Оратай из былины вольга и микула селянинович. Характеристика Вольги Святославовича: описание героя. Герои и язык былинных эпосов

Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Ответ

Вольга Святославович в былине — князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за по­лучкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может дог­нать три дня.

Рождение Вольги носит мифологический характер:

Когда воссияло солнце красное На тоё ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольrа, Молодой Вольrа Святославович.

Когда начал Вольга «растеть-матереть», «похотелося Воль­ге много мудрости», но рыбы ушли «во синии моря», птицы улетели «за оболока», звери ускакали «во темныи леса». Муд­рость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку хоробрую» и поехал «к городам да за получ­кою», то есть за данью.

Сюжет былины — эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своем добром коне не может догнать Микулу, который едет на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил. В состязании между Вольгой и Микулой князь оказывается «глупым», потому что оценивает предметы по внешнему виду, а не по их сути, сожа­лея, что кобыла, которая легко обгоняет его доброго коня, — не конь.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:

— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!

Только после ответа пахаря Вольга наконец понимает, что имеет дело не с простым крестьянином, и спрашивает его имя.

План
Введение
В былине «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Основная часть
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства.
В тексте былины множество поэтических сравнений, с помощью которых характеризуются герои.
По характеру князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух былинных героев в их единстве.
Былина - произведение устного народного творчества, в котором повествуется о жизни и деяниях народных героев, защитников родной земли. В былине киевского цикла «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства, целеустремленные. Народ выделяет их, об этом говорит сопоставление героев с любимыми животными:
Как стал тут Вольга растеть-матереть...
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Поэтические сравнения (Вольги с птицей-соколом, щукой- рыбою, серым волком; Микулы с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По характеру князь и пахарь рав-
ны друг другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Вольга обосновывает свое желание:
Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Мудрость князя в его стремлении найти подход к русскому мужику. Таким образом, видно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «к городам да за получкою» - добровольное стремление оратая помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «положил тут их... до тысячи». Данная гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. В образе простого пахаря-оратая воплощено богатырство, его любовь к родной земле. Микула Селянинович - обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Уважительно относится князь и к труду пахаря, поэтому посылает своих дружинников, чтобы те убрали соху с видного места:
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Вольга -- две равновеликие силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь воплощает мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.

Ж.И. ЖИТЕЛЕВА,
В.И. ЖИТЕЛЕВ,
г. Люберцы

Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»

7 класс

Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.

Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.

К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

Уроки проводила Ж.И. Жителева.

ХОД УРОКА

Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль . В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было . Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.

Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами .

Показывая запись на плакате.

Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай ? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет .) Что значит оратай орет ? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет –однокоренные или разнокоренные слова?.. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село . Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.

Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.

Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.

Микула орет (пашет) сошкой . Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)

«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками . У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные , то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек , лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи , между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут , обжи привязывались к хомуту гужами . «Гужики у нее да шелковые».

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая . Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.

Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.

Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать ), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.

Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри... что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.

У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:

У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У Микулы сапоги сшиты из сафьяна . Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.

Вот шилом пяты, носы востры.

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.)

Вот под пяту-пяту воробей пролетит.

Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.

Около носа хоть яйцо прокати.

«Носы востры... около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.

Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями . Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:

Когда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.

В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.

Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним?.. А что значит хоробрая ?..

Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.

Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.

Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!

Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение?.. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.

Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой . В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «...под пяту-пяту воробей пролетит».

Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!

Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.

Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.

Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати»?.. Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.

«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.

Я недавно там был в городе, третьёго дни,

Мы теперь употребляем слово мех в значении «волосяной покров животного» или «выделанная шкура пушного зверя». А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли три меха»?.. Сравните пары слов: стих – стишок, смех – смешок, мех – ? (Мешок.) Мех – мешок из шкур животных.

А кто из вас знает слово пуд ? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.

Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд...

Следующую строчку прочтет Т.

А тут стали мужички с меня грошей просить.

У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных . Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят ! – просят деньги с проезжих ; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.

Я им стал-то ведь грошей делить.

Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.

А грошей-то стало мало ставиться.

Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.

Мужичков-то ведь больше ставится.

Надо объяснять эту фразу?.. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.

Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.

Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».

Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.

Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками .

Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).

Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый , поле чистое , солнце красное , небо ясное , леса темные , моря синие , дружинушка хоробрая , сошка кленовая , куст ракитов .

Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.

Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти . Например: «станут мужички меня похваливати » (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати » (вместо «доехать»).

Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.

На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.

Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.

* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.

Характеристика Микулы Селяниновича изучается в рамках программы по литературе в седьмом классе. Именно в этот период ребята знакомятся с былинным жанром. Подробнее об этом богатыре узнаем далее.

Сюжет

Былины по своему содержанию очень напоминают сказку. В них мы находим вымышленные автором события, однако нельзя утверждать, что сам главный герой никогда не существовал. Если вдуматься в этимологию данного слова, то мы найдем общий корень со словом «быль». Это означает, что данный персонаж некогда действительно поражал своей силой и мощью своих современников. Таковым являлся и Микула.

Но зачин в былине сообщает нам совсем не о нем: первый, с кем знакомится читатель - князь Вольга. Он силен, мудр, имеет огромное войско. Дядюшка Владимир отдает в его распоряжение три города. Теперь князь едет со своей дружиной проверять свои новые владения. По дороге они встречают пахаря. Вольга очень хочет познакомиться с ним, но три дня и три ночи они не могут до него добраться. Настолько огромен этот что виден издалека, но довольно трудно досягаем. Характеристика Микулы Селяниновича должна включать в себя этот момент. Народ гиперболизирует своего героя, намеренно выделяя его среди обычных людей.

Первое знакомство

Наконец, князь со своим войском подъезжает к этому богатырю. Удивлению его нет предела: оратай (так на Руси называли пахаря) возделывает землю. Но обладает он недюжей силой: с легкостью выкорчевывает пни от деревьев, а огромные камни кидает в борозду. Читатель сразу понимает, что перед ним не простой человек, а богатырь. Ему это дается с легкостью, он посвистывает себе под нос, не чувствуя усталости.

Не может не удивить и орудие труда Микулы. У него не обычная сошка, которой пашут землю. Она украшена дорогими металлами: желтым и красным золотом. Омешки на ней выполнены из булата, крепкого и надежного металла. Кобылка, которая помогает пахарю выполнять земельные работы, с шелковыми гужами, что являлось на тот момент очень дорогой тканью.

Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»

Несомненно, князя поразило и одеяние богатыря. Самый обычный пахарь выглядит богато. У него шикарные кудри, которые народ сравнивает с жемчугом. Глаза богатыря словно соколиные. Как известно, сокол - птица, которая обладает отличным зрением и силой. Брови Микулы черные, будто соболиные. Читатель сразу представляет себе серьезного и сильного мужа.

Одежда пошита из дорогих тканей. К примеру, кафтан выполнен из дорогого и шикарного материала - черного бархата. Не каждый богач мог себе это позволить. Но ведь богатырь и не может быть одет иначе. Сапоги у него на каблуке, что считалось очень модным и престижным в то время. Материал, из которого они выполнены - сафьян. Это очень качественная и дорогостоящая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины является очень важной в описании образа данного героя. Неспроста он так красив и шикарен: народ представляет богатыря идеальным во всех планах.

Подвиг богатыря

Вольга заговорил с оратаем, рассказал, куда держит путь. В ответ Микула рассказывает ему о своих подвигах, предостерегает его от опасности. Однако никакого хвастовства мы не наблюдаем. Характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович» обязательно содержит информацию о том, что богатырь не замечает свою силу, считая свои подвиги обычным делом.

Оратай поведал князю историю о том, как ездил в город за покупками. Купил он три мешка по сто пудов соли. Нехитрый подсчет покажет нам, что в совокупности масса его товара составляет более пяти тонн! Разумеется, здесь использован прием так называемой гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает его способности, чтобы отразить богатырскую мощь.

Когда Микула собирается домой, к нему подходят разбойники и требуют денег. Но пахарь не вступает с ними в склоку, он дает им «грошики». Однако мужики не отступают, просят еще и еще. Микуле приходится расправиться с ними с помощью кулаков. Выясняется, что богатырь уложил более тысячи бандитов. Эта история впечатлила Вольгу. Он хочет видеть такого сильного мужа среди своей дружины.

Сила и мощь

Анализом богатырских возможностей Микулы продолжается характеристика Микулы Селяниновича. Краткая справка об этом герое дает нам представление обо всех простых крестьянах того времени. Именно на них держалась земля Русская.

Пахарь соглашается поехать с князем «за получкою». Однако ему жалко свою сошку.

Характеристика Микулы Селяниновича с цитатами отражает его речь: он оставляет свое орудие труда «не для прохожего-проезжего», а для обычного «мужичка-деревенщины». Эти слова отражают отношение богатыря к своим братьям-крестьянам.

Для того чтобы спрятать сошку «за ракитов куст», посылает Вольга пятерых своих самых сильных воинов. Но эти сильные ребята не могут справиться с этой задачей, не получается «сошку поднять из земли». Тогда, по принципу троичности, Вольга еще дважды посылает своих ребят, но даже несметное их количество не смогло сделать того, на что способен русский крестьянин.

Микула сошку «брал одной рукой» да вытянул ее без труда.

Особые черты

Характеристика Микулы Селяниновича будет неполной, если не рассказать о его коне. Как и у всякого богатыря, лошадь - первый помощник в труде. Как мы узнаем в самом начале, кобылка у нашего героя «соловая». Этот эпитет обозначает светлый ее цвет. Она такая же сильная, как и ее хозяин. Автор намеренно сравнивает лошадей Вольги и Микулы. У богатыря лошадь уже «быстрой ступью» идет, а у князя еле поспевает за ней. Первая уже разогналась да «грудью» пошла, вторая же отстает. Вольга и здесь не перестает удивляться. Он оценивает лошадь Микулы в пятьсот рублей, только при условии, что это была бы не кобыла, а конь. На что простодушный крестьянин отвечает, что сам выкормил и вырастил ее, а потому цены ей нет.

Характеристика Микулы Селяниновича отражает данного героя как очень добродушного, простого и отзывчивого человека. Он никогда не хвалится своими подвигами, будто не замечая их.

Он обещает угостить всех мужичков ржаным пивом собственного приготовления, что говорит о его щедрости.

В заключение Вольга настолько проникся удалью и простодушием этого человека, что решает сделать его наместником в подаренных дядей городах. Разбойники же, побитые им три дня назад, усовестились и пришли к богатырю с извинениями.

Заключение

Нами была представлена полная характеристика Микулы Селяниновича. 7 класс, который изучает это произведение согласно школьной программе, сможет воспользоваться нашими советами и описать собственное впечатление, которое произвел этот былинный герой.

Легендарная личность русского пахаря-богатыря Микулы Селяниновича известна из былин новгородского цикла. Образ главного героя наполнен духовной силой, мужеством, любовью к родной земле.

Исторический образ героя

Микула Селянинович был пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным, кто мог поднять «тягу земную». В нем воплощен собирательный образ русского крестьянства, где главную роль играют трудолюбие, уважение к родине, стойкость и непоколебимость перед врагами. Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины. Трудовая доблесть Микулы Селяниновича прославляет простых русских людей, которым чужда лень и слабость, которые трудятся с размахом от рассвета до зари.

Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины.

Характеристика основных качеств

Основными качествами крестьянина Микулы Селяниновича являются невероятная физическая сила, ловкость, любовь к труду, душевная чистота, забота о земле русской, неутомимость. В отличие от известных образов богатырей-защитников, Микула направляет свою необъятную силу в мирное русло, в благодатную почву.

Он с гордостью выполняет свою работу и радостно напевает во время пашни. Для славного богатыря большая честь каждый день обрабатывать землю-матушку, поэтому он приходит на поле в нарядном одеянии и всегда опрятен. Микула бережлив. Забыв однажды в борозде соху, возвращается за ней, по-хозяйски переживая, чтобы прохожий ее не забрал.

Герой былин имеет выразительную внешность: густые кудри, черные брови, ясные соколиные глаза. Для пахаря характерно трепетное отношение к своей кобыле, он ее вырастил с жеребеночка и заботится о ней, ухаживает ежедневно. Отличается крестьянин гостеприимством: он с радостью по окончании пахотного сезона соберет дома гостей, напоит мужичков пивом собственного приготовления. В описании способностей труженика можно отметить гиперболизацию качеств, указанные преувеличения лишний раз подчеркивают любовь народа к Микуле.

Персонаж русских былин

Новгородские былины, воспевающие образ русского пахаря, известны многим с детства. Это «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович».

По сюжету первой былины князь Вольга с дружиной отправляется по русским городам, переданным в его владение князем Владимиром. Встретившись в поле с пахарем Микулой, восхищается его силой и мощью, предлагает отправиться вместе с ними, чтобы противостоять разбою. Крестьянин соглашается. В окончании былины противопоставляется сила князя и его дружины, которые не смогли вытянуть соху из борозды, а богатырская мощь простого Микулы, выдернувшего соху играючи. Существует альтернативная версия концовки, где Микула, отправившись в путь, становится наместником в одном из городов, спасая жизнь Вольге.

В другой былине необыкновенная сила русского труженика сравнивается со способностями великана Святогора. Эпический персонаж древнерусской мифологии Святогор во много раз превосходит Микулу по размерам и мощи, но не способен догнать пахаря в поле за работой и не справляется с его земной ношей.

Личность былинного героя Микулы Селяниновича занимает достойное место среди произведений русского фольклора и вызывает гордость у современников за непоколебимый дух и трудолюбие русского крестьянства.