Нападавшие на школу в бурятии. В бурятии произошло очередное нападение бешеной лисы на человека. Причины недоверия к власти

В пятницу, 19 января, в 09:00 по местному времени (04:00 мск) . По данным Следственного комитета, инцидент произошел в школе микрорайона Сосновый Бор города Улан-Удэ. Ученик с топором напал на учеников, а затем облил кабинет воспламеняющейся жидкостью и устроил пожар (по другим данным, пожар он устроил сначала, а когда ученики начали выбегать из класса, напал на них с топором).

«В результате он ранил трех учеников седьмого класса. После этого он попытался нанести себе телесные повреждения», — добавили в пресс-службе СК. ТАСС со ссылкой на данные областного Минздрава сообщил, что при нападении пострадало пять человек — четверо 13-летних детей и преподаватель русского языка и литературы Ирина Раменская . Всех их отвезли в Больницу скорой медпомощи в Улан-Удэ.

Руководитель территориального центра медицины катастроф Вячеслав Тимкин сообщил, что пострадали шесть учеников и учительница. По данным прокуратуры, трое из них, в том числе учитель, находятся в тяжелом состоянии.

По словам главы ведомства Дамбинима Самбуева , у школьников сочетанные травмы и резаные травмы от топора. От огня никто не пострадал. Одной из девочек отрубили палец, у мальчика повреждена спина. Местные СМИ также пишут, что одна из пострадавших — в коме.

Что стало причиной нападения?

Мотивы и обстоятельства преступления выясняются. Как сообщает «Интерфакс», у девятиклассника случился конфликт со своими ровесниками по школьной параллели. Он пришел в школу и напал на своих сверстников. По данным телеграм-канала Mash, парень напал на школьников «из-за двойки в четверти», которая означала недопуск к экзаменам. За одной из батарей в школе впоследствии обнаружили тайник, в котором парень спрятал коктейль Молотова.

Телеграм-канал Mash пишет, что девятиклассник получил двойку за четверть по русскому языку. Неудовлетворительная оценка означала, что подросток не будет допущен к экзамену.

Как быстро ликвидировали пожар?

Возгорание удалось ликвидировать в течение пяти минут. Площадь возгорания составила около 15 квадратных метров. Во время пожара из здания школы эвакуировали более 500 человек.

Что с подростком, совершившим нападение?

По данным СК РФ, подросток, подозреваемый в нападении на школу в Бурятии, задержан. Сейчас он находится в больнице. Как сообщает ТАСС, при задержании он предпринял попытку суицида. Mash уточняет, что он ударил себя в грудь ножом и выпрыгнул из окна.

При этом Mash также утверждает, что за неделю до нападения мальчик был на приеме у школьного психолога, который не выявил у подростка никаких проблем.

На месте ЧП работают следователи и полиция. Следственный отдел по Октябрьскому району СУ СКР по Бурятии возбудил в отношении подозреваемого в нападении уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних). Расследованием будет заниматься главное следственное управление ведомства в Москве.

Ранее, 15 января в пермской школе двое учеников старших классов нанесли многочисленные ранения учащимся младших классов и учительнице.

В результате нападения семь человек. «Получается [среди госпитализированных] пять детей, шестой — это сам нападавший, седьмой — учитель», — сообщили РБК в пресс-службе министерства образования и науки Бурятии. Кроме того, в ведомстве отметили, что двое пострадавших находятся в тяжелом состоянии, в настоящий момент им делают операции.

По данным «РИА Новости» , одна девочка находится в очень тяжелом состоянии: она получила черепно-мозговую травму. Еще одной девочке ампутировали два пальца, остальные пострадавшие получили рубленые и колотые раны. Сильно пострадала учительница, 41-летняя Ирина Раменская: она получила открытую черепно-мозговую травму и в данный момент находится в реанимации.

«Операцию делали всем, там глубокие раны, ушивали. Состояние у четверых детей стабилизировалось, всем раны зашиты. Мы довели этих четверых до состояния отсутствия угрозы жизни», — РБК министр здравоохранения Бурятии Дамбинима Самбуев.

Зампред правительства Бурятии Вячеслав Цыбикжапов сказал агентству «Интерфакс» , что 17 человек получили помощь психологов управления образования и Центра медицины катастроф.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова поручила направить в Бурятию специалистов Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и РНХИ им. А.Л.Поленова для оказания содействия местным врачам в лечении пострадавших.

Что известно о нападавшем

Изначально сообщалось, что нападение устроили три человека в масках, которые бросили бутылку с зажигательной смесью в кабинет русского языка и литературы, после чего стали наносить ножевые ранения тем, кто выбегал из класса.

Позднее в Следственном комитете , что нападавший действовал в одиночку. Он был задержан на месте, им оказался ученик девятого класса той же школы.

Видео: 360TV / Vkontakte

Известно, что в ходе задержания нападавший попытался совершить самоубийство. В настоящее время он госпитализирован. «Тоже ему делали операцию, сам себя поранил», — рассказал РБК Самбуев. По некоторым данным, подросток также получил травму ноги, выпрыгивая из окна.

В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК России (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних).

Собеседник «РИА Новости» в правоохранительных органах отметил, что напавший на школу подросток не состоял на учете в полиции и рос в благополучной семье.

«Интерфакс» сообщил, что подростка проверят на приверженность тюремной субкультуре. Однако он не был сторонником АУЕ, его одноклассники, а скорее напоминал представителя скинхедов. «Любил нацистскую атрибутику — у него это началось с мая 2017 года. Еще он пил-курил и вел разгульный образ жизни. Он пофигист, ненавидел всех, у него ужасное поведение к окружающим. Ну, и в подписках во «ВКонтакте» была всякая нечисть про маньяков и нацистов», — рассказал РБК один из учеников школы.

Причины нападения

Официальных комментариев о причинах, побудивших подростка совершить нападение на школу, пока не поступало. Однако полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло ТАСС , что, по предварительной информации, он состоял в закрытой группе в соцсетях и мог быть связан с нападавшими на школы в других регионах.

«Самое главное — мотив. Предварительно есть информация, что это была закрытая группа в сети. Сейчас устанавливается взаимосвязь со случаем в Перми», — сказал полпред, отметив, что «ребята планировали акцию».

Кроме этого Меняйло сравнил случаи нападения в школах в Перми и Улан-Удэ с суицидальной игрой «Синий кит», распространяемой через так называемые группы смерти в социальных сетях. В марте 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова активность подобных групп с резким ростом числа детских самоубийств, а в июле Госдума закон за склонение детей к суицидам.


Видео: РБК

Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сообщил ТАСС , что блокировка групп в социальных сетях, пропагандирующих насилие с применением холодного оружия в школах, начнется уже в пятницу.

«Группы, призывающие к резне в школах, будут заблокированы, поскольку в своей деятельности они сразу же подпадают и под призывы к терроризму, и под экстремизм, потому что они пропагандируют массовое антисоциальное поведение, по сути дела, провоцируют школьников на самоубийство. Таким образом, по аналогии с «Синим китом» они вне всякого сомнения будут заблокированы», — сказал Волин, подчеркнув, что блокировка будет осуществляться совместными усилиями Минкомсвязи, Роскомнадзора и администрации социальных сетей.

Спустя несколько часов после нападения на школу о первых заблокированных группах в социальных сетях.

Реакция Кремля

​Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, не являются ли системной угрозой для молодежи сообщества и группы в соцсетях, пропагандирующие криминальную субкультуру, что свобода интернета должна быть сохранена, но нельзя закрывать глаза и на присутствующий в нем негатив.

«Интернет несет очень много добра, но нельзя закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое в том числе и иногда в нашей жизни проявляется столь уродливым и трагическим образом. Поэтому здесь есть вопросы», — сказал Песков, добавив, что руководство страны получает информацию об инцидентах, подобных тому, который произошел в Бурятии.

Случай в Перми

За четыре дня до инцидента в Бурятии похожий случай произошел в пермской школе № 127: двое девятиклассников, вооружившись ножами, напали на учеников 4-го класса, после чего попытались убить друг друга.

В результате происшествия в Перми пострадали 15 человек: 14 школьников (с учетом нападавших) и преподаватель. При этом учительница труда Наталья Шагулина, один из нападавших и десятилетний мальчик получили тяжелые ранения и попали в реанимацию. Еще восемь школьников оказались в краевой детской больнице в состоянии средней тяжести.

По словам уполномоченной по правам ребенка​ в Пермском крае Светланы Денисовой, учительница 17 ранений.

Оба напавших на пермскую школу подростка были задержаны. Суд их на два месяца — пока оба находятся в больнице, однако будут переведены в СИЗО, как только разрешат врачи.

"Не ходи, будет мясо": второе нападение на школу за неделю

В поселке Сосновый Бор в столице Бурятии Улан-Удэ совершено нападение на школу. В результате пострадали семь человек, включая учительницу и подростка, который, как сообщается, был вооружен топором. Он был задержан и под конвоем доставлен в больницу.

Как говорится в сообщении регионального управления Следственного комитета России (СКР), утром в пятницу девятиклассник "с топором напал на учеников седьмого класса, а затем при помощи бутылки с воспламеняющейся жидкостью поджег учебное помещение".

Подозреваемый подросток задержан, возбуждено уголовное дело по статьям "Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних" и "Халатность". Дело, как и инцидент в школе в Перми, будет расследовать центральный аппарат СКР.

  • "Учитель сказал: "Бегите!" И мы побежали". Что произошло в пермской школе
  • Следствие признало резню в Перми покушением на убийство детей
  • Что случилось в пермской школе: драка или нападение?

"Никаких данных о прочих соучастниках возможных пока не подтверждается", - сказал зампред правительства Бурятии по безопасности Петр Мордовской.

Ранее власти республики сообщали, что нападавших было трое, а возгорание произошло перед тем, как на школьников напали с топором.

"В школе они надели маски, злоумышленники бросили в кабинет русского языка и литературы, где проходил урок у учеников 7 класса, бутылку с зажигательной смесью", - говорилось в сообщении на сайте правительства республики.

Когда ученики и учительница выбегали из кабинета, где начался пожар, подростки начали наносить им телесные повреждения, следовало из сообщения.

Один из нападавших, по данным республиканских властей, ранил себя при задержании и под конвоем был доставлен в больницу, поиски остальных нападавших продолжаются.

СКР же настаивает, что нападавший был только один. "Он госпитализирован после попытки суицида", - сказала официальный представитель комитета Светлана Петренко.

Правообладатель иллюстрации ТАСС Image caption Нападавший бросил в класс бутылку с воспламеняющейся жидкостью

Дети, пострадавшие при нападении на школу, получили резаные раны, у одной из девочек ампутирован палец, сообщил журналистам министр здравоохранения региона Дамбинима Самбуев.

"Пострадавшим детям 13 лет, все они учатся в одном классе. Они получили существенные травмы: это резаные раны от топора, ожогов нет. У одной девочки травматическая ампутация второго пальца. У одного мальчика травмы головы, спина повреждена и конечности", - сказал Самбуев.

Всего пострадавших семеро - шесть детей и учительница 44 лет. Все раненые госпитализированы, двое из них - в тяжелом состоянии. Изначально было пятеро пострадавших, "еще двое подошли из дома", пояснил министр.

После нападения из школы были эвакуированы более 500 человек. Министр образования Бурятии Баир Баторов сообщил, что занятия в школе отменены.


Media playback is unsupported on your device

Трагедия в Перми: как предотвратить нападения в школе?

По словам неназванного источника Интерфакса, причиной нападения стал конфликт, который произошел между девятиклассником и его ровесниками по школьной параллели.

По данным агентства, власти не исключают связь между нападением на школу в Улан-Удэ с недавней атакой на школу в Перми, где двое подростков наносили удары ножами ученикам 4 класса и учительнице.

"Правоохранительные органы изучают все версии произошедшего, в том числе и о взаимосвязи всех трех происшествий посредством социальных сетей", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, Интерфакс со ссылкой на анонимный источник пишет, что напавшему на школу в столице Бурятии не удалось подговорить других подростков присоединиться к нему: "Перед нападением на школу подросток искал сообщников среди своих приятелей, но в итоге напал на школу в одиночку".

Бурятия постепенно приходит в себя после нападения на школу в поселке Сосновый Бор. Классы привели в порядок, и сегодня занятия возобновились. Пострадавшим сделали операции - микрохирурги сотворили чудо, пришив 13-летней девочке отрубленный палец. Теперь остается ждать и надеяться, что мастерство врачей и детские организмы одержат верх. Сейчас это главное.

Сосновый Бор - это военный городок на окраине Улан-Удэ. Когда-то он был закрытым, сейчас остался лишь пропускной режим на въезде. Но в последние дни дежурные на КПП чрезвычайно строги: не только тщательно проверяют документы, но и досматривают машины. Говорят, что в пятницу ворота вообще закрыли на полдня. И неудивительно: в этот день в местной школе произошел настоящий ад - 15-летний подросток с топором и зажигательной смесью устроил бойню, серьезно ранив шесть человек. Бросил в класс бутылку с "коктейлем Молотова", а когда дети побежали на выход, спасаясь от огня, принялся не глядя махать топором, а потом пытался покончить с собой.

В качестве одной из причин преступления следствие рассматривает страх получить "двойку" за четверть и оказаться недопущенным до экзамена.

Никогда не подумала бы, что он может такое сделать. Тихий, нормальный с виду мальчик. Да исправил бы он эту двойку! Так и не могу понять, почему он это сделал, - рассказывала следователям преподаватель русского языка и литературы школы N 5 Ирина Раменская.

Это на ее урок вломился подросток, а когда педагог бросилась на защиту учеников, дважды ударил учителя по голове. Сейчас женщина находится в отделении нейрохирургии, очень слаба из-за травм и потери крови, однако пребывает в сознании и даже смогла немного побеседовать с сотрудниками СКР и советниками Уполномоченного по правам ребенка РФ Анны Кузнецовой, прилетевшими в Улан-Удэ.

Когда читаешь список пострадавших и описание ранений, становится просто страшно: открытые черепно-мозговые травмы, скальпированная рана щеки (ученики, выбегавшие по пожарной тревоге, потом рассказывали с ужасом: "На полу лежала девочка - у нее пол-лица не было"), травматическая ампутация пальцев рук, рубленые раны спин, конечностей...

"Никогда не подумала бы, что он может такое сделать. Тихий, нормальный с виду мальчик. Да исправил бы он эту двойку!"

Пальцы, к счастью, удалось пришить. Операция длилась шесть часов. За это время микрохирурги Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера, специально отправленные в Бурятию по распоряжению министра здравоохранения РФ, с помощью уникальных инструментов и шовного материала сумели сшить тончайшие сосуды и нервы. При этом Сергей Голяна, питерский хирург с мировым именем, отметил работу своих бурятских коллег, которые, не дожидаясь столичного десанта, без микроинструментария мастерски восстановили и закрепили сломанные суставы еще на двух пальчиках.

Прооперировали и девочку, которой топором пробило голову и снесло щеку. Она до сих пор в коме, на искусственной вентиляции легких. Врачи и медсестры не отходят от нее ни на секунду. Однако очевидно, что это было не последнее хирургическое вмешательство. Как только состояние семиклассницы стабилизируется, ей предстоят сложные и скорее всего неоднократные косметические операции. Состояние остальных раненых, включая самого нападавшего, опасений у медиков уже не вызывает.

Почему 15-летний парень пошел на такое? Следствие проверяет различные версии, в том числе и подражание пермской трагедии. Друзья и одноклассники нападавшего дают ему порой противоположные характеристики от неприметного троечника до хулигана, у которого были проблемы с алкоголем и даже наркотиками. Известно, что он жил с матерью, отчимом и двумя младшими сводными братьями. Вроде бы хотел стать следователем. По данным местных СМИ, незадолго до трагедии с ним работал школьный психолог, но ничего подозрительного не заметил.

Вместе с тем отдельные факты говорят о том, что нападение вовсе не было спонтанным: кинологическая служба нашла в школе схрон с зажигательной жидкостью. Местные жители утверждают, что несколько друзей девятиклассника накануне получили от него предупреждение в мессенджерах: "Завтра в школу не ходи - будет мясо".

Тем временем в Бурятии ужесточают режим охраны школ. На экстренном совещании при главе республики решено во всех школах региона ввести пропускной режим и чтобы за ним следили не пожилые вахтерши, а сотрудники ЧОПов, на крайний случай штатный специалист школы, отвечающий за безопасность учебного заведения. Там, где это возможно, установят тревожные кнопки, а в маленьких поселках, где нет отделений полиции, разработают специальный протокол реагирования на ЧП. Наконец, в республике намерены усилить работу школьных психологов и для начала обеспечить все учебные заведения подобными специалистами.

Следственный комитет

Второе за достаточно короткий отрезок времени нападение на школу сейчас анализируют не только в Следственном комитете РФ. Напомним, что по поручению Александра Бастрыкина уголовное дело о происшествии в школе в Бурятии передано в Главное следственное управление СКР. Опытные следователи и криминалисты центрального аппарата приехали в Улан-Удэ и будут работать в регионе столько, сколько это необходимо для выяснения всех причин происшествия. Уголовное дело расследуется по части 2 статьи 105 и статье 293 Уголовного кодекса РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних; халатность).

Глава республики уже заявил, что в каждой школе региона будет налажена работа детского психолога. Кроме этого, в учебных заведениях могут установить тревожные кнопки и усилить пропускной режим. О намерении увеличить штат школьных психологов по всей России заявили и в Государственной Думе.

Многие призывают повсеместно усилить охрану школ. Однако специалисты резонно подчеркивают, что учебные заведения нельзя превращать в режимные объекты.

На днях стало известно, что минкомсвязь и Роскомнадзор вместе с органами образования изучат и при необходимости заблокируют группы в соцсетях, которые могут призывать к нападению на школы. Так что слова Александра Бастрыкина, сказанные в последнем интервью "Российской газете" о необходимости контролировать и еще до суда пресекать опасные сайты, сегодня актуальны как никогда.

Для того чтобы опасные сайты в Сети попали под запрет еще до решения суда, в них должны присутствовать признаки терроризма и призывы к деструктивному поведению - это экстремизм, вовлечение в совершение преступления несовершеннолетних, которые в итоге могут лишиться жизни, то есть призыв к суициду.

Многие эксперты говорят о необходимости блокировки в соцсетях сайтов, посвященных массовому убийству в американской школе "Колумбайн". Но такое решение пока не принималось. Хотя Генпрокуратуру уже попросили признать экстремистскими материалы о массовом убийстве в "Колумбайне".

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН.

Не успели мы обсудить причины поножовщины , как ситуация повторилась в Бурятии. Бурные дискуссии и поиски причин побуждают власть усилить охрану, добавить уроки по психологии и даже ввести новый учебник.

Сергей Ениколопов: Смешно слушать уважаемых людей, которые на всю страну говорят, что ситуацию изменит хороший учебник по психологии. Я, к примеру, в школе проходил марксистко-ленинскую теорию. Ну и что? Страна выжила от того, мы все это проходили? Что толку от того, что учебник написали лучшие психологи, преподавать-то кто будет? Школьные учителя, которые возьмут себе еще одну дополнительную нагрузку? Учебник по психологии не сделает нас счастливыми. Люди веками были в конфликте, обиженных навалом. То, что произошло в Перми и Бурятии, - это проблема обиды. Ну, прочитаете вы в учебнике о том, что у человека бывает обида, и что? Перестанете быть обиженной, и станете счастливой и довольной? И потом, такой учебник уже есть. "Библия" называется. В ней можно найти все нравственные вопросы и ответы по психологии. За границей "Библия" лежит во всех гостиницах, ну и что - человечество стало лучше?

Можно ли прожить без обиды?

Сергей Ениколопов: Окружающие могут не заметить ваших личных проблем. Да и сами вы понимаете, что ситуация скоро поправится, но на этого человека я обиделась, вы ждали, что вас похвалят, а вас не похвалили. Ну обидно же, когда ты вложил душу во что-то, допустим в контрольную работу, а это не заметили. Это знаковые вещи. И если к вам не проявляют должного внимания и уважения, вы можете отреагировать обидой. Счастливое общество сложно себе представить, если только мы станем роботами. Это нормально. Обида может восприниматься, как двигатель прогресса. Справляться с ней - задача всей жизни. Уметь понимать - когда лучше пошутить, когда огрызнуться, а когда молча уйти. Каждому предлагается спектр способов по его характеру, которые мы выбираем.

В советской школе с воспитанием и поведением было значительно лучше...

Сергей Ениколопов: Все разговоры о том, что раньше было лучше - это досужие разговоры. Если бы мы с вами разговаривали в начале 30-х годов, мы то же самое бы говорили: "Вот, до 17-го года было все отлажено". Понятно же, что 1917-й год произошел потому, что было не отлажено. В 30-е года постепенно реформировали школы в ту систему о, которой мы сейчас говорим. Но это произошло только через 20 лет после Октября. Было время, когда министры становились министрами, не сдав ни одного экзамена в вузе, потому что на экзамене отвечал один несчастный за всю бригаду. Но систему все-таки выстроили, со временем она стала давать сбои, потом вообще все развалили. Начали по новой. И сейчас мы в ситуации поиска.

Почему мы не успеваем за меняющейся реальностью? Почему до нас так долго доходит, что что-то пошло не так и нужно срочно принимать меры?

Сергей Ениколопов: Это свойство человека. Я одно время любил смотреть немецкие фильмы от 30-х годах. В этих фильмах было огромное количество людей, которые, когда Гитлер пришел к власти, все еще размышляли о том, что эта напасть пройдет. Мы с вами теперь знаем, чем это кончилось. В одном из тех фильмов какой-то немецкий еврей говорит: "Это моя родина, я специалист по немецкому фольклору, что же я буду покидать ее". И только совершенно случайно, когда один сумасшедший начинает ему говорить о том, что "мы с тобой два настоящих арийца, и всех жидов надо давить", показывая на немецкого аристократа, тот понимает, наконец, что все, страна сошла с ума и надо спасаться. Таких фильмов было много.

Люди живут по инерции и не чувствуют изменений. Люди в основном аморфны. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что мы не дергаемся по пустякам, но с другой стороны - иногда пропускаем большие изменения. Но для этого как раз и существуют социальные науки (социология и психология), чтобы исследовать, какие изменения происходят, какие тренды сегодня возникают. Чтобы исследовать их и озвучивать населению. Но почему-то этому уделяется меньше всего внимания. Куда важнее выяснить, какой процент поддерживает какого-нибудь кандидата в президенты. Это, конечно, интересно, но не самое важное.

Есть мнение, что нужно меньше рассказывать СМИ о трагедиях, тогда и не будет подражаний и повторов.

Сергей Ениколопов: Это, конечно, глупость полнейшая. Мы живем в глобальной деревне. Информировать нужно. Смаковать не нужно. Информация должно быть четкой, жесткой и скупой. А если хотите что-то обсуждать - обсуждайте обиженных. Говорите о том, что стало настоящей причиной. Какой смысл в рассуждениях - если бы там была супер-охрана и Росгвардия? Вы хотите, чтобы мы как в концлагере жили? "Записки из мертвого дома" Достоевского начинаются с того, что самая жуткая вещь в остроге это то, что ты не можешь остаться наедине с самим с собой. Вы знаете, что за вами все время следит недреманное око. Родители, главред, муж, школа - это же жуть какая-то.

Вопреки распространяющемуся в Бурятии мнению, отчасти правдивому, о “неграмотных” кадровых решениях главы Бурятии и неквалифицированном проведении конкурса по отбору министров, мы наблюдаем сравнительно живую и динамично меняющуюся внутреннюю политику региона. Сейчас в Бурятии уже не существует правящей касты в лице западных бурят, исчезает “носковский”, образовавшийся из “записной книжки” его комсомольских друзей (экс-зампреда правительства Петра Носкова прим. АРД), формат выстраивания кадровой политики. Однако все эти властные группы не исчезнут мгновенно, нам еще предстоит наблюдать некоторые их проявления.

Тем не менее, в Бурятии народная молва правителей особо не жалует, но и сменяемость власти здесь не частая. Поэтому не приходится удивляться, что когда назначаются на государственные должности представители тех или иных властных групп, народ это воспринимает как усиление или, наоборот, ослабление бурятских кланов.

Причины недоверия к власти

Описывая свою деятельность, бурятские политики “искренне” напоминают нам об испытываемой ими непременной необходимости служить народу. Как правило, они ярые “противники” всего “враждебного и деструктивного”. Например, оказывается, по мнению некоторых политиков, что кто-то разделяет бурятский народ на две части. Или, например, нерадивый чиновник, естественно принадлежащий к другой политической группе, словно вражеский диверсант, уничтожает республику, город, народ и т.д.

Однако простой анализ владельцев “заводов, пароходов и газет” в республике даст больше информации, чем любой социологический опрос. Он выявит сетку реального состояния общества, градус конфликтов и возможную практику использования острых моментов некоторыми политическими игроками. Примеры: БГУ, Тунка, митинг против прокурора, Баргузин, Еравна...

В свою очередь, данная “сетка” даст Бурятии очень важный инструмент - “общественный алфавит”. Он будет совсем негодный для формулирования чего-либо существенного, но станет реальным словарем, говорящим о процессах, протекающих в республике. И очевидным здесь окажется процесс “гниения с головы”.

В русской классической литературе описано немало ситуаций, когда люди живут в искусственных, но бюджетируемых сословиях. Они получают различные блага только из-за принадлежности к какой-либо группе или сословию. Со временем они начинают считать себя элитой. В такой системе изменения скрытны и не признаны - они скапливаются внутри, словно гной. Вскроешь - будет вонь, оставишь - гниение усилится...

Приехав в республику, Алексей Цыденов столкнулся с аналогичной искусственной средой, которая назвала себя элитой. Но у наших “искусственных” не оказалось внятного ответа ни на один из скопившихся вопросов. Нет ответа в культуре, нет ответа в политике и даже нет ясности в общении.

Таким образом, главе Бурятии при расстановке кадров очень тяжело разобраться в этом политическом однообразии. Слишком сложная внутренняя навигация, выстроенная за столетие и базирующаяся на полунамеках, полумерах и т.д., уже привела Бурятию к ряду системных кризисных явлений.

Всё это “гниение” естественным образом переливается из этого сословия в широкие народные массы. В итоге люди превращаются в партизан запутанной бурятской реальности. А от партизан, как известно, можно ожидать всякого. Поэтому одни и те же “партизаны” становятся инструментом тех или иных политических групп.

Борьба не прекращается

Подобную реакцию вызвала крупная в Улан-Удэ, из-за которой пострадали около 100 тыс. людей. Было заметно, что один из кланов Бурятии набросился на мэра Голкова - включились в процесс все соответствующие механизмы. И шансов выдержать натиск у градоначальника, казалось, не было. Но Цыденову, вероятно, удалось предотвратить политизацию произошедшей аварии.

Тем более, Александр Голков - удобная мишень для критики именно из-за нуждающейся в ремонте коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ. А истоками этой самой «неотремонтированности» на самом деле является как раз постсоветская политика управления городом. Основной деятельностью властей была тогда приватизация или вывод в частные руки государственного имущества, отведение земель под коммерческую и жилую застройку и другие более приятные дела. Поэтому винить теперь в случившемся только действующего мэра кажется не очень корректным.

В “сельской политике” Бурятии происходят такие же крупные сдвиги. Очевидно, что в данный момент мы стали свидетелями заката достаточно влиятельной группы спикера парламента Цырена Доржиева. Сам он явно нервничает и, возможно, даже устроил небольшую войну против главы Еравны Цыденжапа Шагдарова. Одновременно с этим, в постоянном режиме цуцванга находится зампред по сельскому хозяйству Даба Чирипов, который тоже относится к группе Доржиева. Сам Чирипов не популярен в селе, не является производственником и сильным аппаратным игроком. И, вполне возможно, в должности зампреда он долго не продержится.

Таким образом, в бурятской политике очень много неясностей. Повсюду идет расстыковка раньше тесно связанных платформ. Происходит разбалансировка прежних политических и социальных порядков. В Бурятии всё явственней ощущается катастрофа правящего прежде класса. Вне зависимости от группировок. Все они одновременно на наших глазах превращаются в “бывших”.

Западно-бурятский формат изжил себя и абсолютно дискредитирован. «Носковская модель» оказалась даже не политической конструкцией, а естественным продолжением старой потаповской модели, которая без самого автора разложилась и перестала работать. А созданные Леонидом Потаповым институты (ВАРК, землячества и т.д.) вместе с автором превратились в дремучего “пенсионера”.

Таким образом, сегодняшняя политическая ситуация в Бурятии напоминает времена фундаментальной смены элит. В истории республики такая мощная смена происходила всего один раз - в период образования Бурят-Монгольской АССР. Именно с 1923 - 1936 г.г. в Бурятии была спроектирована и сформулирована “сословная” модель общества, которая разрушилась только в наши дни.

Все эти факторы стали надежным индикатором того, что бурятскую политическую модель в ближайшем будущем ожидает фундаментальное переформатирование. Это как раз и оказывается поводом для столь неординарного в Бурятии формирования Алексеем Цыденовым своего правительства. Очевидно, что не все люди, которые приходят во власть, останутся там надолго. И в скором времени нужно ожидать, что Цыденов продемонстрирует массу гибких или, наоборот, твердых решений.