Из истории женского образования в России XIX века. Московские высшие женские курсы Первое образовательное учреждение для женщин

В которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян , генералов , штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт - также дочери купцов , почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состояниям .

История

Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений . Число всех учащихся в институтах - около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки

Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

  • её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
  • обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
  • если был жив, то состоял ли на действительной службе,
  • её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Администрация

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

Список институтов

Всего институтов было 30.

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Москве было 4 женских института:

  • Александровский институт,
  • Николаевский сиротский институт.

В губерниях

16 губернских женских институтов:

На правах институтов

Кроме того, правами института пользовались:

  • училище св. Елены (в Санкт-Петербурге),
  • Кубанское Мариинское женское училище с пансионом в Екатеринодаре ,
  • тобольская Мариинская школа;
  • (открыт в 1917, ликвидирован коммунистами в 1922 г., г. Дзержинск).

Вневедомственные

Характер институтов имели также женские учебные заведения, не состоявшие в ведомстве императрицы Марии :

  • институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в Санкт-Петербурге),
  • Александро-Мариинское училище (в Москве),
  • Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве),
  • Мариинское высшее женское училище (в Вильне).

Только в последние два принимались дети всех состояний .

В литературе

  • Бо́льшая часть произведений Лидии Чарской (1875-1937) посвящена школьной жизни воспитанниц закрытых школ-пансионов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Женские институты"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Отрывок, характеризующий Женские институты

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.
– Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:
– Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.
«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.

Первое упоминание о женском образовании на Руси относится к далекому 1086 году — именно тогда сестра великого князя Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре школу для девочек. Княжна лично обучала юные дарования пению, чтению, чистописанию, швейному делу и «иным полезным им знаниям».

Другой известной фигурой, сыгравшей важную роль в просвещении девочек, является Евфросиния Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича. Когда княжне было 12 лет, отец захотел выдать ее замуж, но своенравная дочь тайно приняла постриг в монастыре и навсегда отказалась от светской жизни.

Евфросиния, получившая хорошее домашнее образование, выступала за то, чтобы все монахини умели читать и писать. Поэтому в основанном ею женском монастыре работали библиотеки, классы и даже скрипторий — мастерская по переписке рукописей.

Кстати, обучаться в монастыре могли не только монахини, но и мирянки.

В конце XIX века вышла в свет книга председательницы общества для содействия высшим женским курсам Елены Лихачевой: в ней автор указала, что на Руси женщины учились и учили в теремах и монастырях, а «образование мужского и женского пола шло у нас более или менее рука об руку». Кроме того, в богатых семьях «устав каждодневной жизни требовал от женщин чтения как душеспасительного подвига».

Традиции женского образования были прерваны монгольским нашествием и установлением ига на Руси. Потребовалось несколько веков, чтобы девушки снова стали обучаться чтению и письму.

Танцы и акушерские школы

В 1717 году Петр I посетил женское учебное заведение во французской деревне Сен-Сир. Вернувшись домой, великий реформатор принял решение создать училище для девочек (в те времена женское образование не входило в общую образовательную систему, а существовало лишь благодаря частной инициативе). Вскоре Петр I издал указ, согласно которому монахини должны были «воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам».

Однако указ российского лидера мало изменил ситуацию: образованными оставались в основном лишь девушки из богатых семей, к которым учителя приходили на дом.

С приходом к власти Елизаветы Петровны в стране появились первые акушерские школы для представительниц прекрасного пола, а вскоре — частные пансионы (в некоторых пансионах девочки и мальчики обучались вместе). «Модными» женскими уроками стали танцы, рисование, музыка, чтение.

Появление амазонок

Первым в России государственным женским учебным заведением стал Смольный институт, основанный по указу Екатерины II. Впоследствии французский просветитель Вольтер назовет Смольный институт «батальоном амазонок».

После смерти Екатерины II женское образование и воспитание перешли в руки императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. «Мария Федоровна ежедневно приезжала в институты, внимательнейше просматривала «личные дела» каждой воспитанницы, их тетради, сочинения, материалы, по которым преподавали учителя, — пишут Эдуард Днепров и Раиса Усачева в пособии «Женское образование в России». — Мимо нее не проходили назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже писарей, сторожей, прачек и трубочистов».

Упражнения в науках и супружеская любовь

При Марии Федоровне главной настольной книгой в женских учебных заведениях становится сочинение немецкого педагога Кампе «Отеческие советы моей дочери». Согласно произведению, девушки должны быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства». «Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу, — писал педагог. — Мужу такой жены не нужно». Кстати, немцу вторил журнал «Вестник Европы»: «Упражнения в науках и словесности есть ли необходимая принадлежность женщин? Не охладит ли любовь к словесности в женщине любви супружеской?

Захочет ли ученая женщина заниматься мелочами хозяйства? Имея мужа, не столь просвещенного, не нарушит ли иногда закон, предписывающей ей подчинение и покорность?»

Таким образом, при Марии Федоровне внимание в женских учебных заведениях уделялось в основном воспитанию, а не самому образованию. Кроме того, императрица была резко против того, чтобы «высшие» сословия сидели за партами вместе со «средними». Девушки из бедных семей и вовсе не допускались к обучению.

И богатым, и бедным

В 1855 году на престол вступил Александр II, который в истории остался с прозванием Освободитель. Вскоре после присяги новоиспеченному императору был представлен доклад министра народного просвещения Авраама Норова. «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обращено было на образование мужского пола, — сообщал Норов. — Институты для девиц, обязанные существованием своим попечениям особ августейшего дома, предназначены для ограниченного числа дочерей дворян и чиновников… Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества и, так сказать, довершило бы великую и стройную систему народного образования, обнимая собою всеобщие и специальные нужды всех состояний и обоих полов».

Александр II провел ряд реформ, направленных на создание всесословных женских школ. Кстати, желание императора обучить грамоте представительниц и высшего, и низшего классов встретило широкое непонимание в кругу бедняков.

Несостоятельные отцы отказывались отдавать своих дочерей учиться, заявляя, что «никакой пользы от женских школ они не предвидят». Однако спустя несколько лет всесословные женские открытые школы стали распространенным явлением.

В 1860-х годах у женщин в России возникла потребность в получении высшего образования. Спустя некоторое время в столице начали формироваться кружки, выступающие за то, чтобы представительницы прекрасного пола могли обучаться в университетах и получать степени наравне с мужчинами. За равноправие полов в сфере образования активно выступал русский педагог Константин Ушинский.

Именно Ушинский, кстати, добился того, чтобы в женских школах не игнорировались естественно-научные дисциплины, больше внимания обращалось на изучение родного языка, а самих учениц не рассматривали исключительно как будущих хозяек и добрых матерей семейства. Кроме того, педагог искренне не понимал, почему в России мало женщин-преподавательниц.

«Личные мои наблюдения над преподаванием женщин в школах убедили меня вполне, что женщина способна к этому делу точно так же, как и мужчина, и что если женское преподавание в иных местах (как, например, во Франции) слабее мужского, то это зависит единственно от малого приготовления женщин к учительскому делу и от того стесненного положения, в которое ставят учительницу закон и общественное мнение», — писал Константин Ушинский.

Паровозостроение и студентки

Первое высшее учебное техническое заведение для девушек в Российской империи начало свою работу 28 января 1906 года. На Женских политехнических курсах было четыре отделения: архитектурное, инженерно-строительное, электромеханическое и химическое. Директор курсов Николай Щукин (которого с любовью называли «отцом русского паровозостроения») тщательно выбирал преподавателей для студенток, следил, чтобы девушкам не оказывали послаблений в силу их пола.

После окончания курсов выпускницы выходили из стен альма-матер без какого-либо звания — лишь с правом преподавания в школе.

Только в 1911 году, когда вышел закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц», курсы получили статус вуза. Выпускницы стали допускаться к экзаменам «в комиссиях для лиц мужского пола».

С приходом к власти большевиков Женские курсы оказались расформированными и получили статус государственного учебного заведения с совместным обучением.

«Новая женщина» и портняжное дело

Сразу после Октябрьской революции женщины получили целый спектр прав: право самостоятельно выбирать место обучения, место жительства и профессию (а с 1920 года девушки получили право легально делать аборт). Благодаря революционерке в обществе заговорили об образе «новой женщины» — грамотной, начитанной, свободолюбивой, отрицающей патриархальные ценности. Сама Коллонтай активно выступала за то, чтобы девушки, имеющие детей, могли спокойно посещать вечерние школы, кружки, занятия по рукоделию и портняжному делу.

Большевики уделяли большое внимание ликвидации безграмотности среди колхозниц и работниц совхозов; Владимир Ленин не раз высказывал мечту о том, чтобы каждая советская девушка могла спокойно читать издаваемые в те времена книги и журналы.

В СССР благодаря политике всеобщего обязательного обучения, открытию большого количества школ и вузов женское образование перестало уступать по уровню мужскому.

Дарья Татаркова

В марте в США закрылся один из старейших женских колледжей Суит-Брайар, что закономерно привлекло внимание к вопросу - есть ли на Западе место для высшего образования, разделенного по половому признаку? В то же самое время в Азии и арабском мире женские университеты играют огромную роль в движении за равноправие, помогая женщинам, порой лишенным привилегии учиться тем же предметам, что и мужчины. Рассказываем про действующие университеты для женщин и объясняем, чем они примечательны.

Ньюнхем-колледж

Newnham College


В свое время Ньюнхем был одним из первых колледжей Кембриджа, начавшим принимать женщин. Сегодня это старейший колледж Англии, где учатся исключительно девушки. Его основателем считается экономист Генри Сиджвик, однако большой вклад в историю Ньюнхема внесла английская феминистка и суфражистка Миллисент Фоссет. Сиджвик был одним из тех, кто инициировал проведение женских лекций в Кембридже; в то же время работала ассоциация, продвигавшая образование для женщин. Спрос на лекции был так высок, что в 1871 году было принято решение открыть постоянное место для обучения женщин, которые не могли всё время приезжать исключительно на отдельные уроки.

Руководство колледжа делало всё возможное, чтобы подстроиться под ритм и особенности жизни женщин XIX века - вплоть до постройки специального невероятно длинного коридора между зданиями, чтобы студенткам не нужно было выходить под дождь. Ньюнхем, вместе с другими колледжами, дал женщинам XIX века возможность учиться и получать степени. Благодаря этому их последовательницы во время мировых войн добились руководящих позиций в управлении Кембриджем и статуса полноценного колледжа для Ньюнхема. С повсеместным объединением колледжей в Англии смешанное образование стало стандартом в 70–80-х, а необходимость особого статуса Ньюнхема обсуждается до сих пор. Тем не менее колледж, подаривший миру таких выпускниц, как Эмма Томпсон, Джейн Гудолл, Айрис Мёрдок, Сильвия Плат и многие другие, всё еще удерживает свои позиции.

Университет принцессы

Норы бинт Абдулрахман

Princess Nora bint Abdulrahman University


Университет Норы бинт Абдулрахман считается самым крупным высшим учебным заведением для женщин в мире. Началось всё с того, что в 1970-м году в стране появился первый колледж, где женщины могли получить высшее образование. Пару десятков лет спустя открылось множество женских учебных заведений, которые в итоге были объединены в университеты. Так, 11 лет назад появился первый Женский университет Эр-Рияда, переименованный со временем в честь сестры основателя королевства Саудовской Аравии - Норы бинт Абдулрахман.

Для Саудовской Аравии, живущей по законам шариата, возможность учиться - огромный прорыв для женщин, который нельзя недооценивать. Например, в этом году местным жительницам обещали дать право заниматься политикой, не в последнюю очередь из-за того, что всё больше студенток находят силы осознать, что они могут быть успешными в тех же сферах, что и мужчины. Образование также позволяет постепенно увеличивать процент работающих женщин, пусть их до сих пор всего 17 % от всех работников страны. Сегодня больше половины всех студентов Саудовской Аравии - это женщины.

Университет Норы бинт Абдулрахман славится своими размерами: учиться здесь могут 60 000 студенток, а местная библиотека насчитывает 2 миллиона книг на арабском и английском. Конкурс при поступлении при этом жестче, чем в Гарварде. При всей впечатляющей статистике университет критикуют за недостаточную прогрессивность в борьбе за равноправие в арабском мире. Местные университеты всё еще делают упор на «чисто женские» профессии, связанные с уходом, образованием или социальной работой, а по окончании учебы многие выпускницы вместо работы возвращаются в семью - где им даже за руль нельзя сесть.

Женский университет Ихва

Ewha Womans University


Не просто один из ведущих университетов Южной Кореи, но и один из лучших женских университетов в мире, Ихва по своим масштабам уступает разве что предыдущему в этом списке. При всей архаичности подхода раздельного образования Ихве удалось стать невероятно современным - атмосфера кампуса больше напоминает западные колледжи, а поступление сюда ничем не уступает по престижности любому другому высшему учебному заведению страны. Одному из четырех азиатских «тигров» удалось повернуть всё еще довлеющую традицию патриархата себе во благо. Ихва стала альма-матер множества выдающихся кореянок, среди которых десятки известных на родине имен, от первой женщины-врача и трех первых леди до первой женщины-премьер-министра Хан Мёнсук или председателя Hyundai Хён Джон Ын.

История Университета Ихва ведет начало с одноименной школы, основанной американской миссионеркой Мэри Эф Скрэнтон в 1886 году, приехавшей в Корею в качестве представителя методистской церкви. Название университета дословно переводится как «лепестки цветков груши» и отсылает к истории первого кампуса школы, который эти самые лепестки и устилали. С окончанием Второй мировой курсы колледжа на базе школы стали самостоятельным университетом. Написание «Womans» - не ошибка и не случайность. Такое множественное число слова «женщины» призванно подчеркнуть индивидуальность студенток - в противовес объединяющему всех в одно «women». Несмотря на то, что в Корее далеко не один заслуживающий внимания женский университет, Ихва гордится тем, что он во всём первый, в том числе и дисциплинах: например, здесь можно изучать гендерные исследования.

Барнард-колледж

Barnard College


Барнард - один из колледжей «Семи сестер», объединенных под общим брендом, чтобы стать женским вариантом Лиги плюща. Помните, в «Симпсонах» именно «сёстры» пытались уговорить Лизу Симпсон учиться в одном из их университетов? Название «Семь сестер» отсылает к мифическим плеядам - дочерям титана Атласа. Своим созданием колледжи обязаны пионерам женского образования в Америке Мари Лион, Саре Пирс и Катарине Бичер, которые в начале XIX века ратовали за создание учебных учреждений для женщин. Лион помимо прочих впоследствии основала семинарию Маунт-Хольок, ставшую основой одноименного колледжа.

Две из семи «сестер» со временем перешли на совместное обучение, однако большинство продолжают работать исключительно для женщин - в их числе и старейший женский Маунт-Хольок-колледж, и сам Барнард. Последний назван в честь борца за право на образование для женщин и президента Колумбийского университета Фредерика Барнарда - оба заведения до сих пор тесно связаны. В Барнарде хранится уникальная коллекция фанзинов, которую постоянно пополняют, чтобы задокументировать третью волну феминизма в мире вообще и в Америке в частности. На основе колледжа в 1971 году был также открыт «Barnard Center for Research on Women», продвигающий идеи феминизма и равноправия, а в 2014 году колледж впервые принял в свои ряды женщину-трансгендера.

Японский женский университет

Japan Women"s University


О том, что университеты раздельного образования существуют, многие узнают, скорее, с удивлением - как это было с недавней новостью о том, что мужчина на один из японских женских университетов за отказ в приеме. На Западе исключительно женские колледжи сегодня либо закрываются, либо пытаются адаптироваться, делая акцент на максимально комфортной обстановке для женщин и ставя в приоритет исследование равноправия. Для Азии ситуация противоположна: здесь высшие учебные заведения для женщин, скорее, норма, и, как это заметно по Ихве в Корее, женские колледжи и университеты процветают даже при условии множества «соперников», где допускается совместное образование.

Женский японский университет - старейший в стране, он был первым, кто дал женщинам возможность получить дальнейшее образование после школы. Его основатель, Дзиндзо Нарусэ, отталкивался от того, что женщины не только имеют право на образование, но и вопреки популярному тогда мнению это не принесет обществу никакого вреда. Нарусэ верил, что именно женщинам необходимо поручить миротворческую миссию. Академик, положивший до этого начало женской школе в Ниигате, до самой смерти занимался университетом. Сегодня это одно из лучших высших учебных заведений Японии и крупнейший среди женских университетов страны.

Университет науки и технологий Моди

Mody University of Science & Technology


Индия - одна из самых быстро развивающихся стран, неудивительно, что спрос на женское образование здесь растет с каждым годом. Университет Моди хвастается своим роскошным новым кампусом, фонтанами и садами и претендует на то, чтобы стать не просто учебным заведением, но настоящим местом силы. Университет основан в 1998 году визионером и владельцем нескольких инновационных компаний Шри Ар Пи Моди, буквально превратившим пустыню Раджастана в безопасное и продуктивное место для женщин, желающих получать знания.

Сегодня Моди лидирует среди женских университетов Индии и входит в список 25 лучших высших учебных заведений страны. Духовность, которую призван воспитать университет, выглядит как адекватный симбиоз традиции и современности: меню - исключительно вегетарианское, кампус - экологичный, а одна из активностей - медитация, для которой построено отдельное здание. Университет считает своим символом индуистскую богиню знания Сарасвати, призванную вырастить будущих женщин-лидеров.

Азиатский университет для женщин

Asian University for Women


Самый молодой из перечисленных, этот университет был основан в 2008 году пакистанским дипломатом Ахмадом Камалем и стал первым женским высшим учебным заведением в Южной Азии. Из-за того, что университет с самого начала выбрал интернациональную политику, он моментально стал местом, куда стремятся женщины из близлежащих стран, в которых негде получить достойное образование. Университет расположен в портовом Читтагонге - втором крупнейшем городе Бангладеш, а его кампус спроектировал известный архитектор Моше Сафди.

Сейчас сюда съезжаются студентки со всего региона, от Афганистана до Непала. Будучи амбициозным проектом, Азиатский университет для женщин при этом функционирует исключительно на пожертвованиях различных организаций, а абсолютное большинство учащихся - стипендиатки. Для местных студенток это реальный социальный лифт, позволяющий девушкам из малообеспеченных семей получить знания в самых различных областях - не обязательно традиционно женских. Преподавательский состав университета включает профессоров из разных стран, чтобы расширить знания студенток о мире.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м - словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.

Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.