Классный час для учащихся суд совести. Классный час на тему "Что такое совесть?". высшей квалификационной категории

Совесть­мерило нравственности
Цель: Формирование чувства совести.
Задачи:
1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у
учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных
поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки,
анализировать их и делать выводы.
«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь
город к реке, взгляд мой почему­то задержался на семейной паре. Молодая, полная,
пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми
висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с
краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным
водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им­то, обвешанным сумками,
изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно
кидало взад­вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе,
занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
 I Этап.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:
1. Определение темы.
2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».
4. Подбор материала.
Роли и поручения детям:
1. Подготовить пословицы и поговорки о совести.
2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.
 II Этап.
Проведение класса общения.
Человек­ существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий
общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная
среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как
существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать
1

формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко
стоять на ногах, быть высоконравственным.
Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями,
борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение
человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам
человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность
соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство
нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот
некоторые из них.
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать
нравственным человеком.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека,
который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и
деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Совесть­ это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение
человека, за выбор им своих действий, поступков.
Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.
1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?
2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки,
совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним
мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу
такой пример.
­Ребята, как вы думаете дальше развивались события?
(ответы детей)
Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».
­Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам
самой мамаша, как бы после не наплакаться…»
«Так у нас повелось: в семь лет ­ сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да
сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить
забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы
положено…»
Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще
над вопросом дозволенности и недозволенности.
Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него
недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» ­ одно из самых
сильных человеческих эмоций.
2

­Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?
(ответы детей)
Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой
никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения
других людей.
У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».
Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой
совестью действительно жалок?
(ответы детей)
Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по
поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или
преднамеренно.
Вместе с тем есть люди с больной совестью.
­Как вы понимаете выражение « больная совесть»?
У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих
поступков, постоянная боязнь сделать что­то не так, они постоянно казнят себя за
поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.
Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос
совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм
человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким
нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть­ это голос Бога
внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает
его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.
Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и
удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда
чувствуешь, что ты что­то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть,
наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к
себе. Чувство стыда и раскаяния ­ неприятное чувство.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни
человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность ­ всё
это неотделимо от совести.
На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд
нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция
во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу,
чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.
Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё
или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать
качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

СОВЕСТЬ

У нас на занятии, сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На свои места сядут те у кого фамилия начинается на букву К , теперь садятся только девочки, а теперь присаживаются мальчики. Я вижу, все вы готовы к уроку.

    Сегодня мы поговорим о очень важном и наверное самом главном качестве человека. О каком качестве пойдёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд. Отгадайте загадки….

    По чёрному белым
    Пишут то и дело.
    Потрут тряпицей –
    Чиста страница.
    (Школьная доска)

    Бывает строгая, бывает прикольная.
    Военная, спортивная и школьная!
    (форма)

    В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

    В чёрном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц? ...
    (Мел)

    Превращу лицо я в маску,

В этом мне помогут... (краски)

    Деревянный кораблик для двух моряков
    Несёт нас по школьному морю звонков.
    (парта)

    По краям её - поля.
    В центре - белая земля.
    А на ней - сто путей
    Для старательных детей
    (тетрадь )

Прочитайте слово в выделенном столбике. (совесть)

Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или справа. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей. Я предлагаю провести

    Эксперимент «Совесть»

Сегодня каждому из вас я хочу подарить шоколадку, но с одним условием, если вы решите взять её сейчас, то это будет -1 шоколадка, а если вы потерпите до конца урока, то сможете взять сразу 2-себе и другу или братику, маме.

Подумайте несколько секунд. Поднимите руки, кто берёт шоколадку сразу. (раздаю) Поднимите руки те, кто решил подождать.

Вывод: те кто решил потерпеть, это ребята с сильно развитой совестью, а у тех кто взял сразу, совесть спит, они думают только о себе.

Попытаемся ответить на вопрос

Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.

Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.

Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.

Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

    Игра. Я – против всех.

Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО , если считает, что этого нужно стыдиться.

Физические недостатки-людей инвалидов;

Плохое поведение;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Неряшливый, грязный вид;

Не престижная работа родителей;

Недостаток денег в семье;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная, вызывающая внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям;

Бедность;

Обещание, которое не сдержали.

Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

    Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.

Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)

V . Ситуации выбора. «Голос совести».

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.

Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

В) Ситуация третья.

На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

    Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.

Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.

Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.

    «Минута раскаяния»

А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.

Совесть мне запрещает

Обманывать

брать чужое

лениться

озоровать

плохо учиться

переговариваться

быть наглым

обижать малышей

    Притча

Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей

Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, - ответил слепой.

Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)

    Итог занятия

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам!

Раздача шоколадок!!!

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа

  1. Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1)
  2. Интерактивная беседа.
  3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
  4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
  5. Ситуации выбора. «Голос совести»
    • А) Ситуация первая.
    • Б) Ситуация вторая.
    • В) Ситуация третья.
  6. Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

(стыд)

И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят:« грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

(слайд №3)

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

4. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки
  • Некрасивые поступки
  • Поношенная, но аккуратная одежда
  • Старомодная одежда
  • Непрестижная работа родителей
  • Невежество, необразованность, безграмотность
  • Вульгарная внешность
  • Грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель . Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Другое (написать)

Литература

  1. Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.
  2. В ролике использована песня исполнителя Dying Young;
  3. Текст притчи «Осколки в сердце» и фотографии для ролика взяты из Интернета

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, - побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Для достижения этих задач на классном часе используются групповая работа, работа в группе, Я-задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа № 6»

«Совесть – это наш внутренний судья»

Разработала: Онякова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

п. Междуреченский

2013 год

Личностно-ориентированный классный час

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Цель:

Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы: толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, карточки для групповых заданий и заданий в парах, записные книжки учащихся, музыка для релаксации при выполнении заданий.

Ход классного часа

  1. Организационно-мотивационный момент.

Классный руководитель (читает начало стихотворения):

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?

Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Как обычно, в ходе нашего классного часа вы можете делать для себя записи в своих записных книжках.

2. Актуализация первичного опыта.

Как вы понимаете значение этого слова?

(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.

Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям

словарей С.И. Ожегова и В.И.Даля.

1 ученик: В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Слово классного руководителя: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

2 ученик: В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

  1. Актуализация обогащаемого опыта.

Слово классного руководителя: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?

Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.

Работа в группах:

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы - есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо). На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).

Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Обращаются к записи на доске:

Бедность своих родителей;

Неряшливый вид;

Аккуратная, но не модная одежда;

Пренебрежение к окружающим;

Высокомерие;

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Нецензурные выражения.

Чего-то ещё)

Вычеркните лишнее и дополните получившийся список. (Учащиеся дополняют список, делают записи в своих записных книжках).

А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?

Работа в парах.

Классный руководитель организует работу в парах: учащиеся получают карточки с качествами характера: честность, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, эгоизм, корыстолюбие, жестокость, равнодушие, леность, лживость, грубость и др. Учащиеся должны выбрать те, что совместимы с понятием «совесть»

  1. Актуализация закрепляемого опыта.

Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.

Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)

Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. Выберите эти качества, дополните их список.

Работа в группах.

Задание: полученные карточки с названиями чувств и их проявлением разложите на две группы. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина) (Притчу читает заранее подготовленный ученик) .

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Литература:

  1. М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.
  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.