Организация предпринимательской деятельности. Асаул А.Н. Контрольные вопросы для самопроверки

НАУКОВ1ПОВ1ДОМЛЕННЯ

А.Н. Асаул

г. Санкт-Петербург

Л.Ф. Манаков

г. Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие образования определяет будущее страны на 30-40 лет. Менеджмент проник во все сферы человеческой деятельности и как учебная дисциплина изучается во всех университетах России. Предметное поле, теоретические основания и методологические основы университетского менеджмента неизмеримо расширились и вышли за пределы классического менеджмента прошлого века. Однако в последние годы в университетском менеджменте идет не усвоение новых взглядов на картину организационной реальности, а механическое заимствование «модных» терминов, повторение западных управленческих концепций. Такие менеджерские одежды скрывают новую сущность организационной деятельности. В теоретическом багаже университетского менеджмента по различным оценкам лишь 5-7 % «добавленной ценности (полезной стоимости) «приходится на университетских инноваторов. В мире менеджмента востребованы не создатели новых смыслов организационной деятельности, а толкователи упрощенных, примитивных основ менеджмента, умножители прописных истин. Идет скольжение по поверхности без погружения в глубину методологических оснований.

В менеджменте должна наступить эпоха интеллектуального драйва, пока же «оковы узника в пещере» настолько тяжелы, что не позволяют ему выйти наружу, на свет, освободиться из плена навязанных представлений о сущем, об организационной реальности. Почву для «замораживания» менеджмента дает структура образовательных программ подготовки менеджеров наших университетов. Современное положение отечественного университетского менеджмента можно оценить как кризисное.

В предельно обобщенном виде все претензии к менеджменту сливаются в одну - нечувствительность к интеллектуальным запросам современности и вызовам будущего.

Университетский менеджмент ориентирован на усвоение и использование знаний уже где-то и кем-то добытых и поэтому становится препятствием на пути развития собственной университетской управленческой мысли, собственных научных поисков. Таким образом, освоением азов менеджмента мы заблокировали себя от серьезной менеджмент-науки. Все успешные начинания научных поисков в университетском менеджменте погибают, не доходя до стадии «зародыша» вследствие превращения менеджмента в словесно-историческую дисциплину, раздельного выполнения кафедрами менеджмента функций - подготовки профессионалов, проведения научно-исследовательских работ, освоения навыков организационно-управленческих действий.

В последние годы общий менеджмент подвержен догматизму. Все чаще звучит вопрос: как и куда эволюциони-

рует управленческая область знания? Эволюция управленческой мысли последние 20 лет представляет собой обширное кладбище слов и определений. Изначально они выражали вполне насущные понятия, затем от частого поверхностного употребления превратились в истертые пятаки, не раскрывающие новый смысл и содержание организационной реальности. Сегодня после короткого паралича управленческой мысли менеджмент снова становится системообразующим элементом организационной деятельности. Сегодня теория менеджмента, перегруженная устаревшими идеями (стереотипами), идет по бурному морю вызовов и у нее есть все шансы продвинуться вперед.

Причин кризиса университетского менеджмента несколько, важнейшая из них заключается в том, что неверно была оценена скорость движения в будущее основных участников среды, в которой востребован качественный менеджмент. Темпы, размах изменений, набор траектории движения к успеху развиваются быстрее, чем об этом думали.

Современная и будущая организационная реальность не может быть постигнута посредством понятий классического и неоклассического менеджмента, он дает только весьма общие и грубые рамки познания новых факторов, современных постановок непарадигмальных (кооперативных) проблем. Традиционный менеджмент неправомерно упрощает организационную деятельность, сужает спектр возможных состояний и путей развития, упускает из виду новые тенденции становления и саморазвития организованных систем. Возник огромный объем научных знаний в области управления сложными системами, требующий систематизации и упорядочения по основополагающим принципам.

Fall и fail - похожие слова, означающие «падение» и «провал», они грозят тому, кто игнорирует новые знания, пытаясь спрятаться за славным прошлым, в то время как появилось новое поколение потребителей образовательных услуг, которым нужны компетенции, а не квалификация. Сегодня квалификация - это не путевка в жизнь, а туго зашнурованые ботинки на ногах пловца: «Знаем все больше, понимаем все меньше».

Мы во многом до сих пор мыслим «старопрежними» категориями, по-прежнему «продаем» разрозненные знания, а не компетенции, используем устаревшие способы доставки знаний, в то время как сами знания, умения и навыки изменяются.

Вызов будущего - потребители образовательно-информационных услуг сами выбирают любой удобный для них способ получения знаний, получают его в удобной форме, в нужном месте и в нужном объеме.

Если раньше добродетель человека состояла в верности традициям, то теперь в креативности. Сохране-

ние традиции превращает их в обузу, шоры для самореализации.

Традиционный менеджмент практически не уделяет внимания непарадигмальным проблемам сложности, хаоса и самоорганизации, эффектам синергии. Необходим переход от исследования простых систем к исследованию сложных, от линейности мышления к нелинейности, от рассмотрения процессов вблизи равновесия к анализу нестабильных процессов, от контрольных параметров функционирования к параметрам порядка и хаоса. Новые знания в менеджменте вступают в соревнование со старыми, элементы нового знания проходят период созревания, и существует большая вероятность его выживания.

Прежние хорошо разработанные методы линейного анализа, линеаризации малопригодны для изучения нелинейной динамики сложных систем, феноменов самоорганизации и самосборки сложных структур.

Важной задачей менеджмента становится определение параметров организационного порядка сложных систем и поиска структур-аттракторов (центров притяжения и активной силы), позволяющих выводить организации в режим устойчивого функционирования и развития. Создание новых смыслов, новых интерпретаций, новых идей в более широком контексте - ключевая задача креативного менеджмента.

Доминирование в университетах педагогической деятельности над научной привело к консервативному настроению большинства преподавателей менеджмента, отделению студентов от серьезной исследовательской работы, вытеснению ее в факультативы и кружки. «Зачем изменять себе, когда легче разбить зеркало».

К тому же в отраслевых университетах имеет место негласная дискриминация менеджмента как учебной и научной дисциплины (сведение его к маркетингу, спецвопросам) как представителями «полезных» технических дисциплин, так и администрацией вузов, среди которых распространено удивительное незнание основ теории и практик современного креативного менеджмента.

Все это привело к снижению планки предъявляемых к студентам требований в области менеджерской подготовки, ухудшению возможностей университетов в подготовке высококлассных специалистов, бакалавров и магистров менеджмента и погружению университетской управленческой мысли в анабиоз.

Профессия педагога менеджмента сначала перестала уважаться, потом кормить, а теперь и вовсе грозит исчезнуть как престижная деятельность. Сегодня можно констатировать, зафиксировать исчезновение интеллектуальных менеджеров-педагогов как профессионального слоя. Обучаемые менеджменту одержимы прагматизмом, им подавай конкретные упрощенные указания, как достичь успеха или стать миллионером. Интеллектуал-педагог менеджмента нужен там, где деловое сообщество намерено заглядывать в себя. А у нас оно не намерено это делать, такое занятие рассматривается как скучное и вредное. Доминирует стереотипный тезис: «Чтобы ориентироваться в любой ситуации, следует знать всего две вещи: откуда светит солнце и куда дует ветер». Традиционно задаем вопрос: «хорошо или плохо», хотя актуальнее проблема другого интеллектуального уровня: «истинно или ложно».

Сегодня считается, что судить о менеджменте способен только успешный персонаж, заработавший день-

ги, ученый-педагог менеджмента - лох и лузер, и его мнение деловым людям неинтересно.

Между тем правильное обучение менеджменту требует некой дистанцированности, известной отдаленности от повседневной практической деятельности. Лишь на расстоянии видны интенции и тенденции «лицом к лицу лица не увидать», и можно содержательно портретировать текущую реальность.

В силу перегруженности учебным процессом, отсутствия свободного времени личность педагога менеджмента деформируется непоправимо, идет коррозия личности. Поэтому все выпущенные в свет в последнее время учебники, книги по менеджменту оказываются на поверку дурно «переваренными» западными образцами, либо «свинченными» из готовых блоков пособиями для «чайников», либо дешевой местнической самодеятельностью («пережевыванием мякины») по методу Рек-лем - «режем - клеим».

Таким образом, сегодняшний педагог менеджмента по определению существо, не имеющее отношения к качественному менеджменту. Дефицит личностей в менеджменте - следствие данного явления (доминирование рациональности) и «застоя» в развитии управленческих идей (заявок на будущее), концепций, решений.

Наблюдается много совершенно разноплановых кризисных проявлений в эволюции управленческой мысли. Если обратить внимание на состав ученых-менеджеров, т немногие из них имеют первичные созидательные профессии, как первые отцы менеджмента (инженеры-механики и электротехники). Среди них чистые экономисты, педагоги, историки и т. д., которые не учились материально строить и созидать.

Отсюда корабль научного и реального менеджмента дает заметный крен на гуманитарный берег.

Происходит радикальное обособление исследовательских подходов от объекта и субъекта управления, в область менеджмента вторгаются экономисты со своими модельными построениями и рамками рационального поведения, социологи со структурным функционализмом, социальными конструкциями организации, психологи - с психологией управления и т. д. Представители этих наук претендуют на универсальность своих подходов в изучении и познании любых организованных структур и, подобно удаву, пытаются проглотить весь объект (организацию) целиком.

И обратного пути здесь, по-видимому нет, единственное, что возможно, так это привлечь новые принципы синтеза (синергетики) полезных предпосылок, идей из смежных областей знаний в менеджмент, сначала в периферийный пояс, а затем и в ядро теории менеджмента, которые «прикрепляются» к менеджменту «не намертво», а используются в различных исследовательских программах познания организаций с различных точек зрения. Так, например, экономическое понятие рациональности, освобождаясь от связи с эгоистическим интересом, превращается в менеджменте в простое принятие управленческого решения при выборе из нескольких вариантов действий.

При формулировании сетевой экономики уже невозможно в менеджменте отмахнуться от сетевого взаимодействия людей, где много полезного сделано представителями социальных наук. Сегодня сети имеют та-

кое же важное значение, как и институты, и организационные структуры.

Экономисты и социологи справедливо обвиняют менеджеров в откровенном прагматизме: исследуются не столько внешние и внутренние обстоятельства построения, функционирования и развития организаций (хозяйствующих субъектов), скорее, речь идет о конструировании и проектировании желаемого, лучшего, более эффективного их образа, замещении вопроса «что происходит» вопросом «как делать». В этих условиях менеджер из «человека познающего» превращается в «человека делающего». Поэтому становится понятным, почему экономисты и социологи начинают завоевывать опустевшее методологическое и теоретическое пространство менеджмента «с деревьями без корней и зданиями без фундаментов» (В. В. Радаев).

Менеджерам не следует предаваться чувству раздражения от вторжения других дисциплин в область менеджмента и спорить с экономистами и социологами в стиле «Вы здесь не стояли». Хотя ряд экономистов и социологов видит в менеджменте и менеджерах общего врага, называя их «конструкторами несуществующей реальности». У нас разные исходные предпосылки, иной состав ключевых переменных.

Менеджмент и так тратит много сил на обоснование очевидного, проявляя свою слабость, вместо того чтобы раскрывать сущность вещей, явлений и процессов в организацонно-управленческих отношениях. Экономисты и социологи лишь заявляют о насущих проблемах, а сами проблемы решаются менеджментом. Менеджмент должен строиться по синтетическому принципу - берем что-то позитивное от экономической теории, что-то от социологии, что-то от психологии, что-то от антропологии, что-то от общей эволюционной теории («многое в одном» или «все сразу»). Это предполагает голографическое отображение, скольжение по многим граням с погружением в методологические положения многих дисциплин. Следующей причиной кризиса университетского менеджмента является неверная педагогическая установка: мы стремимся дать множество разрозненных знаний вместо того, чтобы заложить основы для построения студентом собственной системы знаний. Интернет «знает» на многие порядки больше, чем самый хороший педагог менеджмента. Время универсалов ушло в прошлое, действительно, многознание уму не научит. Избыток информации ведет к оскудению души (А. Леонтьев). Главное - уметь находить путь к знанию, находить путь решения и делать выверенные действия по достижению успеха.

В этих условиях задача педагога не столько дать ученику (студенту) знание, сколько научить его приобретать, в случае необходимости, это знание; постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. «Лучше иметь хорошо устроенную голову, чем голову, наполненную многочисленными знаниями» (Э. Морен). От всезнающего человека - к человеку, могущему знать, к человеку с потенциальностью ума. Ключевая же цель учителя состоит в том, чтобы раскрыть потенциал ученика, его креативные и конструктивные возможности, помочь ему найти собственный путь в профессиональной среде и в жизни в целом.

Сегодняшняя подготовка менеджеров ведется с позиций гиперспециализации - процесса, ведущего к

драматическому росту фрагментации и раздробления организационно-управленческого знания, к разрушению целостного интеллектуального пространства менеджеров. Каждая дисциплина, включенная в образовательную программу менеджеров, имеет закрытый и замкнутый характер, свой ракурс не сопряженного методического обеспечения и не связана и не скооперирована с другими учебными дисциплинами.

В последние годы в ведущих зарубежных и отечественных вузах для синтеза (связывания) различных дисциплинарных знаний, навыков и умений, фундаментального и прикладного, знаний и деятельности широко используются концептуальные идеи и закономерности синергетики - нового научного направления. С позиций синергетики образовательные программы менеджеров должны обладать системными свойствами: междисциплинарностью, поли-дисциплинарностью, трансдисциплинарностью.

Междисциплинарность означает кооперацию различных учебных дисциплин, использование общего понятийного аппарата для понимания и обеспечения основных явлений и процессов в управленческой деятельности. Это также обмен результатами междисциплинарных исследований.

Полидисциплинарность, являющаяся характеристикой образовательной программы, означает, что какой-либо феномен объекта и субъекта управления, процессов их функционирования и развития изучается одновременно с разных сторон несколькими учебными дисциплинами. Например, развитие организаций рассматривается с позиций теории прогресса > теории экономического роста > теории эволюционного развития > теории инфраструктурного развития > теории стратегических решений > теории инновационного развития > теории нелинейной динамики.

Трансдисциплинарность - это перенос познавательных схем из одной дисциплинарной области в другую, выход «за пределы» конкретных дисциплин, проход «сквозь» дисциплинарные границы, например, перенос познавательных схем биологии, психологии, культурологии, коэволюции в теорию организационных изменений. Таким образом, каждая учебная дисциплина, входящая в меж-, поли- и транс- дисциплинарный комплекс, является одновременно открытой и закрытой, сопряженной, взаимосвязанной и локализованной. Изученная в более широком контексте, постоянно самообновляясь, она приобретает гибкость.

Постулат объективности заменяют постулатом про-активности, делаются первые шаги к синтезу дисциплин, формированию единого интеллектуально-образовательного пространства менеджеров. Синергетика в образовании сегодня рассматривается как подход, метод и содержание образования. Здесь процедура обучения, способ связи педагога и обучаемого - это взаимное становление и развитие, создание условий для порождения знаний самим обучаемым, открытый диалог, совместная активность, прямая и обратная связь, жизнь в одном темпе.

В результате ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как». Педагог и студент становятся партнерами по кооперации, находятся в синергетичес-кой связке, не знающий превращается в знающего, знающий в понимающего. Не только идущий прокладывает дорогу, но и дорога делает идущего. Трата душевной энергии педагога есть одновременно ее приращение,

обеспечивающее раскрытие и рост души (В. П. Зинчен-ко). Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас (М. Бубер). Главная проблема в том, как управлять процессом обучения, не управляя им, как преодолеть хаос в голове, не преодолевая его, а путем малых резонансных побуждающих и стимулирующих воздействий обеспечить самоуправляемое и самоподдерживающее обучение и развитие студента, пробудить в нем глубоко затаенные импульсы и желания (в том числе и заложенную в каждом тягу к постижению нового).

Достигается это на основе инактивного ситуационного познания. Субъект и объект обучения находятся в обоюдном и синхронном становлении, пробуждают друг друга в процессе взаимодействия, имеет место переплетение прямых и обратных связей, они взаимно детерминируют друг друга и используют взаимно предоставленные возможности.

Важнейшее в современном образовании - это обучение методу и искусству познания. Современное менеджмент-образование - это передача целостных блоков информации, нелинейное мышление в альтернативах, переход к визуальному мышлению и эффективным способам передачи знаний: «текст + образ», «формула + визуализация», описываемый ею ход организационно-управленческого процесса.

Это одновременное использование логико-понятийного и наглядно-образного мышления, постижение организационного мира через образ и число. Особенно велика роль синергетики как метода в прогнозировании и конструировании достижимого будущего саморазвития организационных систем, сценариев их эволюции.

Синергетическое мышление, ориентированное на будущее, позволяет увидеть реальные черты будущей организации, личности со следующих позиций:

Будущее открыто и непредсказуемо, но не произвольно, в силу закона коэволюционного запрета существует определенный спектр возможных будущих состояний;

Наличное положение дел строится из будущего и в соответствии с будущим;

Возможные изменения собственных свойств сложных систем могут привести к трансформации набора возможных путей в будущее;

Для достижения будущего необходима определенная типология резонансных воздействий, где важна не интенсивность, а точная их конфигурация (мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное);

Искусство мягкого управления кроется в способах самоуправления, саморазвития и самоконтроля (малые причины больших событий);

Чтобы верно сконструировать будущее, необходимо принимать во внимание широкий контекст изучаемых потенциальных явлений и событий.

По Т. Куну, мы стоим перед рождением новой научной парадигмы менеджмента. Пришло время «перетряхнуть до дна всю шкатулку научных знаний о менеджменте». В этой работе мы должны опираться на вывод об отсутствии в управленческих науках вневременных теорий, поскольку никакие предположения об организационном и экономическом поведении субъектов хозяйствования не могут быть абсолютно верными и никакие теоретические заключения не являются истинными повсеместно.

Как верно отмечает Ю. Яковец, «любая область науки неоднородна, многоукладна, она предполагает одновременное сосуществование и борьбу парадигм: реликтовых, уходящих, господствующих, приходящей, утверждающейся». Все то, что подвергается изменениям по своей природе, но не изменяется, как того требует время, оборачивается застоем.

Французский историк Жак Ле Гофф утверждал, что условием успешного развития являются два фактора - преемственность и перемены. При отсутствии первого нас ждет поражение, при отсутствии второго - смерть на медленном огне. Лозунг дня - «живи в настоящем, не расставайся при этом с прошлым и устремляйся в будущее. Меняй время и пространство».

Важная задач дальнейших исследований - проследить, как изменились теоретические основания менеджмента, как согласовать используемые многообразные теоретические подходы при описании, интерпретации и объяснении явлений и процессов роста, эволюции, развития сложных нелинейных систем, обогащая теоретические положения, концептуальный аппарат и логику доказательств при разработке стратегии устойчивого функционирования и динамичного развития организационных образований. Чем более разнообразны теоретические положения, чем глубиннее их содержание, тем более осознанными являются стратегические решения и действия по изменению.

Уже сегодня любая организационно-управленческая деятельность становится практически креативной и конструктивной деятельностью, и здесь нужны концептуальный сдвиг, изменение понятийного строя мышления, переход от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию элементов прошлого, настоящего и будущего (к искусству жить вместе), от независимости к связанности, от эволюции к ко-эволюции, от размерности к со-размерности, от подобия к масштабной инвариантности участников ИСД, от актуального к потенциальному. При этом прежние категории не исчезают, а приобретают новый смысл со смещением фокуса внимания. Нужно обобщение и новое толкование огромного эмпирического материала, всей суммы новейших фактов об организационной динамике сложных систем в нелинейной среде, неоднозначных путях их развития, предзаданных на данной среде. Эволюция организаций определяется не их начальными условиями и не их прошлым (они «забываются»), а будущим, новыми структурами-аттракторами, на которые выходят процессы самодостраивания. Сегодня главная проблема состоит в том, как управлять, не управляя, т. е. обеспечивать не управляемое извне, а самоуправляемое развитие аттракторами, дать простор для самоорганизации эффективных структур, содействовать выбору кратчайших путей ускоренного развития. Эти резонансные воздействия на инвестиционно-строительную среду (в нужное время и в нужном месте), их «своевременность» и «уместность» выверяются и апробируются контурами будущего, нежели наличными несовершенными надорганизационными структурами инвестиционно-строительного комплекса.

На наш взгляд, ядром позитивного прагматизма менеджмента должно стать не только лучшее познание организационной реальности, но и разработка способов

активного формирования организационных образований, которые трактуются как своего рода «мыслительная деятельность», а в подготовке менеджеров нового поколения - формирование профессионала «познающего, думающего и делающего». Вторжение в менеджмент методов и подходов, издавна присущих другим смежным наукам, становится не только модой, но и желанием найти новое объяснение знакомым и вновь возникшим реалиям организационно-управленческой деятельности. «Хочешь решить задачу, думай не о ней, думай около нее» (А. Пуанкаре).

Одновременно в этом случае вторгаются проблемы других наук - не менеджмента в менеджмент. В развитии менеджмента как научной дисциплины можно выделить несколько периодов: «додисциплинарный» (до 1950 г.), «дисциплинарный» (до 2000 г.); «междисциплинарный» и сегодня «полидисциплинарный-трансграничный» или в рамках другой топологической схемы: «рассеянный», «сосредоточенный», «разделенный», «интегрированный», «гармоничный».

Таким образом, менеджмент превращается в область междисциплинарного и трансграничного пересечения множества научных дисциплин, и только при дальнейшем углублении синтеза этой полидисциплинар-ности можно рассчитывать на получение адекватных организационной реальности моделей эффективного поведения и результативного развития сложных социально-экономических систем. Это предполагает переход на фундаментальный уровень системных, коэволюцион-ных и синергетических законов и закономерностей организации, самоорганизации и хаотизации сложных систем, когда особое внимание уделяется их нелинейным свойствам, которые ответственны за процессы организационных изменений. Мы коснулись только части теоретико-методологических проблем в университетском менеджменте. Существует еще целый пласт проблем, связанных с обоснованием применимости тех или иных законов, принципов синергетики и коэволюции в познании социально-экономических систем. С одной стороны, они становятся стимулом развития новых научных направлений (например, системно-нелинейной организационной динамики), с другой - преградой, объектом критики, непонимания и невосприятия, повторить судьбу первых этапов развития как всего нового, ранее не реализованного. Эти новые законы, закономерности и принципы познания сложных систем станут базой, императивными критериями социально-экономического и организационного устойчивого развития при условии сведения их в парадигмальную схему сис-темно-синергетического подхода. Поэтому вполне справедливо наше утверждение о том, что намечается разрыв между темпами развития теоретико-методического основания университетского менеджмента и ростом сложности, неопределенности, нелинейности организационной динамики, движения вызовов будущего и ответов на них, конкретного знания о них. Отсюда рост недоверия к возможностям традиционного менеджмента. Эта ситуация сложилась в соответствии с «принципом организационной деградации» (Г. Хильми), «система, работающая в хаотической среде или в среде с уровнем организации более низким, чем уровень самой системы, обречена: постоянно теряя свою структуру, она

растворяется через некоторое время в окружающей, более хаотичной среде».

Наличие концептуального разрыва в видении перспектив разрешения кризиса в университетском менеджменте - серьезное препятствие для разработки согласованных единых подходов к раскрытию (познанию) закономерностей создания, функционирования и развития эффективных организационных образований. В более широком контексте это связано с общенаучным процессом смещения методического фокуса в исследовании социально-экономических сложных, открытых, нелинейных систем в сторону системно-синергетичес-кой парадигмы. Новая методологическая установка в менеджменте позволяет не только снять линейные очки, но и выделить достаточно небольшое количество параметров порядка (переменных), описывающих поведение и динамику таких систем, которые позволяют проводить диагностические и прогнозные процедуры и преодолеть «проклятие размерности».

Таким образом, дальнейшее развитие менеджмента возможно лишь на основе естественно-научной аргументации его концептуальных оснований в рамках синтеза традиционного системного, структурно-функционального, коэволюционного и системно-синергетичес кого подходов, а также данных системно-имитационного моделирования.

Например, рассмотрим одно из свойств сложных систем - регенерацию, т. е. способность систем к восстановлению деформированных структур и функций. Это свойство находит свое отражение в процессах самоорганизации, саморегуляции, самовосстановления, самоочищения, самодостраивания, самосборки, которые следует рассматривать как важнейшие составляющие организационного потенциала по тому или иному направлению социально-экономического развития, как пути выхода из кризиса. При всем идейном и методологическом богатстве указанных подходов доминантными особенностями последних лет являются «отделенность» и «остановленное» развитие университетского менеджмента.

Неразработанность системно-коэволюционно-си-нергетической парадигмы, неточная (зачастую неверная) трактовка особенностей современной организационной реальности оставляет серьезные пробелы в интеллектуальном пространстве организационной проблематики и вызывает ощущение естественной неполноты организационно-управленческого знания, мешает принятию решений в практике внутренне эффективного и внешне результативного хозяйствования компаний и сетей компаний. Работа по учебникам уходит в прошлое. Менеджеры должны научиться эффективно думать, действовать и достигать без видимых подпорок иерархии при наличии большого числа потенциальных центров власти. Способность менеджеров достигать успеха зависит в большей мере от числа партнерских связей, в центре которых они находятся, чем от их положения в иерархии.

Эпоха расщепления менеджмента на отдельные области заканчивается, необходимо вести поиск общезначимых принципов, связывающих дисциплинарные области менеджмента. Еще одной причиной кризиса университетского менеджмента является то, что он попал в жесткую зависимость от предшествующего развития (path depedence) или в «ловушку развития» (Р. Чамберс, Р. Ну-

риев, К. Полтерович), когда прошлое определяет настоящее и он находится в точке бифуркации (критическом узле, critical junction), когда возникает благоприятная возможность выбора качественно новой теоретической и методологической базы менеджмента. Это означает революционное изменение содержательной сущности менеджмента как объекта изучения, определяющего в конечном счете компетенции и структуру поведения менеджеров - выпускников университетов.

Поиск оптимальной зависимости от предшествующего развития - это маневрирование между «ловушкой унификации» (доминирование одной парадигмы в ущерб «бритве Оккама», применимой к большинству организационно-управленческих проблем), и «ловушкой фрагментации», возникающей при наличии множества пока еще недостаточно развитых качественно новых парадигм (социокультурного, синергетического, антроп-ного, коэволюционного и иных подходов). Очевидно, в первом случае деятельность педагога чрезмерно ограничена пройденным путем менеджмента, а во втором - требует необходимости разработки «новых подходов и методов», находящихся на периферии теории менеджмента.

Перемещение периферийных концепций в ядро теории менеджмента возможно на основе идей методологической комплементарности: действенность конкретной концепции напрямую зависит от ее сравнительных преимуществ, привлекательности и сопряженности с концепциями ядра теории. Данную проблему также решают разделение концепций на «быстрые» и «медленные» и учет скорости изменения друг друга. Свойства «медленных» концепций обусловливают скорость проникновения «быстрых» в ядро теории на основе коллективного отбора, последние закрепляют характер медленных. В качестве «селектората» выступает круг ученых-педагогов, способных принять участие в разработке нетрадиционных концепций, пользующихся доверием и способных ослабить теоретико-методологическую инерцию в управленческих науках, снять «блокаду» изменениям университетского менеджмента. В этом случае все концепции оказываются коэволюционно связанными между собой, с конкурентным проявлением каждой.

«Обоз отсталости» университетского менеджмента формирует верхушечные сословия высоковозрастных профессоров менеджмента, обремененных учеными степенями социологических, педагогических и экономических наук, обладающих властью, но не могущих считаться элитой менеджмента по критериям компетенции и критериям эффективности - носителями инновационных достижений. Более 80 % их работ не выходят за рамки одного научного пространства (структурно-функционального, системного, социоэкономического, ситуационного), а «образованное сообщество рядовых педагогов менеджмента» не имеет самостоятельных научных интересов в области качественного (креативного) менеджмента и не имеет средств организованного публичного выражения своей самостоятельности. В вузах практически отсутствуют инновационные научные школы в области управленческих наук, находящиеся в центре внимания и способные вести за собой сообщество педагогов менеджмента, формируя образцы для подражания и ориентиры для других школ, кафедр,

отдельных педагогов-ученых. Такие научные школы должны выступать созидателями пространства новых смыслов, закономерностей, принципов, моделей в области менеджмента.

Для консолидации и проявления своей субъективности сообщество педагогов менеджмента должно объединяться не на основе административного принуждения, а на осознанной заинтересованности в интеграции своих усилий в развитии университетского менеджмента. Действующее УМО менеджмента не выполняет и не может выполнять по существу объединяющую функцию, оно «служит себе», примитивизирует элементы инноваций и не обеспечивает горизонтальную сетевую структуризацию (каждого с каждым) сообщества педагогов менеджмента. Необходимо создание российской и региональной ассоциаций, союзов педагогов менеджмента и практикующих менеджеров. Только в рамках ассоциаций можно перейти от фрагментарной догоняющей и периферийной траектории развития к многоголосной модернизации университетского менеджмента, к его целостному обновлению, прекратить инерционный «бег по кругу», покинуть «коммунальную квартиру» и выйти из «исторической колеи» на качественно новый интеллектуальный уровень и интегрированное менеджмент-мышление (сознание), соответствующие современной цивилизационной матрице, построенной на рыночном архетипе, компетентнос-тном подходе и механизме обратной связи.

Следует признать, что только менеджмент, «охваченный» научными школами и самоорганизованной сетью ассоциаций педагогов, может преодолеть кризис и динамично развиваться, превращаясь из предмета веры в рациональное мультипарадигмальное знание. Фиксация научных школ и укорененность педагогов в сетях личностных отношений позволит повысить научные коммуникации на стыке парадигм менеджмента, интенсивность и креативность их взаимодействий, сформировать в процессе диалога единое проблемное поле университетского менеджмента и убрать границы между концептуальными пространствами, а представителям разных школ - понимать друг друга, сохраняя свою аргументированную не-слиянность, множественность равноправных сознаний. Это также позволит ослабить зависимость молодых педагогов - рядовых граждан республики «Менеджмент» от научных школ. Пока же учебный менеджмент представляет собой «разделенную» дисциплину - несколько слабо связанных между собой интеллектуальных пространств, использующих собственный категорийный аппарат, свою методологию анализа-синтеза, представления результата и не имеющих общего системообразующего знаменателя (эсперанто).

В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны (а пока не могут) выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом - специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса информаци-ональных производителей (М. Кастельс, 2000, с. 497-501) с высокой рефлексивностью, т. е. способностью представить различные пути решения новых, плохо определенных проблем и делать выбор между ними. Кроме того,

менеджер должен обладать способностью к мультидис-циплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности. Креативные менеджеры заслуженно входят в ядро «нового среднего класса», производящего экономические ценности (Р. Флориди, 2007, с. 85). Понятно, что выход на качественно новый уровень университетского менеджмента - проблема очень большой размерности. Но она вполне разрешима.

Литература

1. Асаул А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. А. Н. Асаула. СПб. : «Гуманис-тика», 2007.

2. Асаул А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1 (19).

3. Асаул А. Н. Престижное экономическое образование на благо России / Асаул А. Н. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 1 (7).

4. Асаул А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства / Аса-ул А. Н. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13).

5. Бездудная А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / Бездудная А. Г. // Экономическое возрождение России. 2008. - № 1 (15).

6. Капаров Б. М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации / Капаров Б. М. // Экономическое возрождение России. 2006. - № 3 (9).

7. Капаров Б. М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа / Капаров Б. М.// Экономическое возрождение России.

2006. - № 4 (10).

8. Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000.

9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977.

10. Песоцкая Е. В. Этологический подход к управлению рынком образовательных услуг / Песоцкая Е. В. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1.

11. Морен Э. Природа природы / Э. Морен. - М. : Прогресс, 2005.

12. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / Сергеева М. Г. // Экономическое возрождение России. - 2004. - № 1 (15).

13. Туренко Б. Г. Формирование кадров руководителей и специалистов: методологические аспекты развития / Туренко Б. Г. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11).

14. Флорида Р. Креативный класс / Р. Флорида. - М.,

Асаул Николай Анатольевич

Асаул Николай Анатольевич - российский государственный деятель, Торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь .

Доход, имущество

Сумма декларированного дохода за 2011 г. составила 1,714 миллиона рублей.

Имущество:

Биография

Родился 21 апреля 1977 г. в Санкт-Петербурге, Россия .

Образование

1999 г. - окончил Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию по специальности «Экономист-менеджер», «Магистр менеджмента».

Декабрь 2003 г. - январь 2004 г. - проходил докторантуру Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета .

Научная степень

Доктор экономических наук.

Тема докторской диссертации: «Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса» .

Тема кандидатской диссертации: «Методические основы формирования и совершенствования организационных структур строительных предприятий:На примере Санкт-Петербурга» .

Карьера

1992 - 1996 гг. - оператор ПЭВМ, бухгалтер, главный бухгалтер ТОО «АСВА».

1996 - 1997 гг. - начальник участка, главный инженер АООТ «Агрострой механизация».

1997 - 1999 гг. - начальник цеха, заместитель генерального директора ОАО ПСО «Леноблагрострой».

1998 - 2001 гг. - руководитель строительной компании ООО «Фирма «ACBA», заместитель генерального директора по инвестициям в ЗАО «АСИ» .

2001 - 2003 гг. - директор по работе с крупными и иностранными инвесторами Санкт- Петербургского государственного учреждения «Центр по работе с кредитами банков».

С 2002 г. - преподаватель кафедры финансов, анализа и учета в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» .

2002 - 2003 гг. - исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций .

2009 - 2010 гг. - президент Санкт-Петербургского Парусного союза.

Общественно-политическая деятельность

Январь 2004 г. - апрель 2004 г. - советник вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Апрель 2004 г. - июль 2007 г. - заместитель председателя Комитета - начальник юридического отдела, заместитель председателя Комитета - начальник Управления инвестиционных проектов, первый заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга.

Июль 2007 г. - декабрь 2010 г. - председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга.

С 6 сентября 2018 года - торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь .

Николай Асаул принял участие в открытии второго Международного автобусного салона Busworld Russia 2012

Имеет звание профессора экономических наук.

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса.

Член Санкт-петербургского Союза ученых, действительный член Международной академии инвестиций и экономики строительства, Европейской академии естественных наук, Международной Академии менеджмента.

Член правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ) .

Награды, звания, грамоты

Николай Асаул имеет государственные награды - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знак «Почетный строитель России ».

Абсолютный победитель конкурса «Менеджер года в государственном и муниципальном управлении - 2008» .

2006 г. - вручена награда СПИБА 2006 за эффективную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата в Санкт- Петербурге .

Публикации

Монографии

  • Методические принципы институциональных взаимодействий субъектов рынка как открытых «живых» систем в концепции информационного общества.- М.,СПб.: «Вольное экономическое общество России »,2004.
  • Теория и методология институционнальных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса-СПб.: СПб «Гуманистика», 2004.
  • Проблемы экономической оценки реконструкции объектов исторического центра Санкт-Петербурга./ Под ред. А.Н. Асаула.-СПб: СПбГАСУ.-2003.
  • Роль корпоративных объединений в системе управления региональным строительным комплексом СПб.: Стройиздат СПб, 2003.
  • Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы СПб.: ГАСУ. -2008.

Учебники

  • Основы бизнеса на рынке ценных бумаг // СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008.
  • Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса [Текст] : научное и учебно-методическое справочное пособие / Н. А. Асаул; Российская Академия Наук (М.), Институт проблем региональной экономики, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПб.). - СПб. : Гуманистика, 2005. - 279 с. : рис., табл. - (Экономическое возрожденiе Россiи). - Загл. обл. : Институциональные взаимодействия в инвестиционно-строительном комплексе региона. - Библиогр.: с. 220 - 230.
  • Введение в инноватику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Инноватика" / А. Н. Асаул [и др.] ; ред. А. Н. Асаул; Институт проблем экономического возрождения (СПб.), Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПб.). - СПб. : ИПЭВ, 2010. - 275 с.

Увлечения

Спорт (бег, плавание, горные лыжи).

Семейное положение

Женат, воспитывает 3 сыновей и 3 дочерей.

  • Жена - Наталия Асаул .
  • Дочь - София Асаул .
  • Дочь - Мария Асаул .

Примечания

  1. Сведения об имущественном положении и доходах государственных гражданских служащих Министерства транспорта Российской Федерации и их членов семей за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года

Серия: "Экономическое возрождение России"

Изложены основные положения экономики недвижимости. Раскрыта сущность терминов, необходимых для понимания объектов недвижимости; показаны роль и место рынка недвижимости в современной экономике России; рассмотрены основы государственного регулирования рынка недвижимости; представлены все основные схемы инвестирования ифинансирования объектов недвижимости. Структура и содержание учебника, а также система проверки знаний формируют предметную компетенцию, что способствует формированию образовательной компетенции будущего специалиста. Учебник предназначен для студентов специальности "Экспертиза и управление недвижимостью" всех форм обучения, аспирантов, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также для специалистов, получающих второе высшее образование, ученых-экономистов и руководителей высшего звена управления на рынке недвижимости.

Издательство: "АНО "ИПЭВ"" (2014)

Формат: 70x100/16, 432 стр.

ISBN: 978-5-91460-044-7

На Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. Н. Асаул В учебнике с теоретической и практической точки зрения изложены все основные положения экономики недвижимости. Раскрыты необходимые для понимания сущности объектов недвижимости термины; показаны роль… - @Гуманистика, @(формат: 70x100/16, 406 стр.) @ @ @ 2003
    280 бумажная книга
    С. Н. Максимов Учебник содержит систематическое изложение дисциплины "Экономика недвижимости" . Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @Юрайт, @(формат: 70x100/16, 402 стр.) @Бакалавр. Академический курс @ @ 2016
    1268 бумажная книга
    Максимов С.Н. Учебник содержит систематическое изложение дисциплины 171;Экономика недвижимости 187;. Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @Юрайт, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2019
    1425 бумажная книга
    Максимов С.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник содержит систематическое изложение дисциплины&171;Экономика недвижимости&187;. Особое внимание уделено природе недвижимости как особого экономического актива, особенностям и анализу рынка… - @ЮРАЙТ, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2019
    1843 бумажная книга
    Котляров М.А. Экономика недвижимости представляет собой сферу деятельности и исследований, которая пока в недостаточной степени представлена в работах российских авторов. Данное направление зачастую включает в… - @Юрайт, @ @Бакалавр и магистр. Академический курс @ @
    890 бумажная книга
    М. А. Котляров Экономика недвижимости. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Экономика недвижимости представляет собой сферу деятельности и исследований, которая пока в недостаточной степени представлена в работах российских авторов. Данное направление зачастую включает в… - @ЮРАЙТ, @(формат: 170x240, 238 стр.) @ @ @ 2017
    1151 бумажная книга
    Асаул А.Н. Учебник 171;Экономика недвижимости 187;полностью соответствует содержательным, структурным и понятийным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а… - @Юрайт, @ @Университеты России @ @ 2018
    1209 бумажная книга
    Асаул А.Н. Экономика недвижимости. Учебник для вузов Учебник&171;Экономика недвижимости&187;полностью соответствует содержательным, структурным и понятийным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а… - @ЮРАЙТ, @ @Университеты России @ @ 2018
    1564 бумажная книга
    Бердникова В.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о фундаментальных основах экономики недвижимости, вопросах функционирования рынка недвижимости, инвестирования и финансирования… - @Юрайт, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2018
    623 бумажная книга
    Бердникова В.Н. Экономика недвижимости. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о фундаментальных основах экономики недвижимости, вопросах функционирования рынка недвижимости, инвестирования и финансирования… - @ЮРАЙТ, @ @Бакалавр. Академический курс @ @ 2018
    806 бумажная книга
    Асаул Анатолий Николаевич В учебнике излагаются наиболее важные темы учебной дисциплины "Экономика недвижимости" . Раскрывается сущность недвижимости как блага и как источника дохода, рассматриваются операции со всеми видами… - @Питер, @ @ @ @ 2013
    617 бумажная книга
    Асаул Анатолий Николаевич Экономика недвижимости: Учебник для вузов В учебнике излагаются наиболее важные темы учебной дисциплины Экономика недвижимости. Раскрывается сущность недвижимости как блага и как источника дохода, рассматриваются операции со всеми видами… - @Питер, @(формат: 70x100/16, 416 стр.) @Учебник для вузов @ @ 2013
    662 бумажная книга
    В. Н. Бердникова Экономика недвижимости. Учебник и практикум В учебнике по курсу "Экономика недвижимости" представлены наиболее важные и актуальные вопросы в сфере недвижимости, раскрыта сущность недвижимости как рыночноготовара, рассмотрены технологии анализа… - @Юрайт, @(формат: 60x90/16, 192 стр.) @Бакалавр. Академический курс @ @ Википедия

    - (далее ВСО) – это один из двух типов страховых организаций (наряду с коммерческими страховыми организациями), основой выделения которых является используемый метод создания страховых продуктов. Содержание 1 Организационно правовые формы взаимных… … Википедия

    Год основания (1936) … Википедия

    Налоги - (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

    Аренда - (Rent) Понятие аренды, аренда квартир, помещений, договор аренды Информация о понятии аренды квартир, помещений, составление договора аренды Содержание Содержание Аренда Объект Форма Стороны соглашения договоренности Виды ренты Экономическая… … Энциклопедия инвестора

    Демпинг - (Dumping) Понятие демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Информация о понятии демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Содержание Содержание как явление и его характеристика Антидемпинговое участников ГАТТ ГАТТ и национальное законодательство… … Энциклопедия инвестора

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными… … Википедия

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру,… … Википедия

    Организованная преступность это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами и преступными сообществами), имеющими иерархическую структуру,… … Википедия

    Участника энциклопедии "Известные Ученые"

    Асаул Анатолий Николаевич. Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ

    Асаул Анатолий Николаевич родился в п. Решетиловка Полтавской области 31 октября 1948 г. В 1972 г. окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) по специальности «Строительные, дорожные машины и оборудование» (инженер-механик, диплом Ю № 104548); в 1990 г. – факультет переподготовки Ленинградского инженерно-экономического института (ЛИЭИ) по специальности «Управление, экономика и организация строительного производства» (диплом ДВА № 104548). Вся трудовая жизнь А. Н. Асаула связана со строительством, где он прошел путь от рабочего до генерального директора (председателя совета директоров) ОАО «Проектно-строительное объединение Леноблагрострой». (1966-1999гг.). С 2000 г. по настоящее время – профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. С 1990 по 2007 год А. Н. Асаул работал в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (по совместительству). С 2004 г. по 2007 г. – главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (по совместительству). С 2016 г. по настоящее время − главный научный сотрудник и член Учёного совета Института проблем транспорта РАН им. Н.С. Соломенко

    Ученые степени и звания: 1993 г. – кандидат экономических наук; 1997 г. – доцент; 1997 г. – доктор экономических наук; 1999 г. – профессор.

    Научная деятельность: А. Н. Асаул является известным в стране и за рубежом ученым-экономистом. В рейтинге самых цитируемых российских учёных «Общественные науки» по данным elibrary.ru на сентябрь 2017 г. он занимает 3 строчку (http://dissertation-info.ru/index.php/-100-/176--100-.html). Возглавляемая им научная школа «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы», включенная в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (http://is.ifmo.ru/aboutus/2013/science-schools.pdf), получила широкое признание российской и международной научной общественности. За период деятельности научной школы по результатам исследований более 200 человек опубликовали свои научные работы. В рамках научной школы под руководством А.Н. Асаула защищено 33 кандидатских диссертации, а при научном консультировании - 10 докторских диссертаций.

    К выдающимся научным результатам А.Н. Асаула в области общественных наук относится создание научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы», разработка нового направления в отраслевой науке «Сетевые организации в строительстве» и подготовка кадров высшей квалификации.

    По материалам исследований в соавторстве с членами научной школы профессор А.Н. Асаул опубликовал более 500 научных статей. Издано более 70 монографий и 100 учебных изданий и научно-методических справочных пособий, больше половины учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования РФ и УМО, 6 учебников в Украине, по два – в Абхазии, Азербайджане, Армении и Узбекистане, по одному – в Казахстане и Кыргызстане. Научные тексты, произведённые профессором А.Н. Асаулом, востребованы другими членами академического сообщества, о чём свидетельствует рейтинг самых продуктивных учёных-экономистов России («общественные науки»)(http://dissertation-info.ru/index.php/-100-h/288--100-.html), где он уверенно занимает 2 место (сентябрь 2017г.). Личный наукометрический показатель профессора А.Н. Асаула – индекс Хирша – 45. Цитируемость публикаций – более 11000 цитирований.

    С 2004 года профессор А.Н. Асаул издаёт серию научных книг «Экономическое возрождение России» (автор идеи и руководитель проекта). В настоящее время выпущено 58 томов. Об общественном признании изданий свидетельствуют медали и дипломы книжных выставок и ярмарок как в России так и за рубежом (Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Москва – ВДНХ, Екатеринбург и др.).

    Все книги удостоены национального сертификата качества в номинации «Лучший информационный проект», являются лауреатами всероссийской выставки «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли» и широко представлены в сети Интернет. С 2005 года труды членов научной школы становятся лауреатами и победителями конкурса «Лучшая научная книга года», проводимого Фондом отечественного образования.

    Профессор А. Н. Асаул является инициатором и организатором проведения научных конференций в России. Под его руководством проведено 18 научных конференций. Он член оргкомитетов международных семинаров и конференций. За последние 5 лет выступал с докладом на 15 научных конференциях.

    В 2004 г. профессор А. Н. Асаул учредил научный журнал «Экономическое возрождение России» и восемь лет был главным редактором этого журнала. В 2010г.-2012 гг. журнал занимал второе место по импакт-фактору среди экономических журналов. Являлся членом редакционного совета Российской архитектурно-строительной энциклопедии (1996г.), и журналов «Экономика строительства» (2001г.-2008г.), «Мир перемен» (ИЭРАН) (2005г.-2008г.). В настоящее время активно работает в журналах «Регион: экономика, политика, социология» (с 2001г.), «Вестник гражданских инженеров» (с 2004г.), «Вестник Хмельницкого национального университета» (с 2009г.), «Региональная экономика» Львов (с 2010г.), «Экономика строительства и городского хозяйства» Донецк (с 2010г.). Научные труды «Вольного экономического общества России». Теоретическая и прикладная экономика «NOTABENE», «Современные технологии управления» (с 2017г.) и др.

    В 2013-2014 гг. под руководством профессора А.Н. Асаула выполнен проект РГНФ № 13-02-00065 «Исследование инвестиционно-строительного комплекса: теоретические, методологические и практические аспекты». Принял участие в проекте РГНФ № 13-12-17002 «Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва» (2013-2014 г.г.). А. Н. Асаулом выполнено фундаментальное исследование «Формирование механизмов управления развитием регионального инвестиционно-строительного комплекса как самоорганизующейся системы» по программе Министерства образования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (подпрограмма «Архитектура и строительство», раздел «Информационные технологии в строительстве, выявление эффективных экономических, организационных и управленческих механизмов, создание их математических моделей и численных методов реализации»).

    Профессор А.Н. Асаул с 2000-2017 гг. заместитель председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Д 212.223.04. Действующий эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.

    Воспитание и подготовка научных кадров. Профессор А.Н. Асаул придаёт большое значение вовлечению молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество, в целях увеличения объёма и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской (УИРС и НИРС) и инновационной деятельности студентов проводится планомерная работа по привлечению к участию студентов и аспирантов в научно-практических конференциях, проводимых научной школой. Он активно работает в качестве члена редколлегии в молодёжных научных журналах «Старт в науке», «Международный школьный научный вестник». По итогам открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов вузов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации студенты, чьи работы выполнены под руководством профессора А.Н. Асаула, неоднократно награждались дипломом и медалью Минобразования России «За лучшую научную студенческую работу», а профессор А.Н. Асаул награжден дипломом Министерства образования. По представлению редакции научного журнала «Международный студенческий научный вестник», а также оргкомитета «Студенческого научного форума 2017» за активную работу в качестве руководителя научных исследований студентов и молодых учёных профессор А.Н. Асаул награждён медалью «За успехи в образовании юношества».

    Признание научной деятельности профессора А.Н. Асаула: заслуженный деятель науки РФ (2009г.), заслуженный деятель науки республики Тыва (2014г.) и Удмуртской республики (2008г.), почетный профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т.Калашникова, Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова, Ростовского строительного университета. Тувинского государственного университета, Уфимской академии сервиса и экономики, Полтавского университета экономики и торговли (Украина), Полтавского национального технического университета (Украина), Ташкентского автомобильно-дорожного института. (Узбекистан), Львовского университета бизнеса и права (Украина), Киевского университета туризма, экономики и права (Украина), почетный доктор наук Новгородского государственного университета, Львовского университета бизнеса и права (Украина), Хмельницкого национального университета (Украина), действительный член восьми общественных научных академий, Лауреат премии Главы-Председателя Правительства Республики Тыва в области науки за 2012г. Награждён множеством отечественных и зарубежных наград, в том числе и престижной международной наградой в области научных исследований «Имя в науке» с вручением диплома и знака «За вклад в мировую науку» (Оксфорд). Награждён Серебряной медалью Вольного Экономического Общества России, медалью «250 лет ВЭО России», грамотой «За большой вклад в деятельность ВЭО России», грамотой «За большой вклад в деятельность ВЭО России, направленный на укрепление экономического могущества и процветания Родины. Профессор А.Н. Асаул является членом Международного Союза Экономистов, членом Президиума ВЭО России, Вице-президентом Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественной организации ВЭО России.

    Профессор А.Н. Асаул принимал активное участие в мероприятиях, посвященных семье Вернадских (в том числе и организованных МПА СНГ). За подготовку и активное участие в проведении мероприятий, посвящённых 150-летию академика В.И. Вернадского, а также за большой личный вклад в развитие и популяризацию его идей Президентом НАН Украины, академиком Б.Е. Патоном профессор А.Н. Асаул награждён Почётной грамотой (2013г.).

    Отмечен почётными грамотами, благодарностями, дипломами Минстроя (Госстроя) РФ, Минавтотранса РФ, Минобрнауки России и РАН; руководителей регионов: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Тувинской и Удмуртской республик; саморегулируемых организаций (Национальное объединение строителей, Балтийский строительный комплекс, Национальное объединение проектировщиков, Союза строителей Удмуртии), Международного союза экономистов. Национальной академии наук Украины, Федерации профсоюзов России, множеством высших учебных заведений, хозяйственных и общественных организаций.

    Учебник дает системное представление об основах организации предпринимательской.
    деятельности и способствует формированию инновационного мировоззрения. Последовательно рассматриваются история становления и этапы развития предпринимательства в России, сущность и методы предпринимательской деятельности, среда и типы предпринимательских структур.
    Большое внимание уделено практическим вопросам, связанным с поиском предпринимательской идеи, защитой информационных ресурсов и обеспечением безопасности предпринимательской деятельности. Все проблемы рассматриваются с учетом конкретных условий развития рыночных отношений в современной России,
    Предназначен для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», аспирантов, преподавателей экономических ВУЗов и факультетов, а также предпринимателей различных сфер деятельности.

    Учебник «Организация предпринимательской деятельности» знаменует переход к качественно новому этапу, для которого характерно не только рассмотрение проблем, связанных с предпринимательством, но и преодоление разрыва между теоретической подготовкой и практически необходимыми знаниями. Он разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», утвержденного 17.03.2000 г. №238 эк/сп. Автор учебника, профессор А. Н. Асаул активно участвовал в разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Под его руководством и при непосредственном участии разработана примерная программа дисциплины «Организация предпринимательской деятельности», в соответствии с которой написан учебник. Он является составной частью разработанного автором учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего рабочую программу, учебно-методическую карту дисциплины, настоящий учебник, практикум, электронную версию учебника и демонстрационные слайды по курсу.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 5
    Введение 9
    Благодарности 11
    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 13
    1.1. Развитие отечественного предпринимательства 15
    1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства 27
    1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности 38
    1.4. Предпринимательская среда 49
    1.5. Цели предпринимательской деятельности 61
    Задания 71
    Тестовые вопросы 71
    Контрольные вопросы для самопроверки 77
    Рекомендуемая литература 78
    ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ - ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 80
    2.1. Основы формирования предпринимательских сетей 81
    2.2. Сетевые объединения в инвестиционно-строительной сфере 87
    2.3. Кластеры - сетевые территориальные объединения 95
    2.4 Инновационные предпринимательские сети: технологические парки, полисы 106
    2.5. Региональные предпринимательские сети: бизнес-центры, бизнес-инкубаторы 116
    Задания 129
    Тестовые вопросы 130
    Контрольные вопросы для самопроверки 136
    Рекомендуемая литература 137
    ГЛАВА 3. КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 138
    3.1. Сущность терминов «организация» и «предприятие» 139
    3.2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций 145
    3.3 Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации 154
    3.4. Основы построения организационной структуры, типы коммерческих организаций 164
    3.5. Формы интеграции компаний 174
    Задания 185
    Тестовые вопросы 186
    Контрольные вопросы для самопроверки 192
    Рекомендуемая литература 193
    ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 194
    4.1. Принципы и методы оценки эффективности, предпринимательской деятельности 195
    4.2. Планирование развития субъектов предпринимательской, деятельности 205
    4.3. Этика и культура в предпринимательстве 215
    4.4. Инновационная корпоративная культура 225
    4.5. Организационно-управленческие инновации 234
    Задания 247
    Тестовые вопросы 247
    Контрольные вопросы для самопроверки 254
    Рекомендуемая литература 255
    ГЛАВА 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 257
    5.1. Экономическая безопасность 258
    5.2. Враждебные слияния и поглощения 264
    5.3. Противостояние рейдерству (захватнической политике) 273
    5.4. Информационная безопасность 284
    5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности 296
    Задания 308
    Тестовые вопросы 308
    Контрольные вопросы для самопроверки 314
    Рекомендуемая литература 315
    Заключение 316
    Приложения 317.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Организация предпринимательской деятельности, Асаул А.Н., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.