Изображение герба г щербинки в электронной версии. Город Щербинка - История города: Герб города Щербинки, Положение о Гербе. Порядок использования герба города Щербинки предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственн

Город Щербинка.

История города Щербинки уводит нас к началу прошлого века... Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой... Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки и Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. Так и называли крепостных:
- Чьи вы, мужики?
- Да, вишь. Щербины мы...
А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.
В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все имевшиеся ценности. После изгнания Бонапарта Щерба в свое родовое имение не вернулся, с тех пор оно перепродавалось из рук в руки.
В самом начале шестидесятых годов имение перешло к Н.О. Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В Щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее, хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным.
Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки. Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: "Добро пожаловать". У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.
Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести - лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка. В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка", по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.
Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября).
Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. По рассказам, село это названо в честь некого атамана Захарки, еще в XVII веке стоявшего с войском в этих местах, защищавшего Москву от татарских набегов, а татары ордой стояли в селе, до сих пор сохранившем название Ордынцы. Захарьино представляло собой большое село, имевшее в XIX веке приходскую школу, и вокруг, вместе с церковными землями, лежали помещичьи усадьбы, и по одной версии, название свое село будто бы получило по имени одного из владельцев помещика Захарова. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах предприимчивый купчик заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.
Заводик в Щербинке купила компания "Зингер" для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 году. После окончания строительства "Зингера" Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия.
От платформы вправо уходила дорога к старинному селу Никольское и Остафьево, и дальше к суконной фабрике Баскакова (теперь фабрика имени 1-го Мая). Еще южнее справа от железной дороги на возвышенности лежало имение помещика Дружинина Барыши с парком, прудом и большим фруктовым садом. А от кирпичного завода к Подольску значительная часть Захарьинских земель была закрыта от дороги частоколом белых берез и дубняка, - обыкновенным русским лесом, с его бересклетовыми подлесками, бархатисто-зелеными опушками.
Пришел 1917 год.
Маленькая деревушка Щербинка встретила Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Административно вся эта территория была в подчинении только что образованного Захарьинского сельсовета, в свою очередь, подчиненного Сухановскому волостному исполкому Подольского уезда. Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники. Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок Поповой рощи, с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды.
Напротив здания полустанка, вдоль будущей Железнодорожной улицы, закипела работа по строительству пристанционного поселка. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории поместья Дружинина возникло Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Помещичий дом вместе с парком, прудом и садом стал Домом отдыха Исполкома Коминтерна. В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой.
- Так, вот что, Николай Николаевич, - обратился к Сушкину Колоколыциков, - давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то...
И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа:
- Вон за дорогой пасется стадо... Берите сами, коль ваше...
Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому.
Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда.
В 1920 году в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.
Шло время. Отгремели залпы гражданской войны, в разрухе, в лишениях и бедности, вставала на ноги полуголодная страна, залечивая раны, нанесенные войной, восстанавливая и укрепляя хозяйство и готовясь к новым большим свершениям. Тогда мало что изменилось в районе платформы Щербинка. С проведением в общесоюзном масштабе укрупнения районов, отошло Суханове в новый Ульяновский район, и Захарьинский сельсовет со всеми своими землями стал в непосредственное подчинение Подольского Районного Исполнительного Комитета. Дождалось обновления и Щербинское наследие заводчика Белоусова. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 году. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома.
С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие - фабричка "Клей-Мыло". Однако злополучное "Клей-мыло" просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие - Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок.
С 1937 года начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск. Железнодорожники стали обосновываться в Щербинке. На отведенных землях появляется крупный застройщик. Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест). Вдоль Серпуховского шоссе возникла цепочка двухэтажных типовых домиков мостовиков под названием поселок Мостотреста. До сорокового года были заселены два, и в лесах стоял третий дом. Одновременно железной дорогой на отведенных землях строились бараки для рабочих-строителей.
Отчуждение земель у Щербинской сельхозартели компенсировано передачей артели земельного участка в 68 гектаров подсобного хозяйства Колонии им. 1-го Мая. В 1938 году был утвержден проект нового жилого района для Московских переселенцев, терявших жилую площадь в Москве, в связи с реконструкцией столицы, особенно ее центра.
Таким образом, уже в конце 1938 года был фактически создан значительный населенный пункт, совершенно закономерно и своевременно встал вопрос о его имени и статусе. 13 декабря 1938 года населенный пункт Щербинка был переименован в рабочий поселок.
В 1939 году утвержден проект планировки молодого поселка, этим же летом поссовет приступил к отводу участков для индивидуального строительства переселенцев из Москвы. Закладывался новый район поселка. Новомосковский. Одновременно начался отвод и распланировка участков под строительство индивидуальных дач работников 1-го Государственного подшипникового завода, и на карте появился еще один район, Шарики.
Удовлетворена заявка Подольского завода имени Орджоникидзе в отводе участков для постройки заводом индивидуальных домиков для переселения работников завода в Щербинку. Так на плане поселка рядом с Мостотрестом вырастают улицы района Орджоникидзе. Центр поселка определялся в районе кирпичного завода, поскольку там проживало уже 7 500 человек из общего количества населения Щербинки в 11 200 человек на площади в 606,6 гектара.
К строительству намечались первоочередные объекты общественного значения: школа-семилетка, два магазина, пожарное депо, резервуары для воды, колодцы, мостики и т. д. Освоение под жилье значительных площадей на жирных Щербинских глинах создавало большие трудности, т. к. при малейшем дожде, а тем более при весеннем половодье, все кругом превращалось в вязкое месиво, в котором останавливался не только транспорт, но иногда становились недоступными для пешеходов немощенные улицы и проходы между бараками. В урочище Глебов парк (Липки) Районному отделу народного образования отводится участок в 4 гектара для строительства первой школы-семилетки. Для железнодорожников, переселяемых из временных жилищ/ разбросанных по Московско-Курской железной дороге, в Щербинке выделено 15 гектаров. В этот же период проложен тупиковый подъездной путь к кирпичному заводу, а платформа Щербинка переименована в станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги.
Планам мирного строительства не суждено было сбыться. Настал черный день 22 июня 1941 года, грянула Великая Отечественная Война.
Почти полностью прекратилось в Щербинке всякое строительство.
Осенью 1941 года рвущиеся к столице фашистские полчища близко подошли к Подольску. Щербинка стала прифронтовой полосой, через ее территорию легли рубежи оборонительного пояса Москвы. Обнажилась и опустела Щербинка. Население ее упало до 6000 человек. Почти половина мужского населения ушла в ряды Красной Армии. В освобожденных и пустующих жилищах расквартировывались резервные части Красной Армии. 15 декабря остановился кирпичный завод и простоял до 1943 года, на военные нужды переключился штамповочный. Резкий недостаток топлива и близость фронта привели к тому, что на территории поселка были почти полностью вырублены остатки леса, пострадали сады и парки бывших помещичьих усадеб, за исключением сильно поредевших Барышей и Липок. Значительно отступили от Серпуховского шоссе границы лесного массива.
После долгожданной победы вся страна возрождалась к новой жизни; в Щербинке снова бурно развертывается строительство. Застраивается центральный район поселка, вырастают благоустроенные 3- и 4-этажные дома, на площади строится Дом культуры, понемногу вырисовываются контуры Театральной улицы. Душой застройки центра и всей южной части поселка, финансистом, был старый кирпичный, а вернее, в то время уже Огнеупорный завод. С его капиталовложениями и конкретной помощью появляются первые культурные магазины, медицинские учреждения, проводятся мероприятия по общему благоустройству. Такая же роль, инициативы и финансирование, в северной части поселка принадлежит ЦНИИ МПС. Одновременно с развитием своей производственной базы (кольцо). Институт ведет строительство капитальных 3- и 4-этажных жилых зданий, принимая на себя сооружение других общественных объектов и коммуникаций. Ему же принадлежит честь быть пионером застройки микрорайона № 2, большого пустыря между районами Центральным (Кирпичным) и Северным (Люблинским), использовавшегося населением под картофельное поле.
В 1950-м году в Щербинку прибывает Головной ремонтно-восстановительный поезд № 1 МПС (ГОРЕМ-1), строительная организация железнодорожников. В Люблинском микрорайоне за короткий срок было построено 17 двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть двухэтажных деревянных, затем три четырехэтажных и даже один пятиэтажный дом. Для города заложены артезианская скважина, водонапорная башня, большая котельная, уложены коммуникации водопровода, канализации, паропровода. Немалую долю в освоение поселка внесла Московско-Курская, а ныне Московская железная дорога. Железнодорожники по окончании строительства первоначальных своих восьмиквартирных домов в два этажа, перешли к постройке четырехэтажных домов, построили свою котельную, обеспечили жилые дома водой, канализацией и теплом.
В 1950 году на землях подсобного хозяйства начал строиться городок московской милиции: сначала появились деревянные строения, а позже стали возводиться капитальные здания. В 1955 году на пустынных землях, выделенных Геологонефтеразведке, вырастает еще одно значительное предприятие. Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения.
Интенсивно Щербинка начала расти и благоустраиваться с 1957 года. Одевались в асфальтовые одежды дороги, центральные улицы, появились уличные фонари, канализация, уличные водостоки. В 1961 году строится АТС, у жителей поселка появляются телефоны. Бич Щербинки, ее непролазная грязь, понемногу уходит в прошлое. В 1962 году ГОРЕМ-1 возводит на Садовой улице первый 5-этажный панельный жилой дом.

Начиная с этой публикации, мы будем рассказывать о городах Подмосковья в обновленном формате. В нашем рассказе будут две обязательные части — о центре и о новых районах. Нам кажется, что так можно лучше понять, что из себя представляет город.

И начнем мы с города Щербинка. В 2012 году этот город стал частью Новой Москвы, но на сегодняшний день это типичный подмосковный город-спутник. Если учесть еще и лозунг нашего сайта: «Обратная сторона МКАД — испытано на себе», то Щербинка — вполне подходящий объект для визита. Поехали!

Щербинка известна с XIV века как село Щербинино. Есть версия, что название произошло от фамилии владельца села — Щербы. Говорят, что в 1812, испугавшись французов, Щерба зарыл свои сокровища и покинул село. А после изгнания Наполеоновской армии обратно он не вернулся. Нашел ли кто-нибудь клад — неизвестно.

До 2012 года Щербинка был городом областного подчинения, а сейчас он является частью Новой Москвы. Население — 32 тысячи человек, расстояние от МКАД — 6 километров по Варшавскому шоссе.

Интересен герб города. В центре изображен рельс и кольцо, что символизирует железнодорожное экспериментальное кольцо (мы расскажем о нем ниже). Кирпичная арка — завод огнеупоров. А шестерня — лифтострительный завод. Если судить о городе по гербу, то складывается впечатление, что нам предстоит поездка в промзону с кучей дымящих труб с железнодорожным кольцом внутри. Посмотрим, так ли это.

Центр

Обычно в подмосковных городах ядром города является станция, где останавливаются пригородные электрички. Поэтому мы решили начать осмотр города именно с района возле станции. В конце апреля здесь уже работал фонтан, на фоне — невзрачная церквушка, явно современный новодел. Обычные панельные дома. Вроде ничего особенного.

Если присмотреться, то необычное можно увидеть и здесь: каждое сопло фонтана имеет свой краник, на каждом кране иероглифы. Интересно, неужели, каждое утро ответственный по фонтану включает все краники по очереди?

С другой стороны фонтана находится нечто более интересное. Детская площадка. Мы любим детские площадки. Именно по детским площадкам и нужно оценивать город. Чем их больше и чем они лучше, тем больше город пригоден для жизни молодых семей.

Емеля с щукой.

А это животное сразу и не узнать. Наверное, это чупакабра.

Посмотрим на застройку центральной части. Вот еще одна разновидность панелек.

Обычная улица города ближнего Подмосковья.

Во двор всунули бизнес-центр. Его бессмысленная и беспощадная архитектура нисколько не украшает центр города.

Зато на плакате уже красуется герб Москвы. Интересно, сколько жителей Щербинки позвонили по 02 и узнали телефон своего участкового?

Новостройки

Щербинка находится очень близко от Москвы (или теперь правильно говорить от Старой Москвы?) и, соответственно, тут должно быть много прекрасных новостроек с великолепно развитой инфраструктурой. Проверить это мы решили на примере нового микрорайона на улице Индустриальной.

«Инспекцию» начали с нашей любимой темы — детских площадок.

Катаясь с горок, дети решают уравнения…

… учат стихотворения.

Мы приятно удивились, увидев во дворе новенькие тренажеры и даже позанимались на них. Все работает, проверено на себе.

А это что? Когда люди 10 лет назад покупали здесь квартиры, то застройщик гордо отвечал: «Детский сад!». Когда квартиры были распроданы, застройщик разорился, и садик с тех пор стоит недостроенным. Самое удивительное, что с точки зрения города — это здание незаконный самострой, никаких документов и проектной документации на него нет. И как итог — в таком большом квартале детского садика нет.

Два Чехова, пожалуйста.

Удивительно было увидеть на окраине новостройки арык. Мигрантам из Средней Азии он должен напоминать родные города.

На этом мы решили закончить осмотр города и изучить окрестности.

Железнодорожное кольцо и «Кошкин дом»

Самый большой объект Щербинки — это экспериментальное железнодорожное кольцо НИИ железнодорожного транспорта. Это железнодорожное кольцо на картах Москвы с деревней в центре всегда казалось мне загадочным, и на этот раз нам предстояло его увидеть.

Железнодорожное кольцо на самом деле состоит из трех колец. Внешнее имеет протяженность 6 километров и построено в 1932 году. Это был первый в мире железнодорожный полигон. Позднее построены два внутренних кольца, которые в отличие от первого имеют уклоны. Испытания железнодорожной техники проходят на кольце и в настоящее время.

Чтобы беспрепятственно подойти к кольцу, нужно заехать внутрь — в деревню Новокурьяново. А потом пройти по полю пешком. Всю дорогу от конца дороги и до насыпи меня развлекал чибис. Удивительно, что их можно увидить всего в 6 километрах от МКАД.

Вокруг во всю цвела мать-и-мачеха.

А вот и испытания техники. Железнодорожная станция постоянно меняет свои названия: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» лишь некоторые из них.

Зачем на экспериментальном кольце вообще станция, спросите вы? Ваш вопрос абсолютно закономерен.

А вот и разгадка. Станция-то не настоящая и стоит на крыше здания. Эта станция бутафорская и используется для съемки фильмов. Работники кольца называют ее «Кошкин дом». Почему-то им показалось, что архитектура станции напоминает дом тети Кошки из известной сказки.

Неожиданно открылась дверь, и из Кошкиного Дома вышел охранник. Видимо, ему было скучно, поэтому он с объекта меня не погнал. Охранник поведал, что станцию построили еще в 70-х. Фильмы раньше тут снимали часто, а в последнее время давно уже никаких съемок не было. Последний раз станция участвовала в съемках картины «Generation П».

Табличка с одним из названий станции лежит под лавкой.

Пройдемся до высокого здания — это корпоративный университет «РЖД».

Рядом с ним стоит паровоз и будка стрелочника. Это паровоз серии Л 1954 года постройки. Один из последних в этой серии. Л — от фамилии инженера Лебедянского, главного конструктора машины. Интересно, что изначально эта серия называлась П — «Победа», но потом была переименована в честь конструктора. Если для самолетов — это было нормой, то для паровозов — исключительный случай. В народе же паровоз называли Лебедем. Этот Черный Лебедь был одним из лучших и массовых советских паровозов.

На этой фотографии хорошо виден уклон внутренних рельсов.

Полюбовавшись техникой, отправляемся в более спокойные и умиротворенные места.

Остафьево

Старательно объезжая огромные ямы в асфальте, через несколько минут паркуемся у храма в селе Остафьево. Нет, на фото не наша машина (к сожалению).

Храм Живоначальной Троицы в Остафьево был построен в 1781 году в стиле барокко. В 1929 году храм хотели закрыть, но живая еще графиня Шереметева убедила местных жителей не делать этого. В том же году она умерла, через несколько лет богослужения прекратились. Иконы храма пошли на доски для полов в сельской школе. Во время войны в нем была столовая для летчиков, а затем швейный цех. В 1991 году храм передали обратно церкви, после чего он был восстановлен.

И хотя мы не испытываем к культовым сооружениям религиозных чувств, прогуляться по территории вокруг храма любим. Тут красиво.

Цветут пролески (луковичное растения семейства спаржевые). Этот первоцвет повсеместно встречается в наших лесах и в диком виде.

Крокусы.

На территории храма есть небольшая детская площадка. Вот за все это мы и любим церкви

Переходим в усадьбу Остафьево. Вход стоит 20 рублей, посещение музея — 100 рублей. Музей закрывается в 5 часов вечера. Гулять по усадьбе можно допоздна. Здесь очень большой парк.

Уже зацвел гусиный лук (или гейджия). Это луковичное растение, родственник тюльпанов.

Главное здание усадьбы сейчас реконструируется. Но надеемся, что в 2014 году оно предстанет во всей красе.

Расцвет усадьбы связан с именем князя Петра Вяземского. Усадьба была приобретена его отцом Андреем Вяземским именно в честь рождения сына. Говорят, что князю очень понравилась старинная липовая аллея. При Петре Вяземском в имении гостил весь культурный бомонд того времени: Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь. С именем великого поэта связан забавный анекдот, будто бы князь решил назвать усадьбу первым словом, которое произнесет собиравшийся приехать к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил Александра Сергеевича, что делать с его саквояжем. «Оставь его», - ответил поэт. Так и появилось название «Остафьево».

Табличка у пруда рассказала нам, что пруд — это важный элемент усадьбы. Остафьевский пруд образован плотиной на реке Любуче. Говорят, что здесь водится щука, окунь и лещ. Еще говорят, что охрана пруда гоняет рыбаков, потому что им самим рыбы мало, наверное
Но пруд и в самом деле красив.

Карамзин, автор «Истории государства Российского», приходился родственником Вяземским и долгое время жил здесь. Именно в Остафьево он и написал свой эпохальный труд. Этот дуб был посажен 150 лет назад в честь историка.

В здании усадьбы действует музей и кафе. Оба заведения работают до 17 часов, а мы приехали сюда почти к закрытию. Поэтому мы выбрали кафе, решив посмотреть музей в следующий раз. В кафе есть детский уголок.

Интерьер тут довольно неплох, если сравнивать его с кафе в Ершово или Архангельском.
Цены обычные для кафе. Еду готовят здесь же. Мы брали котлеты и отварные овощи, нам понравилось.

Перекусив и отдохнув, продолжим осмотр с новыми силами. Петр Вяземский писал о усадьбе:

Серебряная ночь взошла на небеса.
Всё полно тишины, сиянья и прохлады.
Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;

Это первый памятник книге, который я увидел за свою жизнь. Карамзин написал в Остафьево восемь томов своего труда.

Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни, не мало и грустили, там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…

Весна 2013 года выдалась поздняя. Только в апреле природа, наконец, начала оживать.

Зацвела купальница.

Левый флигель. Архитектор усадьбы не известен.

Марсово поле. Одна из «затей» в усадьбе. Поляна была создана в честь победы в войне 1812 года.

Другой затеей была роща кенокс. Подобные рощи известны еще в Древнем Риме. Посаженные и подстриженные определенным образом деревья обеспечивают видимость по всем диагоналям. Роща восстановлена в 2004 году.

Ротонда. Табличка рядом с ротондой проинформировала нас, что беседка «Храм Аполлона» воссоздана в 2012 году. И на это ушли годы научных изысканий и более 10 миллионов рублей.

Куда точно ушло более 10 млн рублей мы сказать не можем, но не простояв и года ротонда начала разрушаться.

Горбатый мостик. Он стоял на этом месте с 1805 года. К 1950-м годам, когда в усадьбе располагался дом отдыха, мостик был разрушен и был воссоздан в 1999 году.

Полюбуемся еще немного на весеннуюю природу.

Напоследок предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик с панорамой усадьбы.

Отправляемся по домам. Когда я делал этот кадр, охранник вышел из своей будки и спросил: «Что же тут такого интересного? Вы уже второй эту стену фотографируете. Пойду тоже погляжу». Весна! Даже в стороже проснулось любопытство, главное сделать первый шаг, и сразу откроется много новых и интересных мест вокруг.

Справочная информация

  1. Центр (55°30’32″N — 37°33’48″E)
  2. Новостройки (55°30’11″N — 37°33’24″E)
  3. «Кошкин дом» (55°30’47″N — 37°33’18″E)
  4. Место в Новокурьяново откуда надо идти пешком к ЖД кольцу (55°31′01.4″N — 37°33′13.5″E)
  5. Остафьево (55°29’41″N — 37°30’10″E)

Сколько потратить времени: целый день.
Дети: в центре, новостройки и у храма в Остафьево есть детские площадки. Блюда в кафе усадьбы подходят для детей.
Бюджет: вход в усадьбу стоит 20 рублей, музей — 100 рулей, поесть в кафе — от 200 рублей на человека.
Как добраться: 6 километров от МКАД по Варшавскому шоссе или электричкой с Курского вокзала до станции Щербинка. До Остафьево из Щербинки ходят автобусы.

Флаг Щербинка

Герб Щербинка

Страна Россия
Субъект федерации Московская область
Городской округ Щербинка
Площадь 7,53 км²
Часовой пояс UTC+4
Население ▲ 32 331 человек (2010)
Официальный сайт http://scherbinka-mo.ru
Город с 1975
Почтовый индекс 142171, 142172
Автомобильный код 50, 90, 150, 190
Телефонный код +7 4967
Глава города Щербинки Щепетев Эдуард Николаевич (временно исполняющий обязанности)
Код ОКАТО 46 489
Первое упоминание XIV век
Координаты Координаты: 55°30′00″ с. ш. 37°34′00″ в. д. / 55.5° с. ш. 37.566667° в. д. (G) (O) (Я)55°30′00″ с. ш. 37°34′00″ в. д. / 55.5° с. ш. 37.566667° в. д. (G) (O) (Я)

Щербинка - город Московской области России ; единственный населённый пункт муниципального образования «Городской округ Щербинка».

Население - 32,3 тыс. жителей (2010).

Расположен на Варшавском шоссе. Железнодорожная станция Щербинка на линии Москва - Курск . На севере граничит с районом Южное Бутово в составе Москвы, с других сторон окружён территорией Ленинского района Московской области. В 1 км к югу также расположен город Подольск .

Население

Экономика

Основные предприятия: Щербинский лифтостроительный завод, заводы электроплавленных огнеупоров, металлоконструкций, художественных промыслов и сувениров, авиационного технологического оборудования, завод защитных покрытий, Научно-технический центр «Бакор». Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, ФГУП «Щербинская типография». Рядом с городом находится аэропорт Остафьево.

Большая часть населения работает в Москве и Подольске.

Телефонные номера

Код города, порядок набора: +7-496-7-Номер телефона.

Если в номере абонента меньше 7 цифр, то после кода города перед номером абонента набираются цифры «5» до десятизначного номера.

Также в городе имеются телефоны в московском городском коде +7-495, +7-499.

Достопримечательности

  • В окрестностях - Государственный музей-усадьба Остафьево
  • Храм св. Елизаветы

История

Щербинка известна с XIV века как деревня. Пристанционный посёлок с конца XIX века. В 1939 году Щербинка стала рабочим посёлком. Статус города с 1975 года, города областного подчинения - с 1992 года.

В 2004 году в состав города был включён посёлок Гарнизона «Остафьево».

С 2005 года образован одноимённый городской округ.

19 августа 2011 год некоторые СМИ заявили, что в состав Москвы в ходе её расширения всё-таки планируется включить город Щербинку, которую ранее предполагалось оставить Московской области.

Городской округ Щербинка

В ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, вступил в силу 1 января 2006 года) в Московской области были созданы муниципальные образования. В 2005 году был сформирован в городской округ Щербинка, в состав которого вошёл 1 населённый пункт - город Щербинка.

Географические данные

Площадь территории городского округа - 753 га.

Муниципальное образование граничит:

  • с районом Южное Бутово ЮЗАО города Москвы (на севере),
  • с Ленинским муниципальным районом Московской области (на западе, на юге и востоке с тонкой полоской, соединяющей две части Ленинского муниципального района).

Органы власти

Структуру органов местного самоуправления города являются:

  • Администрация города Щербинки - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Главой администрации является глава города Щербинки.
  • Глава города Щербинки - глава муниципального образования, который избирается гражданами городского округа на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
  • Совет депутатов города Щербинки - представительный орган местного самоуправления. В его состав входят 20 депутатов, избираемых в 5 многомандатных избирательных округах сроком на 5 лет

В 2000 году Главой города был избран Сергей Анатольевич Дубинин, в 2004 году 60 % жителей вновь поддержали его на выборах Главы города Щербинки. 4 августа 2009 года Подольский городской суд отстранил его от занимаемой должности в связи с многочисленными нарушениями. 11 мая 2011 года Сергею Дубинину был вынесен приговор: об был признан виновным в превышении должностных полномочий и осуждён на 2 году условно. Исполняющим обязанности главы города Щербинки с конца мая 2011 года являлся Тупикин Николай Николаевич.

С 1 июля 2011 года исполняющим обязанности главы города Щербинки является Щепетев Эдуард Николаевич.

Транспорт

С Москвой город связывают микроавтобусы 729, 760, 761, 548, 422, 885 (станция метро «Бульвар Дмитрия Донского»), а также транзитные автобусы из Подольска 406, 407, 417, 462, 507, 516, 520 и из Москвы 108, 249, 737, 835, 848, 858.

Также в городе находится ж/д станция Щербинка Курской железной дороги.

К 2018 году планируется довести до города Бутовскую линию лёгкого метро.

Помимо вышеперечисленного в Щербинке есть своя сеть такси под названием «Такси Эконом».

Образование

В городе действуют 5 детских садов, 5 средних школ, детско-юношеский центр, детско-юношеская спортивная школа, школа искусств. В октябре 1999 года открыт Московский областной филиал ВЭГУ (Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права).


Наконец, последняя исправленная версия герба Щербинки утверждена 20 октября 2004 года Решением №369/104 Совета депутатов города . Описание герба:

"В лазоревом поле золотая сквозная арка, мурованная серебром, имеющая по внешней стороне закруглённого верха стенозубчатый серебряный край; вверх и в стороны из-за арки расходится золотое сияние в виде тонких вписанных лучей. Внутри арки серебряное кольцо, соединённое с опорой того же металла, внизу вписанной в кольцо, вверху - накрывающей край кольца. В вольной части - герб Московской области"

3.2. Территориальная принадлежность города Щербинки к территории Московской области показана включением в герб города Щербинки вольной части - четырехугольника, примыкающего изнутри к верхнему краю щита с воспроизведенными в нем фигурами герба Московской области.
3.3. Герб города Щербинки может воспроизводиться в двух равнодоступных версиях: без вольной части; с вольной частью - четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю щита герба города Щербинки с воспроизведенными в нем фигурами герба Московской области.
3.4. Обоснование символики герба города Щербинки:
В гербе города языком геральдических символов отражены старейшие, градообразующие предприятия и основные виды деятельности населения:
- кольцо, соединенное с опорой, в форме железнодорожного рельса символизирует Экспериментальное кольцо Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта;
- сквозная кирпичная арка (печь) - Щербинский завод электроплавленных огнеупоров и расположенное на территории города предприятие Подольскогнеупор;
- стенозубчатый край (шестерня) - Щербинский лифтостроительный завод.
Сияние в виде лучей символизирует жизнь и молодость.
Лазурь (синий, голубой) - символ чести искренности и добродетели, в гербе города Щербинки также символизирует аэропорт и входящий в состав города гарнизон Остафьево.
Золото - символ прочности и силы, справедливости и самостоятельности.
Серебро - символ чистоты и откровенности.
3.5. Авторская группа:
Идея герба: Назаров М.В (город Щербинка);
Обоснование символики: Назаров М.В. и Яшин В.Г.(город Щербинка);
Геральдическая доработка: Моченов К.Ф. (город Химки), Агафонов О.В. (город Москва);
Компьютерный дизайн: Назаров М.В. Картушин Е.В.(город Щербинка).

Герб внесён в Государственный геральдический регистр под №1748.

Материалы книги К.Ф.Мочёнова и Ю.В.Коржика "Гербы современной России", 2005

После присоединения Щербинки к Москве Решением Совета депутатов городского округа Щербинка в городе Москве от 1 декабря 2014 года № 196/22 "О гербе и флаге муниципального образования "городской округ Щербинка в городе Москве" ранее утвержденные герб и флаг городского округа Щербинка Московской области были установлены в качестве официальных символов городского округа Щербинки в городе Москве. Утверждены также Положения о гербе и флаге. Описание герба не изменилось, но удалено упоминание герба Московской области в крыже:

"3.1. Геральдическое описание герба городского округа Щербинка гласит:
"В лазоревом (синем, голубом) поле сквозная золотая арка, мурованная серебром, имеющая по внешней стороне закругленного верха стенозубчатый серебряный край; вверх и в стороны из-за арки расходится золотое сияние в виде тонких вписанных лучей. Внутри арки серебряное кольцо, соединенное с опорой того же металла, внизу вписанной в кольцо, вверху накрывающий край кольца".

Решением Совета депутатов ГО Щербинка в городе Москве от 6 декабря 2018 года № 41/7 "Об официальных символах (гербе и флаге) ГО Щербинка в городе Москве" был определено считать символами ГО Щербинка уже существующие символы МО "город Щербинка" Московской области (2014 г.). Документы о символах Щербинки 2014 и 2014 годов отменены.

По информации В. Пермякова

Поселение Щербинка входит в состав Новомосковского административного округа Москвы. До 1 июля 2012 года Щербинка имела статус города областного подчинения, а затем, в ходе реализации проекта по расширению города, населенный пункт был включен в состав Москвы. Общая площадь поселения Щербинка составляет 753 гектара. Поселение располагается в восточной части Новомосковского административного округа.

Рядом с поселением проходит Варшавское шоссе. Также имеется железнодорожная станция Щербинка на линии Москва - Курск. Щербинка имеет общие границы с Южным Бутово и поселением Воскресенское. Всего в одном километре от Щербинки находится город Подольск.

Самыми значительными предприятиями, функционирующими на территории поселения, являются Щербинский лифтостроительный завод, заводы электроплавленных огнеупоров, металлоконструкций, художественных промыслов и сувениров, авиационного технологического оборудования, завод защитных покрытий, Научно-технический центр «Бакор». Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, ФГУП Щербинская типография. В непосредственной близости от Щербинки располагается аэропорт Остафьево.

Герб поселения Щербинки представляет собой щит московской формы. В голубом поле герба, окантованном золотом, от центра к периферии располагаются следующие стилизованные изображения: среза железнодорожного рельса в кольце - серебряного, белого цвета, чаша стекловаренной печи - золотого, желтого цвета с серебряной, белой рустовкой, серебряная шестерня, а также золотые солнечные лучи, между которыми проходят светло-голубые лучи.

Предметы, изображенные на гербе поселения Щербинка, символизируют важные градообразующие предприятия. Торец среза железнодорожного рельса внутри кольца является символом Экспериментального кольца ВНИИЖТ.

Чаша стекловаренной печи указывает на Щербинский завод электроплавленных огнеупоров и предприятие Подольскогнеупор, которые функционируют в Щербинке. Кирпичная кладка олицетворяет широкомасштабное строительства в городе. Изображение шестерни напоминает о Щербинском лифтостроительном заводе. Синий фон символизирует небо и аэропорт гарнизона Остафьево, который также располагается на территории поселения. Лучи восходящего солнца - это символ основания Щербинки и молодости поселения.