Рабочая программа воспитательной работы в гпд. Использование средств мультипликации в работе воспитателя гпд с детьми с овз в условиях коррекционной школы-интерната по проведению самоподготовки в коррекционной школе

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

ГПД многое даёт детям: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально-значимых навыков… Но главное, - школьные группы продлённого дня создают коммуникативно-развивающую среду, эффективно восполняя дефицит общения со сверстниками. К тому же, ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы, гаджетов и телевидения.

Одним из факторов психологически-комфортной воспитывающей среды становится для ребенка мультфильм как транслятор модели поведения, способа действий, алгоритма достижения цели.

К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность.

Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). Но чтобы ребёнок смог его принять его и осмыслить, ему необходима своевременная помощь воспитателя или родителя.

В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мультфильм - это кладезь полезной информации, он может дать добрый совет, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая понятна ребёнку. Мультики похожи на сказки - в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

И тогда у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?».

Главное выбрать правильный «волшебный» мультфильм. Приложение

Как богатейший потенциал воспитательной и коррекционной работы с учащимися начальной школы зарекомендовали себя такие формы занятий на основе мультфильмов как мультлото, мульткараоке, мультвикторины. Приложение 1

Мой опыт воспитателя ГПД коррекционной школы показывает, что особое впечатление оставляют у детей занятия с использованием таких мультфильмов, как: «Почему ослик загрустил», «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого», «Мойдодыр», «Так сойдёт», «Азбука вежливости», «Дудочка и птичка», «Просто так», где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей.
В добрых советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

В коррекционно-воспитательных занятиях, построенных на содержательном аспекте мультфильмов, я использую такие методы, как:

  • метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
  • метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
  • метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

Затем в игровой форме закрепляются полученные впечатления и знания.

Крайне важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку.

Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание каждого ребенка, что его можно вспоминать во время формирования навыков самообслуживания, когда первоклассники начинают капризничать «не хочу - не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям.

Трудные для усвоения и осознания учащимися начальной школы абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

Методически обоснованная систематизация и структурирование мультипликационного материала по направлениям коррекционно-воспитательной работы создает прекрасные возможности для обогащения образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Актуальность именно этого аспекта обусловлена тем, что мы живем в эпоху глобальной конкуренции, пронизывающей все сферы жизни человека, а это требует от него конкурентоспособности, т.е. умения наиболее эффективно достигать цели. Поэтому для рассмотрения условий развития конкуренто­способности личности необходимо обратиться к таким понятиям, как целеполагание, цель, средства.

Процесс формирования конкурентоспособной личности будет эффективнее, если его начать в младшем школьном возрасте, поскольку уже в этот период ребенок имеет свои желания (предшественники целей) и ищет способы их достижения.

Проанализировав достаточное количество мультфильмов, я отобрала наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. Уже из них были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребенком знаний и умений, касающихся целеполагания.

На своих занятиях я предлагаю детям простое определение цели: цель - это то, что ты сам хочешь достичь. Средство - то, что способствует достижению цели. Многие из ребят с трудом воспринимают, что мечты и желания, как правило, сбываются (за счет кого-либо), а цели нужно добиваться самому. И тут на помощь приходят мультфильмы., из которых можно на доступном для детей языке вычленить структурные компоненты целеполагания:

  • выбор цели;
  • ложная цель;
  • неправильные средства, не приводящие к достижению цели;
  • средства, способы, пути достижения цели: лень как противник целеполагания; труд, тренировки как способы ее достижения;
  • упорство при достижении цели, борьба за свою цель, жертвы во имя цели, умение устоять перед соблазнами;
  • необходимость знаний для достижения цели;
  • профессионализм как условие достижения; ознакомление с некоторыми профессиями.

Работ с мультфильмом обычно строится по принципу сочетания наглядного материла и словесных методов обучения.

Примерная схема занятия:

  • вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…... (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему;
  • показ мультфильма;
  • беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача - получение детьми нового знания;
  • игра на основе выводов, упражнение.

К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию.

Представляю вашему вниманию некоторые задания, упражнения и методики оценки уровня знаний и умений младших школьников.

Использование средств мультипликации в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно сложные явления и нравственные понятия;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Таким образом, в условиях ФГОС нового поколения методически грамотное использование средств мультипликации в работе воспитателя ГПД коррекционной школы-интерната открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

1.3 Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционных классов на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Т.К. Селевко отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.

Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Г.И. Щукина: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством».

Близкие по смыслу к познавательной деятельности это понятия «учения» и «учебная деятельность», содержание которых раскрывается в следующих научно-педагогических подходах:

Деятельная теория учения (П.Я. Гальперин - поэтапное формирование
умственных действий, учение понимается как специально организованный вид
деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих
поколений);

    когнитивная теория (учение понимается, как вид информационного процесса; фактическая деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах. Либо - процесс учения остаётся в пределах психологии и описывается с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления);

    психологический подход (учение - фактор внутренней активности

субъекта. Учение трактуется как основная предпосылка развития);

Кибернетический поход (процесс учения - сложная динамическая
система. Деятельность ученика протекает по схеме: получение информации, её
переработка, получение информации о ходе познавательной деятельности от
учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости - внесение в
деятельность определённых корректив).

В психолого-педагогической литературе данные определения отражены следующим образом:

Учение - процесс приобретения и закрепления или изменения наличных
способов деятельности индивида. Психологический словарь 1990;

Учение - целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний,
приобретенных умений и навыков для последующей практической
деятельности. Педагогический словарь.

Учение связано с усилием индивидов, усваивающие знания. М.Л.
Данилов.

Учение есть частный случай познания, познания облегченного,
совершаемого под руководством учителя П.М. Эрдниев.

Учение как сложный познавательный процесс, в котором мыслительная
деятельность учащихся носит характер овладения знаниями. И.Ф. Харламов.

Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность». Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности школьника, чем учение.

Известно, что для познавательной деятельности характерны три уровня развития.

Непосредственный интерес к новым фактам.

Интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений.

Интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.

Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта отличается наличием всех уровней. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение

физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность

школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их - привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Фразеология» в 6 классе можно провести урок-КВН, а, систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» в 8 классе - урок - «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети.

Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей

пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный - о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Организация самоподготовки в группе

продлённого дня для детей с ОВЗ по слуху

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Структура самоподготовки

I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

II. Вводная часть (психологический настрой). В начальных класса воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).

Функции самоподготовки

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному

формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Требования в структуре организации самостоятельной работы

К основным гигиеническим требованиям относятся:

    Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

    Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

    Чистота оконных стекол.

    Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
    растущими деревьями.

    Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

    Поддержание нормального температурного режима.

    Регулярное проветривание классных комнат.

    Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

    Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

    Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

    Поддержание чистоты и порядка в классе.

    Соблюдение школьниками личной гигиены.

    Сохранение у детей правильной позы во время работы.

    Проведение «физкультминуток».

    Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

    Устранение шумовых раздражителей.

    Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

    Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

    Задания ученики выполняют самостоятельно.

    Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

    Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

    Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

    Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

    Отказ от применения каких-либо мер наказания.

    Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

    Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

    Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

    Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

    Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

    Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

Состояние учащегося на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно-
самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.

Зависимо-
самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

Принудительно-
исполнительское

Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.

Бесконтрольно-
исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное

Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу - учу, не хочу - не учу»; «нравится- работаю, не нравится - не работаю»; «легко - сделаю, трудно - не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше
тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в
другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Организация и проведение физкульминуток.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми учителями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

    комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

    физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

    предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

    для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

    упражнения для снятия общего или локального утомления;

    упражнения для кистей рук;

    гимнастика для глаз;

    гимнастика для улучшения слуха;

    упражнения для профилактики плоскостопия;

    упражнения, корректирующие осанку;

    дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

    подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

    увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

    выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

по проведению самоподготовки в коррекционной школе

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется
учителем и воспитателем.

I . Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой .

    Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями
    предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

    Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего
    задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с учащимися класса по итогам дня.

а) поощрения учащихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это
требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки
(технические средства, добавочный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, иметь мел, тряпку).

II . Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания .

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством
воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он
выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.

3. Дифференцированный подход к учащимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках
(взаимопосещение)

    Продуманная работа с логопедами (связь с логопедом).

III . Организационная часть.

    Приготовление рабочего места.

Как приготовить рабочее место.

1) Подровнять парту.

2) Убрать мусор (ненужное)

3) Приготовить учебники, тетради, ручку, черновик, дневник.

4) Убери портфель на место.

5) Записать задание в дневник.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется
домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени,
установить регламент по предметам.

IV . Выполнение домашнего задания по начальным классам.

Русский язык: повторение правил; выяснение цели упражнения и разбор (2 примера); остальное выполняют самостоятельно.

Арифметика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа над выполнением задач, примеров.

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

    Индивидуальная работа проводится через дифференцированные
    задания, составленные учителем.

    Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей. При
    сниженной рабочей активности провести физминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

в) опрос парноколлективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

    Помещение - чистое, проветренное.

    Рассаживать учащихся: слабоуспевающих, неусидчивых- ближе к себе имеющих слабое зрение - ближек свету.

    Координировать поведение детей, возбудимых - сдерживать от поспешности; медлительных - побуждать к деятельности; неуверенных - подбадривать.

Вспомогательные игры:
1 класс

    целесообразны специализированные занятия по рисованию и лепке
    (развивают мышцы рук):

    дидактические игры, связанные с простейшими операциями.

качественного выполнения домашнего задания

Правила, которые должен знать ребенок при проведении самоподготовки

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    Опаздывать

    Нарушать тишину, громко разговаривать.

    Отвлекать товарищей от работы.

    Списывать задание у товарищей.

    Заниматься посторонними делами.

    Выходить из класса без разрешения воспитателя.

    Не нарушать тишину в коридоре.

Правила, которые должен знать воспитатель при
проведении самоподготовки

1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку.
Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на

выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом учителя, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала.

    Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на
    развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.

3. Педагогам необходимо определять объем заданий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности (для сильных учеников около половины того, что выполнили на уроке, для более слабых 1/3 - 1/4 часть от пройденного материала на уроке).

4. В целях осуществления принципа преемственности между педагогами
воспитатель должен посещать уроки учителя не менее 1 раза в четверть, учитель должен посещать самоподготовку по мере необходимости. Если у учителя возникают вопросы по выполнению домашнего задания детьми, то учитель должен посетить самоподготовку.

Конспект игрового воспитательного занятия в ГПД для детей с ОВЗ в 1 классе на тему "Сказочная поляна".

Описание работы: конспект будет полезен как для педагогов школ, работающих в начальных классах, так и для воспитателей ДОУ. На протяжении всего урока проводится работа над развитием речи детей с интеллектуальной недостаточностью, опираясь на применение различных игровых приемов. Параллельно речевому развитию на занятии ведется обучение игре, что несомненно нравится детям с ОВЗ и, с помощью чего они больше всего могут воспринять любой преподносимый им материал.
Тема: «Сказочная поляна».
Цель: закрепление у обучающихся игровых навыков, воспитание положительного отношения к сезонным изменениям в природе.
Задачи:
- закреплять умения детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поезд», расширяя их возможности при развитии игрового сюжета;
- корригировать произвольное внимание на основе выполнения дидактических упражнений и игровых заданий по теме;
- развивать активную речь детей на основе полных ответов на вопросы;
- формировать желание играть вместе, самостоятельно составляя сюжеты игр;
- воспитывать положительные эмоции.
Материал: иллюстрация поезда, бумажные цветы, бабочка, шапочки бабочек.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: машинист, пассажиры.
Методы и приёмы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, беседа, индивидуальные и хоровые ответы, наглядный материал, игровая ситуация.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Поезд», подвижная игра «Найди свой цвет», словарная игра «Что я видел?», беседы "Животный мир", "Насекомые", "Красота природы".

Ход занятия
I. Организационный момент
- Обратить внимание на гостей.
- Разминка.
- Настрой на работу.

II. Основная часть

Воспитатель: Прежде, чем вы узнаете, что мы будем сегодня делать на занятии, отгадайте загадку и ответьте на мои вопросы:
Едет, пыхтит, гудит,
«Чух-чух-чух» говорит.

Что это?
Дети: Это поезд. (Индивидуальные ответы)
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим поезд (показ иллюстрации) .
Воспитатель: Ребята, кто ведёт поезд?
Дети: Поезд ведёт машинист. (Индивидуальные и хоровые ответы)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто едет в вагонах?
Дети: В вагонах едут пассажиры. (Индивидуальные и хоровые ответы)
Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами «поедем на сказочную поляну на поезде». А почему поляна называется сказочной, вы мне ответите, когда мы на нее приедем. Прежде, чем начать игру «Поезд», давайте распределим роли. (При распределении ролей можно использовать считалку).
Проводится сюжетно-ролевая игра «Поезд».
Дети «садятся» в поезд, машинист произносит: «Поезд отправляется». Во время движения поезда воспитатель следит, чтобы все дети произносили звуки движения поезда: «Чух, чух, чух» и гудка: «Ту-ту».
Воспитатель: Станция «Сказочная поляна». Давайте «выйдем» из «поезда» и «сядем на скамейку». Закроем глаза и представим, что мы видим «осенний лес».
Звучит спокойная музыка, дети представляют, закрыв глаза, осенний лес.
В это время, воспитатель «готовит» сказочную поляну за спинами детей, раскладывая на ковре бумажные цветы, прячет под одним из цветов бабочку, выставляя одно крыло.
Проводится игра «Что я видел?».
Дети, сидя спиной к «поляне», отвечают воспитателю на вопрос о том, что они увидели с закрытыми глазами (предположительно, дети говорят о признаках и приметах осеннего леса).
Воспитатель: А теперь, давайте повернёмся к нашей «поляне» и, (пауза), перенесёмся в какое время года?
Дети: Во время года лето! (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Как вы думаете, почему наша поляна сказочная?!?
Дети: Потому что, сейчас время года осень, а у нас на поляне – лето, как в сказке. (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, посмотрите, что есть на нашей сказочной поляне?
Дети: На поляне растут цветы.
Воспитатель: Правильно, а какого цвета цветы?
Дети: Цветы красного, синего, зелёного и жёлтого цвета... (Индивидуальные ответы по очереди).
Воспитатель: А кто сидит под цветком? (Из-под цветка видна часть крыла бабочки).
Дети: Под цветком сидит бабочка. (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно, это бабочка. (Достаёт бабочку, говорит за нее).
Бабочка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Бабочка: Как я испугалась, когда увидела вас.
Воспитатель: Не надо нас бояться, мы маленьких не обижаем, правда, ребята?
Дети: Да, мы маленьких любим, жалеем и защищаем.
Воспитатель: А чтобы ты, Бабочка, совсем перестала нас бояться, мы с тобой поиграем. Прежде чем начать игру, мы превратимся в бабочек (детям раздаются шапочки-маски). Каждая «бабочка» «находит» цветок своего цвета.
Проводится подвижная игра «Найди свой цветок» в сопровождении музыки.
Каждая «бабочка», определенного цвета, ищет свой цветок, соответствующего цвета.
Воспитатель (по окончании игры): Ребята, давайте попрощаемся с бабочкой, скажем ей: «Спасибо за компанию и игру». Нам пора домой.
Дети прощаются, «садятся» в «поезд» и «уезжают».

III. Итог занятия
Проводится обсуждение того, чем занимались на занятии, в какие игры играли, кого встретили, почему поляна называется «сказочной». Воспитатель отмечает каждого ученика, указывая на полные ответы, правильные выводы, активность, хорошие игровые навыки и т.д.
В конце звучит похвала детей и прощание с гостями.

Чубаева Наталья Николаевна

учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование и воспитание - два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».
Изменения политической и социально - экономической ситуации в нашей стране, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения. Участникам учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате №4 учителям и воспитателям приходиться встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и поведении. Специалистов и педагогов группы продлённого дня всё чаще волнуют такие вопросы как диагностика, причины и проявление отклонений в поведении детей, умственного, психического и физического их развития. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей С ОВЗ.
Следовательно, остро стоит вопрос создания ребёнку с ОВЗ условия для свободного выбора форм, способов самореализации в обществе на основе общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной. Нужна воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических особенностей.
Модель воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №4 выстроена на основе идей «педагогики успеха» и позволяет проектировать деятельность группы продлённого дня по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения её потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение, где успех - это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение - опредмеченный результат.
Воспитательный процесс в ГПД выстраивается с учётом постановки следующей цели и определения задач.
Цель: Создание условий для формирования личности ребёнка, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, потребности к самовыражению и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в социуме;
- создание условия для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к культурным истинным ценностям, формирование нравственных принципов;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны, народных традиций, своего города;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и собственной безопасности.
Работа по реализации целей и задач основана на принципах воспитания:
- принцип самовыражения;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
Исходя из индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ, воспитательная система класса предусматривает очень тщательный отбор форм, методов и приёмов воспитания.

Формы воспитательной работы в ГПД

В своей деятельности я использую интерактивные формы работы, такие как:
«клубный час», «работа в группах», «работа в парах», «звезда класса», «заочные экскурсии», «защита проекта», «мозговая атака», «ситуативные практикумы», «разброс мнений», «репортаж на школьную тему»

Методы воспитательной работы

Мною применяются и используются лечебно-педагогические методы коррекции.
Они классифицируются на 2 основные группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы.
I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Метод игнорирования.
3. Метод культуры здорового смеха.
4. Действия при сильном возбуждении ребенка.
5. Коррекция рассеянности.
6. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
7. Коррекция бродяжничества.
8. Самокоррекция.
II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.
1. Коррекция истерического характера.
2. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
3. Коррекция нервного характера.
4. Прием борьбы с ненормальным чтением.
III. Метод коррекции через труд.
IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:
I. Внушение и самовнушение.
III. Метод убеждения.
IV. Психоанализ.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогических ситуаций, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. Педагогических приёмов великое множество, но в своей работе я использую те приёмы которые приемлемы для контингента детей моего класса:
- стимулирующие приёмы: доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение
- тормозящие приёмы: намёк, мнимое безразличие, взрыв, ирония, предупреждение
- коммуникативные приёмы. К ним относятся:
«Ролевая маска» - учащимся предлагается войти в некоторую роль, выступить уже не от своего имени, а от имени выбранного персонажа.
«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главное - само участие ученика в обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
- приёмы, связанные с организаторской деятельностью:
«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям и т.п.).
«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.
Реализация описанных выше форм приёмов и методов воспитательной работы позволяет обеспечить условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «труд», «познание», «культура». Эту задачу решают направления воспитательной системы, которые отражаются в подпрограммах: «Обучение с увлечением», «Путь к сердцу», «Дети страны Россия», «Дорога в жизнь», «Здоровое поколение», «Школа светофорных наук или модульный курс по ПДД», «Ступени творчества».
Изучением эффективности и результативности представленной модели воспитательной системы класса в ГПД занимается воспитатель как главенствующее ядро. В рамках такой системы живёт, растёт и развивается как личность школьник. Функционирование воспитательной системы зависит не только от внутри системных условий, а доминируется огромным множеством социальных, экономических, культурных и других факторов.
Именно по этой причине определить результаты воспитания, выявить в «чистом виде» эффективность воспитательной системы сложно, но возможно. Под понятием «результативность воспитательной системы» подразумевается такая его характеристика, которая основывается на определении степени достижения поставленной цели.
Результативность воспитательного процесса - это конечный результат воспитания, сформированность жизненно важных потенциалов личности воспитанников, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.