Презентация на тему "Генетический код: транскрипция". II. Целеполагание и планирование деятельности учащихся. профессиональная направленность

На этом уроке мы узнаем о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белков в клетке, транскрипции и трансляции, покажем, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Также дадим характеристику генетическому коду и основным его свойствам с позиций единства происхождения всех живых организмов Земли, рассмотрим особенности транскрипции у эукариот.

Транскрипция - механизм, с помощью которого последовательность оснований в одной из цепей молекулы ДНК «переписывается» в комплементарную ей последовательность оснований иРНК.

Для транскрипции необходимо присутствие фермента РНК-полимеразы. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимераза начала синтез информационной РНК со строго определенного места ДНК, иначе в структуре иРНК будет записана информация о белке, которого нет в природе (не нужный клетке). Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором (см. Рис. 7). РНК-полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК, присоединяя к ней новые нуклеотиды, до тех пор пока не дойдет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК - терминатора . Это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить.

Рис. 7. Синтез иРНК

У прокариот синтезированные молекулы иРНК сразу же могут взаимодействовать с рибосомами и участвовать в синтезе белка. У эукариот иРНК вначале взаимодействует с ядерными белками и через ядерные поры выходит в цитоплазму, где она взаимодействует с рибосомами, и осуществляется биосинтез белка.

Рибосомы бактерии отличаются от рибосом эукариотических клеток. Они мельче и содержат более простой набор белков. Это широко используется в клинической практике, так как существуют антибиотики, которые избирательно взаимодействуют с белками рибосом прокариот, но никак не действуют на белки эукариотических организмов. При этом бактерии либо гибнут, либо их рост и развитие останавливается.

Существуют антибиотики, которые избирательно воздействуют на один из этапов синтеза белка, например на транскрипцию. К ним относятся рифамицины, продуцентом которых являются актиномицеты рода Streptomyces. Лучшим антибиотиком из этого класса является Рифампицин.

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. - 2-е изд., переработанное. - Вентана-Граф, 2010. - 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - Дрофа, 2010. - 384 с.
  1. Bio-faq.ru ().
  2. Biouroki.ru ().
  3. Youtube.com ().
  4. Sbio.info ().

Домашнее задание

  1. Вопросы 1, 2 в конце параграфа 26 (стр. 101) Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс ()
  2. Какова роль фермента РНК-полимераза в процессе синтеза и-РНК?
  3. Что такое промотор и какова его роль при синтезе иРНК?
  4. Что такое терминатор и какова его роль при синтезе иРНК?
  5. Какова дальнейшая судьба синтезированной иРНК в клетке прокариот и эукариот?

Слайд 2

Код ДНК

  • В каждой клетке синтезируется несколько тысяч различных белковых молекул.
  • Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются.
  • Слайд 3

    • Информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована в виде последовательности нуклеотидов в ДНК.
    • Кроме белков, нуклеотидная последовательность ДНК кодирует информацию о рибосомальных РНК и транспортных РНК.
  • Слайд 4

    Итак, последовательность нуклеотидов каким-то образом кодирует последовательность аминокислот. Все многообразие белков образовано из 20 различных аминокислот, а нуклеотидов в составе ДНК - 4 вида.

    Слайд 5

    • Если предположить, что один нуклеотид кодирует одну аминокислоту, то 4 нуклеотидами можно закодировать.
    • Если 2 нуклеотида кодируют одну аминокислоту, то количество кодируемых кислот возрастает до...
  • Слайд 6

    • Значит, код ДНК должен быть триплетным. Было доказано, что именно три нуклеотида кодируют одну аминокислоту, в этом случае можно будет закодировать 43 - 64 аминокислоты.
    • А так как аминокислот всего 20, то некоторые аминокислоты должны кодироваться несколькими триплетами.
  • Слайд 7

    Код ДНК. Транскрипция

  • Слайд 8

    Таблица генетического кода

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Код ДНК. Транскрипция

    • Триплетность. Каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов – кодоном.
    • Однозначность. Кодовый триплет, кодон, соответствует только одной аминокислоте.
    • Вырожденность (избыточность). Одну аминокислоту могут кодировать несколько (до шести) кодонов.
    • Универсальность. Генетический код одинаков, одинаковые аминокислоты кодируются одними и теми же триплетами нуклеотидов у всех организмов Земли.
  • Слайд 11

    • Неперекрываемость. Последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов.
    • Наличие кодона-инициатора и кодонов-терминаторов.
    • Из 64 кодовых триплетов 61 кодон - кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 - бессмысленные, не кодируют аминокислоты, терминирующие синтез полипептида при работе рибосомы (УАА, УГА, УАГ). Кроме того, есть кодон - инициатор (АУГ) - метиониновый, с которого начинается синтез любого полипептида.
  • Слайд 12

    Реакции матричного синтеза

    • Реакции матричного синтеза – особая категория химических реакций, происходящих в клетках живых организмов.
    • Во время этих реакций происходит синтез полимерных молекул по плану, заложенному в структуре других полимерных молекул-матриц.
    • На одной матрице может быть синтезировано неограниченное количество молекул-копий.
  • Слайд 13

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Репликация - процесс самоудвоения молекулы ДНК.

    Слайд 14

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Транскрипция - процесс синтеза молекулы информационной (матричной)РНК на матрице ДНК.

    Слайд 15

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Трансляция - процесс синтеза белка на матрице и-РНК.

    Слайд 16

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Обратная транскрипция – процесс синтеза ДНК на матрице вирусной РНК.

  • Слайд 17

    Центральная догма молекулярной биологии

  • Слайд 18

    Строение гена эукариот

    • В ДНК одна цепь кодирует последовательность аминокислот, другая, комплементарная ей, не кодирует аминокислоты.
    • Начало гена принято изображать на рисунке слева, на 3" конце кодирующей цепи. Перед геном находится промотор – последовательность нуклеотидов, с которой соединяется фермент РНК-полимераза.
  • Цели урока:

    Образовательные: учащиеся должны:

    усвоить и понимать:

    • сущность и механизм реализации наследственной информации;
    • сущность генетического кода; характеристики свойств генетического кода.

    приводить доказательства единства живой природы.

    уметь применять теоретический материал темы для решения цитологических задач.

    понимать практическую значимость изучаемого материала.

    Развивающие : развитие компетентностных способностей учащихся:

    • регулятивных (постановка целей, планирование деятельности);
    • информационных (работа с текстом);
    • коммуникативных (монологическая и диалогическая речь);
    • учебно-познавательных (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, установление причинно-следственных связей, применение знаний в новой ситуации).

    Воспитательная : развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

    Междисциплинарные связи : химия.

    Внутридисциплинарные связи : цитология, генетика.

    Тип урока : комбинированный.

    Оборудование : таблица «Генетический код», модель ДНК, технологическая карта для учащихся, информация по теме «Геном человека», презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие учителя.
    2. Проверка готовности учащихся к уроку.
    3. Мотивация. Толкование смысла слов Л.Н. Толстого «Старайся дать уму как можно больше пищи» (Слайд 2).

    II. Целеполагание и планирование деятельности учащихся.

    Слово учителя.

    У Вас на столах лежат технологические карты (Слайд 3). Заполните в них колонку таблицы «В начале урока…», поставив знак «+» напротив тех вопросов, которые у Вас не вызывают затруднение на данном этапе урока и знак «-« напротив тех вопросов, которые вызывают затруднения.

    Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы.

    Вопросы В начале урока В конце урока
    5. Я понимаю смысл понятий «генетический код», «триплет»

    Теперь, сформулируйте задачи урока и план нашей работы (Слайд 4).

    III. Актуализация знаний учащихся по теме «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии».

    Для того, чтобы понять новый материал, установить взаимосвязь и обеспечить целостную картину восприятия всей темы, мы повторим ряд вопросов по теме «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии».

    Задания для учащихся:

    1) О каком веществе идет речь в данных цепочках слов?

    • биополимер, пептидная, аминокислота, 20, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры, ферменты, каталаза, гемоглобин;
    • двойная спираль, водородная связь, биополимер, нуклеотид, Уотсон и Крик, адениновый, тиминовый, цитозиновый, гуаниновый, дезоксирибоза (Слайд 5).

    2) Составьте краткую характеристику этих веществ, извлекая информацию из данных цепочек (Слайд 6).

    3) Выберите в цепочке слов только те, которые характеризуют ДНК, а затем РНК.

    (ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, цитоплазма, нуклеотид, А, Г, Ц, Т, У, дезоксирибоза, рибоза, двойная спираль, репликация; хранение и передача наследственной информации, транспорт аминокислот, входят в состав рибосом, передача информации с ядра на рибосому) (Слайд 7).

    4) Какая связь существует между перечисленными понятиями?

    Выразите связь между этими понятиями в виде опорной схемы и составьте по ней краткий рассказ (Слайд 8).

    IV. Изучение нового материала.

    Объяснение учителя с элементами эвристической беседы.

    В клетках непрерывно идут процессы метаболизма. С помощью ферментов из простых низкомолекулярных веществ образуются сложные высокомолекулярные соединения: из аминокислот – белки; из моносахаридов – углеводы; из азотистых оснований и сахаров – нуклеотиды, а из них нуклеиновые кислоты. Сложные вещества распадаются до простых веществ, с освобождением энергии.

    Чем клетка (организм) обеспечивается благодаря реакциям метаболизма? (ответ учащихся)

    Все процессы обмена веществ и превращения энергии в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата.

    Из икринки карася развивается карась. Значит, уже в самой икринке предопределены особенности строения будущего организма, который разовьется из нее в данных условиях.

    Какой у Вас может возникнуть вопрос? (Предполагаемый ответ: «Каким способом, фигурально выражаясь, «какими буквами», записана в зародышевой клетке информация о будущем организме?»)

    Но сначала нам нужно ответить на еще более фундаментальный вопрос: «О чем именно эта наследственная информация? О цвете глаз, форме носа?»

    В 17 веке многие серьезные ученые - биологи полагали, будто в яйцеклетке, либо в спермии человека «запрятан» малюсенький человечек – прообраз будущего ребенка. В ходе зародышевого развития происходит лишь простой рост (увеличение размеров) всех частей тела миниатюрного человечка.

    Давно уже установлено, что все признаки развиваются постепенно. Одни части организма образуются позже других (Слайд 9).

    Давайте сначала уточним, какие именно сведения наследственная информация включает в себя? (Предполагаемый ответ: о цвете глаз, строении органов, какими будут размеры, форма и т.д.).

    То есть содержится информация не о том, каким будет организм, а как он будет формироваться в ходе онтогенеза. Если я Вас спрошу: «Что такое пирожное «безе»?». Вам будет проще ответить, не описав его, а рассказав о рецепте его приготовления.

    В конечном итоге все определяется тем, где, какое вещество, в каком количестве образуется.

    Например, такой признак, как карий цвет глаз формируется следующим образом:

    • признак – карий цвет глаз;
    • цвет определяется пигментом, а это по природе химическое вещество;
    • все химические вещества образуются в ходе химических реакций;
    • все химические реакции идут под контролем ферментов;
    • все ферменты по природе белки (Не все белки – ферменты, но все ферменты – белки) (Слайд 10).

    Вывод: наследственная информация – это информация о первичной структуре белка-фермента (запись вывода в технологическую карту).

    Чтобы описать строение белка, надо назвать последовательность аминокислот в нем, то есть указать какая аминокислота является 1 мономером, вторым, третьим и т.д. Последовательность мономеров в аминокислотах определяет свойства и функции белка. При нарушении определенной последовательности изменяются свойства и функции белка (Слайд 11).

    Как называется органоид, на котором происходит сборка белковой молекулы? (Ответ – рибосома). Что необходимо, чтобы на рибосоме был синтезирован специфический белок? (Слайд 12).

    Какая проблема отражена в данной схеме? (предполагаемый ответ: «Информация находится в ядре, а сборка белка происходит на рибосоме»)

    Значит, между этими полимерами существует связь. Для ее установления заполним таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и белка» (Слайд 13) в технологической карте.

    Видимо самокопирование ДНК помогает как-то копироваться белкам и между ними есть определенная взаимосвязь.

    Работа с текстом «Эксперименты на вирусах» (Приложение 3), (Слайд14). Выполнение задания в технологической карте.

    Цель эксперимента: установить взаимосвязь между белком и ДНК

    Ход эксперимента:

    Результат эксперимента:

    Теперь остается только разобраться, каким образом в нуклеиновых кислотах зафиксирован план белка и как он реализуется?

    Давайте установим аналогию.

    Каким образом в телеграфии передавали текст сообщения?

    С помощью азбуки Морзе по проводам посредством электрических сигналов – импульсов («-«, «+»)

    Букв 33 Сигналов 2

    (Учащиеся рассчитывают комбинацию: 2 1 – 2 варианта, 2 2 – 4 варианта, 2 3 – 8 вариантов, 2 4 – 16 вариантов, 2 5 – 32 варианта. Хватает для всех 32 букв.

    А +----
    Б--++-
    В-++-+ (Слайд 15)

    Это называется кодированием.

    Кодирование – это отображение информации об одном объекте посредством другого.

    Не встречается ли подобная аналогия в живой природе? Оказывается, встречается. Попробуйте сами определить, комбинацией из скольких нуклеотидов зашифрована информация об одной аминокислоте.

    Число нуклеотидов ДНК – 4. Число аминокислот – 20.

    Учащиеся делают расчет комбинаций по аналогии с азбукой Морзе в технологической карте.

    Три нуклеотида, кодирующие информацию об одной аминокислоте, называется триплетом (кодоном (запись вывода в технологическую карту).

    Генетический код – отображение наследственной информации о последовательности расположения аминокислот в белке триплетом (тройкой нуклеотидов) ДНК (Слайд 16) (запись вывода в технологическую карту).

    Ген - участок ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка – фермента (Слайд 17) (запись вывода в технологическую карту) .

    В настоящее время генетический код полностью расшифрован. Обратить внимание учащихся на таблицу генетического кода в учебнике.

    Генетический код обладает рядом свойств:

    1. Код триплетен
    2. Код однозначен
    3. Код вырожден
    4. Код универсален
    5. Внутри гена нет «знаков препинания»
    6. Между генами есть «знаки препинания»

    Выполните задание в карте «Установите соответствие между свойством кода и его определением» (Слайд 18).

    Свойства кода:

    1. Код триплетен
    2. Код однозначен
    3. Код избыточен
    4. Код универсален

    Характеристики свойств:

    А. Каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом
    Б. Три нуклеотида несут информацию об одной аминокислоте.
    В. У животных, растений, грибов, бактерий и вирусов генетический код одинаков.
    Г. Один и тот же триплет несет информацию только об одной аминокислоте.

    Объяснить технологию работы к таблицей генетического кода.

    Расшифровка генетического кода имеет большое практическое значение для человечества (сообщение учащихся по теме «Геном человека»; Биология для школьников, 2003 №2).

    V. Первичное закрепление изученного материала (задания из КИМов ЕГЭ).

    1.Определите, о каких аминокислотах несет информацию следующий триплет: ТТА, ААГ, ААА, ГГЦ, АТТ, АТЦ (Слайд 19).

    2. Решение задач по цитологии.

    Справочный материал для решения задач.

    1. Длина 1 нуклеотида = 3,4 Ао
    2. Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)
    3. Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3
    4. Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида
    5. Молекулярная масса 1 нуклеотида =300
    6. Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110
    7. Соотношение нуклеотидов в молекуле ДНК, согласно правилу Чаргаффа =А+Г / Т+Ц=1

    1) Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГГАТЦТАААЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода учебника.

    2) Дан фрагмент молекулы белка: лизин – треонин - аргинин-лейцин-лизин. Определите, какими триплетами ДНК зашифрована информация о данных аминокислотах. Используйте таблицу генетического кода (Слайд 20).

    VI. Рефлексия.

    Заполните третью колонку таблицы «В конце урока…» (Слайд 3)

    Вопросы В начале урока В конце урока
    1. Я владею материалом по теме «Химический состав клетки»
    2. Я могу дать подробную характеристику следующим биополимерам: белкам и нуклеиновым кислотам
    3. Я знаю, что такое метаболизм, умею давать характеристики двум сторонам метаболизма
    4. Я знаю, каким способом и о чем записана наследственная информация в клетке
    5. Я понимаю смысл понятия «генетический код», «триплет»
    6. Я могу назвать и дать характеристики свойств генетического кода
    7. Я умею решать цитологические задачи на применение материала по теме «Реализация наследственной информации. Генетический код»
    8. Я могу пояснить смысл цитаты Мэтта Ридли «Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?»

    VII. Вывод урока: «Объясните смысл высказывания М. Ридли» .

    (п. 8 таблицы) (Слайд 21)

    VIII. Домашнее задание .

    глава 2.10. (стр. 73-75), задачи в технологической карте

    Приложения к уроку:

    • Приложение 1 – Презентация к уроку;
    • Приложение 2 – «Технологическая карта для учащихся к уроку»;
    • Приложение 3 – Текст «Вирусы».

    Урок по общей биологии.

    Тема: «ДНК – носитель наследственной информации.

    Генетический код».

    Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.

    Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, “Белки”, модель ДНК, мультимедийная установка, презентация в Power Point.

    Ход урока

    1. Орг. момент ……………………………………………………………………1-2 мин.

    2. Основная часть: …………………………………………………………….... 30 мин.

    2.1 Повторение раннее изученного: ………………………………………….…. 12 мин

    2.2 Изучение нового материала: ……………………………….…………………18 мин

    3. Закрепление …………………………………………………………………….8 мин

    2.1. Повторение ранее изученного

    Вопросы к ученикам:

    1. Что такое белки?
    2. Что является мономерами всех природных белков? (20 аминокислот).
    3. Вспомните, какие функции выполняют белки? (Назовите особенности строения нуклеиновых кислот)
    4. Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?
    5. Что такое комплементарность?
    6. Назовите виды РНК.

    2.2. Изучение нового материала

    Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.

    Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК.

    Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи. В ДНК заложена информация о первичной структуре белка.

    Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

    Свойства генетического кода:

    • Код триплетен. Каждой АК (аминокислоте) соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов. В настоящее время генетический код полностью расшифрован и составлена карта, то есть известно, какие триплеты соответствуют той или иной аминокислоте из 20, входящих в состав белков.
    • Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК.
    • Код избыточен (специфичен). Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). ДНК состоит из 4 разных видов нуклеотидов, а наименьшей структурной единицей гена является триплет нуклеотидов. Поэтому число возможных комбинаций равно 43 = 64. Разных же аминокислот только 20. Таким образом, различных триплетов нуклеотидов с избытком хватает для кодирования всех аминокислот.
    • Код не перекрывается. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
    • Между генами имеются “знаки препинания”. Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК (рассмотреть в учебнике таблицу генетического кода). Эти триплеты – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи. Необходимость в наличии данных триплетов объясняется тем, что в ряде случаев на и-РНК осуществляется синтез нескольких полипептидных цепей, и для отделения их друг от друга используются эти триплеты.
    • Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

    3. Закрепление:

    Выполнение упражнений по рабочей тетради. (Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В.Б., Сухова Т.С. и др.)

    Домашнее задание. § 2.10 с. 73–75, учебника В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой 10 класс «Биология. Общая биология», конспект урока.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код»

    Структурная Каталитическая (Б-ферменты) Регуляторная (Б-гормоны) Сократительная Транспортная Защитная Запасная Энергетическая Ф У Н К Ц И И Б Е Л К А

    Строение НК РНК ________________________________ ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Остаток ФК Углевод – рибоза Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК

    В хромосомах ядра

    Комплементарность - пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком» (А+Т)+(Г+Ц)=100%

    Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК 1 ген = 1 молекула белка

    Виды РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка. Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.

    Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

    Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами (один кодон). АЦТ АГЦ ГАТ Триплет, кодон ген АК1 АК2 АК3 белок Свойства генетического кода: Код триплетен. Каждой АК соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов.

    Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК. Код избыточен. Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). Код неперекрывающийся. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета. Между генами имеются «знаки препинания» (полярность). Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК. Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

    Домашнее задание Конспект урока Подготовить сообщение: «Генетический код».

    Решение задач 1) Пользуясь таблицей генетического кода ДНК, определите, какие АК кодируются триплетами: ЦАТ, ТТТ, ГАТ. 2) Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргинин – валин – глицин – лизин.