Дмитрий суслин типы общества. Типология обществ. Характерные черты постиндустриального общества

Традиционное общество

К данному типу общества относится жизнь людей с аграрной направленностью. Такое общество берёт за основу развития натуральное хозяйство, монархию в качестве правящего звена и возвышение религии над наукой. К числу характерных признаков можно отнести следующие черты:

  • Деятельность направлена на развитие сельского хозяйства.
  • Общество имеет очень низкие темпы роста и развития.
  • Зачастую не имеет прогресса, поскольку нововведения не приветствуются.
  • Подчинение личности коллективному мнению.

В данном случае за основу берутся технологии и уровень их развития. В отличие от первого варианта данная система направлена на стремительный прогресс и имеет ряд отличительных особенностей. Характеристика:

  • Основная форма труда базируется на использовании техники и работе фабрик.
  • За основу берётся экономическая составляющая жизни людей.
  • Главной задачей такой системы является удовлетворение потребностей людей и достижение адаптации к существующим условиям жизни.

Постиндустриальное общество

К постиндустриальному типу относятся те общества, которые постепенно выходят из сферы производства материальных благ и переходят к развитию сферы услуг. В зависимости от темпов развития сферы услуг можно судить о прогрессе общества. Характерными чертами являются следующие принципы:

  • Переход к умственному труду.
  • Активное развитие сферы услуг.
  • Взаимодействие между людьми, при этом происходит коммуникация в системе «человек-человек».

Информационное общество

Современный этап развития диктует новые условия для создания новой системы развития общественного строя. В данном случае ключевую роль играет информация и работа с ней. Люди постепенно переходят от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и на заводах к работе с компьютерными технологиями. Отличительные особенности заключаются в следующем:

  • Основным фактором для развития является информация и методы её обработки.
  • Более половины населения стремительно переходят в сферу услуг.
  • Ориентация деятельности направлена на будущие достижения, поэтому ключевую роль играет умение анализировать и делать прогнозы.

По степени открытости

Классификация

В данной категории общественный строй рассматривается с точки зрения открытости идеологии и общего принципа развития. В зависимости от выбора основного направления в развитии и преобладания той или иной формы управления бывают разные и различают две основных формы организации жизни людей.

  1. Закрытое общество. Чаще всего в эту группу входят авторитарные системы, в которых вся власть сконцентрирована в руках одного правителя. При таком подходе у людей нет свободы и права на собственное мнение, строгое подчинение власти является единственным принципом существования. Для подобных форматов характерны низкие темпы развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
  2. Открытое общество. Полной противоположностью предыдущей категории является открытый тип общественной жизни. Отличительными особенностями являются отсутствие единой государственной идеологии и жёсткой диктатуры, а также наличие плюрализма. В связи с этим формируется возможность для высокой мобильности, быстрых темпов развития и принятия нововведений в жизнь общества. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.

По наличию письменности

Классификация

Одной из наиболее простых классификаций для определения типа общества и уровня его развития является наличие письменности. По данному признаку все существующие виды общественного строя можно разделить на две большие группы.

  1. Дописьменные общества. Такие типы существующих обществ не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это говорит о низком уровне развития и создаёт определённые трудности для общения между представителями общественного строя, а также с представителями из других обществ.
  2. Письменные общества. В данном случае речь идёт о тех группах, где есть свой собственный алфавит, с помощью которого происходит общение между различными представителями. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться больших успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Классификация

В зависимости от уровня сложности взаимодействия между представителями общества принято выделять две основные формы существования. Основное их различие заключается в наличии классового неравенства и слоёв общественного строя.

  1. Простое общество. К данному типу принято относить простые организации без чёткой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчинённые и руководители. Такая структура характерна для начальных периодов развития без существования государственной власти.
  2. Сложное общество. Такой формат управления общественной жизни подразумевает наличие классового неравенства, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Представленная категория характерна для государственной формы управления.

Классификация

  1. Политеизм. Вера в множество Богов сложилась с древних времён, когда люди поклонялись разным божествам, чтобы задобрить их и попросить милости для помощи в своих повседневных делах.
  2. Монотеизм или единобожие. В отличие от предыдущего варианта здесь устанавливается вера в одного Бога, который является покровителем людей и помогает им в земной жизни.
  3. Пантеизм. При таком понимании религии Бог ставится наравне с природными силами и тесно с ними связан.
  4. Религии без Бога. В данном случае речь идёт о более глубоком осмыслении нравственных проблем, речь идёт о философском осмыслении важных вопросов жизни.

Исторические типы общества по К. Ясперсу

Классификация

Карл Ясперс в своих трудах использовал классификацию по временным промежуткам в истории развития человечества. Согласно его работам можно выделить два основных этапа.

  1. Доисторический (период дикости). К данному периоду относят тот временной промежуток, который ознаменовался появлением человеческих общин. При этом к доисторическому периоду относят только то время, когда у людей ещё не было письменности и орудий для написания текстов.
  2. История или цивилизационный период. После появления письменности выделяется принципиально новый этап развития общества, который Карл Ясперс назвал историческим периодом. В нём принято выделять четыре основных этапа.
  • Великие культуры древности. На данном этапе происходит разобщение единой культуры человечества на локальные структуры, которые объединяются по общности интересов.
  • «Осевое время» (с 800 по 200 г. до н. э.), в этот период формируются основные направления религиозных учений и наук по спасению души. В этом периоде люди задумываются о философском начале жизни и разрабатывают концепции спасения души после смерти, также данная эпоха характеризуется появлением веры и религии.
  • Век науки и техники. С развитием технологий и появлением новых научных знаний люди стремятся усовершенствовать и упростить жизнь, этот период получил название технологического века.
  • Единый мир человечества. Представленная категория подразумевает тотальное объединение человечества в единый слаженный коллектив, который будет работать и добиваться успехов совместными усилиями.

И. Валлерштайн представил общество в виде большой капиталистической системы, в которой есть свои структурные элементы

Классификация

Довольно интересным взглядом на развитие общества обладал американский социолог И. Валлерштайн, согласно его учению все аспекты общественной жизни можно разделить на несколько основных категорий, которые отличаются по степени участия в мировом экономическом процессе.

  1. «Мини системы». Наиболее мелкой структурой являются общества, насчитывающие в своём развитии не более шести поколений. Чаще всего они занимались охотой и собирательством, при этом не отмечалось высоких темпов развития и культурного наследия.
  2. «Мировые империи». Более сложным вариантом являются мировые империи, существовавшие по определённым законам и имевшие чёткую иерархию и структуру организации общественного строя. Также отличительной чертой является наличие определённых культурных моделей, определяющих основу взаимоотношений между индивидуумами.
  3. «Мировые хозяйства». Данная форма является вершиной развития общественного строя. Такой вариант включает в себя сразу несколько интегрированных цепочек ведения хозяйственной деятельности и достижения желаемых целей. В мировом хозяйстве успех зависит от того, кто занимает лидирующие позиции в структуре власти.

Общество (в широком смысле слова) - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи .

В узком смысле, общество - это:

  1. Группа людей, объединенных одним интересом и деятельностью (кружок шахматистов, клиенты фитнес-клуба)
  2. Отдельное, конкретное общество какой-либо страны (русское общество, английское, испанское)
  3. Этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное)

В любом обществе различают четыре сферы:

  1. Экономическую (производство материальных и духовных благ, обмен, торговля, денежные отношения)
  2. Социальную (отношения между группами людей, забота о населении - услуги образования, медицины, социальная защита)
  3. Политическую (управление обществом)
  4. Духовную (искусство, ралигия, мораль, наука)

Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами, а также внутри них.

Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование.

Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их деятельности и обеспечивающая фундаментальные человеческие потребности.

Человеческое общество не статично. Оно постоянно меняется. Когда-то, к примеру, существовало рабство и это не осуждалось, тогда как сейчас - все ровно наоборот. Когда-то большинство людей были сельскими жителями, занимавшимися земледелием, в то время как сейчас городские жители превысили количество сельских.

Иными словами, общество развивается, меняется, ученые пытаются выявить причины изменений и дать названия старым и новым обществам.

В XX веке американский социолог Даниел Белл предложил делить все известные человеческие общества на три типа: доиндустриальное (=традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (=информационное).

Традиционное общество существовало в рабовладельческую и сменившую её феодальную эпоху. Основным занятием людей было земледелие. На следующем историческом этапе - в эпоху капитализма - на смену традиционному обществу приходит аграрное. Люди по-прежнему занимаются земледелием, но оно уже не главная сфера экономики, главная - промышленность. Постиндустриальное общество возникло совсем недавно - в 1970-х гг. XX в. Оно развивается в экономически сильных странах, в отсталых государствах общество по-прежнему индустриальное или даже традиционное. Главная сфера постиндустриального общества - сфера услуг (вытеснила сельское хозяйство и промышленность).

В вопросах на тему типов общества в ЕГЭ проверяется знание черт всех трёх обществ. Их следует выучить и не путать.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии
  2. Преобладание сельского хозяйства
  3. Сословный строй
  4. Низкая социальная мобильность
  5. Преобладание ценностей коллективизма
  6. Влияние церкви на общественную жизнь
  7. Патриархальная семья

Характерные черты индустриального общества:

  1. Преимущественное развитие промышленности
  2. Серийное машинное производство и автоматизация
  3. Превращение науки в общественный институт
  4. Рождение массовой культуры
  5. Классовый строй
  6. Предоставление прав и свобод людям

Характерные черты постиндустриального (информационного) общества:

  1. Развитие сферы услуг
  2. Единицей товара становится информация (=знания)
  3. Развитие информационных технологий
  4. Профессиональное деление общества
  5. Широкое использование компьютерных технологий
  6. Глобализация экономики
  7. Осуществление научно-технической революции
  8. Доминирование семьи партнерского типа

** Определения по теме приведены по пособию Баранова, Воронцова, Шевченко "Полный справочник для подготовки к ЕГЭ"

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Типология общества

1. Выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. У Платона, Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

2. Различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытнообщинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Подходы к рассмотрению процессов развития общества

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, К. Маркса и других.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер . В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и другие.

3. Нелинейное развитие общества. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др.

Классификации (типологии) обществ:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный подход к изучению общества (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Базис экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства). Тип надстройки определяется характером базиса, представляет основу формации. Данный подход понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций: 1. Первичная – первобытнообщинный строй. 2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная. 3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза – социализм).

Цивилизационный подход к анализу общественного развития

Цивилизация – определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер ); ступень исторического развития (Л. Морган, О. Тоффлер ); синоним культуры (А. Тойнби ); уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода:

А) Локальный подход

Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития. А. Тойнби насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

Подсистемы:

* Культурно-психологическая – культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей.

* Политическая – обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.

* Экономическая – производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т. д.

* Биосоциальная – семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.

Линии сравнения западной и восточной цивилизаций:

а) особенности восприятия мира;

б) отношение к природе;

в) соотношение личности и общества;

г) отношения власти;

д) отношения собственности.

Б) Стадиальный подход. Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии

Теория стадий экономического роста (концепция У. Ростоу)

1. традиционное общество – все общества до капитализма, характеризующиеся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

2. переходное общество , совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

3. «период сдвига» – промышленные революции и начало индустриализации;

4. «период зрелости» – завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;

5. «эра высокого уровня массового потребления».

* Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ (концепция Р. Арона, Д. Белла, А. Тоффлера , основанная на технологическом детерминизме).

1. Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное) – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанное на традициях. Характерные признаки: традиционная экономика; преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; высокая рождаемость; низкая ожидаемая продолжительность жизни; низкие темпы развития производства, естественное разделение и специализация труда. Преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. Общественный уклад характеризуется жесткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило, по праву рождения). Для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов иерархических структур (государства, клана и пр.) над частными; ценится место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Традиционные общества, как правило, авторитарны.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется главным образом с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа. Модернизация – целостное обновление общества; признает главной закономерностью общественного развития постоянное изменение и усложнение социальных, политических, экономических и культурных структур и их функций в соответствии с требованием рационального и эффективного функционирования общества.

2. Индустриальное общество (промышленное) – тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Оно возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. Для нее характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокая мобильность и урбанизация, возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Отличительные черты: 1) изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве и рост доли занятых в промышленности и сфере услуг; 2) интенсивная урбанизация ; 3) возникновение нации-государства , организованной на основе общего языка и культуры; 4) образовательная (культурная ) революция; 5) политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права); 6) рост уровня потребления (господствует массовое производство и потребление); 7) изменение структуры рабочего и свободного времени; 8) изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп). Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений.

3. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас ). Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Отличительные черты постиндустриального общества: 1) переход от производства товаров к экономике услуг; 2) возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; 3) главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; 4) контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; 5) принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако как основа разделения людей на классы, слои собственность теряет свое значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Основные направления оценки будущего развития человеческого общества:

Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли.

Технооптимизм предполагает, что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Глобализация – это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире; неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Темпы глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций; глобализация финансовых рынков; глобализация миграционных процессов; мгновенное перемещение информации; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

Последствия процесса глобализации

* Позитивные: стимулирующее влияние на экономику; сближение государств; стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике; возникновение социокультурного единства человечества.

* Негативные: насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития отечественного производства; игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран; навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества; оформление идеи соперничества; утрата каких-то специфических черт национальных культур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС Многовариантность общественного развития.Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии

1.1. Слияние акционерных обществ Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне его нахождения и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства или их часть.Представительством общества

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

58. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В отдельных случаях, когда не требуется полноценного бизнес-плана, а достаточно лишь ТЭО, можно использовать продукт фирмы РОФЭР Бизнес План М или аналогичные программы для расчета и написания ТЭО. Системы для

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

19. Четыре периода развития общественного мышления Нового времени В первом периоде, начиная со знаменитой лекции А. Тюрго (1750), мышление об обществе принимало за образец механику Ньютона, и может быть потому названо «механистическим». Социологи того времени не

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 1 вариант

1 . Для традиционного общества характерно (-а)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) значительная роль религии

4) индустриальное производство

2 . Характерной чертой западной цивилизации является

1) длительное сохранение традиций

2) активное внедрение инновационных технологий

3) низкая социальная мобильность

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

3 . Скачок в развитии производительных сил, состоящий в переходе от мануфактуры к машинному производству – это:

1) научно-техническая революция

2) индустриализация

3)научно-технический прогресс

4) промышленный переворот

4. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. Для традиционного общества характерны высокая социальная мобильность, преклонение перед наукой, приоритет личности перед коллективом.

Б. В индустриальном обществе производство имеет массовый характер.

5 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это:

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция

6 . Верны ли суждения:

А) О. Шпенглер подчёркивал изолированность и самостоятельность цивилизаций

Б) По его мнению, цивилизация есть расцвет культуры, развитие её творческих сил

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . Цивилизация понимается как:

1) совокупность производственных отношений

2) совокупность общественных ценностей

3) способ производства

4) система господства

8 . Ниже приведены термины, связанные с восточными философскими учениями. Выпишите термин, который выпадает из этого ряда.

Веда, реинкарнация, йога, дао, гуманизм, логос.

9. Заверши фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это….»

10 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как ______ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются общественной жизни и социальные институты. Выделяют четыре сферы, которые находятся в тесной взаимосвязи, т.к. поддерживают необходимую ______ (Б) общества. ______ (В) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____ (Г), а также управление совместной _____ (Д) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность.

11 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общественные отношения». Составьте два предложения с этим понятием.

(1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (5) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

13 . Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 2 вариант

1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1) добывающей промышленности

2) обрабатывающей промышленности

3) сельского хозяйства

4)информации и информационных технологий.

2 . При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) личность стала подчиняться общине

2) выросла социальная мобильность

3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

3 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны.

4 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция.

5 . В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял

1) Ростоу

2) Тоффлер

3) Тойнби

4) Маркс.

6 . Верны ли следующие суждения:

А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути.

Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии

1) деление общества на классы

2) развитие производительных сил

3) уровень развития культуры

4) отношения собственности.

8 . Найдите в приведённом ниже списке общественные явления

1) возникновение государства

2) переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) изменение климата на планете

4) формирование наций

5) традиции и обычаи

6) способность человека к чувственному познанию

7) генетическая предрасположенность человека к заболеваниям.

9 . Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда:

Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.

10 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация». Составьте два предложения с этим понятием.

11 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(A) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (B) Но знание о человеке все ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

12 . Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

13 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ____(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и _____(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ____ (В), для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ____ (Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ____ (Е)».

1) постиндустриальное общество

2) отношения

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


Перед тем как вдаваться в подробности и разбираться в том, какие бывают виды общества, следует дать определение самому понятию. Итак, совокупность людей, которая образовалась под действием целенаправленной и рационально организованной деятельности, и называется обществом. При этом индивиды объединяются не из-за глубоких принципов, а благодаря конвенции, одинаковым направлениям интересов и договору. Зачастую обществом именуют взаимоотношения, установленные между отдельными людьми и в государстве в целом. Конечно же, благодаря таким наукам, как философия и социология, толкование искомого понятия может происходить с разных сторон и точек зрения, поэтому наиболее часто используется более общее определение, которое гласит следующее. Общество - это самостоятельный коллектив людей, который обладает особым укладом и структурой, характеризуется конкретными политическими отношениями и выбором формы государственной власти.

Многовековая история развития человечества обеспечила достаточно широкую классификацию, которая затрагивает не только все аспекты жизнедеятельности, но и характеризует их с различных точек зрения. В настоящее время ученые различают следующие основные виды индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее, чтобы выявить их отличия и особенности.

1. Традиционное

Итак, первый вид взаимоотношений между индивидами объединяет в себе все «ранние цивилизации», которые не обладали достаточным индустриальным комплексом. При этом определяющим фактором, благодаря которому подобные виды общества сложно перепутать с каким-либо другим, является развитие и широкое распространение сельского хозяйства. Тем не менее подобное определение является достаточно общим, что позволяет отнести сюда и значительно отличающиеся друг от друга формы человеческих взаимоотношений, такие как феодальные, аграрные или племенные. В связи с этим многие современные ученые не используют понятие «традиционное общество», а заменяют его более специализированными определениями.

2. Индустриальное

Как и другие виды общества, данный тип имеет ряд характерных черт. Сюда относится, например, сложная и достаточно развитая система разделения трудовой деятельности, высокая степень специализации и автоматизации производств, массовый выпуск товаров, а также высокий уровень внедрения новшеств и технологий в процесс производства и жизнедеятельность людей. Подразумевается создание целостного государства с определенным языком и культурой. Основное направление развития - промышленность.

3. Постиндустриальное

Зарождается в настоящее время и характеризует виды общества, значительно отличающиеся от первых двух типов. Важное значение играет совершенствование технологии, накопление знаний и информации. является развитие сферы обслуживания.

Как уже говорилось ранее, рассмотренные 3 вида общества обладают особенностями и отличительными чертами, которые позволяют достаточно точно отнести те или иные человеческие отношения к одному из них.