Штакеншнейдер биография. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Ранние детские годы архитектора

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении в ней курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя, перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. В 1831 г. Ш. покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. X. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Ш. Он быстро приобрел благоволение Николая I, стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Ш. по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», академия присудила ему звание академика. В 1837-38 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Ш., истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления он, весной 1865 г., по совету врачей отправился на кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года.

Многочисленные произведения Ш. очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в СПб. им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островках и на Самсоновском канале, павильон и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и проч., дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и проч. В Царском Селе сооружен Ш. памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кушелева, в Гостилицах Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, - дворец императрицы Александры Федоровны и проч. Из прочих трудов Ш. заслуживают быть упомянутыми перестройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в СПб., а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Зодчий высокого вкуса и мастерства
Пудостьский край по праву может гордиться своим знаменитым земляком, архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Он оставил неповторимый след в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга и его окрестностей. Неслучайно, являясь блестящим мастером стилизации, передовым новатором и знатоком архитектурных стилей он пользовался большим признанием у современников. Будущий зодчий родился 6 марта 1802 года в усадьбе своего отца, впоследствии получившей название «Мыза Ивановка» и был крещен в Гатчинской лютеранской церкви под именем Генрих. Будучи самым младшим сыном в семье, он рос болезненным мальчиком. В семье мельничного арендатора было принято говорить на родном немецком языке, однако Генрих, вскоре ставший Андреем, быстро освоил русский язык.

Мальчик получил хорошее домашнее образование и рано проявил стремление к изобразительному искусству, он прекрасно рисовал и очень любил возводить из местного известняка миниатюрные крепостные сооружения, замки и дворцы. В 1815 году он поступил учиться на архитектурное отделение императорской Академии художеств. Поскольку семья числилась иностранной, Иоганну Штакеншнейдеру приходилось платить за обучение сына. Юноша с отличием закончил Академию художеств после пятилетнего курса обучения. Андрей Штакеншнейдер сразу же был приглашен на службу в чертежную мастерскую «Комитета строений и гидравлических работ». В 1825 году он перешел на работу в «Комиссию о построении Исаакиевского собора» и определяется на службу к Огюсту Монферану на должность «рисовальщика по архитектуре». Талантливый зодчий, строитель знаменитого собора заметил в юном ученике незаурядные творческие способности. Этот период времени стал хорошей практической школой для молодого Андрея Штакеншнейдера.

Начало его деятельности в качестве архитектора, было положено в 1830-1833 годах удачным исполнением заказа графа А.Х. Бенкендорфа - перестройкой его имения Фалль (в переводе с немецкого - водопад) в Эстонии недалеко от Ревеля (ныне Таллинна), в модном тогда готическом стиле. Его распространение было связано с мощной волной романтического движения в литературе и искусстве тех лет. Замок Фалль сооруженный в духе средневекового замка в окружении выразительной прибалтийской природы впоследствии высоко оценили многие гостившие здесь художники, писатели, поэты. Первым творением тогда еще малоизвестного зодчего был восхищен и дважды побывавший здесь император Николай I.

С этого же времени архитектор был определен ко Двору великого князя Михаила Павловича и производит работы на Каменном острове в Петербурге, принадлежавшем тогда князю. Из Послужного списка Штакеншнейдера известно, что здесь он занимался изменением фасада и интерьеров дачи. В документе сообщается о работах, которые были выполнены «с совершенным искусством, прочностью и с соблюдением при том экономии». В 1837 году молодой зодчий совершил путешествие в Европу, занимаясь изучением старинных памятников архитектуры. Сохранились зарисовки сделанные Андреем Штакеншнейдером в Италии, Франции, Германии, характеризующие его как превосходного пейзажиста.

Важный вклад внес А.И. Штакеншнейдер в развитии нового направления в русской архитектуре ХIХ века - эклектики (свободного использования различных стилей), построив в 1833-1834 годах в одном из парков Петергофа «Никольский домик» - своеобразный павильон для кратковременного отдыха, внешне имитирующий усадьбу богатого крестьянина. Архитектор мастерски использовал приемы народного зодчества. «Никольский домик» послужил прекрасным образцом для возведения многих архитектурных «вариаций на русскую тему». Впоследствии Штакеншнейдер спроектировал «приказную избу», «царскую мельницу» и церковь Святой Александры в окрестностях Петергофа.

К выдающимся постройкам архитектора относится здание Мариинского дворца в Петербурге, предназначенное первоначально, для дочери Николая I - Марии Николаевны. К началу 1841 года дворец вчерне был уже практически готов, но его отделка продолжалась до конца 1844 года. Главный фасад здания зодчий скомпоновал в лучших традициях классицизма. В строительстве Мариинского дворца он применил немало технических новшеств: металлические конструкции, своды облегченных типов, штукатурку по металлической сетке - отдаленный прототип железобетона. Незаурядный талант архитектор проявился и в том и в том, с каким совершенством исполнена отделка его интерьера и как умело «вписал» он дворец в общее пространство площади.

Мариинский дворец был великокняжеской резиденцией почти сорок лет, а в начале 1884 году перешел в казну. В бывшем Танцевальном зале стал заседать Комитет министров, а Ротонда была отведена для заседаний Государственного Совета. Последующая история этого дворца была связана со многими событиями политической жизни. Строительство этого здания выдвинула Штакеншнейдера в число ведущих архитекторов России. В 1844 году совет Академии художеств «во уважение известных познаний и трудов по части архитектуры» присвоил ему звание профессора - без представления в совет специальной работы, как тогда обычно полагалось делать. А в 1854 году архитектор был назначен на штатную должность профессора архитектуры.

Этого зодчего по праву можно назвать самым продуктивным русским архитектором середины позапрошлого столетия. Великолепные сооружения по его проектам были построены в окрестностях Петербурга - Стрельне, Гостилицах, Знаменке, Михайловке и Сергеевке. В южной части Петергофского дворцово-паркового ансамбля им были созданы Ольгин и Царицын павильоны, Бельведер и другие очаровательные постройки, которые современники называли «оазисом вкуса и роскоши». А.И. Штакеншнейдер принимал участие и в реконструкции ряда фонтанов и зданий Нижнего парка в Петергофе. Барочный стиль в 1844 году вдохновил его на создание еще одной петергофской усадьбы - Собственной дачи, принадлежавшей императору Николаю I.

Выполняя императорские заказы, он работал в Крыму, где по проекту архитектора были сооружены оригинальный ансамбль царской виллы в Ореанде и монументальный храм-памятник на кладбище русских воинов, павших при героической обороне Севастополя в 1854-1855 годах.

Но особенно много работал А.И. Штакеншнейдер в Петербурге. Он был автором дворца построенного для князей Белосельских-Белозерских у Аничкова моста (1846-1848 гг.), Николаевского дворца (1853-1861 гг.), Новомихайловского дворца (1857-1861 гг.). Последний из перечисленных объектов, был построен по заказу великого князя Михаила Николаевича. Его пышный фасад, в композиции которого сочетаются элементы двух разных стилей барокко и ренессанса, явился одним из первых примеров нового этапа в развитии архитектуры того периода. Работал он и в зданиях Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажа, создав здесь несколько интерьеров, среди которых особенно впечатляет Павильонный зал. Среди его построек четырехэтажное здание казармы первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка, расположенное рядом с Эрмитажем на берегу Зимней канавки. По его проектам строится несколько жилых домов для петербургской знати, в 1840 году он руководил перестройкой дома графа Г. Г. Кушелева, расположенного на набережной Фонтанки. Штакеншнейдер активно работал в столичных пригородах: Ораниенбауме, Царском Селе, Павловске и в усадьбе графини А.А. Толстой «Пустынька», расположенной на берегу реки Тосны. В 1852 году по проекту архитектора бы построен загородный дом в усадьбе графа Г.Г. Кушелева в Лигово. В собрании музея-заповедника «Гатчина» хранится выполненный им проект дома жены титулярного советника Натальи Макеевой на Малогатчинской улице, выполненный в 1854 году.

Успешно продвигалась и служебная карьера зодчего, в течении нескольких лет приписанного к «Кабинету Его Величества», а с конца 1856 года именовавшимся «архитектором Высочайшего Двора». А. И. Штакеншнейдер заведовал всеми работами, производящимися в загородных императорских дворцах. В 1858 году он получил чин действительного статского советника. Будучи профессором архитектуры императорской Академии художеств, с 1854 года он занимался педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. Довольно удачно складывалась личная жизнь Андрея Ивановича. Он был женат на Марии Федоровне Холчинской. В 1836 году у молодой четы появился первенец - дочь Елена, оставившая яркие дневниковые воспоминания о семейной жизни. Впоследствии она стала основной наследницей родового поместья «Мыза Ивановка». Всего же в семье архитектора было восемь детей, из которых один умер в младенческом возрасте.

Многие годы, не имея казенной квартиры, семейство Штакеншнейдера занимало одну из квартир в доме при лютеранской кирхе Петра и Павла, на Невском проспекте. Но, для разрастающейся семьи эта квартира была тесной и не уютной, поэтому в 1852 году архитектор покупает старый дом с большим участком на Миллионной улице. Тогда же он полностью перестраивает дом и благоустраивает прилегающую к нему территорию. «Сегодня утром в 10 ? час. Заложен дом наш на Миллионной улице» - записал А.И. Штакеншнейдер в своем дневнике 8 июня 1852 года. Отделочные работы продолжались до осени 1854 года. Шикарный трехэтажный особняк, возведенный по проекту зодчего, выделялся своими необычными интерьерами. «Подъезд был с Мойки, вспоминала дочь архитектора Елена Андреевна. - Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственным казался шум падающих капель Лампы в других местах проливали какой-то теплый свет на растения, там все листья играли золотом… Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против шикарных дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой с кариатидами - предметом восхищения всех, и художников и не художников».

Уже вскоре дом на Миллионной улице стал одним из центров салонной жизни Петербурга. Супруга архитектора Мария Федоровна была видимо человеком очень образованным не заурядным. Её связывала дружба со многими известными деятелями отечественной культуры и искусства. Приглашенные гости собирались обычно по субботам: читали стихи, музицировали, пели песни, танцевали, обсуждали столичные новости. Круг приглашенных муз, был действительно велик, у Штакеншнейдеров бывали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, Г.П. Данилевский, Н.Г. Помяловский, А.Н. Майков, В.Г. Бенедиктов и другие. Самым частым гостем был поэт Яков Петрович Полонский, который даже одно время после смерти жены в 1860 году жил в доме архитектора. Среди посетителей гостеприимного дома на Миллионной улице были также архитектор А.П. Брюллов, академик и профессор живописи Ф.А. Бруни, мебельный мастер А. Гамбс, художники И.К. Айвазовский, И.И. Соколов и многие другие. Часто в салоне у Штакеншнейдеров отмечались всевозможные юбилейные торжества. «Субботы наши разрастаются, сегодня ждем видимо невидимо гостей, - сообщала в своем дневнике 4 ноября 1855 года дочь архитектора Елена Андреевна, - Будут, между прочим: Гончаров, Потехин, Данауров, Горбунов. Сегодня день рождения Бенедиктова, но и он хотел быть, когда приведет своих гостей. Майков обещал прочитать новое стихотворение свое «Земная Комедия». Особенно весело отмечался Новый год. «Мы живем ужасно шумно. Каждый день новые знакомства, и то спектакль, то маскарад, а теперь еще задумали пикники…- записала в дневнике Е.А. Штакеншнейдер 31 декабря того же года. Большим успехом пользовался домашний театр, на сцене которого устраивались любительские спектакли, главные роли в них исполняли знаменитые гости. Так, например, в 1856 году здесь была поставлена пьеса «Школа гостеприимства» написанная совместно писателями И.С. Тургеневым, Д.Г. Григоровичем и А.В. Дружининым. Поэт А.Н. Майков в письме к супруге архитектора сообщал: «Ах, милая Марья Федоровна, как бы я желал забраться к вам в ближайшую субботу и за два месяца вдруг узнать, что делалось в нашей литературе; ведь ваш дом есть художественно-литературный, один из немногих петербургских, который ценишь лучше, когда удалишься из Петербурга».

В дом архитектора приходили многие вольнодумцы, и даже будущие революционеры. Часто бывал известный демократ, профессор Военно-артиллерийской Академии, полковник П.Л. Лавров, один из идеологов народничества, который довольно смело, произносил здесь свои пламенные речи. «У нас был неожиданный гость, кумир гостиных наших, Лавров», - записала Елена Андреевна в своем дневнике. Петр Лаврович, друживший с Н.Г. Чернышевским, был автором русской марсельезы: «Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног!» Впоследствии ожидая предстоящего ареста, он просил Е. А. Штакеншнейдер спрятать важные запрещенные бумаги: письма и дневники. После знаменитого каракозовского выстрела 21 апреля 1866 года Лавров был арестован. Обыск в его доме на Фурштадтской улице ничего не дал: все бумаги были перевезены Еленой Андреевной на «Мызу Ивановку» и хранились там некоторое время. «Вещи Лаврова я не могла спрятать очень искусно на мызе, их было слишком много, - вспоминала Е. А Штакеншнейдер. - За всю нашу многочисленную супругу в случае обыска я ручаться не могла, к тому же управляющий и садовник были люди новые, которых я еще не знала. Ограждать себя я не думала. Раз я взяла вещи - вопрос был покончен». Будучи под арестом в Петербурге и во время ссылки в Вологодскую губернию она вела с ним активную переписку. Не менее любопытна и последующая история жизни ПЛ. Лаврова. Ему удалось бежать из ссылки за границу, вступить в 1-й интернационал, сражаться на баррикадах Парижской Коммуны. В 1871 году он познакомился и сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 1873-1876 годах был редактором журнала «Вперед», сотрудничал под различными псевдонимами во многих русских газетах и до конца своей жизни жил во Франции.

Разговоры и споры о самых насущных проблемах развития русского общества были нормой среди постоянных и «проверенных» гостей этого салона. Так, в 25 января 1858 году некоторые из них «почти весь вечер провели, запершись, наверху, в моей комнате, писала Елена Андреевна. - Они читали пятый и шестой номера «Колокола». Имя А.И. Герцена произносилось здесь довольно часто. Сам хозяин - А.И. Штакеншнейдер, человек правых взглядов, не приветствовал столь бурного развития вольнодумных мыслей в своем доме, поэтому многое от него скрывалось. Мария Федоровна, например, увидев в первый раз рукопись Герцена, переданную ее дочери, так испугалась, что сожгла ее, даже не прочитав. Однако потом, уединившись в своей комнате, перечитывала очередные номера запрещенного «Колокола».

Эта ставшая регулярной и практически повседневной суматошная жизнь, насыщенная роскошными приемами гостей и всевозможными праздничными событиями, не могла не отразиться на финансовой и бытовой стороне жизни семейства Штакеншнейдеров. Несмотря на хорошие проектные заказы денег не хватало. Андрей Иванович, уставший от светских увлечений жены и старшей дочери, не мог создать нормальных условий для воспитания младших детей. К тому же он нередко болел. Ему часто приходилось работать, закрывшись в мастерской или кабинете, среди царящего шума и гама. В такой обстановке было невозможно сосредоточиться, а заказов на проекты поступало много. Всё это привело в итоге к тому, что, хозяин дома был вынужден продать сначала свою дачу, расположенную на Петергофском шоссе, а в 1862 году расстаться и с домом на Миллионной улице. Этот резкий поворот событий стал шоком для Марии Федоровны, но изменить решение супруга уже не представлялось возможным. Все семейство переезжает на постоянное жительство на родину архитектора. Начинается новый, заключительный период в жизни А.И. Штакеншнейдера связанный с Мызой Ивановкой.

ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    (1802-65) российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский (ныне мэрия Санкт-Петербурга; …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Андрей Иванович , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1815-21, с 1834 - академик). Профессор …
  • АНДРЕЙ
    Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
  • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
  • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
    Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) — знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    ШТАКЕНШН́ЕЙДЕР Анд. Ив. (1802-65), рос. архитектор. Строил имп. и великокняж. дворцы, используя в духе эклектики ист. архит. стили,- Мариинский (ныне …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) ? знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Андрей, (Андреевич, …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    Андрей Иванович (1802-65) , российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
  • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
  • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
  • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
  • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
  • АНДРЕЙ, СВ. в Словаре Кольера:
    (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, …
  • АГЕНСТВО НЛС в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-11 Time: 11:14:07 Агентство помощи людям в нестандартных личных ситуациях - НЛС. = Сезон 1 = = Эпизод …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь. Адрес: Россия, 193000, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, …
  • МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва …
  • МАКАРИЙ (ТИЛЛИРИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Тиллиридис) (род. 1945), митрополит Кенийский. В миру Андрей Тилиридис, родился в 1945 году …

Русский архитектор, создатель выдающихся дворцовых ан­самблей и блистательных парадных интерьеров, Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 г под Петербургом на мызе Ивановка, вблизи Гатчины. Он происходил из семьи обрусевших немцев его дед кожевник - выходец из Германии, отец Иоганн арендовал участок земли у реки Пудость, построил дом, окружил небольшим парком. Усадьба стала называться Ивановкой. Здесь прошло детство будущего придворного архитектора Родители рано обратили внимание на склон­ность сына к рисованию и по достижении им 13 лет определи ли мальчика в Академию художеств. Способный юноша курс архитектурного обучения (1815-1820 гг.) прошел легко и по окончании сразу же получил заказ на составление памятника в форме древнегреческого храма в имении известного барона Николаи.

В 1824 году А.И. Штакеншнейдер поступает чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Спустя 4 года началась его служба архитектором рисовальщиком в комис­сии по возведению Исаакиевского собора. Одновременно с деятельностью в составе этой комиссии молодой специалист по­лучает от главного строителя храма О. Монферрана отдельную работу - выполнение эскиза Траурного катафалка «на Алек­сандра I». Результат творчества был замечен, оценен, и автор получил первый подарок по службе. В это время ему поручается переделка комнат императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, а вскоре в качестве архитектурного помощника привлекают к декоративному оформлению всего дворца. На талант­ливого и скромного труженика обращает внимание могуще­ственный шеф жандармов Бенкендорф. Граф поручает ему пе­рестройку в своем имении под Нарвой старинного замка в «го­тическом вкусе». Заказчик вы­полненной работой остался весьма доволен и представил молодого зодчего императору. Осмотрев постройку, Николай I - высококвалифицированный инженер, безошибочно распоз­нал выдающиеся способности А.И. Штакеншнейдера.

И.И. Тихообразов «Архитектор А.И. Штакеншнейдер», 1846. Государственный Русский музей.

С этого времени карьера зодчего вполне устроилась. Он стал широко популярен, заказы по­следовали один за другим. В 1833 году он был определен ко дво­ру великого князя Михаила Пав­ловича, проводил работы на Ка­менном острове, принадлежав­шем брату императора, а по распоряжению Николая I выпол­нил проект «Сельского домика». В 1835 году проект воплотился в жизнь - в окрестностях Пе­тергофа появляется Никольский домик. Постройка, задуманная в «русском вкусе», имитировала усадьбу зажиточного крестьяни­на, хотя в действительности предназначалась для кратковременного отдыха царской семьи во время прогулок по парку. Отражаясь в воде, домик велико­лепно вписывался в ландшафт на берегу большого искусствен­ного озера. Новый водоем был создан в южной части Петерго­фа, а на месте болот возникли обширные парки: Луговой и Озерковый. Архитектурная критика тех лет встретила эту построй­ку однозначно одобрительно.

В это время А.И. Штакеншнейдер становится академиком и по заказу принца П.Г. Ольденбургского (родственника импе­ратора) заново декорирует все интерьеры перешедшей к ново­му владельцу дачи князя А. Долгорукого на Каменном острове (наб. Малой Невки, 11).

Одновременно зодчий погружается в творческую работу - (создал 18 проектов) - по перестройке дворца Екатерины II в селе Коломенское под Москвой. А.И. Штакеншнейдер предпо­лагал построить новый дворец в традициях древнерусской архитектуры и создать целый ансамбль на берегу реки. Интерес­ный замысел зодчего не был реализован из-за превышения сме­ты предусмотренной постройки.

В 1836 году завершалось строительство первой в России желез­ной дороги «Петербург - Царское Село – Павловск». Для привлече­ния большего числа пассажиров было решено создать на конеч­ной станции увеселительно-развлекательное заведение - «воксал». Объявленный конкурс на проект здания «воксала» выиграл А.И. Штакеншнейдер. После открытия в 1837 года железнодорож­ного сообщения, Павловск стал одним из популярнейших мест летнего отдыха обитателей столицы. Хорошая акустика павиль­она, интересный репертуар, выступление европейских знаменито­стей (композитор И. Штраус и др.) удачно сочетались с возмож­ностью прекрасной прогулки по аллеям чудесного парка.

Вскоре старое слово «воксал» превратилось в «вокзал» и изменило свой смысл, так стали называть пассажирские здания на всех железнодорожных станциях России.

В эти годы в Павловске началось формирование двух новых кварталов Елинского (в междуречье Славянки и Тызвы) и Мариинского (на верхнем берегу плато Мариентальского пруда). Планировочной доминантой здесь стала декоративная крепость Бип. Центральное положение предполагаемых жи­лых кварталов как стыкующих две части города, кроме того, включение в жилой застройки уже ранее созданной архитекто­ром Ч. Камероном пейзажной планировки, требовали высоко­го художественного такта. Решение этой важной задачи было поручено А.И. Штакеншнейдеру и А.П. Брюллову, значи­тельный период творчества которых был связан с Павловском.

Формируя Мариинский квартал, зодчий выполнил десять проектов образцовых домов с классической системой построения и «готическими» элементами декора. Одна из построек - дом полковника Иванова (ул. Крупской, 5) сохранилась до на­ших дней. Застройка этих кварталов Павловска повлекла за собой массовое строительство новых, а также переделку старых жилых домов.

В 1837 г. А И. Штакеншнейдер был командирован Кабине­том за границу. Почти год провел в Италии, Франции и Англии, изучая памятники мировой архитектуры, где сделал множество зарисовок кистью и карандашом. Целые дни проводил на рас­копках Помпеи, изучая пропорции и конструкции древнерим­ских мастеров. Опыт, полученный при знакомстве с выдающи­мися архитектурными творениями, зодчий использовал в Рос­сии при возведении своих широко известных строений.

Возвращаясь домой, А.И. Штакеншнейдер некоторые начатые работы закончил, многие продолжил, а к другим приступил. В 1839-1844 годах он возводит два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин - в Колонистском парке Петергофа на ост­ровках Ольгиного пруда. Это была одна из самых последова­тельных и удачных стилизаций в «помпейском вкусе». Пол столовой Царицына павильона позднее был украшен подлинной античной мозаикой. Оба павильона, с присущим зодчему мастерством, органично вписались в ландшафт. За Колонистским парком находятся еще два больших парка - Озерковый и Луговой (Бельведерский). Главное здание в композиции Лугово­го парка - павильон Бельведер («Прекрасный вид») на Бабигонских высотах. Большое двухэтажное сооружение по своему облику напоминает древнегреческий храм. Его первый этаж ре­шен как массивный высокий цоколь из монолитных блоков розового гранита.

Второй этаж Бельведера со всех четырех сторон декориро­ван 28-ю полированными серебристо-серыми гранитными ко­лоннами. Сооружение богато оформлено монументальной скульп­турой. В 1856 году на гранитных постаментах по углам главного фасада были установлены две скульптурные группы П.К. Клодта «Укротители коней», выполненные в гальванопластике.

Бельведер, проектируемый как охотничий императорский дом, является доминантой окружающей местности. С его галерей открывается чудесный вид на Каскадные пруды, бесконечные дали и Финский залив. Павильон служил любимым местом отдыха Александра II, именно здесь состоялось его первое свидание с 17-летней фрейлиной княжной Е.М. Долгоруковой, позднее ставшей его морганатической супругой - светлейшей княгиней Юрьевской,

Одной из первых построек А.И. Штакеншнеидера после возвращения из длительного заграничного путешествия стал Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6), построенный для дочери царя,Ма­рии Николаевны (отсюда название дворца), вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Император считал, что пышность и богатство царского двора являются лицом власти, и не жалел огромных затрат на создание внешнего блеска императорских и великокняжеских дворцов и особняков. Дети Николая I были в свое время как полубоги, и все имели соответствующие их высочайшему положению жилища. Это было время наивысшего расцвета абсолютной монархии в России.

Дворец был построен за 5 лет (1840-1844 года), все это время новобрачные жили в Аничковом дворце - собственном дворце Николая I, со вступлением на престол переехавшим в Зим­ний дворец.

Мариинский дворец построен в стиле позднего классициз­ма. Занимает квартал на левом берегу Мойки у Вознесенского проспекта. Фасады дворца оформлены колоннами, декоративная разработка их очень умеренна. Анфиладу начинает парадная приемная герцога, за ней следует ротонда, освещенная верхним светом через купольное перекрытие на 2-ярусной колоннаде. К ротонде примыкает квадратный зал, позади него зодчий раз­местил зимний сад с паровым отоплением. В Петербурге еще нет водопровода, но А.И. Штакеншнейдер впервые устраивает здесь, а затем и во всех своих дворцах сантехническое оборудование: свинцовые водопроводные трубы и резервуары с водой, фильт­ры и ватерклозеты. Большая заслуга зодчего в удачной планировке дворца все жилые помещения выходили в сад, весь день ликующие солнце и тишина!

Помня о катастрофическом пожаре в Зимнем дворце зи­мой 1837 года, А.И. Штакеншнейдер стремился свою постройку сделать максимально огнестойкой, устраивая конструкции перекрытий и лестниц из металла. Постройка дворца стала пред­метом искреннего восхищения современников. «Дворец удив­ляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях».

Успехи зодчего не остались незамеченными - в 1843 году его избрали вольным общником Академии, а в 1844 году за строи­тельство Мариинского дворца А.И. Штакеншнейдера возводят в звание профессора Академии художеств. Позднее, в 1884 году, дворец был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного совета. Ныне здесь работают депутаты Зако­нодательного собрания Санкт-Петербурга.

Одновременно со строительством Мариинского дворца зод­чий строит для княгини Марии Николаевны и ее супруга летнюю резиденцию. На берегу Финского залива между Петергофом и Ораниенбаумом на мызе Сергиевка, приобретенной Николаем I у Нарышкина, возводит­ся двухэтажный дворец. Среди парка вырастает роскошная вилла, напоминающая постройки античных патрициев Раскопки Помпей позволили А.И. Штакеншнеидеру детально изучить архитектуру античных жилых домов и использовать в своих рабо­тах мотивы и декоративные приемы древних римлян.

Построенный дворец имел совершенно волшебный вид, отличался изяществом вкуса и был органично связан с рельефом. Новая летняя великокняжеская резиденция стала называться имением Лейхтенбергских.

Все эти и последующие годы труд зодчего был многократ­но востребован императором и членами его семьи. Наряду с монументальными сооружениями возводятся и незначительные по объему постройки. В начале 1840 года в Александрии - лю­бимом месте летнего отдыха императрицы Александры Федо­ровны - зодчий пристраивает к коттеджу столовый зал, орга­нично дополнивший новым объемом творение архитектора А.А. Менеласа.

С 1842 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в Крыму для супруги императора строится в Ореанде дворец со службами и устройством парка. Строительство продолжалось 10 лет, для наблюдения за работами зодчий дважды ездил в Крым. Новое прекрасное белоснежное здание со строгим фасадом, с класси­ческим фронтоном и кариатидами четко смотрелось на фоне южного неба. О нем с восхищением говорили очевидцы тех дней. Увы, здание не сохранилось, опустошительный пожар 1882 года уничтожил чудное творение мастера. Ныне на его месте распо­ложились постройки санатория.

Архитектурно-строительные и садово-парковые работы в окрестностях Петергофа не прекращались. В 1843-1850 годах на месте приморской мызы князя Долгорукого в районе Сергиевки зодчий превратил старый дом в изящный миниатюрный двухэтажный дворец. Построй­ка получила наименование «Собственная дача наследника-цесаревича» и использовалась для летнего отдыха великого князя Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Зодчий полностью изменил внутренний и внешний облики зда­ния, декорировав его с изысканной роскошью в стиле Людо­вика XV. Годы спустя плодовитый архитектор здесь же, на ме­сте деревянной церкви, возвел каменный храм. «Собственная дача» открыла новое направление в русской архитектуре - стилизаторское «второе барокко (необарокко)».

Наряду с деятельностью на Финском взморье А.И. Шта­кеншнейдер напряженно трудился и в Петербурге. В это вре­мя он работал при дворе великого князя Михаила Павловича и нередко выполнял заказы его сотрудников по артиллерийско­му ведомству. В 1843 году зодчий перестроил и отделал в новом вкусе жилой дом графа Кушелева на Фонтанке. Дом поражал гостей роскошью и хорошо сохранился до наших дней, нахо­дится наискосок от цирка на другом берегу Фонтанки.

По соседству, у Самсониевского моста (ныне мост Белин­ского), в доме 1/30 по ул. Самсониевской зодчий осуще­ствил красивую пристройку к угловой башне «Бельведер». Она примыкала к основному зданию со стороны Фонтанки, ныне, увы, утрачена безвозвратно. Дома, как и люди, на протяжении своего существования переживают взлеты и падения, расцвет и упадок.

1840-1850 годы являются периодом расцвета творчества А.И. Штакеншнейдера - это уже сложившийся мастер, выра­ботавший свой самостоятельный архитектурный почерк. Он ус­пешно продвигается по службе, становится действительным стат­ским советником. Этот гражданский чин по «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора или контр-адмирала, зод­чий не был обделен и наградами.

Разумеется, талант А.И. Штакеншнейдера в эти годы осо­бо ярко раскрылся при строительстве дворцов в Петербурге. В 1846 году он получает заказ князей Белосельских-Белозерских коренным образом перестроить особняк на углу Невского про­спекта и набережной Фонтанки, возведенный в начале 1800 года архитектором Тома де Томоном.

Зодчий приступил к работе и превзошел себя - создал на­стоящее «Палаццо», представительное и величественное. В ка­честве прототипа был взят старинный дворец графа Строганова на Невском проспекте, построенный архитектором Ф.Б. Растрелли. Фасады нового дворца выполнены в стиле зрелого русского барокко и вышли роскошными. Еще более парадны интерьеры дворца. Тонкая лепка, обильная позолота, зеркала, наборного дерева полы создают незабываемое впечатление роскоши и изящества. Все детали убранства свидетельствуют о высоком архитектурном мастерстве. Современники считали величественный дворец «совершенством в своем роде».

В конце XIX века дворец приобрел сын Александра II вели­кий князь Сергей Александрович. После его трагической кончины в 1905 году владелицей дворца стала его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре, удалившись от мирской су­еты и став настоятельницей одной из общин, она передала дворец своему воспитаннику, кузену Николая II - великому князю Дмитрию Павловичу. Именно в этом дворце он содержался под домашним арестом за участие в убийстве Григория Распутина.

До наших дней дворец хорошо сохранил свои первоначаль­ные черты. Здание признано памятником архитектуры и со­стоит под охраной государства

В 1853 году А.И. Штакеншнейдер получает очередной «высо­чайший заказ» - проектирование и строительство дворца для сына императора, великого князя Николая Николаевича.

Дворец, выполненный в стиле зрелого итальянского ренес­санса, расположен на углу Конногвардейского бульвара по со­седству с мостом (ныне мост Лейтенанта Шмидта) с отступом от красной линии.

Перед ним создан парадный двор, огражденный чугунной решеткой. Внешний облик 3-этажного здания проще и уме­реннее фасадов дворца Белосельских Белозерских, как и все­гда, планировка помещений, их взаимное расположение и связь были основательно продуманы зодчим. Просторные залы убраны с большой изобретательностью. К изнеженному, аристократическому стилю королевской Франции XVIII века А.И. Штакеншнейдер имел особое пристрастие и не упускал случая его применить Мастерство зодчего, его умение блестяще прояви­лись в разработке парадной лестницы. Это одно из самых интересных произведений не только его творчества, но и во всей мировой архитектуре XIX века.

В 1895 году дворец перешел в ведомство императрицы Марии Федоровны, и в память бракосочетания старшей дочери Александра III великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем здесь был открыт Ксенинский институт. Это закрытое учебное заведение благород­ных девиц для обучения и воспитания полусирот из дворянских семей имело 10 летний курс. Более 20 лет на фасаде дворца между 2-м и 3 м этажами была надпись крупными накладными буквами «Ксенинский институт».

А.И. Штакеншнейдер всегда был загружен работой, делал новые проекты, проверял все детали чертежей к нему (делали его помощники), создавал неповторимые интерьеры, посещал объекты строительства, бывал на обсуждении проектов его чертежей заказчиками. В 1854 году Академия художеств привлек­ла его к преподаванию в архитектурном классе. Уже в первый год у нового профессора свыше 20 учеников, через год - 34, а в 1858 г. - свыше 60 человек. У двух других профессоров (А.И. Бенуа, А.А. Тон) вместе взятых, в два раза меньше. Это сви­детельствует не только об огромной трудоспособности А.И. Штакеншнейдера, а также о таланте обучать и воспитывать.

Уже более 20 лет одаренный зодчий был женат на Марии Федоровне Холчинской, в браке с которой родилось 8 детей, но А.И. Штакеншнейдер все еще не имел казенного жилья и многие годы снимал квартиры. Долгое время семья жила в доме лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте, где с каждым годом становилось все теснее. Высокие гонорары за исполнение многочисленных архитектурных заказов позволили ему в 1852 году приобрести и в 1854 году реконструировать дом 10 на ул. Миллионной. Лицевой фасад дома при перестрой­ке получил новую отделку. Один из первых зодчий использовал специфический вариант архитектуры Флоренции XVI века. Его убранство дополнили барельефы с фигурами танцующих муз, хорошо сохранившиеся до наших дней.

Дом протянулся через весь квартал, выходя своей южной стороной на набережную Мойки, 9. В просторном доме удобно разместилась и многочисленная семья зодчего, и его архитектурная мастерская, быстро обрастающая штатом сотрудников. В этом доме А.И. Штакеншнейдер создавал проекты двор­цов сыновей императора, а также проекты других видных зда­ний.

В 1855-1862 годах, дом зодчего был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. Здесь, на «субботах», собирались архитекторы и поэты, артисты и писатели, художники и философы. Позднее, в связи с болезнью Андрея Ивановича, обострившейся в начале 1860 годов, семья была вынуждена продать свой дом и переехать в родную Ивановку. Здание было перестроено в доходный дом, на месте зимнего сада, где росли бананы и другие экзотические фрукты, был воз­веден многоэтажный флигель.

В начале 1970 годов были попытки архитектурной общественности и властей города отдать должное памяти выдающегося архитектора XIX века и создать в его творческой мастерской мемориальный музей. Увы, благим пожеланиям не суждено было свершиться. Ныне в 4-этажном доме А.И. Штакеншнейдера располагаются многочисленные отделы «Ленстройматериалов», иные помещения сданы в аренду зубной поликлинике и т. п.

Неподалеку от собственного дома на восточном берегу Зим­ней канавки (ул. Миллионная, 33) в 1853-1857 годах шло строи­тельство казармы для 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. Император на это сооружение обращал особое внимание. Возведение казармы осуществлялось под надзором академика В.П. Львова, при регулярном освидетельствовании членами комиссии, в которую входил и придворный архитектор. Казарма была осмотрена в 1857 году, и члены ко­миссии признали: «Сколько по наружному осмотру судить мож­но, выстроена правильно, прочно, чисто и сходно высочайше утвержденных чертежей».

Долгое время (вплоть до последних дней) историками авто­ром проекта казармы назывался А.И. Штакеншнеидер. Не­сколько ранее он рядом с будущей казармой вел работы в Малом Эрмитаже. В Белом зале с легкими мраморными арка­дами зодчий разместил 8-угольный фрагмент античного моза­ичного пола, привезенного из Помпеи, погибшей в 79 году при извержении вулкана Везувия. В непосредственной близости с этим всемирно известным объектом А.И. Штакеншнеидер в 1851-1859 году перестроил Старый Эрмитаж, завершив ответ­ственными работами на парадной лестнице, ведущей в помеще­ния Государственного Совета.

В эти же годы, невдалеке от собственного дома, на Французской набережной он реконструирует жилой дом 1/24. Одно временно выполняются заказы в Крыму и Новгороде, в Павловске и Петергофе - от императорских и великокняжеских дворцов и особняков до жилых домов и казарм, от павиль­онов до культовых сооружений. В своих работах зодчий эк­лектически использовал исторические архитектурные стили, вне­дряя элементы прошлого в новых сочетаниях.

Несомненно, очередной творческой удачей являются па­вильоны в Колонистском парке Петергофа. На островках Ольгиного пруда зодчим возведены два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин. Построенные в «помпейском вкусе», они являются одними из самых последовательных и удачных стили­заций. Оба павильона органично вписались в ландшафт.

По соседству с павильоном Бельведер здесь же, на Бабигонских высотах, зодчий в 1851-1854 годах построил церковь свя­той царицы Александры - одно из наиболее замечательных произведений «русского стиля». В этой постройке удачно по­вторены силуэтные построения и детали, характерные для мос­ковских церквей XVII века. Храм отлично вписан в живопис­ный холмистый ландшафт. В годы Великой Отечественной вой­ны церковь сильно пострадала и нуждается в помощи спонсоров для проведения срочной реставрации.

Постройки А.И. Штакеншнейдера и других архитекторов в центре Петербурга тактично дополняли сложившиеся ранее ансамбли и инженерные сооружения. В 1854 году на стыке раз­водного пролета Благовещенского моста была поставлена ча­совня, посвященная святому Николаю - покровителю морепла­вателей, в формах «русско-византийского стиля», официально предписанного для культовых зданий. Автором проекта явля­ется придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Среди других широко известных работ А.И, Штакеншней­дера в окрестностях Петергофа находятся две знаменитые ве­ликокняжеские усадьбы - Знаменка и Михайловка, располо­женные западнее Стрельны, и дворец в Гостилицах, принадлежавший князю А.М. Потемкину, родному племяннику фаворита Екатерины II.

Последней крупной работой талантливого архитектора была постройка дворца для младшего сына императора великого кня­зя Михаила Николаевича Ново-Михайловский дворец, заложен­ный в 1857 году на Дворцовой набережной, 18, был завершен в 1861 году одновременно с Николаевским дворцом.

Новый великокняжеский дворец имеет большие размеры, но не играет активной градообразующей роли, он встал в ряды других дворцов и особняков. Ново-Михайловский дворец меньше Николаевского, но оформлен еще пышнее. Карнизы, фронтоны, наличники и т. п придают фасаду изысканность и богатство, выделяя здание среди окружающей застройки.

Колонны из каррарского мрамора, перрактовая скульптура, кариатиды придают дворцу, имитирующему стиль барокко XVIII века, парадный вид. В интерьерах здания пышная лепка, декоративная роспись, мраморная облицовка, кожаная с позоло­той обивка стен, панелей и изделия из ценных пород дерева. Перед парадным подъездом зодчий создал сложную компози­цию перильных ограждений и осветительных фонарей-торшеров. Ныне во дворце находится отделение Института востоковедения и Института археологии Академии наук.

В личном плане А.И. Штакеншнейдер был контактный и доброжелательный человек. Многие его ученики, став архитекторами, продолжали трудиться вместе с учителем. Долгие творческие годы зодчий тесно сотрудничал со скульптором Д.И. Иенсоном (1816-1902 гг.). Фигуры атлантов, кариатид, барельефы и другие произведения талантливого мастера вопло­щены в Мариинском, Николаевском, Ново-Михайловском и других дворцах и особняках. Результатом совместного труда архитектора и скульптора стал памятник президенту Медико-хирургической академии Я. В. Виллие, установленный в 1859 году на углу Сампсониевского проспекта и Самарской улицы перед новым корпусом академии. Авторы памятника-шедевра русского искусства - архитектор А.И. Штакеншнейдер и скуль­птор Д.И. Иенсон.

Яков Васильевич Виллие, ярко одаренная личность, умер в 1854 году. Его 2-этажный особняк находился на Английской набережной, 74. В 1830 году он предоставил во флигеле своего дома квар­тиру выпускнику Медико-хирургической академии талантливо­му хирургу штаб-лекарю А.Д. Бланку. Здесь, 28 февраля 1835 года родилась его дочь Мария Александровна - мать Владимира Ильича Ленина.

Напряженная работа А.И. Штакеншнейдера требовала огромных затрат сил, а они иссякли. Последние годы зодчий страдал болезнью легких, для лечения кумысом выехал весной 1865 году из любимой Ивановки в Саратов. На обратном пути слег в Москве, здесь 8 августа 1865 году великий труженик скончался. Похоронен под Санкт-Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне - ныне здесь поселок Володарский. А.И. Штакеншнейдер, происходивший из семьи обрусевших немцев, имевший русскую жену, русских друзей, проведший всю жизнь в России, чувствовал себя русским. Творения выдающегося русского зодчего принадлежат к числу немногих архитектурных памятников, чья художественная ценность сохранялась в течение всего времени их существования

В ряде случаев он выступал инициатором развития многих архитектурных стилей и проявил в своих произведениях высочайшее профессиональное мастерство, блестящую эрудицию и тонкое чувство стиля. В его творчестве слились различные формы, в них ярко видно сильное влияние западного вкуса, русского материала, климата и обычая.

«А И. Штакеншнейдер - один из самых талантливых и пло­дотворных русских зодчих, работавших в XIX веке, принадлежал к поколению архитекторов, вышколенных на строгости классицизма и затем отдавших свои силы на самые разнообразные прихоти вкуса». (Л. Н Бенуа, Н Е Лансере).

До сих пор неизменно вызывают особый интерес проекты, строго документальные планы участков, фасады зданий, ин терьеров, исполненные великим архитектором и находящиеся в собрании НИИ Академии художеств, чьим выпускником и преподавателем был Андрей Иванович Штакеншнейдер.

В начале 1845 года Мариинский дворец придворной конто­рой великой княгини Марии Николаевны был принят. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали «Можно сказать утвердительно, что этот Дворец принадлежит к числу изящ­нейших европейских зданий по художнической отделке зал. Это архитектурное произведение есть целое поэтическое со­здание, которое найдет толпу подражателей и будет иметь у нас благое влияние на архитектурные украшения внутренностей великолепных зданий не вычурными убранствами, не массами серебра и золота, а простыми, зрело обдуманными классически ми формами».

Труд зодчего Андрея Штакеншнейдера очень высоко оцени­ли многие его современники. Не остались в долгу и царствую­щие заказчики. За создание дворца у Синего моста Андрей Иванович получил орден Святого Станислава 2-й степени и 5 тысяч рублей серебром. «За особое искусство и отличные познания в архитектуре» он был удостоен звания профессора без испол­нения программы по выбору Академии художеств. Это был исключительный случай.

Совершенно особую награду придумала ему великая княги­ня Мария Николаевна. По воспоминаниям ректора Академии художеств Федора Иордана, приглашенного на бал в Танце­вальном зале Мариинского дворца, Мария Николаевна подозва­ла к себе на балу профессора скульптуры Николая Пименова и сказала «Ты мне, Николай, должен сделать бюст Штакеншней­дера, он достоин красоваться в этой зале». Потом Ф.И. Иор­дан писал. «Я слышал, что бюст его действительно был поставлен во дворце великой княгини».

В 1885 году этот эпизод подтвердила газета «Петербург­ский листок». «В одной из зал Мариинского дворца и поныне находится бюст Штакеншнейдера, поставленный здесь еще при жизни, в награду за постройку».

Выдающийся русский зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер, как ни один зодчий был отмечен таким образом. Его архитектурные шедевры продолжают радовать поколение XXI века россиян и многих гостей Северной столицы.

Штакеншнейдер - архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные и Петергофа. Об этом замечательном человеке мы и расскажем в данной публикации.

Ранние детские годы архитектора

Родился Штакеншнейдер Андрей Иванович 22 февраля 1802 года на территории могущественной Российской империи. Дед будущего архитектора был уроженцем одного из крупнейших городов Севера Германии - Брауншвейга. Он был известным мастером, способным изготавливать различные вещи из натуральной кожи животных. А когда слава о его мастерстве дошла до российского императора Павла, его пригласили в столицу. Позднее дед решил остаться в России. Он женился, и на свет появился отец Андрея Ивановича.

Сам же Андрей родился в стенах фамильной фермы, где ранее проживало все семейство Штакеншнейдеров. Практически все свое детство маленький архитектор провел на мельнице, на которой работал его отец. Когда будущему мастеру исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Императорскую академию художеств. Однако из-за того, что особых талантов он так и не проявил, после окончания учебы его определили в комитет гидравлических работ и строений. Именно там наш архитектор Штакеншнейдер некоторое время работал, занимая должность рядового чертежника.

Разнообразие профессиональной деятельности

По истечении четырех лет работы чертежником наш герой получил выгодное предложение, благодаря которому он устроился на новое место работы. На этот раз его ожидала должность архитектора-рисовальщика.

Так он и попал на возглавляемое специальной комиссией по сооружению. Здесь он и проявил себя как талантливый архитектор. Штакеншнейдер позднее был замечен другим известным строителем и архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром. Именно он пригласил нашего героя для работы над Зимним дворцом.

Уход с работы и занятия частной практикой

В какой-то момент архитектор Штакеншнейдер решил, что ему самое время заняться частной практикой. В начале 1831 года он ушел из комиссии и с большим удовольствием занялся частным строительством. Одной из первых самостоятельных его работ стало проектирование графского дома. Имение принадлежало А. Х. Бенкендорфу.

После того как наш герой удачно справился с поставленной перед ним задачей, граф рассказал о нем императору. В итоге талантливого архитектора пригласили в один из самых богатых домов СПб. Штакеншнейдер практически сразу заполучил расположение Николая I.

Все чаще он стал получать индивидуальные заказы от императора. И спустя некоторое время стал практически единственным архитектором, которому доверяли строить не только огромные имения, но и княжеские, царские дворцы. И так было вплоть до самой смерти архитектора. Он длительное время работал и проектировал недвижимость царских и привилегированных лиц, получил почетное звание личного архитектора дворца Его Величества.

Первые награды и обучение за границей

Если верить сведениям из биографии, Штакеншнейдер впервые получил признание в 1834 году. В это самое время он активно работал над проектом «небольшого дворца императора», за который и получил многообещающее звание академика.

Однако, несмотря на это, наш герой чувствовал, что ему катастрофически не хватает опыта. При этом ему удалось добиться поддержки государя, и за счет государственного пособия выехать за границу на обучение. Так, он посетил Англию, Францию и Италию. А вернувшись, от представителей получил почетное звание профессора второй степени.

Работы над Мариинским дворцом

За время своей жизни Андрей Иванович проектировал и возводил здания различной сложности. Ему удалось побывать в Москве, Крыму, Санкт-Петербурге, Новгороде, Таганроге, Петергофе и даже Царском Селе. Во всех этих местах он довольно успешно работал и творил. Критики высоко оценивали его работы и утверждали об особенностях его строгого и одновременно демократичного стиля. Одним из самых величественных зданий, которое архитектору удавалось когда-либо построить, является Мариинский дворец.

Это здание, находящееся на красивейшей Исаакиевской площади, наш герой спроектировал в 1839 году. Строительство же дворца было окончено в 1844 году. О том, какие здания и дворцы Штакеншнейдер построил, помимо данного сооружения, где в настоящий момент находится резиденция Санкт-Петербургского Законодательного собрания, мы расскажем ниже.

Другие выдающиеся творения великого автора

Благодаря своему пытливому уму и прекрасной фантазии наш герой создал дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Напомним, что это уникальное строение в стиле необарокко было возведено в период между 1846 и 1848 годами.

Среди многочисленных произведений знаменитого архитектора можно встретить не только дворцы, но и детские больницы, часовни, дачные резиденции и многое другое. Например, в начале 1835 года была смоделирована и затем построена частная вилла известного актера кино Женьеса. Ровно через год наш герой работал над возведением дачного участка для Званцовых. А в 1834 году М. И. Мордвинова.

Известные постройки в Петергофе

Окрестности Петергофа и сам город стали прекрасным местом для вдохновения нашего мастера. Здесь он активно работал над планом великолепных пейзажных парков: Лугового и Колонистского.

Затем он думал над некоторыми элементами Колонистского парка отдельно. Так, нашему автору принадлежат зарисовки сразу двух павильонов: Ольгина и Царицина. Интересно, что Ольгин павильон создавался по заказу императора Николая I и в честь его дочери. Ее звали Ольгой. Сама постройка похожа на неаполитанскую башню, частично выступающую своим цоколем из-под воды.

Царицин же павильон возводился строго по просьбе супруги императора Александры Федоровны. Своими внешними признаками он походил скорее на старинное древнеримское здание, нежели на классическую постройку времен Николая I.

Величественные павильоны в различных парках

Андрей Иванович занимался планированием и двух других павильонов в живописном Луговом парке. Один из них - Розовый павильон, или «Озерки». По словам критиков, именно он был центральной композицией всего парка. Его строительство началось в 1845-м, а закончилось - в 1848 году. Второй - Бельведер, представлял собой двухэтажное здание, построенное из довольно массивных гранитных блоков.

В начале 1727 года наш герой затеял строительство дворцово-паркового ансамбля на собственной даче императора Петра II. Затем под чутким руководством архитектора была построена церковь Святой Троицы, дворец, оранжерея и домик для садовника в дворцово-парковом ансамбле XIX века. Далее был дворец в Знаменке, Фермерский дворец и Львиный каскад. Об этом удивительном объекте мы и расскажем далее.

Уникальный каскад в Дворцово-парковом ансамбле Петергофа

Во время проектирования Нижнего парка знаменитый архитектор применил принцип создания каскадных фонтанов. Считалось, что, таким образом, дворец, строящийся на территории парка, будет дополнен эффектным уголком живой природы. При этом изначально над проектом работал небезызвестный итальянский архитектор Николо Микетти. Но его идея сомкнуть кольцо каскада в пределах Эрмитажной аллеи так и не была воплощена в жизнь.

В период между 1854-1857 годами проект каскада был полностью переделан. На этот раз за его основу взяли проект А. И. Штакеншнейдера. По предварительным данным, он предполагал существенное увеличение изначальных размеров бассейна и добавление 14 колонн, высота каждой из которых составляла 8 м.

Между колоннами также установили 12 своеобразных мраморных чаш. Из старых декоративных элементов автор решил оставить маскароны (комические изображения мифических животных) и большие фигуры львов, из пасти которых выходили струи воды. Посреди колонного пантеона красовалась фигурная статуя «Нимфа Аганипа». Все, кто видел данный каскад, описывали его как нечто невероятно красивое, строгое и одновременно сказочное.

Несколько слов о личной жизни архитектора

Чрезвычайная занятость архитектора не помешала ему наладить и свою личную жизнь. Находясь на пике своей головокружительной карьеры, автор многочисленных работ встретил женщину, в которую сразу же влюбился. Это была Мария Федоровна Халчинская.

Спустя некоторое время после совместной жизни у супругов родилось 8 детей. Примечательно, что все они, кроме самой младшей Зинаиды, которая умерла в детстве, стали известными личностями. Например, дочь архитектора Елена во время своей бурной молодости стала писать мемуары. Позднее она даже открыла свой Сын архитектора Николай долгое время проживал в Петербурге. Он любил рисовать, увлекался архитектурным искусством и даже построил один из домов в Харькове.

Еще один сын Андрея Ивановича Александр окончил театральные курсы и стал одним из излюбленных артистов в Императорском театре. Однако у столь талантливого человека, как Штакеншнейдер, были и другие дети, которые не стали посвящать свою жизнь искусству.

Например, именно таким был его сын Адриан. После получения высшего образования он отправилась работать в канцелярию Немного позже он перебрался в Киев, несколько лет пожил в Харькове, где и возглавил судебную палату. Сын Владимир также с головою ушел в юриспруденцию. Дочери Мария и Ольга удачно вышли замуж и уехали жить за границу.

Память будет жить вечно

Андрея Ивановича уже давно нет в живых. Он умер в начале августа 1865 года. На момент смерти ему исполнилось 63 года. Память о нем продолжает жить в сердцах и умах наших соотечественников. А его величественные творения будут и дальше радовать туристов и местных жителей.