Когда пойти гиперактивному ребенку в школу. Гиперактивный ребенок в школе. Как помочь ему учиться? О лечении детей с сдвг

Рекомендации родителямНу вот и настал момент, когда перед вами и вашим ребенком уже больше не стоит выбор «идти или не идти?». Школа - это не детский садик, идти в нее придется, и именно с нее начинается настоящее приобщение ребенка к «взрослой» жизни, жизни со своими обязанностями, необходимостью делать то, что не нравится, жертвуя тем, что нравится и ну очень хочется сделать.
Если ваш ребенок хотя бы год ходил в детский сад, то многое не будет для него в новинку, если же нет, то тогда процесс адаптации к школе может занять чуть дольше времени.

Что можно и нужно учесть, отправляя малыша в первый класс, каким образом можно снизить стресс, возникающий при столкновении с новым, необычным, не всегда приятным и не всегда комфортным миром школы.

Прежде чем начать думать о том, что необходимо учесть при выборе школы для гиперактивного ребенка, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что школа ни в коем случае родителей не заменяет и не снимает с них обязанности продолжать заниматься развитием и воспитанием своего ребенка. В школе ребенок может только проявить то, что вы в него уже заложили и продолжали закладывать. Все основы хорошего тона, воспитанности, терпимости к людям, все качества, необходимые для успешной учебы и просто для жизни: терпение, аккуратность, трудолюбие, расположенность к людям, умение думать не только о себе, но и том, кто рядом, и т. д. воспитываются и приобретаются не в школе, а только и исключительно в семье.

Воспитывается же и приобретается все это не путем постоянного использования различных способов «воспитательного воздействия», но только путем наблюдения ребенка за вами, путем, как это ни прискорбно, вашего личного примера. Отчасти вы заметили это, когда ребенок учился говорить, - он повторял абсолютно все ваши словечки и высказывания, даже те, которые вы не хотели бы, чтобы он повторял. То же самое касается и поступков, и выбора линии поведения в жизни.

Как нам кажется, при выборе школы для дошкольника должны быть учтены два основных момента:

  1. до школы должно быть удобно добираться;
  2. учитель начальных классов должен быть добрым и любить детей (по возможности).

И - на этом все. Школа может быть любой - самой простой муниципальной, находящейся во дворе дома, где вы живете, главное, она должна соответствовать данным требованиям.

Если школа находится в другом конце города, то необходимость раннего подъема, непременная нервотрепка, связанная с пробками, опасением опоздать, вашей связанностью - что делать три-четыре урока, до дома только доберешься, уже нужно ехать обратно, одного ребенка не отпустишь никак, - все это будет служить дополнительным источником нервозности и создавать дополнительный стресс. Это не полезно для любого ребенка, а для гиперактивного - тем более.
Учитель начальных классов должен любить детей - это обязательное условие.

В начальной школе интерес ребенка к познанию окружающего мира еще очень высок, но, с другой стороны, в этот период ребенок особенно раним и чувствителен к негативным воздействиям со стороны окружающих. Он учится познавать мир, определять, как, когда и на что нужно реагировать. Поведенческие стереотипы, складывающиеся в начальной школе, крайне сильны. Если на данном этапе отбить у ребёнка охоту к учёбе, то восстановить будет практически невозможно - потребуется ждать, пока у вашего ребенка возникнет осошинная необходимость в получении знаний, то есть фактически его изрослоети.

Главным «убийцей» детского интереса к учебе является страх. Если по каким-то причинам посещение школы и пребывание в ней ассоциируется у него со страхом и вы вовремя не заметите и не решите данной проблемы, то не исключено, что на долгие годы школа станет самым нелюбимым местом в мире.

Что касается обучения в различных гимназиях, дополнительных занятий (имеются в виду учебные занятия - языки, математика и т. д., а не развивающие - танцы, рисование, гимнастика и т. п.), то хочется, чтобы вы просто знали - физиологичной нагрузкой для ученика начальных классов является нагрузка в три-четыре урока в день. Причем в первом классе длительность урока должна быть не более тридцати минут, постепенно увеличиваясь до сорока минут.

Кроме того, гиперактивный ребенок по определению не способен концентрировать на чем-то свое внимание дольше десяти-пятнадцати минут подряд. Нагрузка, превышающая данные нормы, является нефизиологичной и создает предпосылки для возможного возникновения трудностей не только психологического характера (вызванных стрессом на фоне постоянных перегрузок), но и характера физического (как известно, именно стресс и постоянные перегрузки являются причиной многих болезней).

Итак, основные требования к школе мы вам привели, все остальное вы можете решить сами, когда сядете «семейным советом» и определите, чего вы ждете от школы для своего малыша. Решая данный вопрос, не забудьте поинтересоваться и мнением самого ребенка, возможно, его отношение к данной теме весьма вас удивит.

Теперь немного о том, что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе максимально комфортно.

Ваши действия должны быть направлены по трем основным направлениям:

  1. психологическая подготовка и выработка социальных навыков, необходимых для нормальной адаптации в школьном коллективе;
  2. физическая подготовка: школа - это и большая физическая нагрузка, прежде всего, если ваш ребенок здоров, физически крепок, то ему гораздо легче будет перейти в новую ипостась;
  3. формирование необходимых учебных навыков. Попробуем чуть более подробно разобраться в том, что мы можем сделать для своего ребенка в каждом из этих направлений.
Психологическая подготовка и выработка необходимых социальных навыков

Школа - это уже совсем другой уровень познания ребенком окружающего мира. Это полная смена способа познания окружающего мира. Если в дошкольном возрасте основным средством познания мира была игра, то в школе ребенок должен осваивать новый вид деятельности - учебную.

Конечно, при посещении занятий для подготовишек, в детском садике, дома с мамой ребенок уже сталкивался с учебной деятельностью - у него были и занятия письмом, и устным счетом, и чтением.

Но все-таки это не была его основная деятельность. Он занимался всем этим как бы «факультативно» во время, остающееся свободным от игры.

Когда ребенок идет в школу, то ситуация меняется с точностью до наоборот. Теперь основной его «работой» становится учеба, а играть он может во время, остающееся свободным от учебы. Это очень сложно и трудно для ребенка. Ребенок консервативен по своей природе и крайне неодобрительно относится к любым глобальным переменам в своей жизни - инстинктивно он воспринимает их как угрозу своему знакомому и привычному миру. Особенно это касается ребенка гиперактивного - привычный и однообразный распорядок дня, скрупулезное следование действий друг за другом в течение всего дня - единственное спасение для его еще не совсем сформировавшейся и склонной к перевозбуждению психики.

Поэтому со школой нужно поступать так же, как вы поступали ранее с детским садом - начинать привыкать заранее и постепенно. Для гиперактивного ребенка крайне важно посещать подготовительные курсы - они помогут сделать переход от игры к учебе более плавным, постепенным.

Очень важно, особенно если вы не посещали детский садик, самой заниматься с ребенком и понемногу переходить к тому, чтобы ваши занятия напоминали уроки по своей структурной организации - было четкое начало и завершение урока, вырабатывались и закреплялись правила, свойственные школе, - не прерываться и не уходить без разрешения, учиться контролировать свое поведение, учиться сидеть смирно и не мешать соседу - в роли соседа можно использовать старших брата или сестру или просто друзей вашего ребенка.

Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается ребенок при поступлении в школу, является высокий уровень самостоятельности. Здесь уже нет ни родителей, ни даже воспитательницы с нянечкой, которые постоянно помогали ему справляться с простыми и повседневными делами - обслуживать самого себя, содержать в порядке рабочее место за своей партой, ходить в столовую и т. п. К этому ребенка тоже нужно заранее и постепенно приучать. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

Приучайте ребенка к жизни в коллективе, особенно если он не ходил в садик. Ему будет очень сложно привыкать одновременно к новому виду деятельности - к урокам и к необходимости проводить много времени и вместе что-то делать в большом коллективе. Развивайте у него одновременно и способность к продуктивному сотрудничеству, и способность постоять за себя, отстаивать свое мнение и отвоевывать свое место под солнцем.

Ну и, наконец, главное, что может обеспечить нормальную психологическую адаптацию ребенка к школе, - это тесный эмоциональный и психологический контакт с вами. Ребенок должен доверять вам, у него должно быть желание и развитая вами привычка постоянно рассказывать о том, что он сегодня делал, видел, думал, привычка откровенно говорить о тех проблемах, с которыми он сталкивался в течение дня. Между вами и ребенком должно быть доверие.

Вам следует интересоваться тем, что происходило с ним, не делая при ребенке акцента на том, что вы считаете проблемой, а он, возможно, пока еще не знает, как к этому относиться, но делая все возможное для того, чтобы проблему разрешить.

Главное - никогда не паниковать и, даже паникуя, не показывать своей паники ребенку. Ну да, он подрался и пришел домой с синяками, но ведь это неизбежно, драться нужно тоже учиться, поэтому лучше для вас, чтобы вы просто в такой ситуации разобрались, в чем причина, подсказали возможные пути мирного разрешения подобных ситуаций на будущее и научили ребенка правильно драться (правда лучше, если это сделает папа, мама по определению не способна научить правильно драться) на тот случай, если все-таки ситуация будет не разрешима мирным путем.

Физическая подготовка

Учеба - это не только эмоциональный стресс для ребенка, но и работа, требующая достаточно большой затраты физических сил. Как ни странно, но для того, чтобы сидеть на месте и делать уроки или слушать учителя, ребенку нужно гораздо больше физических сил, чем для того, чтобы целый день носиться по полям и весям.

Поэтому вы должны заблаговременно позаботиться о том, чтобы ваш ребенок был в хорошей физической форме и был способен выдержать физическое напряжение спокойного сидения в течение трех уроков и затем еще во время выполнения домашнего задания.

Кроме того, регулярные физические нагрузки - это еще и замечательное дисциплинирующее, развивающее упорство и способность к повторению одних и тех же действий средство. Регулярные физические нагрузки - это и лучшее «укрепляющее организм вещество», действующее не хуже самых современных витаминов.

Регулярные физические нагрузки нужны мамам и папам постоянно, не только во время подготовки их ребенка к школе, но подготовку ребенка к школе можно использовать в качестве средства, стимулирующего папу лишний раз сделать с ребенком зарядку, а маму - лишний раз пройтись с ребенком пешком до магазина или до ближайшего парка. В любом случае регулярные физические нагрузки могут оказаться отличным средством для "создания более спокойной атмосферы в семье".

Формирование необходимых учебных навыков

Если бы нас с вами сейчас заставили поступать в первый класс, то не исключено, что мы просто-напросто не сдали бы столь модный сейчас для дошколят экзамен или не прошли бы не менее модное собеседование. Требования, предъявляемые к уровню знаний первоклашек, столь высоки, что иногда задаешься вопросом - а для чего они идут в школу, если они уже и так знают все, что может реально пригодиться им в жизни?

Тем не менее все-таки нам придется соответствовать требованиям современной школы, и, даже если до этого вы считали, что не стоит омрачать ребенку детство лишними занятиями и ограничениями двигательной активности, все же непосредственно перед поступлением в школу придется всей семье вновь основательно засесть за учебник и пройти «школьную программу», необходимую для поступления в школу.

Требования, предъявляемые разными школами, настолько различны - в какой-то школе достаточно просто знать алфавит, иметь начальные навыки письма, уметь читать несложные тексты, а в какой-то необходимо владеть чуть ли не всеми арифметическими действиями, читать вслух с хорошей техникой чтения, быстро и без ошибок, уметь пересказывать тексты, писать небольшие сочинения и тому подобное. Поэтому в данном случае следует поступить точно так же, как вы когда-то поступили с детским садом, - когда вы определитесь со школой, необходимо пойти и узнать у учителей начальных классов либо у администрации школы, что должен знать ребенок, приходящий к ним в первый класс.

Кроме этого, опытные учителя начальных классов советуют родителям действовать в двух направлениях - развивать мелкую моторику руки и прививать навыки и интерес к чтению.
Развитие мелкой моторики руки необходимо для формирования навыков графики, то есть умения правильно писать буквы.

У детей дошкольного возраста мышцы кисти еще недостаточно развиты, поэтому зачастую плохой почерк и неправильно, неаккуратно написанные буквы связаны не с тем, что ребенок не хочет хорошо выполнить письменное задание, а с тем, что он просто не может - мышцы кисти, отвечающие за точность движений, недостаточно развиты.

Учителя начальных классов (Е.Л. Максимова) советуют выполнять такие простые и часто интересные для детей упражнения, как штриховка и обведение. Для развития мышц, отвечающих за мелкую моторику, вы можете приучать ребенка не просто раскрашивать картинки в раскрасках, но штриховать их ровными, желательно с одинаковым интервалом, штрихами.

Вы можете сами придумывать картинки, использовать трафареты, кстати, обводить трафареты - это тоже хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук. Данные упражнения легко превратить в игру, однако, выполняемые регулярно, они помогут вам избежать в дальнейшем проблем с каллиграфией. Очень важно «поставить» руку ребенка, развить ее, подготовить к такой сложной работе, как письмо.

Что же касается навыков выражения мысли, то, как правило, от дошкольника при поступлении в школу требуют, чтобы он умел внимательно слушать чтение книги или рассказ взрослого, понимал то, что ему читают или рассказывают, умел правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Как правило, в современной школе также требуют, чтобы ребенок умел читать как минимум по слогам.

Чтение книг, а не только просмотр мультфильмов, необходимо ребенку, так как именно во время чтения развивается способность ребенка к образному мышлению (мультик такой возможности не дает, он предлагает уже готовые зрительные образы), восприятию информации на слух, тренируется долговременная память, способность к анализу и творческой интерпретации услышанного.

Лучший способ привить любовь к чтению - это создать еще одну семейную традицию, традицию чтения сказок перед сном. Причем если перед дневным сном это придется делать маме, то чтение сказки папой перед ночным сном ребенка даст обоим замечательную возможность побыть немного вместе, установить тесный эмоциональный контакт. Чтение сказок папой формирует у ребенка уверенность в защите, добром отношении со стороны отца, учит его доверять папе, формирует отношения, которые потом будут длиться в течение всей жизни.

Чтение перед сном можно использовать днем в качестве дополнительного упражнения по развитию речи - занимаясь с ребенком, мама всегда может спросить у него, что ему вчера читал папа. Пересказывая услышанное, ребенок учится не только правильно строить предложения и передавать свою мысль, но и анализировать суть прочитанного. Кроме того, обсуждение ситуаций и поведения героев может быть использовано родителями в воспитательных целях.

Гиперактивный ребенок приносит множество проблем не только и не столько родителям, сколько учителям, классным наставникам, воспитателям - одним словом, тем взрослым, кому по долгу службы приходится организовывать работу детского коллектива.

Гиперактивный ребенок - это аккумулятор неуправляемой энергии, которая, распространяясь в детском коллективе в геометрической прогрессии, может, если не принять вовремя нужных и безоговорочных мер, в считаные секунды превратить в хаос любое занятие и любой урок.

Конечно, когда в классе или группе появляется гиперактивный ребенок, наиболее грамотным и эффективным выходом было бы собрать членов педагогического коллектива, работающих с данным классом или группой, и провести своего рода семинар-обучение о том, как следует работать с данным ребенком, каким образом нужно организовывать занятия в группе или классе, в котором присутствует ребенок СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности), как сделать так, чтобы данный ребенок не стал единственной заботой и проблемой всего педагогического коллектива в ущерб остальным детям. Конечно, данный семинар или совещание должен провести грамотный психолог.

Как правило, практически во всех современных учебных заведениях есть штатный психолог, который и мог бы провести подобную разъяснительную работу. Однако, к сожалению, реальность всегда довольно далека от идеала - не всегда есть возможность провести подобный семинар-совещание, не всегда вовремя можно вспомнить обо всех рекомендациях, данных школьным психологом, поэтому в данной книге мы приводим некоторые рекомендации по организации работы с гиперактивными детьми.

Работать в классе с гиперактивным ребенком может оказаться немножко проще, если попытаться соблюдать хотя бы некоторые из нижеприведенных правил.

Организация учебного занятия:

  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • во время учебного занятия предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом, небольшая гимнастика;
  • ребенку будет легче адаптироваться в школе и классе, если вы создадите список правил, которые ученики должны выполнять. Важно, чтобы правила в списке были сформулированы в позитивной форме - он должен содержать перечень того, что надо делать, а не то, чего делать не следует;
  • поощряйте работу в группах, периодически изменяя их состав, способствуйте взаимодействию между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей, поможет им меньше обращать внимание на несдержанное поведение ребенка с СДВГ, не насмехаться над его неудачами, но, наоборот, помогать справиться с ситуацией;
  • всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;
  • используйте как можно больше наглядных средств обучения. Использование дополнительных дидактических средств обучения будет полезно не только для гиперактивного ребенка, но и для всего класса, позволит сделать занятие более интересным.

Работа с ребенком:

  • работу с гиперактивным ребенком необходимо строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемое™ и слабой организации деятельности;
  • посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его;
  • нужно по возможности игнорировать вызывающие постумки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • гиперактивному ребенку необходимо на определенный отрезок времени давать только одно задание; если задание большое, то лучше разбить его на отдельные отрезки и предлагать ребенку следующий кусочек задания только после выполнения предыдущего, периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу «равного среди равных». Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий;
  • работа лицом к лицу с ребенком, насколько это возможно, поможет обеим сторонам: учителю - понять проблемы ребенка, ученику - почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел;
  • если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание;
  • помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами;
  • больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

Рекомендации общего характера:

  • всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе;
  • задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске;
  • повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре;
  • связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

И самое главное, работа с ребенком, страдающим СДВГ, будет эффективна только в том случае, если она комплексна и в ней принимают участие не только школа и учителя, но к ней обязательно привлекаются родители, лечащий врач ребенка, школьный психолог либо психолог, наблюдающий ребенка. Естественно, лечащий врач или психолог, наблюдающий ребенка, не будут делиться с учителем конфиденциальной медицинской информацией, но учитель обязательно должен проинформировать родителей о необходимости получения консультации у соответствующих специалистов и поинтересоваться рекомендациями, данными ими в отношении организации распорядка дня и учебной нагрузки.

Успешная работа с ребенком с СДВГ невозможна без сотрудничества с родителями. Необходимо, чтобы кто-то разъяснил им причины возникновения гиперактивности и разработал индивидуальную программу помощи ребенку. Практика показывает, что родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам, поэтому в функции учителя входит деликатно и ненавязчиво объяснить родителям, что консультация со специалистом необходима, что в этом нет ничего страшного и это не означает, что их ребенок ущербен, это значит, что он просто немного другой. Не лучше и не хуже, чем остальные дети в классе, просто - другой, и родителям жизненно необходима информация о том, в чем именно он отличается от других детей и как предпочтительнее строить взаимоотношения с ребенком так, чтобы он мог максимально реализовать себя в этом мире.

Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Задачей школьного психолога является проведение совместно с учителем и родителями психологической коррекции эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.

Должны появиться перед седьмым годом жизни. Однако, часто дети с синдромом гиперактивности попадают к специалистам значительно позже – только в младшем школьном возрасте. Именно тогда родители начинают особенно беспокоиться за поведение своего чада.

Различия между ребенком с СДВГ и его сверстниками становятся все более заметными. Это происходит, несмотря на отсутствие существенных различий с точки зрения интеллекта.

Симптомы СДВГ у ребенка

Чрезмерная импульсивность и гиперактивность негативно влияют на оценку поведения ребенка учителями. Его воспринимают как непослушного, а непослушные – получает клеймо «трудного ученика».

Проблемы в концентрации и дефицит внимания в значительной степени затрудняют обучение и затуманивают функционирование ребенка в классе.

Неудачи в школе снижают самооценку малыша, лишают мотивации и нередко приводят к получению относительно низкого уровня образования в отношении имеющихся интеллектуальных возможностей. Школа становится источником неудач, множества негативных отзывов для ребенка.

Все время ему что-то не удается, он получает отрицательное внимание, родителей чаще вызывают в школу. Поиск одобрения и признания в глазах сверстников приводит к появлению рискованных форм поведения, использование психоактивных веществ (например, наркотиков, алкоголя), прогулам, насилию и т.д.

Для повышения комфорта жизни ребенка с СДВГ , адекватного использования его интеллектуальных способностей, а также для того, чтобы избежать дорогостоящих социальных осложнений важна умелая поддержка в преодолении школьных трудностей.

СДВГ в зависимости от возраста

СДВГ является источником различных проблем, а их выраженность меняется в зависимости от возраста. Часто трудно определить начало появления признаков болезни, но уже в раннем детстве, можно увидеть черты синдрома дефицита внимания .

Появляются проблемы со сном , ребенок становиться слишком чувствительный, в детском саду часто возникают конфликты со сверстниками, связанные с очень большой импульсивностью, а также трудностями в усвоении и соблюдении социальных норм.

Школьный возраст – это время, когда симптомы СДВГ становятся более заметными. Кроме чрезмерной подвижности и импульсивности проблемой становится дефицит внимания, препятствующий достижению хороших результатов в учебе.

Со временем, однако, симптомы исчезают, что обычно проявляется уменьшении двигательной активности ребенка. К сожалению, примерно у 70% подростков и людей с гиперактивностью симптомы сохраняются на всю жизнь.

В школьный период особенно заметны трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми. Трудности в обучении , а также в разработке планов и их реализации, снижаются шансы на получение образования соразмерного интеллектуальным возможностям. Также повышается риск осложнений (в т.ч. наркомании, асоциальность поведения, самоубийств, депрессии , конфликты с законом).

Только 5% из детей с СДВГ будут иметь полный набор симптомов в зрелом возрасте. Однако, у половины сохранится, по крайней мере, часть симптомов, которые обязательно повлияют на их жизнь.

Трудности ребенка с СДВГ

Ребенку с СДВГ трудно оставаться на одном месте даже короткое время, что уж говорить о 40 минутах урока. Ему сложно неподвижно сидеть на скамейке и сдерживать желание пройтись по классу. В довершение всех бед, ребенок с СДВГ имеет трудности с записью нового материала, что обусловлено в значительной степени нарушениями внимания. Ему трудно выбрать из большого количества информации, ту, которая являются существенной и на которой должен сосредоточиться.

Он легко отвлекается под влиянием конкурирующих стимулов, таких, как звуки из-за окна или даже остальные части читаемого текста. Поэтому такому ребенку гораздо проще усвоить материал переданный в виде коротких, сжатых, конкретных предложений в разделах, отмеченных в тексте при помощи другого типа шрифта. Трудности в концентрации и удержании концентрации внимания способствуют тому, что ребенок чувствует себя озадачен, у него нет ясности, что он должен в данный момент делать, ему трудно планировать работу.

Ситуация ребёнка с СДВГ усугубляется еще и тем, что трудности, связанные с низкой концентрацией, чрезмерной импульсивностью и подвижностью, часто сопровождаются дислексией (трудности в обучении чтению ), дизорфографией (совершение ошибок орфографических, несмотря на знание правил правописания), дисграфией (трудности в написании) или дискалькулией (расстройство математических способностей).

Чтение, письмо и подсчет – это навыки, которым школа уделяет особое внимание. Они позволяют ученикам собирать и обмениваться знания, а, следовательно, облегчают изучение и систематизацию окружающего мира. Дефицит в этих областях знаний, повлечет большие трудности для ребенка и, кроме того, уменьшит шансы на успех в области образования.

С этими специфическими школьными трудностями нередко сталкиваются гиперактивные дети с нарушениями речи, которые проявляются слишком быстрым темпом, шумном разговоре, часто уходе от темы, отсутствии навыков построения корректных высказываний с точки зрения стилистики и грамматики, несоблюдении общепринятых правил ведения беседы. Более того, нарушения речи значительно снижают возможности общения со сверстниками и со взрослыми, что может привести к изоляции, чувству одиночества и далее к заниженной самооценке.

Поведение ребенка с СДВГ в классе мало согласуется с желаниями учителей и других учеников. Оно вносит хаос и дезорганизацию, а через свою повторяемость, становится утомительным и раздражает. Следует, однако, помнить, что самому ребенку с гиперактивностью тоже не удобно. Ему приходится нести груз ответственности за свои нарушения, в коих он совершенно не виноват. Создание ребенку соответствующих условий для обучения помогает использовать его потенциал и смягчить негативные последствия СДВГ . Школа не должна быть для него кошмаром!

Как делать домашнюю работу

Выполнение домашних заданий является особенно трудным для детей с СДВГ, так как требует умений, которые у них дефицитные, например, поддержания внимания, планирования работы, дисциплины. Ребенку гораздо легче сконцентрироваться на том, что для него является приятным и привлекательным. Поэтому, очень важно обеспечить ребенку благоприятные условия, которые помогли бы облегчить ему эффективное выполнение домашних заданий.

Прежде всего, следует позаботиться о «пустом столе». Хорошо, если у ребенка есть свое собственное место, специально предназначенное для науки. Столешница стола должна быть приведена в порядок на время для занятий так, чтобы на ней находились только вещи, необходимые для выполнения определенной задачи.

Дело в том, что лежащие на ней другие объекты могут отвлечь внимание ребенка от работы, которую ему предстоит выполнить. Для этого лишнее можно переложить в специально подготовленные ящики перед началом работы над домашним заданием. Ребенка также могут отвлекать игрушки и другие предметы, лежащие на полках, или даже то, что происходит за окном.

Чтобы ограничить поток этих стимулов, можно, например, закрыть полки шторой, отказаться от установки рабочего стола возле окна и поставить лицом к пустой стене.

С другой стороны, для некоторых детей приток стимулов, например, в форме музыки, помогает сфокусировать внимание на задаче. Не все дети способны «работать за столом». Когда для ребенка это доставляет слишком большую трудность, может быть, стоит рассмотреть возможность другого места работы, например, на полу.

Важным элементом планирования работы над домашним заданием является установление фиксированного времени начала работы – желательно вскоре после возвращения из школы. Стоит также за мгновение напомнить ребенку, что приближается время, отпущенное на выполнение уроков.

Помимо фиксированного начала, хорошо определить также конец работы, создавая ребенку реальную перспективу ее окончания. Только тогда он будет иметь время на удовольствия. Их можно использовать, чтобы мобилизовать ребенка на работу – это будет веселой формой вознаграждения за вложенные в науку усилия.

Ребенку с СДВГ может быть очень тяжело оставаться на одном месте все время, необходимое для отработки уроков. Хорошая идея заключается в таком случае в предоставлении времени на перерывы в несколько минут. Только не давайте ребенку в это время увлечься чем-нибудь другим, потому что тогда будет очень сложно вернуть его обратно к обязанностям.

Планируя с ребенком работу, в дополнение к определению интервала времени, хорошо также определить последовательность выполняемых задач. Часто даже отдельные задания требуют разделения труда на этапы. Кроме того, если ребенок начнет с выполнения простых команд, то быстрее достигнет успеха, что может позитивно повлиять на уровень мотивации для дальнейшего обучения.

Знания переданный в интересной форме легче усваивается. Кроме того, в случае дефицита внимания, с которым мы имеем дело при СДВГ, полезной техникой может быть, например, подчеркивание или указание наиболее важных фрагментов текста. Стоит использовать графики, таблицы и другие инструменты, позволяющие отобрать наиболее важную информацию, на которой ребенок должен сосредоточить свое внимание.

Формируя порядок в отношении науки и выполнения домашних работ, следует помнить о высвобождении времени на другие занятия, особенно приятные для ребенка. Один день в неделю должен быть свободным от занятий – позаботьтесь об отдыхе!

Описанные правила не являются сложными. Они ведут к совершенствованию работы ребенка и повышает его шансы на успех образования. Требуют, однако, при этом терпения родителей . Но все же эта игра стоит свеч!

Уважаемые господа.

Мы, родители детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) , объединенные интернет-сайтом и форумом «Наши невнимательные гиперактивные дети », обращаемся к вам в надежде, что Министерство образования и науки обратит внимание на типичные проблемы наших и других подобных им детей. Основная проблема - в том, что методики и подходы, принятые на вооружение в нашей школе, не учитывают индивидуальных особенностей детей и приводят к неуспеваемости, причем эффективных способов коррекции неуспеваемости в школе тоже нет.

Синдром дефицита внимания (и гиперактивности) - состояние, не являющееся в строгом смысле слова заболеванием. Оно характеризуется тем, что ребенок с нормальным (часто высоким) интеллектом быстро устает, легко отвлекается, чрезвычайно подвижен и импульсивен. Поэтому почти все дети с СДВГ имеют серьезные учебные трудности. Объективность существования этого феномена подтверждается и российскими, и зарубежными исследованиями. В России терминология еще не устоялась, медики пользуются терминами ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ, СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и т. п. За рубежом он классифицируется как ADHD (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder).

Единственное упоминание об СДВГ в нормативных документах, имеющих отношение к обычной школе, мы нашли в Приложениях 13-16 к Методическим рекомендациям «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье», утвержденным Госкомэпиднадзором в 1996 году. Рекомендации эти не вполне точны и полны, однако и они практически не учитываются в работе школ.

Синдром чрезвычайно широко распространен среди детей младшего и среднего школьного возраста. По разным оценкам, от 5 до 20% учеников в классе страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. Кроме того, в каждом классе есть дети, имеющие другие расстройства, требующие коррекции: прежде всего различные проблемы, вызванные затруднениями в обработке информации того или иного вида (в том числе дислексия и дисграфия), психоневрологические заболевания и так далее.

Школа сейчас распознаванием и коррекцией проблем не занимается - отчасти из-за некомпетентности, отчасти принципиально, считая, что это - дело родителей. Но родители тем более не обладают специальными познаниями в области психологии и коррекционной педагогики и не могут квалифицированно помочь своему ребенку. Чаще всего они не понимают причин затруднений и не знают, куда обратиться за помощью.

В результате игнорирование проблемы приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации: они не хотят учиться, попадают в неуспевающие, избегают всего, что связано со школой и т.п. Согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998) исследованию Заваденко, Петрухина, Манелис и др., разными формами школьной дезадаптации страдает треть учащихся начальной школы. У 7,6% обследованных 537 детей в московских школах эта группа ученых выявила СДВГ, который является одним из основных факторов развития дезадаптации.

В существовании СДВГ уже не сомневается ни медицина, ни педагогика . У специалистов пока нет единого мнения относительно причин и способов лечения (корректировки) этого состояния. Однако своевременная диагностика, педагогическая и психологическая помощь способны своевременно скорректировать ряд проблем.

Для детей с СДВГ насущными потребностями является частый отдых, чередование разнообразных видов деятельности, использование интерактивных методик, опытов, экспериментов, творческих заданий и т. п. Как правило, они не справляются с заданиями, где жестко ограничено время, не выносят длинных однообразных уроков (им следует позволить отвлечься ненадолго), не могут длительное время концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. Часто они имеют трудности с математикой и изучением иностранного языка, кроме того, нередко СДВГ у них сопровождается дисграфией, дислексией и т.п. Для того, чтобы справиться с каждой из этих проблем, разработаны способы и методики, которые в нашей школе практически не применяются. Дети вполне могут справиться с учебной программой в обычном классе, нет даже острой необходимости собирать их в отдельный коррекционный класс - чтобы они были успешны, зачастую достаточно учительского понимания и желания помочь.

Даже когда родители информируют учителей о проблеме в надежде на помощь, педагоги отказываются от сотрудничества: «Вы все придумали, просто он у вас ленивый, а вы с ним не занимаетесь», «Начитались всякого Интернета», «Не могу я с вашим ребенком нянчиться, у меня их 25 человек, и всех надо научить».

Таким образом, наши дети очень быстро попадают в отстающие и проблемные. А от таких детей школа хочет избавиться любым возможным способом: отсеять, потребовать перевода в другую школу, не брать в 5(10) класс и т.п. Известны нам и вопиющие случаи, когда диагноз СДВГ рассматривали как наличие психической болезни, инвалидности, умственной отсталости, отказывали в приеме в первый класс или требовали перевести ребенка в коррекционную школу, на домашнее обучение и т.п.

Мы реалистично оцениваем действительность и понимаем, что российская школа находится в крайне тяжелом положении. Однако мы видим и то, в каком положении в ней находятся наши дети. Помощь им не требует больших капиталовложений. Уже само по себе признание феномена дефицита внимания учителями будет большим сдвигом.

Поэтому мы обращаемся в Министерство образования и науки с просьбой:

Мы понимаем, что для того, чтобы наши дети стали получать в полном объеме именно ту помощь, которая им нужна, в рамках государственной системы образования, должно пройти немало времени.

Однако уже сейчас вполне возможно облегчить их существование в школе и предотвратить развитие школьной дезадаптации, благодаря которой все больше детей становятся незаинтересованными в учебе, немотивированными, не умеющими и не желающими учиться.

Мы надеемся на понимание Министерства и содействие. Мы, в свою очередь, готовы помогать всем, чем можем, и с радостью будем сотрудничать со всеми, кто возьмется реально помочь нашим и подобным им детям в российских школах.

ВНИМАНИЕ! Российским родителям - письмо в Минобразования .

Вот форум родителей детей с СДВГ
авторы которого планируют обратиться в Министерство образования России с этим письмом.

Ещё на эту тему:

  • Тесты Владимира Пугача на СДВ, СДВГ, амбидекстрию
  • Новое качество экспресс-диагностики и эффективной коррекции СДВГ

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.