Урок на тему алтай. Алтай.docx - Урок по географии на тему "Алтай". «алтай, прекрасная моя родина…»

Дата:_______
Класс: 8
Тема: «Алтай»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
1) Дальнейшее формирование знаний о природных
районах республики.
2) Ознакомление учащихся с физико­географическими
условиями гор северо­востока Казахстана.
3) Выявление особенностей природы Казахстанского
Алтая.
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
Методы и
методические
приёмы:
1) Продолжить формирование естественно­научного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил
бережного отношения к почвенным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
выделять главное.
3) Продолжить развитие умений работы с
географическими картами.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.

I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам:
1) Каково влияние географического положения на формирование территориальных природных
условий?
2) Как вы объясните особенности рельефа Мугоджар и связь между историей развития территории и
тектонической структурой?
3) Как вы понимаете наличие континентальности климата казахстанской части Урала? Каково его
влияние на внутренние воды?
4) Какие существуют отличия в ведении сельского хозяйства в западной и восточной частях
Мугоджар?
II. Изучение нового материала:
1) Географическое положение.
Алтай ­ часть самой крупной горной системы, называемой Саяно­Алтайские горы, границы которой
простираются от озера Зайсан до озера Байкал. В Казахстан входит только его юго­западная окраина.
Южной границей является бассейн реки Черный Иртыш и озеро Зайсан, а западной ­ Калбинский
хребет.
2) Рельеф и геологическая структура.
По особенностям рельефа Казахстанский Алтай делится на три части: Южный Алтай, Рудный Алтай
и Калбинский хребет.
Зап. на доске:
Алтай
Южный Алтай
Рудный Алтай
Калбинский
хребет
Расположен между
рекой Бухтармой
на севере, озером
Зайсан и рекой
Черный Иртыш - на
юге.
в пределы
Казахстана
заходит
западными
отрогами
(Листвяга и
Холзун)
Расположен на
левой стороне
реки Ертыс
Южный Алтай расположен между рекой Бухтармой на севере, озером Зайсан и рекой Черный
Иртыш ­ на юге. На западе долина Ертыса отделяет его от Калбинского хребта. На вое­токе Южный
Алтай сливается с плоскогорьем Укок. Отсюда на запад и юго­запад отходят две цепи горных
хребтов.
Их разделяют реки Курчум и Каргоба. На юге расположена система хребтов Тарбагатай (2739 м),
Сарымсакты (3373 м) и Нарым (2400 м), которые относятся к северной части Южного Алтая, а к его
южной части относятся Южно­Алтайский (3483 м) и Курчумский (2644 м), хребты Сарытау (3300 м)
и Азутау.
Между хребтами Азутау и Сарытау на высоте 1449 м расположена Маркакольская котловина.
Приподнятая часть этой территории на востоке, постепенно снижаясь к западу, превращается в
предгорные возвышенности. Между вершинами гор встречаются небольшие, неглубокие впадины ­
озера. Они лежат на высоте 2300­2500 м над уровнем моря. Западная граница Южного Алтая

проходит вдоль горной цепи Холзун. Южные склоны гор крупные, сильно расчлененные. Предгорье
сравнительно пологое.
Рудный Алтай в пределы Казахстана заходит западными отрогами. Главные из них ­ Листвяга и
Холзун. Рудный Алтай состоит также из Ульбинского (2300 м), Ивановского (2775 м) и Убинского
(2100 м) горных хребтов, которые находятся на северо­востоке Южного Алтая. Они простираются от
горного хребта Катунь и плоскогорья Укок. Максимальные высоты сосредоточены на крайнем во­
стоке Казахстанского Алтая.
Рельеф Рудного Алтая очень разнообразен. Восточные части хребтов сильно расчленены и имеют
высокогорный характер. Горные склоны покрыты \ большей частью хвойными лесами. К западу горы
понижаются, формы их становятся округлыми, склоны пологими. Местами встречаются плато с
выровненными поверхностями.
Калбинский хребет расположен на левой стороне реки Ертыс. Его самая высокая точка ­
Сарынгокы (1558 м). К западу хребет понижается и сливается с Сарыаркой. Вершины гор овальные,
склоны сильно расчленены, некоторые территорий равнинные. Казахстанский Алтай образовался в
результате герцинской складчатости. Неоднократные поднятия чередовались с разрушениями. Край,
превратившийся в равнину в конце мезозойской эры, подвергался новым тектоническим поднятиям в
неогене и антропогене. В результате сформировался современный горный рельеф Алтая.
Казахстанский Алтай сложен разнообразными осадочными и метаморфическими породами ­
глинисто­кремниевыми сланцами, известняком, гранитами палеозоя.
3) Полезные ископаемые.
Алтай богат полезными ископаемыми. Большие запасы ртути, серебра, вольфрама, олова, цинка и
свинца находятся в этих горах. В Нарымском и Курчумском хребтах добывают золото и редкие
металлы, в Калбинском ­ олово и вольфрам. Для переработки полезных ископаемых построены
металлургические заводы в Усть­Каменогорске, Риддере, Зыряновске. Процесс добычи и выплавки
ископаемых руд на территории восточной части Казахстана является причиной сложившейся
неблагоприятной экологической обстановки. Поэтому защита природной среды ­ строительство
очистных сооружений, уменьшение количества вредных примесей в отходах и дыме, выбрасываемых
заводами, ­ является главной экологической задачей современности.
4) Климат.
В казахстанской части Алтая климат умеренно континентальный. По сравнению с близлежащими
равнинами летом в горах бывает прохладно, а зимой, наоборот, тепло. Наблюдается здесь
температурная инверсия. В результате в замкнутых котловинах зимой очень холодно (до ­40"С),
летом жарко. С высотой температура летом понижается. Если в июле на склонах низкогорий
температура +19 +22°С, то на высоте 1000 м +16+14°С, а на уровне 2500­2700 м ­ температура не
превышает +6 +7°С. Средняя температура в Усть­Каменогорске зимой ­15°С. Среднегодовое
количество осадков в предгорьях составляет 300­400 мм, в горах ­1000­1500 мм. Зимой в горах
выпадает много снега. Иногда его толщина достигает 1­3 метров. А в замкнутых котловинах выпадает
незначительное количество снега. Часто наблюдаются снежные лавины, селевые потоки.
5) Реки, озера и ледники.
На Алтае много рек, которые берут свое начало с горных снежников, и ледников.
Зап. в тетр.: Самая большая река на Алтае ­ Ертыс ­ начинается в Китае и протекает между
Калбинским и Нарымским годными хребтами.
В нее впадают реки Бухтарма, Курчум, Уба, Ульба и др. На Ертысе построены Усть­Каменогорская,
Бухтарминская и Шульбинская ГЭС. Они обеспечивают электроэнергией всю Восточно­
Казахстанскую область и другие регионы республики. Множество малых рек ­ Ак Берель, Тургысын,
Билезекты, Березовка, Кокпекты, Малая Ульба, Калжир, Калгуты, Улан, Аблакетка, Кызылсу,
Алкабек, Аккаба, Кайынды, Бокен и др. ­ впадает в Ертыс, Бухтарму, Нарын, Курчум и в некоторые
озера.
Алтай богат и озерами. Площадь многих из них более 1 км2 (Язовое, Черновое, Бухтарминское,
Турангыкуль и т.д.).
Зап. в тетр.: Самые крупные озера ­ Зайсан (площадь 5510 км2) и Mapкаколь (площадь 455 км2).

В 1976 году здесь был организован
Маркаколь расположен в тектонической котловине.
Маркакольский заповедник.
Зап. в тетр.: в Алтайских горах Казахстана находятся 328 ледников общей площадью 89,6 кма.
Ледники в основном расположены на высоте свыше 2600 м. Большинство ледников находится в
хребтах Катунь, Холзун, Ивановский, Южно­Алтайский, Сарымсакты.
6) Природные зоны. Растительный и животный мир.
На климатические условия Алтайских гор значительное влияние оказывает их географическое
положение. Поэтому в горах, расположенных в западной части Алтайского края, ежегодно выпадает
большое количество атмосферных осадков. Склоны низких гор юго­востока сухие.
Высотные пояса Алтая на юго­западе, со стороны Зайсанской котловины, начинаются с
полупустынной зоны, которая поднимается до высоты 900­1100 м, на северо­западе ­ со степной зоны,
которая поднимается до 1600­1800 м. Горно­лесной пояс распространен на уровне 2100­2300 м, суб­
альпийские луга ­ на высоте 2500­2600 м, выше 2600 м расположен ледниковый пояс. В лесах растут
лиственницы, сосны, ели, кедры и пихты. Альпийские луга в летние месяцы используются для выпаса
скота и пчеловодства. Высокогорный пояс представлен горной тундрой, каменистыми скалами и
ледниками. Подножья гор и низкогорья покрыты плодородными черноземами, там распространена
растительность степных зон (белый ковыль, типчак и др.)» в полупустынных зонах ­ солянковые
растения. В лесах много черной смородины, шиповника, в межгорных долинах ­ фиолетово­кречето­
вых трав и др.
На Алтае много животных, В лесах разводят маралов. Из диких животных обитают медведи, кабаны,
лоси, горные козлы, снежные барсы. Встречаются неценные пушные звери ­ соболь, норка,
акклиматизированные водяные крысы, енотовидные собаки, хорьки. Из птиц водятся глухари,
рябчики, куропатки, дятлы, горные индейки ­ улары.
В целях охраны природы ­ редких зверей и растений Восточного Казахстана ­ в 1976 году был
организован Маркакольский заповедник. Объекты охраны ­ 58 видов зверей, 260 видов птиц, 4 вида
рыб, 721 вид растений.
Восточная часть Казахстана ­ территория республики с развитым лесным хозяйством. Лес является
его основным богатством. Но в последние годы интенсивное использование лесных ресурсов,
бесконтрольная вырубка деревьев привели к уменьшению лесных площадей.
На горных лугах пасется скот, развито пчеловодство.
III. Закрепление:
I. Устный опрос по вопросам:
1) Сравните физическую и тектоническую карты и определите, соответствует ли тектоническое
строение Казахстанского Алтая рельефу.
2) Почему казахстанская часть Западного Алтая называется Рудным Алтаем?
3) Почему рельеф Казахстанского Алтая и Уральских гор различен, хотя они появились в одном
периоде? Почему здесь «обновление» происходило быстрее, чем в Уральских горах?
4) Почему климат отличается на западных и восточных склонах Алтая?
5) Чем характеризуется алтайский тип режима рек? Как используются реки этой территории?
6) Сколько ледников находится в Алтайских горах Казахстана? Где они в основном расположены?
7) Как используются природные ресурсы Алтая?
II. Работа с контурной картой:
1) На контурной карте (с. 6­7) «Физико­географического атласа Казахстана» укажите направления
расположения горных хребтов Алтая. Нанесите месторождения полезных ископаемых.
2) По схеме высотных поясов Алтая объясните разнообразие их типов.
III. Заполнить таблицу:
Регион
Географическое
положение
Рельеф
Полезные
ископаемые
Климат
Внутренние
воды
Природные
зоны
Экологические
проблемы

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8

Тема: « Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

Ход урока.

    Организационный момент . Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

III . Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

V . Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая .

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

Зубчатые горы;

Сырты – выровненные участки;

Впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

Карстовые явления;

Особая экспозиция хребтов;

Ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1. Калбинский хребет;

2. Южный Алтай;

3. Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

VI . Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

VII . Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

VIII . Домашнее задание. § 45, схема на стр. 190, таблица

IX. Итог урока.






















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель. Создание условий для повышения интереса к изучению родного края.

Задачи.

  • Познакомить детей с достопримечательностями родного края, его природой.
  • Развивать познавательную и творческую активность учащихся через знакомство с культурным наследием.
  • Воспитывать интерес к изучению родного края, своих корней через использование краеведческого материала.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация Microsoft Office Power Point "Виртуальное путешествие по Алтайскому краю";
  • маршрутный лист – Приложение 2 .

Музыкальное сопровождение: слайд-шоу на песню М.Евдокимова «Мой Алтай» – Приложение 1 (материал спрашивайте у автора статьи – прим. ред. )

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон…

Слайд-шоу на песню М.Евдокимова «Мой Алтай»

Ведущий 1: И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором. И не пугали меня никогда эти горы, хоть наверху на них – голо, снег… Мне милее пашня. Но не ровная долина, а с увалами, с гривами, с откосами. Но и горы, и снег этот на вершинах, когда зелено, - никогда чуждыми не были, а только еще милей и теплей здесь, внизу.

В.М.Шукшин

Ведущий 2: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь, - без всего этого человеку жить просто невозможно. Среди самого заветного есть у человека Родина. Вы, наверное, уже догадались, в какой же уголок нашей земли мы совершим наше путешествие.

Слайд 2

Ведущий 1: Ребята, сегодняшняя встреча у нас не совсем обычная. Мы предлагаем отправиться в виртуальное путешествие по Алтайскому краю, где мы с вами родились и живём. Мы узнаем много интересного о своей Родине, о своем родном крае.

Слайд 3

Чтец 1:

Пусть же будет Алтай родником моей песни,
И сверхмодным течениям всем вопреки,
Я уверен, что песня родится не тесной,
Потому что просторы его широки!
В нем и степи, и пики вершин снежнобелых,
И могучая Обь, и речушка Топош,
А в тайге, если спрячется парочка Бельгий,
То, пожалуй, не так уж и сразу найдешь.

Марк Юдалевич

Ведущий 1:

Я приглашаю в гости вас
В любимый край родной.
Недлинным будет мой рассказ,
Но все-таки с душой.

– Как же вам рассказать о нашем крае? Может песни помогут? Ведь в песнях душа народа. Может сказки помогут? Ведь в сказках глаза народа. А может просто посмотреть!..

Чтец 2:

Здесь все твое! Луга и нивы,
Цветы, туманы, облака.
И ветра мягкого порывы,
И трав шумящие шелка…

И.Рождественский

(На фоне сменяющихся слайдов звучит легкая музыка и экскурсовод рассказывает о достопримечательностях Алтайского края. Слайды 4-34)

Ведущий 1: Алтай по праву считается уникальным местом. Это самое красивое и самобытное место на земле. Алтай лежит в самом сердце Азии, почти на равном расстоянии от трёх океанов Земли – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. По площади – Алтай примерно равен Великобритании, в три раза больше Австрии, в восемь с половиной раз больше Бельгии.

Чтец 2:

Мой дом родимый – голубой Алтай.
Живу Алтаем в листопад и грозы.
Дышу Алтаем в разноцветный май,
Алтаем греюсь в лютые морозы!

Юрий Гусев

Ведущий 2:

Алтайский край – кусок земли
С огромной карты не приметен.
Вокруг себя ты посмотри
Увидишь, он великолепен!

– И пусть Алтайский край занимает на карте не так уж много места, но по богатству природы и по своей красоте он может поспорить со многими странами.

Ведущий 1: В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «золотой». Это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Кто хотя бы раз побывал на Алтае, тот обязательно вернется сюда еще не раз. А если родился здесь…

Чтец 3:

Алтай природою поёт,
Всей суммой трав, деревьев веток.
Алтай – а в нём услышишь рай…

Чтец 1:

Когда весна зальёт цветами
Луга – всей пестротой поют.
И этой цветописи пламя,
Как сказка – воплотилась тут.

Чтец 2:

Ковыли качаются, пестрят,
И овёс пустынный всходит бурно.
Тонконог сорваться с места рад
Был бы – но фантазия абсурдна.
Разнотравье цветностью сильно –
Незабудки смешаны с геранью.
Луг в пространство входит резкой гранью,
С воздухом такая заодно.

Чтец 3:

Степь горная сменилась лесом,
Играет красками Алтай.
Тут кедры, замершие в вечном
Движенье вверх, в небесный край.
Леса из лиственницы носят
Характер парковый – они
Весьма разрежены, и копят
Века, не замечая дни.

На фоне сменяющихся слайдов и легкой музыка и экскурсовод рассказывает об интересных местах нашего края. Слайды 35-53)

Чтец 3:

Большая Родина без малой
Не то что слишком велика,
А как бы дом родной – без мамы,
Без дела – мамина рука, –
Непредставима, неконкретна,
Не столь заботлива, тепла...
Ах, малой родины примета –
Четыре жерди, два кола,
Над ними – рдяная рябина!
За ними – тропка до крыльца, –
Да, это ты, мой край родимый,
Край дедов, мамы и отца.
Отчизна, Родина, опора,
Моё спасенье в час лихой,
И во спасение которой
На смертный бой готов любой.

Чтец 1:

Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься,
И в жаркий день у родника напьешься.
Мой край родной! Я с родником
И с каждым ключиком знаком.
«Родник» и «родина» созвучны.
Близки как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев.

Н.Смирнов

Ведущий 2: Нельзя забыть эти светлые берёзовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля с золотыми колосьями пшеницы, таинственные лесные озёра и овраги, а как найти слова, чтобы описать красоту алтайских гор. Чего только нет в нашем краю!

Чтец 2:

Край степной, край сосновый
Хоть немного суровый, но до боли родной.
Все мы родом с Алтая,
Все мы здесь родились.
С этим краем чудесным
Мы душою срослись.
Голубые озера, цепь заснеженных гор,
Говорливые реки разрезают простор.
А в березовых рощах
Ветры косы плетут.
И прекрасные люди
На Алтае живут.
По широкому полю серебро ковылей,
А в небесном просторе слышен стон журавлей.
И такая услада
Встрепенется душа.
Эх, сторонка родная!
До чего же хороша!

Чтец 3:

Край мой, сердцем обласканный
Наяву и во сне,
С потемневшими красками
На разлитой сосне.
Край с озерной синью
До колен тополям,
С табунами осинок
По ковыльным полям.

Н.Черкасов

Слайд 54

Чтец 3:

Как рада я, мой край любимый,
Что родилась я здесь и здесь живу,
И нет на свете места мне родимей,
Где обрела бы я свою судьбу!
Горжусь тобой, частицей мира,
Родимой матушкой моей.
За все я говорю "спасибо"…

Алена Бабич, с. Родино

Ведущий 2:

И пусть пройдут года, но все же
Всем обещаю: "Я вернусь сюда!"
Поскольку нет любимей и дороже,
Чем ты, моя Алтайская земля.

Алена Бабич, с. Родино

В презентациях использованы материалы Интернет:

1. http://podarok22.ru/barnaul-opodarkach014.html
2. http://rodino-info.ru/arts/
3. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1996. – Т. II. – 488 с., ил.
4.Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. – Т. I. – 368 с., ил., карты, схемы.

Открытый урок в 8 классе. География Казахстана.
Тема: Алтай. Физико-географическая характеристика. Цель: Выделить особенности природы горного массива Алтая. Задачи урока: 1.Определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов ресурсов. 2. Развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы - горному району. 3.Воспитание чувства ответственности, умение работать в коллективе, повышение интереса к изучению предмета. Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас 8 класс, тестовые задания (2 варианта), цветные карточки, словарь, гербарий, карточки «Алтай».

Посмотрите, какой он, наш золотой Алтай!

Где есть такие кедрачи, зеркальные озера,

Сильные непокорные реки.

М.В. Бородин.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью. Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания. Вид урока: комбинированный.
Ход урока: I. Организационный момент.Учитель: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе - гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу. Открыли наши рабочие тетради, запишем число. Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте назовем его уроком Творчества и Мастерства. Почему же именно так? А потому что за время урока вы покажите нашим гостям и себе свое творчество и мастерство, т.е. вашу смекалку и выдумку, оригинальность и поэтичность, и многие другие качества. II . Проверка домашнего задания. Ребята, давайте мысленно перенесемся в край гор. В этом нам поможет кроссворд. 1.Работа с кроссвордом.


а) Природный район, который можно назвать «золотым» - (Алтын). б) Разнообразный растительный покров, придающий этому району уникальность и неповторимость красоты - (леса). в) Воды, текущие весной из-за таяния снегов и льдов и оживляющие природу после долгого зимнего сна – (талые). в) Озеро, образовавшееся в тектоническом прогибе – (Зайсан). г) Природная зона, состоящая из хвойных пород – (тайга). 2.- В выделенных клетках вы видите название природного района, который нам предстоит изучить. Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтай и доказать, что это действительно «золотые горы» (Алтай – с монгольского языка «алтын» - золото). Вот как говорил путешественник М.В. Бородин о Алтае (эпиграф к уроку). III . Мозговой штурм: 1. «Что вы знаете о горах Алтай?» Ответы учащихся ассоциации в рисунках. Класс поделен на 2 группы. 2. Работа с контурной картой Отметить горы Алтай на контурной карте. 3. Заполнение концептуальной карты (по уровням)
ФГП Алтая

А – сложный уровень карта начерчена на доске В – средний уровень С – легкий уровень 4.Характеристика учащимися а) ФГП Алтая. б) Образование гор. в) Рельеф и полезные ископаемые (карточки № 1,2,3). г) Климат (карточка № 4). д) Внутренние воды. е) Природные комплексы Алтая (карточка №5). IV. Закрепление изученного материала.1.Творческая работа: ЭССЕ «Где мне могут пригодиться знания этого урока?». 2. Пятистишье: Алтай Золотой, рудный Протянулся, формируется, граничит «Алтай – жемчужина Казахстана» Горы. 3. Работа с тестами 2 варианта. 4. – Урок я хочу закончить словами Н. М. Ядринцева еще одного путешественника по Алтаю: Объехав выси льдистых гор, Я видел край прекрасный И отдался ему душой, Душой моею страстной. - Этими словами я выражаю свое отношение к чудесному краю – горному Алтаю, а вы ребята, отразите свои чувства, которые возникли у вас после знакомства с ними на уроке. В этом вам поможет кластер «Алтай»: Белуха эндемики
Записываем домашнее задание: §45 7. Выставление оценок.

Во многом сохранились у современных носителей этнической культуры. Они неотделимы друг от друга и непосредственно связаны с духовной культурой и верованиями людей. Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире.

Духовная культура алтайцев, потомков древнего тюркского этноса, занимает достойное и основное место среди представленных на Алтае традиционных культур. В ходе длительного исторического развития она впитала в себя многие духовно-нравственные традиции народов Центральной Азии.

Самые дешевые билеты из Москвы в Горно-Алтайск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Одно из центральных мест в мировоззрении алтайцев занимает культ Алтая

Согласно этому мировоззрению, существует ээзи (хозяин) Алтая. Хозяин Алтая это божество, покровительствующее всем живущим на Алтае. Обитает он на священной горе Уч-Сумер и имеет образ старика в белой одежде. Увидеть его во сне считается предвестием удачи для человека. Во время молений можно познать или ощутить его невидимое присутствие. Он владеет правом давать жизнь на земле, сохраняя и развивая ее. Спроси алтайца «Кто твой бог» и он ответит «Менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «Мой бог камень, дерево, природа, Алтай». Почитание ээзи Алтая проявляется через обряд «кыйра буулар» повязывание ленточек на перевалах, обоо и произношение благопожелания (алкыши) для своей семьи, безопасной дороги, защиты от болезней и несчастий. Алкыши имеют защитную и магическую силу.

Территория Горного Алтая изобилует реками, озерами, родниками. Согласно традиционному мировоззрению в горах, водных источниках, долинах и лесах обитают духи. Духи водных источников, как и горы, могут быть божествами небесного происхождения. В случае несоблюдения особых правил поведения около этих источников они могут представлять угрозу жизни человека. Вода Горного Алтая обладает поистине целебными свойствами излечения многих болезней. Главным образом такими свойствами наделяются целебные родники – аржаны. Как считают коренные жители, вода в таких источниках сакральна и может наделять бессмертием. Нельзя отправляться на источник без проводника, который не только знает путь к нему, но и обладает опытом лечебной практики. Важное значение придается времени посещения аржана. По верованию алтайцев горные озера являются любимым местом горных духов. Туда редко может проникнуть человек, и потому оно чистое.

Каждый род имеет свою священную гору. Гора рассматривается как некое хранилище жизненной субстанции, сакрального центра рода. Женщинам запрещается находиться вблизи почитаемых родовых гор с обнаженной головой или босиком, подниматься на нее и называть вслух ее имя. Следует отметить в алтайской культуре особый статус женщины. Согласно древним представлениям женщина это драгоценный сосуд, благодаря которому растет род. Отсюда вытекает мера ответственности мужчины за женщину. Мужчина – охотник, воин, а женщина – хранительница очага, мать и воспитательница.
Проявление сакральности окружающего мира сегодня можно увидеть и в отношении к предметам материального мира, в семейно-брачных обрядах, этике и морали алтайцев. Это послужило табуированию в поведении, обычаях и традициях. Нарушение такого запрета приносит наказание человеку. Особенностью традиционной культуры алтайцев является глубокое понимание многих явлений. В соответствии с законами космоса организуется и пространство жилья. Алтайский аил строго разграничивается на женскую (правая) и мужскую (левая) половину. В соответствии с этим установлены определенные правила приема гостей в аиле. Определенное место занимает знатный гость, женщины и молодежь. Центром юрты считается очаг – вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь.
У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той – первый день свадьбы на стороне жениха – и сейчас можно увидеть ветки культового дерева – березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек – невестин день. Алтайцы исполняют на свадьбе сразу два обряда – традиционный и официальный, светский.

Алтайцы очень гостеприимны и радушны

По традиции передаются правила поведения в быту, приема гостей, соблюдение родственных отношений. Например, как подавать араку в пиале гостю, курительную трубку. Существует обычай доброжелательно принимать гостя, подавать ему молоко или чегень (квашеное молоко), приглашать к чаю. Главой в семье считается отец. Мальчики в алтайской семье всегда находятся при отце. Он их учит ухаживать за скотом, выполнять работу по двору и обучают охотничьему промыслу, а также умению разделывать добычу. Мальчику с раннего детства отец дает сыну коня. Конь становится не только средством передвижения, но членом семьи, помощником в хозяйстве и другом хозяина. В старину в алтайских селах спрашивали «Кто видел хозяина этого коня?». При этом называли только масть коня, а не имя хозяина. По традиции младший сын должен жить с родителями и проводить их в последний путь. Девочки осваивают работу по дому, готовить еду из молочных продуктов, шить, вязать. Они постигают каноны обрядово-ритуальной культуры, хранительницы и созидательницы будущей семьи. Столетиями вырабатывалась и этика общения. Детей учат обращаться ко всем на «вы». Это связано с верой алтайцев, что человек имеет двух духов покровителей: Небесный дух, он связан с Небом, и второй – дух предка, связанный с Нижним миром.
В устной форме в духовной культуре алтайцев сказителями (кайчи) передавались легенды и героические сказания. Изложение эпических легенд происходит особым способом, горловым пением (кай). Исполнение могло занимать несколько дней, что говорит о необычной силе и способностях голоса кайчи. Кай для алтайского народа это молитва, сакральное действие. И сказатели пользуются огромным авторитетом. На Алтае существует традиция состязания кайчи, их также приглашают на различные праздники, свадьбы.
Для алтайского народа Алтай живой, он кормит и одевает, дает жизнь и счастье. Он неиссякаемый источник благополучия человека, это сила и красота Земли. Современные жители Алтая сохранили немалую часть традиций своих предков. Это касается, в первую очередь, сельских жителей. Многие традиции в настоящее время возрождаются.

Горловое пение Кай

Песенная культура алтайского народа уходит в глубокую древность. Песни алтайцев – это сказания о героях и их подвигах, истории повествующие об охоте, встречах с духами. Самый длинный кай может продолжаться несколько суток. Пение может сопровождаться игрой на топшуре или ятакане – национальных музыкальных инструментах. Кай считается мужским искусством.

Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музакального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.

В настоящее время комус — популярный алтайский сувенир.

Испокон веку на перевалах и у родников в знак поклонения Алтайдын ээзи - хозяину Алтая, привязывают кыйра (дьалама) - ленты белого цвета. Белые ленты, развевающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками - обоо таш, всегда привлекали к себе внимание гостей. И если гость хочет привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, должен знать для чего и как это делается.

Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости от того, как их привыкли называть жители той или иной местности) - один из самых древних обрядов. Кыйра (дьалама) привязывают на перевалах, у родников, на местах, где произрастает арчын (можжевельник).

Существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый повязывающий кыйра (дьалама). Человек должен быть чистым. Это означает, что среди его родственников и членов семьи в течение года не должно быть покойников. На одном и том же месте кыйра (дьалама) можно привязывать один раз в год. Лента - кыйра должна быть только из новой ткани шириной 4-5 см, длиной от 80 см до 1 метра и должна привязываться парой. Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну или ель.

Привязывают в основном ленту белого цвета. Но можно голубую, желтую, розовую, зеленую. Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Каждый цвет кыйра имеет свое предназначение. Белый цвет – цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род. Желтый цвет – символ солнца, луны. Розовый цвет – символ огня. Голубой цвет – символ неба, звезд. Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.

Человек мысленно обращается к природе, к Бурканам через алкыши-благопожелания и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом. На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник, проезжающий через перевал, просит у Хозяина Алтая благословения, счастливого пути.

Сохранившиеся по сей день во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада делают Алтай привлекательным с точки зрения культурного и этнографического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на территории нескольких этносов с разнообразными и колоритными культурами способствует формированию на Алтае богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов.

Этот факт, наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью, является важнейшим фактором определяющим притягательность Горного Алтая для туристов. Здесь все еще можно в «живой среде» увидеть добротные избы пятистенки, многоугольные аилы и войлочные юрты, колодца-журавли и коновязи чакы.

Особенно актуальным этнографическое направление туризма становится в последнее время, чему способствует возрождение традиций в том числе связанных с шаманистскими обычаями и бурханистскими ритуалами. В 1988 году был учрежден проводящийся раз в два года театрализовано-игровой фестиваль «Эл-Ойын», привлекающий огромное количество участников и зрителей со всей республики и из-за ее пределов, в том числе и из дальнего зарубежья.
Если вы всерьез заинтересовались традициями и культурой алтайцев, то безусловно вам стоит посетить деревню Мендур-Соккон, где проживает собиратель алтайской старины И. Шадоев, и действует созданный его руками уникальный музей.

Кухня народов Алтая

Основным занятием населения Алтая было скотоводство. Летом люди пасли свои стада в предгорьях и на альпийских лугах, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело разведение коней. Разводили также овец, в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу. Важным промыслом также была охота. Поэтому неудивительно, что в национальной алтайской кухне предпочтительное место занимает мясо и молоко. Кроме супа — кoчo и вареного мяса, алтайцы делают дoргoм — колбасу из кишок барашка, керзеч, кан (кровяную колбасу) и другие блюда.
Из молока алтайцы готовят большое разнообразие блюд, в том числе самогон из молока — араку. Кислый сыр — курут, тоже изготовлен из молока и его можно попробовать у алтайцев.
Все знают о любимом блюде алтайцев — чае с талканом. Но многим ли известно, что приготовление талкана настоящий ритуал и что готовят его точь в точь как описывал Геродот, на каменных зернотерках.
Из талкана с кедровыми орехами и медом можно приготовить сладость ток-чок. Талкан как и манка дает вес детям, от него они поправляются, но проблем с нежеланием ребенка кушать его, или диатезом не бывает. Ребенок, привыкший к талкану, никогда его не забывает. В алтайском доме принято гостя прежде всего угощать чегенем — напитком, вроде кефира.
Ну и конечно, кто пробовал калтыр (лепешку), теертпек (хлеб, печеный в золе) и боорсок (колобочки, сваренные в жиру) горячими, тот никогда не забывает их вкус.
Чай алтайцы пьют с солью и молоком. Улаганские алтайцы (телеуты, байаты) добавляют в чай еще масло и талкан.

Молочные блюда

Чегень
Старый чегень — 100 г, молоко — 1 литр.
Чегень — кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня из расчета 100 г на 1 литр молока. Первоначальной закваской служил забелонь (внешняя часть молодого тальника), которую сушили и давали постоять на дыму. Перед закваской старый чегень хорошо размешивается в чистой посуде, затем выливают тёплое кипячёное молоко, тщательно размешивают. Готовят и хранят в специальной посуде с плотной крышкой — бочонок на 30-40 л, его тщательно моют, обливают кипятком и окуривают 2-2.5 часа. Для окуривания используют гниль здоровой лиственницы и ветки черёмухи. Для созревания чегень ставят на 8-10 часа в тёплое место для предотвращения перекисания. Молоко, сливки и закваску соединяют, тщательно перемешивают в течение 5 минут, сбивают каждые 2-3 часа. Хороший чегень имеет плотную, без крупинок, консистенцию, приятный, освежающий вкус. Сам чегень служит полуфабрикатом для аарчи, курута.
Аарчи — хороший чегень, плотный, однородный, не перекисший, без крупинок ставят на огонь, доводят до кипения. Кипятят 1.5-2 часа, охлаждают и процеживают через льняной мешочек. Масса в мешочке кладётся под гнёт. Получается плотная нежная масса.
Курут — аарчи вынимают из мешочка, кладут на стол, разрезают толстой ниткой на пласты и ставят сушить на специальной решётке над огнём. Через 3-4 часа курут готов.
Быштак — в тёплое цельное молоко вливают чегень в пропорции 1:2, доводят до кипения. Массу процеживают через марлевый мешочек, кладут под гнёт, через 1-2 часа быштак вынимают из мешочка, нарезают на пластинки. Продукт очень питательный, напоминает творожную массу. Особенно вкусен, если добавить мёд, каймак (сметану).
Каймак — 1 литра цельного молока кипятят 3-4 минут и ставят в прохладное место, не встряхивая. Через сутки снимают пенки и сливки — каймак. Оставленное обезжиренное молоко используют для супов и приготовления чегеня.
Эдигей — на 1 л молока 150-200 чегеня. Готовят как быштак, но массу не освобождают от жидкой части, а кипятят до полного испарения жидкости. Получаются крупинки золотистого цвета, слегка хрустят, сладковаты на вкус.
Кого молочное — в кипящую воду кладут ячменную или перловую крупу и варят почти до готовности, затем воду сливают и заливают молоко. Добавляют соль, доводят до готовности.

Мучные блюда

Борсоок
3 стакана муки, 1 стакан чегеня, простокваши или сметаны, 3 яйца, 70 г масла или маргарина, 1/2 ч. л. соды и соли.
Катают из теста шарики и жарят в жире до золотистой корочки. Жиру дают стечь, поливают подогретым мёдом.
Теертнек — алтайский национальный хлеб

2 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. ложка сахара, 50 г сливочного масла, соль.
Яйца растереть с солью, столовой ложкой сахара, 50 г сливочного масла, замесить крутое тесто и оставить на 15-20 минут, потом разделить.
Теертнек — алтайский национальный хлеб (второй способ)

2 стакана муки, 2 стакана простокваши, масло сливочное 1 ст. л, 1 яйцо, сода 1/2 ч. л, соль.
Замесить крутое тесто, добавив в муку простоквашу, масла сливочное, 1 яйцо, соду и соль. Лепёшки жарят на сковороде в небольшом количестве жира. Раньше хозяйки выпекали их прямо на земле, в горячей золе после костра, убрав только круглые угли.

Мясные блюда

Кан
Кан — кровяная колбаса. После тщательной первичной обработки кишки вывертываются так, чтобы жир оказался внутри. Кровь хорошо размешивают, добавляют в молоко. Кровь при этом приобретает нежно-розовый цвет. Затем добавляют чеснок, лук, внутренний бараний жир, соль по вкусу. Все хорошо перемешивают и вливают в кишку, завязывают оба конца плотно, опускают в воду, варят 40 минут. Готовность определяют прокалыванием тонкой лучинкой или иглой. Если на месте прокола появилась жидкость, готово. Не допуская остывания, подавать на стол.
Кочо (мясной суп с крупой)
На 4 порции — 1 кг бараньей лопатки, 300 г ячменной крупы, свежая или сушеная зелень дикорастущего лука и чеснока по вкусу, соль.
Мясо вместе с костями порубить крупными кусками, положить в казан или в кастрюлю с толстым дном, залить холодной водой доверху. Довести до кипения на сильном огне, снять пену. Затем убавить огонь до минимума и варить, периодически помешивая, 2-3 часа. За 30 минут до конца варки добавить ячмень. Зелень положить в уже снятый с огня суп. Посолить по вкусу. Кочо становится вкуснее, если дать ему настояться 3-4 часа. Перед подачей отделить мясо от костей, нарезать кусками средней величины. Подать бульон с крупой в пиалах, а подогретое мясо выложить на блюдо. Отдельно подать каймак или сметану.

Сладости и чай

Ток-чок
Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа лопается. Охлаждают, освобождают ядрышки. Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске). В массу цвета кедровой доски добавляют мёд, придают форму животных. Ячменя ядрам орехов добавляют 2:1.
Чай по-алтайски
150 г кипятка, 3-5 г сухого чая, 30-50 г сливок, соль по вкусу.
Подают либо раздельно — соль, сливки ставят на стол и по вкусу кладут в пиалы со свежезаваренным чаем; либо все наполнители кладут одновременно в чайник, заваривают и подают.
Чай с талканом
2 ст. л. масла, 1/2 ст. талкана.
Заливают готовым свежим чаем с молоком и подают в пиалах. Соль добавляют по вкусу. В качестве заварки раньше использовали лист бадана, малины, ягоды кислицы.
Талкан
Талкан готовят так — между двух камней (баснак) измельчают чарак и провеивают через веяло.
Чарак
Чарак — 1 кг очищенного ячменя прожаривают до светло-коричневого цвета, потолочь в ступке, провеять через веяло, повторно потолочь для полной очистки от чешуи, снова провеять.

Приезжайте на Алтай, чтобы полюбоваться на его волшебную красоту, познакомиться с культурой народа, живущего в этих необыкновенных краях и полакомиться национальной кухней алтайцев!

Больше узнать о природе Алтая можно