В течение недели шли непрерывные дожди. Презентация на тему: "Проверь себя. Укажите предложение, в котором допущены речевые ошибки В течение недели шли дожди, и на улице сыро и холодно. В течение недели шли дожди,". Скачать бесплатно и без регистрации. За

Спишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
1. Северное лето кончалось. 2. (В) течени.. недели шли непрерывные дожди.3. (Не)смотря на испортившуюся погоду работа шла так (же) напряже..о. 4. Все решили (во) что (бы) то ни стало сдать дом к сроку. 5. Боялись только что(бы) (в)следстви.. дождей не разлилась река. 6. Тогда, не (на) чем будет перебрасывать материалы необходимые для работы. 7. Их подвозили используя старый деревя..ый мост или паром, 8. (В)последстви.. рядом с железнодорожной станцией должны были построить новый мост.9. Однако (в)виду того что людям негде было жить а зима приближалась решили сначал.. построить дом. 10. Строители помнили что зима не будет страшна жителям нового поселка благодаря их работе. 11. (В) продолжени.. лета дождей было много но (в) течени.. реки ничего не менялось до сих пор. 12. Теперь оно стало бурным по реке плыли оторвавшиеся куски деревьев и какие(то) доски. 13. Все труднее давался паромщику каждый рейс все опаснее становилась переправа по старенькому мосту. 14. Но никто не думал об опасности. 15. Всеми владела одна и та (же) мысль: дом надо было заканчивать, что(бы) люди могли спокойно встретить зиму.

Задания к тексту.

1.Определите тему и идею произведения.
2.Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
3.Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (исключением).
4.Подберите к слову «страшна» (предложение 10) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.
5.Выпишите грамматическую основу из предложения 14.
6.Среди предложений 5-7 выпишите номер предложения с деепричастным оборотом.
7.Среди предложений 10-12 укажите номер сложноподчинённого предложения.
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Запишите цифру.
9.Среди предложений 8-9 выпишите все предлоги.
10. Из предложений 9-13 выпишите соединительный союз.

Ответ оставил Гость

1. тема: нелегка жизнь в условиях севера
идея: никто не думал об опасности, главное обеспечить людей жильем к зиме.
2.испортившуюся
3. деревянный
4. опасна
5. никто не думал
6. 7
7. 10
8.3
9. впоследствии, с, ввиду
10. а

текст:
1. Северное лето кончалось. 2. В течение недели шли непрерывные дожди.3. Несмотря на испортившуюся погоду, работа шла так же напряженно. 4. Все решили во что бы то ни стало сдать дом к сроку. 5. Боялись только, чтобы вследствие дождей не разлилась река. 6. Тогда не на чем будет перебрасывать материалы, необходимые для работы. 7. Их подвозили, используя старый деревянный мост или паром. 8. Впоследствии рядом с железнодорожной станцией должны были построить новый мост.9. Однако ввиду того, что людям негде было жить, а зима приближалась, решили сначала построить дом. 10. Строители помнили, что зима не будет страшна жителям нового поселка благодаря их работе. 11. В продолжение лета дождей было много, но в течении реки ничего не менялось до сих пор. 12. Теперь оно стало бурным: по реке плыли оторвавшиеся куски деревьев и какие-то доски. 13. Все труднее давался паромщику каждый рейс, все опаснее становилась переправа по старенькому мосту. 14. Но никто не думал об опасности. 15. Всеми владела одна и та же мысль: дом надо было заканчивать, чтобы люди могли спокойно встретить зиму.


Укажите предложение, в котором допущены речевые ошибки В течение недели шли дожди, и на улице сыро и холодно. В течение недели шли дожди, и на улице сыро и холодно. В прошедшие дни прошли дожди и выпало много осадков В прошедшие дни прошли дожди и выпало много осадков






В каком предложении есть грамматические ошибки? Я заранее предчувствовал неудачу. В воздухе пахло надвигающейся грозой. В воздухе пахло надвигающейся грозой. Однажды, через много лет, мы встретились вновь. Однажды, через много лет, мы встретились вновь. Каждый подросток мечтает быстрее стать более взрослее и много путешествовать. Каждый подросток мечтает быстрее стать более взрослее и много путешествовать.






В каком предложении нарушено видовременное соотношение глагольных форм? Писарев считал, что «демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике». Писарев считал, что «демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике». Я предлагаю сравнить стихотворение Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с его же стихотворением «Я помню чудное мгновение» Я предлагаю сравнить стихотворение Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с его же стихотворением «Я помню чудное мгновение» Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышлял о творчестве. Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышлял о творчестве. По словам Пушкина, даже ребёнком Татьяна не любит кукол и ей были чужды детские шалости. По словам Пушкина, даже ребёнком Татьяна не любит кукол и ей были чужды детские шалости.






В каком предложении встречается нарушение связи подлежащего и сказуемого? Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» - Митрофанушка. Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» - Митрофанушка. Его мать, Простакова, - женщина грубая, невежественная и невоспитанная. Его мать, Простакова, - женщина грубая, невежественная и невоспитанная. Большинство выступающих возражали против такой резкой оценки деятельности участка. Большинство выступающих возражали против такой резкой оценки деятельности участка. Стародум выступает против деспотизма, обличает корыстолюбие и стяжательство. Стародум выступает против деспотизма, обличает корыстолюбие и стяжательство.

Проверочная работа в формате ОГЭ по теме: «ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ» . 7 класс.

Урок предназначен для учителей, работающих в 7 классе. Данный урок проводится с целью систематизации знаний после изучения служебных частей речи " Предлог" и "Союз" для подготовки выполнения комплексного анализа текста в форме ОГЭ.

Цель – проверка основного теоретического и практического умения по данной теме материала по теме «ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ» и применение его на практике.

Задачи:

Предметные:

1. закрепить умения находить в тексте предлоги и союзы;

2. отработать с учащимися работу над анализом текста;

3. продолжить работу по различению, распознаванию, дифференциации орфограмм и соотнесению их с соответствующим правилом (умение графически объяснить).

Метапредметные:

1. развивать умственных действий, внимание, речь, наблюдательность, кругозор;

2. обогащать словарный запас обучающихся.

Личностные:

1. воспитывать любовь к природе;

2. воспитывать внимательное отношение к слову.

Спишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
1. Северное лето кончалось. 2. (В) течени.. недели шли непрерывные дожди.3. (Не)смотря на испортившуюся погоду работа шла так (же) напряже..о. 4. Все решили (во) что (бы) то ни стало сдать дом к сроку. 5. Боялись только что(бы) (в)следстви.. дождей не разлилась река. 6. Тогда, не (на) чем будет перебрасывать материалы необходимые для работы. 7. Их подвозили используя старый деревя..ый мост или паром," 8. (В)последстви.. рядом с железнодорожной станцией должны были построить новый мост.9. Однако (в)виду того что людям негде было жить а зима приближалась решили сначал.. построить дом. 10. Строители помнили что зима не будет страшна жителям нового поселка благодаря их работе. 11. (В) продолжени.. лета дождей было много но (в) течени.. реки ничего не менялось до сих пор. 12. Теперь оно стало бурным по реке плыли оторвавшиеся куски деревьев и какие(то) доски. 13. Все труднее давался паромщику каждый рейс все опаснее становилась переправа по старенькому мосту. 14. Но никто не думал об опасности. 15. Всеми владела одна и та (же) мысль: дом надо было заканчивать, что(бы) люди могли спокойно встретить зиму.

Задания к тексту.

  • 1.Определите тему и идею произведения.
  • 2.Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
  • 3.Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (исключением).
  • 4.Подберите к слову «страшна» (предложение 10) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.
  • 5.Выпишите грамматическую основу из предложения 14.
  • 6.Среди предложений 5-7 выпишите номер предложения с деепричастным оборотом.
  • 7.Среди предложений 10-12 укажите номер сложноподчинённого предложения.
  • 8.Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Запишите цифру.
  • 9.Среди предложений 8-9 выпишите все предлоги.
  • 10. Из предложений 9-13 выпишите соединительный союз.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

И тогда ДАЛЕКО(ДАЛЕКО) в лесу вдруг ЧТО(ТО) прозвенело.

ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

Он перешел (ПО)КОРОТКОМУ мостику над бурно, (ПО)ТЕАТРАЛЬНОМУ несущейся водой и вышел к станции.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

В ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, ПОЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

ИТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, НАКОНЕЦ, лучший наряд земли.

И тогда ДАЛЕКО-ДАЛЕКО в лесу вдруг ЧТО-ТО прозвенело.

ЧТО БЫ ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, ПО ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

Он перешел ПО КОРОТКОМУ мостику над бурно, ПО-ТЕАТРАЛЬНОМУ несущейся водой и вышел к станции.

Ответ: ИТАК НАКОНЕЦ ИЛИ НАКОНЕЦ ИТАК.

Ответ: итакнаконец|наконецитак

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слит-ное, раз-дель-ное и де-фис-ное на-пи-са-ние раз-лич-ных ча-стей речи.

По «Спе-ци-фи-ка-ции» в этом за-да-нии про-ве-ря-ет-ся зна-ние са-мо-го объёмного, самый раз-но-об-раз-но-го и по-то-му наи-бо-лее слож-но-го ма-те-ри-а-ла. В дан-ном раз-де-ле «Справ-ки» будут си-сте-ма-ти-зи-ро-ва-ны пра-ви-ла школь-ных учеб-ни-ков, а также до-пол-не-ны той ин-фор-ма-ци-ей, ко-то-рая яв-ля-ет-ся не-об-хо-ди-мой для успеш-но-го вы-пол-не-ния за-да-ния ЕГЭ и овла-де-ния прак-ти-че-ской гра-мот-но-стью. Набор пра-вил, ко-то-рые будут разо-бра-ны, не яв-ля-ет-ся слу-чай-ным: со-зда-нию спис-ка пред-ше-ство-ва-ла ра-бо-та по изу-че-нию за-да-ний про-шлых лет, банка ФИПИ, а также пе-чат-ных из-да-ний, ав-то-ра-ми ко-то-рых яв-ля-ют-ся со-зда-те-ли КИМов (Цы-буль-ко И.П., Его-ра-е-ва, Ва-си-лье-вых И.П. и дру-гие).

В таб-ли-це 1 со-бра-ны слова, от-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью мно-гих яв-ля-ет-ся на-ли-чие омо-ни-мов, то есть слов, зву-ча-щих оди-на-ко-во, но име-ю-щих раз-ное на-пи-са-ние. Для обо-зна-че-ния ча-стей речи и по-яс-не-ний ис-поль-зо-ва-ны со-кра-ще-ния :

сущ. – имя су-ще-стви-тель-ное

числ. – имя чис-ли-тель-ное

нар. – на-ре-чие

мест. – ме-сто-име-ние

деепр. – де-е-при-ча-стие

п/п - про-из-вод-ный пред-лог

н/п – не-про-из-вод-ный пред-лог

к/с – ка-те-го-рия со-сто-я-ния

в/с – ввод-ное слово

фе – фра-зео-ло-ги-че-ская еди-ни-ца

Буква СЛИТ-НО/РАЗ-ДЕЛЬ-НО/ДЕФИС ПО-ЯС-НЕ-НИЕ
Б бы, б слит-но толь-ко в союзе чтобы, чтоб . Я рань-ше лёг, чтобы не опоз-дать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нель-зя пе-ре-ме-стить или убрать ) Чтобы не остать-ся без ат-те-ста-та, придётся изу-чать, как пи-шет-ся ча-сти-ца "бы". Чтоб не за-быть, за-пи-шу это в еже-днев-ник.
раз-дель-но во всех осталь-ных слу-ча-ях: Что бы мне по-чи-тать? (мест.+част., бы можно пе-ре-ме-стить или убрать.) Ска-за-ла бы рань-ше; как бы не опоз-дать; что бы я без тебя делал? Я вер-нусь, что бы ни слу-чи-лось.
В всё-таки по пра-ви-лу на-пи-са-ния ча-сти-цы -таки. Все-гда через дефис.
в конце

в от-ли-чие (от-ли-чие)

в потёмках

в сто-ро-не

в общем (нель-зя во-об-щем)

в от-кры-тую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

все-гда раз-дель-но

внизу

впо-след-ствии (по-след-ствие)

впол-го-ло-са

вдвое (втрое…)

впе-ре-ди

во-сво-я-си

вдо-гон-ку

до-вер-ху

все-гда слит-но

ввиду про-пу-стил ввиду бо-лез-ни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

укра-ше-ние в виде ба-боч-ки

вверх, ввер-ху по-смот-реть (куда? нар. ) вверх ; на-хо-дит-ся (где? на-ре-чие ) ввер-ху

це-лить-ся (во что? ) в верх (чего? ) де-ре-ва, ми-ше-ни ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вко-нец обес-си-леть вко-нец (как? нар., =окон-ча-тель-но )

пе-ре-ста-вить фразу в конец (чего? ) пред-ло-же-ния (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вме-сто, вме-сте

в место, в месте

вы-сту-пил вме-сто меня (п/п, =за ), вме-сте (на-ре-чие) со мной. Нель-зя: за-ме-сто меня

по-пасть ( во что? ) в место па-де-ния, нашли (где? ) в месте рас-по-ло-же-ния (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смот-реть (куда?, на-ре-чие ) вдаль; вид-не-ет-ся вдали (где? на-ре-чие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. па-де-же ) моря; вид-не-ет-ся в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вна-ча-ле

в на-ча-ле

труд-но вна-ча-ле (когда? нар. )

в на-ча-ле (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово

вО-вре-мя сде-лать во-вре-мя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; на-хо-дит-ся (где? на-ре-чие ) внизу

це-лить-ся (во что? ) в низ (чего? ) де-ре-ва, ми-ше-ни (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

об-лечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплот-нУю

в плОт-ную

по-дой-ти вплот-ную (как? нар., =очень близ-ко )

за-вер-нуть в плот-ную бу-ма-гу (какую? прил.+н/п )

впра-во по-вер-нуть впра-во (куда, на-ре-чие)

во что? в право вла-де-ния на-след-ством (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

впра-ве впра-ве узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве соб-ствен-но-сти на квар-ти-ру (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), в уго-лов-ном (каком? )праве

в про-дол-же-ние

в про-дол-же-ниЕ, в про-дол-же-ниИ

пред-лог, опре-де-ля-ю-щий от-ре-зок вре-ме-ни. Со-че-та-ет-ся со сло-ва-ми сутки, день, час, не-де-ля и т.п.: в про-дол-же-ние дня, в про-дол-же-ние урока, в про-дол-же-ние года (по-хо-же "на про-тя-же-нии")

Имя су-ще-стви-тель-ное про-дол-же-ние в раз-ных па-де-же с пред-ло-гом в: в про-дол-же-ние (во что? ) ро-ма-на будут вве-де-ны новые герои. В про-дол-же-нии ро-ма-на (в чём? ) мы узна-ем об их судь-бах.

впер-вЫе

в пЕр-вые

уви-деть впер-вые (когда? нар .)

ску-чать в пер-вые дни (какие? числ.+н/п )

вслед-ствие

в след-ствиИ, в след-ствиЕ

рейс за-дер-жан вслед-ствие (п/п, =из-за ) не-по-го-ды

Су-ще-стви-тель-ное след-ствие в раз-ных па-де-жах: вме-шать-ся (во что? ) в след-ствие (сущ.+н/п ) ; ошиб-ки в (пред-ва-ри-тель-ном) след-ствии (сущ.+н/п )

вслед смот-реть (куда, чему? ) вслед (нар.) ухо-дя-ще-му по-ез-ду идти вслед за ним, за дру-гом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в те-че-ние

в те-че-ниЕ, в те-че-ниИ

пред-лог, опре-де-ля-ю-щий от-ре-зок вре-ме-ни. Со-че-та-ет-ся со сло-ва-ми сутки, день, час, не-де-ля и т.п.: в те-че-ние дня, в те-че-ние урока, в те-че-ние года (по-хо-же "на про-тя-же-нии" )

Имя су-ще-стви-тель-ное те-че-ние в ви-ни-тель-ном или в пред-лож-ном па-де-же с пред-ло-гом в: в те-че-ние (во что? ) реки; (о чём ) о те-че-нии реки.

Е если бы

все-гда оди-на-ко-во

Ж Же Все-гда раз-дель-но по пра-ви-лу ча-стиц. Ча-сти-ца вно-сит уси-ли-тель-ное зна-че-ние.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же не-прав-да, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не пу-тать с со-ю-за-ми ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таб-ли-це)

З за гра-ни-цей ра-бо-тать и жить

за не-име-ни-ем вре-ме-ни или средств

за счёт (уго-ще-ние за счёт за-ве-де-ния)

все-гда оди-на-ко-во

за-свет-ло

за-тем-но

все-гда оди-на-ко-во

затем На-ре-чия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спро-сил? (нар., =с какой целью? );

ма-лень-кий, зато (союз, =но ) шуст-рый.

Ме-сто-име-ния с пред-ло-га-ми:

Я пришёл за тем (каким имен-но? ) котёнком, ко-то-рый мне по-нра-вил-ся; я занял оче-редь за тем (каким имен-но? ) че-ло-ве-ком, что отошёл к окну.

Ана-ло-гич-но: За чем (имен-но) оче-редь? (мест.+н/п, =за каким то-ва-ром? ) За чем (имен-но) ты вер-нул-ся? За клю-ча-ми.

Ана-ло-гич-но: я бла-го-да-рю тебя за то (за что имен-но? ), что ты помог мне; я оби-же-на не за то (за что имен-но? ), что ты не пришёл, а за то (за что имен-но? ), что об-ма-нул меня.

за-ча-стУю

за чА-стую

за-ча-стую нет ре-зуль-та-та (нар., =часто ) за ча-стую смену на-стро-е-ния (за какую? прил.+н/п )
И из-да-ле-ка слит-но все-гда
итак Итак , начнём урок! (ввод-ное слово )

кру-тил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Все-гда через дефис по пра-ви-лу ча-стиц.

При-не-си -ка , скажи -ка , смот-ри-те -ка

К кряду Не-сколь-ко раз кряду (как, на-ре-чие=под-ряд ) чих-нул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду зна-ко-мых

как будто

как толь-ко

как бы то ни было

все-гда оди-на-ко-во

Л Ли (ча-сти-ца)

Все-гда оди-на-ко-во и раз-дель-но.

Н

на-дол-го

на-еди-не

на-про-тив

на-сквозь

не-вда-ле-ке

ни-ко-гда

не-уже-ли

Все-гда оди-на-ко-во

на про-тя-же-нии

все-гда оди-на-ко-во

нав-стре-чу

на встре-чу

идти нав-стре-чу (куда? нар .); идти нав-стре-чу (кому?) другу (п/п )

идти на (дол-го-ждан-ную) встре-чу с дру-гом (сущ.+н/п )

на-ко-нец на-ко-нец он уснул (нар., =после всего )

пе-ре-не-сти на конец ме-ся-ца (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =за-ра-нее )

упасть на перед ма-ши-ны ()

на-по-до-бие

на по-до-бие

фи-гу-ра на-по-до-бие шара (п/п, =вроде )

за-да-ча (на что? ) на по-до-бие тре-уголь-ни-ков (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

на-при-мер

на при-мер

Был, на-при-мер , (ввод-ное слово ) такой слу-чай.

об-ра-тить вни-ма-ние на (этот) при-мер (сущ.+н/п )

на-по-ло-ви-ну

на по-ло-ви-ну

раз-ру-шен на-по-ло-ви-ну (нар., =ча-стич-но )

пре-тен-до-вать (на что? ) на по-ло-ви-ну дома (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) би-ле-тов

по-ло-жить день-ги на (бан-ков-ский) счёт (сущ.+н/п ), не при-ни-май это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обер-нуть-ся назад (куда? нар .)

по-смот-реть на (раз-би-тый) зад ав-то-мо-би-ля (сущ.+н/п )

на-верх, на-вер-ху

на верх, на верху*

под-нять-ся на-верх (куда? нар .), на-вер-ху (где? нар .) было хо-лод-но

под-нять-ся на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово ), на (чём?) на верху зда-ния, на верху бла-жен-ства (пе-ре-нос-ное зна-че-ние)

на-си-лу на-си-лу удер-жал (как? нар., =с боль-шим тру-дом )

на-де-ять-ся на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

на-сколь-ко

на сколь-ко

На-сколь-ко это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколь-ко по-вы-сят пен-сию? (мест.+н/п )

на-столь-ко

на столь-ко

на-столь-ко устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столь-ко же мень-ше? (=на такое же ко-ли-че-ство, мест.+н/п )

на-вер-ное

на вер-ное

На-вер-ное, будет дождь. (ввод-ное слово =ве-ро-ят-но)

На вер-ное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? вер-ное)

нА-смерть

на смерть

бить-ся на-смерть (как? нар., =до смер-ти )

Их по-сы-ла-ли на (вер-ную) смерть. (сущ.+н/п)

нА-го-ло-ву

на го-ло-ву

враги раз-би-ты на-го-ло-ву (как? нар., =окон-ча-тель-но )

по-вяз-ка на го-ло-ву (на что? сущ.+н/п )

на-пе-ре-бой

на пе-ре-бои

за-го-во-ри-ли на-пе-ре-бой (как? нар., =пе-ре-би-вая друг друга )

жа-ло-вать-ся на (по-сто-ян-ные) пе-ре-бои во-до-снаб-же-ния (на что? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

на-чи-сто-ту

на чи-сто-ту

по-го-во-рить на-чи-сто-ту (как? нар., =от-кро-вен-но )

об-ра-тить вни-ма-ние на чи-сто-ту в по-ме-ще-нии (на что? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово)

на-ли-цо факты на-ли-цо (нар., =име-ют-ся в на-ли-чии )

на-ло-жить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

на-дол-го уехать на-дол-го (нар., на какой срок? )

смот-реть на долго тан-цу-ю-щую де-воч-ку (тан-цу-ю-щую как? долго, нар.+н/п )

на-все-гда

на все-гда

уйти на-все-гда (нар., на какой срок? )

смот-реть на все-гда опрят-ную де-воч-ку (опрят-ную когда? все-гда, нар.+н/п )

не-смот-ря на

не смот-ря

бежал, не-смот-ря на уста-лость (п/п, =во-пре-ки )

бежал, не смот-ря под ноги (деепр., =не глядя )

не-взи-рая на

не взи-рая

Не-взи-рая на уста-лость, мы от-пра-ви-лись осмат-ри-вать город (п/п, =во-пре-ки )

Я ста-рал-ся си-деть, не взи-рая на окру-жа-ю-щих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О от-ту-да

все-гда оди-на-ко-во

от этого

раз-дель-но все-гда

от-то-го По-вест-ки я не по-лу-чил, от-то-го и не явил-ся. (нар., =по этой при-чи-не )

От того , кто не мил, и по-да-рок по-стыл. (от кого? мест.+н/п, =от че-ло-ве-ка )

От-толк-нул-ся от того бе-ре-га (от ка-ко-го? мест.+н/п, =от прил .)

от-че-го От-че-го ты не спал? (нар., =по какой при-чи-не? ) По-то-му что ра-бо-тал.

От чего ты от-ка-зал-ся? (мест.+н/п ) От ра-бо-ты, от за-да-ния.

от-ча-сти От-ча-сти ты прав. (на-сколь-ко? нар., =ча-стич-но )

Он от-ка-зал-ся от (боль-шей) части до-хо-да. (от чего? сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

П по-за-ди

по-дол-гу

по-про-сту

по-сколь-ку

по-поз-же

по-не-мно-гу

по-оди-ноч-ке

слит-но все-гда

по-то-му что

по срав-не-нию (с)

по те-че-нию

все-гда раз-дель-но

причём Вещь кра-си-вая, причём не-до-ро-гая. (союз, =к тому же, вдо-ба-вок )

При чём ты оста-нешь-ся? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь ро-ди-те-ли, если сам ви-но-ват?

при-том Вещь кра-си-вая, при-том не-до-ро-гая. (союз, =к тому же, вдо-ба-вок )

При том по-со-бии име-ет-ся при-ло-же-ние. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

по-то-му Он остал-ся по-то-му, что хочет узнать прав-ду. (по-че-му? нар., =по той при-чи-не )

идти по тому бе-ре-гу (по ка-ко-му? мест.+н/п, =прил .) до-га-дал-ся по тому , что уви-дел (мест.+н/п, =по уви-ден-но-му )

по-че-му По-че-му ты мол-чишь? (нар., =по какой при-чи-не? ) По-то-му что не хочу раз-го-ва-ри-вать.

По чему ты за-ни-ма-ешь-ся? (мест.+н/п, =по ка-ко-му по-со-бию? ) По учеб-ни-ку Ро-зен-та-ля. По чему ты ску-ча-ешь боль-ше всего? По лету, по солн-цу.

по-это-му много ра-бо-тал, по-это-му устал (нар., по-че-му? по какой при-чи-не? )

за-ни-мать-ся по этому учеб-ни-ку (мест.+н/п, по ка-ко-му? =прил .)

по-и-сти-не

по ис-ти-не

Это по-и-сти-не ред-кая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди ску-ча-ют по (на-сто-я-щей) ис-ти-не . (сущ.+н/п )

по-на-ча-лу

по на-ча-лу

ску-чать по-на-ча-лу (нар., =пер-вое время )

до-га-дать-ся по (са-мо-му) на-ча-лу ро-ма-на (сущ.+н/п, есть по-яс-ня-е-мое слово )

С со вре-ме-нем

раз-дель-но все-гда

сразу, сразу же

спе-ре-ди

все-гда оди-на-ко-во

сна-ча-ла

с на-ча-ла

сна-ча-ла по-ду-май (когда? нар .)

Не на-чать ли сказ-ку с (са-мо-го) на-ча-ла ? (с чего? сущ.+н/п )

со-всем со-всем не вы-спал-ся (как? нар., =со-вер-шен-но )

уехал со всем иму-ще-ством (с каким? мест.+н/п )

спле-ча за-мах-нул-ся спле-ча (как? нар., =сразу )

снять с (сво-е-го) плеча по-пу-гая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может пи-сать-ся либо через дефис, либо раз-дель-но.

Сло-мал -таки , опять -таки , прямо -таки после гла-го-лов, на-ре-чий, ча-стиц через дефис

Меня таки при-ня-ли на ра-бо-ту, я таки опоз-дал - во все дру-гих слу-ча-ях раз-дель-но

тОт-час явил-ся тот-час (как? нар., =сразу же )

на-стал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь уви-дел Вас

Омо-ни-мы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу ино-стран-ные языки. ().

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увле-ка-юсь му-зы-кой, а также очень люблю чи-тать. (союз, =и, ЖЕ опу-стить нель-зя ).

Кот любит спать, а также пря-тать-ся в новых па-ке-тах.

Омо-ни-мы: ме-сто-име-ние с ча-сти-цей же . Она уси-ли-ва-ет зна-че-ние, см. ЖЕ

Встре-ча-ем-ся в то же время. (мест.+част.,время какое имен-но?) - в то; же

Брат по-со-ве-то-вал то же , что и вы. (мест.+част.,по-со-ве-то-вал что имен-но? ) - то; же опу-стить можно, за-ме-нить со-ю-зом и нель-зя!

Вы так же мо-ло-ды, как де-сять лет назад. (нар., мо-ло-ды как?) - так; же опу-стить можно, за-ме-нить со-ю-зом и нель-зя).

тут же

раз-дель-но все-гда

Х хотя бы, хотя б

раз-дель-но все-гда

В ос-но-ву таб-ли-цы 1 по-ло-же-ны ма-те-ри-а-лы учи-те-ля рус-ско-го языка Крю-ко-вой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

В таб-ли-це 2 опуб-ли-ко-ва-ны общие пра-ви-ла ДЕ-ФИС-НО-ГО на-пи-са-ния на-ре-чий.

Через дефис пи-шут-ся на-ре-чия, об-ра-зо-ван-ные:

1) от пол-ных при-ла-га-тель-ных или ме-сто-име-ний с по-мо-щью при-став-ки по- и окан-чи-ва-ю-щи-е-ся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

по-сту-пать по-дру-же-ски петь по-ка-зах-ски жить по-но-во-му сде-лать по-сво-е-му по-за-ячьи трус-лив

2) от по-ряд-ко-вых чис-ли-тель-ных на -ых, -их с по-мо-щью при-став-ки в- (во-)

во-вто-рых в-тре-тьих в-пятых

3) по-сред-ством по-вто-ра того же слова или корня, осложнённого при-став-ка-ми, суф-фик-са-ми

еле-еле, точь-в-точь день-день-ской мало-маль-ски волей-не-во-лей

4) по-сред-ством со-еди-не-ния си-но-ни-мов

не-ждан-но-не-га-дан-но, по-доб-ру- по-здо-ро-ву у

5) с по-мо-щью при-став-ки кое- и суф-фик-сов -то, -либо, -ни-будь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-ни-будь

В таб-ли-це 3 опуб-ли-ко-ва-ны общие пра-ви-ла на-пи-са-ния слов с ПОЛ, ПОЛУ.

Полу- все-гда пи-шет-ся слит-но: по-лу-ме-сяц, по-лу-го-дие.

Для 7-го класса.

Частицы

Диктант №1

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?! (160 слов)

Диктант №2.

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор. (133 слова)

Диктант №3

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. Ночь с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера. (123 слова)

Сочинительные союзы

Диктант №1

Как-то чересчур быстро наступила осень. До чего изменился лес, еще совсем недавно наполненный звуками и красками лета! Ни цветы не пестреют, ни трава не зеленеет. Шуршит золотистой листвой березка, клен тоже вот-вот станет багряным. Лишь ели зеленеют по-прежнему да радуют глаз своими пышными кронами.

Не только деревья, но и птицы чувствуют поступь осени. Поднимаются ввысь птичьи стаи, и далеко окрест разносятся их прощальные крики. То ли дикие гуси гогочут, перекликаясь в пути, то ли курлычут о чем-то своем журавли. И не разберешь: не то это прощальный плач, не то призывный клич.

А как все-таки хорошо вокруг! Солнце не то чтобы теплое, но яркое, а дни хотя и ветреные, но все еще теплые. Осень набирает силу, вступая в свои права, то приостанавливается, замедляя ход.

Прохладен осенний воздух, зато до чего свеж! И, вдыхая его, уже не столько грустишь о лете, сколько радуешься осени. (145 слов)

Предлог

Диктант №1

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (106 слов)

Диктант №2

Вследствие того, что деревенька, в которую я по ошибке заехал, находилась в стороне от центральной проезжей дороги, здесь было необычайно трудно сыскать хоть какой-нибудь попутный транспорт. В течение недели шли дожди, и выбираться было невозможно. Я уже начал раскаиваться в предпринятой мной затее, как вдруг на помощь мне пришел случай.

На рассвете мимо трактира пронеслась, поднимая причудливое облако быстро рассеявшейся пыли, на станцию коляска, которая привезла к поезду управляющего имением, находившимся недалеко от тех мест, куда я направлялся. Об этом мне сказала выглянувшая из распахнутого настежь окна хозяйка трактира. Когда коляска возвращалась обратно, я кинулся навстречу, и кучер, несмотря на небольшой крюк, который ему предстояло сделать ввиду того, что разлилась река, согласился подвезти меня.

В продолжение всего пути меня переполняли удивительные чувства, навеваемые ощущениями от быстрой езды и красотой окружающей природы. Сначала мы ехали вдоль извивающейся реки, в течении которой повсюду встречались пороги, затем полем, стелющимся по обеим сторонам дороги. В заключение путешествия мы пересекли не так давно посаженный лиственный лесок, где и располагался выстроенный в виде старинного средневекового замка помещичий дом.

Давно, мой друг, не катался я в коляске! (165 слов)

Диктант №3

В течение нескольких часов пароход, ни на минуту не замедляя ход, плывет на юго-запад. Южная ночь, наступившая как-то внезапно, поглотила яркие краски заката и окрасила все вокруг в темно-синий цвет. Небо блестело плотными лиловыми облаками, не оставляющими ни малейшего просвета. Сколько ни всматривайся, не заметишь ни одной звездочки. Месяца тоже не видно. Ничто не нарушает тишину, лишь плещутся о борт, накатываясь одна на другую, неугомонные волны.

Около полуночи над бескрайней равниной моря вышел оранжевый печальный полумесяц, рассеявший непроглядную мглу. Тут же на воду легла неширокая, но искрящаяся и переливающаяся шафранная дорожка. Неожиданно налетевший ветер порыл ее мелкой рябью и погнал прочь. Несмотря на месячный свет, немного скрасивший темноту, все вокруг по-прежнему пустынно и уныло. (113 слов)

Основные орфограммы: правописание причастий, наречий, производных предлогов .

Итоговые диктанты .

Диктант №1

Вечерняя заря догорает. Небо, кое-где покрытое облаками, расцвечено багряными, оранжевыми, ярко-желтыми красками. Воздух, настоянный на травах, прозрачен и свеж. Сквозь распахнутые настежь окна виден сад с колышущимися от ветра деревьями и цветочными клумбами в виде правильных многоугольников. Вдали просматриваются луга, заросшие некошеной травой.

Лучи заходящего солнца проникают сквозь тонкие тканые гардины, освещают золоченую и посеребренную посуду, окрашивают в мягкие тона светло-серые стены и беленый потолок. Последний солнечный луч, не спеша скользя по паркету, замирает и как-то нехотя гаснет. Повсюду царит ничем не нарушаемая тишина. Сколько ни вслушивайся, не услышишь ни звука.

Неожиданно из-за горизонта появляется туча и в течение нескольких минут закрывает полнеба. Быстро сгущается темнота. Внезапно небо озаряется зигзагообразной молнией, а затем раздается громовой раскат. На землю падают первые капли, и тут же обрушивается равномерным шумом падающий ливень. Потоки воды хлещут по листьям, сгибают тоненькие деревца, пригибают к земле цветы. Гром, катящийся откуда-то издалека, не прекращается ни на минуту. В окно врывается насыщенный сыростью ветер. Вздрагивающие, трепещущие молнии по-прежнему сверкают, будто стараясь заглянуть в комнату. (164 слова)

Диктант №2

Ввиду того что недавно построенная мазаная хата, к которой я пробирался, находилась на самом берегу моря, мне в течение долгого времени пришлось плутать по нетоптаным горным тропинкам. Панорама, открывшаяся моему взору, была поистине великолепна.

Море, плещущееся внизу, волны, с бешеной силой бьющиеся о прибрежные скалы, усеянный звездами купол неба, горы, громоздящиеся одна на другую в виде гигантских пирамид, - все было величественно и торжественно. Куда ни глянешь, на всем лежит таинственный покров ночи.

Преодолев крутой подъем, я приблизился к тесаному частоколу, приоткрыл окованную железом калитку и, пройдя по дорожке, заросшей еще не скошенной травой, заглянул внутрь помещения.

Посреди комнаты стоял некрашеный стол, на краю которого еле-еле теплилась зажженная кем-то керосиновая лампа. Лавка, сколоченная из плохо струганных досок, примостилась в углу, занавешенном не спущенной до конца домотканой шторой. Деревянная полка, заставленная глиняной посудой, пристроившаяся сбоку плетеная корзина, несколько крупно рубленных поленьев – вот все, что я смог рассмотреть в сумраке, слегка рассеявшемся от света горящей лампы. (150 слов)

Экзаменационная работа для 7-го класса

В течение сентября шли, ни на день не прекращаясь, по-осеннему затяжные дожди. Плотные меловые облака низко нависали над землей. Сколько ни всматривайся, не увидишь на небе ни малейшего просвета. Все вокруг было как-то уныло и невзрачно: поля убраны, трава скошена, деревья, еще недавно расцвеченные бордовыми, багряными, оранжевыми красками, сбросили свою листву. Никем не убранные листья устлали аллеи и тропинки, покрыли мокрые от дождя крашеные скамейки. Сад опустел, лишь вороны важно расхаживали по дорожкам, каркая и изредка взмахивая крыльями. Ветер, наполненный сыростью, пронизывал насквозь.

В эти безрадостные непогожие дни в доме было особенно уютно. Жарко натопленная печь прогревала стены, окна, занавешенные ярко-желтыми шторами, и недавно беленный потолок. Слева от печи лежали березовые поленья, и от них исходил сладковатый, слегка дурманящий запах.

Стол был накрыт к чаю. Посередине возвышался золоченый самовар, граненые стаканы в серебряных подстаканниках стояли на белоснежных салфетках, небольшая, но изящная стеклянная вазочка наподобие цветка была до краев наполнена яблочным вареньем. Все было готово к приему гостей. (160 слов)

(По материалам газеты «Русский язык» №2 (122), январь 1998 года – приложения к газете «Первое сентября»)