Какие идеи воодушевляли людей той эпохи. Историческая эпоха в судьбе русской литературы золотого века. Сентиментализм. Истоки русской прозы


Отказ от традиционных христианских представлений о цели человеческой жизни, об устройстве общества Создание совершенно новой, нерелигиозной картины мира Представление об истории как поступательном движении навстречу общественному благу, то есть к ПРОГРЕССУ




Особенная популярность «Энциклопедии» в России годы – 29 сборников (Петербург, Москва) Во Франции «Энциклопедию» читали и обсуждали провинциальные дворяне, состоятельные буржуа, нотариусы, учителя. Именно эти слои общества сыграют самую заметную роль в подготовке Французской революции.


2. И СТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Французская революция годы «Декларация прав человека и гражданина» Якобинцы – политический клуб Конвент – орган революционного самоуправления Робеспьер




Россия Екатерина II Великая Павел I Александр I Россия вступает в военное противостояние с наполеоновской Францией годы Тильзитский мирный договор 1812 год


Тайные антиправительственные общества Их цель – принятие конституции и ограничение самодержавия «Союз спасения» () «Союз благоденствия»() Северное и Южное Общества 14 декабря 1825 год, Сенатская площадь Санкт-Петербурга – вооруженное выступление


Царствование Николая I Восстание за независимость Польши, годы, Варшава Крестьянские бунты Цензура Усиление власти государственной бюрократии Крепостное право Крымская война ()




На историческую сцену выходит пролетариат «Капитал» Карл Маркс «Союз коммунистов»(1847) Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии»(1848). Революционное уничтожение старого мирового порядка, создание новой цивилизации, утопического царства пролетарского счастья Терроризм «Народная воля». Александр II () Крестьянская реформа 1861 года Система местного самоуправления (земство) Реформа суда, армии 1 марта 1881 года Александр III ()


Интернационал (конец 1860-х годов) Гражданская война в США ()


3. К УЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА Развитие капитализма Судьба человека зависит не от его происхождения, но прежде всего от его собственной воли, энергии, индивидуальных качеств. Зависимость от денег. Богатство становится инструментом власти. Деньги начинают править миром. Литературные занятия стали самостоятельной профессией. Писатели почувствовали зависимость от читательского спроса на их книги.


Т ЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 1783 год – полет на воздушном шаре братьев Монгольфье Начало 19 века – построен первый колесный пароход 1825 год – проложена первая железная дорога 1831 год – Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции – первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф.Крузенштерна – русские исследователи и моряки впервые отправились к берегам Антарктиды


1863 – пущена первая в мире линия метрополитена (Лондон) 1876 – американец Александр Белл получил патент на телефонный аппарат 1897 – Александр Попов начинает работу по созданию беспроволочного телеграфа Американец Томас Эдисон усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1879) Немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания Немецкий конструктор граф Цеппелин – дирижабль Эйфелева башня в Париже – символ технологических достижений человечества. 123 метра – высота, вес – 9 тысяч тонн год


Н АУКА – Н.И.Лобачевский перевернул представления о природе пространства 1869 – периодический закон химических элементов. Д.И.Менделеев Француз Луи Пастер разработал вакцины против сибирской язвы (1881) и бешенства (1885)




4. И СКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА Людвиг ван Бетховен () Фридерик Шопен () Джузеппе Верди () Г. Берлиоз ()


Ф.Г ОЙЯ ()




К АРЛ Б РЮЛЛОВ ()


А ЛЕКСАНДР И ВАНОВ ()


П АВЕЛ Ф ЕДОТОВ ()


П.И.Чайковский () М.П.Мусоргский ()


Х УДОЖНИКИ - ПЕРЕДВИЖНИКИ И. Крамской () И.Репин () А.Суриков () В.Васнецов () И.Левитан ()

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

В каждом обособленном регионе Земли, письменность появлялась в свой исторический период. Мы будет анализировать наиболее близкую к нам культуру – европейскую. А её истоки, через Критскую цивилизацию, восходят к Древнему Египту.

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Текущая страница: 2 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Но в результате российские революционеры лишь затаились, научились искусству конспирации и начали подготовку к грядущим потрясениям. Революционное движение давно уже стало явлением международным: в конце 1860-х годов возникла всемирная организация Интернационал, которая координировала деятельность рабочих движений в разных странах. Надежды на то, что внутрироссийскими мерами удастся навсегда загасить мировой огонь, были наивными. Что же до патриотических идей, то в царствование Александра III часто нарушалась тонкая грань между здоровым национальным чувством и болезнетворным национализмом; на юге не раз вспыхивали еврейские погромы.

Важные события происходили и за пределами Европейского континента; одно из главных – Гражданская война в США (1861–1865) между Севером и Югом. Южане выступали за сохранение принципов рабовладения, северяне – против; смыслом Гражданской войны стала борьба за тот путь, по которому пойдет Америка в XX столетии, путь личных прав и гражданских свобод или путь рабства и расизма…

Таков был исторический фон литературных свершений, изучением которых нам предстоит заняться.

Какие основные события мировой и отечественной истории первой половины XIX века предопределили судьбы русских писателей золотого века? Назовите главные имена, события, даты.

Культура и экономика

Культура и экономика кажутся противоположными полюсами. Насколько первая «непрактична», возвышенна, настолько последняя «приземлена» и направлена на получение выгоды. И все же они зависят друг от друга и друг на друга влияют в той мере, в какой экономическое развитие сказывается на судьбах, психологии и воззрениях людей.

Еще в XVI веке в Европе начал утверждаться новый тип общества, основанный на частной собственности и свободном предпринимательстве, – капитализм. К концу XVIII века капитализм привел к бурному росту городского производства, расшатал основы феодализма. Он разрушил традиционные формы политического и бытового жизнеустройства, приучил человека к мысли, что его судьба зависит не от его происхождения, не от привычек предшествующих поколений, но прежде всего от его собственной воли, энергии, индивидуальных качеств.

Единственная зависимость, которую капитализм признавал, – это зависимость от денег. Однако социальная природа богатства также изменилась. Прежде богатство подкрепляло власть, основанную на знатности и происхождении, окружало ее ореолом роскоши и всемогущества. Теперь богатство само стало инструментом власти; деньги вторгались в политику, начинали исподволь, незаметно править миром. И литература, которая до сих пор была приютом вдохновения, вольным досугом обеспеченных людей – вельмож, аристократов, – превратилась, по выражению Пушкина, в «значительную отрасль промышленности». Литературные занятия стали самостоятельной профессией; писатели почувствовали зависимость не только и не столько от благосклонности высокого покровителя, мецената, сколько от читательского спроса на их книги.

Технические открытия, без которых невозможна конкуренция – главный механизм рыночной экономики, – следовали одно за другим; слово «впервые» стало ключевым в конце XVIII – начале XIX века. В 1783 году впервые осуществлен полет на воздушном шаре братьев Монгольфье, в начале XIX века построен первый колесный пароход, в 1825 году проложена первая железная дорога, в 1831-м Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции… Шло энергичное освоение земного пространства: постоянно совершались кругосветные экспедиции. В 1803–1806 годах была осуществлена первая русская «кругосветка» под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна; в 1814–1821 годах русские исследователи и моряки впервые отправились к берегам Антарктиды…

Во второй половине XIX столетия процесс этот принял, по существу, необратимый характер. Технологические прорывы вели к подъему экономики, подъем экономики вел к технологическим прорывам. В 1863 году была пущена первая в мире линия метрополитена (Лондон), спустя пять лет метро построили в Нью-Йорке, затем в Будапеште, Вене, Париже. В 1876 году американец шотландского происхождения Александр Белл получил патент на практически пригодный к использованию телефонный аппарат; пройдет каких-нибудь десять – пятнадцать лет, и телефонные линии свяжут между собой города и страны. В 1897 году русский физик Александр Попов, усовершенствовавший радиоприемник, начнет работы по созданию беспроволочного телеграфа. А значит, информационное пространство Земли сузится, расстояния сожмутся: ведь отныне, чтобы передать срочную информацию, понадобятся минуты, а не дни, недели или месяцы.

Практически одновременно с Беллом и Поповым американец Томас Эдисон усовершенствовал телеграф (затем и телефон), изобрел первый фонограф (1879), то есть устройство для записи и воспроизведения звука. А в последние годы XIX века немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания, а немецкий конструктор граф Цеппелин дирижабль – воздухоплавательный прибор, прообраз современного самолета. Мир вплотную подошел к автомобильной эре и к освоению воздушного пространства.

Символом технологических достижений человечества и одновременно указанием на тот путь технического прогресса, который окончательно избрала для себя новейшая цивилизация, станет грандиозная Эйфелева башня, высотой 123 метра и весом 9 тысяч тонн, сооруженная по проекту А. Г. Эйфеля в Париже для Всемирной выставки 1889 года.

Не стояла на месте и наука. Ученые совершали одно за другим грандиозные открытия в разных ее областях. В 1829–1830 годах казанский математик Николай Иванович Лобачевский опубликовал результаты своей многолетней работы, перевернувшие представления о природе пространства, которые считались незыблемыми более 2000 лет, со времен Эвклида. В 1869 году Дмитрий Иванович Менделеев постиг один из основных законов естествознания – периодический закон химических элементов. Француз Луи Пастер, основатель современной микробиологии, разработал вакцины против сибирской язвы (1881), бешенства (1885). Пастеровские прививки позволили победить болезни, считавшиеся доселе неизлечимыми…

Конечно, эти научно-технологические процессы взаимодействовали с процессами, протекавшими в искусстве, лишь косвенно. Но был один вид искусства, к созданию которого художественная культура, техника, наука, экономика шли рука об руку. В 1895 году французский изобретатель Луи Жан Люмьер при участии брата Огюста создал аппарат для съемки и проецирования «движущихся фотографий». Это был первый киноаппарат, пригодный к практическому использованию. В XX веке кино станет новым видом искусства и в то же время мощной отраслью промышленности, соединив в себе технологические и творческие открытия XIX столетия.

Открытия эти влияли и на производство, и на сам ход человеческой жизни. Если человек феодальной эпохи изо всех сил стремился сохранить старые уклады, устоявшиеся на протяжении веков, то человек эпохи капитализма вынужден был постоянно меняться сам, меняя все вокруг себя. Даже если не хотел этого, даже если бунтовал против неостановимого обновления, как английские луддиты конца XVIII – начала XIX века, в гневе разбивавшие машины, которые лишали людей рабочих мест. Так постепенно разрушались основания многовековой культурной традиции; ее ровное, спокойное движение было взорвано изнутри; развитие литературы также ускорялось.

Как развитие науки, экономики, техники повлияло на культуру?

Искусство и литература

Но, разумеется, самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. ван Бетховена (1770–1827) с его героическим симфонизмом, без утонченных лирических этюдов, ноктюрнов великого поляка Ф. Шопена (1810–1849), без оперных свершений гениального итальянца Дж. Верди (1813–1901) и симфонических открытий француза Г. Берлиоза (1803–1869) европейская, в том числе и русская, литература никогда не совершила бы того качественного рывка, на который она «решилась» в начале XIX столетия.

Ведь художественные идеи, порожденные крупной исторической эпохой, никогда не принадлежат исключительно какому-либо одному виду искусства. Они буквально носятся в воздухе и так или иначе воспринимаются каждым искусством. Внутренне разорванное и внешне гармоничное звучание трагической музыки Бетховена, в которой были слышны отголоски революционных потрясений той поры, отозвалось в лирике Ф. Шиллера (1759–1805), чье стихотворение «Ода к радости» легло в основу 9-й симфонии Бетховена. Внимание Шопена к малым формам, к незавершенным фрагментам, к ночной, таинственной атмосфере передалось лучшим лирикам первой половины столетия… А странные, исполненные внутреннего ужаса перед жизнью рисунки, гравюры и картины испанского художника Ф. Гойи (1746–1828) готовили художественную почву для фантастических образов лучших прозаиков, включая Гоголя.

Во второй половине XIX века в европейском искусстве восторжествуют совсем другие художественные идеи: миру воздушной фантазии, трагическим переживаниям индивидуальной личности будет противопоставлена жизнеподобная, реалистическая живопись, эпическая, проникнутая духом народности музыка. Пришла пора спуститься из заоблачных высот на грешную историческую землю. Самыми популярными русскими художниками 1830-х годов были К. Брюллов (1799–1852), автор монументально-трагического полотна «Последний день Помпеи» (1830–1833), и А. Ива́нов (1806–1858), всю творческую жизнь положивший на создание грандиозной картины «Явление Христа народу» (1837–1857). А в 1840-е годы во весь голос заявил о себе великий бытописатель П. Федотов (1815–1852), который прославился именно вниманием к детали, к тщательно прописанным образам из жизни ничтожных людей («Свежий кавалер», 1846, «Сватовство майора», 1848). А в музыкальном мире воцарились сладостный эпик П. Чайковский (1840–1893) и один из создателей монументальной традиции русской оперы М. Мусоргский (1839–1881), который попытался вдохнуть в оперное искусство поистине народную мощь. Писатели той поры тоже почувствовали вкус к изображению обыденной жизни, социальных отношений.

Подчеркнутое равнодушие к возвышенным темам, стремление к реалистической, почти фотографической точности отличало и движение художников-передвижников. Их товарищество было образовано в 1870 году. Членами общества стали автор знаменитой «Неизвестной» И. Крамской (1837–1887), а также И. Репин (1844–1930) – создатель «Бурлаков на Волге» и парадного портрета Александра III, В. Суриков (1848–1916), написавший «Боярыню Морозову» и многие другие монументальные полотна из русской истории. С движением передвижников был связан и яркий живописец В. Васнецов (1848–1926), который не только охотно работал с жанровыми сюжетами, копировал действительность (картина «С квартиры на квартиру»), но и создавал фантастические образы русского фольклора и даже расписывал соборы. Передвижником считал себя и значительно более молодой художник, печальный пейзажист И. Левитан (1860–1900), под кистью которого в среднерусской природе проступали черты скорбного библейского величия.

Вспомните об этом, когда мы будем изучать произведения, созданные русскими писателями второй половины XIX столетия. Литераторы, подобно художникам и музыкантам, отдадут дань тем же художественным идеям. Они станут пристальнее всматриваться в окружающую жизнь, начнут подробно и почти скрупулезно описывать ее.

Но искусство не стояло на месте. Оно двигалось дальше, открывало новые горизонты. В начале XIX века музыкантов и живописцев одушевляло царство фантазии, внутренний мир самого художника был главным мотивом европейского искусства. Затем пришла пора познать окружающую реальность, «заземлить» художество. А к концу столетия был сделан следующий шаг в направлении к неизведанному, новому, непознанному. В 1860-е годы во французской живописи зародилось, а в 1870-1880-е годы расцвело новое направление импрессионизм (от слова impression – впечатление). Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн вернули живописному искусству свежесть восприятия жизни, они изображали мгновенные, как будто бы случайные ситуации, игру света и тени. Главное в их картинах – не сама реальность, а впечатление художника от нее. Для этого импрессионисты покинули мастерские и перенесли мольберты на открытый воздух, где краски меняются ежесекундно, где воздух дрожит и меняет очертания предметов. Импрессионизм не ограничился сферой живописи. Он повлиял на творчество скульпторов (гениальный француз О. Роден), композиторов (французы К. Дебюсси, М. Равель). Разумеется, его творческие импульсы отозвались и в поэзии. Вы ощутите это, когда мы будем говорить о русской лирике самого конца XIX века.

А на рубеже XIX и XX столетий люди искусства начали поиск нового направления. У истоков его была мощная, чуть страшноватая, склонная к надрывной таинственности музыка композитора и мыслителя Р. Вагнера (1813–1883). Постепенно оформлялось течение, которое определит судьбу художников и музыкантов следующего поколения. Это течение получило название символизм. Вы будете говорить о нем уже в следующем классе; тогда же вы узнаете, какие научные идеи и сомнения оказали воздействие на мировоззрение людей конца столетия и подтолкнули искусство к поиску новых художественных идей. Пока же вам нужно усвоить принципиальную вещь: новое в искусстве зарождается в пределах старого, живет и развивается параллельно с ним. Так, в конце учебного года мы будем читать реалистические, жизнеподобные рассказы Антона Павловича Чехова, написанные в 1880-1890-е годы. А ведь именно в 1890 году выдающийся русский художник М. Врубель (1856–1910) напишет главную свою картину «Демон», напряженная и почти мучительная символика которой связана уже со следующей эпохой в развитии русского искусства…

Прослушайте фрагмент из 9-й симфонии Людвига ван Бетховена, затем фрагмент из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сравните тональность, общий пафос этих музыкальных произведений. Затем сопоставьте две картины – портрет А. С. Пушкина работы художника 1820-1830-х годов Ореста Кипренского и «Свежего кавалера» Павла Федотова. В чем принципиальное различие в отношении этих художников к жизни? В каком направлении развивалось русское искусство от первой ко второй половине XIX столетия?

Вопросы и задания

1. Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей XIX века?

2. Какие идеи воодушевляли людей той эпохи?

3. Каковы были главные события русской истории конца XVIII–XIX столетия?

4. Каким образом экономика того времени влияла на культуру?

Архангельский А. Н. Александр I. М., 2006 (ЖЗЛ).

В книге изложены основные факты жизни русского царя; его политические замыслы и реальные деяния.


Декабристы: Избранные сочинения: В 2 т. / Издание подготовили А. С. Немзер, О. А. Проскурин. М., 1987.

Из всех антологий литературного наследия декабристов, адресованных массовому читателю, эта – самая лучшая. Содержит программные документы ранних и поздних декабристских обществ, сочинения П. А. Катенина, Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, А. О. Корниловича, В. Ф. Раевского, Н. А. и М. А. Бестужевых, И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Г. С. Батенькова, И. Д. Якушкина. Краткие, но глубокие комментарии.


Людвиг Э. Наполеон: Биография. М., 1998.

Мастер психологического анализа, Эмиль Людвиг прославился жизнеописаниями великих людей. Марина Цветаева считала его книгу о Наполеоне лучшей из всех, посвященных этой исторической личности.


Тарле Е. В. Наполеон: Нашествие Наполеона на Россию //Тарле Е. В. Собрание сочинений. М., 1959. Т. 7 (или любое переиздание).

Книги одного из самых известных советских историков написаны легко и крайне увлекательно. Очерк жизни и деятельности Наполеона – это не популярная биография, а научный и публицистический труд, который тем не менее стал излюбленным чтением нескольких поколений россиян.


Тарле Е. В. 1812 год. М., 1959 (или любое переиздание). Краткий популярный очерк великих событий русской истории.


Троицкий Н. А. 1812: Великий год России. М., 1988. Подробное, детальное изложение истории Отечественной войны 1812 года.


Эйдельман Н. Я. «Мгновенье славы настает…»: Год 1789-й. Л., 1989.

Эта книга поможет вам сориентироваться в главных событиях Французской революции и узнать о том, как воспринимали ее в России; она специально адресована школьникам.


Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 2004.

История дворцового переворота, в результате которого погиб Павел I и к власти пришел его сын, будущий Александр I; подробно и ярко рассказано о проблемах, перед которыми стояла Россия на рубеже XVIII и XIX веков.


Эйдельман Н. Я. Твой XIX век. М., 1980. Популярные очерки о судьбах людей пушкинской эпохи, адресованные старшеклассникам.


Энциклопедия для детей: Искусство. Т. 7. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.

Краткое обозрение истории искусства, написанное специально для школьников.

Сентиментализм. Истоки русской прозы

Кризис идеалов Просвещения

У вас уже есть некоторые представления об эпохе Просвещения, о классицизме и сентиментализме как художественных методах, о классицистических идеях и о сентиментальном мироощущении. Теперь же мы постараемся проследить эти принципы, идеи и ощущения в развитии, в движении. Разница будет примерно та же, что между статичной фотографией и динамичным фильмом. Перемены в европейской литературе, как и в культуре в целом, накапливались постепенно, исподволь, незаметно для глаз, как незаметно меняется лицо человека в течение жизни.

Начиная с XVII века, да и то ближе к его середине, возникают разные группы писателей, которые придерживаются несхожих взглядов на искусство, на его задачи и формы выражения. Постепенно зарождается литературный процесс, в ходе которого меняются привычные формы творчества, происходит борьба направлений, поиск новых художественных идей… Жизнь культуры становится все разнообразнее, все сложнее.

В западноевропейской литературе эти перемены начинаются раньше, чем в России, ровно настолько, насколько раньше капитализм утверждается в Европе. Россия конца XVIII и начала XIX века – это феодальная страна, в которой буржуазные отношения лишь зарождаются. Русское купечество, мануфактурщики, заводчики еще не играют самостоятельной политической и культурной роли – они только накапливают силы для последующего рывка. И русская словесность первой половины XIX столетия, отзывчиво воспринявшая многие веяния европейской культуры, оставалась гораздо традиционнее, гораздо уравновешеннее, гораздо консервативнее (в хорошем смысле слова), чем романтические литературы европейских стран. Она соединила всю мощь традиции со свободой новизны – этим-то и было предопределено ее своеобразие и ее величие.

Что же в западноевропейской литературе непосредственно предшествовало взлету русской культуры? Какой пример оказался «заразительным» для отечественных писателей, подготовивших золотой век?

Главным событием интеллектуальной жизни Европы XVIII века стала, как вы теперь знаете, французская «Энциклопедия» с ее пафосом преобразования жизни на разумных началах. Но пока шла многолетняя работа над ней, многое успело измениться. Идеи энциклопедистов «спускались» из заоблачных интеллектуальных высот в буржуазные массы, становились расхожими формулами, общими местами. А тем временем в тиши философских и писательских кабинетов шла напряженная умственная работа. Как мыслители поколения Дидро и Вольтера разочаровались в прежней картине мира, так европейские интеллектуалы нового поколения постепенно разочаровывались в идеях самих энциклопедистов. Утрачивалась надежда и на всесилие человеческого разума, который дан каждому человеку от рождения, и на могущество опыта, который человек накапливает в течение жизни. Молодые мыслители все меньше верили в возможность «переделки» современного мира на рациональных началах. Все чаще они вспоминали о страшном землетрясении 1755 года в столице Португалии Лиссабоне, во время которого прекрасный город был на три четверти разрушен, а 60 000 его жителей погибли. Как после этого можно рассуждать о гармоничном, разумном мироустройстве? На что надеяться, что планировать, если в любую минуту сама жизнь может оборваться? Те идеалы, которые воодушевляли людей эпохи Просвещения, казалось, не выдерживают испытания историей.

Как будто предчувствуя этот поворот в умах современников и намного опережая свою эпоху, некоторые европейские писатели-просветители уже с 1730-х годов все чаще с горечью иронизировали над всесилием разума. Пока французские философы только обдумывали идеи, которые лягут в основание «Энциклопедии», английский прозаик Джонатан Свифт уже создавал свою бессмертную книгу «Путешествие Гулливера». И здесь среди прочего рассказывал о странствии Гулливера на остров разумных лошадей, которые сохранили мудрую справедливость, спокойную доброту, связь с природой – все то, что человечество давно потеряло… Значит, разум дан человеку лишь как возможность, этой возможностью можно воспользоваться, а можно ее упустить.

Другой английский прозаик Генри Филдинг в романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749) поведал историю жизни двух братьев. Том всегда следовал «зову сердца», естественной предрасположенности человека к добру и потому в конце концов состоялся как личность. Блайфил взял у педагогов лучшие знания, но не воспитал свое сердце – и потому естественная, природная разумность выродилась в нем в мелочную расчетливость.

Подспудно назревал вывод: необходимо воспитание, просвещение не только разума, но и чувств, иначе хрупкой европейской цивилизации грозит катастрофа.

Когда начинается кризис эпохи Просвещения? В чем он выражается?

Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности. Одновременно выявились и отрицательные стороны стиля Жуковского и Батюшкова. Поэтический стиль чуждался прямого и точного выражения переживаний. Для передачи психологических состояний сложились устойчивые словесные формулы («лучший цвет», «жизни сладость», «минувшие дни», например, и др.), обозначилась опасность вычурного, жеманного, манерного языка. Вместо простого, ясного и энергичного слога укоренялся метафорический.

Поскольку в поэзии Жуковского и Батюшкова центральными стали жанры элегий, посланий, баллад, отражавшие чувства «внутреннего человека», то непосредственно общественные эмоции ими затрагивались лишь частично. Задача художественного постижения национального характера не была решена. Это сразу же подметили поэты-декабристы, стремившиеся опереться не на европейские образцы, а на традиции русской и славянской словесной культуры.

Традиции Карамзина, развиваемой Жуковским и Батюшковым, они противопоставили традицию Ломоносова и Державина, сглаженному, гармоничному языку — славянизмы и архаизмы, заимствованные из летописей, церковно-славянских текстов, просторечие и разговорную речь.

Полемику о поэтическом языке открыл Павел Александрович Катенин (1792—1853) — талантливый поэт-декабрист, драматург и критик. Неудовлетворенный «русскими» балладами Жуковского, он дал свои образцы — «Ольгу», «Наташу», «Убийцу», «Лешего» и др. Катенина влекла русская древность, национальные сюжеты.

В отличие от Жуковского, Катенин выдвинул на первый план эпическое начало — национально-историческую характерность чувств Ольги. Поэт стремился превратить балладу в монументальный жанр, наполнив ее серьезным национально-историческим содержанием. Он ратовал также за правдоподобие чувствований, за народность литературы. Катенин одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка, ибо ни национальная история, ни национальный колорит не могли быть переданы, по его мнению, поэтическим стилем Жуковского и Батюшкова. Его позиция была поддержана впоследствии поэтом-декабристом, критиком и драматургом В.К. Кюхельбекером (1797—1846). Кюхельбекер отстаивает архаизированный язык, традиционно приуготовленный в русской поэзии для выражения высоких гражданских чувств.

Художественная литература в глазах декабристов была мощным средством гражданского воспитания. Многие из них сами были незаурядными поэтами и обладали литературным талантом, который они заставляли служить высоким общественным интересам и, прежде всего, пробуждать чувство свободы в среде русского дворянства.

Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826) — виднейший поэт-декабрист. Он писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, «думы» и поэмы.

Когда Рылеев говорил о себе: «Я не Поэт, а Гражданин», то имел в виду вовсе не противопоставление гражданской деятельности поприщу поэта или художника «чистого искусства», с одной стороны, и воодушевленного общественными идеями — с другой. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни, и это дело нисколько не хуже любого другого. Для самого же Рылеева поэзия — не искусство, а непосредственное выражение «живых чувств», поэтому возбуждать возвышенные патриотические чувства, увлекать современников на героические деяния еще не значит быть поэтом. Стихи — лишь одно из средств красноречивой манифестации гражданских настроений.

Сходных взглядов придерживались с различными отклонениями все декабристы. Но так как они все-таки были причастны к искусству и прекрасно понимали, что общественное воздействие не в последнюю степень зависит от искусства, от мастерства исполнения, а не только лишь от благородных общественных намерений, то проблемы литературного развития их живо интересовали. Больше того, сугубо литературные задачи часто оказывались в самой гуще завязывающихся идеологических споров.

Декабристы были ревностными сторонниками романтизма и много способствовали его победе. Они связывали с понятием романтизма воспитание чувств гражданских, патриотических. Поэтому в отличие от Жуковского они выдвинули национально-историческую и гражданско-героическую тему. При этом подлинным содержанием искусства для романтиков выступает душа, ее порывы и чувства. Для Жуковского мир души — мир личных устремлений, человек у Жуковского занят преимущественно самовоспитанием. Жуковский-поэт заботится прежде всего о том, чтобы усовершенствовать нравственный потенциал личности, облагородить человека, привить ему гуманные понятия и чувствования.

Не отрицая самовоспитания личности, декабристы уповали, главным образом, на общественное воспитание. Высокие нравственные качества человека, утверждали они, рождаются в гражданской истории. Интимные переживания, сколь бы ни были значительны, все-таки слишком узки. Измена возлюбленной, потеря близкого друга, смерть любимого человека, переживание тягостного одиночества, рождающего печаль, вполне законны, но недостаточны, ибо сущность человека заключена в его общественных деяниях. Вот почему гражданские и патриотические страсти, не переставая быть личными переживаниями, по мнению декабристов, гораздо более других страстей достойны выражения в поэзии.

Декабристы противопоставили романтизму психологического толка совершенно иной круг тем, мотивов, ситуаций. Воинская слава, героический подвиг на благо отчизны, обличение тиранов поэтическим словом, верность общественному долгу — таковы темы их поэзии. При этом декабристы в духе своих представлений перерабатывают характерные жанры романтической поэзии. Так, Рылеев в послании «Вере Николаевне Столыпиной» переосмыслил традиционный жанр элегического послания. Событие, легшее в основу послания, трагично и печально: Столыпина, дочь уважаемого декабристами Н. С. Мордвинова, потеряла мужа, А. А. Столыпина, сочувствовавшего передовым дворянам. Однако Рылеев пишет не элегическое послание, а гражданский катехизис. Он избегает элегических медитаций и наполняет стихотворение «учительным» пафосом, страстным призывом. Он видит в героине не возлюбленную, пораженную несчастьем, не подругу, разлученную с любимым, а наделенную гражданскими чувствами мать семейства. Поэт взывает к «священному долгу» женщины. Он нарочито отвергает традиционные элегические чувствования. В минуту горя он пробуждает в адресате стихотворения общественные настроения:

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Героиня послания предстает убежденной декабристкой — единомышленницей поэта, лишь временно отчаявшейся, но способной побороть несчастье. Поэтому вместо элегического послания Рылеев создает призывно-пафосное стихотворение с присущими ему ораторскими оборотами.

Соответственно гражданскому уроку меняется и поэтическим словарь, обычно присущий элегическому посланию: в стихотворение широко входят общественно-политическая лексика («священный долг», «сограждане»), слова и обороты несвойственного элегии «высокого» стиля («чад», «пасть» и др.). В то же время личный характер гражданской темы не исчезает.

Перестройка сложившихся жанров касалась и жанра любовной элегии. В стихотворении «Ты посетить, мой друг, желала...» Рылеев намеренно воссоздает типичную ситуацию любовной элегии: здесь и «уединенный угол», и изнемогающая «в борьбе с болезнью роковой» душа, и оромантизированный образ возлюбленной («Твой милый взор, твой взор волшебный»), и герой-страдалец. Здесь же возникают характерные элегические формулы и интонации и даже отказ от счастья, хотя герой и героиня чувствуют взаимное влечение.

Однако причиной этой несостоявшейся любви является не измена героя или героини, не разочарованность героя в любви или в своей возлюбленной, а овладевшая им гражданская страсть, во имя которой он отвергает любовь в дни, когда «отчизна страждет» и когда «душа... одной свободы жаждет».

Так в любовную элегию вторгается гражданская тема, мотивирующая поведение героя. Тем самым декабристы расширяли рамки традиционных жанров, наполняя их новым содержанием. Жанр элегии получал возможность выражать не только интимные, но и гражданские чувства.

Среди декабристов не было единого понимания романтизма. Декабристский романтизм не только отвергал принципы лирического субъективизма, развитые Жуковским, но и усваивал его достижения.

Рылеев в отличие от Катенина сосредоточился на психологии национального характера, на выражении гражданских страстей, наполняющих душу. Поэтому для передачи их он невольно обратился к Жуковскому, к его ситуациям и словарю. В целом он использует язык, введенный карамзинистами.