Стоунхендж когда обнаружен. Тайны древних цивилизаций. Стоунхендж - Хорошего понемножку. Время работы и стоимость посещения Стоунхенджа

Стоунхендж перестраивался много раз, в том числе совсем недавно.

Мы привыкли смотреть на Стоунхендж как на застывшие тысячелетия, подразумевая, что именно в нынешнем виде его задумали и возвели неведомые строители. Однако этот монумент часто менял очертания - камни валили, портили, крали, поднимали, реставрировали.

Канаты и лебедки . В XX веке Стоунхендж строился активнее, чем в течение предыдущих 3000 лет. При его реставрации в 1901, которой руководил профессор Уильям Гауленд (в центре), для установки и закрепления мегалитов впервые применялись современные грузоподъемные устройства и цемент.

Казалось бы, давно заброшенный людьми, таинственный Стоунхендж - один из немногих стойких ориентиров в зыбучих анналах истории. Однако на самом деле он никогда не знал покоя : его то и дело расширяли, перестраивали, ломали и восстанавливали. Только в XX веке он пережил три крупные реставрации. Упавшие камни-мегалиты подняли, покосившиеся выпрямили, многие стыки закрепили бетоном. Некоторые из массивных горизонтальных перемычек установлены на вершины трилитов (П-образпых структур) не людьми бронзового века, а 60-тонным краном.

Фотоснимки реставрационных работ, обнаруженные недавно историком Кристофером Чиппиндейлом, заставляют по-новому взглянуть на монумент. Можно ли вообще считать его древним сооружением или это скорее современная реконструкция? В конце концов большинство из I62 камней передвинуто , причем многие - за последние 100 лет. Нынешний Стоунхендж выглядит не так, как до 1960-х.

Насчет того, каким он должен быть, ученые продолжают спорить. Комплекс не строился по утвержденному плану, как, скажем, египетская пирамида. Древние люди возводили ею в несколько этапов: мысль зодчих не стояла па месте, и Стоунхендж эволюционировав меняя форму и, возможно, содержание.

Началось все с кольцевого земляного вала. Потом, примерно 4000 лет назад, внутри него подковой расставили доставленные из Уэльса долеритовые «синие камни». Потом их убрали и заменили кольцом из трилитов, возведенных из «сарацинских камней» - блоков местного песчаника. В следующие столетия –«синие камни» переносили внутрь этой ограды и расставляли то кругами, то овалами, то подковами.

Примерно 3000 лет назад Стоунхендж разрушили - возможно, силы природы, но, скорее всего, люди. Один из мегалитов, рухнувших в результате этого первого и самого серьезного акта вандализма (камень № 55 по классификации современных исследователей), переломился пополам и до сих пор лежи т там, где упал. В древности и в более поздние времена Стоунхендж разворовывали - пропал 31 огромных «сарацинских каменей» и 29 более мелких «синих камней».

Свидетельство очевидца . Таким (см. первое изображение на странице) запечатлел Стоунхендж Джон Констебл в 1835. Очевидно, в XIX веке этот монумент был гораздо менее импозантен, чем в наше время.

Стоунхендж, как средство от жаб

Долго изучавший Стоунхендж историк-любитель XVII века Джон Обри пишет, что камни монумента использовались для строительства моста. Еще он слышал, что крестьяне отламывают их кусочки и размалывают в порошок, который кидают в колодцы, чтобы отвадит жаб .

Разрушение Стоунхенджа

Природа Стоунхендж тоже не щадила. В январе 1797 один из нейтральных трилитов рухнул из-за сильной оттепели. В 1900 за пару часов до наступления XX века жуткая буря опрокинула еще один трилит.

Однако в последние сто лет больше всего вредят монументу не местные жители и не стихии, а туристы. Доктор Уильям Стьюкли, один из многих ученых, восхищавшихся Стоунхенджем, жаловался в 1740 г., что посетители откалывают молотками кусочки мегалитов - на память. Охота за сувенирами расцвела в викторианскую эпоху. Один из тогдашних туристов писал о «непрерывном стуке по камням, нарушающем уединенность этого места». Молотки не только разрушали монумент, но и добавляли к нему новые детали; на одном из «сарацинских камней» появилась выбитая крупными заглавными буквами надпись: «Г. Бриджер, 1866, Чичестер». Чиппендейл брезгливо замечает, что над этим автографом мистер Бриджер наверняка трудился почти весь свой выходной.

В XX веке вандализм не прекратился. Военный лагерь, разбитый на Солсберийской равнине в года Первой мировой войти, уничтожил восточную часть «беговой дорожки» - древней двухмильной канавы к северу от монумента. Ходили слухи. Что Стоунхендж хотят вообще снести, поскольку он мешает аэропланам новорожденных королевских ВВС.

Однако сильнее всего изменили его вид не разрушители, а энтузиасты-реставраторы. В 1898 Стоунхендж вместе с землей, на которой он стоит, унаследовал от своего дяди сэр Эдмунд Антробус. Сначала он подумывал продать весь монумент в Америку, но потом поручил профессору Уильяму Гауленду остановить порчу своей недвижимости. Под руководством Гауленда один мегалит был выпрямлен, многие другие подперты бревнами. Он же начал укреплять сооружение цементом, а заодно провел в этом месте широкомасштабные археологические исследования.

Упавший в 1797 трилит был поднят в 1958. При реставрации обнаружилось, что на вершинах вертикальных камней вытесаны шипы, точно входящие в два гнезда на нижней стороне горизонтальной перемычки.

Реставрации

Второй этап реставрации прошел сразу после Первой мировой войны. С самых неустойчивых трилитов сияли перемычки, и камни, на которых они покоились 4 тысячелетия, вернули в вертикальное положение домкратами и стальными опорами. Под их основания залили новые порции цемента. Потом под объективами фотокорреспондентов и новостных кинокамер горизонтальные перемычки водрузили на место.

Упавшие в 1797 и 1900 трилиты ждали своей очереди до 1958. Их камни были подняты огромным краном , предназначенным для самолетных ангаров. Когда этот последний этап реставрации подошел к концу, лишь семь «Сарацинских камней» стояли в своих исходных, выдолбленных в известняке лунках. Остальные были погружены в метровый слой бетона. Однако со стороны сооружение выглядело почти так, как на рисунках XVI века. По крайней мере до 1963, когда рухнул камень №23, получивший удар от камня № 22, который двигали лебедкой.

Последним пока этапом реставрации стал подъем камня № 23 в 1964. Уже полвека Стоунхендж никто не тревожит, если не считать грохота машин на соседнем шоссе, от которого порой подрагивают его вросшие в бетон мегалиты.

Мегалиты встречаются в Европе, па Кавказе, в Северной Африке и других регионах. Помимо кромлехов (мегалитическая постройка, Стоунхендж один из них) это менгиры - вертикально стоящие камни, символизирующие мужское начало (от них пошли обелиски); дольмены - несколько врытых камней, перекрытых плитой (видимо, символизировали женское начало, но позже использовались и для захоронений), и др.

В 1919 в яме под «жертвенным камнем» нашли бутылку портвейна, оставленную там антикваром XVIII века Уильямом Каннингтоном. К сожалению, пробка сгнила, и вино испортилось.

Эйвберийские каменные круги: вторая молодость

В 80 км к северу от Стоунхенджа на противоположной стороне Солсберийской равнины находятся Эйвберийские каменные круги. Зрелище величественное: жутковатый комплекс концентрических рвов и валов общим диаметром в милю, причем из этих колец, словно восклицательные знаки, торчат десятки вертикальных мегалитов.

Камни стоят здесь как будто с доисторических времен, однако на самом деле они появились благодаря миллионеру Александру Киллеру, сделавшему состояние на мармеладе.

В 1934 он скупил всю землю в округе, чтобы вернуть расположенным на ней кругам их первоначальный - в его понимании - вид. Тогда здесь стояло всего четыре мегалита. Остальные были закопаны, разбиты или использованы как строительный материал в XVII-XVIII веках. Внутри почти не различимых кругов находилась средневековая деревушка Эйвбери.

Киллер начал с радикальной расчистки места . Он переселял людей, сносил их дома, заборы, свинарники, взрывал динамитом вековые деревья. Затем он выкопал все оставшиеся на месте мегалиты и расставил их так, как , по его мнению, было задумано доисторическими строителями (см. фото справа).

Сейчас Эйвберийские круги охраняются законом. Появились они действительно давно - как минимум не позже Стоунхенджа, и происхождение их загадочно. Однако четкие земляные валы с торчащими из них мегалитами, которыми любуются нынешние туристы, - сооружение вполне современное.

Стоунхендж (Stonehenge) — самый знаменитый мегалитический памятник на территории Великобритании и один из древнейших на планете. Это уникальное мегалитическое сооружение включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год миллионы туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посмотреть на это грандиозное по своим масштабам сооружение.

АРХЕОЛОГИЯ СТОУНХЕНДЖА.

Согласно археологическим исследованиям, этот невероятный каменный комплекс в Уилтшире (Wiltshire, Англия) был построен в период с 3000 года до 2000 года до нашей эры.
Радиоуглеродный анализ , проведённый в 2008 году показал, что первые синеватые (голубые) камни были установлены по большому кругу, вокруг этого участка ещё до 3000 года до нашей эры, последующие мегалиты были установлены внутри большого круга между 2400 и 2200 годами до нашей эры.

Учёные предполагают, что ещё до 3000 года до нашей эры Стоунхендж стал местом захоронения праха особо почитаемых людей , кремация которых проходила во всех частях Британии. На месте захоронения праха устанавливали первые синеватые (голубые) мегалиты.

Археологи нашли большое количество человеческих костей, побелевших от высокой температуры кремации. Радиоуглеродный анализ останков сожжённых человеческих костей показал, что кремация происходила при температуре от 900 до 1000С. Геродот в своей «Истории» зафиксировал именно такой обряд кремации у скифских племён.

Учёные провели научный эксперимент устроив погребальный костёр из трёх ярусов толстых брёвен, наверху которых положили большую свинью. Пламя костра пронизывало насквозь все три яруса брёвен, и действительно было очень мощным и достигло отметки в тысячу градусов. На следующий день учёные собрали побелевшие после кремации кости свиньи, на них были те же следы высокой температуры кремации, что и на костных останках человека.

Недалеко от Стоунхенджа найдено круглое по форме поселение, где останавливались тысячи людей для погребального пиршества. Круглые по форме поселения , найденные на территории нынешней Германии, называются поселениями.

Переход от индоарийского ведического слова - «славный», в составе которого есть - , -vaNa, -vaṇa, к слову «венеды» родственны и, очевидно, принадлежат самоназванию людей одного рода-племени. Этнографическая память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское - «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь, Россия); эстонское - «Venelane» (русский), «Venemaa» (Россия), «Vene» (Русь); карельское - «Veneä» (Русь). В современном эстонском языке Vene означает «русский», то есть славянский. Начиная с Гомера и , древние авторы в своих трудах часто упоминают славян под разными именами, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами (русами, росами), скифами, и сербами.

АСТРОНОМИЯ СТОУНХЕНДЖА

В глубокой древности в Стоунхендже люди не только хоронили прах своих вождей, но и ежегодно в определённое время возвращались снова на место захоронения , и пригоняли сюда большие стада свиней для жертвоприношения богам. Археологи обнаружили большое количество костей свиней, возраст которых был около 9 месяцев, что было установлено по зубам свиней с помощью радиоуглеродного анализа . Если учесть, что свинья приносит приплод весной, то к концу декабря — времени зимнего солнцестояния , свинья достигала возраста 9 месяцев. Это значит, что поминальное пиршество в Стоунхендже происходило ежегодно в день зимнего солнцестояния.

Существовала теория о том, что самое важное направление в Стоунхендже – юго-западное, на закат Солнца в день зимнего солнцестояния, а вовсе не северо-восточное, на восход в день летнего солнцестояния, поскольку вход Аллеи лежит с северо-востока и в большинстве строений, например в соборах, самое важное направление находится напротив входа.

Восход Солнца в день летнего солнцестояния и его закат в день зимнего солнцестояния не происходили в диаметрально противоположных точках. Утверждение Локьера о том, что Аллея указывает на точку появления первого луча восходящего Солнца, по существу верно для 1500 года до н. э.

В 1960 году вышла книга Джеральда Хокинса по астрономии «Блеск в небесах», автор пишет: «Должно быть, здесь происходило множество магических ритуалов, забытых с течением времени. Стоунхендж , наверное, строили, чтобы отметить день летнего солнцестояния. Е сли создателям Стоунхенджа хотелось просто указать на восход Солнца, им потребовалось бы всего два камня. Тем не менее сотни тон вулканической породы были обтесаны и расставлены в определенном порядке. Таким образом, Стоунхендж является чем-то гораздо большим… Сегодня камни безмолвствуют, но возможно, когда-нибудь нам повезёт и мы узнаем их секреты».

Люди с благоговением наблюдали за тем, как «Бог» – Солнце выходит из тёмной земли и возвращались в неё. Вполне естественно, что в Стоунхендже эти точки отмечены различными способами. Известно, что с июня по декабрь Солнце сдвигается с севера на юг. Только дважды в год: в дни весеннего и осеннего равноденствия – оно восходит точно на востоке и заходит точно на западе.

На широте Стоунхенджа, если смотреть по компасу, азимут восхода Солнца в день летнего солнцестояния 51°, то есть почти северо-восток , а в день зимнего солнцестояния -129°, то есть почти юго-восток . Что составляет дугу в 78° по линии горизонта.

Нам кажется, будто Солнце совершает круг вокруг Полярной звезды каждые 24 часа, и чем дальше идёшь по земле на север, тем выше над головой висит Полярная звезда. Благодаря этой амплитуде склонения Солнца между севером и югом земляне могут следить за ходом времени. Люди каменного века воспользовались Солнцем как космическим календарем, чтобы обозначить день солнечного равноденствия, и оттолкнувшись от этого дня, рассчитать время сева и сбора урожая, охоты и прочих жизненно важных дел на весь год, пока этот день не придет снова и круг не замкнется.

Несомненно то, что Стоунхендж мог выступать в роли надежного календаря для предсказания смены времен года, мог оповещать об опасных периодах затмений Солнца и Луны. Стоунхендж мог служить прекрасной декорацией для наблюдения за движением Солнца, которое приносило тепло летом, и Луны, которая приносила холод зимой.

В Стоунхендже идеальность кольца из 56 лунок Обри, видимо, связана с точным циклом затмений, который синхронизирован со сменой времен года.

Почему именно в Стоунхендже возникло это место захоронения, почитаемое с глубокой древности всеми жителями Британии?

Археологи обнаружили глубокие многокилометровые параллельные борозды, оставленные отступающим ледником на каменном плато . Параллельные борозды ледникового периода идут от реки Эйвон в сторону Стоунхенджа, именно по этим прочерченным путям ледников шли первые люди заложившие священный некрополь и погребальные традиции на этом месте.

Откуда пришли строители Стоунхенджа?

Согласно новому исследованию археологов и геологов из Лондонского университетского колледжа (University College London, UCL), камни Стоунхенджа были привезены с холмов Презели (Preseli Hills), что в графстве Пембрукшир (Pembrokeshire) Уэльс. Люди заселили территорию нынешнего Уэльса в конце последнего ледникового периода. Место залегания голубоватых камней-мегалитов находится в 225 километрах от Стоунхенджа в Уэльсе (англ. Wales; валл. Cymru [ˈkəmrɨ]; в старой русской передаче - Валлис ), место образования конгломерата независимых кельтских королевств.

Стоунхендж — это древний кельтский некрополь.

Откуда происходит название Уэльс?

Название Уэльс (Wales) образовано от др.-англ. Wealas, во множественном числе Wealh — обще-германского слова, происходящего от названия племени вольхов, изначально обозначавшего всех кельтов.

Друиды были самыми выдающимися жрецами, или Орденом жрецов, среди кельтов. И эти древние монументы, построенные задолго до появления друидов, послужили храмами жрецам самого выдающегося Ордена, то есть друидам.

Друиды у кельтов были священниками, медиками, учителями и судьями. Античная литература изобилует упоминаниями о них. Больше всего информации мы находим в произведении Юлия Цезаря «Галльские войны».

«По всей Галлии есть два класса людей определенного значения и положения. А с простым народом обращаются почти как с рабами. Первый класс состоит из друидов, второй из рыцарей. Друиды заняты поклонением божествам, следят за правильным приношением жертв, прилюдно и без свидетелей, толкуют ритуальные вопросы: множество молодых людей собираются вокруг них, чтобы получить наставление, и относятся к ним с большим почтением. Именно друиды принимают решения почти во всех разногласиях, а если свершается преступление или убийство, или случается спор о престолонаследии или границах, решение тоже принимают они. Среди всех друидов есть самый главный. Считается, что их уклад жизни возник в Британии и впоследствии был перемещен в Галлию.

Говорят, что в школах друидов учат наизусть великое множество стихов, посему немало людей остаются в учении по двадцать лет. Они используют греческое письмо. Основная доктрина, которую они проповедуют, в том, что души не умирают, а после смерти переходят от одного к другому. Помимо этого, они также обсуждают различные вопросы, например звезды и их ход, размеры Вселенной и Земли. Все галлы весьма преданы соблюдению ритуалов, по этой причине те, кто поражен тяжелыми недугами или подвергается опасности в бою, либо приносят человеческие жертвы, либо клянутся это сделать, а друиды выступают руководителями таких церемоний. Одни верят, в сущности, что ублажить великих бессмертных богов можно, только если платить человеческой жизнью за человеческую жизнь, другие используют фигуры невероятной величины, в плетенные из веток ноги которых помещают живых людей, а затем поджигают, а люди гибнут в языках пламени. Они верят, что наказание тех, кого застали за кражей, или грабежом, или иным преступлением, приносит больше радости бессмертным богам. Но когда таких преступников становится недостаточно, они переходят к наказанию безвинных.

Галлы убеждены, что происходят от общего отца, Диса , и говорят, что такова традиция друидов. По этой причине они считают промежутки времени не количеством дней, а ночей. По их определению дней рождения, начала месяцев и новых годов, день следует за ночью».

Друиды почитают самым священным в мире омелу и древо , на котором растёт она, то есть дуб. Возможно, названы они вследствие этого друидами в Греции, что означает «жрецы дуба» (по-древнегречески «дуб» – «друс», поэтому этимология Плиния может оказаться верной).

Каменные руины Стоунхенджа были сооружены в бронзовом веке, с 1500 года до н.э. по 1000 год до н. э. , то есть задолго до прихода саксов, датчан и даже до романизации Британии.

Первое письменное свидетельство о Стоунхендже относится к средневековью — к XII веку. Английский исследователь Генри Хантингтон упоминает о месте под названием Станендж, где установлены необычайно большие камни, и высказывает удивление по поводу того, как такие огромные глыбы могли поднять на большую высоту. Описания Стоунхенджа неоднократно встречались в трудах средневековых историков, которые выдвигали свои версии о предназначении мегалитического сооружения. Упоминания о Стоунхендже встречаются во многих более поздних произведениях английской литературы.

Пока нет объяснения, как люди в древности могли транспортировать огромные валуны на такие расстояния.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СТОУНХЕНДЖА.

Нет сомнения в том, что Стоунхендж это настоящий мегалитический памятник , но Стоунхендж, который мы видим сегодня, начали реконструировать ещё в 1901 году, а в период с 1901 по 1964 год большинство камней в круге было восстановлено по сохранившимся рисункам, схемам, начерченным археологами во время исследования памятника. По словам одного из археологов, этот объект стал «продуктом XX века».

Многочисленные фото, и видео-свидетельства подтверждают, что гигантские камни Стоунхенджа на самом деле были установлены в наше время. Другими словами, Стоунхендж - это «новодел».

В каком виде Стоунхендж пребывал до своего преображения в прошлом веке и насколько приближена к действительности существующая на данный момент реконструкция памятника?

В последнее время Стоунхендж всё чаще становится предметом споров и скандальных публикаций. Вполне понятно, что стремление британских специалистов придать памятнику «первоначальный» вид ещё в прошлом веке, вызвало недоумение и возмущение общественности и даже привело к журналистскому расследованию.

Журналисты и археологи комментируют интересные фотографии прошлого века, на которых видно, как десятки рабочих при помощи современной техники, подъёмных кранов перемещают гигантские каменные глыбы Стоунхенджа, и устанавливают их, ориентируясь по современным приборам, чтобы в момент зимнего солнцестояния, солнце проглядывало сквозь две каменные арки, стоящие друг против друга.

На фотографиях, датируемых концом XIX - началом XX века, также видно, что расположение камней отличается от современных: имеются наклонные блоки и меньшее количество камней-арок.

На фотографиях отчетливо видно, что расположение камней Стоунхенджа несколько отличается, и становится ясно, что была добавлена одна пара каменных блоков с перекрытием в центре и одна пара по периметру сооружения.

Один из сотрудников Кембриджского университета признал, что во время этой реконструкции почти все камни, из которых состоит Стоунхендж, были перемещены , а их положение было зафиксировано при помощи бетона. А также, была произведена смена положения мегалитов из горизонтального в вертикальное положение и даже сооружены новые элементы, такие как мегалитические арки с перекрытиями.

Уильям Гоуланд (William Gowland) наблюдал за первой крупной реставрацией памятника, которая включала в себя изменение положения и фиксацию бетоном саренского камня №56, поскольку ему грозило падение. Выпрямив положение камня, он переместил его примерно на полметра от первоначального положения.

Во время реставрации 1920 года Уильям Хоули (William Hawley) вёл раскопки неподалеку от Старого Сарума (Old Sarum) и нашёл отдельное сооружение из шести мегалитических камней с выходящей наружу канавой.

В 40-х и 50-х годах прошлого века Ричард Аткинсон (Richard Atkinson), Стюарт Пигготт (Stuart Piggott) и Джон Ф.С. Стоун (John F. S. Stone) провели повторные археологические раскопки Старого Сарума (Old Sarum) , обнаружили изображения резных топоров и кинжалов на камнях Сарсена (Sarsen Stones).
В 1958 году камни снова реставрировали - три из камней Сарсена были передвинуты и установлены на специально подготовленных основаниях. Последняя реставрация была проведена в 1963 году после того, как камень №23 из Круга Сарсена (Sarsen Circle) упал.

Археологический архивариус Кембриджского университета и автор многочисленных статей по Стоунхенджу Кристофер Чиппиндейл (Christopher Chippindal) признался:

Ничто из того, что мы видим в Стоунхендже, не осталось первозданным (неприкосновенным).

Другой исследователь истории, студент Брайан Эдвардс (Brian Edwards), нашёл редкие снимки Стоунхенджа. Он сказал:

Слишком долго люди были в неведении о реставрации Стоунхенджа. Я поражен тем, как мало людей знает об этом и замечательно, что в учебниках теперь будут рассказывать всю историю об этом объекте.

При строительстве кольца сарсенов большинство визирных линий, проходящих через опорные камни, было сохранено . Например, линии 94–91, 92–93 имеют точность 2 фута. Тем не менее линии 91–93 и Н-93 были перекрыты, впрочем, они оказались самыми неудачными из всех и их заменили трилитами.

2018-06-06

Миновав Пяточный камень (отдельно стоящий сарсен), вы пересекаете два мало заметных земляных вала, разделенных канавой и образующих двойное кольцо вокруг Стоунхенджа. Внутри мегалитического круга расположен другой круг камней меньшего размера, которые называются "синими камнями". В кругу "синих камней" находится ряд мегалитов в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Сарсеновые трилитоны (пара стоячих камней с горизонтальной перекладиной, соединяющей их вершины) возвышаются над туристами на 20 футов. Внутри мегалитической подковы есть еще одна, состоящая из "синих камней".

Поскольку мегалиты являются наиболее заметным элементом в комплексе Стоунхенджа, они играют главную роль в долгой истории его исследований. Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского, описавшего историю Англии около 1130 года. Это был единственный древний монумент, который он счел достойным упоминания:

"Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнута на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте".

Однако еще до Генри Хантингтонгского Стоунхендж должен был привлекать к себе значительный интерес, поскольку его староанглийское название состоит из слов stan (stone - камень) и hencg (hinge - стержень, шарнир) и происходит от языка саксонских завоевателей, покоривших Британию гораздо раньше. Стоунхендж - единственный каменный круг, название которого относится к столь отдаленному прошлому.

Генри Хантингтонгский, благоразумно избегавший спекуляций на тему Стоунхенджа, не произвел впечатления на своих современников, предпочитавших красочное описание Гальфрида Монмутского, которое увидело свет несколько лет спустя. Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа волшебнику Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амброзия (согласно легенде, это был дядя короля Артура).

Монумент был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Интересно заметить что, по словам Гальфрида Монмутского, каменный круг уже стоял в Ирландии, но был перенесен в Англию колдовством Мерлина.

История Гальфрида Монмутского, полная убедительных деталей, содержала дату сооружения каменного круга и объясняла причину его постройки. Не удивительно, что она имела огромный успех. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид "написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком". Представления о Стоунхендже в средние века опирались в основном на историю Гальфрида Монмутского.

К XVII веку исследователям понадобились новые аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского помимо утверждений, что он пользовался "одной очень древней книгой на бриттском языке". Первые раскопки в Стоунхенджа проводились по указанию короля Якова I, посетившего монумент в 1620 году. Герцог Бэкингемский предложил владельцу земли Роберту Ньюдайку крупную сумму за Стоунхендж, но столкнулся с отказом. Однако Бэкингем получил разрешение выкопать яму в центре монумента. Никаких сведений о результате работ не сохранилось, и родоначальник систематических исследований Стоунхенджа Джон Обри, расспрашивавший местных жителей в 1666 году, выяснил, что они помнят лишь о находке "оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля". Тем досаднее выглядели намеки на более важные открытия: "Что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн (одна из опрошенных) забыла, что именно".

Король попросил своего главного архитектора Иниго Джонса составить описание замечательного монумента. На основании своих наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но он умер, прежде чем успел опубликовать результаты своих размышлений. Пользуясь записями, оставленными Джонсом после его смерти в 1652 году, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб написал объемистый труд "Самая Известная Древняя Достопримечательность Великобритании, в Просторечии Называемая Стоунхендж на Равнине Сейлсбери: Реконструкция". Для Джонса и Уэбба архитектурная премудрость строителей Стоунхенджа ничем не отличалась от познаний римских, архитекторов, строивших дворцы и храмы в Италии. Качество и масштабы конструкции исключали участие в строительстве древних жителей Британии, которые считались "жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве "таких замечательных памятников, как Стоунхендж". Автор книги пришел к выводу, что Стоунхендж был построен в I-IV веке н. э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи.

Критики сразу же подвергли сомнению доказательства в поддержку этой теории. Они указывали, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник. Стоячие камни вовсе не являются колоннами, не говоря уже о "тосканском ордере"1, поскольку у них отсутствует и база, и капитель". Более того, ученым современникам было трудно поверить, что римляне осуществили такой крупный строительный проект и не снабдили монумент множеством надписей, высеченных на камне.

Через несколько лет доктор Уолтер Чарльтон, личный врач короля Карла II, предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа после поиска сходных структур в континентальной Европе. Переписка Чарльстона с датским знатоком древностей Олафом Вормом убедила его в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX веке нашей эры, когда скандинавы завоевали большую часть Англии. По его мнению, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка соответствовала форме короны. Это была актуальная трактовка с учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, но она не подтверждалась реальными доказательствами. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами, был Джон Обри в 1666 году. Обри лично составил план участка и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как "лунки Обри". Его подход весьма отличался от предыдущих комментаторов: он не стал искать доказательств иностранного происхождения Стоунхенджа, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что они "имеют отечественное происхождение". По мнению Обри, Стоунхендж был создан друидами, известными по описанию из римских источников.

Уильям Стакли популяризировал теорию о доисторическом происхождении Стоунхенджа в 1740 году, когда вышла его книга "Стоунхендж: храм британских друидов". К сожалению, его раскопки в центре подковообразной структуры никак не подтвердили это предположение. Первая находка хронологически определимых объектов в районе монумента - несколько римских монет, выброшенных кроликами, рывшими норы в окрестностях - вызвала у него некоторую озабоченность, но он решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Стакли также открыл аллею, идущую от северо-восточного входа.

Во времена Стакли посещение Стоунхенджа начало входить в моду, причем многие посетители не только жгли костры внутри круга камней, но и старались увезти с собой какой-нибудь сувенир. Стакли протестовал против "возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами". От этого вандализма главным образом страдали сарсены, так как "синие камни" были гораздо прочнее. Продолжающееся разграбление монумента привело к предсказуемым последствиям; в январе 1797 года один из трилитонов рухнул на землю. Это несчастье послужило толчком для дальнейших исследований. Их возглавил Уильям Каннингтон, раскопавший около двухсот могильных курганов вокруг Стоунхенджа на долине Сейлсбери. В 1802 году он изучил центральный участок; но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики.

"Этим летом я проводил раскопки в нескольких местах, как в самом Районе, так и в окрестностях Стоунхенджа, стараясь не слишком приближаться к камням. В частности, перед Алтарем (упавший сарсен) я копал на глубину пяти футов или более и обнаружил древесные угли, кости животных и глиняные черепки.

Среди последних было несколько кусков, сходных с грубо обработанными урнами, какие иногда находят в могильных курганах, а также обломки керамики римского периода".

Результаты раскопок Каннингтона были опубликованы его богатым патроном, сэром Ричардом Колтом Хором, который оставил подробные рассуждения о древнем народе, оставившем могильные курганы на равнине Сейлсбери. Однако когда речь заходила о Стоунхендже, он ограничивался лишь выражением восторга и благоговения: "Как возвышенно! Как чудесно! Как непонятно!"

Весной 1810 года Каннингтон снова произвел раскопки Стоунхенджа и установил, что "Камень-плаха" (это мрачное название появилось из-за неправильной интерпретации красного пятна, образованного окислами железа на поверхности камня в результате выветривания) первоначально занимал вертикальное положение. Это быта лебединая песня Каннингтона, поскольку он умер в конце 1810 года. Полевые работы в районе Стоунхенджа практически прекратились.

Хотя раскопки Каннингтона вроде бы подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа, он так и не смог уточнить дату создания монумента. Это в общем устраивало его современников, которым нравилось представлять Стоунхендж в виде неразгаданной тайны и диковины Древнего мира. Великий живописец Джон Констебль снабдил свой акварельный рисунок Стоунхенджа от 1835 года цветистой подписью, выражающей эти романтические взгляды:

"Таинственный монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности, переносит нас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного периода".

Возобновление серьезного исследования монумента связано с именем Фландерса Петри, который впоследствии прославился как пионер систематических археологических раскопок на территории Египта. В 1877, году он выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся камней и нанес их положение на план местности с точностью до десятой доли дюйма. Он также призвал к возобновлению раскопок, придумав оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под стоячие камни:

"Выстроив деревянный каркас с зажимом посередине, способный выдержать вес камня, можно будет исследовать слои почвы под камнями, пока они будут находиться в подвешенном положении. Землю можно привезти из другого места, засыпать ямы и утрамбовать их. При этом сам камень не претерпит ощутимой перемены и не пострадает во время всех этих операций".

К счастью, никто не воспользовался идеей Петри, которая, будь она реализована, почти наверняка привела бы к катастрофическим последствиям.

Петри также разработал интересный подход к датировке Стоунхенджа. Он предположил, что монумент был спроектирован на основе одной-единственной астрономической ориентировки. Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он вычислил дату (730 год н. э.) для сооружения подковообразной структуры сарсенов. Именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Согласно этим расчетам, строителями Стоунхенджа были саксы. Но теория Петри была отвергнута почти всеми - отчасти из-за того, что он не смог объяснить, почему одна астрономическая ориентировка должна служить ключом ко всему монументу, но главным образом потому, что он демонстративно игнорировал даже те немногочисленные археологические свидетельства, которые в то время имелись в распоряжении исследователей.

В 1918 году Стоунхендж перешел во владение государства, что сделало возможным впервые предпринять крупные раскопки на его территории. Опытный археолог полковник Уильям Хоули возглавил работы и приступил к осуществлению семилетнего проекта. К несчастью, столь крупное предприятие получило крошечный бюджет, и Хоули часто приходилось работать в одиночку. Тем не менее он в конце концов покрыл раскопками половину Стоунхенджа, обнаружив некоторые важные элементы, такие, как кольцо "лунок Обри" за земляным валом и множество ям в центре монумента, в которых некогда были вкопаны деревянные столбы.

К сожалению, Хоули оказался неподходящим кандидатом для такой работы. По его собственным словам, он старался ограничиваться раскопками и регистрацией фактов, но твердо установленные факты были редким и случайным явлением, а Стоунхендж представлял собой очень сложный комплекс, который к тому же находился в плачевном состоянии. В 1923 году Хоули заявил, что он хотел бы прекратить работы. Осаждаемый репортерами, он признал, что "чем больше мы копаем, тем глубже становится тайна". В своем последнем отчете он мог лишь выразить надежду на то, что "будущие поколения археологов будут более удачливы в решении этой загадки".

Крис Чиппендейл выносит неутешительный вердикт по результатам работы Хоули:

"Годы деятельности под руководством Хоули, с 1919-го по 1926-й, были сплошным несчастьем. На раскопки, поначалу справедливо названные самыми важными из предпринятых в Англии до сих пор", были выделены абсурдно ничтожные средства. Когда колеса завертелись, то люди, которые видели, как плохо все организовано, оказались слишком робкими или безынициативными и не смогли эффективно вмешаться в ситуацию".

Археологи, естественно, остались неудовлетворенными поспешным и невнятным окончанием работ под руководством Хоули. После длительной отсрочки было решено, что профессор Ричард Аткинсон из Кардиффского университета возьмет на себя неблагодарную задачу по составлению итогового отчета на основе записей Хоули и при необходимости осуществит дополнительные раскопки. Хотя раскопки оказались успешными, публикация работы надолго задержалась.

Аткинсон все же представил свою интерпретацию происхождения Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 годом до н.э. (поздний бронзовый век), но полного отчета таки не появилось.

Лишь в 1995 году команда исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери наконец провела инвентаризацию записей о раскопках Хоули и Аткинсона. Одним из их главных достижений было составление четкой хронологии строительства Стоунхенджа. Насыпь (кольцевой вал) и канава появились около 3000 года до н. э, включая кольцо из вертикальных бревен, вставленных в "лунки Обри". В период между 2900 и 2500 г. до н. э. в центре была воздвигнута одна или несколько деревянных структур с линиями столбиков, тянущихся к южному входу, а в "лунках Обри" были захоронены останки кремированных людей. За следующую тысячу лет (примерно 2500-1600 г. до н. э.) появились "синие камни" и сарсены, образующие круги и подковообразные построения.

Аллея была проложена в качестве формального входного маршрута к главному комплексу еще до 2000 г. до н. э. После 1600 года до н. э. Стоунхендж в основном оставался заброшенным; его редко посещали и лишь один раз произвели захоронение кремированных останков.

Датировка строительства Стоунхенджа составляла лишь часть общей картины. Как и в случае с другими мегалитическими комплексами, дискуссия в основном сосредоточилась на способах его постройки. У Гальфрида Монмутского, как мы помним, был готовый ответ: Мерлин посоветовал Амброзию позаимствовать Каменный Круг, уже стоявший в Ирландии.

"Пошли своих людей за Кругом Гигантов, что стоит на горе Киллар в Ирландии. Этот каменный круг не мог воздвигнуть никто из ныне живущих, и его нельзя сдвинуть с места, если не обладать величайшим мастерством и хитроумием. Камни огромны…

Если разместить их здесь так же, как они расположены там, то они будут стоять вечно... Много лет назад гиганты перенесли их из отдаленных пределов Африки и установили в Ирландии, когда они жили в этой стране".

Со временем рассказ Гальфрида Монмутского превратился в обычную сказку. В XIX веке геологам стало ясно, что местом добычи сарсенов были известняковые холмы, расположенные в 20 милях к северу. "Синие камни" представляли более сложную проблему. Лишь в 1923 году доктор Д.Г. Томас из Службы геологической разведки установил их происхождение: горы Пресли в юго-западном Уэльсе, поблизости от возможного источника Алтарного камня (он высечен из песчаника). Это вновь заставило вспомнить о Гальфриде Монмутском. По выражению Аткинсона, в его истории "содержится удивительный намек на долговечность народной памяти о настоящих строителях Стоунхенджа, отголоски которой сохранилйсь до ХII века н. э.". Этот намек, или искаженное воспоминание (так как "огромными камнями" Гальфрида Монмутского были сарсены, а не "синие камни", которые попали в Англию из Африки через Ирландию, а не через Уэльс), довольно любопытно, но не имеет никакой практической пользы.

С альтернативной точки зрения, предложенной геологами, "синие камни" были доставлены в долину Сейлсбери с помощью естественного механизма: ледниковой транспортировки. Сила и слабость этой теории заключается в уникальном положении Стоунхенджа. Хорошо известно, что при строительстве любых других мегалитических монументов в Западной Европе камни не перемещались больше чем на несколько миль. Однако не менее очевидно, что в наши дни на равнине Сейлсбери нельзя найти никаких следов "синих камней". Даже оледенение района Стоунхенджа не является научно доказанным фактом, а без того сама идея ледниковой транспортировки теряет смысл. Поэтому археологи твердо придерживались мнения, что транспортировка осуществлялась людьми, и это мнение как будто подтверждается недавней находкой "синего камня" на острове Стипхолм в Бристольском проливе, который находится на линии кратчайшего морского маршрута из южного Уэльса к долине Сейлсбери.

Эксперименты, проведенные в 1950-х годах, показали практическую возможность сплава "синих камней" по рекам в пределах двух-трех миль от Стоунхенджа, а затем переправки их на волокушах к самому монументу. Но с сарсенами дело обстояло иначе: хотя их перемещали на гораздо меньшее расстояние, им все же приходилось пересекать холмы и овраги, а ведь эти камни были гораздо больше, их вес достигал 40 тонн.

В 1995 году Би-би-си решило заняться этой проблемой. Сделав огромную бетонную копию одного из сарсенов с Большого Трилитона, авторы проекта пригласили в качестве консультантов инженера Марка Уитби и археолога Джулиана Ричардса. Уитби не нравилась традиционная идея о том, что строители пользовались деревянными катками, которые, по его мнению, должны были перемалывать друг друга под весом более 10 тонн (эта идея пользовалась наибольшей популярностью среди археологов, изучавших происхождение огромных статуй Полинезии). Он также полагал, что метод ходячих камней", опробованный Туром Хейердалом на острове Пасхи, слишком опасен для двадцатимильного путешествия. Поэтому Уитби предложил привязать камень к деревянным саням, а затем тянуть его по скользкой колее. Набрав 135 добровольцев, тянувших за канаты, прикрепленные к 40-тонному каменному блоку, они обнаружили, что двигать камень вниз по склону холма достаточно просто, но гораздо труднее добиться продвижения вверх по склону. Проблема, как ни странно, заключалась в смазке, которая "приклеивала" сани к колее, и их невозможно было сдвинуть с места никакими рычагами. Синтия Пейдж из Би-би-си продолжает рассказ об эксперименте:

"В конце концов люди на рычагах и команда "тягачей" предприняли последнее героическое усилие, и камень пополз вверх по склону холма. Затем случилось нечто поразительное. Все полагали, что если такому небольшому количеству людей все-таки удастся сдвинуть камень с места, движение будет очень медленным и постепенным. Но как только камень сдвинулся с мертвой точки, вместо того, чтобы дюйм за дюймом ползти вверх по склону, он заскользил довольно быстро" постоянно набирая момент движения. Фактически, он перемещался со скоростью нормально идущего человека".

Хотя никто не может утверждать с уверенностью, использовался ли этот метод строителями Стоунхенджа, он явно находился в пределах их технологических возможностей.

Воздвигнуть огромную каменную плиту оказалось гораздо проще. На месте установки заранее выкопали яму, а затем подтащили каменный блок к самому краю, так чтобы он немного нависал над ямой. На вершину бетонного блока поставили небольшую тележку, нагруженную камнями. Потом ее начали медленно подтягивать к яме, мало-помалу центр тяжести сместился, и крупный блок, качнувшись, скользнул в яму. Для того чтобы поставить его вертикально, понадобилось чуть больше усилий, но в конце концов это было сделано с помощью треугольной деревянной рамы и команды добровольцев, тянувших за канаты.

Последняя операция - укладка горизонтальной перемычки на два стоячих камня для создания завершенного трилитона - была выполнена с помощью деревянного настила. Однако инженеры и археологи сошлись на том, что более вероятный метод заключался в постепенном подъеме на нужную высоту с использованием рычагов и деревянной крепи, когда люди одновременно налегали на рычаги с обеих сторон, приподнимая камень" а затем под него быстро подкладывалось очередное бревно. Этот метод не стали пробовать за недостатком времени, но небольшой эксперимент доказал его действенность.

Теперь мы знаем, каков возраст Стоунхенджа, откуда были доставлены камни, и как он был построен, но это не дает ответа на вопрос, кем были его строители.

Ранние теории, в которых фигурировали саксы, датчане, римляне, финикийцы и даже друиды, исключались в силу новой датировки монумента. Ни один из этих народов не населял Британию в эпоху неолита или бронзового века.

Более приемлемый кандидат появился в июле 1955 года. Ричард Аткинсон фотографировал надпись, датируемую XVII веком, на одном из сарсенов в подковообразном построении, когда заметил на камне слабые очертания вырезанного кинжала. При более тщательном рассмотрении открытие Аткинсона сильно взволновало его. Резное изображение показалось ему похожим не на доисторический британский кинжал, а на орудие микенской цивилизации древнего Средиземноморья; похожие кинжалы датировались археологами примерно XV веком до н. э, Аткинсон пустился в рассуждения о том, что сам Стоунхендж мог быть построен под влиянием микенской культуры, так как методы, использованные при его постройке, якобы превосходили возможности доисторических бриттов:

"Гораздо логичнее рассматривать их как продукт сравнительно развитой микенской культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской аристократии".

Другие археологи пренебрежительно отнеслись к этой гипотезе, указав на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившейся резьбе на выветренном камне можно лишь очень пристрастным взором. Если даже оставить в стороне полную неправдоподобность этой теории, современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с вырезанным кинжалами был воздвигнут до 2000 года до н. э. Таким образом микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

Наиболее современная гипотеза континентального влияния была выдвинута Обри Барлом, главным авторитетом в области изучения каменных кругов Британии. Он утверждал, что подковообразное расположение камней в Стоунхендже крайне редко встречается в Британии, но его чаще можно видеть в Бретани на северо-западе Франции. Связи между бриттами и бретонцами в бронзовом веке уже доказаны, наряду со значительным сходством керамики, золотых украшений и кремневых орудий. По признанию самого Барла, мегалиты в Бретани более поздние, чем Стоунхендж, но, возможно, одна аналогия может перенести нас в эпоху неолита. На одном из камней нанесены контуры прямоугольного участка, которые Аткинсон и другие исследователи сравнивают с резными геометрическими рисунками, обнаруженными в мегалитических гробницах Бретани. Но эту аналогию нельзя считать четко установленной, так как ученые из группы Росса Клиэла предположили, что прямоугольник был вырезан уже после падения камня в 1797 году: это была заготовка панели, на которой некий честолюбивый англичанин надеялся впоследствии вырезать свое имя. Барл отвергает этот аргумент на том основании, что обработка панели с помощью молотка и зубила должна была занять несколько недель.

Реакция археологического сообщества на теорию Барла в целом была неблагоприятной. Главным препятствием опять является датировка Стоунхенджа, на этот раз не слишком ранняя, а слишком поздняя. Подковообразные структуры и образцы резьбы по камню в Бретани появились более чем через 1000 лет после окончания этой фазы строительства Стоунхенджа, и нам остается лишь гадать, почему "агрессивные и могущественные бретонские вожди" так запоздали. У нас нет оснований сомневаться в выводе, впервые сделанном еще Джоном Обри 1666 году: строителями Стоунхенджа были древние бритты.

Не удивительно, что большая часть чернил, пролитых над Стоунхенджем в многовековых дебатах, касалась его предназначения. Ранние исследователи были склонны рассматривать Стоунхендж как "монумент" без какого-либо конкретного предназначения, хотя они обычно считали, что он был воздвигнут в честь особого события. В качестве примера можно назвать Гальфрида Монмутсткого, утверждавшего, что Стоунхендж был построен в память о бриттах, злодейски убитых саксами.

Со времен Обри и Стакли идея о Стоунхендже как о храме друидов преобладала в художественной литературе, но когда друиды вышли из моды, то же произошло со Стоунхенджем.

В конце XIX века появились теории об астрономической деятельности древних бриттов, и здесь Стоунхендж снова стал пользоваться успехом. Ось Стоунхенджа находится на линии восхода в день летнего солнцестояния и заката в день зимнего солнцестояния. В день летнего солнцестояния солнце восходит над аллеей; это привело к выводу, что аллея, возможно, была наиболее важным астрономическим элементом Стоунхенджа. Однако этот простой вывод вскоре затерялся среди кропотливых расчетов, когда астрономы начали выискивать точные соответствия с различным положением солнца и звезд, уверовав в "научность" доисторической астрономии. Стараясь избегать чрезмерных спекуляций, такие археологи начала ХХ века, как Хоули, бросились в другую крайность и вообще отказались строить догадки.

Молчание нарушил американский астроном доктор Джеральд Хоукинс из Бостонского университета. Он составил план различных ориентировок и астрономических соответствий для отдельных элементов Стоунхенджа, а затем ввел расчеты в компьютер с целью убедиться, имеют ли они какое-либо астрономическое значение. По мнению Хоукинса, если бы число астрономически значимых ориентировок превысило результат, полученный от случайной серии начерченных на земле линий, то астрономическую гипотезу можно было бы считать доказанной.

Настроив компьютерную программу на сверку линий с картой звездного неба по датировке около 1500 года до н.э. Хоукинс получил четкую схему солнечных и лунных ориентировок (но не звездных и планетных), которая, судя по всему, не могла возникнуть случайно. В своей книге "Разоблаченный Стоунхендж", опубликованной в 1965 году, Хоукинс выдвинул предположение, что "лунки Обри" использовались в качестве неолитического компьютера": маркеры были установлены в 56 лунках и передвигались по кругу для предсказания лунных затмений. Лунные затмения происходят каждые 18,61 года, а 56 равно 18 умножить на 3 - то есть ближайшее целое число.

Несмотря на весомость компьютерных расчетов, археологи остались равнодушными, а Ричард Аткинсон нанес ответный удар в статье под названием "Лунный свет над Стоунхенджем", в которой назвал работу Хоукинса "неряшливой и неубедительной". Большинство ориентировок было образовано в результате соединения элементов из разных периодов долгой истории Стоунхенджа, а рукотворное происхождение некоторых ям и углублений, отмеченных на плане, вообще невозможно доказать. Теперь мы знаем, что выбранная дата (1500 год до н. э.) была слишком поздней. "Неолитический компьютер" тоже не внушает доверия: он может предсказать затмение лишь за год до самого события, что едва ли делает его ценным астрономическим инструментом. Кроме того, "лунки Обри" были заполнены к 2500 году до н. э., поэтому любые маркеры должны были быть установлены еще раньше, в ту эпоху, когда никаких камней не было и в помине.

Современные археологи вернулись к представлениям о Стоунхендже как о ритуальном центре. В ранней фазе, по-видимому, существовали лишь деревянные круги в центре монумента, а доступ внутрь был жестко ограничен узким проходом с деревянной оградой по обе стороны. Даже проходы через канаву были огорожены лесом деревянных столбов.

Более поздние каменные круги и подковы выполняли ту же функцию, но доступ ограничивался с помощью камней, а происходящее внутри монумента было скрыто от тех, кто оставался снаружи. Аллея явно выполняла роль дороги для церемониальных процессий. Она огибает Стоунхендж по широкой дуге и спускается в небольшую лощину, где Стоунхендж на некоторое время исчезает из виду. Затем тропа начинает идти вверх, и в высшей точке подъема посетители снова видят каменный круг, гордо возвышающийся над горизонтом.

В круглом святилище, образованном земляным валом и канавой, можно было видеть толпу верующих и мельком заметить тех, кто распоряжался церемониями из центрального круга. Для немногих избранных, наблюдавших из центра монумента, высшей точкой года должен был быть тот момент, когда солнце поднималось над аллеей утром в день летнего солнцестояния. Поэтому мы, наверное, не слишком ошибемся, если будем рассматривать Стоунхендж как храм, посвященный солнцу.

Даже если сословие друидов зародилось за несколько столетий до Посейдония (100 год до н.э.), остается огромный пробел продолжительностью примерно 1000 лет между их появлением и последней фазой строительства Стоунхенджа. Отсутствие связи подтверждается археологическими находками эпохи друидов, как на территории самого Стоунхенджа, так и в других местах Британии. После сооружения внутреннего кольца сарсенов и "синих камней" всякая деятельность в Стоунхендже практически прекратилась, а от эпохи друидов осталось лишь несколько керамических черепков, возможно, попавших туда по чистой случайности. Каменные круги не играли никакой роли в религии друидов, которые пользовались деревянными храмами или священными рощами для проведения своих обрядов.

Из книги "Тайны древних цивилизаций"

) и Джефф Уэйнрайт (Geoff Wainwright), президент общества антикваров Лондона (Society of Antiquaries of London), возглавили археологическую экспедицию, которая впервые почти за 50 лет начала раскопки непосредственно под Стоунхенджем (Stonehenge). Учёные намерены пролить свет на цель строительства этого загадочного сооружения.

Раскопки проводятся на средства и под эгидой BBC , причём телерадиокомпания запустила специальный проект Timewatch , в рамках которого намерена регулярно освещать ход работ. А осенью BBC собирается выпустить большой документальный фильм, снятый на месте раскопок.

Дарвилл и Уэйнрайт, известные специалисты по Стоунхенджу, хотят ответить, наконец, на вопрос: «Зачем он был построен?» Строго говоря, разные ответы давались многократно на протяжении не одной сотни лет. Быть может, новые находки в глубоких слоях грунта непосредственно в самом сооружении расставят точки над i.

Особенно учёных интересуют голубые камни, находящиеся в центральном круге. Именно они, а не гигантские сарсеновые блоки (песчаник), составляют главное «содержание» необычного места, полагают два британских профессора.

Люди неолита притащили эти валуны за 250 километров с холмов Пресели в Уэльсе до равнины Солсбери в Уилтшире. Для такой тяжёлой (для каменного века) транспортной операции должны были быть веские основания.

Дарвилл (вверху), Уэйнрайт и одна из новых находок (кадры BBC).

Дарвилл и Уэйнрайт, анализируя как само сооружение, так и многочисленные кости, найдённые на этом месте, выдвинули гипотезу, что Стоунхендж был местом «магического оздоровления».

«В останках скелетов, которые были вырыты вокруг Стоунхенджа, удивительная и неестественная концентрация травм, — говорит Дарвилл. — Это было место паломничества людей, жаждущих исцеления».

Таким образом, большое сооружения являлось для больных и раненых последней надеждой на чудо. И тут британцы приводят пример схожего поведения людей в куда более поздние века. Уэйнрайт назвал Стоунхендж неолитическим Лурдом (Lourdes). Напомним, этот город на юге Франции является известным центром католического паломничества.

В представлении строителей из неолита голубые камни обладали исцеляющей силой, которую они «впитали» от традиционных целебных источников на месте своего первоначального положения.

Сейчас учёные намерены извлечь органический материал из лунок под камнями, чтобы уточнить время их появления в составе данного комплекса. Но уже ясно, что огромный «забор» из 25-тонных глыб песчаника, доставленных из карьера «всего» за 20 километров от места возведения Стоунхенджа, появился заметно позднее «голубого круга».

А пока в различных слоях под сооружением исследователи уже нашли фрагмент глиняной посуды, римскую керамику и древние каменные молотки.

Интересно, что гипотеза Дарвилла и Уэйнрайта идёт вразрез с другой свежей версией назначения удивительного сооружения (выдвинутой также британцами). Версией, подкреплённой многочисленными находками и логическими построениями, гласящей, что Стоунхендж был

Стоунхендж – каменное мегалитическое сооружение, построенное в эпоху неолита на территории современной Англии. Он находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери (Amesbury) и в 13 км к северу от Солсбери (Salisbury). Стоунхендж представляет собой несколько полуразрушенных каменных кругов. Наиболее заметный это внешний каменный круг, состоящий из П-образных, а внутренний в виде подковы, состоящий из гигантских трилитов.

Название Стоунхендж происходит из старого английского языка и означает «висящие камни». Вторая часть слова «Henge» в настоящее время используется в качестве археологического термина для обозначения класса круговых сооружений эпохи неолита. С 1918 года Стоунхендж принадлежит английскому государству.

Комплекс Стоунхенджа был построен в несколько этапов. Его строительство растянулось примерно на 2000 лет. Местность Стоунхенджа использовалась древним человеком задолго до появления каменных мегалитов. Некоторые находки в районе комплекса принадлежат эпохе мезолита и датируются примерно 8000 г. до нашей эры. Так же в этом районе в образцах почвы были найдены остатки пепла от кремаций, принадлежащих периоду от 3030 до 2340 г. д. н. э. Эти находки свидетельствуют, что район Стоунхенджа служил местом захоронения до появления камней. Самое позднее захоронение, найденное в Стоунхендже, датируется 7 в. н. э., и принадлежит обезглавленному телу англосакса.

В 1986 году Стоунхендж и прилегающие территории был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2 и 3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы
11 – кольцо из 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо из 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг из 56 ям, известный как лунки Обри (Джон Обри - Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Расположение мегалитов Стоунхенджа таково, что на утро Иванова дня, когда солнце всходит прямо над Пяточным камнем, его лучи попадают в центр сооружения, проходя между краями подковы. Маловероятно, что такое расположение мегалитов было выбрано случайно. Самая северная точка восходящего солнца напрямую зависит от широты. Таким образом, выравнивание камней должно быть точно рассчитано в соответствии с широтой в которой расположен Стоунхендж. Пяточный камень теперь считается частью солнечного коридора.

Алтарный камень представляет собой блок длинной около 5 метров из зеленого песчаника. Все остальные камни в кругу являются долеритами, добытыми в горах на юго-западе Уэльса, примерно в 240 км от Стоунхенджа. Каменные блоки внешнего круга должны были быть привезены на санях, которые должны были тянуть 250 а, на уклонах до 1000 мужчин. Алтарный камень расположен немного в стороне от геометрического центра.

Происхождение Стоунхенджа.

Различные элементы системы комплекса Стоунхенджа были построены в несколько этапов в течение 2000 лет. В подтверждении этого факта говорит проведенный в 1995 году радиоуглеродный анализ камней. На основе анализа проведенных измерений археологи выделили три фазы в строительстве Стоунхенджа.

Местность до постройки Стоунхенджа (8000 г. до н.э.)

Археологи нашли четыре больших каменных столба эпохи мезолита (один из них, возможно, когда то был деревом), которые датируются примерно 8000 г. до н.э. Эта находка была сделана в месте, где сейчас находиться парковка для туристов. Три из четырех столбов были расположены в плоскости с востока на запад, это положение, возможно, имело ритуальное значение. В Великобритании нет похожих мест, зато аналогичные места были найдены в Скандинавии. В то время нынешняя равнина Солсбери была покрыта лесом, позже местность стали расчищать для фермерских полей. Примерно в 3100 г. до н. э., Стоунхендж был построен в 700 метрах (2300 футов) к северу от места, где первые фермеры начали расчищать землю под поля.

Первая фаза строительства Стоунхенджа. (3100 г. до н. э.)

Изначально памятник состоял из земляного вала и рва идущего по наружной его части диаметром примерно 110 метров (360 футов), с большим проходом на северо-востоке и еще одним поменьше в южной части. Строители поместили кости оленей и волов на дне рва, а также некоторые кремневые орудия труда. Грунт извлеченный из рва, использовали для строительства вала. Этот первый этап датируется примерно 3100 г. до н.э., после чего ров начал заиливаться естественным образом.

Вторая фаза строительства Стоунхенджа. (3000 г. до н. э.)

Вещественных доказательств второй фазы строительства уже не сохранилось. Есть предположения, что в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, внутри земляного вала существовали деревянные постройки, кроме того, были сооружения похожие на ворота у северо-восточного входа и деревянный коридор ведущий внутрь от южного. В течение второй фазы продолжалось заиливание рва, а земляной вал был намеренно уменьшен по высоте. Однако было найдено тридцать захоронений этого периода с кремированными останками. Поэтому принято считать, что Стоунхендж, в этот период, использовался как место для кремации и захоронения, являясь при этом первым, известным подобным местом на Британских островах.

Третья фаза строительства Стоунхенджа.

Третья фаза была разделена археологами на 6 периодов. Раскопки показали, что около 2600 г. до н.э., строители отказались от деревянных конструкций в пользу каменных и вырыли два кольца отверстий (Q и R отверстий) для их установки в центре площадки. Многие из камней были доставлены древними строителями из Пресели Хиллз (Preseli Hills), находящимся в Западном Уэльсе, в 240 километрах (150 милях) от Стоунхенджа. Согласно другой теории, камни были принесены сюда ледником. Мегалиты весили около четырех тонн, состояли в основном из долерита с включениями туфа, вулканической и известковой золы. Каждый монолит имел размеры около 2 метров (6,6 футов) в высоту, примерно 1-1,5 м (3.3-4.9 футов) в ширину и имел толщину 0,8 метра (2,6 футов). Камень известный сегодня под именем «Алтарный камень», почти наверняка был привезен из национального парка Брекон-Биконс, находящегося в южной части Уэльса, и, скорей всего, был установлен в стоячем положении.

Во время следующего крупного этапа строительства, 30 огромных мегалитов были доставлены к Стоунхенджу. Камни были установлены п-образными порталами по кругу диаметром 33 метра (108 футов). Камни-перемычки порталов устанавливались с помощью гигантского деревянного колеса и канатов. Каждый установленный камень в высоту был около 4,1 метра (13 футов), 2,1 м (6 футов 11 дюймов) в ширину и весил около 25 тонн. Средняя толщина камней составляет 1,1 метра (3 футов 7 дюймов) и среднее расстояние между ними составляет 1 метр (3 фута 3 дюйма). В общей сложности для завершения наружного кольца и подковы из трилитов было необходимо 75 камней, 60 чтобы завершить круг и 15 – подкову из трилитов. Считалось, что кольцо было оставлено незавершенным, но сухое лето в 2013 году показало участки в выжженной траве, которые могут соответствовать расположению нехватающих камней. Трилиты внутри круга расположены симметрично. Наименьшая пара трилитов была высотой около 6 метров (20 футов), следующая пара немного выше и крупней, последний великий трилит в юго-западном углу был высотой 7,3 метра (24 футов). От великого трилита остался только один камень, который стоит до сих пор, он возвышается на высоту 6,7 метра (22 футов) и еще 2,4 метра (7 футов 10 дюймов) находиться под землей.

Так же был построен «проспект» (Avenue), два параллельных ряда рвов и валов протяженностью 3,2 км, ведущих к реке Эйвон.

Как строили Стоунхендж.

Нет никаких прямых доказательств, что создатели Стоунхенджа использовали сложную строительную технику. На протяжении многих лет различные авторы предполагают, что строители Стоунхенджа использовали сверхъестественные силы для перемещения камней, утверждая, что иначе их невозможно было двигать. Однако, традиционные методы, применяемые в эпоху неолита, были вполне эффективны при перемещении и размещении камней такого размера.

Было высказано предположение, что для установки поперечных камней был использован деревянный каркас, похожий на двойное колесо, приводимое в движение с помощью канатов и ручной силы. Другим способом установки могла быть деревянная конструкция в виде пандуса, с которой верхние каменные блоки сталкивались на нижние.

Археолог Обри Берл (Aubrey Burl) в своих работах предполагал, что мегалиты Стоунхенджа не были принесены ледником, а транспортировались на место строительства из каменоломен Уэльса, при помощи деревянных конструкций и веревок. Основываясь на его утверждениях, в 2001 году был проведен эксперимент по транспортировке большого камня из Уэльса к Стоунхенджу. Часть пути волонтеры протащили его на деревянных санях, потом камень был перегружен на копию доисторической лодки. На лодке камень должен был проделать часть пути по морю, но этому не суждено было случиться и камень затонул в Бристольском заливе.

По некоторым оценкам, для реализации всех этапов строительства Стоунхенджа, древним строителям в общей сложности понадобилось несколько миллионов часов работы. Например, для реализации первой фазы строительства Стоунхенджа необходимо примерно 11 000 часов работы, для фазы два понадобилось 360 000 часов работы, а для выполнения работ всех этапов третей фазы нужно было затратить 1 750 000 часов работы. На обработку каменных блоков, с учетом того что, строители использовали примитивный инструмент, понадобилось бы 20 миллионов часов работы. Для строительства такого масштаба и выполнения сложных сопутствующих работ (тщательного планирования, детальной проработки местоположения камней, транспортировки и обработки каменных глыб, обеспечения питанием людей занятых на строительстве), общество должно было иметь достаточно сложную социальную структуру и сильную центральную власть.

Назначение Стоунхенджа.

Совсем недавно была предложена новая теория. Джеффри Уэйнрайт (Geoffrey Wainwright) профессор и президент общества антикваров Лондона, и Тимоти Дарвилл (Timothy Darvill), кавалер Ордена Британской империи предположили, что Стоунхендж был сакральным местом исцеления наподобие французского Лурда. В качестве доказательства своей версии они приводят тот факт, что в районе Стоунхенджа было найдено большое число захоронений со следами травм.

Многие древние историки находились под влиянием различных мистических историй в своих объяснениях. Так в 1615 году Иниго Джонс (Inigo Jones) утверждал, что Стоунхендж был римским храмом, посвященный языческому богу.

Группа британских исследователей во главе с Майком Паркером Пирсоном (Mike Parker Pearson) из Шеффилдского университета считают что, Стоунхендж был построен как символ «мира и единства». В доказательство своей теории они приводят тот факт, что в эпоху неолита народы, проживающие на территории современной Великобритании, переживает период объединения культур.

Первая научная попытка исследовать и понять памятник была сделан примерно в 1740 году Уильямом Стакли (William Stukeley). Он взял измерения и чертежи места расположения Стоунхенджа, что позволило ему лучше проанализировать его форму и назначение. В своей работе он смог продемонстрировать взаимосвязь между астрономией, календарем и расположением камней в Стоунхендже.

В итоге, археологи пришли к выводу, что Стоунхендж представляет собой древнюю обсерваторию, хотя масштаб и возможности ее использования является спорным вопросом. Некоторые другие теории предполагают, что Стоунхендж символизирует женское лоно, является древним компьютером, или даже космодромом для инопланетных кораблей.

Изучение Стоунхенджа.

На протяжении всей истории Стоунхендж и окружающие его памятники привлекали внимание археологов. Джон Обри был одним из первых, кто начал изучать Стоунхендж в 1666 году, и зарисовал его план. Уильям Стакли продолжил работу Обри в начале восемнадцатого века, но его интерес больше был направлен на окружающие памятники. Он также начал раскопки многих курганов в районе.

Уильям Каннингтон (William Cunnington) был следующий, кто стал исследовать этот район в начале девятнадцатого века. Он раскопал 24 кургана окружающие Стоунхендж и обнаружил обгоревшее дерево, кости животных, керамику и урны. Он также определил углубления, в котором был установлен алтарный камень. Находки Каннингтона выставлены в музее в Уилтшире.

В Мэринилл (Maryhill) (штат Вашингтон, США) была построена точная копия Стоунхенджа, служащая в качестве военного мемориала.

В 1901 году были проведены первые крупные реставрационные работы под руководством Уильяма Гоуленда (William Gowland). Работы были направлены на восстановление положения камня № 56 внешнего кольца Стоунхенджа. В результате камень был установлен в вертикальное положение, но был смещен примерно на полметра относительно первоначального своего положения. Гоуленд также воспользовался возможностью, чтобы провести археологические раскопки в Стоунхендже. Результаты его работы позволили узнать больше о возведении камней, чем за предыдущие 100 лет исследований. Во время следующих реставрационных работ в 1920 году Уильям Хоули (William Hawley) обнаружил основания еще шести камней и внешний ров. Его работы помогли заново обнаружить лунки Обри и расположение двух рядов отверстий опоясывающих внешний круг камней, названых Y и Z отверстия.

Ричард Аткинсон (Richard Atkinson), Стюарт Пиггот (Stuart Piggott) и Джон Стоун (John F. S. Stone) в 1940-х и 1950-х годах обнаружили, высеченные на камнях внешнего круга, изображения топоров и кинжалов. Исследования Аткинсона способствовали лучшему пониманию трех основных этапов строительства памятника.

В 1958 снова были проведены восстановительные работы, когда рухнули три камня внешнего круга. Они были вновь возведены и установлены в бетонных основаниях. Последняя реставрация была проведена в 1963 году после того, как упал камень № 23, стоящий во внешнем кругу.

Более поздние раскопки проведенные 2003 – 2008 годах, во главе с Майком Паркером Пирсоном (Mike Parker Pearson) в рамках проекта «Stonehenge Riverside Project», позволили обнаружить круговую область в точке где «проспект» Стоунхенджа упирается в реку. В этой области, вероятно, были размещены четыре камня, обозначающие начало «проспекта».

10 сентября 2014 года Университет Бирмингема во главе с Винсентом Гаффни (Vincent Gaffney) выпустили видео рассказывающие о текущих исследованиях и их результатах. Фильм рассказывает об исследованиях, проведенных на площади в 12 квадратных километров (1200 га) и глубину около трех метров с применением радиолокационного оборудования, о найденных курганах и каменных или деревянных конструкциях. В фильме так же говориться об обнаружении семнадцати новых памятников, напоминающих Стоунхендж, которые можно отнести к периоду позднего неолита.

Легенды о Стоунхендже.

«Пятка монаха»

Камень «пятка монаха» лежит к северо-востоку от каменного круга Стоунхенджа, рядом с началом «Проспекта». Народная сказка, датированная семнадцатым веком, объясняет происхождение названия этого камня.

Дьявол купил камни у женщины в Ирландии, и перенес их на равнину Солсбери. Один из камней упал в реку Эйвон (Avon), а остальные камни он разбросал по равнине. Затем Дьявол закричал: «Никто и никогда не узнает, как эти камни попали сюда!» Монах ответил ему: «Вот, что вы думаете!» Дьявол разозлился и бросил один из камней в него. Камень попал в пятку монаху, отскочил и застрял в земле. Так камень получил свое название.

«Легенда о Мерлине»

В двенадцатом веке, Джеффри Монмут (Geoffrey of Monmouth) рассказывает причудливую историю в своей работе Historia Regum Britanniae, которая приписывает строительство памятника Мерлину.

Согласно Джеффри, камни Стоунхенджа живительные камни, названные «танец гиганта», которые Гиганты привезли из Африки в Ирландию. Король Аврелий Амвросиус пожелал возвести мемориал 3000 дворянам убитым в бою с саксами и похороненным в Солсбери. По совету Мерлина он выбрал Стоунхендж. Царь послал Мерлина, Утера Пендрагона (отца короля Артура) и 15 000 рыцарей, чтобы перенести его из Ирландии. Но как рыцари не пытались переместить камни, им это не удалось. Тогда Мерлин, используя свои умения, легко переместил Стоунхендж в Великобританию. После того, как он был установлен около Эмсбери, Аврелиий Амвросиус, Утер Пендрагон, и Константин III, были похоронены внутри гигантского кольца Стоунхенджа.

Экскурсии в Стоунхендж.

Недалеко от Стоунхенджа находиться небольшой туристический комплекс, который включает в себя: небольшой ресторанчик, парковку, сувенирный магазин, музей, туалеты. Здесь же можно заказать экскурсию. Оплачивать парковку необходимо лишь в том случае, если вы приехали не в Стоунхендж и у Вас нет входного билета. Стоимость парковки составляет £ 5 (примерно 350 р.). Экскурсии можно заказать на нескольких языках: французском, итальянском, испанском, немецком, японском, китайском, русском, голландском и польском.

Желательно попасть в Стоунхендж максимально рано, потому что для его осмотра не понадобиться много времени, зато, можно будет осмотреть другие памятники в округе. Самый лучший вид на Стоунхендж открывается с холма Эмсбери Хилл (Amesbury Hill, на расстоянии 2 километров по дороге А 303). Отсюда же ведет пешеходная тропа к удаленному на 1 километр могильнику 3 тысячелетия до н. э. в Уэст Кеннет Лонг Бэрроу (West Kennet Long Barrow). Шоссе A 4 далее ведет (в западном направлении) в Эвбери (Avebury). Здесь тоже имеется мегалитный доисторический памятник. Он постоянно и бесплатно открыт для туристов. Местные камни меньше стоунхенджевских, но занимаемая ими площадь - больше. Историки датируют комплекс ориентировочно 2500 годом до н. э. У входа расположен музей, в котором предоставляется информация о раскопках и теориях относительно смысла и назначения комплекса. Музей открыт ежедневно. С апреля по октябрь с 10 до 18 часов. С ноября по март - с 9 до 16 (кроме воскресений). Обычный билет стоит £3,70 (примерно 250 р.).

Как добраться до Стоунхенджа.

Стоунхендж находится в 130 км к юго-западу от Лондона. На собственном авто туда можно добраться по шоссе М3 и А303, которое ведет в Эймсбери (Amesbury). С вокзала Ватерлоо (Waterloo) ходят поезда до Эндовера (Andover) и Солсбери (Salisbury), откуда до Стоунхенджа ходят автобусы. Из Солсбери - автобус Wilts & Dorset Stonehenge Tour, стоимость проезда 11 GBP, в пути 40 минут; или такси за 30-35 GBP. Из Эндовера - автобус № 8 (Activ8).

Кроме того, в Лондоне можно купить групповой тур, стоимость начинается от 65 GBP (входной билет и транспорт из отеля включены). Из Солсбери также ходит туристический автобус Stonehenge Tour (17 GBP), который подбирает туристов у ж/д вокзала, в центре города и в Эймсбери. Билет действителен в течение всего дня, автобусы отправляются каждые полчаса - час.

Однако учтите: именно автобусными турами в Стоунхендж (особенно в летние месяцы!) пользуется большинство туристов.

Проще и дешевле всего добираться на обычном автобусе из Солсбери. Общественный транспорт на Стоунхендж идет от станции на улице с патетическим названием Endless Street (а также от железнодорожного вокзала) каждый час, ежедневно с 9.45 по 16.45. Билет стоит £5 (вида Explorer Ticket, то есть туда и обратно). Кроме того, за благосклонность туриста бьются различные автобусно-туристические компании, предоставляющие туры ценой порядка £12,50 (включая стоимость «входного» билета).

Можно добраться до Стоунхенджа и другими способами: арендовать автомобиль, заказать такси или взять в Солсбери напрокат велосипед. Прокат велосипеда обойдется примерно £ 12 в день, или порядка £70 в неделю. Расстояние от центра Солсбери до Стоунхенджа - около 18 км, дорога проходит по красивым местам вдоль реки Эйвон, так что для привычных к велосипеду туристов экскурсия может быть весьма приятной.

Время работы и стоимость посещения Стоунхенджа