Внеклассные мероприятия по химии о кислотах. Внеклассное мероприятие по химии "школа детективов". III гейм. Вопросы из “черной шляпы”

МОУ «Бендерская гимназия №2»

Внеклассное мероприятие по химии

в 8 классе

« В лабиринтах химии »

подготовила

учитель химии

Стоян А.В.

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

    вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

    закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;

    заинтересовать учащихся предметом;

    развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

    помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.

В лабиринтах химии.

ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений. Сегодня наше мероприятие связано тесной нитью с химией, её процессами и веществами. Для этого нам нужны две команды (команды занимают свои места за столами). П редставляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).

ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы наше мероприятие началось необходимо узнать, как же будут называться наши команды. Для этого я загадаю каждой команде по загадке. Ответ на загадку и будет название команды. За правильность ответа каждая команда получит по 1 баллу.

1. Угадай название команды

Для первой команды:

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Для второй команды:

Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

Для третьей команды:

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

2. Конкурс «Техника безопасности»

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Они вытягивают рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Им надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 5 баллов.

    В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

    Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением ладони.

    Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей.

Проверим правильность выполнения задания. (Участник от команды выходит и рассказывает правило по ТБ)

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука о веществах и их превращения, для непосвященных они кажутся чудесами или фокусами. И сейчас мы бы хотели показать вам несколько фокусов.(Реакция нейтрализации, обесцвечивание подкисленного раствора марганца перекисью водорода).

3. Конкурс « Дешифровщик»

ВЕДУЩИЙ:

В этом конкурсе командам предлагается расшифровать фразы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Чтобы составить фразу необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.

За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Задание для первой команды:

23-19,7, 5, 49, 11, 63, 22, 63 - 24, 49, 25, 49,49 -11, 63, 3, Ь, 79,Я - 63, 16, 43, Ь - 49-78, 49, 22, Ь.

(В кабинете химии нельзя есть и пить)

Задание для второй команды:

3, 50, 25, 50, 11, 50, 16, 50, 23 –74, 63, 3, 49, 19, 49, 53 – 92, Ч, 63, 11, Ы, 53 - 87, 49, 79, 49, 19 – 49 – 24, 49, 25, 39, 36.

(Ломоносов – великий ученый физик и химик).

Задание для третей команды:

9,8,37,25,92,3,ы – 16,50,47,81,18,83,3,я,63,29 – 84,76 - 83,18,57,63,41,73,41,50,16,73,53.

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: А я покажу пока свое волшебство. Смотрите, платочек горит и не сгорает. (Опыт несгораемый платок)

ВЕДУЩИЙ: Проверим правильно ли наши команды разгадали шарады.

После конкурса подводятся предварительные итоги.

4. Конкурс Загадок

ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо отгадать по 2 загадки. Их буду читать поочереди каждой команде. За каждую правильно отгаданную загадку команда получит по 1 баллу. Если команда не может отгадать загадку, то ее может отгадать команда соперников и ей будет присужден этот балл.

1 команда. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).

2 команда Разглядев мой спектр в оконце,

Нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий)

3 команда Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

1 команда. .В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений,

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент … (азот)

2 команда Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня (Стекло)

3 команда Из названий двух животных

Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит, потому что сильный яд. (Мышьяк)

ВЕДУЩИЙ: давайте подведем предварительные итоги.

5. Конкурс «Анаграммы»

ВЕДУЩИЙ: Анаграммы – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.

1. Буквы лежат на столе перед вами.

Первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметьте, – четыре угла.

Слово второе сумейте собрать –

Красно – бурую жидкость вам надо назвать. (ромб – бром)

2. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Две вещи с различным совсем назначеньем,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая – в опытах очень значима.

Вторая – сосуд для хмельного вина. (колба – бокал)

3. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Горючий продукт я, «живу» на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый – и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф – фтор)

Игра со зрителями

ВЕДУЩИЙ: а пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов.

1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)

2) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)

3) Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)

4) Какой неметалл является лесом? (Бор)

5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)

7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

9) Какой химический элемент легко превратить в весёлое зрелище, где есть клоуны? (цинк - цирк)

10) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

11) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

14) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)

15) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)

ВЕДУЩИЙ: пока жюри подводит итоги мы принимаем с вами клятву химика:

КЛЯТВА ХИМИКА

Принимая с глубокой признательностью даруемые мне знания
И постигая тайны химической науки,
Клянусь именами Михаила Васильевича Ломоносова,
Дмитрия Ивановича Менделеева,
Александра Михайловича Бутлерова
И всех наших Учителей:
в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,
в которое ныне вступаю. Клянусь! Клянусь! Клянусь!

ВЕДУЩИЙ: Давайте узнаем победителя.

ВЕДУЩИЙ: мне осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.

В заключение юным химикам в качестве подарка проводим праздничный салют.(горение порошкового железа в пламени спиртовки).

Список используемой литературы:

    Э.Г.Злотникова, Л.В.Махова и др. “Урок окончен – занятия продолжаются”. Внеклассная работа по химии. М. “Просвещение” 1992 г.

    В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии” М. “Просвещение” 1980 г

    Т.С.Назаров, А.А.Грабецкий и др. “Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии” М. “Просвещение” 1984 г.

    Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» - Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.

    Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 8» М.: Дрофа, 2006-2008.

    Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. - М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).

    Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).

Цель мероприятия:

  • В игровой форме повторить важнейшие вопросы курса химии 9-го класса;
  • Вызвать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся;
  • Развивать творческие способности.

Подготовка к игре: две команды (по 6 человек) из параллельных классов, ассистенты, жюри (старшеклассники); “черная шляпа”, часы с секундной стрелкой, ребусы с химическим содержанием, пять пронумерованных пробирок: сахар, соль, мука, крахмал, сода, стиральный порошок.

Ведущий: Добрый день, ребята и гости! Мы рады видеть вас на нашем “Счастливом случае”. Сегодня встречаются команды 9а и 9б классов. Слово командам для представления: названия, шуточные параметры (общий вес, рост), увлечения.

Кроме команды-победителя будет выбран самый активный зритель и лучший игрок по решению ведущего и ассистентов.

Каждая команда за 1 мин отвечает на вопросы.

  1. То, из чего состоят физические тела. (Вещества).
  2. Химические явления. (Химические реакции).
  3. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).
  4. Определенный вид атомов. (Атом).
  5. Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. (“+1”).
  6. Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).
  7. Один из отечественных авторов атомно-молекулярного учения. (М. В. Ломоносов).
  8. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).
  9. Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).
  10. Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).
  11. Единица измерения количества вещества. (Моль).
  12. Масса одного моля вещества. (Молярная масса).
  13. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).
  14. Назовите вещество Na 2 SO 4 . (Сульфат натрия).
  15. Формула поваренной соли. (NaCl).
  16. Наука о веществах и их превращениях. (Химия).
  17. Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).
  18. Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).
  19. Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).
  20. Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).
  21. Величина, показывающая во сколько раз масса атома больше 1/12 массы атома углерода. (Относительная атомная масса).
  22. Число атомов в молекуле. (Индекс).
  23. Масса молекулы, выраженная в а. е. м. (Молекулярная масса).
  24. Условный заряд атома в соединении. (Степень окисления).
  25. Назвать вещество Na 2 S. (Сульфид натрия).
  26. Число Авогадро. (6,02 10 23).
  27. Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
  28. Молярный объем газов при н. у. (22,4 л/моль).
  29. Химическая связь в хлориде натрия. (Ионная).
  30. Самое твердое вещество в природе. (Алмаз).
  31. Степень окисления кислорода в H 2 O 2 . (-1).
  32. Какую водку не станет пить самый “горький” пьяница? (Царскую – смесь азотной и соляной кислот).
  33. Название смеси из 2-х объемов водорода и 1-го объема кислорода. (Гремучий газ).
  34. Какая кислота есть в желудке человека? (Соляная).
  35. Два простых вещества, находящиеся в природе в жидком состоянии. (Ртуть, бром).
  36. Химический элемент, в ядре которого нет нейтронов. (Водород).
  37. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая).
  38. Самый легкий инертный газ. (Неон).
  39. Химический элемент, в ядре которого 3 протона. (Литий).
  40. Бесцветный газ с запахом тухлый яиц, тяжелее воздуха, в смеси с воздухом взрывоопасен. (Сероводород)
  41. Газ, применяемый в производстве минеральной воды, газированных напитков. (Углекислый).
  42. Этот газ обнаружил немецкий ученый Парацельс в 16 веке, когда погружал железный гвоздь в раствор серной кислоты. (Водород).
  43. Какому благородному металлу с высокой ковкостью можно поставить в вину истребление целого племени? (Золото).
  44. Галоген при обычных условиях – темно-фиолетовое, почти черное вещество. (Йод).
  45. Электроны, которые при движении образуют облака гантелеобразной формы. (р – электроны).
  46. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).
  47. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов. (Й. Берцелиус).
  48. Способ разделения жидкостей, основанный на различии в температурах кипения. (Дистилляция).
  49. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (Электролиты).
  50. Распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде. (Диссоциация)

Загадочная пауза.

Ведущий предлагает загадки зрителям.

Нитрокраска, нитролак,
Нашатырь и аммиак,
Воздух, нитроглицерин,
И капрон, и анилин –
Все содержит “нитроген”.
Кто же он, вернее “эн”?

(Азот)

Этот чудо-минерал
В мире вице-адмирал,
Главный повар в ресторане
И палач на свежей ране.

(Галит)

Он в белом песке и кварце
В составе стекла и сплавов,
И если в резину войдет,
Стойкость к жаре и
Морозу ей придает.

(Кремний)

Он повсюду и везде:
В камне, воздухе, воде,
Он и в утренней росе,
И в небесной голубизне.

(Кислород)

Зловонный элемент.
Как вещество ожоги причиняет.
Но пользу он несет, когда
Его как соль в больнице применяют.

(Бром)

Из меня состоит все живое.
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе, и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.

(Углерод)

II гейм. “Темная лошадка”.

Ведущий. Наша “Темная лошадка” – это вещество, очень распространенное в природе, но в чистом виде практически не встречающееся. Это оксид, но никто его так не называет. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Лао Цзы утверждал, что это “самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом”. В общем, это самая необыкновенная жидкость на свете. (Вода).

Шуточная пауза.

Ассистенты предлагают присутствующим

Правила выживания в химической лаборатории:

  • Если откупорили что-либо – закупорьте.
  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
  • Если включили – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если не можете собрать – позовите на помощь умельца.
  • Если не разбирали – не вздумайте собирать.
  • Если пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.
  • Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, попросите разрешения.
  • Если не знаете как это действует, – не трогайте.
  • Если не знаете, как это делается, – сразу спросите.
  • Если это вас не касается – не вмешивайтесь.
  • Если не можете чего-либо понять – почешите в затылке.
  • Если все же не поймете – не пытайтесь.
  • Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли живы.
  • Если не усвоили этих правил – не входите в химическую лабораторию.

III гейм. Вопросы из “черной шляпы”.

Ведущий предлагает представителям команд поочередно тянуть вопросы из черной шляпы:

  1. Этот ученый известен всему миру как автор открытия величайшего закона, но он еще и основоположник гидратной теории растворов. (Д. И. Менделеев).
  2. В атмосфере этого газа каучук становится хрупким, а красители воспламеняются, обесцвечиваются, название этого газа в переводе с греческого – “пахнущий”. (Озон).
  3. Один учащийся утверждает: “Сера в воде тонет, ведь ее плотность равна 2.” А второй возражает: “Нет, сера в воде не тонет”. Кто из них прав? (Оба, кусочки тонут, а порошок всплывет).
  4. С помощью этого вещества можно распознать серную кислоту и ее солей. (Хлорид бария).
  5. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя в действительности не существовал? (Философский камень).
  6. Говорят, что этот галоген французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть “четвероногий” соавтор. Назовите этот элемент и соавтора открытия. (Йод, кот).

Экспериментальная пауза.

Ведущий. После знакомства с правилами выживания в химической лаборатории мы предлагаем уважаемым зрителям попытаться распознать вещества в пронумерованных пробирках: сахар, соль, мука, крахмал, сода, стиральный порошок.

Будьте осторожны, соблюдайте правила ТБ.

(Можно подготовить ассистентов для демонстрации занимательных опытов).

IV гейм. “Ты – мне, я – тебе”.

Представители команд готовят друг другу занимательные вопросы.

Примерные вопросы.

  1. Однажды Бертолле растирал кристаллики KClO 3 в ступке, в которой на стенках осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве… Чего? (Первых шведских спичек).
  2. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полумиллиона единиц этого вторичного сырья. Что это за сырье? (Банки из-под пива и безалкогольных напитков).
  3. Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы этого избежать, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу без пошлины. Что же запаивалось в пробирки, если посылки с пробирками снабжались этикеткой: “Осторожно! Немецкий…”. (Воздух. На таможне не смогли найти по карточке налог на воздух).
  4. По приказу Наполеона для солдат, находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом: лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 г. на выставке в Париже это средство получило “Гран-при”. Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон).

Музыкальная пауза.

Ассистенты или зрители исполняют частушки о химии.

Приготовить соответствующие костюмы: взлохмаченные волосы, рваный халат, на лице грязь, палец забинтован, на глазу повязка и т. д.

Получал я водород
И прибавил кислород.
Они взорвались сразу,
Теперь хожу без глаза.

Попробовать на вкус решила кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту.
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.

Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.

Мне не хватало волшебства,
В пробирке размешал я вещества
Взрыв раздался –
Еле жив остался!

Сунул палец я в пробирку,
Получилась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слезы лью теперь напрасно.

Ах, ребята, без сомненья,
Надо химию учить.
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать,
Что химия – мучение!

V гейм. “Гонка за лидером”.

Ведущий начинает с проигрывающей команды.

  1. Вещества, ускоряющие химические реакции. (Катализаторы).
  2. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород).
  3. Химическая реакция, при которой происходит выделение тепловой и световой энергии. (Горение).
  4. Реакции, протекающие с выделением энергии. (Экзотермические).
  5. Сложные вещества, образованные металлом и кислотным остатком. (Соли).
  6. Назвать вещество Ca(NO 3) 2 . (Нитрат кальция).
  7. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества. (Растворы).
  8. Реакция между кислотой и основанием. (Нейтрализации).
  9. Назвать вещество CuO. (Оксид меди (II).
  10. Оксиды, которым соответствуют кислоты. (Кислотные).
  11. Растворимые в воде основания (Щелочи),
  12. Формула гашеной извести. (Ca(OH) 2).
  13. Соляная кислота. (HCl).
  14. Назвать вещество Na 2 HPO4.(Гидрофосфат натрия).
  15. Оксид, реагирующий с кислотами и со щелочами. (Амфотерные).
  16. Автор Периодического закона. (Д. И. Менделеев).
  17. Что указывает порядковый номер элемента? (Заряд ядра и число электронов в атоме).
  18. Разновидности атома одного и того же элемента. (Изотопы).
  19. Сколько электронов может находиться на первой орбитали? (2 электрона).
  20. Свойство элемента оттягивать на себя электроны от других элементов. (Электроотрицательность).
  21. Связь, образованная общими электронными парами. (Ковалентная).
  22. Химическая связь, возникающая между ионами. (Ионная).
  23. Частицы в узлах атомной кристаллической решетки. (Атомная).
  24. Формула фосфорной кислоты. (H 3 PO 4).
  25. Назвать вещество Ba(OH)2. (Гидроксид бария).
  26. Самый электроотрицательный элемент. (Фтор).
  27. Процесс отдачи электронов. (Окисление).
  28. Автор цитаты: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” (М. В. Ломоносов).
  29. Автор Теории электролитической диссоциации. (Сванте Аррениус).
  30. Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. (Индикаторы).
  31. Общее название элементов VIII – А группы Д. И. Менделеева. (Инертные газы).
  32. Разрушение металлов под действием внешней среды. (Коррозия),
  33. Общее название солей азотной кислоты. (Нитраты).
  34. “+” ионы. (Катионы).
  35. Присоединение электронов. (Восстановление).
  36. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам).
  37. Песок, с которым пьют чай. (Сахар).
  38. Элемент “жизни и мысли. (Фосфор).
  39. Металл, который использовался в церкви для получения “Святой воды”. (Серебро).
  40. Недастаток какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
  41. Этот элемент входит в состав зубной пасты (Фтор).
  42. Металл – символ солнца. (Золото).
  43. Этот металл есть в градуснике. (Ртуть).
  44. Это основание иначе называют: гашеной известью, пушонкой, суспензию – известковым молоком. (Гидроксид кальция).
  45. Реактив на хлорид – ион. (Нитрат серебра).
  46. Угарный газ. (СО).
  47. Тип реакции между цинком и соляной кислотой. (Замещения).
  48. Кто изобрел динамит? (Нобель).
  49. Как хранят натрий? (Под керосином).
  50. Какой элемент всегда рад? (Радон).
  51. Какой элемент входил в состав сооружения, которое красил Том Сойер? (Бор).
  52. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ? (Водород).
  53. Какой элемент образует больше всего соединений? (Углерод).
  54. Тип реакции окисления серы. (Соединения).
  55. Какое ядовитое вещество применяется для лечения на курорте Мацеста? (Сероводород).

Химические ребусы.

Пока жюри подводят окончательные итоги, выбирают самого лучшего игрока, самого активного зрителя, всем присутствующим предлагают химические ребусы.

Итоги. Награждения.

В качестве призов можно предложить связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам – символические химические реторты.

Ведущий: Спасибо всем за внимание и участие в игре! Успехов в дальнейшем изучении химии!

Разработка внеклассного мероприятия по химии
Урок — турнир по химии «Что мы знаем, что мы умеем» (8 класс)

Цель. Расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного цикла; активизация
познавательной деятельности и повышение
мотивации обучающихся к изучению химии.
Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании
нестандартных игровых форм учебной деятельности;
Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и
классах неорганических соединений.
Воспитывать у обучающихся культуру поведения, общения друг с другом во время мероприятия.
Форма проведения мероприятия — урок — турнир.
Материалы и оборудование: периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, реактивы для экспериментов.
Правила проведения игры:
1. В игре принимают участие 2 команды по 5 человек,
2. В игре принимают участие болельщики. Болельщик, правильно, ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.
3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4. Жюри подводит и объявляет итоги по каждому конкурсу.

Турнир состоит из следующих этапов:
1. Терминологический бой
2. Кто больше?
3. Дальше, дальше, дальше.....
4. Оживление схемы
5. Вещество в моем доме
6. Химические соединения
7. Пантомима
8. Блицтурнир капитанов
9. Исправь ошибку
10. Шиворот на вывород
11. Подведение итогов

Ход мероприятия
Организационный момент: Проверка готовности команд к игре. Инструктаж и объяснение правил игры.
Вступительная часть:
Здравствуйте! Мы открываем турнир который будет проходить под девизом: «Что мы умеем, что мы знаем». Предмет изучается первый год. Как и любая наука требует к себе серьезного и ответственного отношения. Сегодня мы определим самого внимательного, самого сообразительного. Каждое выполненное задание и правильный ответ оценивается в один балл.
В честь открытия турнира зажигаем огонь (заранее готовится смесь веществ перманганата калия, серной кислоты, этилового спирта).

I «Терминологический бой».
Дай определение терминам - кислота, оксид, соли, электрон, формула, реакция окисления.

II «Кто больше?» Выбрасывается четыре кубика, на сторонах которых химические знаки. Нужно составить формулы классов веществ в течении одной минуты.

III «Дальше, дальше, дальше....» За определенное время команды должны ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Газообразная природная смесь (воздух)
2. Газ, образующийся во время грозы (озон)
3. То, из чего состоит тело (вещество)
4. Пресная или морская вода обладает большей электропроводностью? (морская.)
5. К каким химическим явлениям относится почернение серебряных изделий? (химическим.)
6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
7. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
8. Окисление железа (по-другому) (ржавление)

IV «Оживление схемы»
От каждой команды по два человека работа у доски
I команда S-SO2-SO3-H2SO4-CaSO4
II команда P-P2O5-H3PO4-Ca3(PO$)3

V «Вещества в моем доме»
По одному участнику от команды отгадывают задания
1.Назовите формулу угарного газа. (СО)
2.Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия)
3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. (Угольной кислоты)
4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. (Углерод)
5.Какая кислота используется для гашения соды. (Уксусная)

VI «Химических соединения»
Заполните пропуски в уравнениях реакции и расставьте коэффициенты
Na + ? = NaO HCI+? =CL2 + ? ? +? = LiOH + H2
VII Конкурс «Пантомима»
Пантомима всей команды. Изобразить
I команда - агрегатные состояния воды
II команда — взаимодействия натрия с водой
В это время помощники показывают занимательные опыты.
Химический опыт «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»
Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение. Уравнение реакции: FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего - появится так называемая «искусственная кровь»
как вы догадались, имя этому опыту - «искусственная кровь»!

VIII “Блицтурнир капитанов»
Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ по одному баллу.
Вопросы к первому капитану:
· Самая мельчайшая частица вещества (атом)
· Стекло не может течь
· Самый активный металл
· Самый распространённый элемент в атмосфере
· Соль угольной кислоты
Вопросы ко второму капитану:
· Переход вещества из жидкого состояния в твердое
· Самый активный неметалл
· Соли кремневой кислоты
· Название химического элемента купрум
· Чем богата капуста ламинария

IX “Исправь ошибку»
Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ, содержащие физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку один балл.
В яркий солнечный день ребята направились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, пополз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода кругом». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.

Учитель: Следующий тур называется «Шиворот на выворот» здесь вам нужно перевести с химического языка на общепринятые фразы.
1. Не все то аурум. Что блестит.
2. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове
3. За купрумный грош удавился
4. Феррумный характер
5. С тех пор много аш-два-о утекло
6. Уходит,как аш-два-о в оксид кремния.

Викторина для родителей «Вспомним химию»
1. Песок, с которым пьют чай. (сахарный)
2. Каким химическим элементом богата капуста ламинария (йод)
3. Какой химический элемент содержится в яблоках (железо)
4. Металл, который содержится в святой воде (серебро)
5. Нехватка какого элемента приводит к карису (фтор)
6. Когда испорчено яйцо, я тоже сразу на лицо. Я отбиваю аппетит и очень сильно ядовит.
7. Хотя я соль, но под водой, вас удивлю своей средой. Посуду мыть, стирать белье, могу и это не вранье (сода).
Жюри подводит итоги и называет команду-победителя, которые получают отметку «отлично», выделяется самый эрудированный участник этой игры. Рефлексия

Литература
1. Блохина О.Г.Я иду на урок химии: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Бочарова С.И. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера.- М.: за знания, 2006.

Цель: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся
Задачи:
- развитие логического мышления и интереса к естественным наукам, интеллектуального потенциала;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание коллективизма.
Игра проводится для учащихся 9 классов. В игре принимают участие команды по 5 человек (4 и более команд)
Подготовка к игре: повторить изученный материал по химии, порядок проведения качественных реакций на ионы.
Оборудование: кусочки ткани, пропитанные NaCl; 4(по числу команд) лотка, в которых 3 пробирки, NaOH, BaCl 2 , AgNO 3 ; таблица для тура 3; криптограммы, таблица для тура; в семи пронумерованных склянках: сода, сахар, соль, крахмал, порошок стиральный, мел, мука.
Ведущий: Уважаемые собравшиеся гости, мы вас пригласили сегодня для того, чтобы вы стали свидетелями, как становятся настоящими детективами. Вам будет предложена уникальная возможность побывать на вступительных экзаменах в «Школу детективов». Сегодня сдают вступительные экзамены 4(5) группы и вы можете оказать посильную помощь своим командам, чтобы они прошли успешно испытания.
Разрешите представить вам компетентное жюри, которое будет сегодня оценивать ваши испытания………….
Первый Тур
Команды представляют своё название, эмблему и девиз. (ОЦЕНИВАЕТСЯ в 3 балла)
Второй тур
Ведущий: Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Слушаем внимательно фразы, после этого, если имеется ответ, поднимаете табличку с номером команды и отвечаете:

  1. Не всё то аурум , что блестит. (золото)
  2. Белый как карбонат кальция. (мел)
  3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (соль)
  4. Феррумный характер.(железный)
  5. Слово - аргентум, молчание - аурум. (серебро, золото)
  6. Уходит как аш-два-о в оксид кремния . (вода, песок)
  7. Аллотропная модификация углерода чистой воды. (алмаз)
  8. За купрумный грош удавился. (медный)
  9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (стекло)
  10. Много оксида водорода утекло с тех пор. (воды)
  11. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).
  12. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

Ведущий: Экспертов просим объявить баллы
Третий тур: Экспериментальный. Без права на ошибку
Ведущий: Наши команды успешно прошли первое испытание, но впереди их ждет новое, требующее практических знаний и навыков.
«На месте ограбления был найден кусочек ткани. При его изучении стало ясно, что он принадлежит преступнику. Дальнейшее расследование помогло обнаружить и место работы предполагаемого преступника - один из химических заводов того же города, где и произошло ограбление.
Химический завод состоял из шести цехов. В каждом из них использовалось одно из ниже перечисленных веществ: хлорид алюминия, нитрат магния, хлорид железа (III), сульфат цинка, хлорид натрия, сульфат калия. Помогите следователю уменьшить область поиска преступника, определив цех, в котором он работает. Решите эту задачу рациональным способом»
У вас на столах даны кусочки ткани, таблицы, которыми вы можете пользоваться, и реактивы, с помощью которых вы сможете определить вещество, следовательно, и цех.
На выполнение этого задания 5-7 мин.
Конкурс оценивается в 5 баллов, при этом учитывается быстрота и правильность выполнения. Для оценки вы должны сдать алгоритм выполнения задания.

Вещество

студенистый ↓, растворяется в избытке

Условные обозначения: * - избегать избытка реактива; ν- вещество определено; ↓- вещество в воде нерастворимо.

Ведущий: Пока команды усердно трудятся над заданием, команда болельщиков может заработать дополнительные баллы для своей команды. Для этого нужно разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов. Каждый ребус - 2 балла (один представитель болельщиков вытаскивает из стопки себе два ребуса, которые нарисованы на отдельных листах)
Ответы: Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.

Ведущий: Эксперты, огласите количество баллов за этот конкурс и общее количество.
Четвертый тур. Шифровка
Ведущий: Преступники для передачи друг другу сообщений пользуются различного рода шифровками.
Расшифруйте имя и фамилию режиссера, снявшего в 1984-1986гг. многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
Участники, получите криптограммы:
1) 8,27,24,13,15,26 - прибор, применяемый при очистке воды от нерастворимых в ней примесей.
2) 6,3,27,4,22,7 - предмет для получения огня.
3) 6,1,26,17,14,17,19,17,26,17,19 - название соединения химического элемента с водородом, которым богаты источники курорта Мацеста.
4) 1,10,15,17,19 - порядок исследования химических явлений
5) 18,22,7,24,7 - деталь аналитических весов
6) 5,10,24,10,11,17 - металл, известный с глубокой древности
7) 22,7,24,13,31,27,32 - металл, соединение которого с хлором, входит в состав хлорной извести
8) 25,7,28,24,20,19,10,25,27,10 - целенаправленное восприятие химических объектов с целью их изучения

(Ответы: 1) фильтр 2) спичка 3) сероводород 4) метод 5) шкала 6) железо 7) кальций 8) наблюдение
Режиссер - Александр Прошкин)
Ведущий: Эксперты оценивают конкурс следующим образом:первая команда, справившаяся правильно с заданием, получает 5 баллов, вторая - 4, третья - 3, четвертая - 2. Вы должны сдать расшифровку криптограммы и ключ. На задание отводится 5-10 минут.
Ведущий: Задание для болельщиков - разгадать ребусы (на отдельных листах)

Ответы: Железо, азот, германий, галлий, медь, олово, натрий, полоний.


Ответы: Мел, испарение, сахар, кислород, горение, водород, вода, дождь.
Пятый тур:
Ведущий: Любой детектив по одному описанию должен определить, о каком веществе идёт речь. Каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то вы получаете 5 баллов , если со второго, то -4, с третьего -3, четвёртого -2, пятого только -1 балл.
1)

  1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
  2. Его содержание в водах мирового океана составляет примерно 8 млрд. тонн.
  3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
  4. Из этого металла делают украшения и монеты.
  5. Этот металл- символ солнца (ЗОЛОТО)
  1. Его называют безжизненным газом
  2. Он довольно инертный газ
  3. При обычных условиях вступает в реакцию только с литием
  4. Он легче воздуха
  5. Он входит в состав воздуха (АЗОТ)
  1. Этот элемент входит в состав белков.
  2. Незаменимый при производстве резины и спичек.
  3. Простое вещество этого элемента может быть пластическим, кристаллическим, моноклинным
  4. Вещество горит сине-голубоватым пламенем
  5. Вообще не смачивается водой (СЕРА)
  1. В организме человека этот элемент присутствует в тканях зубов, печени, в клетках нервной системы
  2. Вещество, содержащее этот элемент, входит в состав пудры
  3. Его сплавы используют в предметах домашнего обихода
  4. Этот металл не окисляется кислородом воздуха
  5. Сплав этого металла с медью называется латунью (ЦИНК)
  1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает этот металл.
  2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
  3. Этот элемент хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
  4. Пары металла страшно ядовиты
  5. Находится внутри градусника. (РТУТЬ)
  1. Его называют всёсъедающим.
  2. При его открытии погибло много исследователей
  3. Входит в состав фреона.
  4. Обладает высокой химической активностью.
  5. Входит в состав зубной пасты (ФТОР)
  1. Рассеян по земле по всюду. Немного есть в морской воде.
  2. Летучий, темный, кристалличный
  3. Он мало растворим в воде
  4. Раствор спиртовой, стал типичный
  5. В аптеках встретите везде (Иод)
  1. Это элемент 3 периода, неметалл.
  2. В 1771 году Карл Шееле разработал способ получения этого вещества из костей, применявшийся вплоть до 19 века.
  3. Впервые в 1669г это вещество получил немецкий аптекарь Бранд
  4. Используется в производстве спичек
  5. Одна из его модификаций светится в темноте. (ФОСФОР)
  1. Этот элемент в больших количествах встречается в морской воде
  2. Молекула данного элемента - двухатомна.
  3. Способен регулировать баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.
  4. Название в переводе обозначает «зловонный»

5. Единственная среди неметаллов жидкость. (БРОМ)

  1. Бесчисленны его соединения, какие образует он
  2. Из-за многообразия образуемых им соединений выделили в отдельный ряд
  3. Он в чистом виде черный, мрачный, неплавкий и едва горюч
  4. Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч
  5. Он содержится в карандашах, в драгоценном камне, саже. (УГЛЕРОД)

Ведущий: Эксперты, огласите счет за этот конкурс и общий счет
Шестой тур. Экспериментальный.
На столах в пронумерованных стаканах или чашках: крахмал, сахар, соль, сода, стиральный порошок, мука, мел.
Ведущий: Перед вами находятся семь белых кристаллических веществ, которые вам хорошо знакомы. Вы должны определить, пользуясь своей наблюдательностью каждое из веществ. Можно нюхать, пробовать на ощупь, но не на вкус! Условие - за каждое угаданное вещество - 2 балла, всего вам в зачёт 14 баллов.
Ответ: 1-стиральный порошок, 2-сода, 3-соль, 4-мука, 5-крахмал, 6-мел, 7- сахар.
Ведущий: А пока наши детективы выполняют задание, мы посмотрим различные превращения (Проведение опытов)
Ведущий: Участники, передавайте свои ответы экспертам и слушаем ваши объяснения.
Эксперты, огласите счет.
Седьмой тур
Это последнее задание в нашей школе детективов. Его выполнение может ещё всё изменить. Будьте внимательны.
Вы прекрасно справились с заданием экспериментальным, сейчас вам предлагается расшифровать название вещества. Оценивается данное задание на скорость. Первая команда , быстрее всего справившаяся с заданием получает 4 балла, вторая -3, третья -2 и четвёртая -1 балл.

Ответ - В ребусе зашифровано: Оксид железа (III)
Ведущий: Теперь мы посмотрим, кто из участников могут стать настоящими криминалистами
Слово экспертам
(награждение команд, вручение победителям дипломов)
Спасибо всем за внимание и участие. До свидания, до новых встреч.

Приложение

ДИПЛОМ

Выдан____________________________________________________

ученику (це) 9 __ класса школы № ___ г. ___________

в том, что он(а) ____ ___________ 20__г.

успешно усвоил(а)

курсы «ШКОЛЫ ДЕТЕКТИВОВ»

Данный диплом даёт право на распространение

своих знаний в области ХИМИИ,

как на уроках, так и во внеурочное время.

Председатель комиссии:

Эксперты:

Город Сургут

Таблица для т ретьего тура: Экспериментальный. Без права на ошибку

Вещество

студенистый ↓, растворяется в избытке

студенистый ↓, растворяется в избытке

Вещество

Определенное вещество

Таблица для шестого тура. Экспериментальный.

Класс

Вещества

Под каким номером?

СТИРАЛЬНЫЙ

Таблица для четвертого тура: Шифровка

Таблица для жюри

Болельщики

Общий счет

1 баллза каждый правильный ответ

По 2 балла за ребус

Внеклассное мероприятие

«Химическая карусель»

Литвиненко Наталья Ивановна

учитель химии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»,

г. Александровск, пгт. Яйва

2015 год

Цель: расширение кругозора учащихся, развитие логических и аналитических способностей мышления;

Задачи:

1) формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.

2) развивать умение работать с дополнительной литературой;

3) прививать интерес к науке химии.

Участники конкурса.

Команда состоит из 5 человек (обучающиеся 8-х классов)

Домашнее задание :

Придумать название команды и девиз.

Тематика конкурсов:

Первоначальные химические понятия, атомы химических элементов, металлы и неметаллы – простые вещества, соединения химических элементов, типы химических реакций, расчёт массы вещества, количества вещества по химическим формулам, вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе, химические свойства электролитов.

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших учеников нашего района и ответить на вопрос: “Достойны ли они стать лучшими химиками великой химической страны?”. Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Сопровождать вас и оценивать будет компетентное жюри:

Представление жюри;

Итак, начнем! Но прежде, встречайте - Ее Величество королева Амальгама III - блестящая правительница химической страны. (Входит королева)

Королева. Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте, уважаемое жюри. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады пополнить свои ряды и присвоить звание «Знатоков химии» самым достойным из собравшихся. Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые жюри, я попрошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды справедливо.

Всех участников прошу произнести перед началом игры клятву знатоков химии.

    Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!

    Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический Закон – Дмитрий Иванович Менделеев!

    Клянемся, всегда соблюдать правили техники безопасности при работе в химической лаборатории. Клянемся!

    Выливая ведро воды в стакан кислоты помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!

    Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!

    Самостоятельно писать доклады и выполнять творческие работы, используя Интернет. Клянемся!

    Если нарушим эту клятву, то пусть мои друзья заставят нас выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Ведущий. Значит, мы можем начинать?
Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами.
Ведущий. Представление команд. Этот конкурс не оценивается.

Каждой команде выдаётся маршрутный лист (Приложение №7), по которому команды передвигаются по станциям.

Тематика станций:

    Химический лабиринт – время 5-7 мин (приложение № 1)

    Химические ребусы и загадки - время 10 мин (приложение №2, 3)

    Трудные задачки и уравнения – время 10 – 12 мин (приложение №4)

    Химическое кафе – время 10-12 мин. (приложение №5)

Работой каждой станции руководят обучающиеся 10-11 классов, которые объясняют порядок выполнения заданий и оценивают качество выполнения. Проставленные баллы заносят в маршрутный лист команды. После прохождения всех станций маршрутные листы сдаются жюри, которые переносят баллы в оценочный лист, суммируют полученные баллы и распределяют места.

Ведущий : Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребёнок – химик!». И это счастье, и это жизнь!.

Королева: Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

Ведущий: Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребёнок - химик!». И это счастье, и это жизнь!

Королева:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Королева: Я с гордость утверждаю, что все представители сегодняшней игры преодолели все преграды на своём пути и достигли вершины знаний. Да, я убедилась, что вы хорошо знаете химию, и я могу вас зачислить в ряды жители своей страны. А жюри попрошу подвести итоги соревнования команд и назвать нам победителя.

Награждение .

Победители конкурса награждаются грамотами, участники - сертификатами

Приложение №1 Станция «Химический лабиринт»

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Максимальный балл 10

"Лабиринт по периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева"

Ответ: 1, 2, 7, 8, 14, 18, 23, 19, 20

Приложение №2 Станция «Химические ребусы»

Ответ:

1. Никель. 2. Йод. 3. Азот. 4. Бор. 5. Марганец. 6. Кремний.

7. Мышьяк. 8. Углерод. 9. Цирконий. 10. Аргон. 11. Медь. 12. Криптон.

Приложение №3 Станция «Аукцион загадок о химических элементах»

1) Я – газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду. (Водород)


2) Если я свечу во тьме –

То я белый,

Если в школе в порошке –

То я красный. (Фосфор)


3) Он повсюду и везде

В камне, воздухе, в воде;

Он и в утренней росе,

И в небес голубизне. (Кислород)


4) Он в белом песке и в кварце,

В составе песка и в сплавах.

А если в резину войдёт,

Стойкость к жаре и морозу ей придаёт. (Кремний)


5) Большую роль играю в жизни,

В атмосфере содержусь.

В воде почти не растворяюсь.

Своей инертностью горжусь. (Азот)


6) Чаще чёрный я по цвету

Быть могу и прозрачным

Мною пишут и рисуют.

Бываю я и мрачным. (Углерод)

7) Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)

8) Имя женское возьми,
Букву “В” на “С” смени.
Химию не зря учил –
Элемент ты получил. (Вера – Сера)

9) Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)

Приложение № 4 Станция «Трудные задачки и уравнения»

    Химические уравнения «Вещества заблудились»

Задание: Определите химические формулы недостающих веществ, составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

а ) Ca + ? = Ca О

б ) SO 3 + ? = K 2 SO 4 ;

в ) ? + H 2 SO 4 = BaSO 4 + ?;

г ) NaOH + ? = Na 3 PO 4 + ?;

д ) AI(OH) 3 = ? + ?;

е ) AgNO 3 + ? = AgCI + ?;

ж ) Zn + ? = ZnSO 4 + ?.

    Задачи.

1.Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.

ОТВЕТ: Доля сахара была 0,45, или 45%.

2.Четыре подряд съеденных мороженных обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей чаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого раствора попало в канализацию, если было израсходовано 8 пачек фурацилина по 10 таблеток каждая? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

ОТВЕТ: В канализацию попадет 2000 г, т.е. 8 стаканов 2%-го раствора фурацилина.

3.Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%. Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см 3

ОТВЕТ: Кот съел 30 г жира из 92 г. Осталось 62 г, что составит жирность, равную 3,4%

Приложение №5 «Химическое кафе»

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Представьте себя в роли бармена химического кафе.

Задание: используя предложенные склянки с реактивами, осуществите химические превращения и получите:

1. «молоко»

2. «малиновый сироп»

3. «газированную воду»

Запишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, укажите признак химической реакции.

Реактивы : NaOH, H 2 SO 4 , BaCl 2 , Na 2 CO 3 , HCl, фенолфталеин .

Приложение №6 Оценочный лист конкурса «Химическая карусель»

Химический

лабиринт

Ребусы и

загадки

Трудные задачки и уравнения

Химическое кафе

Суммарный балл

1

Школа № …..

2

Школа № …..

3

Школа № ……

Приложение №7 Маршрутный лист

«Химическая карусель»

Школа №_А_

Название станций

Баллы

Химический лабиринт

Загадки и ребусы

Трудные задачки и уравнения

Химическое кафе

Маршрутный лист

«Химическая карусель»

Школа №_Б_

Название станций

Баллы

Загадки и ребусы.

Химический лабиринт.

Химическое кафе.

Трудные задачки и уравнения.