композиций. При этом новые постройки не должны наносить ущерба как общей планировочной схеме парка, так и сохранности наиболее ценных элементов композиции.

К третьей группе следует отнести небольшие парки, утратившие былую композиционную ценность и сохранившие лишь отдельные элементы, иногда включенные в систему новой организации пространства: регулярные сады, пруды, подъездные аллеи и т. п. Они довольно многочисленны. Сохранившиеся регулярные сады и аллеи требуют проведения мероприятий по их сохранению и поддержанию. При создании новых парков они должны включаться в новую композицию как значительные планировочные элементы. Полноценная взрослая растительность позволяет их использовать в настоящее время более эффективно, чем парки новой посадки.

Работа по восстановлению парка в натуре заключается обычно в восстановлении общей композиционно-планировочной схемы и объемных форм, как растительных, так и архитектурных. При восстановлении общей планировочной схемы следует стремиться к сохранению общего характера построения парка. В садово-парковых комплексах до наших дней обычно сохраняются и ранние регулярные сады конца XVII — начала XVIII в. с простой прямоугольной планировочной сеткой, и сложные живописные элементы, возникшие в первой четверти XIX в. (рис. 9, 10). Однако такие разновременные элементы, как правило, уже органически слились в единой композиции, что и должно быть учтено в проекте.


Рис. 12. Усадебный парк с регулярным центральным ядром (усадьба Петровское-Дальнее)

Архитектурно-планировочную композицию усадебных парков определяли пригородный характер местоположения, структура хозяйства и стремление сохранить и использовать унаследованные элементы. Главными факторами природного местоположения являлось наличие естественного водоема, возвышенности, леса. Естественный водоем использовался как ведущий элемент композиции, определяющий планировочную структуру, как правило, террасного построения; например, в подмосковных парках Ивановское, Быково, Петровское (рис. 11,а). Возвышенность определяла местоположение центрального ансамбля и дуговое или центрическое построение парка (например, в парках Остров, Филимоновка, Марьинка Бутурлиных, Ольгово, Лобановой др.) (рис. 11,6, 1, 2 ). Наличие леса вызывало использование его массива как основы для создания парка свободной композиции, органически связанного с центральным регулярным садом (рис. 12). Хозяйственная структура обусловливала расположение основных дорог, аллей, искусственных водоемов и хозяйственных сооружений — органических компонентов усадебного сада с широким использованием их декоративных качеств. Сохранившиеся старые элементы, как, например, подъездные дороги, липовые регулярные сады, включались в общую композицию, нередко дополняя ее. Следует отметить, что проектный чертеж или рисунок парка, как правило, служил только эскизом. Парк разбивался на месте при помощи реек, соломенных веревок, применялась также выкладка намечаемых планировочных очертаний светлым песком 2 . При докомпоновке же отдельных декоративных элементов проверку того, насколько удачно эти элементы вписываются в существующий пейзаж, рекомендовалось производить с помощью стекла, на котором краской рисовалась проектируемая группа деревьев, насыпной холм или намечаемые малые архитектурные формы. Рисунок на стекле совмещался в различных сочетаниях с открывающимися перспективами и выбиралось наиболее удобное местоположение соответствующих декоративных элементов. Более ранние строго геометрические регулярные сады и отдельные регулярные элементы более поздних садов и парков конца XVIII в. и начала XIX в. осуществлялись в натуре с большим приближением к графическим проектам, чем сады натуральные. Однако в любом случае это не означало, что при осуществлении проекта точно воспроизводился чертеж. Интересным примером может служить парк в Останкине. Предполагалось, что этот парк был осуществлен по проекту А. Ф. Миронова и что центральная часть с партером со временем просто утратила свой первоначальный строго геометричный рисунок. В 1948—1950 гг. на основе сохранившегося чертежа Миронова был разработан и утвержден проект восстановления центральной части парка. Однако обнаруженные поздние архивные материалы — абрисы геодезических съемок 1823 г. показали, что центральная часть парка дошла до нас с незначительными изменениями. Сопоставление геодезических абрисов с рисунком П. Аргунова позволяет именно его считать автором планировки парка в Останкине конца XVIII в. (рис. 13, 14, 15). Особое значение следует уделять восстановлению ассортимента насаждений, как и созданию искусственных форм путем стрижки или культивирования крон свободного очертания. Наиболее сложна задача восстановления объемных форм насаждений в регулярных садах, где раньше применялась стрижка 3 . Сохранившиеся деревья в этих садах давно перешагнули возраст, когда стрижка допустима и может дать художественный эффект. Например, в парке Кускова старые липы регулярного сада выглядят сейчас уродами с узловатыми ветвями, редкими листьями и побегами. Они давно непригодны для стрижки. Следовательно, для осуществления реставрации можно рекомендовать полную смену лип, оформляющих регулярную систему аллей, зеленых кабинетов и площадок, и производить стрижку в соответствии с первоначальным замыслом и общим характером планировки. Следует удалять позднейшую растительность, искажающую первоначальный художественный замысел.


Рис. 13. Схема центральной части парка Останкино (обмер)

Рис. 14. Схема проекта восстановления центральной части парка Останкино

Рис. 15. Абрис геосъемки 1823 г. центральной части парка Останкино

При полной реставрации садов и парков или их частей, решенных в свободной пейзажной манере натурального сада, основное внимание при восстановлении насаждений нужно обращать на сохранение существующих деревьев, являющихся элементами цельной композиции, на осторожную расчистку заросших полян, открытых пространств и удаление позднейших элементов, нарушающих первоначальный художественный замысел. Как правило, в пейзажных парках утрат значительно больше, чем в регулярных садах. У владельцев и арендаторов натуральных садов очень часто появлялось стремление «обогатить» их растительностью, закрыть живописные открытые пространства скучными рядовыми посадками. В качестве примера можно привести аллею, идущую от дома к прудам в подмосковной усадьбе Битца, засаженную лужайку перед домом в Быкове, и многие элементы других парков, испорченных неумелой посадкой новой растительности.

В натуральных и пейзажных садах основными растительными элементами, формирующими общую архитектурно-планировочную композицию, являются следующие: сплошные массивы, обычно играющие роль как бы кулис в общей композиции парка, затем рядовые посадки, а также групповые и одиночные деревья.

При восстановлении сплошных массивов следует строго соблюдать правильный, соответствующий проекту реставрации планировочный контур массива, так как при практическом осуществлении часто появляется стремление к выпрямлению его линий. При восстановлении сплошных массивов особое внимание следует уделять растительности, оформляющей эту конкретную линию, которая в свое время называлась «закрайкой» и которую рекомендовалось засаживать более часто и лучшими экземплярами. Эта рекомендация остается действенной и при их восстановлении. При восстановлении массива следует также учитывать, что общая плотность посадки не должна повторять первоначальную, а должна вестись с учетом современного состояния зрелой растительности. Следует уделять внимание восстановлению подлеска. Подсадкам в массиве должна предшествовать расчистка. Определение элементов, предназначенных к удалению, должно проводиться совместно с архитектором-реставратором парка и лесотехником. В том случае, если экземпляр представляет художественный интерес, но является больным или хилым, необходимо обеспечить ему лечение, а не прибегать к удалению. Удалению должны подлежать заросли и отдельные деревья, нарушающие общий замысел парковой композиции или создающие однообразные чащи подавленной в своем развитии растительности.

Восстановление рядовых посадок по сравнению с восстановлением массивов представляет некоторые трудности. Обычно рядовые посадки в натуральных садах применялись для оформления основных подъездных или парковых дорог. Производились при этом как однопородные, так и разнопородные посадки, прямолинейные или свободно скомпонованные вдоль дорог.

При восстановлении рядовых посадок натуральных садов целесообразно произвести удаление остатков погибших деревьев и посадку деревьев той же породы, какой были погибшие деревья (рис. 16). Трудности возникают при восстановлении деревьев медленнорастущих пород, особенно при значительных их утратах. В этом случае можно рекомендовать применение двойных посадок. Этот способ был известен в садово-парковом искусстве еще в XVIII в. Его суть заключается в одновременной посадке рядом с экземплярами основной породы, например дубками, подсобных деревьев, например тополей. Тополь — дерево быстрорастущее и через несколько лет дает значительный декоративный эффект. Кроме того, при этом происходит подгон в развитии дубков. При соседстве с быстрорастущими деревьями начинают быстрее развиваться и медленнорастущие. После того как основные подсаженные деревья достигнут размеров, достаточных для того, чтобы являться полноценными элементами оформления, тополя удаляются.

Следует не только восстанавливать уже погибшие экземпляры, но и подсаживать молодняк рядом с деревьями, достигшими возраста естественного умирания. Целесообразно изыскивать рядом с ними места, где можно посадить молодое деревце, которое к моменту гибели дерева уже будет являться его полноценной заменой. Такая подготовка возможна только при свободном расположении деревьев вдоль дороги или дорожки, при которой сдвиг дерева на 2—3 м не нарушает общего ритма и общей свободной композиции ряда.

Наиболее сложно восстановление одиночных деревьев или групп из нескольких деревьев 4 . Их воздействие основано не на взаимодействии многих экземпляров, составляющих плотную массу деревьев или их вереницу, а на определенных качествах отдельного экземпляра. Этими качествами в полной мере обладают обычно только взрослые экземпляры. При создании таких групп или посадке одиночных экземпляров особо учитывались декоративные качества, связанные с породой дерева. Вследствие этого применение подсобных посадок из быстрорастущих пород в этом случае себя оправдать не может. Приходится довольствоваться посадкой саженца рядом с погибшим деревом, сохраняя по мере возможности остатки его. Рекомендуется антисептировать и сохранять пни одиночных деревьев, имевших уникальное или историко-мемориальное значение. Такие пни, сохраненные на высоту 1,5—2 м и декорированные вазами или вьющимися растениями, украшают парк (рис. 17). В исключительных случаях возможна посадка взрослого дерева или деревьев, но к ней прибегать можно только при наличии полноценного материала и возможности обеспечить выполнение всех технических и организационных требований, гарантирующих приживляемость дерева. Если одиночные деревья находятся в таком состоянии, когда даже поддержка и лечение не могут обеспечить им долговечности, следует предусматривать подсадку около них саженцев соответствующих пород.


Рис. 16. Чертеж восстановления посадки вдоль аллеи

Рис. 17. Сохранение остатков исторически ценного дерева

Не менее, чем растительность, в подмосковных парках важны водоемы. Как правило, они создавались для хозяйственных целей и для инженерного благоустройства территории. Однако их декоративные качества широко использовались при устройстве парка: часто водоемы становились художественными центрами всей парковой композиции. Вспомним подмосковные парки Царицыно, Горенки, Алмазово, Суханове, Гребнево и др.

Пруды парков встречаются как относительно небольшие, регулярные — правильной геометрической формы (копаные), так и с большим водным зеркалом, живописных очертаний, полученные путем запруживания речек или ручьев.

Регулярные пруды обычно вписаны в строгую геометрическую композицию, имеют с садом общие оси симметрии, и направление их сторон увязано с направлением аллей. Питание этих прудов обычно происходит за счет атмосферных осадков, реже — путем подвода воды каналами. Восстановление формы этих " прудов и восстановление их питания не представляет больших трудностей и, как правило, требует только незначительных земляных работ. Более сложна работа по восстановлению запруд, осушению и восстановлению очертаний берегов больших живописных прудов. Одним из средств уменьшения общего объема работ и их сложности может служить устройство простых земляных плотин, широко применявшихся в свое время. Восстановление запруд и больших прудов следует рассматривать не только как мероприятие, направленное на восстановление старой садово-парковой композиции, но и как благоустройство района.

При восстановлении памятников садово-паркового искусства приходится не только осуществлять реставрацию самого памятника-парка, но также всемерно учитывать требования современной жизни. Как правило, оказывается необходимым изыскивать дополнительные участки для размещения стоянок автомашин, служебных помещений, кафе, пристаней, пляжей и т. п. Для этих целей могут быть использованы территории зоны регулирования застройки и в некоторых случаях охранной зоны, если она не совмещена с границами самого памятника.

В некоторых современных проектах наблюдается стремление включить старые сады и парки как активные композиционные элементы в систему планировки новых больших зеленых массивов. Одним из таких проектов и является, например, предложение об организации большого зеленого клина, идущего от периферии к центру Москвы. Такие проекты, к сожалению, предусматривают, как правило, восстановление и включение в новую планировку только центральных частей старых парков. В частности, в Москве прекрасные пейзажные композиции Кускова и Останкина, а также левобережная часть Кузьминского парка совершенно не учитывались. Они подвергались перепланировке и уничтожались.

Наша задача состоит в том, чтобы сохранить и восстановить садово-парковое наследие и стать действительными преемниками высокой культуры и мастерства создателей русских садов и парков. Преемственность должна, в частности, заключаться в той глубокой принципиальности, которая заставляла лучших мастеров и передовых деятелей бороться с веяниями случайной моды, подменяющей стиль, бороться с ложной красивостью и расточительностью. Стремление к единству «надобности» и «красоты», столь характерное для творчества старых русских мастеров, не устарело и в наши дни.

1 «Сельский житель». М., 1778—1779 гг. «Экономический магазин». М., изд. Н. И. Новикова. 1780—1790 гг. Вышло 40 частей.

2 А. Т. Болотов. Практические замечания о расчерчивании натуральных садов. «Экономический магазин», ч. XXI, 1785, стр. 97.

3 Большинство регулярных садов Подмосковья оформлено свободно развившимися деревьями, не сохранившими следов стрижки.

4 Согласно рекомендациям мастеров садово-паркового искусства XVIII в., группа деревьев компоновалась таким образом, чтобы максимальное расстояние между крайними деревьями не превышало высоты самых крупных входящих в группу деревьев при достижении ими полного развития.

К особому виду садово-парковых работ относятся работы по реконструкции зеленых насаждений и реставрации исторических объектов ландшафтной архитектуры. Реконструкция зелёных насаждений на объектах включает комплекс работ, предусматривающих полную или частичную замену всех компонентов зеленых насаждений - деревьев, кустарников, га­зона, цветников - и всех элементов благоустройства. Реконструкция проводится на землях, относящихся к озелененным территориям - объектам озеленения - без изменения их правового статуса в соответствии с проектом. Реставрация на территориях памятников садово-паркового искусства производится с целью их сохранения и восстановления в соответствии со специальным проектом реставрации. Садово-парковые работы на объектах реставрации проводятся по специально разработанным правилам и регламентам.

Садово-парковое строительство ведётся в соответствии с техническими условиями, существующими нормами и правилами, на основании прогрессивного отечественного и зарубежного опыта.

Местоположение и границы объектов озеленения определяются генеральным планом развития города и градостроительным зонированием его территорий с учетом исторически сложившихся планировки и природных компонентов - рельефа, акваторий и зеленых насаждений.

В наше время основным исходным фактором, влияющим на направленность реконструкции рельефа исторического парка, является увеличение нагрузки на его территории от людских потоков. Для приема такой нагрузки необходимо развитие дорожек за счет увеличения их протяженности или расширения поперечного профиля. В каждом парке нужно принимать конкретные решения в зависимости от реального размещения растительности, характера рельефа, расположения парковых сооружений. Главное, конечно, чтобы развитие аллейно-дорожечной сети не повлекло за собой гибель ценных пород деревьев.

Для уменьшения пожарной опасности в парках при реконструкции прорубаются просеки, желательно по границам выделов различной пожарной категории. Вдоль таких выделов возможно устройство кюветов, сообщающихся с водными устройствами парка. В случае если в массивах при выявлении ценной растительности найдены экзоты или ценные экземпляры деревьев, то вокруг них следует делать противопожарные расчистки от малоценной растительности не менее чем на высоту повала ближайших оставляемых деревьев с учетом их последующего развития.



Для снижения ущерба, наносимого рельефу парка и его растительности, с увеличением нагрузки от посещений большое значение приобретает реконструкция водной системы парка с целью увеличения ее «вместимости». Ведь отмечено, что около 60 % всех посетителей парков концентрируется именно у воды.

Вместимость и посещаемость водоемов зависят от следующих их характеристик: протяженности берегов, площади водной поверхности, растительности у воды и на воде, наличия ихтиофауны в водоемах, качества воды и скорости ее течения, состояния дна и глубины у берегов, наличия островов, почвопокровного состояния берегов, освещенности водоемов.

Особый подход при реконструкции парков необходим к МАФ. Применение в этом случае современных строительных материалов, конструкций и композиций следует выполнять достаточно осторожно и не допускать нарушения и искажения исторической среды парка. Это может быть достигнуто: ограничением количества вновь размещаемых малых архитектурных форм, соответствием их размеров и масштаба сохраняемым элементам исторического парка.

Задачей реставрации классических парков является создание такой парковой среды, в которой современный человек мог бы почувствовать себя как бы перенесенным волшебной машиной времени на много лет назад. Проводя реставрационные работы в исторических парках комплексно, в целом, не следует забывать и о возможной частичной реставрации их элементов.

При реставрации рельефа необходимо учитывать новое окружение парка. Это окружение, как правило, мало походит на то, которое было во время создания и расцвета парка, и его рекомпозиция невозможна. Поэтому приходится в вопросах восстановления внешних связей рельефа парка ограничиваться полумерами, докомпоновками, а иногда и закрытием появившейся застройки новыми парковыми элементами.

Особое значение имеет реставрация аллейно-дорожечной сети классического парка. Тщательное, достоверное воссоздание ее во многом определяет качество реставрации рельефа. И здесь не может быть основных и второстепенных деталей. Главные, связующие, прогулочные аллеи, выводящие на различные живописные виды и перспективы, одинаково важны для воссоздания структуры классического парка

При реставрации рельефа может быть два подхода: первый - необходимость общего сохранения рельефа в неизменном виде, начиная с момента его исследования, допускающий лишь фрагментарную реставрацию; второй - исходящий из того, что в данный момент рельеф находится в измененном виде и его по возможности надо восстанавливать в целом. Последний подход, к сожалению, не всегда реален и не потому, что вызывает большой объем работы, а по чисто техническим причинам.

Реставрация рельефа парка должна включать и обогащение его почвенной структуры. Дело в том, что основной причиной преждевременной гибели растительности парка часто является истощение почвы, уплотнение ее поверхностного слоя, засоление, засорение различными наносами. Необходимо, прежде всего, провести рыхление почвы для ее кислородного обогащения, удаления сорных наносов и наслоений, промыв почвы в случае засоления и внесение удобрений в случае истощения.

Порядок реставрационных работ на водоемах обратный их обследованию. Здесь следует лишь отметить, что уровень воды в водной системе при реставрации восстанавливается на период того времени, на которое ориентирована реставрация.

Любая реставрация МАФ, имеющей фундамент, должна сопровождаться его усилением. При этом могут применяться и современные материалы. Для реставрации же наземных частей сооружения возможно применение только тех материалов, из которых оно было в свое время создано.

Все малоценные наслоения на малую архитектурную форму - перестройки, надстройки, добавления - должны быть удалены. Исключение могут составлять лишь те из них, которые сами представляют историческую, познавательную или культурную ценность и не противоречат идее реставрации.

Выполняя реставрацию малой архитектурной формы, необходимо воссоздать и ее ближайшее окружение. Учитывается характер рельефа, наличие водоема, его размер, форма, окружающая растительность. Поэтому реставрация малой архитектурной формы без учета окружающей среды не может считаться научной реставрацией.