Внутренняя политика николая 1 апогей самодержавия. Николай I. Апогей самодержавия. Кавказская война XIX в

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу - в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.

Николай I Павлович (1825 – 1855 гг.) – император России. (См. схему «Романовы на русском престоле 1613 – 1917 гг.» и статью «Романовы»)

Личность Николая I неоднозначно оценивалась современниками и потомками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира».

Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьезного образования. Его интересовали лишь военное дело, особенно внешняя сторона – парады, маневры и муштра. А.И. Герцен назвал его солдатом «по призванию, по образованию по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний, дали Николаю I возможность достаточно эффективно управлять государством. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Методом решения этих задач должны были стать реформы, проводимые «сверху», правительством.

Внутренняя политика. При Николае I уменьшается роль Государственного совета как законосовещательного органа. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Особое место занимает III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами.

В 70-ти тысячной армии чиновников половину составляли военные. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства. Эту работу выполнил М.М. Сперанский. Это способствовало усилению бюрократического аппарата. В целом реформы государственного управления Николая I способствовали укреплению личной власти царя и усилению централизации и военизации государства. (См. схему «Система государственного управления России при Николае I»).

При Николае I на некоторое время удалось укрепить финансовую систему России. В 1839 – 1844 гг. по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа способствовала оздоровлению финансов, но неурожаи 1830-1840-х гг. и Крымская война 1853-1856 гг. вызвали новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

Крестьянский вопрос при Николае I обострился еще больше. Крестьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Поэтому правительство вынуждено было принимать меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.

Так было покончено с сами уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 г. был издан указ «Об обязательных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 г. о свободных хлебопашцах. Он не обязывал помещиков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отработать определенные повинности. Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во введении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.

В 1837 – 1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Реформа улучшала материальное и правовое положение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления. Однако реформа продолжалась недолго. В целом крестьянский вопрос решен не был, хотя и появился определенный опыт, на который могли опереться последователи хотя и появился определенный опыт. В целом крестьянский вопрос решен не был.вела принцип крестьянского местного самоуправления..

Внутренняя политика Николая I, особенно в последние годы (1848 – 1855 гг.) была реакционно-репрессивной. В «мрачное семилетие» Россия была образцом бюрократически-полицейского государства. Свирепствовала цензура, деятельность жандармов и III-го отделения устрашала всю страну. Реакционной была политика правительства в области образования. Еще в конце 1820-х гг. законодательно были закреплены сословность, замкнутость образования, ограничение в получении образования представителями низших сословий. Устав 1855 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы университетов пересматривались, из них изымалась философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

Канкрина



Социально-экономические развитие России второй четверти XIX в.

С отменой крепостного права, тормозившего развитие индустрии, происходит некоторый застой (многие подневольные рабочие ушли с заводов), но затем начинается бурный промышленный рост. В 3 раза выросла продукция машиностроения, в 2 раза выплавка стали, в 200 раз - добыча нефти. Уже в 1860-х гг. фабрики производили более 50 % продукции обрабатывающей промышленности, доля которой во всем промышленном производстве доходила почти до 2/3. Расцвет промышленности был обусловлен высвобождением миллионов рабочих рук, государственными инвестициями, развитием железных дорог. Росла концентрация производства. В 1879 г. действовало 81 предприятие более чем с 1000 рабочих. В России шло формирование рабочего класса - пролетариата, который стал активно бороться за свои права. Уже в 1880-х гг. (при Александре III) возникает рабочее законодательство: ограничивалась эксплуатация детского и женского труда, штрафы с рабочих перестали поступать фабрикантам, создавалась фабричная инспекция и т. д.

Политические движения в России второй четверти XIX в. Власть и оппозиция.

Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.

Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые - конституции. Однако основная часть интеллигенции понимала, что в случае введения конституции и парламента преобладание в последнем получат дворяне - наиболее влиятельная группа в обществе. В 1880-1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».

70-е годы 19века сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название “народничества”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине и качествам крестьянина Россия может прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (Бакунин, Лавров, Ткачев): главное препятствие для социализма в гос. Власти; должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

Во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось об-во “чайковцев” (Чайковский, Кропоткин, Перовская и др.). Члены об-ва вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем возглавили “хождение в народ”. Цель – подготовка крестьянского восстания. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. В 77-78г.г. состоялся суд над народниками (процесс 193-х).

В конце 76г. возникла новая организация народников – “Земля и воля”. Землевольцы стали издавать газету “Земля и воля”. Два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы и объединились в “Черный предел” , другие считали единст­венным средством борьбы – терроризм и объеденились в “Народную волю”. “Ч.П” существовал до 81г., к этому времени все его члены (Плеханов,Засулич, Дейч) либо эмигрировали, либо перешли в “Н.В”. “Н.В.” объеденила кружки студентов, рабочих, офицеров. В авг.79г. они вынесли смертный приговор А2 и после нескольких покушений он был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким. Все участники убийства А2 были задер­жаны и публично повешаны.

Кавказская война XIX в.

В 1817г. началась Кавказская война - восстали племена Чечни, Дагестана, Абхазии. В 1834 г. их возглавил имам Шамиль. Идеологией бало исламское течение мюридизм, вводивший строгие правила поведения среди мусульман. Главной целью российского правительства официально объявлялось «умиротворение» горцев, выражавшееся прежде всего в отказе их от набегов. Против горцев действовали А. П. Ермолов, М. С. Воронцов, А. И. Барятинский. Лишь в 1859г. Шамиль сдался в ауле Гуниб. В 1864 г. пал последний оплот повстанцев - Кбаада. Часть местных жителей ушла с Кавказа. Горцы, захваченные во время карательных экспедиций, находились на положении военнопленных, в то время как плененные на «русской» территории проходили по уголовным статьям за грабеж. Их ждал суд, арестантские роты, ссылка в Сибирь или во внутренние губернии. Того, кто принял участие в набеге после дачи присяги о покорности, могли расстрелять как изменника. Особенностью войны на Кавказе было наличие в рядах противников большого числа беглых солдат - русских, татар и поляков. Победа в Кавказской войне во многом была обеспечена изменениями, которые стали ответом российских войск на военные, культурные и природно-климатические реалии этого региона. Усилилось его освоение русскими.

Антигитлеровская коалиция.

Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока.

22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии

12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.

В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, войне - и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции.

материальная помощь, политическая.

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о "ленд – лизе".

Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны.

Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.

Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.

На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.

После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г., которое было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

Наступление контрреволюции.

3) Попытка разрешить поставленные революцией вопросы путём постепенного реформирования страны, развития парламентаризма.

Анализ событий 1905-1907 позволяет ответить на вопрос, какой же из 3 альтернативных путей оказался реальным. Мощь правительственного лагеря во главе с самодержавием, незаинтересованность буржуазии в решительной победе революции, социальная и национальная неоднородность революционно-демократического лагеря, острое соперничество между полит. партиями и организациями, полит. неопытность народа, его разобщённость и неорганизованность, инерционность мышления, накопленная почти за 3 века крепостного рабства, сложившаяся международная ситуация - всё это и многое другое привело к тому, что исходом I российской революции явилась частичная модернизация гос. строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. В сложившихся условиях меньше всего шансов на успех имела идея правого гос-ва, т.к. российская буржуазия в ходе революции обнаружила свою полит. слабость. Немалую роль в этом сыграла низкая полит. культура масс.

Корниловский мятеж.

Укрепляются позиции правых радикалов, крепнет идея установления военной диктатуры. Рассмотрение кандидатуры Корнилова на пост диктатора, но Керенский смещает того с поста Главнокомандующего рос. войсками, Корнилов не подчинился и 25 августа Корнилов начал наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила Керенского обратиться к народу и дальше пойти на сотрудничество с большевиками. 30авг мятежные войска были остановлены, а Корнилов арестован. Подавление корниловщины означало поражение правого лагеря, шансы левых резко повысились. После этого престиж Керенского и кадетов упал, влияние большевиков усилилось и в конце августа - начале сентября петроградский и московский советы приняли резолюцию о взятии всей полноты всей гос власти. В ответ была предпринята попытка усиления центральной высшей власти. 30авг создано новое прав-во - Деректория в составе пяти человек во главе с министром-председателем Керенским. 1сент Россия была провозглашена республикой, 15сент в Петрограде было создано всероссийское Демокр. собрание, цель кот подорвать влияние большевизированных Советов, на совещании был создан Дем. совет республики (Предпарламент), от его имени Керенский сформировал 3 коалиционное прав-во на основе компромисса умеренных соц-ов вместе с кадетами, однако, его власть становилась все более призрачной. Революция вступила в новую фазу, большевики во главе с Лениным начали подготовку к захвату полит. власти.

Политика «воен ком» не только не выввела Россию из экон разрухи, но и усугубила её. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в пром и с/х. Население городов голодало.

Образование СССР.

К началу 20-х на территории бывшей Рос империи сущест неск гос образований: РСФСР, Укр, Бел Азерб, Армян и Грузинская ССР, Бухарская и Хорезмская народные соц республики, Дальневосточная республика. С окончанием гражд войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экон сотрудничество.

Авг1922 Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию по подготовке законопроекта о новой форме гос объединения. Сталин разработал план «автономизации», кот ущемлял суверенные права народов, и поэтому большинство партийно-гос руководителей республик высказались против него. В окт-ноябре после обсуждения вопроса о форме гос правления была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Дек1922 - Во всех республиках состоялись съезды Советов, участники кот одобрили предложение Ленина.

10дек192 2 - Первый Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР И ЗСФСР). Добровольность объединения, равноправие республик, право их свободного выхода из союза. На съезде избран ЦИК СССР (Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов). Исполнит власть до принятия Конституции должен был осуществлять Совнарком СССР.

Июль1923 - II сессия ЦИК приняла Конституцию.

Янв1924 II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Она законодат закрепила образование СССР, форма гос устройства - федерация республик с правом свободного выхода и самост решения вопросов внутр политики, юстиции, образования, здравоохр и соц обеспечения. Верховный законодат орган - Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах м/у съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. СНК СССР - исполнит власть (при СНК образованы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан). Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик.

НАЧИНАЕТСЯ НЭП

1) Март1921 - На XX съезде РКП(б) принимается резолюция о замене продразверстки продналогом (объявляется перед посевной, в 2 раза меньше продразвёрстки).

2) Разрешена частная торговля зерном. Развитие товарно-денежных отношений.

3) Денационализация мелкой и средней промышленности. На госпредприятиях введен хозрасчет (самофинансирование, самоокупаемость). Широкое использование иностр. капитала, использование старых специалистов.

4) Финансовая реформа - восстановлен единый Госбанк, появление кооперативных и частных банков, восстановлена система налогообложения, плата за коммунальные услуги, транспорт. Введен золотой червонец. Остановлена инфляция.

5) 1922 - новый КЗОТ, отмена всеобщей трудовой повинности.

1825 - ликвидирован продналог, введен денежный налог, что свидетельствует о стабилизации. Снимается запрет на аренду земли и на наем рабочей силы, крестьяне получили право выходить на хутора и отруба. Бухарин: "Обогащайтесь".

Противоречия НЭПа:

Борьба в советском руководстве между Сталиным, Троцким, Каменевым и Зиновьевым (в январе 1924 Ленин умирает).

В сфере политики в годы НЭПа либеральные перемены не произошли: унитаризм в идеологии, разгром оппозиции (в начале 1921 арестованы и преданы суду лидеры меньшевиков, осень 1922 - «философский теплоход», высылка интеллигенции). Либо либерализация политики, либо слом существующей экономики. 35% крестьян (беднейшие) выступили против НЭПа, т.к. лишались дотаций. Проблема кадров (руководители - бывшие командиры полков, зачастую без образования).

Кризисы 1923,1925 обойдены экон методами. Кризис 1927-28 вызван:

1) обострением междунар обстановки: налёты на сов представительства, разрыв дип отношений с Лондоном. Это вызвало ажиотажный спрос на товары первой необходимости, затем последовал товарный голод.

2)1927 - неурожайный год для зерновых культур, хорошо уродились технические культуры. Крестьяне придерживают зерно до весны.

1928 - проблема прод снабжения армии и городов.

апр1928 - Пленум ЦК рассматривает причины кризиса и определяет пути выхода. Две точки зрения на причины: Бухарин - недостатки хозяйственного механизма. Выход - экон меры и повышение закупочных цен; Сталин - виноваты кулаки, выход - борьба с ними. Победила ставка на силу: насильственное изъятие хлеба, статья УК о спекуляции 1928 (запрет на перевоз хлеба м/у областями). В результате сокращение посевных площадей и забой скота для выхода из категории зажиточных. В конце 1928 вводятся карточки на ряд продуктов.

Итоги НЭПа :

1) ослабление эксплуатации крестьян

2) повышается уровень жизни населения

3) улучшилась фин ситуация, исчезла инфляция

4) выход из внешнеполитич изоляции

Апогей самодержавия» при Николае I.

Николай вступил на престол (1825-1855) не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, не­навидящий революционеров. Общественный строй и правительственный аппарат России нуждался в серьезных реформах. Он решил провести реформы под своей непосредственной командой. “Собственная его величества канце­лярия” была разделена на 6 отделений: 1-е личные бумаги государя, 2-е модификация законодательства, 3-е сбор налогов, 4-е благотворительные и образовательные учреждения, 5-е управ­ление гос.крестьянами, 6-е кавказские дела. Модификация законодательства была поручена Сперанскому. В 1830г. было закончено полное собрание законов Россий­ской империи. К 33г. был составлен свод действующих законов Росс. Империи. При Н1 было завершено становление бюрократической машины. Н1 интересовал крестьянский вопрос. Он организовал негласные комитеты по крестьянскому делу, которые собирали сведения, писали докладные записки. Но Н1 не решился на ломку существующего порядка. Н1 было учреждено особое министерство гос. Имуществ (Киселев), кот. заботилось об удовлетворении нужд крестьян, проводило размежевание земель, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы, больницы. Органами м-ва в губерниях были палаты гос. имуществ, губернии подразделялись на округа. Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу Канкрина (39-43г.г.) Были изъяты старые бумажные деньги, и выпущены новые, серебро и банкноты менялись в соотношении 1 к 1. Новый университетский устав 35г. передавал рук-во делом просвещения в руки попечителей учебных округов и ограничивал университетскую автономию. В 49г. министром народного просвещения вводится строгий надзор над университетским преподаванием. В 48г. для наблюдения за печатью учреждается особый комитет, к-рый доводит дело цензуры книг до абсурдных крайностей.

Время Николая I - эпоха крайнего самоутвержде­
ния русской самодержавной власти в ту самую пору,
как во всех государствах Западной Европы монархичес­
кий абсолютизм, разбитый рядом революционных по­
трясений, переживал свои последние кризисы. Там, на
Западе, государственный строй принимал новые консти­
туционные формы, а Россия испытывает расцвет само­
державия в самых крайних проявлениях его фактичес­
кого властвования и принципиальной идеологии. Во
главе русского государства стоит цельная фигура Нико­
лая I, цельная в своем мировоззрении, в своем выдер­
жанном, последовательном поведении. Нет сложности
в этом мировоззрении, нет колебаний в этой прямоли­
нейности. Все сведено к немногим основным представ­
лениям о власти и государстве, об их назначении и за­
дачах, к представлениям, которые казались простыми
и отчетливыми, как параграфы воинского устава,
и скреплены были идеей долга, понятой, в духе воинской
дисциплины, как выполнение принятого извне обяза­
тельства.
В течение всей жизни, не только в официальных за­
явлениях начала царствования, но и позднее, даже
в личных письмах, Николай повторял, при случае, что
императорская власть свалилась на него неожиданно,
будто он не знал заранее, как порешен вопрос о престо­
лонаследии между старшими братьями. Получается впе­
чатление, что он частым повторением этой легенды, ко­
торую сам же счел нужным пустить в оборот, хоть она
и не соответствовала действительности, довел себя до
того, что почти ей поверил. Он хотел считать ее верной
по существу: она хорошо выражала его отношение
к власти как к врученному ему судьбой «залогу», кото­
рый он должен хранить, беречь, укреплять и передать
б целости сыну-преемнику. Далекий от той напряженной
261 работы мысли, которая заставляла Екатерину подыски­
вать теоретические оправдания этой власти, а брата
Александра искать ее согласования с современными по­
литическими идеями и потребностями, он держится за
нее, как за самодовлеющую ценность, которая вовсе
и не нуждается в каком-либо оправдании или поясне­
нии. Самодержавие для него - незыблемый догмат. Это
вековое наследство воспринималось им, однако, в иной,
конечно, культурно-исторической оболочке и на иной
идеологической основе, чем те, с какими оно появлялось
в стародавней Московской Руси, средневековой родине
этого политического строя. Традиции самодержавия,
в которых воспитан Николай, особенно ярко характери­
зуются двумя чертами, выработанными заново в русской
правящей среде конца XVIII в., - укреплением его ди­
настической основы и развитием его военно-армейского
типа.
Русская императорская династия сложилась только
во времена Павла I; династию эту в Германии называ­
ли Голштейн-готторпской, но она титуловала себя «до­
мом Романовых», больше по национально-политической,
чем по кровной связи со старым царствовавшим родом,
подобно австрийским Габсбургам, которые также толь­
ко по женской линии происходили от своих «предков».
Династическое право «царствующего дома», еле наме­
чавшееся при первых Романовых, не могло установить­
ся в XVIII в., когда верховная власть оказалась в пол»
ном подчинении у господствовавшего дворянского клас*
са, а престолом распоряжался его высший слой руками
гвардейских воинских частей. К концу XVIII в. опреде­
лилось и окрепло положение России в международном
обороте Европы. Внутри страны обострялись противор^
чия ее экономического быта и общественно^ строя, н^#
зревала потребность в их обновлении для бысвобожде*
ния производительных сил страны из тяжких пут «ста­
рого порядка». А жуткие потрясения пугачевщины
породили в настроениях господствующего класса тягу
к усилению центральной власти ради укрепления сло­
жившегося «порядка» и подавления грозных порывов
социальной борьбы. Обе эти тенденции, друг другу про­
тивоположные, создавали благоприятную обстановку
для самоутверждения верховной государственной власти
как вершительницы судеб страны.
На рубеже XVIII и XIX столетий эта власть органи«
262 зуется заново в административной реформе, усилившей
централизацию управления, и в «основном» законода­
тельстве, цель которого - утвердить государственно­
правовое положение монархии и династии. Такую зада­
чу разрешил Павел в узаконениях 1797 г. «Общим
актом» о престолонаследии и «учреждением» об импе­
раторской фамилии он создал новое династическое пра­
во. Притом оба эти акта объявлены «фундаментальны­
ми законами империи».
Преемник ряда случайных фигур на императорском
престоле, а сам - отец многочисленного семейства {4
сына и 5 дочерей), Павел чувствовал себя настоящим
родоначальником династии. «Умножение фамилии»,
в которой утвердится правильное наследие престола, он
ставит, с большим самодовольством, на первое место
среди «твердых оснований» каждой монархии и считает
необходимым, как «начальник фамилии», определить,
наряду с «утверждением непрерывных правил в насле­
дии престола», положение всей «фамилии» в государст­
ве и внутренний ее распорядок. В этом законодательст­
ве Павла, построенном по образцу «домашних узаконе­
ний» (Наизде8е1ге) немецких владетельных фамилий,
императорская династия впервые получила свое опреде­
ление. Весь ее состав - и мужской и женский - во всех
его линиях и разветвлениях потомства объединен воз­
можным, предположительно, правом на престол по по­
рядку, предусмотренному с крайней подробностью уже
Не «домашним», а «фундаментальным» законом импе­
рии. Вся «фамилия» резко выделена из гражданского
общества. «Императорская фамилия», «царствующий
лом» с той поры - особая организация, все члены кото­
рой занимают совершенно исключительное положение
пне общих условий и публичного и гражданского права.
Это выделение династии еще усилено дополнением, ка­
кое сделал Александр I в 1820 г., по случаю женитьбы
сто брата Константина на графине Иоанне Грудзинской
(кн. Лович): династия может пополняться только путем
браков ее членов с лицами, принадлежащими также
к какому-нибудь владетельному роду; в противном же
случае этот брак, граждански законный, является поли­
тически незаконным, т. е. не сообщает ни лицу, с кото­
рым вступил в брак член императорской фамилии, ни их
детям никаких династических прав и преимуществ.
Эти законодательные постановления отражали ряд
263 бытовых явлений. «Фамилия» жила своей особой
жизнью, в узкой и замкнутой придворной и правящей
среде, оторванная и отгороженная множеством условно­
стей от русской общественной жизни и вообще от живой
русской действительности. Особый склад получили внут­
ренний быт, воззрения и традиции этой семьи, полу­
русской не только по происхождению, но и по родствен­
ным связям. Двор родителей Николая был в бытовом
отношении под сильным немецким влиянием, благодаря
вюртембергскому родству императрицы, голштинскому
наследству и прусским симпатиям Павла.
Известно значение «прусской дружбы» во всей жиз­
ни и деятельности Александра. Родственные чувства
и отношения царской семьи охватывали, кроме русских
ее членов, многочисленную родню прусскую, вюртем­
бергскую, мекленбургскую, саксен-веймарскую, баден­
скую и т. д. и т. д., связи с которой создавали новую
опору европейскому значению русской императорской
власти и переплетались с ее международной политикой.
Фамильно-владельческие понятия немецких княжеских
домов сильно повлияли на русские династические воз-
. зрения. Николай вырос в этой атмосфере, она была ему
своя и родная. Эти связи углубились и окрепли с его
женитьбой в 1817 г. на дочери Фридриха-Вильгельма III
Шарлотте, по русскому имени Александре Федоровне.
Тесть стал ему за отца. Родного отца он, родившийся
в 1796 г., почти не знал; к брату-императору, старшему
его на 18 лет, относился с чувством скорее сыновним,
чем братским, но близок к нему никогда не был. Воспи­
тание младших Павловичей было всецело предоставле­
но матери, Марии Федоровне. Благоговейно усвоил Ни­
колай политические заветы Александра эпохи Священ­
ного союза, но без той интернационально-мистической
подкладки и тех мнимо либеральных утопий, какими
Александр их усложнял. Николай усвоил и принял толь­
ко то из этих заветов, в чем сходились Александр с
Фридрихом-Вильгельмом, которого память он чтил всю
жизнь и которого в письмах к его сыну и преемнику,
любимому брату императрицы, Фридриху-Вильгель­
му IV, называл не тестем, а отцом. Прусский патриар­
хальный монархизм в соединении с образцовой воин­
ской дисциплиной и религиозно-нравственными устоями
в идее служебного долга и преданности традиционному
строю отношений - прельщали его, как основы тех
264 «принципов авторитета», которые надо бы (так он меч­
тал) восстановить в забывающей их Европе. Их он ра­
зумеет, когда ссылается на дорогие ему заветы «отца»-
Фридриха - и брата Александра, которых он только
верный хранитель. В русскую придворную среду и вооб­
ще в петербургское «высшее» общество входит, с этих
пор, все усиливаясь, немецкий элемент. Роль Ливенов
и Адлербергов началась с того, что их родоначальницам
(в составе «русской» аристократии) поручено было пер­
воначальное воспитание младших Павловичей. Среда
остзейского дворянства - с ее аристократическими
и монархическими традициями - стала особенно близ­
кой царской семье в тревожный период колебания все­
го политического европейского мира. «Русские дворяне
служат государству, немецкие - нам», - говаривал Ни­
колай позднее, вскрывая с редкой откровенностью осо­
бый мотив своего благоволения к остзейским немцам.
Курляндец Ламсдорф, бывший директор кадетского кор­
пуса, стал воспитателем младших Павловичей, когда
они подросли; жесткая грубость приемов кадетской пе­
дагогики привила Николаю немало усвоенных им навы­
ков, для которых был, впрочем, и другой мощный пи­
томник в его военном воспитании.
Монархическая власть милитаризуется повсеместно
к началу XIX в., кроме Англии. Особенно сильно и яр­
ко - в Пруссии и в России. Прусская военщина водво­
рилась в быт русской армии при Петре III, заново -
и в самых крайних формах - при Павле. В придворной
и правительственной среде вельмож XVIII в. ^менили
люди в военных мундирах и с военной выправкой;
в дворцовом быту все глубже укоренялись формы плац-
парадного стиля; во все отношения правящей власти
проникают начала военной команды и воинской дисцип­
лины. Властная повелительность и безмолвное повино­
вение, резкие окрики и суровые выговоры, дисципли­
нарные взыскания и жестокие кары - таковы основные
приемы управления, чередуемые с системой наград за
отличия, поощряющих проявлений «высочайшего» бла­
говоления и милости. Служба и верность «своему госу­
дарю» воплощают исполнение гражданского долга и за­
меняют его при подавлении всякой самостоятельной об­
щественной деятельности: «гатчинская дисциплина»,
созданная Павлом и разработанная Аракчеевым, поро­
дила традицию далеко не в одной армейской области.
265 Школа воинской выправки многое выработала и оп­
ределила в характере и воззрениях Николая. Есть из­
вестия, что императрица-мать пыталась ограничить во­
енные увлечения сыновей. Но успеха она не имела
и иметь не могла. Слишком глубоко пустила эта воен­
щина корни. На мучительных для войск тонкостях
вахтпарада Александр отдыхал от тонкостей своей по­
литики и сложности своих безнадежных политических
опытов. Николай стал артистом воинского артикула, хо­
тя и уступал пальму первенства брату Михаилу. Вы­
школенная в сложнейших искусственных приемах, дис­
циплинированная в стройности массовых движений, ме­
ханически покорная команде, армия давала им ряд
увлекательных впечатлений картинной эффектности,
о которой Николай упоминает с подлинным восторгом
в письмах к жене. «Развлечения государя со своими
войсками, - пишет близкий ему Бенкендорф, - по соб­
ственному его сознанию - единственное и истинное для
него наслаждение». Никакие другие переживания не да­
вали ему такого полного удовлетворения, такой ясной
уверенности в своей мощи, в торжестве «порядка» над
сложными противоречиями и буйной самочинностью че­
ловеческой жизни и натуры.
«Солдатство, в котором вас укоряли, было только
данью политике», - писал Николаю декабрист из казе­
мата крепости. Слово «только» тут дань условиям, в ка­
ких письмо писано, но политика была в солдатстве Ни­
колая, как не мало было и солдатства в его политике.
Оба элемента его воззрений и деятельности переплета­
лись, срастаясь в органическое целое. Армия, мощная
и покорная сила в руках императора, - важнейшая опо­
ра силы правительства и в то же время лучшая школа
надежных исполнителей державной воли императора.
Смотры и парады, воинские празднества, которым с та­
ким увлечением отдавался Николай, не только «истин­
ное наслаждение», но и внушительная демонстрация
этой силы перед своими и чужими, а, быть может, всего
более перед самим собой.
Не только фронтовую службу изучал Николай с боль­
шим увлечением и успехом. Он получил вообще солид­
ное военное образование. Знающим и даровитым пре­
подавателям и собственному живому интересу ОН ОбЯг
зан основательным ознакомлением с военно-инженерным
искусством и с приемами стратегии. Эту последнюю он
266 изучал практически на разборе важнейших военных
кампаний, в частности войн 1814 и 1815 гг., и стратеги­
ческих задач, например таких, как план войны против
соединенных сил Пруссии и Польши или против Тур­
ции, для изгнания турок из Европы. Во время войн свое­
го царствования он лично руководил составлением пла­
нов военных действий и часто повелительно навязывал
полководцам свои директивы. А строительное дело, при­
том не только военное, осталось одним из его любимых
занятий: он не мало проводил времени за рассмотрени­
ем строительных проектов, вносил в них свои изменения,
лично их утверждал, следил за их выполнением. Зато
он скучал на занятиях юридическими и политическими
науками; преподаватели, хоть и выдающиеся по глуби­
не мысли и знаний, но плохие педагоги - Балугьянский
и Шторх, - сумели только укрепить в нем отвращение
к «отвлеченностям», что, впрочем, соответствовало его
натуре и умоначертанию. Понятие «пра|а» осталось
чуждым мировоззрению Николая; юридические нормы
для него - только законы как повеления власти, а по­
виновение им основано на благонамеренности поддан­
ных, воспитанных в благочестивом смирении перед вы­
соким авторитетом. «Лучшая теория права, - говорил
он, - добрая нравственность, и она должна быть в серд­
це не зависимой от этих отвлеченностей и иметь своим
основанием религию». Лучше, чем теория «естественно­
го права», которую ему внушал проф. Кукольник, подо­
шли Николаю реакционно-романтические веяния немец­
кой политической литературы, столь ценимые в родст­
венном ему Берлине. Отражением этих веяний была
своеобразная доктрина, какую в 1848 г, изложил
Я. И. Ростовцев в «Наставлении для образования вос­
питанников военно-учебных заведений». Тут государст­
венная власть получает значение высшего авторитета
во всех общественных отношениях: верховная власть
есть «совесть общественная», она для деятельности че­
ловека должна иметь то же значение, что его личная
совесть для его внутренних побуждений; «закон совести,
закон нравственный, обязателен человеку, как правило
для его частной воли; закон верховной власти, закон по­
ложительный, обязателен ему, как правило для его об­
щественных отношений». Воля людей, составляющих об­
щество, есть, по этой теории, элемент анархический, так
как «в общежитии неизбежна борьба различных воль»,
267 ,-| потому, «чтобы охранить общество от разрушения
и утвердить в нем порядок нравственный», необходимо
господство другой силы - верховной власти; она созда­
ет основания «общественной совести» своими узаконе­
ниями, задача которых- подавить борьбу различных
стремлений и интересов, лиц и общественных групп во
имя «порядка», квалифицируемого как «нравственный».
Твердую опору этому «закону верховной власти» долж­
но дать церковно-религиозное воспитание юношества
в «неограниченной преданности» воле отца небесного
и в «покорности земной власти, как данной свыше».
У Николаевского политического консерватизма была
своя, достаточно цельная, психологическая и педагоги­
ческая теория. В них - моральная опора всевластия
правительства как источника и общественного порядка,
и нравственности, и культуры: вне государственного по­
рядка - только хаос отдельных личностей.
Эта упрощенная и характерная для своего времени
философия жизни была и личным мировоззрением Ни­
колая. «Здесь, - говорил он, объясняя мотивы своего
преклонения перед прусской армией, - порядок, строгая
безусловная законность, никакого всезнайства и проти­
воречия, все вытекает одно из другого, никто не прика­
зывает, прежде чем сам не научится повиноваться; ни­
кто без законного основания не становится впереди дру­
гого; все подчиняется одной определенной цели, все
имеет свое назначение: потому-то мне так хорошо среди
этих людей и потому я всегда буду держать в почете
звание солдата. Я смотрю на всю человеческую жизнь
только как на службу, так как каждый служит».


МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Контрольная работа

По курсу «История»
На тему: Правление Николая I: Апогей самодержавия

Выполнил студент: 32-52
Кадыров Рустем Наилевич
Проверил: доцент кафедры ГОиС к.п.н.
Данилова Ирина Юрьевна

Альметьевск 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …...……….......3
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ……..5
1.1. Особенности внутренней политики…….………………………………....... ....5
1.2. Кодификация законов…………………………… ……………………………..7
1.3.Реакционная политика в области просвещения, эпоха цензурного террора.10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ………..…….…..16
2.1. Крестьянский вопрос………………………………………………………..… 16
2.2. Экономическая политика…………………… …………………………..…….18
2.3. Основные направления внешней политики…………………………..……...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....29

ВВЕДЕНИЕ

Годы царствования Николая I (1825-1855гг.) оцениваются историками как «апогей самодержавия». Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825г. и завершилось в феврале 1855г., в трагические дни обороны Севастополя во время Крымской войны. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие влияния западноевропейских революций и «разрушительных» идей. И все же он не мог не задумываться и над внутренними причинами вероятных в будущем революционных выступлений в России. Именно поэтому он входил во все детали следствия по делу декабристов, сам выступал в роли искусного следователя, чтобы докопаться до корней заговора. По его приказу был составлен Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, куда были включены основные положения планов и проектов декабристов, записки подследственных на его имя с критикой современного состояния страны. Этот свод постоянно находился в кабинете Николая I.
Из материалов дела декабристов перед Николаем I раскрылась широкая картина колоссальных безобразий в управлении, суде, финансах и в других сферах. Царь понимал необходимость проведения преобразований. 6 декабря 1826г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения программы преобразований в управлении и социальной сфере.
В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.
Актуальность темы «Николай I: Апогей самодержавия» состоит в том, что в нашей историографии вплоть до недавнего времени внутренняя политика Николая I рассматривалась как всецело реакционная. Не учитывалась ее сложность и противоречивость: с одной стороны, стремление Николая I предотвратить возможность революционных потрясений, подобных тем, какие происходили в 30-40-х годах XIX в. в странах Западной Европы, постоянная борьба против распространения в России «разрушительных» идей; с другой-проведение мер, направленных на решение острых социальных проблем, в первую очередь крестьянского вопроса. Николай I был убежден в необходимости отмены крепостного права, поощрении экономического и культурного развития страны. В целом все это было направлено на укрепление целостности и могущества Российской империи.
Целью данной контрольной работы является изучение особенностей правления Николая I: апогей самодержавия в России.
Задача моей работы?узнать? внутреннюю и внешнюю политику, кодификации законов, реакционную политику в области просвещения, цензуру, крестьянский вопрос Николая I.

ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ

1.1. Внутренняя политика

Николая I ранее нередко изображали как некую «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира». В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, но чуждым мистицизма и сентиментализма, присущих Александру I, не обладал и его искусством тонкой интриги и притворства, ясный и холодный ум Николая действовал прямо и открыто. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. Удивлял огромной работоспособностью. С семи часов утра весь день он трудился в своем скромном кабинете Зимнего дворца, вникая во все мелочи жизни огромной империи, требуя подробных сведений обо всем случившемся. Любил внезапно инспектировать казенные учреждения в столице и в провинции, неожиданно являлся в присутственные места, в учебное заведение, суд, таможню, сиротский дом.
Николай I стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться, все подчиняется одной определенной цели: все имеет одно назначение, - говаривал он,- потому-то мне так хорошо среди этих людей и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый должен служить». Отсюда и стремление Николая к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных.
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Последовательное проведение принципов бюрократизации, централизации и военизации рассматривалось им как эффективное средство борьбы с революционным движением и укрепления самодержавных порядков. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.
Вместе с тем Николай I ставил задачу все сферы управления подчинить своему личному контролю, сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства. Для решения того или иного важного вопроса учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства. Существенно была ограничена компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их ведению, решались в специально созданных комитетах и комиссиях.
Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся «собственной канцелярии» царя. Она возникла еще при Павле I в 1797г. При Александре I в 1812г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826г. было создано II отделение «для совершения уложения отечественных законов», получившее название «кодификационного». 3 июля 1826г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими «благотворительными» учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии 1 .

1.2. Кодификация законов

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П.В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М.А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М.М. Сперанский, определенный к нему в «помощники». Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ «смотреть» за ним, «чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году» (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).
Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649г. и до конца царствования Александра I; на втором - издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства». Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных «новшеств».
В течение 1828-1830гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) «Полного собрания законов Российской империи», куда вошли 31тыс. законодательных актов с 1649 по 1825г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.
В 1832г. издан 15-томный «Свод законов Российской империи», заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839- 1840гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов «Свода военных постановлений», «Свод законов Великого княжества Финляндского», своды законов для остзейских и западных губерний.
Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она, произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии. Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит НиколаяI генерал А.Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение «вооруженной инквизицией, полицейским масонством», поставленным «вне закона и над законом». Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.
III отдаление было не только органом осведомления и борьбы с «крамолой». В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населении.

1.3. Реакционная политика в области просвещения, эпоха цензурного террора

Николай I больше всего проявлял внимание в области просвещения и печати, ибо здесь, как он полагал, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем просвещение и печать использовались как важнейшие средства идеологического воздействия.
Рассматривая события 14 декабря 1825г. как «пагубное последствие ложной системы воспитания», Николай I при вступлении на престол отдал распоряжение министру народного просвещения А.С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. 19 августа 1827г. последовал рескрипт Шишкову о запрещении принимать в гимназии и тем более в университеты крепостных крестьян. Усилился надзор за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы. Сам Шишков считал, что «науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет», что «обучать грамоте, весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы». В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828г. Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

    для детей «низших» сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой обучения (четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий);
    для «средних сословий» (мещан и купцов) -трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история);
    для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты.
Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться». По новому положению 1835г. об учебных округах последние изымались из подчинения университетам, существенно расширялись права попечителей учебных округов.
Университетский устав 1835г. поставил задачу «сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами русского управления» и ввести в них «порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений». Университеты попали в полную зависимость от попечителей учебного округа, а в Виленском, Харьковском и Киевском учебных округах (как наиболее «беспокойных») находились в ведении генерал-губернаторов. Устав 1835г. ограничил автономию университетов, хотя университетскому совету предоставлялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, утверждение избранных лиц на соответствующие должности становилось прерогативой министра народного просвещения. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вводились должности инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции.
Вместе с тем университетский устав 1835г. имел и некоторые положительные стороны. Поднималось значение университетов и университетского образования. Восстанавливалось упраздненное в 1821г. преподавание философии. В Московском университете большое место заняли исторические дисциплины и преподавание российского законодательства, в Петербургском - преподавание восточных языков и истории стран Востока, в «Казанском университете -физико-математические дисциплины, срок обучения в университетах увеличивался с трех до четырех лет. Введена была практика двухгодичной стажировки молодых ученых из российских университетов за границей.
Еще при Александре I (в 1824г.) в обстановке усиления его реакционного политического курса был подготовлен проект нового цензурного устава, который содержал такие жесткие правила, что, изданный уже при Николае I в 1826г., он получил у современников название «чугунного». По этому уставу цензоры обязывались не пропускать в печать ни одного произведения, в котором прямо или косвенно «колебалась христианская вера», порицалась монархическая форма правления, рассуждалось о конституциях или высказывались мысли о необходимости преобразований. На цензуру возлагалась обязанность следить не только за политическим направлением печати, но даже и за литературными вкусами, «ибо разврат нравов приуготовляется развратом вкусов». Однако введенные в 1828г. новые цензурные правила несколько смягчили требования цензурного устава 1826г. Тем не менее, борьба с передовой журналистикой рассматривалась Николаем I как одна из первоочередных задач.
Один за другим сыпались запреты на издание журналов. В 1831г. было прекращено издание «Литературной газеты» А.А. Дельвига (друга А.С. Пушкина), в 1832г. - журнала «Европеец» П.В. Киреевского; в 1834г. был запрещен «Московский телеграф» Н.А. Полевого в связи с публикацией отрицательной рецензии на ура-патриотическую драму Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла»; а в 1836г. -«Телескоп» Н.И. Надеждина за публикацию «Философического письма» П.Я. Чаадаева. Николай I усмотрел в статьях и рецензиях, помещенных в этих журналах, пропаганду «крамольных» идей и нападки на произведения, проповедовавшие «официальную народность». В связи с этим в 1837г. устанавливается проверка произведений, уже прошедших цензуру. В случае «недосмотра» цензора сажали на гауптвахту, отрешали от должности, могли отправить в ссылку. Поэтому цензоры старались превзойти друг друга в служебном рвении, придираясь не только к словам, но и к тому, что подразумевалось между строк.
В 1832г. издается закон, ограничивающий проникновение в среду дворянства нарождающейся буржуазии. Для нее создавалась новая привилегированная сословная категория «почетных граждан». Стремлением уменьшить число лиц, получавших статус дворянина через выслугу согласно петровской Табели о рангах, был указ 1845г. о порядке приобретения дворянского звания. Если ранее личное дворянство давалось дослужившимся до 12-го ранга, а потомственного -до 8-го, то теперь соответственно дослужившимся до 9-го и 5-го. Чтобы приостановить дробление дворянских имений, в том же году издается указ о майоратах, по которому дозволялось учреждать (с согласия помещика) в имениях, насчитывавших свыше, 1000, душ, крестьян, майораты, т. е. владения, которые, целиком, передавались, старшему сыну в семье и не дробились между другими наследниками. По существу, указ не получил практического применения: к моменту отмены крепостного права было создано всего 17 майоратов.
Также революционные потрясения в Западной Европе в 1848-1849гг. произвели глубокое впечатление на Николая I. И в самой России прокатилась волна народных бунтов, вызванная эпидемией холеры, неурожаем и голодом, охватившими многие губернии. В Прибалтике, Литве и на Украине распространялись прокламации, призывавшие к свержению царизма. В Петербурге в 1849г. была пресечена деятельность кружка петрашевцев. Правительство усматривало, во всем этом влияние западноевропейских революционных событий и стремилось предотвратить возможность революционных потрясений в России суровыми репрессиями.
1848-1855гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I «мрачным семилетием». Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848г. был учрежден «временный» секретный комитет под председательством А.С. Меншикова. Через месяц его заменили «постоянным» под председательством Д.П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: «Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными».
Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его «продолжать дело столь же успешно».
Наступила эпоха «цензурного террора», когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина «Северная пчела». Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть «Запуганное дело». И.С. Тургенева за похвальный некролог о Н.В. Гоголе в 1852г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М.П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.
Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных «неблагонадежными», без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников. 2
Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более «благонадежными»; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С.С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П.А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали «не на умствованиях, а на религиозных истинах». Знаменитый историк С.М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: «Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение».

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Крестьянский вопрос

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIXв. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. «Крепостное право -пороховой погреб под государством», - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А.Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: «Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа». Сам Николай I признавал, что «крепостное право - зло», и заявлял, что он «намерен вести процесс против рабства». Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще «большим злом». Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих «ста тысячах полицмейстерах», охраняющих «порядок» в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере «справа» - со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.
Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось, открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств», а также «удовлетворять казенные и частные долги», расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.
2 апреля 1842г. бел издан указ об «обязанных крестьянах» ; призванный «исправить вредное начало» указа 1803г. о « свободных хлебопашцах» - отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил «навсегда неприкосновенной в руках дворянства», как гарантию «будущего спокойствия. Указ гласил: «Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может». Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название «обязанный крестьянин») выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях «обязанных крестьян» водилось «сельское самоуправление», однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842-1858гг. на положение «обязанных» было переведено всего лишь 27 173 души мужского пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.
Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки «инвентарей», т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилась.
В 1837-1841гг. была проведена реформа в государственной деревне П.Д. Киселевым. Это видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».
Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление; учрежденного в 1837г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправл
и т.д.................