1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.
Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой, как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного , тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.
Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.
По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта
Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-
"Туев В.В.
Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. -
Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел 1
мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.
Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.
Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития , самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирова-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчерк нуто нами Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения 1 .
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.
Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).
Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо
вую работу в социально-культурной области»
(выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
Раздел
I
. Теоретические основы социально-культурной деятельности
религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).
Авторов конференции не устраивало такое искусственное сужение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества , они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее сути, функций, принципов и содержания.
Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)"льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации.
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.
Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках.
Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с
1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика».
Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки Опираясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приоритетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализация», «культура», «общество» для того научно-образовательного пространства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая специальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная работа». -1993.-№2.-С. 40-41).
В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.
Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».
Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая
Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности
деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга , но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная деятельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образовательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»".
Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена обще ства.
Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин.
Педагогический статус социально-культурной деятельности
Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.
Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития самого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные , но поистине революционные изменения.
Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.
Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов , выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов.
С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универсальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обширную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направлений, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, источником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как социально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, социально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.
Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсолютно закономерным и объективно необходимым. В результате педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.
Интегративность и преемственность предмета исследования
Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-
УДК 304.44
Л. А. Беляева, М. А. Беляева
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Авторы, опираясь на труды целого ряда известных отечественных ученых и следуя методологии системного и деятельностного подходов, предлагают свое видение универсальной структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности, включающей субъектов, цели, средства, результаты, функции и условия социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: культура, педагогическая деятельность, социально-культурная деятельность, структурно-функциональная модель
The authors construct the universal structural content and functional model of socio-cultural activity that includes actors, goal, means, results, functions and conditions of socio-cultural activities. The authors draw on works offamous Russian scientists and follow a systematic methodology, activity and functional approaches.
Keywords: culture, pedagogical activity, socio-cultural activity, structural and functional model
Исследование социально-культурной деятельности (СКД) как особого, относительно самостоятельного предмета научного интереса в нашей стране началось сравнительно недавно, в силу чего теория СКД находится в стадии активного поиска своих методологических оснований, адекватных научных подходов, разработки понятийного аппарата и решения других проблем роста научного знания в данной области.
Важной проблемой, затрудняющей конструирование теории СКД, является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу, что подводит к выводу о необходимости осуществить методологический синтез в понимании сущности СКД, поскольку с разных позиций она в силу своей сложности предстает перед исследователями разными гранями.
На это обратил внимание Н. Н. Ярошенко в «Истории и методологии теории социальнокультурной деятельности». Им были зафиксированы и описаны достижения в области изучения СКД с позиций социологического, культурологического, педагогического, технологического, экономического подходов и ряда парадигм: частной (гражданской) инициативы, педагогического воздействия, социальной активности .
Большой вклад в разработку проблем СКД, обоснование ее как нового учебного и
научного направления, внесли Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, опубликовавшие один из первых учебников по истории, теории и технологиям рассматриваемой области деятельности. В нем СКД показана как относительно самостоятельная и специализированная область общественной практики, выполняющая гуманистические функции, способствующая творческому развитию личности, повышению качества общественного взаимодействия; как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .
В данном определении уже содержится синтез некоторых подходов к анализу СКД. Однако не в полной мере устраивает то, что само понятие социально-культурная деятельность подводится под более общее - процесс, которое не несет конкретную смысловую нагрузку и означает лишь последовательную смену состояний или последовательность действий. На наш взгляд, в методологическом отношении более важным является понимание СКД не как процесса, а как вида деятельности. С точки зрения соблюдения логических правил определения понятий, выяснение ро-
довидового отношения гораздо более продуктивно, если родовое понятие богато содержанием и имеет хорошую научную разработку. Последнее как раз характерно для категории деятельность, тогда как категория процесс менее адекватна решению проблемы построения структурно-функциональной модели СКД.
Категория деятельность имеет важное методологическое значение для всех наук об обществе, в том числе и для теории СКД. Вместе с тем следует отметить, что хотя эта категория и используется в теории СКД, однако методологическое значение ее для понимания сущности, содержания, структуры и функций рассматриваемой области деятельности раскрывается, на наш взгляд, недостаточно. Возможно, это связано с неоднозначным отношением к деятельностному подходу, сложившемуся в отечественной науке. Однако мы поддерживаем идею обсуждения перспектив деятельностной методологии, проведенную журналом «Вопросы философии» и разделяем аргументированную позицию В. А. Лекторского о том, что «деятельностный подход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интересными перспективами» .
С точки зрения философии, деятельность понимается как способ бытия социальной действительности, способ существования человека, человеческий способ отношения к миру (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. В. Маргулис) и более конкретно - как активность субъекта, направленная на объект или на других субъектов с определенной целью.
С этой позиции СКД также представляет собой активность разнообразных субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), преследующих определенные цели и использующих определенные средства. Вследствие этого СКД воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определенным образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. К ним относятся субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. То есть определить сущность,
структуру и функции СКД означает раскрыть и показать специфику каждого ее структурного элемента и дать по возможности целостную характеристику субъектов, объектов, цели, средств, результатов, функций и условий СКД. Таким образом, ее структура не произвольна, а задается структурой человеческой деятельности как таковой и раскрывается в контексте диалектики общего, особенного и единичного.
Следующий шаг в восхождении от абстрактного к конкретному в разработке понятийного аппарата теории СКД предполагает прояснение ее соотношения с педагогической деятельностью. Если рассматривать СКД как разновидность педагогической деятельности, то тогда следует предположить, что она несет на себе не только печать деятельности как таковой (общее), но и специфические черты педагогической деятельности (особенное). Поэтому далее, опираясь на характеристику педагогической деятельности, можно экстраполировать ее черты на СКД.
Этот шаг был предпринят Н. Н. Ярошенко. В своих рассуждениях о характере СКД, опираясь на идеи М. С. Кагана о том, что культура - форма, социальное взаимодействие -содержание , он сделал вывод о том, что философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преобразование общественных отношений под воздействием культуры. Для нас особенно важна мысль
Н. Н. Ярошенко, что таким механизмом является педагогический характер деятельности, а СКД «может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений...» .
На основе проведенного нами социальнофилософского исследования педагогической деятельности мы обосновали ее коммуникативную природу, выделив ее социокультурные функции. Исходя из этого, определили педагогическую деятельность как организованную форму межличностной коммуникации, в которой процессы социального наследования и социокультурного воспроизводства человека
приобретают целесообразный характер . Поэтому СКД как вид педагогической деятельности обладает теми же характеристиками, что и педагогическая деятельность, являясь организованной формой межличностной коммуникации, в рамках которой целенаправленно осуществляется социальное наследование и социокультурное воспроизводство и развитие человека.
Рассматривая педагогическую деятельность и, следовательно, социально-культурную деятельность как способ социального наследования и социокультурного воспроизводства человека, мы неизбежно обращаемся к культуре как средству этих видов деятельности. Представление о культуре, ее сущности, структуре дает возможность обнаружить и обосновать внутреннее строение педагогической деятельности, ее содержание, принципы осуществления и экстраполировать эти черты на СКД.
На основе имеющихся трактовок культуры можно выделить несколько наиболее важных подходов к ее изучению: аксиологический (культура как ценность), деятельностный (культура как технология и продукт деятельности), гуманистический (культура как способ очеловечивания человека). Они указывают на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяет культуру через деятельность, выделяя техникотехнологическую и продуктивную грани культуры (М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.).
Признание деятельностной природы культуры выводит на идею изоморфизма структуры человеческой деятельности и структуры культуры. На этой идее основано, например, представление о внутреннем строении культуры как «тройной спирали» у М. С. Кагана. Содержанием первой спирали, по его мнению, является культура, порожденная предметной деятельностью, второй - культура общения, третьей -художественная культура .
В данной модели культуры отражается ее связь с деятельностью, однако, на наш взгляд, в ней не проявляется в полной мере человекотворческая функция культуры. Нам представляется, что для понимания человека как тво-
рения культуры было бы более продуктивным определить культуру как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится структура человеческого деятельностного отношения к миру. В силу этого культура действительно имеет три слоя, но они не в полной мере совпадают с теми слоями культуры, которые выделяет М. С. Каган. Более оправданным, с нашей точки зрения, является выделение в культуре практического (технико-технологического), теоретического (познавательно-информационного) и ценностно-нормативного слоев.
Указанная структура человекотворческой функции культуры помогает структурно представить процесс вхождения человека в культуру, т. е. его инкультурации. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру. При этом культура личности выражает меру соответствия ее деятельности высшим образцам, достигнутым человечеством в его практическом, теоретическом и ценностном отношении к миру. Являясь видом педагогической деятельности, СКД выполняет эту функцию свойственным ей образом. Специфика кроется в особенностях структурных компонентов СКД (субъектах, объектах, целях, средствах, результатах), технологиях и условиях их реализации.
Рассмотрев соотношение педагогической деятельности и СКД как родовидовое отношение, необходимо выяснить соотношение социально-культурной и социально-педагогической деятельности, поскольку ряд авторов считает это весьма существенной проблемой (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, М. А. Гала-гузова, И. А. Липский).
Социально-педагогическая деятельность имеет много общего с педагогической, но в то же время отличается от нее. Во-первых, она не является программно-нормативной, а носит ситуативный характер. Во-вторых, не обладает статусом всеобщности, т. е. в качестве предмета социально-педагогической деятельности выступают не все люди (профессио-
нальная и непрофессиональная педагогическая деятельность), а лишь определенные их категории. И, в-третьих, она может осуществляться не только в рамках учебно-воспитательных учреждений, но и в гораздо более широком социокультурном пространстве , что роднит ее с СКД. СКД охватывает широкое пространство социума, представленное разнообразными институтами и организациями, занимающимися трансляцией культуры от поколения к поколению, ее сохранением, воспроизведением и преумножением.
Важным методологическим принципом определения сущности той или иной деятельности является указание на ее связь с потребностями, обусловливающими ее существование. В случае с социально-педагогической деятельностью полагаем, что она призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации. Социально-педагогическая деятельность является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Отсюда социально-педагогическая деятельность - это такой вид деятельности общества, который связан с созданием условий и оказанием помощи и поддержки людям в максимально эффективном удовлетворении потребностей в социокультурной адаптации и самореализации. Та же самая функция характерна и для СКД, поэтому в данном определении еще не прослеживается в достаточной мере указание на ее специфику.
Отметим, что потребность в социальнопедагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому, если предметом педагогической деятельности является каждый человек, то предметом социальнопедагогической деятельности - человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть данной проблемной ситуации состоит в противоречии, которое имеет в своей основе несоответствие либо ме-
жду потребностями личности и возможностями среды для их реализации, либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. В этом отношении СКД существенно отличается, поскольку имеет дело с индивидом, который движим интересом к определенной культурной деятельности и реализует свой интерес в свое свободное время.
Таким образом, социально-культурную и социально-педагогическую деятельность роднит то, что они являются способом гармонизации отношений человека, группы со средой на основе удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой посредством развития личности, с одной стороны, и изменения качественных характеристик социокультурной среды -с другой. Принципиальные различия в их функционировании заключаются в тех условиях, при которых эти виды педагогической деятельности оказываются востребованными индивидом и обществом.
В современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным или непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять либо себя, либо среду, либо то и другое вместе.
Проблемы социальной адаптации особенно актуализируются в периоды нестабильности общества, проявляющейся в резком, динамичном изменении социокультурных условий жизни людей. В результате у личности возникает адаптивная потребность. Неудовлетворенная адаптивная потребность личности приводит к ухудшению ее социального самочувствия и в конечном счете - к кризису, дезадаптации. При этом задача и социально-культурной, и социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы повысить уровень адаптированности субъекта, главным образом за счет изменения, развития или коррекции его личности. Эту функцию социальнопедагогической и социально-культурной деятельности можно назвать функцией оптимизации
процессов социализации, социальной адаптации и самореализации личности. Оборотной стороной этой функции является повышение качества социального взаимодействия.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сущность СКД состоит в том, что это есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства и развития человека как субъекта культуры и общественных отношений в социокультурном пространстве учреждений культуры, образования и свободного времени личности.
Механизмом осуществления СКД является межсубъектная коммуникация в пространственно-временном континууме социокультурных полей, нацеленная на оптимизацию процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия.
Структура СКД задается: во-первых,
структурой самой деятельности; во-вторых, социокультурными полями как относительно самостоятельными областями социального пространства; в-третьих, видами культуры, которые требуют для своего сохранения, трансляции и воспроизведения разработки особых форм, методов и технологий.
Обратимся к вопросу о функциях СКД, как он рассматривается в современной теории этой деятельности. Решение его несет на себе печать полипарадигмальности, в силу чего нет четкого представления о количестве функций СКД и о том, можно ли функции одних направлений этой деятельности (клубная работа, библиотечная работа, деятельность музеев, досуговых центов, учреждений дополнительного образования) переносить на деятельность других институтов. О наличие такой проблемы свидетельствует также обстоятельный обзор педагогической литературы второй половины ХХ -начала ХХ1 в., посвященный анализу разработки в ней функций культурно-просветительной и социально-культурной деятельности, проведенный В. М. Рябковым. Им было отмечено большое многообразие подходов и выделяемых авторами функций СКД и входящих в нее культурно-просветительной и культурно-
досуговой деятельности .
Наиболее интересные примеры классификаций функций СКД мы находим у Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова. Они отмечают, что «многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социальнокультурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные (основные, присущие большинству социально-культурных институтов) и вспомогательные (временные), которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках» . Авторы выделяют основные функции: коммуникативную, ин-формационно-просветитель-скую, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную. Кроме того, в ряду постоянных функций СКД названа развивающая функция, которая рассматривается в качестве основания для классификации функций социально-культурной деятельности. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают, что «каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» .
В приведенном отрывке по сути содержится указание еще на целый ряд функций СКД, поэтому вопрос об их упорядочении остается открытым.
Для создания интересующей нас структурно-функциональной модели СКД необходимо исходить из особенностей функционального подхода и прежде всего из характеристики его основного понятия - функция. Функция представляет собой одну из наиболее существенных характеристик, особенно тех явлений и объектов, которые имеют сложное строение, представляя собой систему. Ни одна система
не может быть правильно понята, если не понята природа ее действий, способ поведения системы и ее элементов как определенной совокупности функций. Это обстоятельство объясняет широкое распространение функционального подхода как одного из важнейших методов научного исследования и неоднозначность самого понятия функция.
Существенная особенность функции состоит в том, что она является динамической характеристикой, которая понимается как деятельность или результат деятельности. При этом функция рассматривается как проявление объекта вовне, по отношению к другим объектам или системе в целом, как поведение части в целом, непосредственно в социологии - как указание на ту роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Поэтому важной методологической проблемой является выделение того целого, по отношению к которому выполняется данная функция, так как ее характер определяется природой целого.
Следуя методологии деятельностного и системно-функционального подходов, мы предлагаем отобразить СКД в виде универсальной (предельно общей) структурнофункциональной модели (см. табл.).
Таким образом, универсальная структурно-функциональная модель СКД включает субъектов, цель, средства, результаты, функции и условия СКД. Она может быть использована как основание систематизации определений исследуемого направления деятельности.
Анализ на основе предложенной модели определений понятия СКД, имеющихся в научной литературе, позволяет разделить их на группы. В первую мы включаем определения, в которых речь идет о СКД как способе социального наследования культуры от поколения к поколению, от субъекта к субъекту, например: «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» ; «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель-
ность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры» .
Универсальная структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности
Во вторую группу определений СКД следует отнести те, в которых акцент ставится на интересах и потребностях личности, социальных групп в развитии своих способностей, приобщении к культуре средствами СКД: «совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время» ; «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный
Субъек- ты Институциональные и индивидуальные субъекты
Цель Приобщение индивида к культуре
Средства Культура как позитивный опыт человечества, формы и методы ее трансляции
Резуль- тат Формирование и развитие человека как субъекта культуры и общественных отношений (социального взаимодействия)
1. Социокультурное пространство Библиотеки, музеи, клубы, дворцы, театры, филармонии, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, социально-культурный сервис и туризм, семейно-бытовая сфера, пространство физической культуры и спорта
2. Индивидуальное пространство Пространство свободного времени личности
3. Потребности личности Потребности в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации
1. Общие функции Социокультурное воспроизводство и развитие человека. Сохранение, преумножение и трансляция культуры (социальное наследование). Оптимизация процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия
2. Специфические функции Функции, производные: от видов культуры; социально-культурного пространства; потребностей индивида
процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .
В третью группу следует включить такие определения СКД, в которых раскрывается ее роль в социальных процессах: «совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в ре-гулятивы социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» ; «суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социальнокультурных процессах» .
Четвертую группу могут составить комплексные определения социально-культурной деятельности, стремящиеся более полно охватить ее характерные черты. Например, социально-культурная деятельность рассматрива-
ется как «культурная деятельность социальных субъектов: а) по созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т. е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей» .
Оценивая перспективы СКД на основе предложенной структурно-функциональной
модели, следует сказать, что ее развитие обусловлено, с одной стороны, фундаментальными потребностями общества в социокультурном воспроизводстве и развитии человека как субъекта культуры и субъекта общественных отношений и в социальном наследовании культуры, т. е. сохранении, преумножении и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.С другой - индивидуальноличностной востребованностью культуры, в основе которой лежат прежде всего экзистенциальные потребности человека в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации.
1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. - 256 с.
2. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Беляева; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.
3. Беляева, М. А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Беляева; Урал. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. - 22 с.
4. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 49-50.
5. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры / М. С. Каган // Философские науки. - 1989. - № 5. - С. 78-81.
6. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.
7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -
М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
8. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. - Орел: ОГИИК, 1997. - 172 с.
9. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - С. 56-65.
10. Рябков, В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI в.) / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 61-66.
11. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.
12. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология. теория: моногр. / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.
13. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с
2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.
3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.
4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.
5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.
6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.
7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.
8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.
9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.
10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.
12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.
13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.
14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.
15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.
16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.
17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.
18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.
19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.
20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
- В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
- После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
- Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.
Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.
Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать
Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.
6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.
Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.
«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.
Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.
Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.
1. Киселёва Т.
Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.
2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.
3. Дуликов В.
Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.
4. Стрельцов Ю.
Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.
– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.