Роль офицерского состава в их реализации. Место и роль офицеров в реализации требований министра обороны российской федерации по информационному обеспечению реформы вооруженных сил рф. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к грубым дисциплинарным проступкам.
Основным направлением работы офицерского состава по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков является социальная диагностика негативного явления.
Она рассматривается как способность офицеров распознавать предпосылки к употреблению спиртных напитков, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении подчиненных.
Врач ставит диагноз на основе знания человеческого организма. Так, офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, использовать рекомендации педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.
Целями диагностического этапа работы являются: выявление степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на военнослужащих различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и т.д. Результатом такого изучения личности и социального окружения является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.
В интересах диагностики поведения применяются методы:
- наблюдение,
- анализ документов,
- социологический опрос.
Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры воинских подразделений.
Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничении их доступа к спиртным напиткам, созданию пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применению различного рода санкций к лицам, склонным к употреблению спиртных напитков, и тому подобное.
При работе с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков, офицерский состав должен соблюдать ряд правил.
Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В противном случае более эффективными окажутся организационные и социальные меры.
В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий.
В-четвертых, для излечения алкоголика мало вызвать у него отвращение к спиртному, надо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву.
В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм - это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.
Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма, одним словом, лучше узнать человека.
В этом плане помогает изучение автобиографических данных, характеристик с места работы или учебы, из военных комиссариатов; документов об образовании; материалов профессионального отбора; медицинских книжек; служебных карточек.
Но самые достоверные данные дает, конечно же, личное общение с подчиненными. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о воине, на основании чего и строится индивидуальная воспитательная работа с ним.
Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.
Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики их поведения.
В интересах выявления склонных к употреблению спиртных напитков необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.
Важно знать также их настрой, готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать, как бы советуясь с собеседником.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к употреблению спиртных напитков.
В его ходе фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности, в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы в воинском коллективе.
Анализ документов позволяет сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат.
Офицеры обязаны узнать каждого военнослужащего подразделения буквально с первого дня его службы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них отрицательных. Словом, необходимо увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами.
В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте их сложившиеся особенности характера, привычки. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими с неопределенными или непостоянными взглядами на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Офицер должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий по употреблению спиртных напитков -вот путь борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Решение основных задач по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности.
Обязательным условием такой деятельности является оценка ее состояния.
Она должна строиться с учетом следующих требований.
Требование первое. Организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов и во имя их исполнения, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников.
Требование второе. Необходимость четкой организации боевой учебы и службы, быта и досуга личного состава в строгом соответствии с уставными положениями, а также строгом распределении должностных и служебных функций между исполнителями.
Требование третье. Связано с развитием способности воинского коллектива анализировать и оценивать с позиций уставных норм и правил поведения как каждого военнослужащего в отдельности, так и подразделения, экипажа, расчета в целом.
Требование четвертое. Целеустремленность, активность, постоянство и согласованность дисциплинирующих воздействий на личность со стороны командиров и армейской общественности.
Требование пятое. Решительная и бескомпромиссная борьба в части, в подразделении с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков.
Систематическая индивидуально-воспитательная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет проводить комплексные меры, направленные на предупреждение правонарушений, совершаемых военнослужащими на почве употребления спиртных напитков.
Особое место в системе профилактики пьянства и алкоголизма среди военнослужащих занимает их правовое воспитание.
Это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию в целях формирования у военнослужащих устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Правовое воспитание способствует выработке высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества.
Работа по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, главная роль в этом процессе отводится воинской дисциплине.
Место и значение этого процесса в воинском воспитании определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслима личность воина, специфическая деятельность армии и флота - это понятие дисциплинированности как воинского долга.
Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований.
Этот единый воспитательный процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Воспитательный процесс - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной карьере.
С учетом этого приказом министра обороны Российской Федерации введено в действие Положение о работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях.
В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений, в том числе правонарушений на почве употребления спиртных напитков, желательно рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе.
Необходимо сделать все, чтобы младшие командиры были опорой офицера. Они должны постоянно находиться со своими подчиненными и в полном объеме выполнять свои должностные обязанности.
В связи с тем что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредоточить усилия офицерского состава подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам.
Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.
Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры берутся лишь после серий нарушений - употреблений военнослужащими спиртных напитков, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур.
Только она позволяет в комплексе решать задачи профилактики правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков, а также активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная тех- ника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их военно-боевого духа, патриотизма, моральной и нравственной силы зависит, в конечном счете, решение поставленных задач.

Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них вы- сокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисципли- ны, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будет главным со- держанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитательного воздействия в воинской части явля- ется весь личный состав, но особое внимание уделяется воспитанию офицерского коллектива, который составляет основу всего воинского коллектива части и заключает в себе огромные воспитательные воз-

можности.

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различ- ных исторических условиях нашей страны по-разному ставились во- просы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понима- ние одной непреложной истины: офицеры - основа человеческого

фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня про- фессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и спо- собности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это. Основу полка, бригады в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда состав-

лял офицерский коллектив. Офицерский коллектив всегда выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объе- диненных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требова-

тельностью, ответственностью, помощью. Он призван всемерно под- держивать высокую боевую готовность полка (корабля), эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство и предопределяет необходимость постоянной целеустремленной рабо- ты с коллективом офицеров в интересах повышения его педагогиче- ского потенциала. Она осуществляется на основе педагогически ар- гументированных воздействий организационного и содержательного порядка, включающих в себя комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности офицера и сплочения офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех составных частей (направлений) воспитания, использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п.

В полку (на корабле) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях. Первое из них предполагает совершенство- вание личностных качеств офицера с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, а также как руководителя и военного специалиста.

Офицерам как руководителям и участникам воспитательного процесса всегда были присущи беззаветная преданность идеалам за- щиты и служения Отечеству, демократический стиль в работе, глубо- кая, всесторонняя, профессиональная подготовленность, блестящие знания и мастерское применение оружия и боевой техники, высокие организаторские способности, широкий кругозор, масштабность мышления, чувство нового, умение в полной мере использовать мощ-

ный интеллектуальный потенциал в военно-профессиональной дея- тельности.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав полка (корабля).

Сплоченность есть важная характеристика офицерского коллек- тива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет со- бой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психоло- гическое и организационное единство офицеров. Именно на основе прочного единства названных компонентов сплоченности офицерско- го коллектива возможно осуществление эффективных воспитатель- ных мер в интересах боевой готовности части. И прежде всего мер по

обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Следовательно, воспитание офицерского коллектива - это про- цесс формирования его качественных характеристик, которые в наи-

большей мере соответствовали бы потребностям военного дела, бое- вой готовности, совершенствованию личностных качеств офицера в коллективе, выполнение свойственных ему функций в сфере учебно- воспитательной работы и общественной жизни части.

Личностные качества офицера формируются и развиваются не- посредственно во время учебы в военно-учебном заведении, профес- сиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время про- хождения службы в частях (подразделениях). Именно в процессе

служебной деятельности многогранно раскрывается личность офице- ра, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, од

нако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций: общественно-политической, органи зационно-управленческой, военно-педагогической, военно- специальной и административно-хозяйственной.

Одной из важнейших функций деятельности офицера является общественно-политическая. Сложность реализации данной функции обусловлена следующими факторами.

Во-первых, российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой общественно-политической, социально- экономической, национально-демографической, информационной, криминальной и религиозной обстановке.

Во-вторых, за последнее время существенно изменился соци- альный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего

на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призыв- ников. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факто- ры, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. На личный состав серь?зное влияние оказывает криминальная обстановка в стра- не. Динамика преступности в Вооруженных Силах соотносится с об- щей направленностью развития преступности в стране. Усиливается

тенденция проникновения организационной преступности в армей- скую среду.

В-третьих, реализация общественно-политической функции но- сит острый противоречивый характер. Основными составляющими противоречий являются: а) противоречие между необходимостью, обязанностью каждого офицера неуклонно проводить в жизнь поли- тику государства в области оборонного строительства и неопреде- ленностью, неконкретностью, отсутствием четких ориентиров этой политики; б) противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и отсутствием решительных мер в создании такой армии; в) противоречие между конституционной обя- занностью каждого гражданина защищать Отечество и преднамерен- ным разрушением идеалов воинской службы путем проведения анти- армейских компаний в средствах массовой информации; г) противо- речие между необходимостью укомплектовании Вооруженных Сил лучшими представителями народа и падением престижа службы офицера; д) противоречие между конституционными обязанностями офицера и социальным бесправием, социальной незащищенностью и т.д.

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реали- зацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоз- зрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

В настоящее время в частях (подразделениях) необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного ми- ровоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, разви-

тия у них политической культуры, которая в самом общем виде рас- сматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомлен- ность и способность отстаивать свои политические убеждения аргу- ментировано и убедительно.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет органи- зационно-управленческая функция. Содержание этой функции вклю- чает организацию, планирование, проведение учебных занятий и вос- питательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных

видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчи- ненных на решение конкретных задач, управление различными соци- альными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложни- лись процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи ста- рыми подходами и методами не всегда дает положительный резуль- тат. Поэтому личности современного руководителя должны быть присущи высокий идейно-теоретический кругозор и политическая зрелось, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дис- циплина, самостоятельность, умение создавать условия для высоко- производительного труда людей, утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска, нетерпимости к проявлениям грубости, нев- нимания к человеку.

Офицеры осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, учебно-воспитательным процессом, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех командира не возможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, само- стоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплини- рует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение по- ставленных перед ними задач.

В настоящее время повышается значение всестороннего разви- тия, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечест- венный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот ко- мандир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уваже- ние, сможет по настоящему воспитывать, обучать и дисциплиниро- вать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисцип- лины. Когда этих знаний нет, тогда можно рассчитывать только на

принуждение. В современных условиях это указание М. В. Фрунзе особенно актуально.

Многим офицерам - командирам подразделений, воинских кол- лективов, сегодня не хватает специальных знаний по теории управле- ния, у них подчас недостаточно сформированы организаторские ка- чества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету лич- ности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не со- четается с уважением личного достоинства военнослужащего и про- явлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допус- каются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенст-

вование у офицеров управленческой культуры, основанной на демо- кратических и морально-нравственных принципах - важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация, осуществление обуче- ния и воспитания подчиненных, в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, бое- вых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части (подразделении) за- ключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию во-

еннослужащих предъявляются высокие требования, а с другой - для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только мате- риальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую дея- тельность, личный состав занят несением службы, выполнением раз- личных хозяйственных и иных работ. Хозяйственно-бытовые про- блемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют ква- лификацию учителей и участников воспитательного процесса, у них

пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь только опосредованное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предпо- лагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразде- ления, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количест- венных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших матери- альных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Исполь- зование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил экс- плуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией спе- циалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обу- чения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно- хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков про- живания членов семей военнослужащих и много других вопросов яв- ляются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансо- вых средств. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого воен- нослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качест- венному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недоста- точно быть только хорошим командиром или специалистом, знато- ком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образ- цом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скром- ность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность,

принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несо- мненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уваже- ние и стремление к подражанию.

Профессиональный портрет современного офицера в общем виде схематично можно представить

Социальный портрет офицера очень разноплановый, есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не про- являют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Не-

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение, всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различных исторических условиях нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Качества личности офицера формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении, но профессиональное становление и дальнейшее его развитие как офицера-командира, учителя и воспитателя своих подчиненных происходят во время прохождения службы в подразделениях и частях. Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, однако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций. Одной из важнейших функций является общественно-политическая. В недавнем прошлом многолетняя дискуссия о том, участвует ли армия «в политике» или она «вне политики», была беспочвенна, беспредметна и бессмысленна. Армия была всегда «в политике», потому что она является «инструментом», «средством» решения политических задач государством (одна из главных задач политики государства – защита государственных интересов страны, обеспечение безопасности народа и т.д.). Это основная задача внешней политики государства. Но в последнее время армия решает задачи и внутренней политики – ведет боевые действия с бандформированиями, террористами, незаконными вооруженными формированиями. Твердое и последовательное проведение в жизнь политики Российской Федерации, военно-политических решений по защите интересов нашего народа – главное в деятельности офицеров при реализации этой функции.

Однако важно понимать и другое: армия находится вне политической деятельности партий и движений, а этот аспект наиболее сложный в общественно-политической функции, и он придает ей противоречивый характер. Какие основные противоречия в реализации этой функции необходимо выделить?

Во-первых, противоречие между необходимостью неуклонного проведения в жизнь политики государства и неопределенностью курса государства, размытость его политики. Многие офицеры (до 30 % опрошенных в ходе различных социологических исследований) ставят закономерный вопрос: какое государство необходимо защищать? Демократическое? Но сегодняшнее государство на практике мало похоже на демократическое, потому что не выражает интересы большинства различных слоев населения, которые еле-еле сводят концы с концами (к этим слоям относятся и офицеры). Существует коррупция во многих министерствах, ведомствах, в различных эшелонах власти; воровство, хищение материальных и финансовых средств государства; социально-психологическая напряженность в обществе (неуверенность в завтрашнем дне, бюрократия и чиновничий произвол, террористические акты, разгул бандитизма, убийства высокопоставленных лиц, неспособность органов МВД защитить жизнь и интересы простых граждан и др.). Негативные тенденции усиливаются, но государство не принимает решительных мер по наведению порядка в стране и упрочению его демократических основ.

Во-вторых, противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и беспринципной военной политикой государства в области оборонного строительства. Производится необоснованное сокращение и ликвидация боеспособных частей и соединений, увольняются офицеры, в том числе и лучшие профессионалы.

В-третьих, противоречие между сохранением конституционной обязанности каждого гражданина, связанной с выполнением воинского долга и намеренным разрушением идеалов воинской службы путем проведения антиармейских кампаний во многих средствах массовой информации. Это способствует уклонению значительной части призывной молодежи от службы в армии любой ценой.

В-четвертых, противоречие между необходимостью укомплектования армии и флота лучшими представителями народа и паденим престижа службы офицера. Социальная незащищенность, отсутствие четкой и ясной перспективы привели к значительному оттоку из рядов Вооруженных Сил офицеров (особенно молодых).

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реализацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоззрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

Для разрешения названных противоречий нужны политическая воля руководителей и их нравственная ответственность за судьбу страны. Встанет с колен страна, возродится былая мощь армии и флота – воспрянет духом офицерский корпус армии, поднимется престиж службы офицера.

Уже сейчас в частях необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного мировоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, развития у них политической культуры, которая в самом общем виде рассматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомленность и способность отстаивать свои политические убеждения аргументированно и убедительно, а не с помощью эмоций.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет организационно-управленческая функция. Содержание этой функции включает организацию, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регуляцию различных видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложнились процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи старыми подходами и методами не всегда дает положительный результат.

Многим офицерам, которые руководят подразделениями, различными воинскими коллективами, сегодня не хватает специальных знаний по теории управления, у них подчас слабо развиты организаторские качества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету личности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не сочетается с уважением личного достоинства военнослужащего и проявлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допускаются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенствование у офицеров управленческой культуры, основанной на демократических и морально-нравственных принципах – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация и осуществление обучения и воспитания подчиненных в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, боевых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части заключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию военнослужащих предъявляются высокие требования, а с другой – для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только материальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую деятельность, личный состав занят несением службы, выполнением различных хозяйственных работ. Хозяйственно-бытовые проблемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют квалификацию учителей и воспитателей, у них пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь посредственное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Использование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил эксплуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией специалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обучения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков проживания членов семей военнослужащих и много других вопросов являются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансовых средств. Проявление заботы о подчиненных, о их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим командиром или специалистом, знатоком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уважение и стремление к подражанию.

Модель современного офицера, его профессиональный портрет в общем виде схематично можно представить следующим образом.

Социальный портрет офицера очень разноплановый. Есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не проявляют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Некоторым из них присущи безразличие к судьбе армии, пассивность в самосовершенствовании, снижение уровня культуры (общей, управленческой, педагогической). Есть и другая часть офицеров, которые проявляют высокую общественно-политическую зрелость, совершенствуют свою военно-теоретическую подготовку, имеют разносторонние интересы и эрудицию, широкий диапазон духовных запросов и интересов. Они оказывают положительное влияние на деятельность воинских коллективов, обеспечивают их слаженную работу, поддерживают уровень боевой готовности, проявляют заботу о моральном и нравственном облике своих подчиненных. К сожалению, таких офицеров становится все меньше, и необходимо принять меры, чтобы как можно быстрее локализовать эту негативную тенденцию. В таких сложных условиях деятельности Вооруженных Сил большая ответственность ложится на командование, штабы и органы воспитательной работы.

Особая роль в организации воспитательной работы с офицерами части принадлежит заместителю командира по воспитательной работе. Свои усилия он направляет на формирование у подчиненных офицеров-воспитателей полка (бригады) готовности беспрекословно выполнить приказ; чувства офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремления к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Это основная целевая установка в воспитательной работе с офицерами. Обязанности, направления воспитательной работы заместителя командира полка (бригады) по воспитательной работе изложены в Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, приказах и директивах министра обороны и начальника ГУВР, других руководящих документах. Раскрывать содержание деятельности заместителя командира полка (бригады) по воспитательной работе, изложенное в этих документах, нет необходимости. Целесообразно выделить некоторые особенности воспитательной работы с офицерами, обратить внимание на ряд существенных аспектов этой деятельности.

Одной из особенностей является проведение воспитательной работы, направленной на сохранение в ВС офицеров, которые составляют костяк офицерского корпуса, имеют высокую мотивацию к службе и готовы дальше служить, но в силу обстоятельств (сокращение, увольнение) вынуждены увольняться. Не секрет, что кадровые органы часто проводят сокращение, увольнение в массовом порядке, без разбора, поголовно, выполняя указания сверху. Часто увольняют не тех офицеров, которых надо уволить по профессиональной непригодности, немотивированности к службе и другим причинам, а профессионалов, которые чем-то не угодили начальству, открыто высказывали свое мнение, выступали против несправедливости и т.д. За каждого честного и справедливого офицера, хорошего специалиста, умеющего и желающего работать с людьми, необходимо бороться, постараться убедить его остаться служить, проявить заботу о нем.

Другой особенностью воспитательной работы с офицерами в части является осуществление дифференцированного подхода. Как уже отмечалось, многие офицерские коллективы в частях неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Указаниями, распоряжениями, призывами здесь не много достигнешь. Необходим внимательный подход к каждому офицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различных категорий офицеров (командиры, инженеры, воспитатели, офицеры штабов и служб и т.д.). Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждой категорией офицеров. Особого внимания требуют молодые офицеры, которые прибыли в часть после окончания ввузов. Не нужно перегружать их служебными обязанностями, работой по принципу «от А до Я». Необходимо дать возможность пройти этап становления в должности, раскрыть лучшие свои качества и способности. Помогут при этом советы опытных, авторитетных офицеров-методистов.

Многие молодые офицеры назначаются на должности не по прямому предназначению (например: командиру взвода предлагают должность заместителя командира по воспитательной работе). Им нужно оказать всестороннюю помощь и поддержку на новой должности; терпимо относиться к их ошибкам и неудачам (они неизбежны); чутко реагировать на их запросы, настроения, желания. В этих целях проводятся дни молодых офицеров. Необходимо стимулировать и поощрять молодых офицеров даже за небольшие успехи, объективно, беспристрастно оценивать результаты их деятельности. Нельзя различного рода совещания, собрания офицеров превращать в место для «разгона».

Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Необходимо возобновить такую форму работы с офицерами, как офицерское собрание с его традициями и системой воспитательной работы с офицерами.

Важной целью воспитательной работы с офицерами в части является создание и поддержание в офицерских коллективах такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, начинающий службу и опытный методист, мастер обучения, воспитания, офицер холостой и офицер-семьянин. Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.

Успех воспитательной работы с офицерами зависит от многих условий, к основным из которых относятся следующие: личная примерность руководящего состава полка (бригады) в выполнении офицерского долга, требовательность и уважительность к подчиненным офицерам, простота и доступность, скромность и честность, проявление постоянной заботы о своих подчиненных, глубокого интереса к каждому офицеру; оказание помощи в становлении и профессиональном росте; объективная оценка профессиональной деятельности каждого офицера и стимулирование его развития; тщательное планирование и подготовка каждого вида деятельности, занятия, совещания, беседы и т.д.; систематический анализ и оценка результатов деятельности, оперативное изучение трудностей, запросов, настроений, оказание действенной помощи; преданность офицерскому корпусу, верность офицерскому долгу и др.

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в качественном преобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А на период глубоких экономических и политических преобразований, включая военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно, чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам повышения бдительности и боеготовности . Ни в коем случае нельзя допускать благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит, прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих, особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской» («Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило, выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание понятия «Боевая готовность». Это – способность войск (сил), части (корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите Родины. Она является главным показателем качественного состояния Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника, вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь.» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе, человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов? Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и ополчений, воинов Петра, Суворова.

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине, Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.