Методологические проблемы изучения географии в школе. Особенности современной географии и пути её изучения абдуллаев и.х.,исломов и.н Современные проблемы географии

Объектом физической географии является географическая оболочка земного шара, которая состоит из земной коры, нижней части атмосферы (тропосферы и части стратосферы), гидросферы, растительного, почвенного покровов и животного мира. Отличия географической оболочки от других сфер земного шара, лежащих как ниже, так и выше, заключаются в том, что в ее состав входит вещество в трех агрегатных состояниях (в других сферах - в основном в каком-либо одном), процессы протекают в ней за счет как космических, так и теллурических источников энергии (в других сферах - в основном за счет одного из них), и только в ней есть жизнь.

Исследование компонентов географической оболочки показало, что в своем строении и развитии они между собой связаны и взаимно обусловлены настолько тесно и глубоко, что образуют единое неразрывное целое - особое явление природы, характеризующееся специфическими законами строения и развития.

Сформировавшись и развиваясь на поверхности нашей планеты, географическая оболочка генетически неразрывно связана с земной поверхностью, облучаемой солнечной радиацией. В связи с господствующими здесь гидротермическими и геохимическими условиями, оболочка со временем стала ареной возникновения и развития жизни, обогатилась вошедшими в ее состав растительным и почвенным покровами и животным миром. Позже она явилась областью возникновения и развития человеческого общества.

Мы считаем, что верхняя граница географической оболочки проходит в стратосфере несколько ниже слоя максимальной концентрации озона (высота 20-25 км). Ниже господствуют движения воздуха, связанные со взаимодействием между атмосферой, с одной стороны, сушей и мировым океаном - с другой, выше такие движения сходят на нет. Солнечная радиация, пройдя через слой концентрации озона, лишается губительного для организмов избытка ультрафиолетовых лучей и ее состав приближается к наблюдаемому в стратосфере.

Нижняя граница географической оболочки располагается в подкоровом слое, обладающем в отличие от земной коры большой пластичностью без потери свойств твердого тела. Взаимодействия между тектоническими рельефообразующими процессами земной коры и процессами, протекающими в подкоровом слое, ослабевают уже в верхних частях последнего. Здесь и проходит нижняя граница географической оболочки. По-видимому, этот рубеж располагается несколько ниже сейсмической «поверхности Мохоровичича», где скорость продольных сейсмических волн сильно меняется, что свидетельствует о резком изменении физических свойств минеральной толщи.

Характерными особенностями структуры географической оболочки является ярусность ее внутреннего строения, проникновение компонентов географической оболочки друг в друга и сложная закономерная региональная дифференциация.

В энергетическом отношении географическая оболочка делится на два яруса: во внешнем ярусе основным источником тепла является солнечная энергия, во внутреннем - радиационный распад и аналогичные процессы. Граница между ними на суше проходит на глубине нескольких десятков метров и менее (в умеренных широтах на глубине 15-20 м). На ряд ярусов делится и литосферная часть географической оболочки.

Охарактеризованные особенности географической оболочки, закономерно проявляющиеся при крайнем многообразии ее состава и строения и свойственных ей природных процессов, непрерывно и глубоко взаимодействующих друг с другом, позволяют в философском отношении считать географическую оболочку Земли особой сложной формой движения материи. Особой формой движения материи являются, на наш взгляд, и внешние оболочки других планет типа Земли (Венера, Марс и др.), своеобразные у каждой планеты. Едва ли можно сомневаться в том, что такие планеты имеют значительное распространение в космосе.

Особенности географической оболочки, исключительное своеобразие присущих ей сложных форм движения материи, как и достаточно широкое распространение аналогичных явлений в космосе, позволяет отнести физическую географию (вместе с учением о внешних оболочках других планет типа Земли) к немногочисленным основным наукам естествознания.

В процессе своего развития физическая география, подобно другим основным отраслям естествознания, дифференцировалась на ряд теснейшим образом связанных дисциплин, образующих все усложняющуюся систему физико-географических наук.

Физическая география в современном ее понимании начала оформляться на рубеже XIX и XX вв., когда В. В. Докучаевым были установлены два основных физико-географических закона:

1) закон цельности и неразрывности географической среды - взаимной обусловленности ее компонентов (литосферы, нижних частей атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покровов и животного мира) и 2) закон географической зональности. Устанавливая целостность и неразрывность географической среды, В. В. Докучаев не касался вопроса о том, какие конкретные природные процессы лежат в основе взаимообусловленного развития ее компонентов. В последнее время нами было показано, что в основе взаимосвязи, взаимодействия и взаимообусловленности компонентов географической оболочки земного шара лежит обмен вещества и энергии между ее компонентами, а также между этой оболочкой и элементами космоса: прежде всего солнечной радиацией, с одной стороны, и подкоровыми массами - с другой.

Взаимообмен вещества и энергии между компонентами географической оболочки складывается из неразрывно связанных между собой, но противоположно направленных процессов (Прихода и расхода вещества и энергии, их ассимиляции и диссимиляции.

В ходе взаимообмена часть вещества и энергии одного компонента постоянно переходит в состав других, один вид энергии превращается в другой. Это сопровождается изменением состава как тех веществ компонентов, которые ассимилируются другими компонентами, так и основной массы каждого компонента - под длительным воздействием веществ других компонентов (в ходе химических и физических, а в соответствующих случаях также биохимических и биофизических взаимодействий). Изменения эти в ходе развития нашей планеты, как правило, приводили к усложнению состава и строения компонентов географической оболочки. Усложнение же состава и строения географической оболочки неизбежно влекло за собой усложнение процессов обмена вещества и энергии между ее компонентами, а также между нею и внешним миром. Это в свою очередь вызывало возникновение в географической оболочке новых геохимических реакций и других природных процессов, приводивших, как правило, к дальнейшему усложнению состава и строения географической оболочки, и т. д.

Происходившие за периоды времени геологического масштаба усложнения состава и строения географической оболочки проявлялись многообразно. Усложнялось геологическое строение земной коры. Появлялись новые, все более высокоорганизованные типы растений, что сопровождалось и выработкой растительным покровом новых, более сложных органических соединений; то же относится к новым, более высокоорганизованным типам животных, часто связанным в своей жизнедеятельности с новыми типами растений. Возникали новые типы почвенного покрова, связанные с поступлением в почву или образованием в ней не существовавших ранее, вырабатываемых новыми видами растений органических и минералоорганических соединений и т. п. Появление новых типов организмов и почвенных типов приводило к усложнению химического состава вод суши, а следовательно, и океана, в котором также появлялись более высокоорганизованные морские организмы. Все эти изменения состава биотических компонентов, как и гидросферы, оказывали существенное влияние на состав атмосферы, опять-таки в сторону ее усложнения.

Наряду с процессами усложнения состава и строения в географической оболочке совершались процессы противоположного характера (отмирание, распад и т. п.), как непременная часть процесса развития, не нарушающая его поступательного характера.

Таким образом, процесс взаимообмена вещества и энергии между компонентами географической оболочки, как правило, приводил к прогрессивному усложнению ее состава и строения. В основе такого развития географической оболочки лежит взаимообмен вещества и энергии между ее компонентами и между географической оболочкой и внешним миром.

Движущая сила развития географической оболочки - это единство ведущих, неразрывно связанных между собой противоположно направленных процессов прихода и расхода вещества и энергии, их ассимиляция и диссимиляция, а также сопровождающие процессы. Отсюда, обмен вещества и энергии является основной движущей силой развития не только внешних оболочек планет (земного типа), но и космических тел вообще. Новейшие представления о возникновении и развитии «звездных ассоциаций» и других космических объектов говорят в пользу этого.

В основе реально существующей и очень сложной естественной дифференциации географической оболочки земного шара лежит закон географической зональности. Сравнительное изучение географических зон суши земного шара показало, что они образуют закономерную систему, основой которой являются теснейшим образом связанные между собой территориальные изменения годовых величин радиационного баланса земной поверхности (мало отличающихся от величины радиационного баланса вегетационного периода), годовых сумм осадков и отношений между радиационным балансом и осадками, выраженных в тепловых единицах, т. е. в калориях, необходимых для испарения годовых осадков. Отношение это получило название радиационного индекса сухости.

Перечисленные факторы оказывают определяющее влияние на строение и развитие внешнего яруса географической оболочки. Годовой радиационный баланс является основным источником энергии большей части природных процессов, протекающих на земной поверхности. Годовые суммы осадков и их соотношение с годовым радиационным балансом земной поверхности имеют решающее значение для развития всего комплекса природных процессов, в которых участвует влага. В частности, от количества влаги и его соотношения с радиационным балансом зависит характер и режим увлажнения почвогрунтов. А это в свою очередь (вместе с величиной радиационного баланса) оказывает огромное влияние на характер и напряженность как биотических, так и многих абиотических процессов, протекающих во внешнем ярусе географической оболочки.

При сопоставлении характера и режима указанных факторов увлажнения почвогрунтов бросается в глаза, что в умеренных, субтропических и тропических поясах существует зона или подзона оптимального увлажнения с радиационным индексом сухости, близким к 1, являющаяся зоной максимальной продукции биомассы. В этой зоне режим почвенных вод в течение большей части года обеспечивает количество влаги, достаточное для того, чтобы транспирация растительного покрова протекала беспрепятственно и вместе с тем содержание воды в почве не было так велико, чтобы оно в какой-либо мере препятствовало нормальному развитию процессов почвенной аэрации.

При сравнительном анализе зон умеренного и других поясов, мы наблюдаем, что по мере смены зон оптимального увлажнения зонами все более нарастающего избыточного увлажнения или все более недостаточного увлажнения изменяются и показатели коэффициента сухости. В первом случае показатель индекса сухости понижается до 0,45 (тундры и тропические лесные болота), во втором - возрастает до 3 и выше (тропические пустыни). И в том и в другом случае продуктивность растительного покрова и животного мира прогрессивно снижается. Все это говорит о том, что системы зон указанных поясов имеют однотипный характер, различаясь главным образом по интенсивности протекающих в них природных процессов и связанных с ними явлений.

В силу всего этого географическая оболочка земного шара в пределах суши представляет единую закономерную периодическую систему географических поясов и зон суши земного шара (см. табл.).

Таким образом, в основе строения наружного яруса географической оболочки лежит общий для нашей планеты периодический закон географической зональности. Это в свою очередь свидетельствует о принципиальном внутреннем единстве строения и развития наружного яруса географической оболочки на протяжении всех поясов и зон, а вместе с тем о единстве строения и развития всех слагающих зоны таксономических территориальных единиц, как бы внешне различны они ни были.

Изменения в строении, динамике и развитии географической оболочки различных зон связаны, с одной стороны, с изменениями радиационного режима земной поверхности, а с другой – с различной степенью участия в строении и динамике географической оболочки воды в жидком виде и биокомпонентов.

Со степенью участия в строении географической оболочки различных зон воды в жидком виде, растительного и почвенного покровов и животного мира связаны и качественные особенности этих компонентов и характер их влияния на другие компоненты, в том числе и на атмосферу и литосферу. Эта степень участия гидрокомпонента и биокомпонентов неразрывно связана с качественными особенностями их самих и структуры географической оболочки в целом.

Степень насыщенности географической оболочки указанными выше компонентами определяется мерой участия их в ее строении. Это связано как с историей развития географической оболочки в геологическом прошлом (особенно в позднейшие этапы), так и с разнообразием состава компонентов. Последнее, в свою очередь, определяет степень многообразия протекающих в географической оболочке природных процессов. Таким образом, для каждой зоны характерны определенные общие особенности химического и биохимического состава ее компонентов, а следовательно, и общие особенности протекающих в этих компонентах химических, биохимических и других процессов. Особенности эти связаны прежде всего с характерными для каждой зоны гидротермическими условиями, а также с ее геологической историей.

Из охарактеризованных выше общих закономерностей развития зональной структуры и территориальной дифференциации географической оболочки вытекают два важных вывода: 1) при близких годовых количествах радиационного тепла степень насыщенности географической оболочки влагой и биокомпонентами, многообразие в ней динамики и разнообразие состава тем больше, чем радиационный индекс сухости географической оболочки ближе к единице (с учетом геологического прошлого территории); 2) при близких значениях радиационного индекса сухости (за редкими исключениями) степень насыщенности влагой и биокомпонентами, многообразие динамики и разнообразие состава географической оболочки (при сходных условиях подстилающей поверхности) тем больше, чем больше величина годового радиационного баланса земной поверхности (опять-таки с учетом геологического прошлого).

Согласно новейшим исследованиям, в основе изменений продуктивности растительного покрова, а следовательно, и животного мира каждой зоны, лежит интенсивность фотосинтеза и быстрота оттока из листьев ассимилянтов.

В каждом поясе они достигают максимума в зоне оптимального увлажнения. В различных поясах они тем выше, чем больше величина радиационного баланса земной поверхности указанных зон. Так, например, зоной оптимального увлажнения в экваториальном поясе является зона незаболоченных экваториальных лесов, в умеренном поясе - подзона лиственных лесов. В первой из них годовой прирост природного растительного покрова достигает 40-50 т/га сухой массы (над землей), во второй - около 5,6 т/га. Обе цифры - наибольшие для соответствующих географических поясов. Новейшие исследования биологических основ орошаемого земледелия в умеренном поясе показали, что указанные закономерности действительны и для многих сельскохозяйственных культур и ими следует руководствоваться при разработке норм и сроков полива.

В заключение следует подчеркнуть, что, как видно из изложенного, выявление охарактеризованных закономерностей позволяет не только глубже познать динамику и законы развития географической оболочки Земли, но - и это очень важно - дает возможность вплотную подойти к разработке поставленной перед учеными XXII съездом КПСС проблемы преобразования и регулирования природных процессов.

Грандиозные задачи развития народного хозяйства СССР требуют тесного содружества географических наук с практикой, углубленного изучения географических закономерностей, необходимых для правильного решения практических проблем, и прежде всего таких, как проблема рационального размещения производительных сил, преобразования природы, наиболее эффективного использования природных ресурсов при условии их воспроизводства и охраны.

Подводя итоги развития физической географии за последние 20 лет, нельзя не отметить ее превращения из науки преимущественно описательно-познавательной в науку преимущественно экспериментально-преобразовательную, разрабатывающую научные основы целенаправленного изменения природных условий в интересах народного хозяйства.

Главной задачей современной географий во всем мире оказывается сейчас не столько помощь в деле пионерского освоения новых земель и природных богатств, как это было еще недавно, а прежде всего, всестороннее научное обслуживание великой работы человечества по многообразному, все более интенсивному использованию уже открытых природных ресурсов и коренному изменению природы и хозяйства уже освоенных районов и стран (Герасимов, 1961). Одной из важнейших конкретных проблем этого изменения природы является комплексное изменение климатических условий, о котором говорится в новой программе КПСС.

— Источник—

Развитиеи преобразование географической среды. М.: Наука, 1964

Post Views: 436

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 26

Дисциплина: География

Тема:

Цель занятия: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения

Планируемые результаты

Предметные:

знать: об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

уметь: анализировать полученную информацию, развивать воображение, делать выводы

Метапредметные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы

Личностные :

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция беседа

План занятия:

Оснащение: атлас, тетрадь, учебник.

Литература:

    География: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.

    География. 10-11 кл. Максаковский В.П. М.: Просвещение, 2014

    Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс. – М.:ВАКО, 2014. – 320 с.

Преподаватель: Тарусова Д.С.

Тема 26. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

    Глобальные проблемы человечества.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

    Глобальные проблемы человечества.

Глобальная проблема проблема общечеловеческая, охватывает весь мир, создает угрозу для настоящего и будущего и требует незамедлительного решения на международном уровне.

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект

Загрязнение окружающей среды:

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония.).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Сырьевая – проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

    Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики.

Глобальная энергетическая проблема – это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Демографическая – продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения:

    Проведение продуманной демографической политики.

Продовольственная – по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

    Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

    Интенсивный путь – это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Экологическая – деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

    Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

    Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

    Экологическая безопасность населения;

    Создание особо охраняемых территорий.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

В ряду глобальных проблем современности особое место и по значению и по масштабам занимает проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Почему она глобальная? Прежде всего, потому, что это проблема большинства населения Земли. Но проблема отсталости бывших колоний отнюдь не может быть сведена лишь к количественной стороне дела (к числу стран, находящихся в бедственном положении, и людей, живущих на грани голода и нищеты). Дело не только в этом. Нарастание внутренней напряженности в странах Азии, Африки и Латинской Америки может иметь самые серьезные, порой совершенно непредвиденные последствия и для этих стран, и для человечества в целом.

Проблема отсталости развивающихся стран теснейшим образом переплетена с демографической, продовольственной, сырьевой, энергетической, экологической и другими проблемами, а, прежде всего с главной задачей человечества – обеспечения мира на Земле.

Социально-экономическая отсталость этих стран в условиях сохранения их неравноправного положения в мировом капиталистическом хозяйстве обостряет названные проблемы по многим направлениям, а некоторые из них прямо порождены ею.

Уместно привести некоторые данные, характеризующие то, что теперь принято называть «качеством жизни», а вернее, отсутствие его в развивающихся странах. Подсчитано, что среди их населения голодающих – более 500 млн. человек; людей с ожидаемой продолжительностью жизни менее 60 лет – 1,7 млрд.; людей, лишенных возможности пользоваться медицинским обслуживанием, – 1,5 млрд.; живущих в условиях крайнего обнищания – свыше 1 млрд.; частично или полностью безработных – более 0,5 млрд.; людей с ежегодными доходами менее 150 долл. на человека – 800 млн.; неграмотных среди взрослых – 814 млн.; детей, не имеющих возможности посещать школу, – более 200 млн.; людей, лишенных надежных и стабильных источников водоснабжения, – свыше 2 млрд.; людей, зависящих в удовлетворении своих жизненных потребностей от дров, – свыше 1,5 млрд.

Ряд освободившихся государств располагает богатейшими минеральными и энергетическими ресурсами и в то же время имеет крайне узкую социально- экономическую базу для развития, исключительно низкий научно-технический уровень хозяйства. Глобальные энергетическая и сырьевая проблемы в значительной мере связаны с социально-экономическими процессами в этих государствах, их деколонизацией. Колоссальные трудовые ресурсы в развивающихся странах используются крайне неэффективно в мировом производственном процессе, достижения современного научно-технического прогресса почти не коснулись подавляющего большинства этих стран.

Все названные обстоятельства подтверждают глобальный характер проблемы преодоления отсталости развивающихся стран и ее теснейшую взаимосвязь с другими насущными проблемами современности.

Во внешнеполитической сфере становится ясным, что без позитивного участия освободившихся стран не может быть в долгосрочном плане решена важнейшая задача человечества – предотвращение военной катастрофы. Вместе с тем мирное сосуществование государств с различным общественным строем является первым и необходимым условием для социально-экономического прогресса развивающихся стран, а прекращение гонки вооружений может существенно ускорить этот процесс. Достаточно сказать, что ныне мировые военные расходы превысили 650 млрд. долл. в год, тогда как государственная помощь развивающимся странам составляет менее 5% этой суммы. Предложения о переключении фиксированной части финансовых средств индустриально развитых государств на социально-экономические нужды развивающихся стран в случае сокращения расходов на вооружение составляют важную часть советской конструктивной программы борьбы за мир и общее оздоровление международного климата.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Географичес­кая наука имеет ключевое значение для решения проблем взаимодей­ствия человека и природы. Это обусловлено ее комплексным подходом к изучению природы материков и океанов. Поэтому именно географы активно участвуют в национальных и международных проектах, направленных на изучение и сохранение географической оболочки.

Осознание человеком сложности экологических проблем способство­вало появлению такого метода географических исследований природных явлений, как мониторинг. Мониторинг - постоянное всестороннее слежение и оценка состояния природы, ощущающей антропогенное влияние. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рацио­нального использования природных ресурсов, предотвращение загряз­нения природной среды, сохранение природного равновесия.

Мониторинг является основой для научного географического прогноза, позволяющего предусматривать отрицательные явления, которые могут развиваться в природных комплексах. Значительный объем информации, которую при этом получают, помогает не только регистрировать, но и прогнозировать (предусматривать) определен­ные изменения, возникающие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Географические прогнозы бывают метеороло­гическими (например, прогнозы погоды), гидрологическими (предуп­реждение о наводнениях, схождении снежных лавин), геоморфологи­ческими - выявление районов образования оползней, обвалов и пр. Однако наиболее эффективными являются комплексные прогнозы, т. е. те, что предсказывают будущие изменения в природном комплексе материков и океанов в целом.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие проблемы относятся к глобальным проблемам человечества?

    Как проявляются сырьевая и энергетическая проблемы в развитых странах?

    Каковы основные направления решения демографической проблемы?

    В чём заключается суть продовольственной проблемы?

    Что является главной причиной отсталости развивающихся стран?

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ.

Аннотация.

В данной статье изложено авторское понимание проблем географического образования в школе. Рассматривается роль и необходимость географии в системе школьных дисциплин. Причины падения престижа предмета, проблемы и пути решения данного вопроса.

Со времён Эратосфена и Птолемея география, верно служит человечеству, помогая ему узнать, понять мир в котором оно живет. География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей и была описательной. Постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы начинаем понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы. Сейчас география - это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием. Она основана на современных спутниковых, геоинформационных системах , системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

Ценность школьной географии заключается в том, что она – является одним из школьных предметов мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.


В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях. Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления; во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определённую совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

К сожалению, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснён на обочину среднего образования . А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам. Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы. Примеров тому огромное множество, когда экономическая необходимость идёт вопреки законам природы и здравым смыслом.

Почему падает престиж школьной географии?

Современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание.

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом - два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом - по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться . На все параллели осталось 9 - 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.

Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах . Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся с учётом их интересов и возможностей. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности.


ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе. То есть начальный курс географии, разделён два одночасовых курса в 5 и 6 классах . При этом такую сложную тему как «масштаб» дети будут изучать в 5 классе , а дроби по математике изучаются в 6 классе, на год позже. Нет соответствия в межпредметных связях.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных УМК по географии очень скудная практическая часть. Система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года. Например, изучение почв и реки своей местности приходится на февраль. Очевидно, что зимой изучать данные темы на практике невозможно. Таким образом, реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории.

Кроме того часть практических работ требует оборудования. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях. Полностью отсутствуют современные приборы, например ГЛОНАСС - приемники.

Заслуживает внимания вопрос повышение методического уровня учителей географии. За последние два десятилетия школу покинуло значительная часть учителей-ветеранов, но на их место, к сожалению, не пришли лучшие выпускники педагогических вузов. Наряду с этим происходило также активное сворачивание системы институтов повышения квалификации. Учителя обычно направляются на курсы один раз в пять лет, прослушивая курс в 105 часов . В связи с тем, что происходят активные изменения в экономической, физической географии, системе образования и в жизни в целом - этого мало. Необходима более качественная корректировка знаний, а не формальное повышение квалификации.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании. В 2011 году в МГУ им. прошёл Всероссийский съезд учителей географии, в котором участвовали более 600 специалистов из разных регионов России (первый после перерыва длительностью почти в 100 лет).

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования ; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); географию должна быть самостоятельным, предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире».

Так же государство должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя.

Перед школой не стоит задача готовить специалистов – математика, физика, биолога, географа. В 1918 году, выступая перед учителями, нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский заметил, что необходимо знать азы всех наук, и сравнил образованного человека с оркестрантом, который прекрасно играет на своем музыкальном инструменте в оркестре, но одновременно слышит звуки всего оркестра, которые сливаются для него в одну гармонию, которую мы и называем культурой .

Библиографический список.

1. «География. Планета Земля 5-6 класс» академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Пол ред. , Москва «Просвещение» 2009.

4. http://www. rgo. ru Русское географическое общество.

5. http://www. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

6. http:///dok/akt/8752 Разъяснения и применения порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

О ЯЕИЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. А. Шальнев, А. А. Талалакина

GEOGRAPHICAL SPACE: THE ESSENCE, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Shalnev V. А., Talalakina А. А.

Complicated and topical theoretical theses concerning the essence of physical global space, its particular spaces on the Earth surface, their structure, dynamics, evolutions, entropies, densities are considered in the article.

Key words: geo-space, a particular geo-space, geosystems, place, region, territory, geo-field, geoversum, physiosphere, social-biosphere.

Рассматриваются сложные и дискуссионные теоретические положения сущности физического глобального пространства, его частных пространств поверхности Земли, их структуры, динамики, эволюции, энтропий-ности, плотности.

Ключевые слова: геопространство, частное геопространство, геосистема, место, регион, территория, геополе, геоверсум, фи-зиофера, социобиосфера.

Пространственный подход сквозным направлением проходит через всю историю географии и является основным научным подходом в её методологии. Однако понятие о геопространстве, его сущности, размерности, связи со временем менялись неоднократно («пустое» И. Канта, «заполненное»

A. Геттнера, «пространство-время» Аслани-кашвили и Ю. Г. Саушкина, многомерное

B. С. Преображенского и т. д.). У М. М. Голубчика и его соавторов «географическое пространство в экономической географии не является формой бытия, а выступает как особый метод исследования» (4, с. 20). Менялся и терминологический аппарат этой категории у разных географических школ. Зарубежные географы обычно использовали термины «пространство», «место» и «регион». У советских и российских географов традиционны «территория» и «район». При этом «территория» часто трактуется как синоним термина «пространство».

Пространство у философов «есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах... Общим свойством, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трехмерность. Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены в изменении и развитии всех материальных системах» (ФЭС, 1983). Теория относительности А. Энштейна раскрыла неразрывную связь пространства и

времени как единой формы существования материи (пространство-время), установила единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира.

Э. Б. Алаев географическое пространство понимает как философскую концептуальную категорию, как объективную, всеобщую и познаваемую форму «существования материальных географических образований и объектов в пределах геоверсума» (1, с. 98). На другой странице понятие геопространства уточняется и понимается как «совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории (геотории) и развивающимися во времени» (1, с. 100).

Близкое определение, но без философских подходов дается в географическом энциклопедическом словаре: «Географическое пространство - форма существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки; совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» (1988, с. 56).

П. Джеймс и Д. Мартин понимают под геопространством такое земное пространство, которое не имеет границ. Оно сферично по форме и в силу этого замкнуто.

А. Г. Исаченко считает, что термин геопространство не «получил общепринятого токования, но чаще понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой). Каждый географический объект имеет собственное (физическое) пространство, которое характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов (6, с. 85-86)

По мнению М. М. Голубчика и его соавторов, «географическое пространство и время - основные формы существования геоси-тем. Пространственные отношения выражают порядок размещения одновременно существующих географических явлений и протяженность геосистем. Временные отношения - порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность» (4, с. 209).

В. В. Быков и А. Г. Топчиёв под географическим пространством понимают либо само пространство географических объектов, либо порядок взаиморасположения целостных географических образований (геосистем) и их элементов.

Д. Флиндер рассматривает геопространство, во-первых, как своего рода «контейнер» трехмерной размерности с нахождением в нем различных объектов и людей; во-вторых, как порядок, упорядочение явлений, объектов и отношений между ними, т. е. понятие пространственной структуры.

А. М. Трофимов и М. Д. Шарыгин характеризуют геопространство как совокупность физических отношений между географическими объектами или их формальными аналогами - географическими системами. Наложение, взаимодействие и пересечение на различных пространственных уровнях географических систем и образует географическое пространство. Выделяются индивидуальные (однородных объектов и отдельных сфер) и групповые пространства.

Приведенный набор определений разных авторов показал, во-первых, существенные различия в понимании инвариантных черт геопространства, раскрывающих его особенности, принципиальные отличия от других пространств; во-вторых, отсутствие объяснения понятия «пространство-время» с учётом положений современной философии и теории относительности; в третьих, отсутствие согласованности в объяснении таких важных категориальных понятий теории как геопространство, место, территория, регион и др.

Определённую ясность в эту проблему попытался внести Г. Д. Костинский (8), построив генетическую матрицу в форме креста. Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий, по его мнению, такое:

Пространство соответствует общему (род), место - единичному (вид) (вертикальная ось);

Территория соответствует целому, район - части (горизонтальная ось).

По нашему мнению, проблему геопространства следует рассматривать в контексте философских категорий внешнего и внутреннего, целого и частного, общего, единичного и особенного, форм движения материи (ФДМ), а также энтропийности, эволюционизма, геополей, геосфер, геокомпонентов, геосистем и др.

Физическое (с греч. - природное) глобальное геопространство Земли формировалось и существует до настоящего времени под воздействием внешних факторов на пересечении информационно-энергетических полей «империи Солнца» и эндогенных планеты Земля (рис 1.) Оно является также частью геологического пространства Земли и включает в себя часть субстрата его абиотических компонентов (горные породы, воздух, вода) и абиотические формы движения материи (ФДМ). Процессы лито- и гидроге-неза определяют границы этого геопространства с переходными (экотонными) слоями - озоновым и гранитно-базальтовым. Внешние факторы формируют в этом пространстве первичные поля экзогенного (радиационные) и эндогенного (потенциальной кинетической энергии денудации и аккумуляции) генезиса. Внутренними факторами выступают процессы тепловлагооборота, которые присущи только географическому пространству и которые В. С. Лямин пред-

Внешнее поле пространства Солнечной системы

Внутреннее поле пространства Земли

Рис. 1. Место физического геопространства с учетом внешних и внутренних факторов:

1 - озоновый слой, 2 - гранитно-базальтовый слой, 3 - физическое геопространство.

лагает называть физико-географическими формами движения материи. Именно эти процессы создали условия для жизни Земли и выработали геопространственные адаптационные механизмы у биоты.

Физическое геопространство имеет свои особенности. Оно сферично, а следовательно замкнуто. В поле его силы тяжести наблюдается выраженная анизотропность, т. е. неравнозначность не только вертикальных направлений движения, но и неравнозначность западного и восточного направлений в северном и южном полушариях (сила Ко-риолиса). Такое пространство зеркально симметрично по отношению к полюсам. В его пределах проявляются все известные ФДМ: механическая, физическая, химическая и геологическая, а также физико-географическая, биологическая и социальная, которые известны только в этом пространстве.

ФДМ в пределах геопространства Земли способствовали, во-первых, процессам структурирования материального субстрата и формированию материальных объектов этого геопространства - компонентов, геосфер и геосистем. Во-вторых, они определили временные свойства пространства, как писал В. И. Вернадский, его «текучесть».

С ФДМ связаны изменения материальных и идеальных объектов геопространства. Эти изменения могут иметь форму развития, т. е. необратимых, направленных, закономерных изменений. Такое направление в географии получило название исторического подхода, у других наук - эволюционного. Второй вид изменений связан с обратимостью этих изменений и характеризует процессы функционирования (цикличное воспроизведение постоянной системы функций). В географии изучение таких изменений получило название хронологический подход, который необходим при изучении всякой последовательности смены событий во времени, не приводящих к коренной перестройке структуры геопространства или его отдельных объектов (геосфер, геосистем). В физической географии идеями В. В. Сочавы было введено понятие динамика, которая не связана с изменением струк-

туры геопространства и его объектов, но участвует в подготовке возможных изменений. С позиций синергетики - это формирование точки бифуркации в истории развития объекта.

Таким образом, пространственно-временные особенности развития геопространства и его объектов сложились в триединую систему понятий: функционирование - динамика - эволюция.

Физическое пространство Земли предоставлена двумя составляющими - надземной и подземной, фокусом которых является поверхность Земли. В её пределах взаимодействуют все сферные объекты геопространства (абиотические, биотические и социальные) и, как следствие, формируется множество «мест», гед происходит структурирование субстрата материи в частные её объекты - геосистемы. Они бывают простыми (ледниковые, речные, морфострукту-ры, системы расселения и др.), сложными (природные ландшафты) и интегральными (культурный ландшафт, территориальная рекреационная система).

По мнению Э. Б. Алаева, ареал, в пределах которого проявляется воздействие определенного объекта (геосистемы), именуется географическим полем (геополем). В связи с этим обязательным условием считается присутствие территории. При этом для многих географических объектов постоянным ареал территории может оставаться лишь в определенный отрезок времени. Например, атмосферный циклон, являясь термомеханической геосистемой, постоянно перемещается в пространстве тропосферы. Вместе с ним перемещается и геополе тепловлагооборота, а следовательно изменяется ареал территории. Сложным пространством обладает и территориальная рекреационная система, когда потребность в отдыхе возникает в пределах одной территории, где живёт человек, а реализует он их в пределах ТРС, где свое поле (рекреационный процесс) и своя территория.

Таким образом, частное геопространство есть совокупность своих атрибутов: объектов (геосистем) + геополе + территория (ареал). Тем самым Э. Б. Алаев счи-

тает территорию существенным свойством геопространства, но не ее синонимом. Территория являеться частью твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, протяженностью (площадью), двухмерностью.

Частное геопространство структурировано как в компонентном (разложимо на геополя отдельных объектов-компонентов), так и в территориальном (разложимо на отдельные геополя-ареалы) аспектах. Оно также системно, так как в нем существуют устойчивые связи между образующими элементами (как компонентными, так и территориальными), и эти связи придают ему качество единства и целостности, или с позиций географического подхода - комплексности.

Важными методологическими свойствами геопространства является понятие об относительной устойчивости этого материального мира. Может ли столь сложное образование устойчиво существовать в условиях энтропийной нестабильности, ибо по словам Н. Винера, островки стабильности (антиэнтропийности) обречены «на поражение во всемирной битве между прогрессом и возрастанием энтропии». Этому мефистофелевскому суждению - «все, что возникает, заслуживает гибели» - удачно противостоит энергосфера геопространства, сформулированная в свое время И. В. Круть, и базирующаяся на четырех «китах»:

Космической энергии солнца, её трансформации и переноса в пределах геопространства Земли;

- «потенциальной» эндогеннй энергии, зафиксированной в геотектурах и морфост-руктурах поверхности Земли и дающей «работу» процессам денудации и аккумуляции, переноса вещества;

Биогенной энергии, когда жизнедеятельность биострома превращается в поступательный процесс постепенного накопления запаса свободной энергии, в которой энтропия не увеличивается. Живое вещество при единообразном потоке солнечной энергии не рассеивает свободную энергию, а накапливает ее в своей биомассе, в органических остатках;

Антропогенной энергии, вовлеченной в социальные процессы общества и являющейся, по словам В. И. Вернадского, новой великой силой. По словам Ф. Энгельса, «человеческий труд в состоянии удержать на поверхности Земли и заставить действовать солнечную энергию более продолжительное время, чем это было до него».

Энтропия в геопространстве находиться в прямой зависимости от количества компонентов и территориальных элементов и в обратной зависимости от степени упорядоченности элементов (1). Видимо, к этому следует добавить геополя, пересечение и взаимопроникновение которых формирует симплексы, т. е. простые объекты неразложимые на более мелкие самостоятельные части. Например, фация в ландшафте, район как предельный таксон районирования или административная единица.

Важным свойством частных геопространств является понятие плотность, т. е. масса единичного объема вещества. Она определяется количеством элементов и компонентов геопространства, что связано с принципом фрактальных объектов, т. е. принципа подобности субстрата (набора компонентов, элементов) глобальному геопространству или его отдельным сферным структурам. Примеры использования понятий «плотность» в географии есть. Например, определение плотности населения. Однако здесь присутствует лишь одна из составляющих геопространство - территория. В тоже время в структуре частного геопространства есть ещё и геосистемы и геополя, роль которых фактически не изучена.

Важную роль в понимании сущности геопространства играет эволюционный подход, объясняющий основные этапы формирования современной структуры, её диверсификации. С позиции концепции глобального эволюционизма модель такого пространства рассматривается как итог универсальной эволюции природного процесса, связавшего в единое целое космогинез, гео-генез и биогенез. Качественный скачок этой эволюции - появление человека и формирование общественных структур. Эволюцион-

ный подход обычно понимается как нециклическое развитие, движение в направлении «восхождения от низшего к высшему». XIX век дал две великие теории эволюции для косного (Ньютоново-Картезианская модель) и живого (эволюционная модель Дарвина) мира. В первом мире развитие идет однона-правлено, в сторону роста энтропии (хаоса), т. е. к затуханию развития, выравниванию разнообразия. В биотическом мире наоборот: развитие приводит к росту многообразия форм, т. е. к увеличению порядка и падению энтропии (непрерывному созиданию). Механизмом эволюционного развития является чередование фаз, которые А. И. Северцев называет фазами ароморфоза (кризиса) и идиоадаптации (устойчивой цикличности). В философии это называется переходом количества в качество. Современная географическая действительность есть результат чередования ароморфозов и идиоадаптационных периодов ее природной составляющей со специфическими особенностями этапов формирования общества.

Геопространство является специфическим географическим явлением и «одной из ключевых, но пока еще недооцененных, слабо разработанных категорий и принципов географии» (7, с. 200). По своей структуре геопространство является многообъектным и многомерным, постоянно меняющимся историческим единством, которое характеризуется размерностью, структурностью, свойствами, сосуществованием и взаимодействием во времени всех взаимосвязанных между собой объектов и их элементов как носителей определенных ФДМ или их сочетаний. С позиций системно-синергетического подхода структура предельного географического пространства представлена системой разнокачественных пространств (систем-объектов), возникших на разных этапах эволюционного развития Земли и имеющих разную размерность -глобальную сферную и дискретно локальную и региональную поверхности Земли (рис. 2).

Рис. 2. Моно- и диохронический подходы в парадигме эволюционного развития

геопространства

Левый ряд рисунка представлен первичными физическими (природными) пространствами, структура которых усложнялась от абиотических составляющих к биотическим и биокосным. Начальным, каркасным пространством для географической действительности можно считать физиосферу, возникшую на контакте трех абиотических сфер геологического пространства Земли. Процессы теплооборота, гидрогенеза и литогенеза определили в этом пространстве состояние бифуркации и, как следствие, выбора аттрактора развития сложной сферной интегральной структуры.

Географические законы физиосферы (зональность, азональность, провинциальность и др.) создали на поверхности Земли

разнообразие геополей тепловлагообмена, к которым могли адаптироваться определенные группы биоты. Формируются два типа геосистем: «объект-объектных» отношений, где взаимодействуют абиотические и биотические компоненты в ландшафтной структуре, и «объект-субъектных» отношений, где на субъекта-«хозяина» (элемента биоты) влияют компоненты природной среды биоэкосистем ландшафта. С ним связаны процессы биогенезации и новые круговороты субстрата, энергии и информации - биохимические и биогеохимические, которые контролируются биотой и определяют границы новой интегральной структуры в пространстве физиосферы - биосферы, с ее уникальными природными условиями и новыми

свойствами, т.е. биосферной средой жизни биоты. В. И. Вернадский писал, что «пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни» (3, с. 102). Этап формирования сферы природных ландшафтов в биосфере был завершающим в формировании глобального физического пространства - географической оболочки.

Крупнейшим ароморфозом в развитии жизни стало образование существ, способных к социальным взаимодействиям, т.е. субъект-субъектным отношениям. По мнению В. Н. Беклемешева, «человечество входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом» (2, с. 28). К сожалению, в научном сообществе возобладали тенденции рассматривать развитие общества независимо от живой природы, которая воспринималась как нечто статичное, всего лишь как объект приложения творческих усилий человека, направленных на ее преобразование и подчинение интересам общества (9). С этих позиций процессы социогенеза (трудовой отбор) и техногенеза (научно-технический отбор) способствовали формированию геопространственных структур, где ведущими были законы общества.

Виды геопространств: 1 - природное, 2 - социальное, 3 - социально-природное (интегральное). Антропная составляющая: 4 - человек (человечество), 5 - культура и культурно-цивилизационные структуры.

Диохронический подход современной географии:

Природные сферные и частные геопространства: ФС - физиосфера, БС - биосфера, СПЛ - сфера природных ландшафтов, ПЛ - природные ландшафты.

Социальные сферные и частные геопространства: СЛ - этносоциальных и культурных ландшафтов, СПКЛ - природных и культурных ландшафтов, СТС - социо-техносфера, ГС-ЭП - глобальное социально-экономическое.

Монохронический подход общей географии:

Сферные общественно-природные: ЛАС - ландшафтные антропоэкосистемы, СЛП - ландшафтного природопользования и

демоэкосистем; СБС - социобиосфера (система «социум - природа биосферы), АС -антропосфера.

Процессы самоорганизации и саморазвития: 6 - физико-географические (тепло-влагообмена); 7 - биотические; 8 - ландшафтные корреляционные (соотношение абиотических и биотических ФДМ); 9 -ландшафтного этногенеза (субъект-субъектных отношений); 10 - регионального социо-техногенеза (субъект-объектных отношений); 11 - корреляционного социо-техногенеза (соотношение абиотических, биотических и социальных ФДМ).

Процессы культурогенеза интегральных образований: 12 - геопространственно-деятельностных и адаптационных ландшафтных моделей; 13 - геопространственно-деятельностных и адаптационных региональных моделей; 14 - взаимодействия природы и общества социобисферной модели.

Геоверсум (глобальное интегральное геопространство): А - природа, Б - общество. Законы геоверсума: 15 - законы геовер-сума (общей географии) 16 - природные, 17 - социально-экономические.

Достижения философии, системологии и синергетики дали возможность изучать эволюционные процессы истории человека с использованием монохронического подхода, так как позволили гносеологическую пару «субъект-объект» понимать как единство, существующее в одном пространстве, т. е. по мнению А. И. Ласточкина, не рассматривать их в качестве антагонистов. «Отношение субъекта и объекта - это не отношение разных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства» (10, с. 19).

С момента появления человека завершается история «неочеловеченной» природы и начинается история человека в геопространстве Земли, история «очеловеченной» природы. С такой точки зрения процесс «становления» общества в природе выступает также и процессом «завершения» природного бытия в обществе. Отсюда граница между историей природы и историей общества, будучи диалектической, не только отделяет одно от другого, но и соединяет одно с другим. Концепция единства истории природы

и общества позволяет по новому рассмотреть проблему единства структурирования современного геопространства.

На поверхности Земли возникли первичные природно-общественные объекты -антропоэкосистемы, где для человека было характерно ещё биоэтическое поведение во вмещающих природных геосистемах (ландшафтах). У последних в системе «субъект-объектных» отношений образуются основные функциональные свойства: ресурсосо-держащая и ресурсовоспроизводящая (исток природопользования), средоформирующая жизни и деятельности человека (понятие природной среды), источник процесса познания и эстетического восприятия. Эмерд-жентным свойством этих отношений в ан-тропоэкосистемах стало формирование культуры, т. е. той «живой субстанции», внутри которой человек раскрывает и развивает себя посредством природы, а природа раскрывает и развивает себя посредством человека (5).

Расселение человека и освоение различных региональных пространств поверхности Земли внесли изменения в первичную сферу природных геосистем (ландшафтов). Возникла сложная сфера ландшафтного природопользования и демоэкосистем (СЛП), состоящая из набора природных, антропогенных (измененных человеком) и культурных ландшафтов. Процессы культурогенеза привели и к эволюционным изменениям биосферы, которая, по мнению Н. К. Мукитано-

ва, была «вещь в себе», а с появлением человека стала «вещью для других». Эти изменения проявились в виде социобиосфер-ного эффекта, который стал началом нового этапа её развития - социобиосферного. Возникла сложная интегральная пространственная структура - социобиосфера, включающая в себя подсистемы новой биосферы и социума. Взаимодействие этих подсистем вызывает цепные реакции и возникновение глобальных экологических проблем (11). Осваивает человек и пространство физио-сферы, что позволяет её называть анпропо-сферой, т. е. сферой, где живет и куда временно проникает человек с использование технических объектов.

Таким образом, реальная географическая действительность сложна и системна. Она имеет сложный материальный субстрат. Изучать такое множество явлений и процессов очень сложно, но возможно при наличии идеальной модели-образа, позволяющей рассматривать объект (проблему) исследования как целостное образование. Такой моделью в географии может стать геоверсум как уникальное системно организованное пространства Земли, возникшее в пределах географической оболочки истории человека. На основе этой концепции можно разработать теоретическую основу общей географии с её категориальными понятиями, интегральными частными объектами и законами их развития (11).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Изд. Мысль, 1983.

2. Беклемешев В. Н. Об общих принципах организации жизни // Бюлл. МОИП. Отд. Биологии. Т. 69. - 1964 - Вып. 2.

3. Вернадский В. И. Биосфера. - Л.: Научн. хим.-техн. изд., 1926.

4. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н., Нососнов А. М. Теория и методология географической науки. - М.: Владос, 2005.

5. Давыдов Г. А. Единство человека и природы как философская проблема / Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986.

6. Исаченко А. Г. Общая география в системе географических знаний // Изв. РГО. Т. 132. -2000. - Вып. 2.

7. Каледин Н. В. Проблема теоретизации общественной географии: смена парадигм //

Географич. и геоэкологич. аспекты развития природы и общества. - С.-Петербург, 2008. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН. Сер. География. - 1997. - № 5.

Мирзоян Э. Н. Теория эволюции и концепция геомериды (к 100-летию со дня рождения В. Н. Беклемешева) // Бюл. Москов. об-ва ис-пытат. природы. Отд. биологии. - 1991. - Т. 95. - Вып. 5.

Обсуждение «Новой философской энциклопедии» //Вопр. философии. - 2003. - № 1. Шальнев В. А. История и методология общей географии. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

Шальнев Виктор Александрович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», профессор, заведующий кафедрой физической географии. Сфера научных интересов связана с учением о ландшафте, теорией и методологией географии.

Талалакина Анна Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры физической географии. Сфера научных интересов - географическое пространство в теории географии. @ inbox.ru

удк 910.1 В. А. Шальнев

успехи и проблемы современной

географии на рубеже веков

Successes and challenges of modern

geography at the turn of the century

В статье рассмотрены основные этапы истории развития географических идей, отражающие интеграционные подходы в теории географии, и сложности построения теории общей географии.

Ключевые слова: единая география, зонально-комплексная концепция, антропогеография, хорологическая концепция, теоретическая география, геоэкология, общая география, геоверсум.

The article describes the main stages of the history of geographical ideas, reflecting integration approaches in the theory of geography, and the complexity of constructing a theory of general geography.

Keywords: single geography, zonal-integrated concept anthropogeography, chorological concept, theoretical geography, geoecology, general geography, geoversum.

Любая наука как форма общественного сознания проходит сложный путь развития от описательного этапа до этапа теоретического и методологического осмысления. История же любой науки -это не только ее достижения и успехи, а в первую очередь люди, которые творили эту историю. Их мысли, чувства, переживания, сомнения, искания. Это аура той эпохи, в которой они жили и трудились, которую они сумели «впитать» и концентрированно передать в своих делах и наследии. В. И. Вернадский писал, что «каждое поколение научных исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени».

География - наука «всеядная», и за несколько тысяч лет она накопила огромный материал научных и ненаучных фактов, которые осмыслить и, как писала Б. Ахмадулина, «вылепить из лунного свечения тяжелый осязаемый предмет» не смогла. Невозможно в одной работе вспомнить всех «сеятелей» и «искателей истины», которые трудились на ниве «географических полей». Наша задача здесь - более скромная: во-первых, рассмотреть основные достижения в области интеграционных подходов теоретико-методологического осмысления и наследия географии как науки;

во-вторых, еще раз вспомнить тех великих географов, на плечах которых держится современное здание географии, одряхлевшее в текучести времени и требующее капитального ремонта в сфере своего фундамента -общей географии, интегральных идей ее составных частей.

Можно выделить несколько основных этапов и интеграционных тенденций в истории географии:

Создание единой (нерасчлененной) географии, которая описывала поверхность Земли, ее отдельные регионы

и страны. Накопившийся огромный фактический материал требовал своего обобщения, и такой путь был найден в создании картографии и карт со своим языком и символикой. Это было великое время в истории географии. Создавались картографические модели-образы поверхности Земли, прообразы будущих ГИС. Однако такая география могла отвечать лишь на два вопроса: что описывается и где находится объект описания. Объяснительная часть (почему и как?) у нее отсутствовала. Пространственный подход реализовался лишь в мировоззренческом понимании трехчленного глобального пространства: макрокосма (божественные слои), мезокос-ма (земная природа) и микрокосма (духовная суть человека). Доминантой в таком пространстве был географический детерминизм;

Важным событием конца XIX века и большим вкладом в мировую географию стала русская зонально-комплексная концепция, у истоков которой стоял В. В. Докучаев. Его идеи реализовались в самобытную российскую ландшафтно-географическую школу. Этому предшествовало появление понятия географический комплекс, которое ввел А. Н. Краснов для природных объектов, где ключевым для сущности географии стало «взаимодействие компонентов». Позже Н. Н. Колосовский сформулирует понятие производственного комплекса. Основы ландшафтоведения были заложены Л. С. Бергом, Г. Н. Высоцким, Г. Ф. Морозовым и др. Л. С. Берг объединил учение о ландшафте с концепцией зональности, опубликовав «Ландшафтные зоны СССР». Затем работы Н. А. Солнцева и А. Г. Исаченко дали серьезный толчок в проведении полевых ландшафтных исследований и ландшафтном картировании морфологических единиц. Оформилось и процессоведческое направление. Б. Б. Полынов заложил основы геохимии, а Д. Л. Арманд - геофизики ландшафтов. Работы С. В. Калесника сыграли решающую роль в преодо-

лении разрыва между общим землеведением и ландшафтоведением [Исаченко, 2000]. Укреплению синтеза в физической географии способствовали учения о геосистеме В. Б. Сочавы и ландшафтной сфере Ф. Н. Миль-кова. Были четко определены и объекты изучения физической географии. Общий объект - географическая оболочка. Частные объекты - множество индивидуальных региональных ТПК (от географического пояса, материка до ландшафта), а также морфологические единицы ландшафта, изучаемые методами типологии;

Попытка реализоваться в антропогеографии, где с помощью биологического детерминизма и поссибилизма

рассматривалась роль природного фактора в жизни человека (человечества). Наиболее ярко это отразилось в теории этногенеза Л. Н. Гумилева, когда ландшафт формирует этнос как субстанцию биосферы. Здесь проявляется также природно-экологическая и природно-общественная особенность культуры (линия К. Риттера), этнического культурогенеза. Этим объяснялся механизм обустройства природного пространства человеком в рамках концепции географического детерминизма. В дальнейшем с развитием тенденций глобализации общества ведущей становится социо-регулятивная часть культуры, ее духовно-ментальная и интеллектуальная составляющие. Начинает формироваться новая парадигма о природ-но-общественном объекте географии, получившая название культурного ландшафта (К. Зауэр, О. Шлютер, Ю. А. Веденин), механизмом понимания которого становятся процессы культурогенеза индустриального общества и позиции антропоцентризма с ведущей ролью законов развития общества. Однако в целом эти идеи привели к консолидации в географии лишь в виде биогеографии (учение о биосфере и природном ландшафте на базе идей витализма) и учения о социосфере;

Произошла смена методологических позиций в географии, связанных с отказом от географического и биологического детерминизмов. Это привело к другой крайности - индетерминизму, когда главенствовать стала свобода воли человека. В социальной философии и, как следствие, в географии стали утверждаться идеи антропоцентризма. На арену истории вышел человек как сила, соперничающая с силами природы. В середине XX века появилась концепция «технологического оптимизма», у истоков которой стоял лозунг преобразования при-

роды. В географии становится популярной хорологическая концепция (А. Геттнер, Р. Хартшорн), связанная с описанием множества индивидуальных заполненных пространств и местностей. В конце ХХ века она трансформируется в постхорологическую концепцию (Д. Н. Замятин, Э. Л. Фей-бусович, Б. Б. Родоман, А. Н. Ласточкин, М. М. Голубчик) с приложением в виде теоретической географии. Основой ее был геотопологический детерминизм, где познание сложного объекта сводится к предельно упрощенной модели (геотопологический редукционизм). Хорологический антропоцентризм Р. Хартшорна сказался и на взглядах советских (российских) представителей общественной географии, которые, гипертрофируя роль человеческой деятельности и научно-технического прогресса, считали общественные закономерности в системе «природа - общество» определяющими, поэтому вся география у них превращается в гуманитарную науку;

развитие отечественной социально-экономической географии во второй половине ХХ века прошло под большим влиянием идей англо-американской школы, которые отражали «революционные события»: количественную революцию (квантификацию), теоретическую революцию (авангардийский геомодернизм), создание радикальной географии и др. Это способствовало использованию системного подхода, математических методов, методов моделирования в географических исследованиях и попыток создания теоретической географии. Однако однозначного подхода к основам теоретической географии не сложилось. Обозначились два подхода: во-первых, в широком смысле, когда общая теория географии понимается как совокупность всех теорий, учений, концепций современной географии. Такой подход обобщен в работе В. П. Максаковского (1998). Во-вторых, в узком смысле, когда теоретическая география понимается как общая теория географических пространственных систем. Такое направление реализовалось усилиями В. Бунге, П. Хаггета, В. М. Гохмана, Б. Л. Гуревича и др. в блоке социально-географических наук, в частности теории размещения и пространственном аспекте человеческой деятельности. Ю. Г. Саушкин писал о теоретической географии как новой науке, которая исследует пространственные системы на наиболее абстрактном уровне (1976). По Б. Б. Родо-ману, эта география конструирует ландшафтные сети, их переплетения на уровне цивилизаций и биосферы (1999). Он ассоциирует ее с метагеогр-

фией. Однако консолидации географических идей не произошло, так как в ней не нашлось места физической географии. Это с сожалением отмечал Р. Джонстон, говоря о том, что точек соприкосновения между социогеог-рафией и физической географией становится все меньше и меньше (1988);

Появление объединительных тенденций географии с выявлением экологического подхода, набравшего популярность во второй половине XX века. Появлению геоэкологии предшествовала оживленная дискуссия с большим количеством участников. Однако на этом поле играли, к сожалению, не географы-профессионалы. К тому же без наличия теории общей географии создать качественный теоретический фундамент геоэкологии было невозможно. Поэтому в зарубежной географии «флюсом» стала социальная экология. У российских геоэкологов делалась попытка адаптации геоэкологических идей к общеземлевед-ческому наследию. Не помогла и региональная концепция территориальной организации общества, так как геоэкологическая парадигма еще не реализовывалась в своих фундаментальных положениях, таких как учение о географической среде;

исторический обзор достижений отдельных ученых в вопросах разработки теории и методологии географии привел к удивительному выводу о том, что наиболее интересные идеи и новые концептуальные положения в географии были сформулированы чаще всего учеными, которые не имели базового географического образования (И. Кант, В. В. Докучаев, Л. С. Берг, А. А. Григорьев, В. И. Вернадский, В. Б. Сочава, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский и др.). Видимо, система образования, сложившаяся в университетах мира и России (СССР) в XX веке с углубленным погружением в узкоспециализированные направления с большими объемами информации для запоминания, не оправдывает себя. «Посредственный ученик специального класса лицея, - писал А. де Сент-Экзюпери, - знает больше о природе и ее законах, чем Декарт и Паскаль. Однако разве такой ученик способен мыслить, как они?». Современные учебные планы по специальности «География» дают обширные знания об отраслевых науках и интегральных дисциплинах отдельных групп наук (общее землеведение, биогеография, общая социально-экономическая география), но не дают интегральные знания об общем объекте и предмете географии. Не решает эти проблемы и итоговый курс «Теория и методология

географической науки» [Голубчик и др., 2005[. Теоретические основы географии, изложенные в нем, не составили конкуренции биосферной концепции, широко распространенной в мировом сообществе, так как не раскрывают фундаментальных основ географического подхода;

Не могут не тревожить тенденции утраты культуры научных дискуссий в географическом сообществе, их открытости и бескомпромиссности, рост корпоративных подходов и снижения профессиональной требовательности к качеству научных исследований. Об этом на исходе ХХ века писал В. С. Преображенский: «Наука ведь не выживет, избегая профессиональной требовательности в оценках... в атмосфере самоуспокоенности (прекрасно отражаемой отзывами оппонентов и головных организаций)... Не уйти от загнивания... Серость не только генетическое, но и социальное явление... И генетический код социальной памяти формирует не кто-то, а мы своей терпимостью к низкому качеству работы (лишь бы «числом поболее...»)» .

Ядром новых интегральных подходов может стать общая география [Исаченко, 2000; Шальнев, 2000, 2013; Ласточкин, 2008; Трофимов, Ша-рыгин, 2008; Розанов, 2010] с ее глобальными и региональными аспектами. Ее качественное содержание должно ответить на сложные вопросы фундаментальных положений теории системы географических наук:

1. Что такое географическая действительность или географический мир? Каковы основные этапы познания этой действительности?

2. Как отражались в теории географических наук мировоззренческие позиции философии при смене общественных формаций с позиций категорий взаимодействия, целого и части, а также общего, единичноно и особенного?

3. Можно ли сформировать в научном сообществе представление об идеализированном предельном объекте (образе) и его частных объектах изучения в географии с позиций эволюционного подхода в усложнении их структуры?

4. В чем особенности предмета изучения географии с учетом эволюционных изменений структуры предельного объекта общей географии и особенностей взаимодействия человека(человечества) и природы?

5. Какова роль деятельностного подходов и процессов культурогенеза общества в формировании сложного современного глобального геопространства и его структур разной иерархичности?

6. Какие общенаучные и географичские теоретико-методологические основы важны в создании общей географии?

7. В чем сложности построения теории общей географии, ее категориального аппарата и законов.

Центральное положение в этом перечне проблем занимает понятие об общем объекте географии. Обозначить такой объект изучения в географии пытались неоднократно. В. И. Вернадский предложил для этих целей ноосферу, Э. Реклю, Л. И. Мечников, Н. А. Гвоздецкий, Н. К. Мукитанов - географическую среду, Г. П. Высоцкий - геосоциосфе-ру, В. М. Котляков и В. С. Преображенский называли географическую оболочку. На наш взгляд, таким объектом может быть геоверсум, или географическая оболочка истории человека. Такой объект общей географии представляет собой географическую действительность планеты Земля, сложную глобальную геосистему:

Возникшую и развивающуюся в пространственно-временных параметрах Солнечной системы и планеты Земли, но ограниченную от них средой своего геопространства, своей системой оборота энергии, вещества и информации;

Имеющую свою вертикальную(набор геосфер) и горизонтальную (набор территориальных геосистем) структуру;

Обладающую уникальными свойствами в связи с наличием живого вещества и культуры человеческого общества, которые изменяют его природную сущность и создают современную географическую картину мира (Шальнев, 2000, 2013).

С позиций философско-мифологического осмысления

геоверсум - это такое пространство Земли, где природа создала земной рай, а человечество чистилище и ад.

И все же, подводя итоги дискуссии о тенденциях интеграционных процессов в географии, хотелось бы думать о географии с оптимизмом и вспомнить слова В. С. Преображенского: «В географии не исчезла романтика трудных и дальних дорог, романтика полевого костра. Добавляется новое - радость от изящества формулы, романтики раздумья, теоретического поиска. Эпоха больших теоретических открытий в географии впереди» (1988).

ЛИТЕРАТУРА 1. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максомов Г. Н., Носонов А. М.

Теория и методология географической науки. М.: Изд-во Владос, 2005.

2. Исаченко А. Г. Общая география в системе географических знаний// Известия РГО. Т. 132. 200. Вып. 2.

3. Ласточкин А. Н. Назначение общей географии в современном мире // География и геоэкологические аспекты природы и общеста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

4. Максаковский В. П. Географическая культура. М.: Изд-во Владос, 1998.

5. Преображенский В. С. Быть географом // Газета география, 1998. №23.

6. Преображенский В. В. Я - географ. М.: Изд-во ГЕОС, 2001.

7. Родоман Б. Б. Теоретические ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск: Изд-во Ойкумена, 1999.

8. Розанов Л. Л. Общая география. М.: Изд-во Дрофа, 2010.

9. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки: курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1976.

10. Трофимов А. М., Шарыгин М. Д. Общая география (вопросы теории и методологии). Пермь, 2008.

11. Шальнев В. А. История и методология общей географии. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

12. Шальнев В. А. История, теория и методология географии. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013.

12. Jonston R. J. Fragmentation around a defenden core: the territorility of geography. Geogr. J. 1988, № 2. Р. 146.

кий федеральный университет», доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и ландшафтоведения, тел.: 8-962-44705-24, e-mail: [email protected].

Shalnev Viktor Alexandrovich, North Caucasus Federal University, doctor of geographical Sciences, professor in the Department of physical geography and landscape