Методические рекомендации к проведению зачетов по физике в старших классах методическая разработка по физике (10 класс) на тему. Правила построения графиков физических величин Общий принцип построения графиков физических величин

2. Отт В.Д., Фесенко М.Е. и др. Диагностика и лечение обструктивного бронхита у детей раннего возраста. Киев-1991.

3. Рачинский С.В., Таточенко В.К. Болезни органов дихания у детей. М.: Медицина, 1987.

4. Рачинский С.В., Таточенко В.К. Бронхиты у детей. Ленинград: Медицина, 1978.

5. Сміян І.С. Педіатрія (курс лекцій). Тернопіль: Укрмедкнига, 1999.

Каков общий принцип построения системы единиц физических величин?

Физическая величина – свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Физические величины объективно взаимосвязаны. С помощью уравнений физических величин можно выразить связи между физическими величинами. Выделяют группу основных величин (соответствующие этим величинам единицы называют основными единицами) (их число в каждой области науки определяется как разность между числом независимых уравнений и числом входящих в них физических величин) и производных величин (соответствующие этим величинам единицы называют производными единицами), которые образуются с помощью основных величин и единиц с использованием уравнений физических величин. В качестве основных выбирают величины и единицы, которые могут быть воспроизведены с наибольшей точностью. Совокупность выбранных основных физических величин называется системой величин, а совокупность единиц основных величин – системой единиц физических величин. Этот принцип построения систем физических величин и их единиц был предложен Гауссом в 1832 году.

Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин выражают при помощи функций . Обозначают

Графики равномерного движения

Зависимость ускорения от времени . Так как при равномерном движении ускорение равно нулю, то зависимость a(t) - прямая линия, которая лежит на оси времени.

Зависимость скорости от времени. Скорость со временем не изменяется, график v(t) - прямая линия, параллельная оси времени.


Численное значение перемещения (пути) - это площадь прямоугольника под графиком скорости.

Зависимость пути от времени. График s(t) - наклонная линия.

Правило определения скорости по графику s(t): Тангенс угла наклона графика к оси времени равен скорости движения.

Графики равноускоренного движения

Зависимость ускорения от времени. Ускорение со временем не изменяется, имеет постоянное значение, график a(t) - прямая линия, параллельная оси времени.

Зависимость скорости от времени . При равномерном движении путь изменяется, согласно линейной зависимости . В координатах . Графиком является наклонная линия.

Правило определения пути по графику v(t): Путь тела - это площадь треугольника (или трапеции) под графиком скорости.

Правило определения ускорения по графику v(t): Ускорение тела - это тангенс угла наклона графика к оси времени. Если тело замедляет движение, ускорение отрицательное, угол графика тупой, поэтому находим тангенс смежного угла.


Зависимость пути от времени. При равноускоренном движении путь изменяется, согласно

Зачетная форма проверки знаний и умений дают возможность максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяют учителю подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учеников, их степени подготовленности по физике. Кроме того, зачеты помогают контролировать усвоение учащимися учебного материала, но и выполняют функцию закрепления и углубления знаний, имений и навыков. В 11 классе это еще и подготовка к экзаменам в форме ЕГЭ.

Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. В 1 части необходимо раскрыть тему, написать формулы, объяснить явление. Во 2-й части решить задачу.

Приведу примеры зачетов по физике по темам:

1. Кинематика

2. Динамика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачетная форма проверки знаний и умений дают возможность максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяют учителю подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учеников, их степени подготовленности по физике. Кроме того, зачеты помогают контролировать усвоение учащимися учебного материала, но и выполняют функцию закрепления и углубления знаний, имений и навыков. В 11 классе это еще и подготовка к экзаменам в форме ЕГЭ.

Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. В 1 части необходимо раскрыть тему, написать формулы, объяснить явление. Во 2-й части решить задачу.

Приведу примеры зачетов по физике по темам:

  1. Кинематика
  2. Динамика

Физика. 10 класс

Зачет по теме «Кинематика»

Вопросы к зачету

  1. Что называется механическим движением?
  2. Что такое материальная точка и для чего введено это понятие?
  3. Что такое система отсчета? Для чего она вводится?
  4. Какие системы координат вы знаете?
  5. Что называют траекторией движения?
  6. Что называют длиной пути и перемещением? В чем отличие пути от перемещения?
  7. Какие величины называют скалярными, а какие векторными? Чем отличается векторная величина от скалярной?
  8. Какие правила сложения векторов вы знаете?
  9. Как производится сложение нескольких векторов?
  10. Как производится умножение вектора на скаляр?
  11. Что называется проекцией вектора на ось?
  12. В каком направлении проекция вектора на ось положительна, а в каком – отрицательна?
  13. Какое движение называют равномерным прямолинейным?
  14. Что называют скоростью равномерного прямолинейного движения?
  15. Каков общий принцип построения графиков физических величин?
  16. Как определить проекцию вектора скорости на ось?
  17. Как определить координату тела, зная проекцию перемещения?
  18. Какое движение называют неравномерным, или переменным?
  19. Что называют средней скоростью переменного движения?
  20. Что называют мгновенной скоростью неравномерного движения?
  21. Каким способом можно определить мгновенную скорость тела?
  22. Что называют ускорением?
  23. Напишите формулу координаты тела при равноускоренном прямолинейном движении.
  24. Как по графику скорости равноускоренного движения можно определить ускорение и путь, пройденный телом в этом движении?
  25. Что называют свободным падением тела? При каких условиях падение тел можно считать свободным?
  26. Каким видом движения является падение тел?
  27. Зависит ли ускорение свободного падения тел от массы?
  28. Напишите формулы, описывающие свободное падение тел:
  1. Путь, пройденный телом за определенное время;
  2. Значение скорости тела после прохождения определенного пути;
  3. Продолжительность свободного падения с определенной высоты.
  1. С каким ускорением движется тело, брошенное вертикально вверх? Чему равно и как направлено это ускорение?
  2. Напишите формулы, описывающие движение тела, брошенного вертикально вверх:
  1. Скорость тела в любой момент времени;
  2. Максимальная высота подъема тела;
  3. Высота, на которую поднимается тело за определенное время;
  4. Значение скорости при прохождении определенного пути;
  5. Время подъема.

Задачи к зачету

Билет 1

  1. Расстояние между двумя пристанями 144 км. За какое время пароход совершает рейс туда и обратно, если скорость парохода в стоячей воде 13 км/ч, а скорость течения 3 м/c?
  2. Автомобиль при торможении за 7 с уменьшил свою скорость с 54 до 28,8 км/ч. Определите ускорение автомобиля и расстояние, пройденное при торможении.
  3. Какие из указанных ниже движений можно считать равномерными и какие – неравномерными?
  1. Течение воды в ручье, русло которого то сужается, то расширяется;
  2. Движение автомобиля на улице с момента, когда водитель увидел красный свет;
  3. Подъем на эскалаторе метро.

Билет 2

  1. По мосту длиной 1920 м проходит товарный поезд длиной 280 м со скоростью 22,5 км/ч. Сколько времени поезд будет находиться на мосту?
  2. Поезд движется со скоростью 72 км/ч. При торможении до полной остановки он прошел расстояния в 200 м. определите ускорение и время, в течение которого происходило торможение.
  3. Тело, брошенное вертикально вверх, проходит одну и ту же точку дважды: при движении вверх и при падении вниз. Одинаковую ли скорость имело тело в этой точке, если не учитывать сопротивление воздуха?

Билет 3

  1. Первый в мире советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток-1», совершив полет вокруг Земли, пролетел расстояние 41 580 км со средней скоростью 28 000 км/ч. Сколько времени продолжался полет?
  2. Электропоезд, отходя от станции, приобретает скорость 72 км/ч за 20 с. Считая движение равноускоренным, определите ускорение электропоезда и путь, пройденный им за это время.
  3. В каком случае самолет можно считать материальной точкой: при совершении рейса между Москвой и Хабаровском или при выполнении фигуры высшего пилотажа?

Билет 4

  1. Сколько времени будет падать тело с высоты 4,9 м? Какую скорость оно будет иметь в момент падения на Землю? Какова средняя скорость движения тела?
  2. Поезд в течение 10 с увеличил скорость с 36 до 54 км/ч, затем 0,3 мин двигался равномерно. Найдите среднюю скорость и пройденный путь. Постройте график скорости.
  3. На рисунке приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите характер движения на участках АВ, ВС, СD.

Билет 5

  1. Самолет в течение 20 с увеличил свою скорость с 240 до 800 км/ч. С каким ускорением летел самолет и какое расстояние он пролетел за это время?
  2. Моторная лодка переправляется на другой берег, двигаясь относительно воды со скоростью 5 м/с в направлении, перпендикулярном берегу. Ширина реки 300 м, а скорость течения – 0,3 м/с. На какое расстояние отнесет лодку течение?
  3. На рисунке изображен график скорости некоторого тела. Определите характер движения; начальную скорость и ускорение на участках графика АВ, ВС, СD.

Билет 6

  1. Расстояние между двумя станциями, равное 18 км, поезд проходит со средней скоростью 54 км/ч, причем разгон продолжается 2 мин, замедление до полной остановки – 1 мин. Определите наибольшую скорость движения поезда. Постройте график скорости.
  2. Сокол, пикируя с высоты на свою добычу, достигает скорости 100 м/с. Определите эту высоту. Падение считать свободным.
  3. Одинаковое ли время потребуется для проезда одного и того же расстояния на катере туда и обратно по реке и по озеру? Скорость катера относительно воды в обоих случаях считать одинаковой.

Билет 7

  1. Постройте, пользуясь одними координатными осями, график скорости движения двух тел, если первое тело двигалось равномерно со скоростью 4 м/с, а второе – равноускоренно с начальной скоростью 2 м/с и ускорением 0,5 м/с.
  2. Найдите скорость относительно берега лодки, идущей:
  1. По течению;
  2. Против течения;
  3. Под углом 90 0 к течению.

Скорость течения реки 1 м/с, скорость лодки относительно воды 2 м/с.

  1. Какой путь проходит свободно падающее тело за 10-ю секунду падения?

Зачёт по физике в 10 классе по теме:

«Динамика».

1.Как формулируется первый закон Ньютона?

2.Какие системы отсчёта являются инерциальными и неинерциальными?

3.В чём состоит явление инерции?

4.В чём состоит свойство тел, называемое инертностью?

5.Какой величиной характеризуется инертность тела?

6.Какова связь между массами тел и модулем ускорений, которые они получают при взаимодействии?

7.Как определяется масса отдельного тела и в чём она измеряется?

8.Каким способом измеряют массу?

9.Что представляет собой эталон массы?

10.В результате взаимодействия двух тел скорость одного из них увеличилась. Как изменилась скорость другого тела?

11.Что такое сила и чем она характеризуется?

12.Какие действия оказывает на тело нескомпенсированная и скомпенсированная сила?

13.Объясните,как устанавливают второй закон Ньютона для движения материальной точки, какой формулой его выражают и как формулируют?

14.Какова единица измерения силы в системе СИ? Как формулируют определение этой единицы?

15.Каковы способы измерения силы?

16.Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и по направлению?

17.Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?

18.В чем заключается принцип независимости сил?

19.Верно ли утверждение: тело всегда движется туда, куда направлена приложенная к нему сила?

20.Верно ли утверждение: скорость тела определяется только действующей на него силой?

21.Верно ли утверждение: силы есть, а ускорения нет?

22.Если на тело действует несколько сил, как определяется равнодействующая этих сил?

23.Сформулируйте первый закон Ньютона, используя понятие силы?

24.Запишите и сформулируйте третий закон Ньютона.

25.Верен ли вопрос: может ли какое-то тело действовать на другое, не испытывая с его стороны противодействия?

26.Как направлены ускорения взаимодействующих между собой тел?

27.Могут ли уравновешивать друг друга силы, с которыми взаимодействуют тела?

28.Выполняется ли третий закон Ньютона при взаимодействии тел на расстоянии посредством поля (например, магнитного) или только при непосредственном контакте?

29.Почему при столкновении легкового автомобиля с грузовым повреждения у легковой машины больше, чем у грузовой?

30.Два человека растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 50 Н. Что показывает динамометр?

31.Приведите примеры проявления третьего закона Ньютона.

32.Как записываются первый, второй, третий законы Ньютона?

34.В чём заключается относительность движения тел? Приведите примеры относительности движения тел.

35.Какая формула выражает классический закон сложения скоростей? Как формулируется этот закон?

36.При каких условиях справедлив классический закон сложения скоростей?

Задачи к зачёту.

Билет 1

1.Вагон массой 20 т движется с постоянным ускорением, равным 0.3 м/с 2 , и начальной скоростью 54 км/ч. Какая сила торможения действует на вагон? Через какое время он остановится и какое расстояние пройдет до остановки?

2.Два человека тянут веревку в противоположные стороны с силой по 50 Н каждый. Разорвётся ли веревка, если она выдерживает натяжение в 60 Н?

3.К потолку вагона подвешен шар. Как он будет себя вести, если вагон начнёт двигаться ускоренно? Равномерно? Замедленно? Влево? Вправо?

Билет 2

1.Определите массу тела, которому сила 50 Н сообщает ускорение 0,2 м/с 2 . Какое перемещение совершило тело за 30 с от начала движения?

2.Сила тяги, действующая на автомобиль, равна 1кН, сила сопротивления движению 0,5 кН. Не противоречит ли это третьему закону Ньютона?

3. В правилах уличного движения говорится: «Граждане! Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Помните, что транспорт мгновенно остановить нельзя». Объясните, почему невозможна мгновенная остановка транспорта.

Билет 3

1.Автомобиль массой 3 т, имеющий скорость 8м/с, останавливается торможением через 6 с. Найдите тормозящую силу.

2. Два ученика тянут за динамометр в противоположные стороны. Что покажет динамометр, если первый ученик может развивать силу 250 Н, а второй- 100 Н?

3.Что произойдет с всадником, если скачущая лошадь внезапно остановится?

Билет 4

1.Парашютист массой 78,4 кг раскрыл парашют, пролетев 120 м. На протяжении 5 с парашют уменьшил скорость падения до 4,5 м/с. Определите наибольшую силу натяжения строп, на которых парашютист подвешен к парашюту.

2. Человек, стоящий на неподвижном плоту начал двигаться со скоростью 5 м/с относительно плота. Масса человека составляет 100 кг, масса плота-5000 кг. Какую скорость относительно воды приобрел плот?

3. Мяч, который неподвижно лежал на столе, при движении поезда покатился: а) вперед, в направлении движения поезда; б) назад, против движения; в) влево; г) вправо. Какие изменения в движении поезда произошли в каждом из этих случаев?

Билет 5

1.Из ствола пушки длиной 1,8 м вылетает снаряд массой 16 кг. Силу давления пороховых газов можно считать постоянной и равной 1,6Х10 6 Н. Определите скорость снаряда в момент вылета из ствола.

2.Два бруска массами m 1 =0,2 кг и m 2 =0,3 кг движутся без трения равноускоренно под действием силы F=1 Н. Определите ускорение брусков. Какая сила действует на брусок массой m 2 ?

3.Бегущий человек, споткнувшись, падает вперед, а поскользнувшись,- назад. Почему?

Билет 6

1.Шар, движущийся со скоростью 2 м/с, сталкивается со вторым шаром, движущимся в том же направлении со скоростью 0,5 м/с. После столкновения скорость первого шара уменьшилась до 1 м/с, а скорость второго возросла до 1 м/с. Какой из шаров имеет большую массу и во сколько раз?

2.Поезд массой 1200 т движется со скоростью 20,8 км/ч и при торможении останавливается, пройдя путь 200 м. Найдите силу торможения.

3.В автомобилях применяются тормоза, которые действуют либо на все колёса, либо только на задние. Почему не применяется торможение только передних колёс?

Билет 7

1.Футболист ударяет мяч массой 700 г и сообщает ему скорость 12 м/с. Определите силу удара, считая его продолжающимся 0,02 с.

2.Поезд массой 1500 т увеличил скорость с 5 до 11 м/с в течение 5 мин. Определите силу, сообщающую поезду ускорение.

3.Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?

Билет 8

1.Автомобиль, имеющий с полной нагрузкой массу 1800 кг, в течение 12 с развивает скорость 60 км/ч. Определите действующую силу и пройденный путь за время разгона автомобиля.

2.Снаряд массой 10 кг при вылете из канала ствола орудия имеет скорость 800 м/с. Время движения снаряда внутри ствола равно 0,005 с. Вычислите силу давления пороховых газов на снаряд, считая его движение равноускоренным.

3.Почему наездник в цирке, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает опять на то же место седла?


Разделы: Физика

Графический метод, основа которого - математика, используется в курсе физики на различных этапах ее изучения. Это естественно, так как график позволяет показать специфику происходящего, прогнозировать ожидаемый результат, наглядно пояснить ответ.

Он используется в физике для формирования и анализа изучаемых физических понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями, для решения задач обобщения, систематизации знаний.

Графические задачи делятся на две большие группы:

  • Задачи на построение графиков
  • Задачи на получение информации из графиков

В свою очередь задачи на построение графиков делятся (по способу задания) на два вида:

  • Табличный способ задания зависимости
  • Функциональный способ задания зависимости
  • Задачи на получение информации из графика делятся (по характеру информации) на три вида:
  • Словесное описание процессов
  • Аналитическое выражение функциональной зависимости, представленной графиком
  • Определение по графику неизвестных величин

Чаще всего при построении графиков на зависимость одних величин от других учащиеся запоминают вид графика, не вдаваясь в подробности, почему он проходит именно так, а не иначе. Когда зависимостей накапливается достаточно много, начинаются ошибки в построении графиков. В своей работе при построении графиков на различные зависимости физических величин я использую функциональный подход. В школьном курсе физики для построения графиков используются всего семь функций. Почти все физические величины положительные, поэтому графики функций будем рассматривать только в первой четверти.

Название функции График
Прямая пропорциональность y = k x
Линейная y = k x + b

Обратная пропорциональность y = k\x

Показательная y = k a x

Функция y =
Квадратичная функция y = ax 2 + b x + c, y = ax 2
Тригонометрическая функция y = k sin x

Графики этих функций учащиеся изучают в курсе математики. Они знают эти графики либо умеют их строить по точкам. Моя задача сводится к тому, чтобы научить учащихся в физической формуле увидеть зависимость, определить ее вид, а затем установить соответствующий график.

Покажу это на примере:

Пример № 1. Необходимо построить график зависимости силы тока от напряжения, которая выражена зависимостью I = . Учащиеся должны понимать, если необходимо построить зависимость силы тока от напряжения, то изменяться будет только напряжение и в зависимости от него сила тока, а остальные величины будут постоянными в частности сопротивление. Тогда нашу функцию (формулу) можно представить в виде . Если R -сопротивление постоянная величина, то и единица, деленная на сопротивление величина постоянная. Заменим эту величину на k, получим I = k U. Определяем вид функции, это прямая пропорциональность. Графиком будет прямая проходящая через начало координат.

Пример № 2. Необходимо построить график зависимости силы тока от сопротивления, которая выражена зависимостью I = . В донном примере изменяться будет сопротивление и в зависимости от него сила тока, а напряжение будет величиной постоянной. Сделаем следующие замены I = y; U = k; R = x; Получим функцию y = k\ x, графиком которой является ветвь гиперболы