Грязное Средневековье? Как ходили в туалет. Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности Туалеты в средние века

Как был устроен европейский средневековый туалет и как была организованна в средневековых городах утилизация бытового мусора.

Средневековые туалеты были нескольких типов.

Например, наружние Garderobe, над выгребной ямой, рвом, каналом или местом где не проходит дорога

Макет внутреннего туалета оборонительного замка

Поближе

Вот они, гардеробчики

Здесь фекалии сбрасываются в воду, она конечно должна быть проточной



Прошу не путать Гардероб с Ein Dansker- туалет в виде оборонительного сооружения в конвентхаузах Тевтонского ордена в форме эркера или сильно выдвинутой за периметр защиты башни и галереи-хода к ней. Тут два в одном было, сиди, какай врагам на головы и отстреливайся.

Красным цветом отмечен нужник, внизу выгребная яма

Фекалии или стекали по стене с той стороны где все равно не жалко. Вот примеры таких туалетов. Нужно так же учитывать, что замки это старинные сооружения. Много воды утекло с тех пор как их построили. И вполне вероятно, что содержимое этих «кабинок» стекало не на головы проходящих, а в лесной массив, что окружал замок. Шли годы, местность изменялась, там, где был непроходимый лес стала туристическая тропа.

Вот и складывается мнение, что падало все прямо на головы.


Обратим внимание как здесь ответственно подошли к делу. По-видимому эта стена замка выходила к дороге и поэтому фекалии спускались по трубе.

Внизу это дело убиралось.

Схематичное изображение "Нужник в разрезе" внизу видим ассенизатора

Еще несколько схем нужников

Ранее внизу стояла бочка, куда стекали отходы


Замки в разрезе, можно поиграть в игру "Найди нужник"

Находите?

Вот тут, можно разглядеть процесс очистки, если приглядеться конечно




Раз зашел такой разговор, хочу упомянуть часто встречающееся изображение средневекового нужника, которое приводится в пример того, что все падало прямо на прохожих.
Вот этот фрагмент.

А вот само полотно.


Называется оно «Мир вверх тормашками» на нем Питер Брегейль Старший изобразил фламандские народные пословицы и поговорки. Данная сцена с попами из нужника означает пословицу «Ходят вместе в один нужник» и означает- находятся в согласии друг с другом.

Сам же двойной нужник выглядел так. Пятые точки в окно высовывать не надо было.

Обратите внимание на связку сухих трав, средневековый ароматизатор


Вот еще, уютно посидеть, поболтать с товарищем.

Одиночные.



Я обратила внимание, что почти во всех случаях туалет был сделан таким образом, что можно было удобно сесть. Конечно не на голые камни, имелись специальные сидушки защищающие нежное место от грубого кирпича. Поэтому в «позе орла» стоять было без надобности.

Я иногда, когда захожу в современную туалетную кабинку и вижу следы того, что в ней побывала «орлица» невольно задаюсь вопросом- зачем они так рискуют покалечиться? Ну протри ты этот ободок, и сядь удобно. Может у них половые органы по особенному устроены, что соприкасаются с ободком? У обычного человека такой проблемы нет, его слизистые не касаются ободка. Чем отличается прикосновение кожи пятой точки к сиденью туалета от прикосновения ладонью к поручню метро? И там и там кожа. И там и там микробы. С руками даже больше риска, можно забыться, не вымыть и чего нибудь в рот положить. И все- готово дело занесли инфекцию. С пятой точкой такого риска нет.

Ладно, спишем на загадочную женскую душу.

Мамадорогая, они что и в коньках это делают?

Да, чувствую будущим историкам будет чего про наше время рассказать.

Возвращаемся в средневековье.

Имелись и заглушки, чтобы не распространялся запах.




Чтобы не бродить в темноте по холодным коридорам имелись внутренние туалеты. Там уже слуга должен был горшок выносить.


Кстати, если вы поклонники «Игра престолов» то припомните сцену убийства папаши Ланнистера- его как раз застрелили из арбалета в замковом нужнике.


Туалеты в городских домах располагались или с выводом в канал или в выгребную яму.

Европейские дома обычно лепятся друг к дружке тесно, но тем не менее каждый дом имеет задний двор с хозяйственными постройками и отхожим местом.

Некоторые городские улицы имели две сточные канавы по обеим сторонам, те, что поуже одну посередине. Использования вода сливалась туда, а во время дождей канавы служили как ливневая канализация отводя воду с улиц. Городские законы средневековых городов регламентировали утилизациию отходов. На нерадивых нарушителей заводились судебные дела.


Первое городское право Страсбурга

(последние десятилетия XII в.)

82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим

домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением

предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей,

также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и

около места, которое называется Гевирке.

Сточный желоб идет из дворика


Видите как улица сужается к середине, чтобы все стекало, в том числе и во время дождя

Сточная канава за ненадобностью заделана камнем

Имелись городские мусорщики именуемые на английском Night soil

Вот пожалуйста, горшок на музыкантов. Ну не понравилась тетке мелодия в ночи и она окатила бродячих попрошаек.

Я ее с одной стороны понимаю, когда едешь бывало в Брюсселе вечером с работы, усталая, хочется побыстрее уже домой, а тут в вагон заходит «Крокодил Гена» попрошайка- типамузыкант. И начинает фальшиво наяривать на аккордеоне или гитаре. Ты сидишь терпишь, благо он дольше одной станции в вагоне не едет, ему евро косить надо. А потом заходит второй, конкурент.

Но особенная жесть в праздничные дни. Когда ты в пятый раз послушаешь на все лады «Джингел бел, джингел бел ляляляля ля» тебе реально хочется вытолкнуть их из поезда. А будь под рукой горшок, не могу утверждать наверняка, дрогнула ли у меня рука.

Как бы то ни было, я безусловно не оправдываю такое поведение, которое конечно имело место быть, но осуждалось обществом и за норму не считалось.

И раз уж зашла речь за ночные вазы, то вот несколько средневековых chamber pot

Гошок под кроватью скурпулезно от отображен средневековым рисовальщиком


К горшку приучали с детства


Даже у бедных стояли ночные вазы под кроватью

Еще детский горшок

Имелись так же дорожные уриналы, чтобы справить нужду во время езды в экипаже.


В более поздние годы они стали изящными и богато расписанные, как впрочем все предметы быта галантного века.


В средневековье так за красотой не гнались. Удобно и ладно.

В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

У пейзан туалеты были попроще

Историческая реконструкция

Слева нужник под навесом

В монастырях тем более не гнушались удобствами.



Может возникнуть закономерный вопрос- а чем подтирались? Да в основном сухим мхом, листьями и соломой. Стояло ведро в нужнике, достал жмень, подтерся и выбросил. Или стоял кувшин с водой и губкой, как на картинке из монастырского туалета.

Сухой мох так же использовался в качестве прокладок во время «красных дней календаря» у женщин. Его заворачивали в ткань и облегчали себе жизнь. Потом стирали, сушили и по новой. Мох отлично впитывает, поэтому и приходил на помощь как в обычные дни, так и в критические.

Нельзя обойти вниманием факт о попытках изобретения унитаза со смывом.

Унитаз «Аякс» представлен Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г.

Работала смекалка в верном направлении.

На этой прогрессивной ноте позвольте откланяться и возблагодарить прогресс за центральную канализацию и унитаз со смывом. (Прямо как тост сказала)

Источники

Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Гардеробы на стенах средневекового замка

Вот так это выглядело изнутри

А вот так это выглядело глазами современников

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Я поняла, что как-то неудачно разбила свой импровизированный хит-парад. Дело в том, что в так называемом донжоне Анны в Динане целых три туалета! Напомню вам, что в одном - на крыше сидит часовой с корзинкой слив, а в другой наведывается стражник из большого зала стражи. Вот так выглядит сам донжон XV в. постройки.

1.Третий туалет находится на нижнем этаже. Как видите, он такой же как и предыдущие.

В вот еще любопытное место! Это современный туалет в музее... И возможно четвертый средневековый.. выглядит очень аутентично на мой вкус.

2. Башня Луи XI. Служила тюрьмой для государственных преступников.



Решетка вделана, чтобы узники не сбежали, а враги, соответственно не просочились внутрь!

3. Лош. Клетка кардинала Балю.
История эта темная... Про кардинала пишут, что он гад каких мало и сам нарвался. Но я терпеть не могу Луи XI. Как правитель, он, может, был и не плох, но мне эта его сторона как-то совсем без интереса. А вот как человек он воплощает все самые неприятные мне черты. В общем, когда я увидела клетку - сочувствовала кардиналу! Но, оказывается он не был лишен самых элементарных удобств!




4. Лош. Туалет в башне. Еще один. Но заделан почему-то. Я не поленилась и попробовала заглянуть под крышку - там дырка!

5. Фужер. башня Мелюзины. XIII в. Этот туалет расположен рядом с жилой комнатой в небольшом закуточке. Из за толщины стен и двух дверей, думаю, запах жильцам не мешал, зато если у тебя заболел живот- можно быстро добежать до цели!

6. И наконец... наконец мы добрались до герцога... нет! Короля средневековых сортиров! находится он в башне Жана Бесстрашного в Париже. Всем любителям Средних веков отчаянно рекомендую это маленький музей - единственную сохранившуюся часть Бургундского отеля. Конец XIV века. Здесь обитал Иван Филиппыч Бургундский, предшественник Ричарда III - злодея замышлявшего все свои преступления, сидя на толчке! Поскольку туалет у Жана был оборудован лучше, чем у Ричарда, в своих замыслах он был более успешен.

Уборными же были оснащены не все дома. У большинства имеется только простая деревянная кабинка в саду. В доходных домах, отхожее место расположено в комнатке, под самой крышей между двумя домами.

Посмотрите, что произошло с этим беднягой! Мне его ужасно жалко! Небось хозяин, жмот такой, не починил пол вовремя вот вам результат! Похожая история произошла в Якутии в середине 50-х с одним маленьким мальчиком. От утопления в сортире его спасла только вечная мерзлота.
Но вернемся к нашим французам. В жилых помещениях все пользовались ночными горшками. Власти так же заботились о чистоте города.
В 1374 Карл V издает указ, который предписывает всем владельцам домов оборудовать туалеты с выгребной ямой или водостоком.
Богатые горожане по примеру одного уже знакомого вам герцога начинаю устраивать себе специальные комнаты, называемые гардеробными.
Французские ученые систематизировали средневековые туалеты и насчитали их целых три типа:
- отхожее место в выступе, замковой стене, на заднем или боковом фасаде дома или башни. На 1-2 места.Отбросы снова падают либо на улицу, либо в яму, где их можно собрать, либо в крепостной ров. Такие туалеты мы видели на стене Фужера, например.

Отхожее место внутри дома: труба, расположенная под углом, позволяется нечистотам стекать в специальную яму.

Отхожее место с централизованной системой труб. По вертикальный трубам, проложенным в толще стен нечистоты попадают в специальную яму. Яма обладает проницаемой почвой чтобы дать возможность жидкости впитываться, а экскрементам быстро отвердеть,предотвращая таким образом брожение и неприятные испарения. Яма располагает внешним доступом, чтобы была возможность чистить ее время от времени. К этому типу относятся туалеты Жана и донжона Анны, а также Лоша.

В качестве туалетной бумаги, богатые пользуются хлопком или льном; бедные используют пучки травы, соломы или сена, которыми затыкают трубы отхожего места.
Все могут пользоваться листами растения bouillon blanc, судя по всему какой-то разновидности коровяка. У него широкие бархатистые листья и горожане активно выращивали его в своих садах.
Только в XVI-ом веке в туалетах начнут использовать бумагу, пока не чистую, а уже исписанную.
На этом пока все.
продолжение следует!

Пикардийский ребус. 16 в. BnF

Миф или правда?

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

В большинстве замков средневековья не было ни водоснабжения, ни канализации, ни сортиров. Только зажиточные хозяева замков позволяли себе иметь специальные помещения для осуществления естественных нужд. Подобные помещения в Англии назывались гардеробами. Они представляли наклонный желоб для выброса испражнений либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки. Увидеть подобные «туалеты» можно на старинных гравюрах: на внешних стенах имеются небольшие пристройки, представляющие отхожие места с отверстиями, а не сторожевые стрелковые башенки, как может показаться.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!». Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Туалеты были

Другое дело, что они были скрыты от посторонних глаз. Под туалеты были оборудованы, например, шкафы (комоды) - заходишь в шкаф, а там стул с отверстием, а под ним горшок.

В средневековой Европе были другие проблемы:

  • Не было системы канализации. Пока не была создана организованная система сбора и утилизации экскрементов, отходы человеческой жизнедеятельности очень быстро переполняли выгребные ямы и в результате оказывались на улицах городов, в реках и каналах. От переполненных выгребных ям стояла вонь. Многие для оправления естественных нужд использовали ведра и горшки.
  • Не было общественных туалетов. Были другие нравы. Было нормой оправить нужду прямо на улице. Тысячи придворных, тусующихся в Версале, не заморачивались поисками туалетов, а делали свои дела за портьерами или в саду.
  • Когда изобрели унитаз со смывом, Европа столкнулась с другой проблемой - великим зловонием. Дело в том, что канализационные трубы выводили прямо в реки. Ни о какой очистке тогда не речи не было. В результате реки переполнялись фекалиями и сточными водами.

Вспомни сортир

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Туалеты в замках




Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.