Современные тенденции в высшем образовании. Высшее образование в России: последние тенденции и перспективы развития. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартиз

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / KNOWLEDGE ECONOMY / HIGHER EDUCATION / EDUCATION PARADIGM / PERSONNEL TRAINING / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Маковеева Виктория Владимировна

Выявлены характерные черты экономики знаний , определяющие потребность в формировании новой парадигмы развития высшей школы, связанной с усилением интеграционных процессов в системе «образование наука производство». Обозначена позиция, что развитие этой системы должно предусматривать использование рыночного механизма взаимной адаптации всех участников, формирование сферы пересечения их интересов. Определена роль высшей школы в экономике знаний и основные направления ее развития с учетом проведения структурных и содержательных преобразований.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Маковеева Виктория Владимировна

  • Модернизация системы высшего образования: уровни развития инновационной деятельности

    2017 / Васильев В.Л., Устюжина О.Н., Ахметшин Э.М., Шарипов Р.Р.
  • Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России

    2015 / Максимова Т.Г., Минасян А.Р.
  • Компетентностный подход при подготовке бакалавров и магистров к исследовательской деятельности

    2011 / Фадеева Ирина Михайловна, Морозова Надежда Николаевна
  • Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики

    2017 / Резник Галина Александровна, Курдова Малика Агамурадовна
  • Интеграционные процессы в образовании как фактор развития инновационного потенциала экономики региона

    2010 / Сульдина Галина Алексеевна
  • Профессиональное образование в условиях инновационного развития России

    2009 / Мерзлова М. П.
  • Образовательные и экономические особенности процесса модернизации высшей школы

    2011 / Молочников Н.Р., Сидоров В.Г., Валькович О.Н.
  • Проблемы совершенствования управления инновационной деятельностью

    2009 / Римлянд Елена Юрьевна
  • Управление инновационным развитием университетских комплексов

    2007 / Астафьева Н. В.
  • Потенциал высшей школы в обеспечении опережающего накопления интеллектуального капитала

    2015 / Оганьян Александр Григорьевич

Modern trends of higher school development in Russia

The status, dynamics and specifics of the higher education development are significantly impacted by the social and economic context. The ongoing changes in the Russian economy are determined by the transition to the economy where information and knowledge play a decisive role and new knowledge generation serves as a source for the economic growth, basis for innovations and talent promotion that meet dynamically changing market needs. It is identified that in the knowledge economy universities take a fundamental position that turns them into basic elements of the National Innovation System enabling multiplicative knowledge augmentation and aligning with the education continuity and personalization along with commercialization of the intellectual activity results. The analysis of the foreign and domestic researches by D. Bell, M. Castells, A. Toffler, V.A. Inozemtsev, and B.Z. Milner allowed the author to identify modern economy features that provide solid grounds for the creation of a new higher education development paradigm determined by the growing integration processes in the "Education-Science-Production" system. The new education paradigm formation should aim to promote personnel training with specific attention to fundamental knowledge and its interdisciplinarity; attain high level of the professional training in the light of the transition from "Education for a lifetime" to "Education throughout life" concept; enable policy of the proactive talent development that will reduce interest disbalance in the labour market, disparity between specialist knowledge level and employer requirements and meet long-term talent needs of the real sector enterprises. The author highlights that talent training system development for the knowledge economy , from the content-oriented point of view, should be approached in two ways. First, higher school should train and retrain personnel for the specific employer actively engaging it into education process. Second, the higher school objective is to develop specialists who can initiate creation of new innovation products and technologies based on the enterprises established by them. The conducted researches enable the author to conclude that the level and scale of the raised social and economic transformation objectives, along with the objectives of the new education paradigm formation in particular, require more intensive integration processes in the "Education-Science-Production" system. Such system development should include market mechanism for the participants" mutual adaptation, create area of their interest intersection, meet all their needs to the maximum extent and promote synergetic effect of the collaboration.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития высшей школы в России»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 104-107

ЭКОНОМИКА

В.В. Маковеева

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

Выявлены характерные черты экономики знаний, определяющие потребность в формировании новой парадигмы развития высшей школы, связанной с усилением интеграционных процессов в системе «образование - наука - производство». Обозначена позиция, что развитие этой системы должно предусматривать использование рыночного механизма взаимной адаптации всех участников, формирование сферы пересечения их интересов. Определена роль высшей школы в экономике знаний и основные направления ее развития с учетом проведения структурных и содержательных преобразований.

Ключевые слова: экономика знаний; высшее профессиональное образование; образовательная парадигма; подготовка кадров; интеграция.

Осуществляемая социально-экономическая модернизация и структурные изменения в российском обществе связаны с переходом от экономики, базирующейся на природных ресурсах, к новому этапу развития общества, в котором информация и знания играют решающую роль, а генерация новых знаний на основе систематизации уже существующих является источником экономического роста, основой для создания инноваций и формирования кадрового потенциала, отвечающих динамично меняющимся потребностям экономики. Это объясняет и происходящие изменения в высшей школе, так как состояние, динамика и особенности ее развития в значительной степени определяются социально-экономическим контекстом.

Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В.А. Иноземцева, Б.З. Мильнера позволил выявить характерные черты современной экономики.

Во-первых, отмечается повышение роли тех видов деятельности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг и соответственно переходом от доминирования добывающей промышленности к доминированию сферы услуг, развитию отраслей «новой» экономики, к которым относятся высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, формирующиеся, как правило, на основе использования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.

Во-вторых, экономика знаний - это не только новая структура производства, но и новая структура и качество подготовки кадров. Поэтому главным ресурсом развития становится человеческий капитал, который представляет собой знания, умения, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового знания .

В-третьих, наука перестает быть автономно функционирующей отраслью и становится частью комплексной системы, способной содействовать производству знаний, а также преобразовывать его в новые технологии, продукты и услуги, востребованные на национальном и глобальном рынках.

В-четвертых, происходит развитие и масштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий, так как только объективная, пол-

ная и оперативная информация может обеспечить точный анализ и последующую выработку необходимых рекомендаций и решений, а также скорость получения новых знаний, их воплощение в товарах и технологиях.

Еще одна характерная черта современной экономики заключается в том, что важную роль в инновационном процессе играют не отдельные субъекты, а эффективность их взаимодействия в рамках сформированных интегративных комплексов. В связи с этим большое значение приобретает социальный капитал, который «предполагает организацию отношений между хозяйствующими субъектами, порождающими действия при добровольном их объединении в сетевые структуры и выполняющих свои обязательства на основе установленного доверия» .

Таким образом, по мере продвижения к новой парадигме развития общества экономический капитал уступает главенствующее положение человеческому и социальному капиталу.

Ускоренное развитие наукоемких отраслей, увеличение доли интеллектуального продукта в производственной сфере и сфере услуг, усиление конкуренции на рынке знаний и технологий, рост экономического значения знаний, акцент на их производство и сокращение времени внедрения передовых разработок в различных отраслях - все это привело, согласно мировой практике, к значительным изменениям в высшей школе.

В экономике знаний университетам отводится фундаментальная позиция, которая определяет их в качестве центров образования и науки, базовых элементов Национальной инновационной системы, ориентированных на фундаментальные и прикладные исследования, коммерциализацию разработок и подготовку квалифицированных кадров, способных обеспечить их внедрение. Это требует использования новых подходов к развитию образовательного, научно-исследовательского и инновационного потенциала.

Ведущие мировые университеты в современной экономике - это университеты, успешно сочетающие в процессе взаимодействия с субъектами внешней среды функции обучения, проведения исследований, а также генерации на собственной исследовательской и предпринимательской базе точек экономического и социального роста. В результате интеграции образования, науки и производства создается синергетический эф-

фект, который проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов. Объединение целей и ресурсов только двух элементов целостной системы «образование - наука - производство» приводит к возникновению существенных недостатков их функционирования и неэффективности работы всей системы. Так, недостатком при объединении науки и производства является отсутствие системы подготовки кадров, способных внедрять инновационную разработку и осуществлять ее дальнейшее производство. При интеграции образования и производства недостатком может стать несоответствие инновационной активности и структуры подготовки кадров требованиям экономики. Подготовка кадров осуществляется под существующие устаревающие технологии. Также при интеграции науки и образования существенным недостатком является несоответствие научно-исследова-

тельской деятельности, содержательных и структурных компонентов подготовки кадров потребностям предприятий. Таким образом, сформированные в процессе интеграции субъектов образовательной, научноисследовательской и производственной деятельности «интегративные комплексы» являются двигателями развития экономики на региональном и национальном уровнях.

За последнее десятилетие проведен комплекс мероприятий по содержательной модернизации высшего образования, развитию интеграционных процессов, однако необходимо обратить внимание на ряд аспектов:

Структура и качество подготовки кадров не в полной мере соответствуют рынку труда. По имеющимся оценкам, в отличие от развитых стран, в России около 80% программ ВПО не базируются на фундаментальных и прикладных исследованиях, инновационных разработках, т.е. на новых знаниях . Работодатели предъявляют требования не только к уровню полученных знаний, но и к той степени ответственности, уровню профессиональной компетентности потенциального работника, которые он сможет продемонстрировать при выполнении своих функциональных обязанностей. Как показывает практика, более 60% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных центров;

Не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно осуществлять процессы модернизации;

Отсутствие стратегического партнерства высшей школы с промышленностью ведет к несогласованности действий в подготовке и переподготовке кадров, проведении фундаментальных и прикладных исследований, слабой инновационной активности.

Выявленные характерные черты современной экономики и тенденции развития определяют целесообразность становления новой парадигмы развития высшей школы.

Отличительная особенность советской системы высшего образования заключалась в ориентации на массовую подготовку специалистов по обширному уз-^специализированному перечню специальностей, готовых к трудоустройству на заранее запланированных местах. В экономике знаний новая парадигма образо-

вания предусматривает не просто передачу обучаемым знаний, а формирование у них умения адаптироваться к качественно иным условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в динамично развивающуюся социально-экономическую среду. Поэтому в качестве основных задач, стоящих перед высшей школой, следует определить: воспроизводство знаний, порождение и трансляция новых знаний, формирование интеллектуально активной личности, создание условий самоопределения и развития индивида, обеспечение максимальной возможности для выбора и реализации им индивидуальных образовательных траекторий. Решение поставленных задач будет способствовать формированию общества квалифицированных, динамичных, креативных личностей, способных к саморазвитию, к интеллектуальной активности как форме накопления, систематизации и генерации новых знаний.

Анализируя структуру подготовки кадров, следует отметить значительный дисбаланс интересов на рынке образовательных услуг и рынке труда. Последний находится в состоянии непрерывного изменения, так как меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и качестве подготовки специалистов. Очевидно, что «динамичной модели социально-экономического развития должна соответствовать адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде» , обеспечить расширение производства высокотехнологичной продукции и внедрение новых технологий.

Существенным вкладом в решение обозначенной проблемы стало привлечение работодателей к разработке новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, формирование сети экспертов, объединений работодателей с целью проведения общественно-профессиональной аккредитации ключевых образовательных программ вузов и разработки рекомендаций по их изменению.

Перепроизводство специалистов для одного вида экономической деятельности приводит, с одной стороны, к их переизбытку на рынке труда, а с другой стороны, этот процесс вызывает нехватку специалистов для отдельных видов экономической деятельности в долгосрочной перспективе, так как получение высшего образования - довольно пролонгированный процесс (46 лет). Отсутствие на сегодняшний день необходимого числа высококвалифицированных специалистов ставит под угрозу расширение производства высокотехнологичной продукции и освоение новых технологий в рамках выделенных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. В частности, в настоящее время отмечается рост потребности рынка труда в инженерных кадрах и специалистах естественнонаучного профиля, что нашло отражение в ряде программных документов по развитию системы образования до 2020 г.

К причинам дефицита специалистов можно также отнести отсутствие долгосрочных прогнозов кадровых потребностей, согласованных с долгосрочными стратегиями и программами инновационного развития отрас-

лей и регионов. Это связано с тем, что конкретные механизмы и инструменты взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда как институциональный аспект еще полностью не определены.

В связи с этим одной из приоритетных задач модернизации системы образования является преодоление выявленных диспропорций, приведение содержания, структуры профессиональной подготовки кадров, технологий реализации образовательных программ в соответствие с требованиями работодателей, а также с учетом прогноза рынка труда, социально-культурного и экономического развития.

Опыт деятельности зарубежных вузов показывает, что возможность занимать лидирующее положение на рынке образовательных услуг в значительной мере определяется эффективностью деятельности, включающей постоянное проведение мониторинга и прогнозирования динамики развития рынка труда, выстраивание взаимодействия с потенциальными работодателями на долгосрочной основе. Кроме того, следует обратить внимание на опыт Великобритании в этом направлении. Он заключается в создании на национальном уровне 25 Секторальных советов, объединенных в 2008 г. в единый Альянс. Задачами Секторальных советов являются: формирование кадровой стратегии развития отдельных секторов экономики на основе поступивших от регионов заявок о потребностях в кадрах со спецификацией квалификаций и профессиональных умений; поиск путей решения задач образовательных учреждений по достижению количественного и качественного соответствия подготовки кадров реальным потребностям секторов экономики, отдельных регионов; разработка национальных профессиональных стандартов; организация участия работодателей в разработке учебных планов и развитие взаимного обмена персоналом между компаниями и университетами. Практический опыт деятельности Секторальных советов в настоящее время используется Министерством труда и социальной защиты РФ при формировании сети Отраслевых советов.

Внедрение системы мониторинга и прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг, определение кадровых потребностей предприятий реального сектора экономики позволят обеспечить реализацию подхода опережающего обучения. Образование должно не просто обеспечивать предприятия необходимыми кадрами, а задавать направления развития производству, т.е. уровень образования участников экономических отношений должен опережать уровень развития самой экономики.

Следует также отметить, что требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится важным элементом, определяющим новую парадигму образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать некоторым объемом знаний и компетенций, но и иметь возможность выбора и выстраивания своей образовательной траектории, учитывая при этом место работы и карьерный рост, а также возможности постоянного обновления полученных знаний и приобретения профессиональных компетенций. Это объясняет необходимость развития системы непрерывного образования, цель ко-

торой заключается в целостном развитии человека как личности на протяжении всей его жизни, в повышении возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, в развитии способностей обучающегося, его стремлений на основе гибко организованной вариативной формы образования.

Непрерывность профессионального образования в течение всего дееспособного периода жизни взрослого индивида - общемировой императив для образовательной системы в условиях быстро меняющегося окружающего мира, когда нарастающими темпами идет процесс смены образования, технологий, требующий соответствующей профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Так, в Швеции образование для взрослых было законодательно закреплено еще в 1923 г., в Норвегии в 1976 г. было принято законодательство, отражающее многие аспекты образования для взрослых, в Японии в 1990 г. был принят закон «О развитии образования в течение всей жизни» . В результате, как показывают исследования мирового опыта, данная система достаточно успешно реализуется в ряде стран, в которых разработана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах: в Швеции доля населения, участвующего в непрерывном образовании, составляет 72%, в Швейцарии - 58%, в США и Великобритании - 49%, в Германии - 46%, в странах ЕС среднее значение составляет 38%. В России же доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4%. Согласно задачам, предусмотренным в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», к 2016 г. охват населения программами непрерывного образования должен составлять 3037%, а к 2020 г. достигнуть уровня 52-55%.

Для развития экономики на современном этапе особое значение имеет не только решение вопросов кадрового обеспечения существующих предприятий, но и подготовка специалистов, способных самостоятельно организовать малые инновационные предприятия. Актуальность этой задачи существенно возросла в связи с принятием в 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ о создании малых инновационных предприятий в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности образовательных и научно-исследовательских организаций.

Такой тип организаций в теории «экономики знаний» В. Л. Иноземцев назвал «креативной корпорацией», основные характеристики которой следующие :

Ее деятельность в первую очередь отвечает внутренним ценностным ориентирам создателей - их стремлению реализовать свой творческий потенциал, накопленный ранее, разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания;

Она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивое процветание;

Такие хозяйственные образования чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, а формируют ее на основе выведения на рынок новых инновационных разработок;

Не принимают форму диверсифицированных фирм, а сохраняют узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании;

Они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и могут постоянно преобразовываться, создавая новые компании.

Таким образом, формирование системы подготовки кадров для экономики знаний в содержательном плане должно рассматривать в двух направлениях. Во-первых, вуз осуществляет образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с работодателями. Последние принимают активное участие в формировании профессиональных компетенций специалистов, совместно с предприятиями разрабатываются индивидуальные образовательные траектории подготовки студентов, системы профессиональной адаптации выпускников. Во-вторых, так как основу экономики определяют компании, действующие, как правило, в области высоких технологий или в сфере услуг, задача высшей школы заключается в подготовке специалистов, способных осуществлять поиск, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектами производства существующих инновационных разработок, но и инициаторами создания новых инновационных продуктов и технологий на базе вновь организованных предприятий.

Переход российской экономики на инновационный путь развития потребовал проведения и структурных преобразований, направленных на позиционирование вузов в качестве полноправных, конкурентоспособных субъектов научно-технической и инновационной политики; определения сети ведущих вузов в качестве «опорных точек инновационного развития», деятельность которых предусматривает интеграцию образования, науки и производства на разных уровнях.

Реализация программ развития ведущих вузов позволила уже сейчас им сформировать высокий образовательный, научно-исследовательский и инновационный потенциал. В этих университетах созданы лаборатории мирового уровня, развивается инновационная инфраструктура, внедряются новые образовательные программы, образовательные технологии, преподаватели и студенты вовлечены в научно-исследовательские проекты, происходит усиление интеграции с академическими институтами и предприятиями реального сектора экономики. Большое внимание уделяется развитию сотрудничества вузов с промышленностью в области проведения исследований, разработки совре-

менных конкурентоспособных технологий и продукции, создания высокотехнологичного производства. Предполагается, что ведущие вузы как «точки роста» будут являться основой экономики, построенной на знаниях.

Безусловно, происходящие изменения в системе высшего образования в результате реализации Федеральных целевых программ и проектов, включение вузов в реализацию программ инновационного развития крупных корпораций, в формирование и развитие региональных кластеров и технологических платформ оказали значительное влияние на усиление роли вузов в развитии темпов структурной перестройки высокотехнологичных отраслей. В ряде программных документов отмечается, что в дальнейшем большая часть финансирования, как и в большинстве западных стран, будет направлена на решение задач, связанных с наращиванием объема исследований в высшей школе и с внедрением полученных результатов.

Список направлений развития высшей школы и проблем, свойственных отечественной высшей школе, можно продолжить. Очевидным остается только одно: без реформирования системы высшего образования в России с акцентом на развитие интеграции образования, науки и производства невозможно создать экономику, основанную на знаниях. Гармонизация экономических интересов субъектов образовательной, научноисследовательской и производственной деятельности позволит устранить выявленные несоответствия в процессе перехода к новому этапу социально-экономического развития общества. Обеспечение опережающего уровня подготовки кадров, соответствующих потребностям экономики, и развитие механизмов поддержки вузовских фундаментальных и прикладных научных исследований на всех этапах инновационного цикла являются не достаточно эффективными в рамках традиционных форм интеграции. Уровень и масштаб поставленных задач социально-экономических преобразования требуют внедрения современных форм интеграции на основе сетевого подхода, обеспечивающих синергетический эффект, а участники таких интегративных комплексов при решении сложных задач трансформируются в новое структурное образование, обладающее качественно и количественно иными характеристиками и возможностями. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что интегративные комплексы способны обеспечить соответствие подготовки и переподготовки кадров требованиям экономики, повысить инновационную активность участников интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

1.Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновации. 2003. № 1. С. 49-56.

2. Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. 2008. № 4. С. 39-48.

3. Гохберг ЛМ., Китова ГВ., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Экономика образования.

2009. № 1. С. 67-79.

4. Сульдина ГА. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития инновационного потенциала экономики региона // Ученые

записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152, кн. 4. С. 247-256.

5. Мониторинг непрерывного образования: инструменты управления и социологические аспекты / науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. Монито-

ринг. Образование. Кадры. М. : МАКС Пресс, 2006. 340 с.

6. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М. : Экономика, 2003. 776 с.

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов , что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:


– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства . В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами . В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе , что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Крымский инженерно-педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики

Реферат

по дисциплине : Современные проблемы науки и образования

на тему : Современные тенденции развития высшего образования

Выполнила:

Студенка группы: МЗДО - 15

Вербицкая Анастасия

Симферополь-2015

Содержание

Образовательная политика в сфере высшего образования в современных реалиях

    Современные тенденции развития высшего образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.

В среде специалистов в последние годы не утихает полемика относительно того, в соответствии с какой стратегией должно развиваться образование в XXI веке, какие критерии качества образования наиболее оптимальны и способны обеспечить ожидаемый высокий результат, какие методы и средства следует использовать в процессе управления качеством образования.

Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием, формулируется как воспитание и обучение разносторонне развитой личности. В этой связи возникает несоответствие между реальными требованиями общества и потенциальными возможностями студента, уровнем его специальной подготовки для осуществления творческой деятельности.

Тенденции развития технологии, усиление неопределенности в прогнозировании структуры потребителей научных и технических специалистов определяют рост значимости совершенствования и обновления знаний, необходимости перехода к непрерывному и двухуровневому образованию с превалированием фундаментального, общенаучного компонента.

1. Образовательная политика в сфере высшего образования в современных реалиях

1.1. Приоритеты образовательной политики ведущих стран мира

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике конца XX столетия. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами: лавинообразным потоком информации во всех областях знания; осознанной потребностью современного цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях, как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Цель системы образования в современных обществах: интеллектуальное и нравственное развитие человека, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным.

Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: По мере нашего вхождения в высоко развитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество, существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Мы стоим на пороге технологического взрыва, который внесет значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлияет в целом на образ жизни многих народов.

По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станет минимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализация образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всей стране, а через спутник – другим странам мира. Программы электронного образования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20–летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.)

В последнее время дистанционное обучение начинает широко внедряться в России, Казахстане, Украине и других странах СНГ. Положительным примером в области применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовании является Современная Гуманитарная Академия (более 200 учебных центров в России, учебные центры в странах СНГ – Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Армения, Таджикистан, Киргизия, более 145 тысяч студентов).

Отличительными чертами учебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии.

Принято считать, что образование, основанное на информационных технологиях, представляет собой третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением книгопечатания.

Новые информационные технологии в образовании имеют существенные преимущества. Данные технологии способствуют ликвидации отставания периферийных районов государств от столичных и других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.

Они создают условия для развития мирового образовательного пространства, экспорта и импорта образования, объединения мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов.

1.2. Новые требования к высшему образованию

Сегодня уже очевидно, что классические университеты переживают критическое состояние, вызванное, прежде всего, процессами глобализации и информатизации, масштабной практикой узкофункционального образования. Мир, в котором возникли классические университеты, уходит в прошлое, следовательно, они должны адаптироваться к новым качествам, но по-прежнему оставаться научным образовательно-воспитательным центром, готовящим высококвалифицированных специалистов, умеющих перспективно мыслить и быть ответственными за будущее. И не случайно, принятая в Болонье, Великая Хартия европейских университетов, отводит этому ВУЗу центральное место в обществе. ВУЗам предстоит, наряду с модернизацией университетского образования, выполнять главную роль в масштабных и конструктивных интеграционных процессах в научно-образовательной и культурной сферах.

Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение – процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований.

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в Великобритании, Германии и США был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны».

Такие встречи подчеркивают, что образование – основной показатель качества жизни, сердцевина экономического могущества и творческого потенциала каждого человека.

Влияние различных тенденций, вызванных глобализацией, на учреждения и политику в области высшего образования является всеобщим и глубоким, но также и специфическим в зависимости от локализации этих тенденций. Существует опасность чрезмерного обобщения и упрощения, когда речь заходит о глобализации; необходимо признавать наличие всех проявлений значительного разнообразия. Тем не менее, можно сделать попытку определить несколько общих тенденций в высшем образовании, которые так или иначе связаны с глобализацией. Глобализация и переход к обществу знаний предъявляют новые и значимо важные требования к университетам как центрам знаний. Научные исследования и развитие технологий представляют собой важнейший вид деятельности в обществе, управляемом на основе знаний и информации. Научные исследования издавна имеют международный характер, их интернационализация существенно ускорилась в последние годы.

Эта образовательная политика, опирающаяся на международный механизм регулирования, должна включать в себя, как минимум:

    международный глоссарий общепринятых понятий, определений и терминов;

    несколько основных правил и требований, выполнение которых гарантирует образовательным структурам получение образовательной

    лицензии;

    международную стандартизированную процедуру регистрации, включая решение проблемы, по контролю и его обеспечению;

    правила относительно корректного использования таких основных понятий, как «университет», «докторантура», «профессор», «степень магистра», «аккредитованный» и т.д.

Международные связи, обусловленные наличием коммуникаций в виде публикаций, проведения конференций, размещения электронных сетей внутри научного сообщества, а также качество научных работников, оцениваемое в соответствии с международными нормами, должны развиваться университетами.

2. Современные тенденции развития высшего образования

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 460 студентов на 10 000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

реализацию двухступенчатой структуры высшего образования,

использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

7. Образование стало крупной составляющей рынка образовательных услуг и может стать, по мнению экспертов, одним из самых прибыльных видов экспорта в 21 веке. По оценке ВТО, мировой рынок образовательных услуг составил в 1995 г. 27 млрд. долларов США. Предполагается, что к 2025 г. общее количество студентов, получающих образование за рубежом, вырастет до 4,9 млн., а финансовые показатели достигнут 90 млрд. долларов США. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список видов деятельности, которая, в случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.

Таким образом, система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Подытоживая, следует сказать, что современные тенденции в сфере высшего образования имеют негативные последствия как для России, так и для других стран СНГ:

    классические ценности высшего образования вытесняются на периферию;

    деформируется рынок труда;

    качество образования заметно ухудшается;

    фундаментальная наука разрушается в силу недофинансирования.

В заключение необходимо подчеркнуть, что стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.

Список использованной литературы

    Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. / Г. Д. Дмитриев. – М.: «Народное образование, 2014. – 208 с.

    Оноприенко А. В. Тенденции развития высшего образования в России в современных условиях //Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – №12. – 2014. – С. 12-17

    Ткач Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире: Учеб. пособие Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов. – М.: РУДН, 2008. – 303 с.

    Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: АСМ, 2006. – 348 с.

    Коростелкин Б.Г. Ведущие тенденции развития современной системы высшего образования [Электронный ресурс] / Б.Г. Коростелкин. – Режим доступа:

Система образования Российской Федерации в настоящее время представляет собой совокупность:

  • федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
  • органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
  • организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационнотехнологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственнообщественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 15) в системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

  • дошкольное образование;
  • общее образование: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена;
  • высшее образование: бакалавриат; магистратура, подготовка специалиста; подготовка научно-педагогических кадров.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования признан демократический, государственнообщественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах .

Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:

Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об образовании» к образовательным организациям определенного типа, вида (категории).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

Управление образовательной организацией независимо от ее типа, вида, категории (при наличии) строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.

Высшее образование в России представлено широкой сетью государственных и негосударственных учебных заведений. По сравнению с 1990/1991 учебным годом (в 1990/1991 - 514) сеть государственных вузов ежегодно возрастала и составила к началу 2000/2001 учебного года 607 учреждений, а к началу 2011/2012 учебного года - 634 вуза (табл. 1.2 и 1.3) .

о> Таблица 1.2

Высшие учебные заведения (на начало учебного года)1

Показатели

  • 2000/
  • 2001/
  • 2003/
  • 2004/
  • 2005/
  • 2006/
  • 2008/
  • 2009/
  • 2010/
  • 2011/

Число вузов всего

В том числе:

Государственных | 607 | 621 | 655 | 652 | 662 | 655 | 660 | 658 | 755 | 662 | 653 | 634

в том числе:

университеты

академии

институты

Негосударственных

Численность студентов - всего, тыс. чел.

В том числе:

в государственных

в негосударственных

Принято студентов всего

В том числе в учебные заведения:

государственные

негосударственные

Выпущено специалистов - всего

В том числе учебными заведениями:

государствен н ы м и

негосударственными

1 Россия 2012: Стат. Справочник/ Росстат. - М., 2012. - 59 с.-С. 13-14

Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М, 2011. - 795 с. - С. 237-247.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по видам"

Таблица 1.3

Все образовательные учреждения высшего профессионального образования

в них студентов, тыс. человек

Университеты

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Академии

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Институты

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Федеральные университет ы

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

1 Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2012. - 786 с. - С. 254.

На начало 2000/2001 учебного года работало 358 негосударственных высших учебных заведений (37% от общего числа), в которых обучалось 471 тыс. человек (10% всех студентов).

Количество филиалов высших учебных заведений на начало 2009/2010 учебного года составляло 1637 учреждений, в том числе 571 филиал негосударственных вузов, что составляет 35%.

Численность студентов, обучающихся в высших учебных заведений по сравнению с 1993/1994 учебным годом (2613 тыс.чел.) возросла к 2009/2010 учебного году почти в 3 раза и составила 7419 тыс.чел.

Российские высшие учебные заведения представлены в 2011 году университетами (334 учреждения), академиями (169 учреждений) и институтами (123 учреждения).

Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд рублей. Кроме того, помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.

21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". В этих округах созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

В 2010 году Распоряжениями Правительства Российской Федерации федеральные университеты путем реорганизации изменяют тип на федеральные государственные автономные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2483-р принято решение о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта".

Таким образом, в 2012 году в России функционирует 8 федеральных университетов.

Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 утвержден перечень показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет 1:

  • 1. Показатели успешности образовательной деятельности.
  • 2. Показатели результативности научно-инновационной деятельности.

Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет"". Электронный ресурс: Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/niu/

  • 3. Показатели развития кадрового потенциала.
  • 4. Показатели международного признания.
  • 5. Показатели финансовой устойчивости.

Оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным.

Победителями конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" в 2009 году стали 12 образовательных учреждений из восьми регионов Российской Федерации, в том числе 4 из Москвы и 2 из Санкт-Петербурга :

  • 1. Государственный университет - Высшая школа экономики
  • 2. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
  • 3. Московский авиационный институт (государственный технический университет)
  • 4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • 5. Московский физико-технический институт (государственный университет)
  • 6. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
  • 7. Новосибирский государственный университет
  • 8. Пермский государственный технический университет
  • 9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
  • 10. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)
  • 11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
  • 12. Томский политехнический университет

В 2010 году статус национального исследовательского университета присвоен еще 15 государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования из 10 субъектов России :

  • 1. Белгородский государственный университет
  • 2. Иркутский государственный технический университет
  • 3. Казанский государственный технологический университет
  • 4. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
  • 5. Московский государственный институт электронной техники
  • 6. Московский государственный строительный университет (МГСУ)
  • 7. Московский энергетический институт (технический университет)
  • 8. Пермский государственный университет
  • 9. Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
  • 10. Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкина
  • 11. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • 12. Саратовский государственный университет

им.Н.Г.Чернышевского

В настоящее время деятельность высших учебных заведений обусловлена новыми социально-экономическими условиями и характеризуется:

  • невозможностью обеспечения эффективной деятельностью вузов без учета внешней среды, возрастанием необходимости укрепления взаимодействия вузов с предприятиями и организациями - работодателями, органами местной и федеральной власти;
  • необходимостью решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, формированием и развитием коммерческой и иной приносящей доход деятельности вузов;
  • отсутствием централизованного распределения выпускников;
  • ростом численности состава преподавателей и сотрудников вузов в связи с наблюдавшимся в последние годы интенсивным ростом обучения студентов на платной основе;
  • появлением большого количества новых вузов, факультетов и кафедр, массовым открытием новых специальностей;
  • интенсивной компьютеризацией учебного процесса, развитием информационных и инновационных технологий, оснащением вузов разнообразными техническими средствами, вычислительной техникой, необходимостью их использования и обслуживания;
  • ростом значения научных исследований в вузах, возрастанием требований к их качеству, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
  • значительным ужесточением порядка лицензирования и аккредитации вузов;
  • интеграцией образования на международном уровне;
  • повышением роли инновационных технологий в учебном процессе и научной деятельности;
  • далеко не всегда позитивным влиянием современных СМИ на студенчество (насилие, секс, попкультура);
  • повышением значимости патриотического воспитания молодежи; борьбы с вредными привычками, наносящими ущерб здоровью студентов - алкоголь, наркомания, курение;
  • более активным участием преподавателей и студентов в реальном бизнесе;
  • демографическим спадом и усилением конкуренции между вузами в сфере реализации их услуг.

Новые условия рыночной экономики определяют и новые приоритеты деятельности руководителей образовательных учреждений. Среди них:

  • 1. Необходимость такой подготовки специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, т.е. рынком труда.
  • 2. Необходимость адаптации в международном экономическом пространстве.
  • http://mon.gov.ru/pro/niu/6077/
  • http://mon.gov.ru/pro/niu/7168/

Сфера человеческой деятельности в современном обществе

О реформах национальных систем образования

Основные задачи казахстанской программы развития образования

Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования

Социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

Сущность гуманитаризации образования - формирование культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях.

Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах).

Фундаментализация высшего образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.Так как подавляющая часть прикладных наук возникла и развивается на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации. Изложенное лежит в основе принципиальной возможности и практической целесообразности интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки инженера.

Литература

1.Бордовская И.В., Реан Л.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, си­туациях, первоисточниках. - М.: УРАО, 2000.

3. Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную фило­софию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003.

Тема 3. Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса

1. Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Сущность обучения

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и ме­тоды. Причем под образованием, как правило, понимается про­цесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсис­темы образования как целенаправленного, организованного про­цесса социализации человека.

Образование - это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обу­чать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». При­чем под воспитанием он понимал формирование у человека по­зитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не толь­ко к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние де­сятилетия в отечественной педагогической науке были предложе­ны весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

Обучение и воспитание - подсистемы единого процесса обра­зования;

Обучение и воспитание - стороны целесообразно организо­ванного процесса социализации человека;

Различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание - к его эмоционально-практической, цен­ностной стороне;

Обучение и воспитание - процессы не только взаимосвязан­ные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

По выражению К.Д. Ушинского, образование есть строитель­ство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, на­выки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой приро­дой педагогического процесса, включающего в себя целенаправ­ленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

В последующем изложении будут поэтапно и в тесной взаимо­связи рассмотрены сущность, содержание и методы реализации обеих этих подсистем.

Сущность обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, по­нимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающи­ми и обучаемыми, в результате которого у последних формиру­ются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельнос­ти, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

Он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

Подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование опре­деленных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. про­цесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, пере­плетенным с подсистемой воспитания;

Процесс обучения не есть только сфера активности обучаю­щего, а есть отношение между двумя его участниками - обучаю­щим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит препода­вателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Отсюда кратким, но достаточным определением предмета те­ории обучения или дидактики может служить следующее:

Дидактика - составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и уча­щихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с за­дачами воспитания.

Причем под принципами обучения понимаются основные тре­бования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории об­щих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, опре­деляющих развитие процесса обучения. Среди таких закономер­ностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

Зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

Зависимость каждого последующего этапа обучения от ка­чества предыдущего, от объема и характера уже изученного учеб­ного материала;

Взаимосвязь эффективности обучения с характером его мо­тивации у участников процесса;

Активное влияние управления учебным процессом, его пла­нирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установ­ками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

Объективность предлагаемого к изучению материала, его со­ответствие реальной действительности, его научность;

Последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

Доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

Наглядность обучения, многообразие его методов;

Поддержание активности учащихся при их обучении;

Обеспечение прочного усвоения знаний;

Поддержание тесной связи теории с практикой.

Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.

Под содержанием обучения понимается определенная информа­ция, которая используется в процессе обучения. Содержание обу­чения включает в себя четыре основных элемента: знания, уме­ния, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценно­стного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образо­вания со стороны личности, общества и государства и адаптиру­ется, приспосабливается к условиям данной образовательной си­стемы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствую­щим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обуче­ния в современных образовательных системах, являются стандар­ты, учебные планы, программы и учебники.

Цель обучения - это его определяющее, все­проникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства.

Стандарты;

Программы;

Учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, го­сударством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них.

При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социаль­но-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образо­вательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демок­ратизацию, что и характеризует в настоящее время российское об­разование.

Стандарт - исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Государственный образователь­ный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения. 2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкре­тизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подго­товки указываются федеральный, региональный и индивидуаль­ный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, об­ластей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии со­блюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образо­вательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализует­ся важнейший принцип социального развития: единство в мно­гообразии.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного за­ведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменацион­ных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продол­жительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учеб­ного заведения.

Учебная программа - еще один из основных документов, оп­ределяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данно­го предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распре­делением по времени и видам учебных занятий, перечень необхо­димых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую ли­тературу. Основной частью программы является перечень подлежа­щих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими до­кументами для работы преподавателя.

Учебник - еще один из главных носителей содержания обу­чения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стан­дартом и программой по данной дисциплине, что обычно удос­товеряется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в пе­чатной, но и в электронной форме.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справоч­ники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники за­дач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во мно­гом зависят результаты обучения. Признается необходимость ком­плексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обу­чения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, - качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержа­ние обучения - этот последний фактор по своей значимости за­нимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эф­фективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, - говорил Ушинский, - все должно основы­ваться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Литература:

1. Смирнов В.И. Педагогика. - М.: Пед. общество России, 2003.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тыся­челетия. Опыт философии педагогики. - М.: 1996.

4. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в воп­росах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.