Презентация по теме научное познание. Уровни научного познания. Специфика теоретического познания

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина


  • Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

  • В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • описание;
  • измерение.

  • Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.

  • Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.

  • Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).

  • Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.

  • Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.
  • Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

  • формализация;
  • аксиоматизация;
  • гипотетико-дедуктивный метод.

  • Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.

  • Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.

  • Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый интерес представляют всеобщие методы.

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация.

  • Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.

  • Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).

  • Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.

  • Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.

  • Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.

  • Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.

  • Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.

  • В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.


  • содействовать осознанию форм и методов научного познания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • научная теория;
  • эмпирический закон;
  • гипотеза;
  • научный эксперимент;
  • моделирование;
  • научная революция;
  • дифференциация;
  • интеграция.

Изучение нового материала

  • Основные особенности методологии научного мышления.
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

Вспомните. Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?


Особенности научного познания

Найдите лишнее высказывание

  • «Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
  • «Пришельцы с других планет живут среди нас»
  • «Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
  • «Каждый человек стремится к материальному достатку»
  • «У каждого человека есть своя аура»

Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности


Особенности научного познания

  • Получение нового для человечества знания.
  • Объективность получаемого знания
  • Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания.
  • Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность).
  • Развитость понятийного аппарата ( терминология ).
  • Универсальность .

А как получилось у вас в тетрадях? Сверьте!


Масса веществ , вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ , образовавшихся в результате реакции

Научное познание - вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное познание - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


Вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

«Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность?


Два уровня научного знания

Эмпирическое познание процесс накопления и фиксация опытных данных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретическое познание -

Главная задача - описание предметов и явлений, накопление знаний.

процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностное опосредованное познание; имеет дело с идеальными объектами.

Главная задача

Форма получаемого знания:

объяснение изучаемых явлений.

  • Научный факт
  • Эмпирический закон

Форма получаемого знания:

  • Гипотеза
  • Закон
  • Теория

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

Наблюдение целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта

Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.

Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.

Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях

Анализ –

Синтез –

Индукция –

Дедукция –

Аналогия -




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
  • ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствует дефицит объединяющих научных идей ; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).


КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

Альберт Эйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности

Макс Планк (1858-1947) (Макс Карл Эрнест Людвиг) - немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).


  • далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
  • всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
  • Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

  • Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
  • Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
  • Что присуще теоретическому уровню науки?
  • Соотнесите уровни и методы научного познания.
  • Что отличает эксперимент от наблюдения?
  • Какова роль гипотезы в научном познании?
  • Приведите примеры научного моделирования.
  • В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
  • Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
  • Как развивается научная революция?

  • Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
  • В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
  • Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
  • Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".

С3. Назовите три формы рационального познания.


  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011

Слайд 2

Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список

Слайд 4

Задачи научного познания

Описание Объяснение Предсказание Глава 1. 1.1 Задачи научного познания

Слайд 5

Глава 1.1.2 Особенности научного познания

Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Ф. Бэкон Р. Декарт

Слайд 7

Глава2.Уровни научного познания

  • Слайд 8

    Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение.

    Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля

    Слайд 9

    Глава 3.3.2 Эксперимент.

    Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный

    Слайд 10

    Глава 3.3.3 Факты, анализ, синтез.

    Факты Анализ Синтез

    Слайд 11

    Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания.

    Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция

    Слайд 12

    Глава 4. 4.1 Метод исследования.

    Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

    Слайд 13

    Глава 5. Формы научного познания

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Слайд 14

    Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

    Слайд 15

    Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.

    Слайд 16

    Тесты для самопроверки

    В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.

    Слайд 17

    Библиографический список

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

    Посмотреть все слайды

    Научное познание, его формы и методы Урок обществознания 10 класс. Профильный уровень. Презентацию подготовила: учитель обществознания Хохлова Е. Л. Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание, его формы и методы.

    Научное познание

    • Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.

    Научное познание 1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении. 2) познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

    Принципы научного познания

    • систематичность
    • доказательность
    • воспроизводимость
    • результатов
    • объективность
    • проверяемость
    • исследование
    • свойств,
    • связей,
    • отношений
    • познание
    Отличия от обыденного познания
    • 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений.
    • 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык
    • 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
    Функции научного познания
    • 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира.
    • 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире.
    • 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
    Уровни научного познания
    • Ученые выделяют 2 уровня научного познания:
    • 1. Эмпирический
    • 2. Теоретический
    Уровни научного познания Методы современного научного познания Формы научного познания Эмпирический уровень
    • Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений.
    • Методы:
    • 1. Наблюдение
    • 2. Описание
    • 3. Эксперимент
    • 4. Моделирование
    Наблюдение
    • Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
    Описание
    • Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
    Эксперимент
    • Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
    Моделирование
    • Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
    • На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
    Теоретический уровень
    • На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов.
    • Методы:
    • 1. Выдвижение научных гипотез
    • 2. Формулирование научных теорий.
    Гипотеза
    • Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
    • На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
    Научная теория
    • Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
    http://www.mr-info.ru
    • http://www.mr-info.ru
    • http://myvolia.ru
    • http://www.centr-earth.ru
    • http://vseowitch-will.sitecity.ru
    • http://library.nstu.ru
    • http://lasmed.phys.msu.su/maxim/index.html
    • http://www.astrakhanfm.ru
    • http://clipart2.narod.ru
    • http://sarov.nnov.ru
    • http://www.holycross.ac.uk/science/
    • http://nnm.ru

    Задачи и этапы научной деятельностиЗадачи:
    получение нового
    знания
    сообщение нового
    знания
    Этапы:
    совершение
    открытия
    оформление
    открытия

    Виды научной деятельности

    научные исследования
    апробация результатов
    подготовка научных работников
    аттестация научных работников

    Цели науки:

    описание
    объяснение
    прогноз

    Система науки

    естественные
    общественные (социальные,
    гуманитарные)
    технические
    фундаментальные
    прикладные

    Принципы науки:

    гносеологические
    методологические
    аксиологические

    Структура научного знания

    Научная
    парадигма
    Научная картина мира
    Тип научной рациональности

    Парадигма -

    Парадигма (греч. – пример, образец) –
    теория или модель
    постановки проблем,
    принятая в качестве
    образца решения
    исследовательской задачи
    «дисциплинарная
    матрица» (Т. Кун)
    теоретические
    стандарты
    методологические
    стандарты
    ценностные критерии
    мировоззренческие
    установки

    Научная картина мира

    Целостный образ
    объекта научного
    исследования
    Теория
    Допущения
    Частные
    теоретические
    модели

    Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта

    Теория форма научного знания, дающая
    целостное представление о
    закономерностях и существенных
    связях объекта
    эмпирическая основа
    теоретическая основа
    логика
    совокупность утверждений с их
    доказательствами

    Концепция -

    Концепция способ понимания, трактовки
    предмета, явления, основная
    точка зрения на предмет,
    руководящая идея

    Модель – идеализированный объект (их совокупность и взаимосвязь), соотносящийся с суждениями теории или концепции

    Доктрина – устойчивая система взглядов, идей, принципов, для которой характерен единый подход к изучаемым явлениям

    методология
    содержание
    программные положения

    Типы научной рациональности

    Объект научного познания
    Познавательные способности
    субъекта
    Познавательное отношение субъекта к
    объекту
    Научный метод
    Результат научного знания

    Исторические типы научной рациональности

    классическая
    постклассическая
    1) неклассическая
    Аграрное общество
    (традиционное)
    Индустриальное
    общество (модерн)
    Постиндустриальное
    общество (постмодерн)
    2)
    постнеклассическая

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Классический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Неклассический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Постнеклассический тип научной рациональности

    ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ

    Модели развития научного знания

    кумулятивная модель
    критический рационализм (Карл Поппер)
    теория научных революций (Томас Кун)
    методологический фальсификационизм
    (Имре Лакатос)
    эпистемологический анархизм
    (Пол Фейерабенд)
    социальный (социологический) реализм
    (Рэндалл Коллинз)

    Критический рационализм

    Карл Поппер (1902-1994)
    «Логика и рост научного
    знания» (1934 г.)

    Опровержение научного знания

    Научное знание всегда предположительно
    Рост знания происходит рационально, на
    основе опровержения (фальсификации)
    существующих теорий:

    Теория научных революций (парадигмальная модель)

    Томас Кун (1922-1996)
    «Структура научных
    революций» (1963 г.)

    Смена парадигм (по Т. Куну)

    Научная
    революция
    Нормальная
    наука
    Экстраординарная
    наука

    Методологический фальсификационизм

    Имре Лакатос (1922-1974)
    «Фальсификация и
    методология научноисследовательских
    программ» (1970 г.)

    Структура научно-исследовательской программы

    Жёсткое ядро
    Защитный пояс
    Положительная
    (позитивная)
    эвристика
    Негативная
    эвристика

    Эпистемологический анархизм

    Пол Фейерабенд
    (1924-1994)
    «Против метода:
    очерк анархистской
    теории познания»
    (1974 г.)

    Принципы эпистемологического анархизма

    Принцип пролиферации (размножения)
    теорий
    Принцип несоизмеримости теорий
    Методологический плюрализм

    Социальный (социологический) реализм

    Рэндалл Коллинз (р. 1941)
    «Социология философий:
    глобальная теория
    интеллектуального
    изменения» (1998 г.)

    Теория интеллектуальных сетей

    Горизонтальные и вертикальные
    интеллектуальные сети
    Организационные основы и интерактивные
    ритуалы
    Обмен культурным капиталом и
    эмоциональной энергией
    Соперничество за пространство внимания и
    интеллектуальную репутацию
    Наука развивается посредством
    реорганизации интеллектуальных сетей

    Результаты научной деятельности

    новые знания
    экспериментальные
    образцы
    конечные
    промежуточные
    побочные

    Принципы определения научности гипотезы

    логический
    критический
    позитивизм
    рационализм
    (верифицируемость) (фальсифицируемость)
    Рудольф Карнап
    (1891-1970)
    Карл Поппер
    (1902-1994)

    Способы и методы оценки научной деятельности

    экспертная оценка
    (рецензируемость, peer-reviewed)
    индекс цитирования
    (citation index, CI, ИЦ;
    индекс Хирша, h-индекс)
    импакт-фактор журнала
    (impact- factor, IF, ИФ)

    Базы данных ИЦ и ИФ

    Science Citation Index (SCI)
    Social Sciences Citation Index (SSCI, социальные
    науки)
    Arts and Humanities Citation Index (AHCI, искусство и
    гуманитарные науки)
    Scopus (проект компании Elsevier)
    Euro-Factor (ЕС)
    Google Scholar
    Web of Science (проект компании Thomson Scientific)
    Российский индекс научного цитирования (РИНЦ,
    проект Российской научной электронной библиотеки
    http://elibrary.ru)