Н и тургенев декабрист. Николай иванович тургенев. Амнистия. Публикации о крестьянском вопросе

Декабрист; сын масона И. П. Т., род. в 1789 г. в Симбирске; получил образование в Московском университетском благородном пансионе и Московском университете, а довершил его в Геттингене, где занимался историей, юридическими науками, политической экономией и финансовым правом.

В 1812 г. возвратился на родину, но в следующем году был назначен к знаменитому прусскому реформатору бар. Штейну, который в это время был уполномоченным от императоров русского и австрийского и прусского короля для организации Германии.

Т. возвратился в Россию только через три года. Постоянные сношения с Штейном должны были немало содействовать расширению кругозора Т., и он сохранил о нем самое благодарное воспоминание; в свою очередь и Штейн говорил о Т., что его имя "равносильно с именами честности и чести". Пребывание в Германии и беседы с Штейном должны были способствовать развитию его взглядов и на крестьянский вопрос.

В конце 1818 г. Т. издал свою книгу: "Опыт теории налогов", в которой местами затрагивает крепостное право в России.

Однако наряду с общими здравыми взглядами на крепостное право Т. делает одно весьма неудачное практическое предложение.

Лучшим средством для уменьшения количества ассигнаций он считает "продажу государственных имуществ вместе с крестьянами". Он предлагает при этом определить законом права и обязанности как этих крестьян, так и их новых помещиков и таким образом подать "прекрасный и благодетельный пример всем помещикам вообще". Что касается общих финансовых взглядов Т., высказанных в "Теории налогов", то он советует стремиться к полной свободе торговли энергично восстает против высоких таможенных пошлин, утверждает, что правительство должно стараться, насколько возможно, уменьшать тяжесть налогов на "простой народ", высказывается против освобождения от налогов дворянства и в подтверждение своей мысли ссылается на обложение земель этого сословия в Пруссии.

Налог должен быть взимаем с чистого дохода, а не с рабочей платы. Подушные подати - "следы необразованности предшествовавших времен". Желательно освобождение первых потребностей от обложения налогами.

Неисправные плательщики не должны быть подвергаемы телесным наказаниям, так как налоги следует брать "не с лица подданного, а с его имения"; следует избегать при этом и лишения свободы, как совершенно нецелесообразного средства.

При введении перемен, касающихся благосостояния всего государства, следует, по мнению Т., более сообразоваться с выгодами помещиков и земледельцев, чем купцов.

Зажиточность народа, а не существование множества фабрик и мануфактур составляет главный признак народного благосостояния.

Успешность взимания налогов, кроме народного богатства, зависит и от образа правления государства и "духа народного": "готовность уплачивать налоги всего более видна в республиках, отвращение к налогам - в государствах деспотических". Т. оканчивает свою книгу следующими словами: "усовершенствование системы кредита пойдет наряду с усовершенствованием политического законодательства, в особенности с усовершенствованием представительства народа". Книга Т. имела успех, совершенно небывалый в России для таких серьезных сочинений: она вышла в свет в ноябре 1818 г., а к концу года была почти вся распродана, в мае же следующего появилось уже второе ее издание.

После 1825 г. она подверглась гонению: ее разыскивали и отбирали все найденные экземпляры.

Летом 1818 г. Т. отправился в симбирскую деревню, которая принадлежала ему вместе с двумя братьями, и заменил там барщину оброком; при этом крестьяне обязались уплачивать две трети прежнего дохода.

Несколько позднее он вошел с крестьянами в соглашение, которое впоследствии уподоблял договорам, заключаемым на основании указа 2 апр. 1842 г. при отпуске крестьян в обязанные (см.). - В 1819 г. спб. генерал-губернатор Милорадович пожелал иметь записку о крепостном праве, чтобы представить ее государю, и Т. составил ее. В ней он указывает на то, что правительство должно взять на себя инициативу относительно ограничения крепостного права и устранить обременение крестьян чрезмерной барщиной, продажу людей поодиночке и жестокое с ними обращение; им следует предоставить также право жаловаться на помещиков.

Кроме указанных мер, Т. предложил сделать некоторые изменения в законе 1803 г. о "свободных хлебопашцах" и, между прочим, разрешить помещикам удерживать за собой право собственности на землю при заключении с крестьянами добровольных условий, т. е. освобождать целые вотчины без земли, а крестьянам предоставить право перехода.

Это была совершенно неудачная мысль, так как осуществление ее подорвало бы полезное влияние закона 1803 г., главное значение которого состояло в том, что он препятствовал обезземелению целых вотчин при их освобождении.

По прочтении записки Т. государь выразил ей свое одобрение и сказал Милорадовичу, что, выбрав из собранных им проектов все самое лучшее, он наконец "сделает что-нибудь" для крепостных крестьян.

Однако только в 1833 г. запрещено было продавать людей отдельно от их семейств, а в 1841 г. - покупать крепостных без земли всем не имеющим населенных имений.

Размер и виды наказаний, которым помещик мог подвергать своих крестьян, были впервые определены в 1846 г. Для осуществления своей любимой мысли об уничтожении крепостного права Т. считал крайне важным содействие поэтов и писателей вообще, и многим из них доказывал, как необходимо писать на эту тему. В 1819 г. Т. сделался членом тайного общества, известного под названием "Союза Благоденствия" (см.). В начале 1820 г. по предложению Пестеля в Петербурге было собрание коренной думы "Союза Благоденствия", где шли горячие прения о том, что следует предпочесть: республику или монархию.

Когда очередь дошла до Т., он сказал: "un president sans phrases", и при голосовании все единогласно высказались за республику.

Однако позднее в проектах петербургских членов тайного общества преобладало стремление к ограниченной монархии.

Некоторые члены "Союза Благоденствия", находя его деятельность недостаточно энергичной, пришли к мысли о необходимости закрыть или преобразовать его. В январе 1821 г. в Москве с этой целью собралось около 20 членов общества; в том числе Т., Якушкин, фон-Визины и другие.

Решено было изменить не только устав общества, но и состав его (так как получены были сведения, что правительству известно его существование), объявив повсеместно, что "Союз Благоденствия" прекращает навсегда свое существование; таким образом ненадежных членов удаляли из общества.

Якушкин в своих записках утверждает, что при этом был составлен новый устав, который разделялся на две части: в первой - для вновь вступающих предлагались те же филантропические цели, как в прежнем уставе; вторую же часть, по свидетельству Якушкина, будто бы написал Т. для членов высшего разряда; здесь уже было прямо сказано, что цель общества состоит в том, чтобы ограничить самодержавие в России, для чего признавалось необходимым действовать на войска и приготовить их на всякий случай.

На первый раз положено было учредить четыре главных думы: одну в Петербурге, другую в Москве, третью должен был образовать в Смоленской губ. Якушкин, четвертую брался привести в порядок в Тульчине Бурцев.

На более многолюдном собрании членов общества Т., как президент собрания, объявил, что "Союз Благоденствия" более не существует, и изложил причины его уничтожения.

Фон-Визин в своих записках говорит, что "упразднение было мнимое" и союз "остался тем же, чем был, но членам его было предписано поступать осторожнее". Т. в письме к редактору "Колокола" (1863) по поводу записок Якушкина, напечатанных в предшествующем году, решительно отрицает составление им второй части устава общества и говорит, что он составил лишь записку об образовании в Москве, Петербурге и Смоленске комитетов из бывших членов общества для распространения идеи об освобождении крестьян; но нужно заметить, что он слишком суживал и ослаблял впоследствии свое участие в тайном обществе, между тем как Якушкин называет его одним из "самых значительных и деятельных" его членов.

Возвратившись в Петербург, Т. объявил, что члены, бывшие на съезде в Москве, нашли необходимым прекратить деятельность "Союза Благоденствия". Якушкин утверждает, что в новом обществе, созданном главным образом энергией Никиты Муравьева (как видно из других источников, лишь в 1822 г.), Т. присутствовал "на многих совещаниях". Напротив, сам Т. совершенно отрицает свое участие в тайном обществе после закрытия "Союза Благоденствия". Однако историк царствования Александра I, Богданович, на основании неизданных показаний некоторых декабристов утверждает, что Т. вместе с Н. Муравьевым и кн. Оболенским был выбран в 1822 г. членом думы "Северного Общества". В следующем году он снова избран был единогласно, но отказался от избрания вследствие расстройства здоровья.

На совещании у Митькова (которого, как видно из писем Н. Т. к братьям, он принял в общество, хотя впоследствии утверждал, что никого в общество не принимал) Т. читал проект о составе и устройстве общества, разделяя его членов на соединенных (младших) и убежденных (старших).

Только с отъездом за границу Т. совершенно прекратил сношения с тайным обществом.

Свидетельство Якушкина и рассказ Богдановича в самом главном (т. е. относительно участия Т. в тайном обществе и после съезда в Москве) подтверждаются и показаниями С. Г. Волконского в его только что напечатанных воспоминаниях (СПб., 1901 г.). "В ежегодные мои поездки в Петербург (уже после съезда в Москве), - говорит Волконский, - я не только имел с Т. свидания и разговоры, но было постановлено Южной думой давать ему полный отчет о наших действиях, и он Южной думой почитался, как усерднейший деятель. - Я помню, что во время одного из этих свиданий, при рассказе о действиях Южной думы, он спросил меня: "А что, князь, приготовили ли вы вашу бригаду к восстанию при начале нашего общего дела?... В предварительных уставах разные части управления были розданы для обработки разным лицам; судопроизводственные и финансовые части были поручены Т... Труды Т. не попались в руки правительству, но... все, что печатно высказано им о финансах и судопроизводстве для России во время его... пребывания в чужих краях, есть свод того, что им приготовлено было для применения при перевороте". Разногласие между тем, как было дело в действительности, и тем, что писал Т. в своей книге "La Russie et les Russes" (1847), мы можем объяснить себе лишь желанием представить вообще в смягченном виде деятельность тайных обществ, члены которых томились еще в то время в Сибири.

На "оправдательную записку", помещенную им в первом томе этого труда, следует смотреть не как на исторический источник, а как на речь адвоката, который опровергает обвинения, заключающиеся в "Донесении следственной комиссии". Даже в 1860-х гг. Т., быть может, полагал, что не настало еще время с полной откровенностью говорить о тайном обществе.

В одной своей брошюре 1867 г. он говорит: "Я всегда очень хладнокровно смотрел на неожиданный перелом, последовавший тогда в моей жизни; но в то время, когда я писал ("La Russie et les Russes"), люди, которых я почитал лучшими, благороднейшими людьми на свете и в невинности коих я был убежден, как в моей собственной, томились в Сибири.

Вот что меня мучило... Иные из них ничего не знали о бунте... За что их осудили? За слова и за слова... Допустив даже, что эти слова были приняты за умысел, осуждение остается неправильным, противозаконным... К тому же слова, на коих основывается осуждение, были произносимы в течение нескольких лет только весьма немногими и всегда притом опровергаемы другими" ("Ответы I на IX главу книги "Граф Блудов и его время" Ег. Ковалевского. II на статью "Русского инвалида" о сей книге". П., 1867, стр. 24-25). В вышеупомянутом письме 1863 г. Т. говорит: "Какая участь постигла Пестеля, которого следствие и суд признали наиболее виновным? Положим, что все приписываемые ему показания справедливы.

Но что он совершил, что сделал? Ровно ничего! Что сделали все те, кои жили в Москве и в различных местах империи, не зная, что делается в Петербурге? Ничего! Между тем казнь, ссылка и их не миновали.

Итак, эти люди пострадали за свои мнения или за слова, за которые никто и ответственности подлежать не может, когда слова не были произнесены во всеуслышание". Мы видим, следовательно, что Т. продолжал участвовать в тайном обществе и после 1821 г., и полагаем, что в значительной степени его участию в совещаниях членов общества следует приписать обдуманность того плана государственных преобразований, который был найден в бумагах кн. Трубецкого и который был весьма сходен с проектом Никиты Муравьева.

В состав его входили: свобода печати, свобода богослужения, уничтожение владения крепостными людьми, равенство всех граждан перед законом, и потому отмена военных судов и всяких судных комиссий; предоставление права каждому из граждан избирать род занятий и занимать всякие должности; сложение подушных податей и недоимок; уничтожение рекрутской повинности и военных поселений; сокращение срока службы для нижних чинов и уравнение воинской повинности между всеми сословиями (конскрипция); учреждение волостных, уездных, губернских и областных управлений и назначение в них членов по выбору взамен всех чиновников; гласность суда; введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Большинство этих основных начал мы находим во всех позднейших трудах Т. В планы членов Северного общества входило также распущение постоянной армии и образование внутренней народной стражи.

Мы знаем, что в том же проекте, найденном в бумагах кн. Трубецкого, трактовалось, между прочим, о народном вече, о палате представителей, о верховной думе, о власти императора, но подробности пока неизвестны (Богданович, "Ист. цар. имп. Александра I", т. VI, прилож., стр. 56-57). Со времени возвращения в Россию в 1816 г. Т. служил в комиссии составления законов, одно время в министерстве финансов и, главным образом, в канцелярии Государственного Совета, где был помощником статс-секретаря; его служебная деятельность была особенно полезна во всем том, что касалось крестьянского дела. В следующем году здоровье Т. потребовало продолжительного заграничного отпуска.

Летом 1825 г. он получил за границей письмо от министра финансов Канкрина, который по высочайшему повелению предлагал ему в своем министерстве место директора департамента мануфактур; это доказывает, что имп. Александр продолжал относиться к нему благосклонно.

Однажды государь сказал: "Если бы верить всему, что о нем говорили и повторяли, было бы за что его уничтожить.

Я знаю его крайние мнения, но я знаю также, что он честный человек, и этого для меня достаточно". Т. отклонил предложение Канкрина, так как он не сочувствовал его намерениям во что бы то ни стало покровительствовать промышленности.

Этот отказ спас его. В январе 1826 г. Т. отправился в Англию и там узнал, что он привлечен к делу декабристов.

Он поспешил послать в Петербург по почте объяснительную записку относительно своего участия в тайных обществах.

В ней он утверждал, что был членом только "Союза Благоденствия", который уже давно закрыт, объяснял характер этого общества и настаивал на том, что, не принадлежа ни к какому другому секретному союзу, не имея никаких сношений, ни письменных, ни личных, с участниками позднейших тайных обществ и будучи совершенно чуждым событиям 14 декабря, он не может отвечать за то, что произошло без его ведома и в его отсутствие.

Вскоре после того к Т. явился секретарь русского посольства в Лондоне и передал ему приглашение от гр. Нессельроде (по повелению имп. Николая) предстать пред верховным судом, с предупреждением, что если он откажется явиться, то будет судим как государственный преступник.

Т. отвечал, что недавно посланная им объяснительная записка относительно его участия в тайных обществах делает его присутствие в Петербурге совершенно излишним; к тому же и состояние его здоровья не позволяет ему предпринять такое путешествие.

Тогда Горчаков показал депешу гр. Нессельроде русскому поверенному в делах о том, чтобы он в случае отказа Т. явиться поставил на вид английскому министерству, "какого рода людям оно дает убежище". Оказалось, что у английского министра Каннинга требовали выдачи Тургенева, но без успеха.

Позднее Тургенев узнал, что русским посланникам на всем Европейском континенте было предписано арестовать его, где бы он ни оказался; думали даже схватить его в Англии при помощи секретных агентов.

Верховный уголовный суд нашел, что "действ. стат. сов. Т., по показаниям 24 соучастников, был деятельным членом тайного общества, участвовал в учреждении, восстановлении, совещаниях и распространении оного привлечением других, равно участвовал в умысле ввести республиканское правление и, удалясь за границу, он, по призыву правительства, к оправданию не явился, чем и подтвердил сделанные на него показания". Суд приговорил Т. к смертной казни, а государь повелел, лишив его чинов и дворянства, сослать вечно в каторжную работу.

Т. очень бодро перенес нанесенный ему удар и лишь под влиянием советов брата Александра послал в апреле 1827 г. краткое письмо к имп. Николаю, в котором признавал себя виновным только в неявке и объяснял, что против него существовало предубеждение и потому он не мог думать, что его будут судить беспристрастно, тем более, что само правительство еще прежде решения суда признало его преступником.

Кроме того, Жуковский, приятель братьев Тургеневых, в том же году представил государю подробную оправдательную записку Т. и свою записку о нем, которую заканчивал просьбой, если нельзя уничтожить приговор ("по крайней мере теперь"), то повелеть нашим миссиям не тревожить Т. нигде в Европе.

Однако ходатайство Жуковского не увенчалось успехом, и еще в 1830 г. Т. не имел права пребывания на континенте; но в 1833 г. он уже жил в Париже.

В первые двадцать лет заграничной жизни Т. горячо преданный ему его брат Александр всеми средствами домогался его оправдания.

В 1837 г., чтобы устроить материальное положение брата Николая и его семьи, Александр Т. продал родовое симбирское имение, получив за него весьма значительную сумму; точный размер ее неизвестен, но в 1835 г. оно было запродано другому лицу за 412000 руб. ассигн.

Имение перешло в руки двоюродного брата, который дал честное слово "любить и жаловать крестьян"; но тем не менее это была все-таки продажа крестьян, против которой в эпоху Александра I оба брата всегда возмущались.

В объяснение (но не в оправдание) этого факта следует, впрочем, упомянуть, что по смерти Александра Т. брат его, как государственный преступник, не мог бы унаследовать имения и остался бы с семьей без всяких средств.

Еще в 1842 г. Т. окончил большую часть труда, состоявшего из его личных воспоминаний, подробного объяснения относительно участия в тайном обществе и описания социального и политического устройства Россия; но он не издавал этой книги до смерти брата Александра, чтобы не повредить ему. Особенно настаивал на этом Жуковский, вообще не советовавший печатать записки Т. за границей, а предлагавший послать их имп. Николаю, "примирившись с ним мысленно", чтобы довести известные истины и факты "до души императора". Смерть брата (1845) развязала руки Т., и, прибавив к своей рукописи отдел под названием "Pia Desideria", заключавший планы желательных преобразований, он напечатал свой труд в 1847 г. под заглавием "La Russie et les Russes", в трех томах. Самые важные отделы этого сочинения посвящены двум главным вопросам, наиболее интересовавшим Т.: уничтожению крепостного права и преобразованию государственного строя России.

Этот труд Т. был единственным сочинением в эпоху имп. Николая, в котором русский политический либерализм получил довольно полное выражение.

В третьей части этой книги автор представляет обширный план реформ, которые разделяет на две категории: 1) такие, которые возможны при существовании самодержавия, и 2) входящие в состав необходимых, по его мнению, политических реформ.

К числу первых он относит освобождение крестьян, которое ставит на первом месте; затем следуют: устройство судебной части со введением суда присяжных и уничтожением телесных наказаний; устройство административной части на основе выборного начала, с установлением местного самоуправления, расширение свободы печати и проч. Ко второй категории, т. е. к числу принципов, которые должны быть освящены основным русским законом (Т. называет его "Русской Правдой", подобно тому как и Пестель озаглавил свой проект государственных преобразований), автор относит равенство перед законом, свободу слова и печати, свободу совести, представительную форму правления (при чем он отдает предпочтение установлению одной камеры и считает совершенно не соответствующим условиям нашего быта стремление водворить у нас аристократию); сюда он причисляет также ответственность министров и независимость судебной власти.

Выборы в "народную думу" Т. предполагал устроить таким образом: он считал достаточным, чтобы при 50-миллионном населении России был миллион избирателей с распределением их между 200 избирательными коллегиями.

Избирателями могут быть ученые и все занимающиеся общественным воспитанием и обучением, чиновники, начиная с известного разряда, все занимающие должности по выбору, офицеры, художники, имеющие мастерские и учеников, купцы, фабриканты, наконец, ремесленники, имевшие мастерскую в течение нескольких лет. Что касается права быть избирателем на основании владения поземельной собственностью, то автор предполагает установить известный размер ее, неодинаковый в различных местностях России.

Дома известной ценности также должны давать право быть избирателями.

Об участии крестьянских общин в избрании депутатов в народную думу автор не упоминает, но оговаривается, что лица духовные не должны быть лишены права участия в выборах.

При оценке плана Т. нужно не забывать, что и во Франции во время издания его труда было весьма ограниченное число избирателей.

Тургенев уделяет много места описанию положения крестьян вообще и решению вопроса об уничтожении крепостного права. Еще до отъезда из России ему приходило в голову, что для выкупа крепостных правительство могло бы сделать заем за границей.

Другое предположение состояло в том, чтобы выпустить выкупные свидетельства, представляющие ценность земель и приносящие 5%: деньги, ими замененные, могли быть выданы в заем пожелавшим выкупиться крестьянам, которые вносили бы по 6 и более рублей на сто на уплату процентов и на погашение долга. Однако, не довольствуясь постепенным выкупом на свободу, Т. советует прямо приступить к окончательному освобождению крестьян, которое может быть или только личное, или с предоставлением в собственность или владение известного участка земли. При личном освобождении придется только восстановить свободу перехода крестьян в известное время года, при чем необходимо будет заменить подушную подать поземельным налогом.

Личное освобождение он считает наиболее возможным и осуществимым.

В третьем томе Т. несколько решительнее высказывается за освобождение с землей, при чем, однако, в виде наибольшего размера надела предлагает 1 десятину на душу или 3 десятины на тягло. Предлагая весьма ничтожный maximum надела, автор, по крайней мере, не находит нужным давать за него помещикам какое-либо вознаграждение, точно так же, как и за личное их освобождение.

Таким образом, земельный надел, предложенный Т., сходен с тем даровым наделением в размере 1/4 высшего надела, которое (по настоянию кн. Гагарина) проникло в положение 19 февраля и так неблагоприятно отразилось на экономическом положении принявших его крестьян.

Т. отчасти потому недостаточно энергично защищал необходимость наделения крестьян землей, что он не понимал еще в то время всей пользы общинного землевладения, при существовании которого ему казалось менее значительным различие между освобождением с землей и без земли. Отрицательное отношение Т. к общине находилось в связи с таким же отношением к социалистическим теориям.

Он считал утопией еще социалистические мечты Пестеля.

В своей главной книге он обозвал тех, которые стремятся к "организации труда", "католиками промышленности", потому что они, по его мнению, желают приложить к промышленности католические принципы "власти и единообразия". В одной своей политической брошюре (1848) он говорит: "социалистические и коммунистические учения хотели бы возвратить народы к варварству". А между тем, у него было все-таки некоторое понимание положительного значения социализма.

Так, когда в 1843 г. князь Вяземский очень цинично отозвался о "социальных гуманных идеях", Т. в письме к брату, высказав Вяземскому резкое порицание, писал: "Я нахожу в этих еще грубых и необтесанных идеях первые порывы совести человеческой к дальнейшему усовершенствованию состояния человека и обществ человеческих.

Ко всем политическим предметам примешиваются теперь вопросы социальные", которые "еще в младенчестве, но пренебрегать ими нельзя... Источник всех сих, еще не созревших теорий, всех сих заблуждений, свят: это есть желание добра человечеству". С восшествием на престол имп. Александра II Т. были возвращены его чин и дворянство.

После того он три раза посетил Россию - в 1857, 1859 и 1864 гг. В царствование Александра II Т. принял деятельное участие в обсуждении вопроса об уничтожении крепостного права, напечатав несколько брошюр и статей по этому предмету на русском и французском языках (некоторые без имени автора).

В 1858 г. он издал брошюру под названием "Пора", в которой доказывал неудобство переходных, подготовительных мер и необходимость и выгодность мер быстрых и решительных, невозможность выкупа ни правительством, ни самими крестьянами и повторял свое предложение об уступке им небольших наделов.

В брошюре "О силе и действии рескриптов 20 ноября 1857 г." Т. советовал содействовать заключению добровольных сделок.

В "Колоколе" (1858) он доказывал несправедливость выкупа как личности крестьянина, так и земли, и опасность выпуска слишком большого количества облигаций для удовлетворения помещиков, так как ценность их может быстро упасть.

В изданной в следующем году книжке "Вопрос освобождения и вопрос управления крестьян" автор предлагал установить годовой срок для добровольных сделок между помещиками и крестьянами, а затем объявить обязательное освобождение их на следующих условиях: крестьянам в течение года отводится 1/3 всех земель, за исключением всех лесов, но она не должна превосходить 3 дес. на тягло, или l 1/5 дес. на душу, со включением в это число усадебной земли, при чем 1/3 долгов, лежащих на отведенных землях, должна быть принята на счет казны, а владельцам незаложенных имений соответственная сумма выплачивается деньгами.

В этой книжке Т. впервые предлагает сохранить при освобождении крестьян общинное землевладение и дать ему большее развитие, так как, несмотря на некоторые вредные его стороны, оно сыграло важную роль в истории наших крестьян и к тому же сильно облегчает и ускоряет их освобождение.

По истечении двух лет крепостное право должно быть уничтожено.

В статье, помещ. в "Колоколе" 1859 г., Т. доказывает, что не крестьянам следует выкупаться на свободу, а помещикам нужно искупить несправедливость крепостного права. Упразднить его должна самодержавная власть, участие же самих помещиков в деле реформы мало желательно, как показал опыт прибалтийских губерний.

Приняв во внимание оценку имений при закладе их в кредитных учреждениях, Т. предлагает установить повсеместно размер вознаграждения в 26 руб. за десятину.

В 1860 г. Т. издал на французском языке "Последнее слово об освобождении крепостных крестьян в России", где, сравнивая свои мнения с проектом редакционных комиссий, находит свою систему малых, но даровых наделов более удобной, чем наделение на душу (как предлагали редакционные комиссии) 2-5 дес., но с выкупом их самими крестьянами.

Он признает, что при осуществлении его предложения многие крестьяне обратятся в батраков, но, по его мнению, пролетариат должен все равно возникнуть в России, так как общинное землевладение непременно исчезнет после уничтожения крепостного права. Неудобство больших выкупаемых наделов состоит и в том, что если гарантировать взносы выкупных платежей круговой порукой, то крестьянин останется в сущности прикрепленным к земле, так как община не выпустит своего члена, пока он не уплатит своей части выкупа.

Система малых наделов удобна еще тем, что освобождение крестьян могло быть произведено чрезвычайно быстро.

Доказывая, что крестьяне имеют право бесплатно получить малый земельный надел, Т. ссылается на пример Пруссии, а также и на то, что наши помещики имеют известные обязательства относительно крестьян - прокормление их во время неурожаев и ответственность за уплату ими податей; так что, как доказала периодическая печать, крестьяне являются, в сущности, совладельцами земли. Т. представился случай применить свои взгляды.

Он получил в наследство небольшое имение (в Каширском у. Тульской губ.), в котором крестьяне (181 душа муж. п.) находились частью на барщине, частью на оброке.

Барщинные пожелали перейти на оброк, который и был установлен (1859) в размере 20 рублей с тягла. Т. предложил, и они согласились платить столько же, но на других основаниях: l/3 земель, со включением усадеб, отводится крестьянам, а остальные 2/3, за исключением усадьбы помещика и леса, отдаются им в аренду по 4 руб. за десятину.

Т. признает, что арендная плата несколько высока, так как в окрестных местностях земля отдавалась не более как по 3 руб. за десятину, но, принимая во внимание дарственный надел, равный 1/3 земель, он считал эту плату справедливой.

Нужно заметить, что крестьяне получили в дар менее 3 дес. на семейство, т. е. менее того maximum""a надела, который предлагал в своих сочинениях сам Т. Впрочем, в договоре с крестьянами было сказано, что если условия освобождения, установленные правительством, будут для них выгоднее, то они могут принять их вместо назначенных в договоре; да к тому же Т. устроил в этом имении школу, больницу и богадельню, а также обеспечил безбедное существование церковного причта.

В брошюре "О новом устройстве крестьян" (1861), вышедшей уже после обнародования Положения 19 февраля, Т. еще продолжает защищать свою систему малых наделов, но уже допускает (хотя прежде считал это нежелательным), чтобы крестьянин сверх полученного в собственность надела имел право на постоянное пользование за известные повинности или даже на выкуп надела дополнительного до размера, установляемого новым Положением.

Т. поражен, что составители этого Положения допустили сохранение телесных наказаний; против них он постоянно ратовал, между прочим и в изданной незадолго перед тем брошюре "О суде присяжных и о судах полицейских в России" (1860). Дожив до осуществления самой заветной своей мечты, Т. не переставал работать, продолжая указывать на необходимость дальнейших преобразований.

Так, в его книге "Взгляд на дела России" (1862) следует отметить предложение о введении местного самоуправления.

По его мнению, "уездный совет" должен был состоять по крайней мере из 25 человек от "землевладельческих сословий", т. е. дворян, крестьян и др.; собрания этого совета должны быть временные, периодические, раза два в год, а для постоянной работы он избирает нескольких членов, напр. трех. В подобный же губернский совет автор допускает и небольшое число представителей от купцов и мещан. Этим местным выборным учреждениям должны быть предоставлены раскладка земских повинностей, заведование путями сообщений, устройство школ и вообще забота о местных нуждах, связанных с благосостоянием народных масс. Указав на необходимость и других реформ, Т. предлагает поручить подготовку их комиссиям, составленным по примеру редакционных комиссий, выработавших проект крестьянской реформы, т. е. из лиц и не состоящих на государственной службе.

В книге "Чего желать для России" Т. честно признает, что жизнь во многих отношениях опередила его проекты.

Так, относительно крестьянской реформы он говорит, что если бы ограничились малыми земельными наделами, то это не соответствовало бы желаниям крестьян. "Находя, что достаточное количество земли не только обеспечивает крестьянина в его быту, но дает ему какое-то чувство - может быть, только призрак - самостоятельности, близкой к независимости, мы убеждаемся, что метод освобождения с большими наделами землей был лучшим и для крестьян, и для государства, несмотря на тяжести, кои он возложил на... класс земледельческий, несмотря на продолжительность времени, в которое крестьяне будут нести тяжкое бремя. По всему, что мы видим, можно заключить, что крестьяне прежде и более всего желали и желают иметь землю, сохранить за собою вообще те наделы, коими они пользовались; очевидно также, что для сего они готовы платить выкупной оброк", хотя бы он "был тяжел для них". Этого достаточно, чтобы "предпочесть метод освобождения с землей, принятый Положением 19 февраля, тому, который мы предлагали". Но вместе с тем автор скорбит, что "совершение святого дела освобождения не обошлось без крови, без жертв. Для водворения свободы прибегали иногда к тем же средствам, какие употреблялись для введения военных поселений; против недоумевающих, шумящих мужиков были иногда принимаемы такие меры, кои могут быть только извинительны против заявленных врагов и мятежников". Относительно закона о земстве Т. делает некоторые замечания, но все-таки он находит, что наше земское самоуправление отличается настоящим, истинным характером этого рода учреждений.

Что касается судоустройства и судопроизводства, то основные начала гласности, суда присяжных, полного преобразования следственного порядка в делах уголовных нашли, по мнению Т., "великолепное приложение и развитие в новом устройстве судов и судопроизводства", но он уже замечает отдельные печальные явления и в мире судебном, а также скорбит о возможности в России "подсудности частных лиц, не в осадном положении живущих, суду военному, осуждающему на расстреляние". Довершить дело реформ, по мнению Т., можно было только одним способом: созванием земского собора с предоставлением ему всех прав, обыкновенно принадлежащих законодательным собраниям, и, между прочим, права инициативы.

Автор полагает, что долго, очень долго земский собор будет только совещательным собранием, но очень важно уже то, что созвание его обеспечит полную гласность. "Со всех концов России" соберутся "400 или 500 человек, избранных всем народом, всеми сословиями, в соразмерности значения их не только интеллектуального или нравственного", но и численного.

Таким образом, относительно распространении избирательных прав новейший план Т. шире и демократичнее его предложений в книге "La Russie et les Russes". Но, с другой стороны, продолжая держаться мнения о необходимости одной палаты, Т. считает возможным, чтобы правительство предоставило себе назначение, по своему усмотрению, известного числа членов собора, напр. 1/4 или 1/5 части всех представителей; таким образом, поясняет он, консервативный элемент, которого другие государства ищут в высших законодательных собраниях, будет включен в состав самого земского собора.

Учреждение земского собора, в котором должны найти место и депутаты от Польши, послужит к окончательному и справедливому решению и польского вопроса. 29 октября 1871 г. Т. умер, 82-х лет, тихо, почти внезапно, без предварительной болезни, в своей вилле Вербуа в окрестностях Парижа.

Биографии Т. не существует.

Лучший некролог его принадлежит перу И. С. Тургенева, см. "Полное собр. соч." (изд. 2-е, т. X, 1884, стр. 445-451); см. также статью о нем Д. Н. Свербеева в "Русском архиве" (1871, стр. 1962-1984), перепечатанную в "Записках Д. Н. Свербеева" (М., 1899, т. I, стр. 474-495). О взглядах Т. на польский вопрос см. "La Russie et les Russes" (П., 1847, III, 30-41); "La Russie en presence de la crise europeenne" (П., 1848); "О разноплеменности народонаселения в русском государстве (1866); "Чего желать для России?" (1868, стр. 125-173); в брошюре (без имени автора) "О нравственном отношении России к Европе" (1869, стр. 38-45), а также в статье А. Н. Пыпина, "Польский вопрос" ("Вестн. Евр.", 1880, № 10, стр. 701-711). Подробнее о мнениях Т. по крестьянскому вопросу до восшествии на престол Александра II см. в книге В. Семевского "Крестьянский вопрос в XVIII и первой половине XIX в." (т. I и П). Портрет Т. - см. в "Русском архиве" (1895, № 12). В. Семевский. {Брокгауз} Тургенев, Николай Иванович . - Действительный статский советник.

Из дворян.

Род. в Симбирске.

Отец - Ив. Петр. Тургенев (21.6.1752-28.2.1807), известный масон, член новиковского Дружеского ученого общества, директор Московского ун-та; мать - Ек. Сем. Качалова (ум. 27.11.1824). По окончании курса в Московском ун-тском пансионе (1806) слушал лекции в Московском ун-те, одновременно состоя на службе в архиве Коллегии иностр. дел в Москве, в 1808-1811 учился в Геттингенском ун-те. В 1812 поступил в Комиссию составления законов, назначен русским комиссаром Центрального административного деп. союзных правительств, во главе которого стоял бар. Штейн - 1813, пом. статс-секретаря Гос. совета - 1816, с 1819, кроме того, управлял 3 отделением канц. Мин. финансов, с 1824 в заграничном отпуске.

В 1826 за ним числилось около 700 душ в Симбирской губ. Член преддекабристской тайной организации "Орден русских рыцарей", член Союза благоденствия (участник Петербургского совещания 1820 и Московского съезда 1821) и Северного общества (один из его создателей и руководителей).

Привлечен к следствию по делу декабристов, но вернуться в Россию отказался.

Осужден заочно по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Остался эмигрантом за границей и жил сперва в Англии, потом преимущественно в Париже, 4.7.1856 обратился с прошением о прощении к Александру II, в докладе по поводу этого прошения намечалось его помиловать, разрешить пользоваться прежними правами и с семьей возвратиться в Россию, что Высоч. одобрено 30.7.1856, но объявлено только в манифесте об общей амнистии 26.8.1856. В Петербург Тургенев прибыл с сыном Александром (Альбертом) и дочерью Фанни - 11.5.1857, Высоч. указом Сенату 15.5.1857 Тургеневу, "который уже ныне прибыл в Отечество, равно и законным детям его, рожденным после его осуждения", дарованы все прежние права по происхождению, кроме прав на прежнее имущество, а ему самому возвращены прежние чины и ордена.

Получил разрешение выехать за границу - 8.7.1857, затем еще дважды приезжал в Россию (1859 и 1864). Умер близ Парижа на своей вилле Vert Bois, похоронен на кладбище Pere Lachaise. Мемуарист, экономист, публицист, правовед.

Жена (с 1833 в Женеве) - Клара Гастоновна де Виарис (2.12.1814-13.12. 1891). Дети: Фанни (13.2.1835-5.2.1890); Альберт (Александр, 21.7.1843-13.1. 1892), художник и историк искусства;

Петр (21.4.1853-21.3.1912), скульптор, с 29.12.1907 почетный член Академии наук. Братья: Александр (27.3.1784-3. 12.1845), общественный деятель, археограф и литератор, друг А. С. Пушкина, провожавший его тело в Святогорский мон.; Сергей (1792-1.6.1827), дипломат;

Андрей (1.10.1781-8.6.1803), поэт. ВД, XV, 266-299; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 50. Тургенев, Николай Иванович служ. с 1740 г. артил. полк., с 1764 г. сент. 22 артил. ген.-майор, с 1 янв. 1770 г., при артил. в 1 армии; потом упр. Московскою конторою артиллерии и фортификации; † 20 апр. 1790 г. {Половцов}

Образование

Книга Тургенева имела успех, совершенно небывалый в России для таких серьёзных сочинений: она вышла в свет в ноябре г., а к концу года была почти вся распродана, в мае же следующего появилось уже второе её издание. После 1825 года она подверглась гонению: её разыскивали и отбирали все найденные экземпляры.

Записка о крепостном праве

Н. И. Тургенев. Портрет работы Е. И. Эстеррейха, 1823 г.

Проекты политической реформы

Дожив до осуществления самой заветной своей мечты, Т. не переставал работать, продолжая указывать на необходимость дальнейших преобразований. Так, в его книге «Взгляд на дела России» () следует отметить предложение о введении местного самоуправления. По его мнению, «уездный совет» должен был состоять по крайней мере из 25 человек от «землевладельческих сословий», то есть дворян, крестьян и др.; собрания этого совета должны быть временные, периодические, раза два в год, а для постоянной работы он избирает нескольких членов, например трёх. В подобный же губернский совет автор допускает и небольшое число представителей от купцов и мещан. Этим местным выборным учреждениям должны быть предоставлены раскладка земских повинностей, заведование путями сообщений, устройство школ и вообще забота о местных нуждах, связанных с благосостоянием народных масс. Указав на необходимость и других реформ, Т. предлагает поручить подготовку их комиссиям, составленным по примеру редакционных комиссий, выработавших проект крестьянской реформы, то есть из лиц и не состоящих на государственной службе. В книге «Чего желать для России» Т. честно признает, что жизнь во многих отношениях опередила его проекты. Так, относительно крестьянской реформы он говорит, что если бы ограничились малыми земельными наделами, то это не соответствовало бы желаниям крестьян. «Находя, что достаточное количество земли не только обеспечивает крестьянина в его быту, но даёт ему какое-то чувство - может быть, только призрак - самостоятельности, близкой к независимости, мы убеждаемся, что метод освобождения с большими наделами землей был лучшим и для крестьян, и для государства, несмотря на тяжести, кои он возложил на… класс земледельческий, несмотря на продолжительность времени, в которое крестьяне будут нести тяжкое бремя. По всему, что мы видим, можно заключить, что крестьяне прежде и более всего желали и желают иметь землю, сохранить за собою вообще те наделы, коими они пользовались; очевидно также, что для сего они готовы платить выкупной оброк», хотя бы он «был тяжел для них». Этого достаточно, чтобы «предпочесть метод освобождения с землей, принятый Положением 19 февраля , тому, который мы предлагали». Но вместе с тем автор скорбит, что «совершение святого дела освобождения не обошлось без крови, без жертв. Для водворения свободы прибегали иногда к тем же средствам, какие употреблялись для введения военных поселений; против недоумевающих, шумящих мужиков были иногда принимаемы такие меры, кои могут быть только извинительны против заявленных врагов и мятежников». Относительно закона о земстве Т. делает некоторые замечания, но всё-таки он находит, что наше земское самоуправление отличается настоящим, истинным характером этого рода учреждений. Что касается судоустройства и судопроизводства, то основные начала гласности, суда присяжных, полного преобразования следственного порядка в делах уголовных нашли, по мнению Т., «великолепное приложение и развитие в новом устройстве судов и судопроизводства», но он уже замечает отдельные печальные явления и в мире судебном, а также скорбит о возможности в России «подсудности частных лиц, не в осадном положении живущих, суду военному, осуждающему на расстреляние». Довершить дело реформ, по мнению Т., можно было только одним способом: созванием земского собора с предоставлением ему всех прав, обыкновенно принадлежащих законодательным собраниям, и, между прочим, права инициативы. Автор полагает, что долго, очень долго земский собор будет только совещательным собранием, но очень важно уже то, что созвание его обеспечит полную гласность. «Со всех концов России» соберутся «400 или 500 человек, избранных всем народом, всеми сословиями, в соразмерности значения их не только интеллектуального или нравственного», но и численного. Таким образом, относительно распространении избирательных прав новейший план Т. шире и демократичнее его предложений в книге «La Russie et les Russes». Но, с другой стороны, продолжая держаться мнения о необходимости одной палаты, Т. считает возможным, чтобы правительство предоставило себе назначение, по своему усмотрению, известного числа членов собора, например 1/4 или 1 / 5 части всех представителей; таким образом, поясняет он, консервативный элемент, которого другие государства ищут в высших законодательных собраниях, будет включён в состав самого земского собора. Учреждение земского собора, в котором должны найти место и депутаты от

В России. Однако наряду с общими здравыми взглядами на крепостное право Тургенев считает лучшим средством для уменьшения количества ассигнаций «продажу государственных имуществ вместе с крестьянами». Он предлагает при этом определить законом права и обязанности как этих крестьян, так и их новых помещиков и таким образом подать «прекрасный и благодетельный пример всем помещикам вообще». Что касается общих финансовых взглядов Тургенева, высказанных в «Теории налогов», то он советует стремиться к полной свободе торговли, энергично восстает против высоких таможенных пошлин, утверждает, что правительство должно стараться, насколько возможно, уменьшать тяжесть налогов на «простой народ», высказывается против освобождения от налогов дворянства и в подтверждение своей мысли ссылается на обложение земель этого сословия в Пруссии . Налог должен быть взимаем с чистого дохода, а не с рабочей платы. Подушные подати - «следы необразованности предшествовавших времён». Желательно освобождение первых потребностей от обложения налогами. Неисправные плательщики не должны быть подвергаемы телесным наказаниям, так как налоги следует брать «не с лица подданного, а с его имения»; следует избегать при этом и лишения свободы, как совершенно нецелесообразного средства. При введении перемен, касающихся благосостояния всего государства, следует, по мнению Тургенева, более сообразоваться с выгодами помещиков и земледельцев, чем купцов. Зажиточность народа, а не существование множества фабрик и мануфактур составляет главный признак народного благосостояния. Успешность взимания налогов, кроме народного богатства, зависит и от образа правления государства и «духа народного»: «готовность уплачивать налоги всего более видна в республиках, отвращение к налогам - в государствах деспотических». Тургенев оканчивает свою книгу следующими словами: «усовершенствование системы кредита пойдет наряду с усовершенствованием политического законодательства, в особенности с усовершенствованием представительства народа». Книга Тургенева имела успех, совершенно небывалый в России для таких серьёзных сочинений: она вышла в свет в ноябре г., а к концу года была почти вся распродана, в мае же следующего появилось уже второе её издание. После года она подверглась гонению: её разыскивали и отбирали все найденные экземпляры.

Записка о крепостном праве

Н.И. Тургенев. Портрет работы Е.И. Эстеррейха, 1823 г.

Проекты политической реформы

Дожив до осуществления самой заветной своей мечты, Т. не переставал работать, продолжая указывать на необходимость дальнейших преобразований. Так, в его книге «Взгляд на дела России» () следует отметить предложение о введении местного самоуправления. По его мнению, «уездный совет» должен был состоять по крайней мере из 25 человек от «землевладельческих сословий», то есть дворян, крестьян и др.; собрания этого совета должны быть временные, периодические, раза два в год, а для постоянной работы он избирает нескольких членов, например трёх. В подобный же губернский совет автор допускает и небольшое число представителей от купцов и мещан. Этим местным выборным учреждениям должны быть предоставлены раскладка земских повинностей, заведование путями сообщений, устройство школ и вообще забота о местных нуждах, связанных с благосостоянием народных масс. Указав на необходимость и других реформ, Т. предлагает поручить подготовку их комиссиям, составленным по примеру редакционных комиссий, выработавших проект крестьянской реформы, то есть из лиц и не состоящих на государственной службе. В книге «Чего желать для России» Т. честно признает, что жизнь во многих отношениях опередила его проекты. Так, относительно крестьянской реформы он говорит, что если бы ограничились малыми земельными наделами, то это не соответствовало бы желаниям крестьян. «Находя, что достаточное количество земли не только обеспечивает крестьянина в его быту, но даёт ему какое-то чувство - может быть, только призрак - самостоятельности, близкой к независимости, мы убеждаемся, что метод освобождения с большими наделами землей был лучшим и для крестьян, и для государства, несмотря на тяжести, кои он возложил на… класс земледельческий, несмотря на продолжительность времени, в которое крестьяне будут нести тяжкое бремя. По всему, что мы видим, можно заключить, что крестьяне прежде и более всего желали и желают иметь землю, сохранить за собою вообще те наделы, коими они пользовались; очевидно также, что для сего они готовы платить выкупной оброк», хотя бы он «был тяжел для них». Этого достаточно, чтобы «предпочесть метод освобождения с землей, принятый Положением 19 февраля , тому, который мы предлагали». Но вместе с тем автор скорбит, что «совершение святого дела освобождения не обошлось без крови, без жертв. Для водворения свободы прибегали иногда к тем же средствам, какие употреблялись для введения военных поселений; против недоумевающих, шумящих мужиков были иногда принимаемы такие меры, кои могут быть только извинительны против заявленных врагов и мятежников». Относительно закона о земстве Т. делает некоторые замечания, но всё-таки он находит, что наше земское самоуправление отличается настоящим, истинным характером этого рода учреждений. Что касается судоустройства и судопроизводства, то основные начала гласности, суда присяжных, полного преобразования следственного порядка в делах уголовных нашли, по мнению Т., «великолепное приложение и развитие в новом устройстве судов и судопроизводства», но он уже замечает отдельные печальные явления и в мире судебном, а также скорбит о возможности в России «подсудности частных лиц, не в осадном положении живущих, суду военному, осуждающему на расстреляние». Довершить дело реформ, по мнению Т., можно было только одним способом: созванием земского собора с предоставлением ему всех прав, обыкновенно принадлежащих законодательным собраниям, и, между прочим, права инициативы. Автор полагает, что долго, очень долго земский собор будет только совещательным собранием, но очень важно уже то, что созвание его обеспечит полную гласность. «Со всех концов России» соберутся «400 или 500 человек, избранных всем народом, всеми сословиями, в соразмерности значения их не только интеллектуального или нравственного», но и численного. Таким образом, относительно распространении избирательных прав новейший план Т. шире и демократичнее его предложений в книге «La Russie et les Russes». Но, с другой стороны, продолжая держаться мнения о необходимости одной палаты, Т. считает возможным, чтобы правительство предоставило себе назначение, по своему усмотрению, известного числа членов собора, например 1/4 или 1 / 5 части всех представителей; таким образом, поясняет он, консервативный элемент, которого другие государства ищут в высших законодательных собраниях, будет включён в состав самого земского собора. Учреждение земского собора, в котором должны найти место и депутаты от Польши 1871 - Дворяне Тургеневы в том числе замечательный русский писатель называли своим родоначальником татарина золотоордынца Тургенея. Турген, тюрген в тюрко монгольских языках означает быстрый, скорый и вспыльчивый. (Ф) (


29 октября (10 ноября) нынешнего 1871 года скончался в своей вилле Вербуa (Ver-Bois - или «Зеленая роща», как называл ее покойник), возле Буживаля в окрестностях Парижа, один из самых замечательных и - прибавим смело, как бы отвечая перед нелицемерным судом потомства, - один из благороднейших русских людей, Николай Иванович Тургенев .

Мы не намерены входить теперь в подробную оценку покойного как политического деятеля, ученого и публициста: превосходные статьи г. Пыпина , в которых он столь часто опирается на свидетельство Николая Ивановича и цитирует его, снова обратили в последнее время внимание мыслящей части публики на этого изгнанника особого рода, который, проведя почти полстолетия в отдалении от родины, жил, можно сказать, только Россией и для России. Конечно, ни один будущий русский историк, когда ему придется излагать постепенные фазисы нашего общественного развития в XIX столетии, не обойдет молчанием Н. И. Тургенева; он укажет на него, как на одного из самых типических представителей той знаменательной эпохи, которой присвоено название Александровской и в течение которой были заложены или возбуждены зачатки преобразований, совершившихся при другом Александре.

Мы ограничимся сообщением некоторых биографических, библиографических данных и посильным воспроизведением личного характера и образа человека, к которому чувство глубокого сердечного уважения привязывало нас более, чем узы отдаленного родства.

Николай Иванович родился не в 1787 и не 1790 году как было ошибочно показано в нескольких биографиях, - а 11 (22) октября 1789 года - от Ивана Петровича Тургенева и Екатерины Александровны, урожденной Качаловой. Родился он в Симбирске, где и провел первое свое детство, но воспитывался в Москве, на Маросейке, в доме, принадлежавшем его семейству (ныне это дом - собственность гг. Боткиных). У него было три старших брата: Иван, умерший в детстве, Андрей, скончавшийся в 1803, Александр, скончавшийся в 1845, и один младший, Сергей, скончавшийся в 1827 году. Отец, Иван Петрович, недолго пережил своего любимца, Андрея, друга Жуковского; мать скончалась гораздо позже. Значение всего этого семейства Тургеневых достаточно известно: оно не раз служило предметом литературных и критических изысканий. Можно без преувеличения сказать, что они сами принадлежали к числу лучших людей и тесно соприкасались с другими лучшими людьми того времени. Их деятельность оставила заметный и не бесполезный, не бесславный след. Николай Иванович, по примеру брата своего Александра, учившегося в Гёттингенском университете, также в 1810 и 1811 году слушал в том же университете лекции у тогдашних знаменитых профессоров - Шлецера, Геерена, Гёде и других; он занимался преимущественно политической экономией, финансовыми и камеральными науками. Посетив в 1811 году Париж, где он видел Наполеона на вершине своей славы, но уже предчувствовал его падение, 12-й год он npoвел в России, а в 13-м году был, как известно, прикомандирован к знаменитому Штейну, память которого он до старости чтил как святыню; сам Штейн питал чувство дружелюбия к молодому своему помощнику: имя Николая Тургенева, по его словам, было «равносильно с именами честности и чести». Николай Иванович сопровождал в качестве комиссара от правительства нашу армию в кампании 14-го и 15-го годов, и в начале 1816 года вернулся в Россию, несмотря на убеждения Штейна, который хотел удержать его при себе. Скоро потом он издал свой «Опыт теории налогов ». В этом сочинении, доставившем ему немедленно почетную известность, он, говоря его собственными словами, пользовался всякой представлявшейся ему возможностью для нападения, с государственной и финансовой точки зрения, на крепостное право или бесправие, на этого врага, с которым он боролся целую жизнь - боролся дольше всех и, быть может, раньше всех своих современников. Назначенный статс-секретарем при Государственном совете, Николай Иванович в 1819 году представил императору Александру, через графа Милорадовича, записку, озаглавленную: «Нечто о крепостном состоянии в России ». Мысль, проведенная им в этой записке, состояла в том, что конец рабству может положить одно самодержавие, что оно одно может избавить Россию от подобного позора. Мысль эта поразила императора, и он сказал графу, что возьмет лучшее из этой записки, благородная откровенность которой не прибегала ни к каким уловкам и оттенкам, и «непременно сделает что-нибудь для крестьян». Истории ведомы причины, почему это обещание осталось без исполнения. Мы не станем вдаваться в них. Н. И. Тургенев занимал должность статс-секретаря до 1824 года. Выехав из России, для поправления своего здоровья, в апреле месяце того же года, он увидел ее только в 1857 году - уже старцем. Известны также причины, превратившие человека, которому, казалось, все сулило блестящую карьеру, которого ожидал министерский портфель, о котором сам император Александр не однажды выражался, что он один может заменить ему Сперанского, - превратившие, говорим мы, этого человека в государственного преступника, осужденного на смертную казнь. Известна также та настойчивость, с которою Н. Тургенев, опровергая доводы доклада следственной комиссии, утверждал свою неповинность в деле 14 декабря. Его неявка на вызов из-за границы решила его судьбу, хотя в наших законах в то время за неявку не существовало определенного наказания. Несчастье Н. Тургенева было велико, силен был удар, обрушившийся на него; но и в самом своем несчастье он мог утешиться тем, что Штейн, друг и наставник его молодости, решительно и постоянно отказывался допускать легальность его осуждения… То же думал и так же высказывался Гумбольдт. Мнение Штейна и Гумбольдта впоследствии было разделено даже некоторыми из осудивших Н. Тургенева!

Подтвердить справедливость этих последних слов могут, кроме книги «La Russie et les Russes», письма Александра Тургенева к брату Николаю, собранные покойником и уже почти оконченные печатаньем в Лейпциге (укажем, между прочим, на те письма, где А. И. Тургенев приводит слова князя Козловского). Семейство Н. И. Тургенева почитает своей обязанностью исполнить его намерение, и эти письма скоро появятся в свет. Корректурный экземпляр находился в наших руках, и мы можем свидетельствовать об их занимательности и важности для изучения эпохи, последовавшей за 1825 годом. Письма эти являют в весьма привлекательном свете самого А. И. Тургенева - человека, который, сколько мы можем судить, не вполне верно оценен нашим поколением.

Николай Тургенев, лишившись за границей нежно любимого им брата Сергея (глубокая привязанность всех членов тургеневского семейства друг к другу составляет как бы отличительную их черту), удалился сперва в Англию, потом в Швейцарию, где он познакомился с будущей своей супругой, Кларой, дочерью сардинца, маркиза Виарис, храброго офицера наполеоновских войск, которому товарищи на поле сражения при Прейсиш-Эйлау единогласно присудили предоставленный их дивизии титул барона империи. Н. Тургенев женился на девице Виарис в Женеве, в 1833 году, и прижил с нею двух сыновей и дочь. В 1857 году он в первый раз, в 1859 году во второй раз посетил Россию, а в 1864 увидел ее снова с чувством Симеона, взывающего: «Ныне отпущаеши!..» Ненавистное рабство наконец прекратилось! Благополучно царствующий государь возвратил ему чины и дворянское достоинство, но если сердце старца было преисполнено чувством благодарной любви к монарху, то, конечно, не столько за эту милость, которая в глазах Тургенева была не что иное, как акт правосудия, сколько за совершение, силой царского самодержавия, всех заветных его надежд и мечтаний! Впрочем, вот собственные его слова:

«Если… я был так предан Александру Первому за одно его желание освободить крестьян, то каковы должны быть мои чувства к тому, кто совершил это освобождение, и совершил столь мудрым образом? Ни один из освобожденных не питает в душе более любви и преданности к освободителю, нежели сколько я питаю, видя наконец низвергнутым то зло, которое мучило меня в продолжение всей моей жизни!»

В 1871 году Н. Тургенев скончался тихо, почти внезапно, без предварительной болезни. Два дня перед тем он еще, несмотря на свои восемьдесят два года, делал прогулку верхом.

Н. И. Тургенев безустанно, со всем жаром юноши, со всем постоянством мужа, следил за всем, что совершалось в России хорошего и дурного, радостного и печального, - и отзывался живым словом и печатной речью на все жизненные вопросы нашего быта. Вот по возможности полный перечень изданных им книг и брошюр:

з) Un dernier mot sur l’emancipation des serfs. 1860.

Сверх того, в «Колоколе» было помещено письмо H. Тургенева к А. И. Герцену . Он был также один из основателей (в 1854 году) в Париже ассоциации под названием: «Всеобщий христианский союз» (Alliance chretienne universelle). Николай Иванович, как и все его семейство, был проникнут глубоко религиозным чувством, не исключительно фанатическим, но свободным и широким.

Скажем теперь несколько слов о нем самом, об его характере. Есть отличное английское выражение: «А single-minded man, singleness of mind», которое как нельзя лучше определяет самую сущность Н. И. Тургенева. В устах англичан эти выражения звучат особой похвалой: они обозначают ими не одну лишь неизменяемость, «одинаковость» убеждений, но и правдивость и искренность их. Сам Н. Тургенев говорит о себе - и с полным на то правом: «Я остался верен моим убеждениям. Мнения мои никогда не переменялись» («Русский заграничный сборник». Часть V-я, предисловие). Существует французское изречение:

L’homme absurde est celui qui ne change jamais… -

но Н. Тургенев не страшился быть этим «homme absurde». Впрочем, не должно думать, чтоб он оставался глух и слеп перед истиной; не отступая ни на шаг от своих принципов, он готов был допустить различность способов к их применению. Он слишком был добросовестен, в нем слишком было мало личного эгоизма и самомнения, чтобы не признать превосходства способа чужого перед придуманным. Не зная еще, каким образом разрешит его правительство, он предлагал уступить крестьянам безвозмездно одну треть всей земли, и на этом основании устроил в 1859 году, в полученном им по наследству имении, добровольный раздел с крестьянами. Они остались довольными, - но это не помешало, однако, Николаю Ивановичу впоследствии признать превосходство системы, введенной правительством. Эта «одинаковость» и всецелость убеждений придавала, конечно, Николаю Ивановичу некоторую если не исключительность, то односторонность… Но все почти дельные умы - односторонни. Беллетристика и художество его интересовали мало: он был человек по преимуществу политический, государственный, в высокой степени одаренный чувством равновесия и меры. Граф Каподистриа, хороший судья, отзывался о нем, что он был бы государственным человеком даже в Англии. Вместе с твердостью и неизменяемостью убеждений в душе Николая Ивановича жила несокрушимая любовь к правосудию, к справедливости, к разумной свободе - и такая же ненависть к угнетению и кривосудию. Человек с сердцем мягким и нежным, он презирал слабость, дряблость, страх перед ответственностью. Грубость, неуважение человеческой личности, жестокость возмущали его несказанно. «Je hais cruellement la cruaute» - мог он сказать вместе с Мойтеньем. Сострадание ко всякому несчастью было тоже выдающеюся чертою его характера, и не пассивное сострадание, а деятельное, почти ретивое; не было человека, который бы давал охотнее, щедрее и скорее. Он действительно, в точном смысле слова, приносил жертвы с радостью, почти с благодарностью тому, кто доставлял ему случай приносить эти жертвы. На все великое, великодушное сердце его откликалось с той силой чувства, с тем порывом и пылом, которых в нашу эпоху как-то не встречаешь! Подобно многим своим сверстникам, этот старик остался юноша душою, и трогательна и изумительна для всех нас, столь рано устающих и столь слабо увлекающихся, была свежесть и яркость впечатлений этого неутомимого борца! Мы уже упомянули выше, говоря о чувствах его к государю, как горячо умел он любить тех, в ком видел благодетелей своей родины… Мы можем прибавить, что нам редко случалось видеть нечто более умилительное, как Н. Тургенева, предстоявшего с бегущими по щекам слезами в церкви парижского посольства во время молебна за государя, в день, когда пришло известие о появлении манифеста 19 февраля; редко случалось слышать нечто более искренне вырвавшееся из глубины растроганной души, как его восклицание: «Я не думал, чтобы после Штейна я мог полюбить кого-нибудь так, как полюбил Николая Милютина!»

«Le trait caracteristique de la vie de l’etre vraiment excellent a qui nous rendons les derniers devoirs», - справедливо сказал на похоронах H. Тургенева г-н M. П., сорокалетний друг его семейства. «Ce fut sa perseverante et inebranlable fidelite, son ardent et infatigable devouement a toutes les causes justes et humaines. Toutes et partout lui tenaient a coeur… Ce qu’un apo;tre disait jadis: „Oa souffre-t-on que je ne souffre, oa se rejouiton que je ne me rejouisse?“ N. Tourgueneff le pouvait dire aussi. Qui ne l’а surpris et souvent, pleurant d’indignation au recit d’une iniquite, ou pleurant de joie, comme d’un bonheur personnel, au spectacle d’une delivrance?»

Прибавим еще несколько слов о нем.

Несмотря на многолетнее пребывание за границей, Н. И. Тургенев остался русским человеком с ног до головы - и не только русским, московским человеком. Эта коренная русская суть выражалась во всем: в приеме, во всех движениях, во всей повадке, в самом выговоре французского языка - о русском языке уже и упоминать нечего. Бывало, находясь под кровом этого радушного, гостеприимного хозяина-хлебосола (он жил на большую ногу - известно, что брат его, Александр Иванович, сохранил ему все его состояние), слушая его несколько тяжеловатую, но всегда искреннюю, толковую и честную речь, ты невольно удивлялся, что почему ты сидишь перед камином в убранном по-иностранному кабинете, а не в теплой и просторной гостиной старозаветного московского дома где-нибудь на Арбате, или на Пречистенке, или на той же Маросейке, где Н. Тургенев провел свою первую молодость? Он говорил охотно; но все мысли его до того были обращены на современное или на будущее, что о прошедшем он распространялся мало; а о своем собственном прошедшем - уже вовсе никогда. Никогда из уст его не исходило жалобы; отсутствие личной озабоченности, личной требовательности привлекало к нему сердца домашних, друзей, самих слуг. Вот уж про него нельзя было сказать, что он «хвалитель старины» - laudator temporis acti. Всякое известие с родины подхватывалось им на лету: он слушал рассказы о ней с жадностью, с страстным увлечением; он верил в нее, в наш народ, в наши силы, в наше будущее, в наши дарования. «Как теперь стали писать!» - говаривал он, бывало, указывая иногда на довольно обыкновенную, но благонамеренную - и, главное, независимую журнальную статью! Зато ничто так не возмущало его, как известие о несправедливости, совершенной в нашем пространном отечестве. Она казалась ему анахронизмом в царствование Александра Второго. Он не допускал ее, он волновался, он горячился, он гневался «праведным гневом» - his righliteous anger, как выразилась про него одна знакомая англичанка; он негодовал, быть может, даже более, чем те, которых эта несправедливость самих постигла. Изгнанник, постоянный житель Франции, он был патриотом по преимуществу… В польском вопросе, в вопросе об остзейском крае патриотизм этот выказывался, быть может, даже с излишней резкостью…

И такому-то, вполне русскому человеку суждено было и жить и умереть за границей!

Но не будем слишком жалеть о нем… Воодушевимся скорей его примером! Пример человека, неуклонно преданного тому, что он признал за правду, полезен и нужен всем нам, русским! Из возможных благ, доступных людям, многие достались на его долю: он вкусил вполне счастье семейной жизни, преданной дружбы; он узрел, он осязал исполнение своих заветнейших дум… Будем надеяться, что и для тех из них, которые еще не исполнились и которым он посвятил свой последний труд, со временем так же настанет черед и что свершение их обрадует его хотя в могиле новою зарею счастья, которое оно принесет столь любимому им русскому народу!

Память его останется навсегда драгоценной для всех, кто знал его; но и Россия не забудет одного из лучших своих сынов!

Париж

Николай Иванович Тургенев, действительный статский советник, был обвинен в том, что, «по показаниям 24 соучастников, он был деятельным членом тайного общества, участвовал в учреждении, восстановлении, совещаниях и распространении оного привлечением других; равно участвовал в умысле ввести республиканское правление и, удалясь за границу, он, по призыву правительства, к оправданию не явился, чем и подтвердил сделанные на него показания». Тур­генев был отнесен к I разряду и приговорен к смертной казни отсечением головы. Н. И. Тургенев родился 11 октября 1789 г. в Симбирске в семье происходившего из старинного дворянского рода И. И. Тургенева, человека просвещенного, видного масона екатерининского времени. Он основал в Симбирске масонскую ложу, в которую принял Карамзина. Тур­генев был в сношениях с Новиковым не только, как масон, но как близкий и постоянный сотрудник всех его изданий. Когда Новиков подвергся преследованию, в конце царствования Екатерины, то и Тур­генев отправлен был в ссылку и возвращен лишь при Павле. В начале царствования Александра I И. И. Тургенев был тайным советником и куратором Московского университета. Раннее детство Николай Тур­генев провел в Симбирске, в своей просвещенной семье; потом, когда все его семейство переехало в Москву, он поступил в университетский благородный пансион, а затем перешел в университет. Окончив курс в Московском университете, Тургенев в 1810 г. отправился в Геттинген, где слушал лекции Шлецера, Гефена, Гёде и др. по политической экономии, философии, юридическим и историческим наукам. Геттингенский университет в то время был не только одним из наиболее видных центров германской науки, но и рассадником гуманных идей. Вопрос об освобождении Германии от наполеоновского ига в то время поднял до чрезвычайности национальное чув­ство в стране, вызвал к жизни Tugendbund и др. тайные общества и поставил на первый план эмансипацию крестьян, как необходимое условие возрождения Германии. Отвращение к рабству и крепостным порядкам в России, давно испытываемые Тургеневым, конечно, усилилось и вполне осмыслилось, когда он попал в атмосферу геттингенскаго университета. Вер­нувшись в Россию в 1812 г. и поступив на службу в комиссию законов, Тургенев в следующем году получил назначение состоять при знаменитом прусском реформаторе бароне Штейне, который имел очень сильное влияние на него. «Находясь в центре великих событий, говорить биограф Тургенева г. Корнилов, отражавшихся на судьбе всех европейских народов, притом состоя при человеке, который имел в то время несомненно наибольшее влияние на Алек­сандра I, и являясь представителем самых либеральных и благородных принципов, Тургенев в эти два года по­лучил для окончания своего образования так много, как может получить человек при самых благоприятных условиях. Надо при этом иметь в виду, что Штейн относился с неизменной симпатией к своему молодому со­труднику. Имя Тургенева было, по его собственному выражению, синонимом «чести и честности». В качестве русского комиссара «центрального департамента» Тургенева сопровождал русские войска в походах 1814-1815 гг. и вернулся в Россию в 1816 г., одушевленный самыми лучшими гражданскими и патриотическими намерениями. Находясь за границей, Тургенев близко сошелся со многими представителями русской военной молодежи, почему в Петербурге был принят, как исключение, в одну масонскую ложу, в которую принимались только военные. В Петербурге Тургенев много способствовал умственному развитию военной молодежи: устраивал частные кружки и лекции по политическим наукам, указывал книги для ознакомления с началами политической экономии и теорией конституционного права. Главным занятием Тургенева в это время была служба: он был назначен исполняющим должность статс-секретаря государственного совета в департаменте экономии и вскоре, как дополнение, получил должность дирек­тора канцелярии по кредитной части в министерстве финансов. Личные и литературные связи Тургенева в это время все расширялись. Карамзин, Жуковский, Орлов, Уваров и многие др. оказывали ему внимание и расположение. Он был членом известного Арзамаса. Его «Опыт теории налогов», изданный в 1818 г., еще более расширил его связи и популярность. Около этого времени Тургенев при участии известного проф. Куни­цына предполагал издавать журнал, в котором намеревался проводить в сознание русского общества идеи современных германских юристов-Гёзе, Миттермайера и др. В 1819 г. Тургенев вступил в «Союз Благоденствия», основанный в 1817 г. Этот союз, как теперь выяснено, не имел какой-либо строго определенной программы с политическими целями и особен­но стремился к распространению в обществе правиль­ных нравственных и гражданских понятий, так что Тургенев мог считаться одним из его усердных и видных членов лишь по размерам, характеру и направлению своей общественной, литературной и государственной деятельности. По закрытии «Союза Благоденствия», в 1821 г., Тургенев формально не вступил в число членов вновь образованного Северного общества, хотя, в силу своего выдающегося общест­венного положения и прежних знакомств и связей, поддерживал сношения с многими из членов нового общества. Между тем служба Тургенева шла обычным порядком. После нескольких лет службы в департа­мент экономии он перешел в департамент законов; кроме того, в течение этого времени ему пору­чались разные законодательные работы. В продолжение всей службы вопрос о необходимости освобождения крестьян никогда не забывался Тургеневым, и он всегда с жаром стоял на стороне крестьян и их интересов, касалось-ли это частных, отдельных случаев, или общей принципиальной стороны вопроса. Начальники Тургенева, как Мордвинов, Кочубей, Куракин, Гурьев, несмотря на всю разницу их за­конодательных и административных взглядов, вы­соко ценили его деятельность, как просвещенного, трудолюбивого и честного чиновника. Утомленный непрерывным трудом, Тургенев не раз просился в отпуск для отдыха и лечения и получил его только в апреле 1824 г. Находясь в Англии, Тургенев полу­чил предписание явиться в Петербург на суд, но не исполнил этого, по весьма понятным и извинительным причинам. Русское правительство пыталось убедить английское в необходимости выдачи Тургенева, но, конечно, безуспешно. Отзыв, посланный Тургене­вым в Петербург, не принес ему никакой пользы, благодаря, вероятно, ложному сообщению Бенкендорфа, будто Тургенев в тайной типографии думал изда­вать нелегальный журнал. Брат его, Александр Иванович, сохранил для него наследственную часть иму­щества, так что Тургенев в материальном отношении быль совершенно обеспечен. В 1833 г. Тургенев переехал в Париж и поселился в окрестностях Буживаля, в вилле Вербуа. Перед этим он женился в Швейцарии на дочери маркиза Виарис, офицера наполеоновских войск, от которой впоследствии имел двух сыновей и дочь. За границей Тургенев остался русским, даже московским человеком. «Бывало, гово­рит И. С. Тургенев, находясь под кровом этого радушного, гостеприимного хозяина-хлебосола, слушая его несколько тяжеловатую, но всегда искреннюю, тол­ковую и честную речь, несколько удивляешься, почему ты сидишь перед камином, в убранном по иностран­ному кабинете, а не в теплой. и просторной гостиной старозаветного маленького дома где нибудь на Арбате или Пречистенке, или на той же Маросейке, где Н. Тургенев провел свою первую молодость». В 1856 г. Тургенев был восстановлен во всех своих прежних правах и в 1857 г. прибыль в Россию. В том же году он приступил к устройству своих крестьян на условиях, очень выгодных для них и очень неудобных для него. В России он был еще два раза, в 1859 и 1864 гг. До конца жизни Тургенев сохранил не только нравственную свежесть и ясность мысли, но и физическую бодрость. Он скончался тихо, почти вне­запно, 27 октября 1871 г. в своей вилле Вербуа. Кроме «Опыта теории налогов», обстоятельно, добросовестно и талантливо составленной компиляции, содержащей следы научных положений лучших европейских авторитетов того времени в области политической экономии и эко­номической политики,-другим обширным трудом Тургенева является трехтомная книга «La Russie et les russes» (1847 г.), которая заключает в себе его воспоминания о 1812-1825 гг., обзор морального, политического и социального положения России в первой половине XIX в. и его pia desideria-обзор необходимых для России реформ. Заря эпохи «великих реформ» вызвала ряд брошюр Тургенева: «Вопрос освобождения и вопрос управления крестьян», «О суде крестьян и судебной полиции в России» и др. В 1868 г. он издал книгу «Что желать для России». Последняя книга пред­ставляете» собою замечательный образчик постоянной работы мысли этого 8о-летняго старца, который охотно признает себя опереженным новыми деятелями обно­вляемой России, но в то же время не теряет способно­сти критически относиться к современным событиям и хорошо замечает все недостатки в осуществленных уже преобразованиях.