Типичные ошибки по литературе. ЕГЭ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене

Что такое типичные ошибки? Те, которые повторяются очень часто, стало быть, они системные.

Совсем недавно опубликовано информационное письмо Министерства образования РФ о проведении выпускного сочинения в 11 классах, в котором среди всего прочего есть пять критериев, по которым будет проверяться работа экспертами. По сравнению с прошлым годом они упростились, стали более лояльными.

Итак, первый критерий – это соответствие сочинения теме, раскрытие темы выпускником.

Соответствие сочинения теме

Очень часто ученик не понимает, что значит раскрыть тему, не видит своего коммуникативного замысла. А в этих словах и кроется сам ответ.

Коммуникативный замысел (эти слова есть в критериях оценки) – это, проще говоря, ваш план, по которому надо писать. Казалось бы, чего проще? Но мои ученики опять и опять повторяют эту ошибку с упорством носорога. И что делать?

Прилагать волевые усилия и в прямом смысле бить себя по рукам, если вы чувствуете, что степной акын побеждает ваше сознание, и эту песню не остановить.

Как? Начать с плана.

Итак, у вас есть тема итогового сочинения, сформулированная по определенному направлению. Например, «Любовь».

  • Подбираем материал. Это может быть ваш любимый писатель или поэт, который посвятил любви много прекрасных строк. Подобрали?
  • Формулируем проблему (чаще всего это ответ на вопрос «Что такое…, какую роль в жизни человека играет …»)
  • Формулируем тезис: любовь, по (имярек), — это….
  • Прописываем для себя, что ЭТО в виде тезисов.
  • Проверяем, соответствует ли ответ вопросу, поставленному в проблеме.

Это и есть коммуникативный замысел.

Как видите, это просто.

Приведем пример. Возьмем тему, которая, я думаю, может встретиться с высокой вероятностью: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (М.Булгаков)

  • В качестве материала возьмем сам роман, из которого взяты эти строки – «Мастер и Маргарита».
  • Сформулируем проблему : что имеет в виду автор, давая такие определения любви? Как это проявляется? Почему адресат вопроса нуждается в подтверждении этой мысли? В любви можно сомневаться? Даже проще: что значит настоящая, верная, вечная любовь? Есть ли она на свете? Выберите из всех вопросов самые главные, позволяющие определить коммуникативный замысел.
  • Прописываем тезис. Настоящая любовь, по Булгакову, — это чувство безусловное, не требующее объяснения или подтверждения, данное свыше, способное преодолеть все препятствия. Любящим не нужно раз за разом доказывать любовь, ведь она естественна, как воздух, поэтому она вечна (независима от обстоятельств). Все, в чем нуждаются любящие, — это они сами, и верность в высшем смысле – это когда просто не можешь быть ни с кем другим. Писатель уверен, что такая любовь была у Мастера и Маргариты.
  • Теперь берем каждое предложение- тезис отдельно и подбираем иллюстративный материал.
    • Первая встреча Мастера и Маргариты: любовь поразила их сразу, мгновенно при первой встрече. Это свыше данное чувство. Ничего не зная друг о друге, они поняли, что рождены друг для друга.
    • Все, в чем нуждаются любящие, это они сами. Маргарита была счастлива в доме Мастера, хотя там не было роскоши и особых удобств. В подвальной комнате с книгами и лампой, печкой и кроватью им было хорошо. Он писал, она шила, и это было счастьем. Настоящая любовь не нуждается в особых условиях.
    • Мастер добровольно отказывается от Маргариты, так как боится за нее. Но разве Маргарита об этом просит? Он струсил, а трусость – самый страшный порок, как сказал перед смертью Иешуа. Любви не нужны доказательства, любви нужна правда, и Маргарита силой своей любви спасает Мастера. Ведьма ради любви – разве это не прекрасно? Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Есть!
  • Теперь обратите внимание на следующее: в каждом из тезисов и абзацев должен появляться ответ на один из ваших вопросов.

Подытоживая разговор о раскрытии темы, повторюсь: отвечайте на поставленные вопросы и не забывайте проверять «фокус» — в сочинении, в каждом абзаце-аргументе должен быть раскрыт тезис, в котором есть слова из темы!

Вторая типичная ошибка: пересказ вместо интерпретации

Очень часто выпускники просто пересказывают текст. О разнице в пересказе и интерпретации я уже писала в одной из прошлых статей. Пересказ – это просто изложение событий, фактов, разговоров героев. Если у вас не будет хотя бы какой-то отсылки к мнению автора, то рискуете получить незачет.

Как же избежать пересказа? Да, у вас есть тезис, который нужно доказать. Но пример – это не просто изложение сюжета, а, скорее, размышление о прочитанном.

Приведу пример. Возьмем ту же тему.

  • Любовь не нуждается в особых условиях или комфорте. Это тезис. Пересказ выглядел бы так: мастер жил в полуподвальной комнате, у него была печь, кровать, стол с лампой и много книг. Маргарита приходила к нему, читала написанное, шила, готовила Мастеру, и им было хорошо.
  • Теперь интерпретация: любовь не нуждается в особых условиях или комфорте. Маргарита из богатого дома мужа каждый день приходила в комнату, где не было роскошной мебели или просторных комнат. Все что ей было нужно – быть рядом с тем, кого она так сильно любила. Им было достаточно тишины вдвоем, так велико понимание и естественная близость любящих. Маргарита без колебаний променяла бы свой комфорт на эту почти нищенскую обстановку, ведь для любви это не важно.

Видите разницу? Во втором случае есть и оценка автора, и мнение выпускника.

Хорошая новость: у вас еще есть время, чтобы потренироваться!

Нарушение композиционной стройности

Это последний критерий (содержательный) и последняя типичная ошибка. Ну, тут все просто. Следуйте за коммуникативным замыслом (см. выше). Это значит, что у вас в декабрьском сочинении строго должны быть вступление, основная часть и заключение. В основной части делайте абзацы: каждый новый тезис-ответ на вопрос начинайте с новой строки, не забывайте связывать абзацы, а основной тезис выделите в отдельный кусок.

Вот и все на сегодня. До встречи!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Готовимся к вступительному экзамену по литературе: схема анализа произведения, приемы быстрого запоминания информации, типичные ошибки абитуриентов.

Можно ли самостоятельно подготовиться к вступительному экзамену по литературе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие вузовские преподаватели уверены, что необходимую базу знаний могут дать только подготовительные курсы или занятия с . Но есть и противоположная точка зрения: все зависит от самого абитуриента.

Такого мнения придерживается и Наталья Шутая, кандидат филологических наук, докторант МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель "Уникум-центра" при РУДН.

- Наталья, к чему нужно быть готовым абитуриентам на экзамене по литературе?

Форма вступительного испытания может измениться. Например, устный экзамен по литературе неожиданно заменят на единый государственный экзамен по литературе. Абитуриенты обычно узнают об этом в середине или в конце учебного года. К подобным "экспериментам" в сфере образования нужно быть готовым.

- Что проще сдавать – ЕГЭ или устный экзамен по литературе?

На мой взгляд, единый государственный экзамен. Задания ЕГЭ составлены по школьной программе, поэтому от вас требуется знать в основном тот материал, который входит в обязательный минимум по предмету. Большинство вопросов предполагает выбор единственно правильного варианта. Вопросы на устном экзамене по литературе сложнее, требуют дополнительных знаний.

- На что следует обратить особое внимание при подготовке к устному экзамену по литературе?

Во-первых, старайтесь больше читать тексты художественных произведений. В них вы найдете ответы на все вопросы. Во-вторых, "золотой ключик", который позволит "открыть" идейно-художественное своеобразие любого произведения, – теория литературы. Вот здесь нужна помощь преподавателя. Заучивание определений не поможет сформировать навыки анализа и интерпретации прозаических и поэтических творений. А вот педагог научит пользоваться "ключом". В-третьих, развернутый ответ потребует риторических навыков – умения отобрать, расположить и преподнести материал. И этому тоже надо учиться.

– Как лучше распределить время подготовки к экзамену по литературе?

Есть два пути. Можно за основу взять жанрово-родовой принцип – повторять материал блоками: эпические произведения, драматические, лирические. В этом случае удастся проследить традиции, преемственность и новаторство в литературе. Кстати, на ЕГЭ проверяется умение анализировать текст с точки зрения жанрово-родовой специфики.

Второй путь – традиционный, историко-хронологический. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе.

- Какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена?

Экзамен по литературе. Проза...

Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:

  • место писателя в литературном процессе
  • место произведения в творчестве писателя
  • тематика, проблематика произведения
  • основная идея, в чем она выражается:
    • система образов
    • конфликт
    • композиция
    • язык (особенности стиля)
  • значение произведения для дальнейшего развития литературы.

Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.

и поэзия...

Каждый третий вопрос в экзаменационных билетах связан с анализом стихотворений, поэтому важно научиться разбирать текст. Общий план анализа таков:

  • дата написания и публикации
  • принадлежность к тому или иному литературному направлению
  • жанровая форма
  • тип поэтической речи (описание, размышления, диалог, обращение)
  • смысл названия
  • эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении
  • основные изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, метонимия, эпитеты, аллегория, символ, гипербола, литота). Можно указать особенности поэтического синтаксиса (повторы, параллелизм, инверсия, градация, анафора, эпифора, риторический вопрос); особенности рифмовки
  • основная идея, которая стала понятна в ходе анализа.

Дополнительная литература
Можно посоветовать "Большую школьную энциклопедию по литературе" под ред. В.Е. Красовского и А.В. Леденева, а также учебные пособия Т.П. Буслаковой "Русская литература ХIХ века" и "Русская литература ХХ века", "Русская литература ХIХ-ХХ веков" в двух томах под ред. Б.С. Бугрова и М.М. Голубкова.
Интерес представляет серия учебно-справочных пособий по литературе с текстами произведений, комментариями к ним, тестами, выпускаемая издательством "Айрис-пресс".
Пособия, помогающие глубже понять теоретические аспекты литературоведения: А.Я. Эсалнек "Основы литературоведения. Анализ художественного произведения", А.Б. Есин "Принципы и приемы анализа литературного произведения", С.И. Кормилов "Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих", С.С. Наровчатов "Необычное литературоведение", А.П. Квятковский "Поэтический словарь", Е.Г. Эткинд "Разговор о стихах".
По литературе ХХ века рекомендую такие книги, как "Русская литература Серебряного века" под ред. В.В. Агеносова и другие книги этого автора по ХХ веку, пособия по литературе ХХ века Е.С. Роговера, Л.А. Турбиной.
Для самоконтроля можно использовать различные тесты (желательно издательства "Просвещение").

Комментировать статью "Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично"

Посмотрите другие обсуждения: Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично.

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. - На мой взгляд, единый государственный экзамен. Задания ЕГЭ составлены по школьной программе, поэтому от вас – Как лучше распределить время подготовки к экзамену по...

Готовимся к экзамену по литературе: вспоминаем классику, ведем дневник своих мыслей, анализируем замечания критиков и приобретаем учебные пособия. Как подготовиться к устному экзамену: учимся говорить красиво. Экзамен по литературе - все в ваших руках.

Выучить самостоятельно или к ЕГЭ подготовиться??? Подготовка к ЕГЭ: самые нужные навыки для сдачи экзаменов -тестов. - На мой взгляд, единый государственный экзамен. - Какие типичные ошибки бывают при самостоятельной подготовке к экзамену по литературе?

Готовимся к экзамену по русскому: диктант, изложение, тест. возможная модель устной части по русскому языку. Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. - На мой взгляд, единый государственный экзамен.

ЕГЭ по литературе. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Здравствуйте, может быть у кого-то дети недавно готовился к ЕГЭ по литературе и остался двухтомник Русская литература 19-20 веков Как подготовиться к экзамену по литературе. Подготовка к сессионным экзаменам.

ЕГЭ русский язык - сочинение. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. А сочинение дети пишут по литературе. Но если вдруг что, то есть же тестовая часть, на мин балл надо наскрести... Как срочно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Раздел: ЕГЭ и другие экзамены.

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. - На мой взгляд, единый государственный экзамен. Репетитор, желательно эксперт по егэ. Много мелочей и нюансов. С чего начать подготовку к егэ по информатике?

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (апелляция егэ 2017 по русскому языку делимся опытом). Сканы работ, лист верификации с собой нести или они там распечатают? Как срочно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Очень нужна ваша помощь. Не нашли то, что искали?

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к устному экзамену: учимся говорить красиво. Устные экзамены – двойной стресс для абитуриента: к понятному волнению на вступительных испытаниях прибавляется страх публично отвечать.

"...в основном государственном экзамене по русскому языку и литературе появится устная часть...в первый раз девятые классы будут сдавать устную часть по русскому и литературе Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично.

За три месяца можно подготовится к ЕГЭ по английскому, изучая именно особенности данного экзамена на основе имеющихся хороших знаний. Реально ли подготовиться к ЕГЭ по английскому языку за 3 года? Дочь пойдёт в 9 класс. По предмету в школе 5. Занимается год с...

Говорят, ЕГЭ по литературе какой-то совсем страшный, это правда? - Как бы вы посоветовали готовиться к экзамену, чтобы максимально эффективно Подготовка ОГЭ ЕГЭ Перово Новогиреево. Как подготовиться к ЕГЭ? Три стадии подготовки к экзаменам.

Технари, как готовиться к русскому?. ЕГЭ и другие экзамены. Подруга-учитель русского литературы посоветовала этого автора и для подготовки к ЕГэ и ГИА. К части А можно подготовиться самостоятельно, просто решая варианты и разбирая ошибки.

МГУ - стоит ли пытаться?. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Как подготовиться к экзамену по литературе. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. единственный предмет только в школе. и самый лучший результат их всех егэ. 95. Сравнительный анализ егэ -2015 по...

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. Готовимся к вступительному экзамену по литературе: схема анализа произведения, приемы быстрого запоминания информации, типичные ошибки Готовимся к экзамену по литературе.

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. Вопросы на устном экзамене по литературе сложнее, требуют дополнительных знаний. Анонс лекции предполагал освещение программных вопросов экзамена по обществознанию.

Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе. - Какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена?

Перед экзаменом я могла кому-нибудь очень хорошо и легко объяснить какой-то вопрос, но получив этот же вопрос в билете, мямлила экзаменатору что-то невразумительное и жалкое. Экзамен по литературе - все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично.

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 5 основных проблем выпускников на госэкзамене по литературе.

Пробелы в знаниях литературы конца XVIII - начала XIX века и XX века

Подавляющее большинство экзаменуемых предпочитает писать сочинения по произведениям второй половины XIX века

Анализ результатов прошлого года показал, что 45% выпускников выбирают для сочинений произведения второй половины XIX века (это, например, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, "Война и мир" Льва Толстого или "Гроза" Александра Островского). 30% экзаменуемых выбрали первую половину XIX века, ещё 25% - XX век.

По мнению экспертов, такое положение дел связано с тем, что вторая половина XIX века изучается в 10 классе, когда школьники взрослеют, вырастают как читатели, а значит, "готовы к более вдумчивому чтению и анализу литературы". При этом в отличие от одиннадцатиклассников ученики десятых классов более расслаблены (так как до экзамена ещё далеко), а потому лучше воспринимают информацию.

Стоит отметить, что, согласно документу ФИПИ, только 35% экзаменуемых правильно ответили на вопрос о литературном роде "Евгения Онегина" Александра Пушкина. А сочинение по комедии Фонвизина "Недоросль" написало только 16% абитуриентов.

В то же время задания всех трёх уровней сложности, связанные с "Грозой" (вторая половина XIX), выполнило на ЕГЭ 85,3% школьников.

А потому стоит периодически при подготовке к экзамену возвращаться к произведениям 8–9 классов, а также попробовать связать сюжеты и проблематику литературы XVIII - начала XIX с произведениями, которые запомнить удалось хорошо.

Сопоставление содержания, лейтмотивов, персонажей разных произведений

Выпускники плохо проводят аналогии, так как во время подготовки к экзамену не всегда рисуют таблицы, в которых бы литературные произведения и их герои сравнивались

Это экзаменационное задание № 4. Как подчёркивается в методичке, среди базовых заданий оно самое сложное. Его в прошлом году выполнило 47% выпускников (в 2015-м - 51%), несмотря на то что тип задачи "не требует знания периферических деталей текста", нужно знать исключительно ключевые сюжетные элементы и основных персонажей.

Выпускники, например, плохо отвечают на вопрос: "В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением "В дороге"? Это контекстные задачи, которые показали, что выпускники не всегда рассматривают литературу как один процесс.

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить..." Определение стихотворного размера

Запомнить сложные названия мало - нужно знать, на какой слог должно падать ударение в том или ином случае, а кроме того - уметь правильно читать стихи, иначе даже музыкальный слух не спасёт

Средний процент выполнения такого задания - 47,5. Успешно различить двусложный от трёхсложного размер школьникам мешает не только незнание терминологии, но и практики.

Ведь чтобы верно определить размер (если это не получается с ходу), нужно не одну неделю настукивать карандашиком по парте, читая стихотворение вслух. Если ставить ударения правильно, то определения размера - совсем несложная операция. Если мы, конечно, не говорим о лирике Маяковского, который классиков "сбросил с корабля".

При этом эксперты подчеркнули, что лирику Сергея Есенина выпускники знают хуже другой. Например, средний процент выполнения заданий по произведениям Бориса Пастернака - 84,8%, Владимира Солоухина - 83,8%, Леонида Мартынова - 75,1%, Сергея Есенина - 64,9%.

Шпаргалка:

Двусложные размеры , т.е. в двухсложной стопе - ямб (ударение на второй слог) и хорей (ударение на первый слог).

Трёхсложные размеры , т.е. в трёхсложной стопе - дактиль (ударение на первый слог), амфибрахий (ударение на второй слог), анапест (ударение на третий слог).

Алгоритм того, как определить размер:

1) определите количество слогов в строке стихотворения;

2) вслух (или про себя, но нараспев и громко - так тоже можно) читаем строку и ставим ударения над гласными;

3) смотрим, через сколько слогов повторяется ударение.

Аргументация в сочинении опирается на сюжет литературного произведения целиком, а не на конкретные эпизоды

В этом случае выходит, что выпускник ознакомился с произведением поверхностно или не понимает разницы между сочинениями по русскому и по литературе

Половина экзаменуемых не справляется или недостаточно справляется с аргументацией своей позиции - в частности, с подтверждением её с помощью отсылки к литературным источникам. Проблема в том, что выпускники говорят в общем о сюжете, не говоря о показательных эпизодах или особенностях персонажей. В этом случае проверяющие не могут поставить за этот аргумент (критерий оценивания сочинение - К3) выше одного балла.

Тем не менее стоит отметить, что при подготовке к ЕГЭ необходимо обратиться к преподавателю с просьбой выделить в знаковых произведениях русской литературы фразы, фрагменты, в которых необходимо ориентироваться. Нужно отличать монолог Чацкого, знать - кто и куда посылает Софью в конце комедии "Горе от ума". Кроме того, ну никак нельзя идти на экзамен, не зная, кто был разочарован Наполеоном в "Войне и мире" или, например, кто восхищался человеком в пьесе Максима Горького "На дне".