Учебное подразделение вуза. Высшее учебное заведение, его задачи и структура Что такое структурное подразделение в университете

  • Факульте́т фундамента́льной медици́ны (ФФМ) - структурное подразделение Московского государственного университета имени М. В.
  • Специальное отделение вуза
  • Учебное, научное и административное подразделение вуза
  • Учебно-научное и административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по определенной специальности
  • Учебное подразделение ВУЗа
  • Отдел высшего учебного заведения
  • Часть высшего учебного заведения
    • Кафедра радиохимии и прикладной экологии - кафедра Физико-технологического института Уральского федерального университета.
    • Структурное подразделение, объединяющее преподавателей и научных сотрудников данной области знания или научной дисциплины
    • Структурное подразделение ВУЗа, включающее преподавательский и научный состав по одной или ряду смежных дисциплин
    • Основное объединение научно-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам
    • Объединение преподавателей в ВУЗе
    • Находящаяся в заведовании ученого самостоятельная область знания, научная дисциплина как предмет преподавания в высшем учебном заведении
    • ДЕКАНАТ

      • Деканат Нойзидль-ам-Зе - деканат католической епархии Айзенштадт.Деканат включает в себя 15 приходов.
      • Административно-учебное управление факультета ВУЗа
      • Орган управления в вузе
      • Руководство в вузе
      • Управление факультетом в вузе
      • Управление в вузе
      • "штаб" вузовского факультета
        • Семистре́льная ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 13 августа (по юлианскому календарю).
        • Учебное полугодие в ВУЗе
        • Учебное полугодие
        • Учебное полугодие в ВУЗах
        • Половина учебного года в ВУЗах
        • Полгода в вузе
        • М. лат. полугодие; в учебн. заведениях годичное ученье делится на два семестра, разделяемые святками и каникулами
        • (латинское 6-месячный) половина учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях

| Максим Смирнов | 22989

Благородными нас делают не знания, а любовь и стремление к науке и истине, возникающие тогда, когда человек начинает получать знания.

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

Научная – изучение различных дисциплин;

Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

Совместная работа с приемной комиссией;

Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

Контроль за успеваемостью студентов;

Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Все мы в той или иной степени сталкивались со студенческой жизнью, иначе нас бы не заинтересовал этот журнал современного студента. Вспомним слова классика: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», а ведь на самом деле мы обучались своей специальности на кафедре в университете.

Если вспомнить подразделения университета, то можно смело сказать, что кафедра – это отдельное царство, посвященное одной специальности и предоставляющее по ней глубокие познания. Для тех, кто не совсем понимает, о чем идет речь, стоит более доступно пояснить, что такое кафедра в вузе.

Кафедра и ее роль в структуре вуза

Начнем с далека, факультет – это структурное подразделение вуза, которое объединяет сразу несколько схожих специальностей. Например, в моем вузе был машиностроительный, электротехнический, транспортный, инженерно-физический, юридический и филологический факультет.

Соответственно, любой факультет объединяет несколько кафедр . Вот здесь стоит определиться, что же это за структурное подразделение, и каковы его основные характеристики?

Итак, кафедра – это научно-учебное подразделение, входящее в состав факультета, которое предоставляет и гарантирует углубленное изучение одной специальности.

Например, в моем вузе электротехнический факультет имел сразу несколько кафедр, среди которых электропривод и системы автоматизации, электрические машины, электрические аппарата, электроснабжение установок и другие.

Казалось бы, всех объединяет общий термин «электричество», но в данном случае я, как специалист, могу смело утверждать, что речь идет о совершенно непохожих специальностях и узких специалистах различных сфер трудовой деятельности.

Такое разделение очень важно, поскольку по выпуску приходит на производство действительно подготовленный дипломированный специалист, а не «полиглот с корочкой о высшем образовании». Хотя в наше время и посредственных выпускников вузов (не только технических) предостаточно.

Особенности кафедры в университете

Кафедра, как структурная единица факультета, ответственна не только за педагогическую деятельность по специальности, но и за проведение обязательной производственной практики, воспитательной работы, повышение квалификации кадров и подготовку достойных молодых специалистов.

Если говорить точнее, кафедра – это научно-исследовательское звено факультета, поскольку здесь можно подготовить не только курсовые и дипломные работы, но и защитить диссертацию в качестве аспиранта, докторскую – в качестве доцента.

Соответственно, вывод напрашивается сам собой: кафедра – это большие планы и перспективы не только в отношении студентов, но и их преподавателей, которые также могут самореализоваться и существенно продвинуться по карьерной лестнице.

Конечно, все это происходит под зорким наблюдением работников деканата и в частности декана, но возможности на кафедре также неограниченные.

Педагогический состав кафедры

Как уже упоминалось ранее, кафедра является маленьким царством, в котором обязательно имеется свое «правительство». На самом деле, это громко сказано, но иерархическая лестница все же присутствует, а выглядит примерно следующим образом:

1. Главный, он же руководитель – это заведующий кафедры, который избирается путем голосования всего преподавательского состава сроком на пять лет (почти как президент).

2. Под его руководством находится весь профессорско-преподавательский коллектив, включая докторов наук, доцентов, лаборантов, преподавателей и даже профессоров.

Так что очевидно, что решения принимаются сообща, однако решающее слово всегда остается за заведующим кафедры. Кстати, на эту должность не возьмут «кого попало», а претендент должен иметь пятилетний стаж работы в университете, хорошую репутацию, авторитет у коллег и учащихся, а также, по возможности, ученое звание профессора, доктора наук или хотя бы доцента.

Эта должность – большая ответственность, а не только почет и прибавка к заработной плате. Заведующий кафедры перед деканатом представляет интересы не только своих коллег, но и студентов своей специальности.

Именно поэтому решение любых проблем в учебе лучше всего начинать с визита к заведующему кафедры, а там – не в его интересах отличиться очередным отчислением студента.

По сути, заведующий кафедры – это преподаватель, который также ведет лекции, практические и лабораторные работы, семинары и открытые уроки. Но, как правило, делает это гораздо реже, поскольку организационных и научных забот по кафедре всегда хватает.

Что же касается преподавательского состава кафедры, то все педагоги также читают лекции, организуют производственную практику и выполняют со студентами практические работы. Кроме того, ответственны за промежуточные аттестации, экзамены, зачеты, и в целом – за сессии. Ну а дипломный проект – это вообще отдельная тема, которой кафедра также уделяет особое внимание.

В общем, можно сказать, что за учебу студентов вузов отвечает кафедра, которая грамотно составляет расписание лекций и предупреждает все накладки, проблемы и несостыковки.

Если работа всего педагогического состава кафедры налажена и доведена до автоматизма, то у студентов за пять лет обучения на своей специальности организационных проблем не возникает.

Что есть на кафедре?

Кафедра в университете – это сложное подразделение, которое может и даже должно иметь:

Научно-исследовательские лаборатории;

Многочисленные филиалы (не только в стенах вуза);

Производственные участки для проведения испытаний;

Библиотеку (не всегда);

Учебные подразделения;

Возможность получения дополнительно высшего образования близкой специальности (например, электрик – электромеханик).

Именно поэтому можно сказать, что для студента созданы все условия, чтобы он освоил свою специальность со знанием дела и стал настоящим дипломированным специалистом.

Координация учебной и научной деятельности организовывается на плановых заседаниях кафедры, где должны в обязательном порядке присутствовать те преподаватели, которые консультируют студентов при написании курсовых работ и дипломных проектов.

Их присутствие позволяет оценить реальные способности будущих учеников, пусть даже это мнение будет субъективным.

В компетенцию этого научно-педагогического подразделения входит решение каких-либо вопросов в отношении курсовой переподготовки, повышения квалификации, последипломного образования и переподготовки кадров.

Военная кафедра – это отдельный вопрос

В большинстве вузов четвертой степени аккредитации обязательно имеется военная кафедра, на примере которой можно рассмотреть в подробностях работу всего этого подразделения. Итак, на военной кафедре производится качественная подготовка младшего офицерского состава без отрыва от учебного процесса.

Принимаются на военную кафедру исключительно представители сильного пола, причем только в том случае, если успешно пройдут вступительные экзамены. Как показывает практика последних лет, количество свободных мест ограничено, а конкурс растет из года в год.

Это неудивительно, ведь по выпуску молодой специалист или магистр получает не только диплом о высшем образовании, но и военный билет с присвоенным воинским званием. Соответственно, честь родине отдана, и больше ничего не мешает благополучно устроиться на работу.

При отсутствии военного билета и не прохождении военной кафедры, ребята призывного возраста по выпуску из вуза могут быть отправлены на срочную службу и только по возвращению продолжают свое трудоустройство согласно полученной в университете специальности.

Так что это только кажется, что кафедра – это маленькое царство, на самом деле она способна вершить человеческие судьбы – в нашем случае судьбы студентов и будущих выпускников.

Но мы все-таки слегка отошли от темы, а поговорить хочется о взаимоотношениях студента и кафедры: какие перспективы и «подводные камни» имеются, о чем важно помнить и никогда не забывать?

Студент и кафедра

В своей студенческой жизни учащийся вуза чаще бывает на кафедре и гораздо реже посещает деканат своего факультета. Это неудивительно, ведь преподаватели с кафедры решают все студенческие проблемы, предельно доходчиво отвечают на поставленные вопросы и даже иногда содействуют в учебе.

Студент должен понимать, что вопрос в рамках кафедры еще можно решить, но, если проблема дошла до деканата, то тогда и до отчисления недалеко.

Именно поэтому не стоит оставлять все трудности на завтра, тем более что большую их часть кафедра способна решить уже сегодня. Так почему бы не воспользоваться этим шансом и не подставлять себя в первую очередь?

Как правило, кафедра – это отдельный большой кабинет, где заседают сразу несколько или все преподаватели твоей специальности. Так что найти нужного педагога не составляет особой сложности, достаточно просто дождаться очередной перемены и постучать в заветную дверь.

Заведующий кафедры заседает отдельно, однако некоторые студенты, проучившись пять лет, так ни разу и не постучали в его дверь. Да и зачем беспокоить начальство, если проблем и вопросов нет?

В любом случае студент не должен воспринимать помощь кафедры в штыки, поскольку здесь работают люди, не заинтересованные в его отчислении.

Если своевременно попросить, то ему обязательно протянут руку помощи и помогут решить, казалось бы, грандиозные студенческие проблемы. Так что всем учащимся вузов остается только пожелать: дружите с кафедрой, и тогда ваш шанс успешного окончания университета стремительно повысится.

Вывод : Если у тебя есть какие-то соображения по поводу твоей кафедры, с радостью их выслушаю! Надеюсь теперь неразберихи в таких важных студенческих терминах, как кафедра и факультет, больше не возникнет.

Теперь ты знаешь о том, что такое кафедра в вузе .

    Кафедра (подразделение) - Кафедра это подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации. Находящаяся в заведовании профессора, ученого самостоятельная научная отрасль, как предмет преподавания в высшем… … Википедия

    Кафедра - (из др. греч. καθέδρα «седалище; сиденье»): Кафедра место, с которого риторы и ораторы произносили речи. Кафедра возвышение для лектора, преподавателя, оратора. Кафедра (христианство) в христианской церкви почётное место епископа, также символ… … Википедия

    Кафедра - (греч. kathédra, буквально сидение, стул) 1) в Древней Греции и Риме место для выступлений риторов, философов. 2) В христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Многие К. богато украшались резьбой, статуями,… … Большая советская энциклопедия

    Высшее учебное заведение - Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский государственный университет … Википедия

    Учебные заведения горные - (a. mining schools; н. bergbauliche Schulen; ф. ecoles minieres; и.escuela minera; institucion minera) осуществляют подготовку горн. инженеров, горн. техников и квалифицированных горнорабочих. K У. з. г. относят вузы, техникумы и… … Геологическая энциклопедия

    - (ОРИГУ НАГУ) … Википедия

    Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия - (НТГСПА) Прежние названия Нижнетагильский учительский институт (до 1952), Нижнетагильский государственный педагогический институт (до 2003) … Википедия

    Экономический факультет БГУ (менеджмент) - Экономический факультет БГУ один из факультетов главного ВУЗа Республики Беларусь. Создан 1 марта 1999 года.Обучение проводится по следующим специальностям: * экономика, * экономическая теория, * менеджмент, * финансы и кредитДеканом факультета… … Википедия