Географическое образование в школе в россии и беларуси.  Географическое образование Географическое образование в школе

Проект образовательного стандарта – ж. «География в школе» №6, 1993 – основной документ, регламентирующий содержание и структуру курса школьной географии.

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физ. география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии.

При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы.

Структура курса:

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Основное направление совершенствования курса школьной географии- усиление научности и обеспечение доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного потенциала. (См. материалы курса «Научные основы школьной географии»).

Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин.

В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения).

В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств.

Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

образовательные

воспитательные

развивающие

Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования,

Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем,

Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию.

Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны.

Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути.

Эстетическое воспитание.

Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей.

Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Современное обучение ориентировано на ученика, поэтому в практике широко используются технологии дифференцированного обучения, элементы программированного, проблемного, индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение.

Хороший специалист-географ сегодня чрезвычайно востребован рынком труда.

Крупные геофаки делятся на 4 направления, которые связаны между собой только в науке, практическими своими сферами деятельности расходясь очень сильно: общественная (социально-экономическая) география, физическая география, гидрометеорология и картография. Это совершенно разные пути дальше в жизни.

Общественная география - огромный и очень интересный мир. В зависимости от узкой специализации географы работают в стратегических, транспортных и маркетинговых подразделениях промышленных компаний и банков (географы-промышленники и транспортники), консалтинговых компаниях и экономических подразделениях органов власти (география инвестиций, региональный анализ и региональная политика), градостроительстве и урбанистике (география городов, культурная география), внешней и внутренней политики, агро-промышленном комплексе, сфере туризма и множестве других отраслей. Экономико-географ отличается тем, что помимо знания отрасли (экономики/социологии/политологии и т.д.) и владения математическими и полевыми методами исследования обладает навыками территориального синтеза - способностью увидеть в происходящих в конкретном месте процессах проявления универсальных закономерностей и местной специфики.

Физическая география - это прямой пути в самые разные экологические проекты, охрану среды, оценки воздействия производств, инженерных изысканиях при проектировании и строительстве крупных объектов, а также работу в сфере сохранения наследия, в том числе в заповедниках и национальных парках. Физико-географ хорошо разбирается в ботанике, почвоведении, механике грунтов и геологии, геохимии, полжизни проводит в поле, а вторую половину - в обработке полевых результатов и анализе космических снимков.

Картография - это огромный и растущий рынок он-лайн картографических сервисов, навигационных систем, картографической поддержки различных изысканий, и, в особенности, создания геоинформационных систем. Картографы также занимаются технологиями зондирования Земли из космоса. Подготовка и работа современного картографа связана в первую очередь с информатикой, математическим моделированием, дизайном карт.

Гидрометеорология - специальная область исследований, связанная с изучением атмосферы, вод суши и океанов. Все эти области высоко математизированы и связаны скорее с изучением физики, математики и информатики. Гидрологи нужны для проведения гидротехнических изысканий для проектирования промышленных объектов, предупреждения опасных явлений, создания мелиоративных систем и т.п. Метеорологи и климатологи занимаются прогнозированием погоды, изучением процессов глобальных изменений климата, прогнозированием опасных атмосферных явлений. Океанологи изучают процессы, происходящие в морях и океане: течения, волны, температуру и соленость, взаимодействие океана и атмосферы, ресурсы океана и возможности их использования.

Дополняя ответ Руслана:

Я знаю, что в МГУ и СПБГУ образование достаточно сильное и фундаментальное. Это наследство от советского образования, когда на выходе из школы каждый человек имел как минимум географическую картину мира. Сейчас же меня в Британии несколько раз спросили действительно ли существует такая страна - Казакстан? Они думали, что ее выдумали в кино для антуража. Спрашивали в приличных заведениях на ресепшене и в банке.

В общем, в МГУ на 1 курсе учат всему понемногу, далее студент делает свой выбор на конкретное направление. Собственно, отвечая на вопрос, перспективно ли это, я скажу, что да. Тебе дают знания, есть все условия для роста, дальше все зависит только от человека. Есть самые разные примеры, чего добились выпускники (например, Слипенчук - местная знаменитость). Эти знания кажутся никому ненужными или устаревшими, но они дают полное комплексное понимание того как устроен мир. Это качество сильно ценится практически во всех сферах занятости.

Ответить

Известными вне географии стали, вообще говоря, многие. Приведу только несколько общественников:
Дмитрий Орешкин - известный политолог и специалист по электоральной географии
Алексей Новиков - декан Высшей школы урбанистики ВШЭ, а ранее - директор российского Thomson Reuters и Standard & Poor"s
Леонид Смирнягин - специалист по федерализму и политической географии, член Президентского совета при Б.Н. Ельцине
Наталья Зубаревич - ведущий специалист по экономике и политике российских регионов
Райр Симонян - глава банков Morgan Stanley и UBS в России
Евгений Гонтмахер - замдиректора ИМЭМО
Жанна Зайончковская - один из ведущих специалистов в области демографии и изучения миграций
Юрий Веденин - директор Института природного и культурного наследия
Светлана Миронюк - директор и главный редактор РИА Новости
и многие другие.

Ответить

Прокомментировать

Географическое образование дает достаточно широкий спектр возможностей. Географ - по своей природе универсальный специалист, может пригодиться совершенно в разных сферах от строительства и проектирования всего, чего только можно придумать, до применения навыков в экономике и политике. Я работаю 10 лет в кино, но заканчивала географический факультет, и ни разу об этом не пожалела, потому что высшее образование - это не только профессиональные навыки, но главным образом способ мышления, а география очень здорово структурирует мозги, приучает системно мыслить, анализировать, смотреть на все явления очень широко.

Как известно, география делится на физическую и экономическую, это совершенно разные науки, физгеографы - это гидрологи, гляциологи, метеорологи, геоморфологи, океанологи и другие специалисты, без которых невозможна никакая экологическая экспертиза. При строительстве мостов, зданий, прокладке дорог, трубопроводов нужна оценка специалиста. Иначе, когда случатся оползни, ливневые дожди, река изменит русло... могут быть необратимые последствия.

Картография сейчас развивается, благодаря спутниковой навигации, но все эти яндекс-карты, гугл-космические снимки нужно сшивать, обрабатывать и обслуживать эти системы. Множество разработок полезных ископаемых, лесное хозяйство, сельское хозяйство (которого у нас почти не осталось) базируется на географии.

В экономической географии очень перспективная тема - география городов, брендинг городов, городское планирование - это тоже по большей части зона ответственности географов. Политическая, электоральная география - прогноз и оценка результатов выборов, политического состояния регионов - очень перспективная и крайне интересная сфера. В любой отрасли экономики лучшим будет тот специалист, кто понимает географию, география - это опыт и хорошая интуиция в любой сфере, где подразумевается какая-то логистика. Социология без географии просто никуда. Любой опрос общественного мнения потому что напрямую связан с конкретными условиями конкретного места. И хорошо бы, проводя любой опрос, это понимать и учитывать.

Вообще, это только 1% возможностей, разумеется, все зависит от интересов конкретного человека. Следует только понимать, что географ - человек, который предпочитает судить о мире по собственным впечатлениям и исследованиям, поэтому геофак любого вуза - это полевой факультет, и поле деятельности географа обязательно связана с перемещениями по миру (иногда не в очень комфортных условиях).

В кинопроизводстве и околокиношной сфере, кстати, тоже географы очень хорошо приживаются, организация съемок на натуре - своего рода полевая работа с людьми и приборами.

Наверное, все уже слышали новость об введении обязательном ЕГЭ по географии. Также было много выступлений президента В. В. Путина на различных форумах, где он открыто выражал поддержку географии и рассказывал о её перспективах. Так что получать географическое образование имеет смысл. Однако, стоит задуматься о каком направлении идёт речь. Есть педагогическое направление (педагогическое образование) и география (экономическая география,социальная география, физическая географы, геоэкология, картография, геодезия, гидрология, гидрометеорология, палегеография, палеолимнология, климатология, геоморфология, историческая геоморфология, экология, ландшафтоведение и это далеко не весь перечень специальностей). Стоит иметь ввиду, что педагогическое образование на данный момент существенно отстаёт в своём развитии, старые стандарты не говоря уже о методах преподавания и отсутствия полевого исследования в учебном плане и возможности провести исследования в школе. Поэтому если хотите быть учителем географии, то стоит подумать и очень хорошо подумать. Учителей географии, которые ещё и по полевым исследованиям ездят, школы, сотрудничающие с РАН, с РГО по пальцам пересчитать можно. И не думайте, что если вам попалась элитная школа, лучшая в районе, в провинциальном городе, то вам дадут хоть какие-то перспективы работать так, как вы хотите. Вполне возможно, что в этой самой "элитной" школе и будете сидеть, как в болоте и ненавидеть университетские годы, потраченные на изучение этой самой настоящей перспективной науки.

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

География

Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.

В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников

Пути повышения качества географического образования

Сегодня в числе актуальных решений - увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник» , отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно - выход в так называемую «зеленую школу».

«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», - рассказывает Виктор Дронов.

Реализация системно-деятельностного подхода

Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии - применять полученные навыки в жизни.

Роль электронных форм учебников в географическом образовании

Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.

Экология как самостоятельный предмет

По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии - учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры - ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Суть концепции географического образования

Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 378; 91:372.8

ГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© 2010 Алиев Ш.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются роль и значение географической науки и географического образования в развитии государства, общества и личности.

The author of the article discusses the role and the importance of geographical science and geography education in the development of the state, the society and personality.

Ключевые слова: власть, география, географическое общество, наука, образование.

Keywords: power, Geography, Geographical Society, science, education.

Русское географическое общество - старейшая научно-общественная организация, которая была основана в 1845 году высочайшим повелением императора Николая I. Впоследствии оно всегда играло важную роль в решении важнейших задач, встававших перед российским государством. Долгое время (с 1845 по 1917 гг.) Русское географическое общество носило звание Императорского. Сейчас оно снова переживает подъем своего

значения и престижа как чрезвычайно важная для государства Российского общественная структура. В 2009 году новым президентом Русского географического общества (РГО) был избран Сергей Шойгу, а председателем попечительского совета стал премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин.

География раскрывала свой потенциал и способствовала решению сложнейших проблем, возникающих перед страной в очень сложные для нее годы. Так было в периоды освоения Сибири и Дальнего Востока, индустриализации, во время Великой Отечественной войны. Ее вклад ощутим практически во всех сферах жизни нашего государства.

Сейчас, накануне 65-летия Победы, мы должны прямо сказать, что географы своими исследованиями внесли огромный вклад в победу над врагом. За годы войны было составлено и издано до 1 млрд оттисков-карт. В эти годы по инициативе географов были созданы военно-геологические отряды. Гидрологи обеспечивали военных сведениями о реках, водоемах и озерах, сроках их замерзания и вскрытия. Эти и многие другие данные использовались для выбора и осуществления важнейших военных операций. Неоценимыми были сведения метеорологов. В войсках потребность в знаниях географического характера была очень высока. Штабам всех уровней необходимо было всесторонне изучать территории, на которых предстояло действовать.

Вице-президент Академии наук СССР, председатель комиссии по геологогеографическому обслуживанию Красной Армии академик А. Е. Ферсман подчеркивал, что война заставила коренным образом изменить те оценки, которые имели разные науки. В числе первых он назвал географию, которая раньше считалась, прежде всего, описательной наукой. Во второй мировой войне она вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. Далее он отмечает, что «.. .география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком» .

В период кардинальных социально-экономических перемен, произошедших после распада СССР, роль географии несправедливо и неоправданно была занижена. Потенциал географической науки оказался не востребован, а географическое образование - весьма жестко ущемлено. К примеру, важнейшие аспекты экономической и социальной географии, которые гуманитарная география вырабатывала веками, сейчас преподаются в вузах как чисто экономические специальности. То же самое можно сказать о политической географии, в последние годы «прихватизированной» политологами. Между тем значение географии, географических исследований и географического образования во всем мире постоянно растет. География напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономи-ческого, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче.

В. В. Путин, выступая на съезде Русского географического общества, подчеркнул: «Работу Русского географического общества не смогли прервать ни политические перемены, ни другие напряжения XX века. Это еще одно свидетельство важности и непреходящего значения тех вопросов, которыми занимается отечественная географическая наука» .

География - одна из фундаментальных наук, на которой зиждется познание окружающего мира. Г лавный объект географических исследований - окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Тем не менее многие до сих пор отождествляют географию лишь с открытиями и описанием невиданных ранее земель. Но география уже давно углубилась в изучение сложнейших проблем взаимодействия природы и общества. Именно на этом пути данная наука обретает новые перспективы. Современная география представляет собой систему знаний, состоящую из трех блоков наук - о природе, обществе и экономике. У географов всегда была в почете техника, которая в настоящее время обеспечивает дистанционное зондирование Земли и совершенствование картографии.

Основной причиной «ренессанса» географической мысли является признание на глобальном уровне нарушенности равновесия между природной средой и обществом. Концепция устойчивого развития предлагает такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, эффективная экономика и справедливое общество. Для сбалансированного развития этой триады, обеспечивающей жизнь человека на разных территориальных уровнях, необходимы планирование и определенные ограничения количественного роста экологически ущербных производств.

Сбалансированное развитие на локальном уровне (села, города, района) во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию государственных и международных программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе, этническая культура землепользования. Основной девиз устойчивого развития - «мыслить глобально, а действовать локально» - должен находить непосредственную реализацию через школьное и вузовское географическое образование.

Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и хозяйственного разнообразия неоценима, и это ставит самые серьезные задачи в деле географического образования.

Девиз Международного географического конгресса - «Жить в разнообразии» - особенно актуален для Дагестана. Это один из главных лозунгов будущего человечества. Он предполагает гармоничные взаимоотношения между различными этническими группами и их культурными традициями, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой.

В последнее десятилетие резко выросла роль политической географии и геополитики. Дагестан оказался в новых геополитических условиях. Возросла роль географического изучения государственных границ, приграничных районов, национальных диаспор. Изучение идентичности наций, народов становится стержневой задачей географов, занимающихся вопросами международных отношений, развития урбанизации, сельских территорий, миграционной и туристической активности населения.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к вопросам информатизации. Возникло новое направление географической науки - геоинформатика. Разрабатываются самые разные геоинформационные системы, активно использующиеся при решении проблем социально-экономического развития различных территорий и акваторий. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и мониторинге состояния окружающей среды. Такие системы успешно используют при изучении ландшафтов, в тематическом планировании, картографировании, экологическом моделировании, а также в учебной географии. Растет число электронных баз данных, составляются электронные атласы и карты.

Одним из приоритетных направлений деятельности РГО и его Дагестанского отделения является воспитание молодежи, привитие ей географической культуры, направленной на сохранение природного и культурного наследия нашей страны и нашей республики.

Оценивая потенциал географического сообщества, премьер-министр В. В. Путин отметил: «Создание вокруг РГО мощного информационно-образо-вательного поля позволит вовлечь в орбиту его деятельности максимальное число граждан, поможет развитию и популяризации географической науки, научного и экологического сознания нации». Далее Председатель правительства РФ сказал: «У Русского географического общества есть все возможности стать площадкой для диалога между обществом и государством, содействовать объединению специалистов самого разного профиля и просто людей, которые любят нашу страну».

В своей программной речи на съезде Президент РГО, глава МЧС РФ Сергей Шойгу основными направлениями деятельности Русского географического общества обозначил следующие: распространение географических сведений о России, а именно: создание научно-популярных фильмов, телевизионных проектов, книг и учебных пособий; научные исследования, создание молодежных отделений РГО и др. «Мы должны стать организацией, которая объединяет политиков, предпринимателей и всех, кто связан с изучением защиты окружающей среды, экономическим и социальным развитием территории», - сказал С. К. Шойгу .

В январе 2010 года в конференц-зале Дагестанского государственного педагогического университета прошла Республиканская научно-практическая конференция, организованная Дагестанским отделением Русского географического общества и посвященная 50-летию Географического общества Дагестана, где с программными докладами выступили: Эльдаров Э. М. - председатель Дагестанского отделения РГО, Гасанов Ш. Ш. - профессор ДГУ, Алиев Ш. М. - декан географического факультета ДГПУ, Атаев З. В. - проректор по научной и инновационной деятельности ДГПУ, Черкашин В. И. - директор института геологии Дагестанского научного центра РАН, Мудуев Ш. С. - начальник управления Министерства экономики РД, Букреев С. А. - председатель Московского областного союза охраны птиц России и др.

Участники конференции с большой надеждой и оптимизмом восприняли произошедшие изменения в руководстве РГО. Теперь они многое связывают с конкретными решениями внеочередного съезда этого общества, который, прямо скажем, проводился по личной инициативе В. В. Путина. На конференции была подчеркнута необходимость объединения усилий географов Дагестана, значительного усиления в республике роли географической науки и образования.

Дагестанская географическая общественность надеется на то, что, как и все Русское географическое общество, она найдет поддержку со стороны правительства Дагестана. К ее судьбе должны быть причастны ведущие предприниматели, ученые, журналисты, общественные деятели республики. Судьба дагестанской географии - это по сути судьба самого Дагестана с его разнообразными и чрезвычайно сложными проблемами взаимодействия общества и природы, ждущими своего компетентного изучения и решения. Только при такой поддержке дагестанская география сможет обрести второе дыхание и открыть новую страницу своей истории.

Остается открытым вопрос о создании Попечительского совета Дагестанского отделения географического общества. Полагаю, найдутся патриотически настроенные граждане, бизнесмены, наши знаменитые земляки и представители дагестанских диаспор, которые выразят желание поддержать Дагестанское отделение РГО. Главная идея Дагестанского отделения не отличается от главной идеи РГО - это привлечение лучших умов республики к изучению родной земли и людей, на ней обитающих. И эта главная идея географии никогда не потеряет своей актуальности.

Место географии в системе знаний в современной России отличается от такового в других странах мира. За рубежом большое внимание уделяется развитию общественной

географии. В России география все еще остается более «природной». К сожалению, наличие этих двух крыльев, являющихся, пожалуй, главной силой географической науки, когда речь идет об образовании, оборачивается против нее. И все начинается с образовательных стандартов, где предпринимаются попытки «поглощения» географических дисциплин интегрированными курсами «Естествознание» и «Обществознание». Это, конечно, недопустимо. До минимума сокращены часы, отводимые на географию в школе. К географии относятся как к предмету второстепенному. Не случайно В. В. Путин отметил: «Во всех школах были раньше географические кружки, ничего этого теперь нет. Мы должны думать, как в новых условиях возродить эту работу».

Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданской идентичности. Географическая компетентность - это залог развития поколения - граждан России. Реализация планов экономического и социального развития нашей страны в значительной мере зависит от того, насколько школьник владеет знаниями о территории.

Помимо сферы образования, как уже отмечалось выше, географические знания важны для решения задач международной политики, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, развития туризма, комплексного территориального планирования, землеустройства, территориальной организации населения и хозяйства. Не менее важны географические знания в повседневной жизни и для повышения общего уровня культуры человека.

Возможности географического образования в разъяснении нового позиционирования России и Дагестана в современном мире очень велики. Географический факультет, как и весь Дагестанский государственный педагогический университет, одним из первых в России перешел на инновационный путь развития, выражающийся в переходе на двухуровневое образование - бакалавриат и магистратуру. Происходит не простая механическая перекомпоновка дисциплин, разделение их по уровням, а концептуальное переосмысление всей системы высшего образования, влекущее за собой пересмотр уже устоявшихся взглядов не только на учебные планы, но и на существенные аспекты развития географии. И здесь неизбежны как обращение к российским географическим традициям, так и сопоставление с направлениями развития географической науки и географического образования за рубежом.

Географический факультет Дагестанского государственного педагогического университета - единственное в республике учебное заведение, выпускающее учителей географии и магистров географического образования. Переход факультета на двухуровневое образование привел к единству географической науки и географического образования. На факультете создан Географический атлас Дагестана, изданы фундаментальные исследования по физической и экономической географии республики. Ученые-географы на базе своих исследований создали учебно-методические комплексы для вузов и школ. Изданное в 2002 году учебное пособие «География Дагестана» для 9 класса заняло 3 место в конкурсе региональных учебников России и стран СНГ, изданных за 1995-2004 годы. На факультете совместно с Географическим обществом республики накоплен большой научный потенциал, ведутся постоянные исследования по целому спектру актуальных направлений географического знания.

В действующей ныне российской модели бакалавриата география интегрируется только с биологией и химией. Это лишь модель интеграции, рассчитанная на усиление естественнонаучной ветви географии. Возможны и другие модели интеграции с обществоведческими дисциплинами, такими как экономика, история, политология, иностранные языки и др. Подобные модели успешно апробированы в вузовской подготовке за рубежом. О связи истории с географией еще в начале XX века сказано выдающимся французским географом Элизе Реклю: «География есть не что иное, как история в пространстве, точно так же, как история есть география во времени».

Географический факультет ДГПУ и Географическое общество Дагестана в рамках Года учителя, объявленного Президентом Российской Федерации, в мае проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию на тему «Географическое образование и развитие региона». На конференции будут обсуждаться следующие проблемы: школьное географическое образование в системе образования на современном этапе; инновации в географическом образовании; географическое образование и устойчивое развитие территории; географические знания - важнейший компонент общечеловеческой культуры; географическое образова-ние и региональное социально-эконо-мическое развитие; географическое образование и охрана окружающей среды; роль географии в патриотическом воспитании молодежи; вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии.

Тезисы докладов конференции будут опубликованы в трудах Дагестанского отделения Русского географического общества. Резолюция конференции будет доведена до очередного съезда РГО, который состоится в сентябре 2010 года. Решения конференции будут направлены также в Комитет по образованию Народного собрания Государственной Думы Российской Федерации и Народного собрания Республики Дагестан, в органы управления образованием республиканского и муниципального уровней, в издательства географической литературы, средства массовой информации, в том числе журналы «География в школе» и «География и экология в школе XXI века», в газету «География». На конференцию будут приглашены учителя географии, ученые-географы, экологи, представители органов управления, другие заинтересованные лица из республики и сопредельных регионов, а также все те, кто интересуется географией и географическим образованием, природой и ее охраной.

Примечания

1. Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г. иКЬ: http://premier.gov.ru/events/news/8292/ 2. Ферсман А. Е. География и война // Наука и жизнь. 1942. № 11-12. 3. Шойгу С. К. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г. иКЬ: http://tvtorrent.ru/forum/all_1/topic_997/

Доклад

«Роль географического образования

в формировании современной личности».

На слет учителей географии Ставропольского края

Резановой Оксаны Георгиевны.

География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе.

В связи с возрастающей необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника, хочется отметить серьезные проблемы и противоречия, сложившиеся в современном географическом образовании, и обратить внимание на необходимость повышения уровня географической грамотности учащихся. Решение проблем современной России в значительной мере зависит от того, насколько будущее поколение граждан нашей страны овладеет знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о населении нашего многонационального государства, о разнообразии регионов самой большой страны мира. Именно географические знания дают побудительные мотивы для осознанной творческой деятельности на благо Родины. Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности.

Приоритеты современного школьного географического образования.

1. Образовательный процесс переориентирован на:

Развитие продуктивного мышления,

Формирования ключевых компетентностей,

Формирование ключевых интеллектуальных умений,

Введение профильного обучения.

2 . Инновационные процессы:

Информатизация образования

Новые способы организации учебного процесса

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся

Проектная деятельность

Интегративные подходы в содержании

Коммуникативная деятельность.

3. Результат обучения: общая грамотность (общая компетентность) обучающихся, что обеспечивается:

Ключевыми интеллектуальными умениями

Универсальными способами деятельности, способами познания и взаимодействия

Базовыми структурообразующими знаниями (имеют общие представления о

Системе знаний)‏

Социальным опытом

Адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.

Но, не смотря на все выше перечисленное, современная география особенно в последнее время, к сожалению, испытывает серьезный кризис, усиленный большими изменениями в общественной мысли, внедрением российской высшей школы в Европейское образовательное пространство, снижением статуса и престижа в обществе. На ослабление достойного места географии в обществе в условиях модернизации образования влияют с моей точки зрения, следующие причины:

1. Резкое снижение учебных часов на изучение начального курса физической географии в 6 классе (с 2 часов до 1 часа в неделю) - базового курса для всей школьной географии, с огромным понятийным аппаратом. Однако объем учебного материала в школьных учебниках остался практически прежним, при этом никто не задумался о личности обучающегося, усложнении и перенапряжении его умственной деятельности, к тому же искажается нормальный процесс мышления. Такая же коллизия при изучении курса "Физической географии материков и океанов" в 7 классе: уменьшение учебных часов с 3-х до 2-х, сохранение старого объема теоретического, понятийного и номенклатурного материала.

Применение таких "экспериментов" конечно же, негативно влияет на степень усвоения школьниками географических знаний. И все это при том, что у них еще не развиты аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор - все это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей, они запоминают огромное количество слов на короткое время. Такое положение является главной причиной кризисного положения школьной географии.

2. География полностью стала не востребованной наукой и дисциплиной выпускниками школ при выборе географии в качестве ЕГЭ и абитуриентами высших учебных заведений, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. Для Невинномысска характерно уменьшение выпускников, сдающих ЕГЭ по географии и такая тенденция сохраняется. И еще одна заметка, редко кто из сильных выпускников выбирает географию в качестве экзамена, все больше случаев выбора этого предмета учащимися со слабым уровнем подготовленности и низким качеством географических знаний.

3. География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования. В вариативной части курс «Экономической и социальной географии мира» нашел свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне обучения в непрофильном (универсальном) обучении (общеобразовательный профиль).

Все вместе взятое снижает престиж географии как школьного учебного предмета. Парадокс, но ЮНЕСКО назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, психологией, иностранными языками.

Хочется надеяться, что благодаря совместным усилиям Министерства образования РФ, попечительский совет при Русском географическом обществе, отечественных географических научных школ, ученых-методистов, учительской географической общественности, в современной географии произойдут позитивные изменения. Необходимо и целесообразно в целях повышения статуса и престижа географии нормализовать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах, это станет способствовать востребованности знаний о целостной научной картине современного мира, географической оболочке и её частях.

Все это поможет оптимизировать организацию географического образования с большим вниманием к учащимся, их способностям воспринимать и усваивать географические знания и умения.

При разработке новой школьной географии необходимо учесть: школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приѐмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" - это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.

География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная, по крайней мере, с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства, и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.