Как другому называется аксиологический подход. Тема «Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Педагогические задачи аксиологии


Как и любая наука, педагогика состоит из практической и теоретической части, и время от времени диссонанс между ними может проявляться слишком остро.

Определение аксиологического подхода

Для решения этой проблемы понадобился мост, который бы позволил теории и практике взаимодействовать между собой.

Такой точкой пересечения стала аксиология. Аксиологический подход в педагогике иногда называют ценностным, то есть задающим систему ориентиров и ценностей.

Приоритетная задача педагогики – удовлетворение социальных потребностей за счет интеллектуальной деятельности и процесса познания. Аксиология – один из механизмов достижения этих целей.

Педагогические задачи аксиологии

При внимательном изучении вопроса становится очевидным, что гуманистический характер педагогики основан на аксиологии. В качестве высшего ценностного ориентира был выбран человек, который стал также и целью общественного развития. Аксиология связывает все звенья в этой системе и, таким образом, служит методологией современной педагогики.

Основной принцип аксиологии можно сформулировать следующим образом: в основе всего лежит детерминированность, все явления жизни взаимосвязаны между собой; исходя из этого положения, каждый индивидуум связан с социумом, и важно видеть эти общие черты и закономерности.

Аксиологической базой образования должен стать гуманизм. Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования.

Кроме того, можно выделить конкретные преимущества такой аксиологической установки:

1) появление метода оценивания набранного педагогического опыта, ранее использованных методов и приемов учебно-воспитательной работы;

2) отказ от «обезличенности» образования в пользу овладения навыками, способствующими индивидуальному личностному и профессиональному росту;

3) смена целей образования: информация и навыки как главный ориентир образования не соответствует аксиологии гуманистического образования. Главный ее недостаток с точки зрения гуманизма – неадаптированность к человеческой природе. Важно понимать, что человек воспринимает информацию одновременно с навыками, которые помогают ему социализироваться. Поэтому процессы воспитания и обучения должны идти параллельно.

Традиционные программы не имеют четкой системы воспитания. Лишение образования функции культурного воспитания отрицательно повлияло в свою очередь и на развитие трудовой деятельности, поэтому гуманизм призывает обратить внимание на нравственно-эстетический аспект учебной работы;

4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними.

Таким образом, гуманизация образования предлагает избавиться на ранних этапах от всех тормозов, которые сдерживают развитие отдельных личностей, а вместе с тем и всего общества. Вместе с тем это и переустановка философских ориентиров. Антропоцентризм в сфере образования необходим для того, чтобы вернуть ему функцию воспитания в человеке нравственных качеств и мировоззренческих установок. Гуманизм в педагогике стремится к гармонии именно в этических и нравственных областях.

Аксиологический подход присущ гуманистической пед-ке, где человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентации опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает ценности:



1) связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.);

2) удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.);

3) ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.);

4) позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.);

5) дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др.).

В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить:

1) ценности-цели - концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.

2) ценности-средства - концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.

3) ценности-отношения - личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности.

4) ценности-качества - связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности.

5) ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отношения, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению.

6) ценности-знания - теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.

Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивациоино-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.

From the standpoint of the competence approach the author considers the problem ofprofessional activity and formation of competence model of a university teacher, objectives and structure of the competence model in the training of university teachers.

Key words: competence, competence professional competence of a lecturer, pedagogical competence of a lecturer at higher educational establishment, forming competence of a lecturer at technical higher establishment, system of lecturers" advanced training. Educational.

Maleta Svetlana Valerievna, аssistant, E-mail: maleta [email protected], Russia, Tula, Tula State University

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

С.И. Маслов, Т.А. Маслова

Раскрывается понятие «педагогическая аксиология», обозначаются предмет и задачи педагогической аксиологии, показано значение ценностно-смысловых компетенций в характере реализации способов педагогической деятельности, даются характеристика и классификация ценностей важных в педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, инновационная

деятельность, проблема критериев, педагогическая деятельность, интериоризация ценностей.

Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

Решению проблемы преодоления культурного кризиса и развития ценностной сферы человека способствует становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений.

Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние

формируются на основе различения человеком добра и зла, истины и заблуждений, красивого и безобразного и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу образования человека. Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и воспитанники), содержание и процесс образования, разнообразные формы, методы и средства воспитания. В целом проблема критериев ценности явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных теоретических исследованиях.

Предметом педагогической аксиологии являются ценности:

1. Научно педагогического исследования. Результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретно-научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

2. Инновационной деятельности. Если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, то его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значения новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

3. Педагогических явлений. Педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество - это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует, в конечном счете, их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это

принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

4. Конкретных ценностей необходимых для формирования у субъектов образовательного процесса.

Приоритетными задачами педагогической аксиологии В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

Анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

Определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

Разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

Проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений .

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках наставника, правильно ориентированного в аксиологическом отношении. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.

Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер взаимодействия учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические

ценности не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

По утверждению В. А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями возможно только в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их интериоризации, уровень которой служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации. Взяв за основу профессиональную деятельность специалиста, И.Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей преподавателя:

1. Ценности-цели - ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

2. Ценности-средства - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности.

3. Ценности-отношения - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности.

4. Ценности-знания - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности.

5. Ценности-качества - ценности, раскрывающие значение и смысл

качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных

индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессиональнопедагогической деятельности, проявляющихся в специальных

способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др. .

Представленная классификация позволяет наиболее полно систематизировать профессиональные ценности современного педагога. Однако необходимо отметить условный характер классификации, многосторонность и взаимообусловленность выделенных групп ценностей.

Е.Н. Шиянов выделяет следующие ценности: ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением; ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами.

Мы попытались всю обобщенную номенклатуру профессионально педагогических ценностей классифицировать исходя из значимости их в профессиональном становлении учителя.

Для студентов педагогического вуза наиболее значимыми являются следующие ценности:

Гуманистические ценности педагогической деятельности:

Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.

Детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность. Детский психолог А. Запорожец предупреждал о неразумной торопливости и искусственном форсировании детского развития. Напротив, он заботился об обогащении каждого периода возрастного развития.

Уникальность и индивидуальность личности. Это - чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста (В. В. Давыдов, В. А. Коротов, Н. Д. Никандров, А. В. Мудрик,

Ю. Б. Орлов, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская). Но это возможно лишь при условии, что личностное развитие ребенка входит в систему профессиональных ценностных ориентаций учителя, и, в свою очередь, во многом будет определяться теми критериями оценки труда педагога, системой ценностных ориентации, принятых в педагогическом коллективе.

Самореализация ученика. Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации. Недостаточность осознания учителем того, что его самореализация получает смысл лишь через развитие у учащихся способности к творческой самореализации, приводит и к результатам педагогической деятельности, неадекватным по критерию развития у детей познавательного, этического, аксиологического, праксеологического отношений, образующих содержание творческой самореализации.

Профессионально-нравственные ценности:

Добро - это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания.

Сострадание - это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.

Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира.

Мир - согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.

Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Профессиональный долг - это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг - выступающее в

качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.

Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода - два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. «Нельзя до конца перевести опыт веры на язык понятий»,- отмечал еще Григорий Богослов. Ее концентрированное, тысячелетиями отшлифованное выражение религии. Культура как коллективная память призвана хранить и ретранслировать это богатство, все его своеобразие и поливариантность.

Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д. Человек может иметь доверие к жизни, доверие ко Всевышнему, к другим людям, к своей собственной судьбе. Человек имеет чувство, что все склонны помогать ему, делать то, чего бы он хотел.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовнонравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию

и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Обязательность - это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.

Профессиональная честь и достоинство в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

Ценность творческой самореализации:

Совершенствование профессионально-творческих способностей -совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Сюда относятся: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.

Постоянное самосовершенствование учителя - самостоятельная интегративная деятельность, сформировавшаяся под влиянием социальнопедагогических требований к деятельности и личности учителя, его субъектной активности и целенаправленного процесса по самоизменению. Её исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.

Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностью постоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.

Интеллектуальные ценности:

Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Профессиональные знания - проверенный общественно-

исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Теория - система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Творчество - процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.

Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.

Социальные ценности:

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии.

Профессионально-педагогическая корпоративность.

Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.

Соборность. Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Традиции. В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных

смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.

Традиция устойчива, стабильна и поэтому она может помочь в решении сложных проблем воспитания. Согласно концепции Л.С. Выготского, психологическая роль традиций заключается в культурноисторическом развитии психологии личности. Они структурируют и стабилизируют жизнь, не сопровождают его жизнедеятельность излишним и постоянным психическим напряжением, а входят естественным путем, наполняя собой без специальных усилий с их стороны.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.

Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.

Эстетические ценности:

Красота - «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова.

В.П. Тугаринов определяет красоту как «сторону любой деятельности, которая доставляет нам духовную радость, удовольствие, наслаждение, хотя и не преследует специально этой цели.

По мнению русского философа В.Соловьева, красота необходима для исполнения добра в материальном мире, и именно только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира.

Гармония - согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.

Можно утверждать, что ценности способны менять отношение к формам действия, освобождать их из-под власти конкретной ситуации. Ценности как феномен идеального обладают энергетической активностью и «существуют» в деятельности. Иначе говоря, идеальные образы реализуются в деятельности. И потому новые педагогические и управленческие технологии - это, прежде всего, принятие нового взгляда на ребенка (на человека), на смысл образования. Все остальное - лишь имитация нововведений в образовании. «Ценностные ориентации» также не имеют однозначной трактовки и рассматриваются как сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него, как форма существования ценностей.

В заключение подчеркнем, что потребность в педагогической аксиологии назрела, и ее разработка как части педагогической инноватики сейчас необходима.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к

воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //

Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. С.77-78.

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected] Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского.

Маслова Татьяна Александровна, ст.преподаватель, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

AXIOLOGICAL APPROACH PEDAGOGICS

S.I. Maslov, T.A. Maslova

In the article the concept of "pedagogical axiology", indicated the subject and pedagogical problems of axiology, shows the importance of value and meaning of competence in the nature of the methods of teaching, and describes the classification of values important in teaching.

Key words: pedagogical axiology, value, innovation, problem criteria, educational activities, internalization of values.

Maslov Sergei Ilyich, doctor of pedagogical science, professor, manager of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im. K.E. Tsiolkovskogo.

Maslova Tatiana Aliksandrovna , senior lecturer, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im. K.E. Tsiolkovskogo

Сущность аксиологического подхода

Педагогическое научное познание осуществляется одновременно из-за любви к истине и с целью полностью удовлетворить социальные потребности.

Определение 1

Механизмом, связывающим практический и познавательный подходы, выступает аксиологический подход или как его еще называют ценностный.

Это мост между теорией и практикой педагогики.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход органично сочетается с гуманистической направленностью педагогики. Это обусловлено тем, что человек рассматривается в педагогической науке в качестве высшей общественной ценности и самоцели самого общественного развития. Соответственно аксиологию можно рассматривать как основу новой философии образования и методологии современной педагогики.

Основой асиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство - это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.

Философия образования , ориентированная на гуманизм является стратегической программой качественного обновления всех ступеней образовательного процесса. Разработка философии в данном направлении позволяет установить параметры оценки работы образовательных учреждений и концепций, педагогического опыта, ошибок, достижений. Гуманизация предполагает реализацию новой направленности образования, которая связана не с подготовкой квалифицированных «обезличенных» кадров, а с достижением эффективности в сфере общего и профессионального развития личности.

Замечание 1

Гуманизация образования в корне изменяет традиционные представления о его цели, которая заключается в систематизации знаний, умений, навыков. Следует отметить, что данная цель образования послужила основной причиной его дегуманизации, проявившаяся в разделении искусственным способом воспитания и обучения. Из-за идеологизации учебных программ и пособий воспитательное значение знаний приняло размытый вид. Образование как транслятор общечеловеческой, национальной культуры не состоялось. Отчасти дискредитировано и трудовое воспитание, так как оно было лишено нравственно-эстетической составляющей.

Долгое время в системе образования все усилия были направлены на приспособление воспитанников к сложным жизненным обстоятельствам, на примирение с мифическими неизбежными трудностями. При этом образование не учило гуманизировать саму жизнь, менять ее в соответствии с законами красоты. Сегодня понятно, что содержание и характер направленности человеческой личности определяют эффективность решений социальных, экономических проблем, безопасность и существование человечества.

Идея гуманизации образования, которая является следствием применения в педагогике аксиологического подхода, имеет огромное социально-политическое и философско-антропологическое значение. От решения данной задачи зависит конечная стратегия общественного движения, тормозящая развитие человеческой цивилизации или способствующая ему. Современное образование способно внести большой вклад в формирование ценных с социальной точки зрения мировоззренческих, нравственных качеств и сущностных сил человека, необходимых в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на создание экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

Сущность аксиологического подхода. Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Однако научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного Удовлетворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой.

Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П.Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, ос таются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир-это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Сложности современного периода развития общества не являются основанием переноса осуществления гуманистических идеалов «на потом», на отдаленную перспективу. Нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижения которого сами по себе обеспечивали бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал в человеке. В противном случае не имеет смысла вести речь о прогрессе человечества.

Аксиологические принципы. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения. Мы уже говорили о том, что смежные с педагогикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим, взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в практику аксиологи-ческих (ценностных) принципов.

К числу аксиологических принципов относятся:

    равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

    равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

    равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Педагогическая аксиология. Понимание ценностных характеристик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. К примеру, основой ориентации личности в обществе вы ступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно- развивающие.

Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие - основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.