Все формы деструктивного поведения сопровождаются. Деструктивное поведение школьников: причины и методы устранения. Виды деструктивного поведения

Причиной неблагополучного развития детей являются деструктивные процессы, нарушающие целостную структуру личности. Известно, что простейшая состоит из трех составляющих: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферы. Гармоничное развитие всех трех составляющих обеспечивает успешность развития человека. может появиться у школьника как результат незнания правил поведения или нежелания их применять в своей деятельности.

Источники деструктивности в поведении школьников:

1) Подчинение ребенка воле взрослого. Подавляя самостоятельность и инициативу, педагог препятствует развитию индивидуальности детей, их активности, что приводит к возникновению конфликтов. Девиантное которого базируется на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле обучения.

2) Осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка. При таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема теряет свою значимость, педагог теряет интерес к школьнику, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока все идет нормально, беспокоиться не о чем. Деструктивное поведение становится средством привлечения внимания к своей личности. Педагог непроизвольно направляет ребенка по «проблемному» пути развития, так как для привлечения внимания к себе воспитанник будет все чаще совершать проступки, на которые реагирует взрослый.

3) Монополизация ребенка школой. Ребенок поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе. При большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, нарушения в форме одежды и т.д.

По мнению Эриха Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10-15 % населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного.

Психология детей предлагает способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование:

1) За счет направления деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария, хирургия и другие специальности, где агрессия используется с целью лечения и восстановления.

2) За счет выражения себя в таких видах спорта, как стрельба, дартс, метание диска, борьба. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения.

3) В процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры.

Деструктивное замеченное в дошкольном или школьном возрасте, не может быть устранено методами подавления. Наиболее эффективный путь - преобразование и направление энергии импульса на социально значимые цели.

Деструктивность – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Деструктивность: общее

Доктор Зигмунд Фрейд считал, что деструктивность является обычным свойство абсолютно любого человека, и считал, что вся разница только и заключается в том, на что направлено это явление. Эрик Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» уверен, что деструктивность, направленная вовне, является лишь отражением то, что направлена внутрь, и таким образом получается, что если деструктивность личности не направлена на самого себя, то и на окружающих она исходить не может.

Человеческая деструктивность являет собой следствие того, что личность попросту блокирует выход плодотворной энергии, видя различные препятствия на своем пути развития и самовыражения. Именно из-за неудачи в сложном деле самореализации и возникает это патологическое явление. Интересно, но личность остается несчастной даже после достижения целей.

Деструктивность и ее направленность

Как уже говорилось выше, деструктивность может быть направлена вовне и внутрь. Рассмотрим примеры того и другого типа.

Проявлениями деструктивного поведение направленного вовне можно считать следующие факты:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума, неких общественных отношений (война, террористический акт);
  • разрушение ценных предметов, например, памятников и произведений искусства (вандализм);
  • разрушение естественной среды (экологический терроризм, экоцид).

Негативные последствия в данном случае прежде всего коснутся именно внешнего объекта, а не самого человека.

К проявлениям деструктивного поведения, направленного внутрь, или аутодеструкции, можно отнести:

  • любое злоупотребление психически активными веществами (токсикомания, алкоголизм, наркотическая зависимость);
  • суицид (умышленное физическое убийство самого себя и саморазрушение личности);
  • зависимость патологическая нехимическая: интернет-аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), и т.д.

Проявлений может быть много и все они несут определенный вред, какие-то более крупный, какие-то менее.

Деструктивность и деструктивное поведение

Деструктивное поведение являет собой тип разрушительного для человека поведения, которое характеризуется существенными отклонениями от существующих психологических и даже медицинских норм, в результате которого сильно страдает качество жизни человека. Личность перестает критически пересматривать и оценивать свое поведение, возникает непонимание происходящего и когнитивное искажение восприятия в целом. Как итог снижается самооценка, возникают разного рода эмоциональные нарушения, что приводит к социальной дезадаптации, причем в самых крайних проявлениях.

Деструктивность сама по себе присутствует абсолютно в каждом человеке, но проявляется только в сложные, тяжелы, возможно, переломные моменты жизни. Часто это случается с подростками, у которых к проблемам возрастной психики прибавляется еще учебная нагрузка и сложные взаимоотношения со старшим поколением.

В некоторых случаях возможны также деструктивные изменения личности, которые заключаются в разрушении самой структуры личности либо, как вариант, неких отдельных ее компонентов. Встречаются самые разные формы этого явления: деформация мотивов поведения, деформация потребностей, изменения характера и темперамента, нарушения волевого управления поведением, неадекватная самооценка и проблемы в общении с окружающими.

Люди лгут, осознанно вредят своему здоровью, совершают самоубийства и убивают своих собратьев по биологическому виду. Наука пытается объяснить, почему самый разумный из биологических видов ведет себя так неразумно.

Деструктивное поведение — Вредные привычки

И алкоголь вредят здоровью, и этот факт прекрасно известен всем, что курит и пьет. Получается, что человек вполне осознанно делает себе плохо, и это явно требует каких-то объяснений. Ученые, исследовавшие причины такого поведения, поясняют, что есть несколько важных причин.

Первая и основная – человек на самом деле не может по-настоящему осознавать вред, когда он отсрочен во времени. То, что произойдет из-за вредных пристрастий где-то через 10 или 20 лет, никак не влияет на поведение сегодня, это особенность нашей психики. Вот если бы сразу после сигареты случался инфаркт или врачи на следующее же утро диагностировали рак, это стало бы реальным стимулом.

Еще одна чисто человеческая особенность, заставляющая нас таким образом вредить самим себе, - это прекрасное умение включать рационализацию. «Моя бабушка курила и дожила до 90 лет», «В малых дозах алкоголь полезен» - наш разум способен найти тысячу аргументов, чтобы доказать, что проблемы нет.

Деструктивное поведение — Эксперименты с собственным телом

Татуировки, пирсинг, пластическая хирургия – человек добровольно соглашается терпеть боль и идет на риск получить различные негативные побочные последствия этих процедур. При этом не ради выживания или повышения устойчивости, а просто ради того, что считает это красивым. И ведь это не прихоть современного человека, наоборот, древние ритуалы «реконструкции тела» были еще более вычурными и опасными.

Ни у одного из видов животных нет ничего подобного. Откуда же у homo sapiens такая традиция? Психологи считают, что она родилась из потребности группироваться и отделяться от других групп. Все древние племена ничем не отличались бы между собой, если бы у одних не было принято прокалывать нос, а у других – уши.

Кроме того, само – это чисто человеческое явление. И красота – это не просто эстетика. К примеру, ряд исследований показал, что покупатели скорее склонны купить товар у продавца, который кажется им более красивым. Красота в человеческом обществе стала еще одним ресурсом. Улучшая свое тело, человек приобретает определенные преимущества, несмотря на риски.

Деструктивное поведение — Азартные игры

Склонность к азартным играм может стоить человеку очень многого. Безусловно, это еще один вид деструктивного поведения, смысл которого с точки зрения благополучия человеческого рода совершенно не ясен. Почему же люди играют?

Исследования показали, что основной механизм вовлечения в азартную игру состоит в том, что человек воспринимает неудачу в игре иначе, чем в жизни. Для него неудача в игре – это дополнительный стимул попробовать еще, потеря в игре воспринимается как вызов.

Ученые проследили, что, начиная играть, все игроки рационально подходят к тому, как долго они поиграют, и воспринимают игру лишь как развлечение. Однако проигрыш меняет их восприятие, азартная игра теперь становится вызовом, битвой, войной, где они должны сделать все, чтобы победить.

Деструктивное поведение — Склонность к насилию

Войны и конфликты настолько типичны для человеческого общества, что ученые считают, что жажда насилия заложена в самой человеческой природе так же, как потребность в еде или сексе. При этом характерна ведь и для животных, но у животных мы всегда можем четко отследить, какую цель она преследует. Это всегда борьба за какие-то ресурсы – пищу, территорию, лучшую самку. Если же мы посмотрим на человека, то увидим много бессмысленной агрессии, агрессии ради агрессии. Биологи называют человека самым жестоким из живых существ.

Мнения исследователей расходятся. Некоторые считают, что жажда насилия – это просто потребность человека, другие же говорят о том, что проявления насилия – это всегда все та же борьба за ресурсы, только не всегда столь очевидная, как у животных.

Деструктивное поведение — Ложь

Исследования показывают, что люди гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, американский психолог Фельдман провел простой эксперимент. Он оставлял в комнате двух незнакомцев и просил их просто о чем-то побеседовать.

На самом деле беседа записывалась. И после каждого участника по отдельности просили просмотреть запись и отметить, как часто в течение беседы он «был не очень точен» (слова «лгать» экспериментатор избегал сознательно). Выяснилось, что 60% участников эксперимента солгали хотя бы раз в течение 10-минутного разговора с незнакомцем.

Исследование Фельдмана не единственное. Ложь в самом деле определенная норма в нашем обществе. Именно такая бессмысленная ложь, как в разговоре с незнакомцами, не ради спасения жизни или получения какой-то награды. Психологи поясняют, что эта ложь часто связана с То есть мы часто обманываем, когда не уверены в себе и хотим показаться лучше.

Тест: Если Вы обнаружили в своем поведении больше чем одно из описанных выше деструктивных проявлений, Вам пора задуматься о личностных изменениях!

По материалам сайта vitaportal.ru

Основные термины

Деструктивность, деструктивное поведение, деструктивные проявления, аутодеструктивное поведение, типологии деструктивного поведения.

Опыт развития философии, социологии, биологии, психологии, нейропсихологии и психофизиологии в XIX-XX столетиях привел к накоплению фактов, позволяющих аргументировать вопрос не о врожденной, а социально-исторической природе деструктивности поведения людей , формируемой в процессе девиантной социализации личности в условиях исторически противоречивого социума .

Деструктивное поведение (лат. destructio - «разрушаю») - разрушительное поведение. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

К деструктивным проявлениям поведения , направленным вовне , относятся:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война);
  • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм);
  • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

К аутодеструкции относятся:

Суицид - умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности;

  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость);
  • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэм- блинг (патологическую страсть к азартным играм) и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности .

При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Не менее интересна точка зрения, заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.

Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиненный; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Существуют различные теории, раскрывающие механизмы формирования индивидуальной склонности к деструктивному поведению. В соответствии с одной из них данная тенденция формируется под влиянием деструктивной субкультуры посредством усвоения определенных взглядов, образа жизни и стиля поведения. Другая теория определяет деструктивную направленность как реакцию на длительные лишения. Третья гипотеза вытекает из теории Э. Эриксона и рассматривает деструктивные группы как результат негативной идентичности ее участников. Наконец, существует точка зрения, в соответствии с которой обращение к террору, в частности, связано с ранней иарциссической травмой. В последнем случае ярость и насилие становятся индивидуальным способом защиты от ощущения беспомощности .

В своей книге «Бегство от свободы» Э. Фромм раскрывает один из механизмов деструктивного поведения. Оно направлено на разрушение собственного отчуждения, на превращение всего живого в мертвое и простое. Однако «уровень разрушительности в индивиде пропорционален той степени, до какой ограничена его экспансивность». И далее «чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению». Э. Фромм определил деструктивность как «результат непрожитой жизни», подчеркивая ее социально-нсихоло- гическое, а не биологическое происхождение .

В рамках анализа деструктивности Э. Фромм выделял два различных вида агрессии:

  • доброкачественная агрессия (или оборонительная), по его мнению, «это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит самосохранению и выживанию вида;
  • злокачественная агрессия - «это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку <...> они не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению и не имеют никакой цели».

Злокачественная агрессия, в свою очередь, проявляется в двух основных видах:

  • а) садизм , или страстное влечение к неограниченной власти над другим существом;
  • б) некрофилия , или страсть к разрушению жизни, привязанность ко всему мертвому, неживому, механическому.

Это важно!

Деструктивность и жестокость, по Фромму, скрываются не в инстинктах и влечениях человека, а в его характере. Фромм называет их влечениями характера, или страстями. Он приходит к парадоксальному выводу - деструктивность не характерна ни для животных, ни для примитивных народов, она является следствием культурного и технического развития человечества.

Существуют несколько источников деструктивного поведения в подростково-молодежной среде. И. Зимина выделяет следующие.

  • 1. Подчинение ребенка воле взрослого. Подавляя самостоятельность и инициативу, взрослый (родитель, педагог) препятствует развитию индивидуальности ребенка, его активности, что приводит к возникновению конфликтов. Девиантное поведение, психология которого базируется, в том числе и на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле воспитания и обучения.
  • 2. Осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка. При таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема теряет свою значимость, родитель или педагог теряет интерес к ребенку, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока вес идет нормально, беспокоиться нс о чем. Поэтому деструктивное поведение со стороны подростка становится средством привлечения внимания к своей личности.
  • 3. Монополизация подростка школой. Подросток поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе. При большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, грубость, вранье, нарушения в форме одежды и т.д.

По мнению Э. Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10-15% населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного.

Культурный и технический прогресс, наряду со своими положительными тенденциями, с одной стороны, безусловная необходимость общественного развития, с другой же стороны, противоречив по своей социально-психологической сути, уязвим, а значит, таит в себе во многом разрушительные тенденции. И чего в этом процессе больше - позитивности или деструктивности - вопрос не риторический, он требует постоянного осмысления, оценки и его научно-практического сопровождения для устранения специфических недостатков или для поддержания «динамического равновесия» в социальной системе.

Позитивное развитие любой системы (личностной, социальной, биологической) - этот норма, идеал. И такое развитие имеет свой вектор, направленный на позитивную самоактуализацию личности, и предполагает создание соответствующих и необходимых условий для такой самоактуализации. Однако, как показывает исторический опыт и современная жизнь, этот вектор развития может менять свое направление в сторону дестабилизации, дисбаланса систем, которые непременно приводят к кризисам, конфликтам, войнам, разрушению, деструкциям разного рода и девиантному поведению. Теряется смысл созидания, творчества, новаторства, создается некая «психологическая воронка», которая, трансформируя, «втягивает» в себя систему ценностей и норм, потребностей, меняет принципы и взгляды, обесценивает такие понятия, как человеческая жизнь, добро, совесть и честь, создается в обществе вакуум, пустота и безысходность и т.п. И, как итог, - наступают распад системы и тотальная деградация людей. На смену приходят жестокость, насилие, кровь, культ силы, невежества, преступность и т.п.

Деструктивность и возникает как результат противоречия между социальными условиями и экзистенциальными потребностями людей. Страсть к разрушению и садизм являются одним из способов компенсации фрустри- рованных экзистенциальных потребностей.

Деструктивное поведение является специфическим видом девиантного поведения и имеет ряд схожих черт и феноменологических характеристик.

В рамках общей теории девиантности можно осуществить классификацию типов деструктивного поведения на основе следующих критериев:

  • 1) тип нарушаемой социальной нормы;
  • 2) направленность деструкции;
  • 3) характер и степень деструкции и деструктивного поведения в целом (причиняемого или причиненного ущерба).

Деструктивное поведение, по нашему мнению, - это поведение, нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи и качества жизни человека в целом. На личностном и групповом уровнях результатом деструктивного поведения является социальная диза- даитация (т.е. нарушенная, искаженная адаптация).

Исходя из нашего определения и проведенного анализа опубликованной научной литературы можно говорить, как нам думается, о двух типах деструктивного поведения : доброкачественно-адаптивном и деструктивно - дезадаптивном.

На этом основании мы можем выделить три группы деструктивного поведения.

  • 1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение , противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством).
  • 2. Косвенно-деструктивное {асоциальное) поведение , нарушающее и разрушающее морально-нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.).
  • 3. Аутодеструктивное {диссоциалыюе) поведение , нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог, - приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм) (рис. 11.1) .

И последнее. Психология отклоняющегося поведения предлагает подросткам и молодежи способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование. Это достигается, главным образом:

1) за счет изменения вектора деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария,

хирургия и другие специальности, где агрессия может быть использована с терапевтической и реабилитационной целью;

  • 2) за счет создания условий для самовыражения личности в таких видах спорта, как стрельба, дартс (англ, darts - «дротики»; ряд связанных игр, в которых игроки метают дротики в круглую мишень, повешенную на стену), метание диска, борьба и др. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения и результат;
  • 3) в процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры.

Рис. 11.1.

Практикум

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Каковы социально-исторические предпосылки деструктивного поведения?
  • 2. Охарактеризуйте понятия «деструкция», «деструктивное поведение».
  • 3. Каковы формы проявления деструктивного поведения?
  • 4. Деструкция и агрессия. В чем общее и особенное?
  • 5. Каковы источники деструктивного поведения?
  • 6. Назовите типы деструктивного поведения и дайте им характеристику.
  • 7. Приведите типологии деструктивного поведения.
  • 8. «Наполните» типологию деструктивного поведения Ю. А. Клейберга (рис. 11.1) конкретными примерами и приготовьтесь к их обсуждению.

Литература

Агрессия у детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб., 2004. Беркович, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Л. Беркович. - СПб., 2001.

Бэрон, Р. Агрессия: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 1997. Гилинский, Я. И. Девиантология: Социология преступности / Я. И. Гилииский. - СПб., 2004.

Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве. - Ижевск, 2004. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с нем. / Э. Дюркгейм. - М., 2006.

Егоров, А. Ю. Психофизиология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. - СПб., 2006.

Лоренц, К. Агрессия. Так называемое «зло»: пер. с нем. / К. Лоренц. - М., 1994. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - М.; СПб., 2007.

Фурманов, Я. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. - СПб., 2007.

  • В качестве синонимов понятия «деструктивность» используются понятия «насилие»,«агрессивность», «нападение», «разрушительность», «жестокость», «гиперактивность» и др.,что с нашей точки зрения является методологически неверным.
  • См.: Лысак И. В. Человек-разрушитель: деструктивная деятельность человека каксоциокультурный феномен. URL: http://society.polbu.ru/lysak_destroycr/ch04_all.html (датаобращения: 23.07.2016).