Что имеет вектор. Вектор. Что такое вектор? Кожный вектор в системно-векторной психологии

Книги которого стали довольно популярными в последнее время, основывается на концепции З. Фрейда о психосексуальности. Рассмотрим ее подробнее.

Общая характеристика

В качестве одного из ключевых условий правильного воспитания детей автор теории называет понимание врожденных свойств и способностей каждого ребенка. Необходимыми знаниями в этой области и помогает овладеть системно-векторная психология. Вектора - это типы "направленности". Они указывают на то, что нравится человеку, доставляет ему удовольствие. Самореализация при этом осуществляется через определенную роль в социуме. Концепция, которую предлагает автор, выступает как прикладная наука. Она способствует быстрому освоению механизмов функционирования бессознательного, его проявлений в каждом индивиде, на уровне пары, группы, социума. В результате усвоения знаний мышление взрослого трансформируется в объективный взгляд на происходящее. Происходит принятие и полное понимание поведения окружающих и их жизненных приоритетов. Векторно-системная психология позволяет родителю лучше понять своего ребенка и воспитывать его так, чтобы его потенциал был максимально реализован.

Суть концепции

На чем построена системно-векторная психология? Толкачев (соавтор создателя теории) и прочие исследователи проблемы воспитания развивают идею о том, что каждый человек рождается с конкретными заданными свойствами. Они определяют жизненный сценарий человека, его поведение и характер. Эти свойства разделяются на 8 групп. В каждой из них объединены характеристики в зависимости от исполнения роли в социуме. Она, в свою очередь, выражает цель человечества, состоящую в выживании. У каждой группы (вектора) есть связь с конкретной чувствительной зоной. Она предопределяет метод получения либо вывода человеком сведений о себе и о мире, который его окружает. Врожденные характеристики индивида свою природу в течение жизни не изменяют. Однако они могут проявляться в различной форме.

Основные положения

Векторно-системная психология включает в себя понятия становления и последующей реализации характеристик направления, от которых зависит собственно поведение носителя. Человек, у которого его свойства остались неразвитыми, будет действовать по противоположному в сравнении с развитым индивидом сценарию. В соответствии с этим складывается сценарий жизни. Человек может стать вором или судьей, гением или шизофреником, насильником или прекрасным семьянином и так далее. Свойства развиваются до включительно. После этого характеристики могут или наполняться/реализовываться, или нет. В первом случае векторно-системная психология предполагает применение врожденных свойств, за счет чего человек получает удовлетворение и пребывает в состоянии гармонии. Все этого говорит о том, что ключевые характеристики закладываются с раннего возраста и совершенствуются до полного полового созревания. Главнейшая роль в этом процессе принадлежит родителям. Именно они формируют условия мира, окружающего в этот период ребенка.

Знакомство с характеристиками

Выявление свойств начинается с описания их выражения в период первобытной стаи. Это позволяет понять первичное, исходное состояние, которое задается с самого рождения. Так можно проследить за развитием психических характеристик, которое имело место по ходу усложнения мира за последние несколько тысяч лет.

Нюансы понимания

Вопрос о грамотном воспитании детей в классической психологии спровоцировал возникновение множества методик развития ребенка. При этом некоторые из них явно противоречат друг другу. Их неэффективность и возникающие заблуждения обусловлены тем, что установленного определения "нормальности" ребенка в них нет. Не существует абсолютных признаков, по которым человек в раннем возрасте считается здоровым психически, а его поведение признается адекватным, равно как и наоборот. В этой связи за последние полвека в категорию приемлемости включены и ранняя сексуальная жизнь, и отказ от врожденной гендерной принадлежности. Что в данном случае предлагает Ю. Бурлан? Системно-векторная психология определяет понятие нормы дифференцированным образом, согласно врожденным характеристикам ребенка. Это предотвращает вред, который могут причинить родители развитию своих детей, а также позволяет на раннем этапе выявить максимально эффективные воспитательные методы.

Тезисы

  1. Ребенок не наследует характеристики от родителей и может иметь совершенно другие свойства.
  2. В качестве основной задачи взрослых выступает обеспечение детям безопасных условий, состояния защищенности. В противном случае происходит замедление, искажение или остановка развития.
  3. Методы воспитания и обучения должны соответствовать врожденным характеристикам.
  4. Последствия от полученных до пубертатного периода психических травм можно нивелировать либо облегчить посредством системного взаимодействия.
  5. Дети выступают представителями следующего поколения. Это означает, что врожденная сила желания и их потенциал существенно выше, чем родительский.
  6. В каждодневном общении, воспитании и развитии ребенка ключевым выступает системное мышление старших членов семьи. В особенности это актуально для матери, поскольку она является главным человеком в жизни до завершения пубертатного периода.

Рассмотрим некоторые группы, которые выделяет системно-векторная психология. Тест на определение вектора содержит определенные вопросы. По ответам на них устанавливается принадлежность к тому или иному типу.

"Кожник"

Видовая роль такого ребенка заключается в создании и хранении пищевых запасов. У него логический тип мышления. В качестве врожденных свойств такого ребенка системно-векторная психология определяет подвижность и активность. У него чувствительная кожа, пластичное тело, что предопределяет выбор занятий танцами и спортом. Такой ребенок достаточно скуп на эмоции и слова. Ему присущи короткие емкие фразы. Родителям важно научить его правилам и показать границы.

Жизненные ценности

Какими их характеризует системно-векторная психология Юрия Бурлана? Тест показывает, что при развитости врожденных свойств "кожника" из ребенка вырастает инженер, законодатель, успешный управленец. Он умеет как подчиняться, так и подчинять, дисциплинирует себя и окружающих. Если ребенка наказывать битьем, то у него сформируется тяга к мазохизму. В случае неразвитости его свойств он становится вором, алкоголиком, девочки вырастают проститутками.

Необходимые условия

Векторно-системная психология формулирует ряд правил для нормального развития ребенка-"кожника". В первую очередь его следует приучить к режиму и дисциплине. Ключевое значение будут иметь занятия спортом. В процессе воспитания автор концепции рекомендует родителям договариваться о поощрениях за совершение ребенком тех или иных действий. Самым приемлемым наказанием может быть ограничение во времени и пространстве.

Уретральное направление

Дети такого типа склонны нести ответственность за жизнь, стремятся к расширению жизненного пространства. Именно такое описание дает системно-векторная психология. Тест на определение вектора показывает нестандартное тактическое мышление. Такие дети являются сгустками энергии и желания жить. Им свойственен доминантный взгляд, у них всегда горящие глаза. Температура тела всегда повышена. Такие дети не признают авторитетов, они неуправляемы. Вместе с этим, если родители подберут правильный подход, то вырастят очень ответственного человека. Такие дети молниеносно реагируют как умственно, так и физически. Они не чувствуют ограничений, в связи с чем не ощущают опасность. Это, в свою очередь, обуславливает высокую смертность по неосторожности. Человек такого типа с развитыми врожденными способностями способен вести за собой людей. Достаточно часто из таких детей вырастают директора крупных предприятий. Если врожденные характеристики неразвиты, ребенок в детстве испытывает давление или насилие со стороны взрослых, он убегает из дома. Такие дети становятся зачастую предводителями преступных объединений. Упор на ответственность - основное условие развития, которое предполагает для них системно-векторная психология. Книги, описывающие концепцию, содержат развернутые комментарии и рекомендации для родителей таких детей. Авторы считают, что взрослым не следует настойчиво требовать послушания, необходимо лишь направлять действия ребенка.

Мышечное направление

Физический труд - основной ориентир, который устанавливает для таких детей системно-векторная психология. Тест на определение направления указывает на два основных состояния: ярость или монотония. В последнем случае человек имеет склонность к усердному труду. Он может ежедневно, ежегодно исполнять одну и ту же работу. У таких людей отсутствует собственное мнение, они будут поступать так, как их научили. Выбор в жизни будет зависеть от того, кто влияет на развитие ребенка. Мышление таких детей характеризуется как наглядно-действенное. Они делают в точности так, как им показали. Это свойство необходимо учесть в процессе обучения. Этих детей нельзя называть глупыми. Они обладают специфическим мышлением. Именно благодаря ему так стабильно выполнить работу могут только они. При развитых врожденных свойствах из таких детей вырастают очень трудолюбивые специалисты. Они строят, пашут землю, работают в шахтах. У них нет высоких запросов, им достаточно того, что они смогли получить, работая руками. Если ребенка не приучить к труду, то из него может вырасти опасный криминальный авторитет. Он легко попадет в преступную группировку, где и проявит свою физическую силу.

Впечатлительные дети

Для них характерен зрительный вектор. В системно-векторной психологии такие дети относятся к ярким экстравертам. Для них обычным явлением считается быстрая смена настроения. У таких детей сильно развит страх перед смертью. При неграмотном воспитании он трансформируется в устойчивые фобии. Многие такие дети боятся темноты и отказываются спать при выключенном свете. Это объясняется тем, что их не может различить угрозу и обеспечить безопасность. У таких детей хорошо развита фантазия. Они легко придумывают разные истории, оживляют неодушевленные предметы. В качестве основной жизненной задачи выступает познание мира. Именно поэтому основной зоной восприятия выступают глаза. Как правило, они у них большие и выразительные. Этим детям нравится все красивое, они склонны к кокетству. Важнейшим аспектом для них выступает установление эмоциональных связей. Она может создаваться и с неодушевленными предметами, и с людьми, и с животными. Иммунная система таких детей слабая, поэтому они первые подхватывают вирусные болезни. При развитых врожденных характеристиках из них вырастают глубоко чувствующие, любящие и искренние люди. Негативное влияние на них оказывает запугивание, чтение страшных сказок. Зафиксировавшись на таких эмоциях, человек начинает сам выбирать фильмы ужасов, идет ночью на кладбище, читает мрачные книги и так далее.

Звуковое направление

Дети такого вектора отличаются Они достаточно рано начинают интересоваться смыслом жизни, существованием людей, назначением. Впоследствии такого рода вопросы могут оттесняться на бессознательный уровень. Однако особо остро они встают в пубертатный период. Звуковые дети малообщительны и задумчивы. Они предпочитают уединение. Их лица часто не отражают никаких эмоций, однако это совершенно не означает, что их нет. В течение первой половины дня такие дети, как правило, вялые и несколько заторможенные. Им довольно сложно сосредоточиться на первых уроках. В связи с этим у них существует риск стать неуспевающими по учебной программе, несмотря на достаточно сильный ум. При нормальном развитии у детей обнаруживаются хорошие интеллектуальные способности. Им легко даются точные науки, языки. При развитых врожденных характеристиках из них вырастают гении. Такие люди становятся выдающимися физиками, учеными, писателями, философами. Препятствуют их развитию шум и крик. Дети очень болезненно их воспринимают. В результате они уходят в себя, отстраняются от окружающего мира. Их состояние становится напряженным, появляются депрессии. Возможно увлечение наркотиками, частыми являются головные боли. Эти дети в группе риска по аутизму и шизофрении.

Оральное направление

Такие дети - весельчаки и болтуны. Они всегда на подъеме, могут войти в любой коллектив. Для них важно найти слушателей. Если их кто-то прерывает, то они стремятся сжать информацию, чтобы успеть всю ее выдать до того, как их прервут. Поэтому их речь становится несвязной, быстрой. У таких детей повышена чувствительность рта, губ. Им нравится их трогать. Они могут на ходу придумать какую-либо историю, легко обманывают. Все это необходимо им для привлечения внимания. Дети с развитыми свойствами становятся актерами, телеведущими, ораторами. Они хорошо разбираются в еде. В случае неразвитого интеллекта дети становятся шутами, ни на минуту не замолкающими. Они говорят даже во время еды.

Системно-векторная психология: отзывы

Надо отметить, что концепция получила достаточно широкое распространение в России. Ее автор проводит семинары, лекции, курсы. Им создано большое количество видеоуроков. Ведутся и онлайн-тренинги. Семинары и лекции посещают как обычные люди, совершенно не разбирающиеся в психологии, так и специалисты, медики, психиатры. Большинство из них положительно отзываются о работе Ю. Бурлана. Лекции помогают людям справиться с проблемами, возникшими в семье, пересмотреть свои подходы к воспитанию. Тем не менее есть и негативно оценивающие всю эту деятельность. Так, например, отличается в этом плане Вячеслав Юнев. Системно-векторная психология, по его мнению, - это наступление на человеческое сознание. В адрес автора концепции им были направлены потоки критики. Однако некоторые его гневные статиь получили опровержение как последователями теории, так и теми людьми, кто смог решить семейные проблемы с помощью системно-векторной психологии.

Страница 1 из 2

Вопрос 1. Что такое вектор? Как обозначаются векторы?
Ответ. Вектором мы будем называть направленный отрезок (рис. 211). Направление вектора определяется указанием его начала и конца. На чертеже направление вектора отмечается стрелкой. Для обозначения векторов будем пользоваться строчными латинскими буквами a, b, c, ... . Можно также обозначить вектор указанием его начала и конца. При этом начало вектора ставится на первом месте. Вместо слова "вектор" над буквенным обозначением вектора иногда ставится стрелка или черта. Вектор на рисунке 211 можно обозначить так:

\(\overline{a}\), \(\overrightarrow{a}\) или \(\overline{AB}\), \(\overrightarrow{AB}\).

Вопрос 2. Какие векторы называются одинаково направленными (противоположно направленными)?
Ответ. Векторы \(\overline{AB}\) и \(\overline{CD}\) называются одинаково направленными, если полупрямые AB и CD одинаково направлены.
Векторы \(\overline{AB}\) и \(\overline{CD}\) называются противоположно направленными, если полупрямые AB и CD противоположно направлены.
На рисунке 212 векторы \(\overline{a}\) и \(\overline{b}\) одинаково направлены, а векторы \(\overline{a}\) и \(\overline{c}\) противоположно направлены.

Вопрос 3. Что такое абсолютная величина вектора?
Ответ. Абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор. Абсолютная величина вектора \(\overline{a}\) обозначается |\(\overline{a}\)|.

Вопрос 4. Что такое нулевой вектор?
Ответ. Начало вектора может совпадать с его концом. Такой вектор будем называть нулевым вектором. Нулевой вектор обозначается нулём с чёрточкой (\(\overline{0}\)). О направлении нулевого вектора не говорят. Абсолютная величина нулевого вектора считается равной нулю.

Вопрос 5. Какие векторы называются равными?
Ответ. Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом. Это означает, что существует параллельный перенос, который переводит начало и конец одного вектора соответственно в начало и конец другого вектора.

Вопрос 6. Докажите, что равные векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине. И обратно: одинаково направленные векторы, равные по абсолютной величине, равны.
Ответ. При параллельном переносе вектор сохраняет своё направление, а также свою абсолютную величину. Значит, равные векторы направлены одинаково и равны по абсолютной величине.
Пусть \(\overline{AB}\) и \(\overline{CD}\) – одинаково направленные векторы, равные по абсолютной величине (рис. 213). Параллельный перенос, переводящий точку C в точку A, совмещает полупрямую CD с полупрямой AB, так как они одинаково направлены. А так как отрезки AB и CD равны, то при этом точка D совмещается с точкой B, т.е. параллельный перенос переводит вектор \(\overline{CD}\) в вектор \(\overline{AB}\). Значит, векторы \(\overline{AB}\) и \(\overline{CD}\) равны, что и требовалось доказать.

Вопрос 7. Докажите, что от любой точки можно отложить вектор, равный данному вектору, и только один.
Ответ. Пусть CD – прямая, а вектор \(\overline{CD}\) – часть прямой CD. Пусть AB – прямая, в которую переходит прямая CD при параллельном переносе, \(\overline{AB}\) – вектор, в который при параллельном переносе переходит вектор \(\overline{CD}\), а значит, векторы \(\overline{AB}\) и \(\overline{CD}\) равны, а прямые AB и CD параллельны (см. рис. 213). Как мы знаем, через точку не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной (аксиома параллельных прямых). Значит, через точку A можно провести одну прямую, параллельную прямой CD. Так как вектор \(\overline{AB}\) – часть прямой AB, то через точку A можно провести один вектор \(\overline{AB}\), равный вектору \(\overline{CD}\).

Вопрос 8. Что такое координаты вектора? Чему равна абсолютная величина вектора с координатами a 1 , a 2 ?
Ответ. Пусть вектор \(\overline{a}\) имеет началом точку A 1 (x 1 ; y 1), а концом точку A 2 (x 2 ; y 2). Координатами вектора \(\overline{a}\) будем называть числа a 1 = x 2 - x 1 , a 2 = y 2 - y 1 . Координаты вектора будем ставить рядом с буквенным обозначением вектора, в данном случае \(\overline{a}\) (a 1 ; a 2) или просто \((\overline{a 1 ; a 2 })\). Координаты нулевого вектора равны нулю.
Из формулы, выражающей расстояние между двумя точками через их координаты, следует, что абсолютная величина вектора с координатами a 1 , a 2 равна \(\sqrt{a^2 1 + a^2 2 }\).

Вопрос 9. Докажите, что равные векторы имеют соответственно равные координаты, а векторы с соответственно равными координатами равны.
Ответ. Пусть A 1 (x 1 ; y 1) и A 2 (x 2 ; y 2) – начало и конец вектора \(\overline{a}\). Так как равный ему вектор \(\overline{a"}\) получается из вектора \(\overline{a}\) параллельным переносом, то его началом и концом будут соответственно A" 1 (x 1 + c; y 1 + d), A" 2 (x 2 + c; y 2 + d). Отсюда видно, что оба вектора \(\overline{a}\) и \(\overline{a"}\) имеют одни и те же координаты: x 2 - x 1 , y 2 - y 1 .
Докажем теперь обратное утверждение. Пусть соответствующие координаты векторов \(\overline{A 1 A 2 }\) и \(\overline{A" 1 A" 2 }\) равны. Докажем, что векторы равны.
Пусть x" 1 и y" 1 - координаты точки A" 1 , а x" 2 , y" 2 - координаты точки A" 2 . По условию теоремы x 2 - x 1 = x" 2 - x" 1 , y 2 - y 1 = y" 2 - y" 1 . Отсюда x" 2 = x 2 + x" 1 - x 1 , y" 2 = y 2 + y" 1 - y 1 . Параллельный перенос, заданный формулами

x" = x + x" 1 - x 1 , y" = y + y" 1 - y 1 ,

переводит точку A 1 в точку A" 1 , а точку A 2 в точку A" 2 , т.е. векторы \(\overline{A 1 A 2 }\) и \(\overline{A" 1 A" 2 }\) равны, что и требовалось доказать.

Вопрос 10. Дайте определение суммы векторов.
Ответ. Суммой векторов \(\overline{a}\) и \(\overline{b}\) с координатами a 1 , a 2 и b 1 , b 2 называется вектор \(\overline{c}\) с координатами a 1 + b 1 , a 2 + b a 2 , т.е.

\(\overline{a} (a 1 ; a 2) + \overline{b}(b 1 ; b 2) = \overline{c} (a 1 + b 1 ; a 2 + b 2)\).

Современная психология и психиатрия уже давно не ограничиваются только классическими научными теориями. Споры и дискуссии об истинности и объективности популярных концепций ведутся столетиями, постоянно проводятся психологические исследования, цель которых – прийти к единственному верному итогу. Но помимо этого все чаще появляются новые альтернативные течения, общеизвестные теории видоизменяются, трансформируются учения мировых умов психологии и психиатрии, таких как профессионал психоанализа Зигмунд Фрейд или его не менее известный коллега Карл Густав Юнг. В данной статье речь пойдет именно о подобном новом течении, которое произвело настоящую революцию в российской психологии носит название системно-векторная психология. Вы узнаете, что то это такое, какова основная идея этого направления, а также подробно сможете ознакомиться с каждым из 8 представленных векторов и даже самостоятельно определить свой собственный тип личности.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Идеи системно-векторной психологии

Для начала стоит сказать, что системно-векторная психология не является общепринятым направлением в современных научных кругах. Некоторые особо яростные приверженцы классических идей даже называют данное направление «сетевой псевдонаукой». Но, как и любая другая теория, психологическая концепция восьми векторов не только имеет возможность на существование, она даже успела приобрести свою армию приверженцев. Как сказал основатель системно-векторной теории В. К. Толкачев:

«Вселенная достаточно велика и неисчерпаема, что и позволяет найти в ней подтверждение любой теории».

Системно-векторная психология не возникла с нуля. За основу были взяты теории Зигмунда Фрейда, впоследствии доработанные Владимиром Ганзеном и законченные его учеником Виктором Толкачевым.

В 1908 году увидела мир статья психоаналитика Фрейда «Характер и анальная эротика», в которой психоаналитик делает умозаключение, что особенности характера напрямую связаны с эрогенными зонами человека. Публикация вызвала широкий резонанс, появились многочисленные последователи фрейдистской идеи. Одним из них в конце ХХ века стал Виктор Константинович Толкачев, психолог из Санкт-Петербурга. Он разработал типологию характеров, связанную с такими зонами, как глаза, рот, нос и уши. По словам В. К. Толкачева, на развитие и доработку теории Зигмунда Фрейда его вдохновила книга «Системные описания в психологии» академика Владимира Александровича Ганзена.

Зарождение и развитие учения Виктора Толкачева

В. К. Толкачев разработал целостную психологическую концепцию определения типа личности при помощи векторов. С помощью понятия «вектор» и подробного анализа 8 характерных типов на свет родилась теория под названием «Прикладной системно-векторный психоанализ». Толкачев более 30 лет проводил различные тренинги, семинары и лекции по данному вопросу. Благодаря одному из первых его учеников, Михаилу Бородянскому, был разработан специальный тест, оценивающий индивидуальный потенциал, имеющийся у каждого из векторов, и позволяющий определить личностный тип характера относительно системно–векторной психологии восьми векторов (тест Толкачева – Бородянского). Сейчас много последователей векторной системы, которые продолжают проводить психологические тренинги и семинары. Самым известным интернет-коучем в данной области является Юрий Бурлан.

В чем суть системно-векторной психологии

За время развития психологии, как науки, было разработано множество различных типологий личности. Это и типологии по Юнгу или по Ганнушкину, свою классификацию предлагал Эрих Фромм. Разработаны множественные тесты, определяющие психологический тип индивида, например, тест Сонди или распространенный 16Personalities. По сути, В. К. Толкачев, как и многие его предшественники, предложил свою собственную версию выявления типа личности.

Системно-векторная психология позиционируется не как отрасль классической психологии или определенное течение, а как отдельная наука изучения типологии личности. Вектор – это симбиоз физиологических и психологических качеств, таких как, например, характер, темперамент, здоровье, привычки индивида и другие подобные свойства. По сути, вектором является центр получения удовольствия. Векторы связаны с определенным отверстием на теле человека, являющимся одновременно эрогенной зоной. В каждой личности возможно наличие нескольких векторов (от 1 до 8, на практике самым большим количеством наличествующих векторов является число 5).

Наличием вектора определяется количество и степень человеческих стремлений и потребностей в самореализации, направленной на получение наслаждений. Неспособность реализовать существующий вектор, по мнению разработчиков теории, приводит к депрессии и чувству неудовлетворенности, что делает для человека невозможным достижение внутренней гармонии со своим «Я».

Векторные ступени (квартели) развития личности

Системно-векторная психология выделяет 8 основных векторов в типологии личности. А именно: зрительный, кожный, звуковой, мышечный, оральный, обонятельный, уретральный и анальный векторы. Они располагаются в четырех основных квартелях (ступенях), формирующих жизненный уклад человека.

Принцип расположения векторов:

  • Информационная ступень . Отвечают звуковой (внутренняя часть квартели) и зрительный (внешняя часть) векторы. На этой ступени происходит процесс развития и самопознания личности.
  • Энергетическая ступень . Отвечают оральный (внешняя часть) и обонятельный (внутренняя часть) векторы. Цель этой ступени – предопределить место индивида в социальном строю, построение четкой иерархии.
  • Временная ступень . Отвечают анальный (внутреннее пространство квартели) и уретральный (внешнее пространство) векторы. Временные разделения жизни на этапы: прошлое и будущее. На этой ступени происходит получение и обработка опыта от прошлых поколений, а также стремление к прогрессу и развитию общества.
  • Пространственная ступень . Отвечают мышечный (внутренняя часть) и кожный (внешняя часть пространства квартели) векторы. Ступень, отвечающая за физическую оболочку – трудовая реализации человека, использование физической силы и т.п.

Характеристика векторов

Более детальная векторная характеристика выглядит так:

  1. Кожный вектор . Люди с ярким проявлением данного типа – ярко выраженные экстраверты. Реализуют себя на пространственной ступени. Основным направлением кожников является охрана территорий.
  2. Мышечный вектор . Интроверты. Тип мышления практический и наглядно-действенный. Основное направление – охота, участие в военных действиях.
  3. Анальный вектор . Интроверты с системным мышлением. Характерными занятиями для обладателей анального вектора является охрана домашнего очага, накопление и передача информации от предыдущих поколений.
  4. Уретральный вектор . Стопроцентные экстраверты. Обладают нестандартным мышлением. Прирожденные тактики. Жизненное предназначение людей с выраженным уретральным вектором — быть вождями, главнокомандующими, руководителями.
  5. Зрительный вектор . Экстраверты с образным типом интеллекта. Находятся на информационной ступени развития. Основное направление деятельности: охрана территорий (днем).
  6. Звуковой вектор . Абсолютные интроверты, обладающие абстрактным типом мышления. Деятельность: охрана территорий в темное время суток.
  7. Оральный вектор . Представители этого типа – в основном, экстраверты. Им присущий вербальный метод мышления. Основной род занятий: организация мероприятий (в мирное время), предупреждение об опасности (во время военных действий).
  8. Обонятельный вектор . Интроверты, отличающиеся интуитивным типом мышления, предпочитают невербальные способы передачи информации. Основное направление: разведка, составление стратегий.

Системно-векторная психология разделяет вектора на более важные, так сказать, основные, и те, которые имеют меньшую ценность в развитии личности. Обонятельный, уретральный и звуковой векторы являются главенствующими, они доминируют над остальными векторами. Эти три вектора не перекрываются другими имеющимися, а также не могут быть искоренены внешними социальными факторами, такими как воспитание или общественный строй.

Каждый индивид сам определяет, какие векторы являются основными в психотипе его личности.

Для каждого вектора разработаны даже такие характеристики, как определенные внешние данные, особенности психики, присущие конкретному векторному архетипу. Каждому из восьми векторов присвоена определенная геометрическая форма и цвет.

Также вектора поделены на нижние (уретральный, анальный, мышечный и кожный) и верхние (зрительный, звуковой, обонятельный и оральный). Системно-векторная психология показывает то, что нижние векторы отвечают за либидо, сексуальные желания человека, в то время как верхние ищут сопряжение с духовным миром. Верхние вектора имеются в наличии абсолютно у каждого человека, в отличие от нижних, которыми наделены далеко не все личностные архетипы.

Системно-векторная психология: ее предназначение

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствий в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в потустороннем мире

Зигмунд Фрейд

Для чего же нужна восьми векторная психология? Какая ее функция и польза для человека?

Основной целью векторной психологии является познание себя и получение наслаждений от жизни, используя свои внутренние векторы. Данная система направлена на самопознание индивида, определение его роли в обществе, с целью избежать морального неудовлетворения собой и своей жизнью. Если человек не может реализовать себя в социуме, не знает своих истинных потребностей и желаний, то постоянно ощущение неудовлетворения может привести к депрессивному состоянию.

Системно-векторная психология также направлена на раскрытие сексуальных желаний и потребностей человека. Может применяться в качестве профессионально ориентированных тестов.

Психологическая теория, разработанная Виктором Толкачевым на основе постулатов Фрейда, позволяет открывать тайны подсознания, осознавать, что именно является двигательной силой человека, первопричиной всех его действий и поступков. Польза изучения векторов системно-векторной психологии также в построении коммуникативных связей с окружающими людьми: сотрудниками, родственниками, друзьями. Если два человека обладают одинаковыми векторами, то зачастую это является залогом дружественных отношений. И наоборот – контрастность векторов объясняет несовместимость в парах и неприязнь отдельных личностей друг к другу. Говоря словами невольного основоположника данного учения Зигмунда Фрейда:

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании

Системно-векторная психология не является доказанной или абсолютно верной. Это всего лишь одна из методологий выявления определенного типа личности. Количество критики опытных специалистов относительно учений В. К. Толкачева доказывает не совершенность данной психологической концепции. Дискуссии и споры не утихают между приверженцами классической психологии и учениками Толкачева. Первые склонны считать векторный подход определения личности сектантским и гипнотически-навязчивым (якобы, тренинги по обучению данной методике проводятся исключительно с коммерческими целями). Вторые же искренне верят в объективность системно-векторной психологии и доказывают ее пользу для отдельных индивидов и человечества в целом. Чтобы подробнее ознакомиться с тезисами и понятиями данного учения, можно просмотреть видео вводных лекций Юрия Бурлуна относительно системы векторов. Только собрав воедино полную картину учения, каждый человек сможет самостоятельно сделать вывод об истинности выдвигаемых идей.

Системно-векторная психология – это продолжение теории Фрейда об этапах развития личности, связанных с двумя центрами удовольствия – оральным и анальным. Авторы этой системы Ю. Бурлан и В. Толкачев продолжили изучение этого направления, предположив, что есть еще 6 других центров получения удовольствия. По их мнению, все стремления человека, связанные с этими центрами, действуют независимо друг от друга во все периоды жизни. Системно-векторная психология включает 8 векторов определения типа личности, среди которых: звуковой, зрительный, кожный, обонятельный, оральный, мышечный, уретральный и анальный.

Системно векторная психология: 8 векторов и их описания

Звуковой вектор представляет закрытый тип личности, сосредоточенный на себе и своих ощущениях. Он бывает высокомерным и заносчивым. В речи звукового типа чаще всего слышится местоимение «Я». Этот тип личности, в отличие от всех остальных не имеет материальных желаний, главное его стремление – познание своего Я.

Зрительный вектор символизирует чувственный тип личности, который постоянно испытывает сильные эмоциональные потрясения. Именно про таких людей говорят «делает из мухи слона». Такой тип личности любит сам себя пугать. Он боится смерти и всего, что связано с ней. Если в детстве состояние «страха» было слишком сильным, то такое мироощущение может сохраниться во взрослой жизни.

Кожный вектор представляет тип личности, который предпочитает экономить. Причем зачастую делает он это непродуманно, из-за чего может потерять очень многое. Стремится к роли лидера, чтобы полностью контролировать ситуацию. Главная черта – скупость.

Обонятельный вектор выражает тип личности, который делит все в окружающем мире на «приятное» и «неприятное». Прислушивается к своей интуиции, не доверяет людям. Старается продумать все возможные варианты, чтобы избежать опасных жизненных течений.

Оральный вектор представляет человека-оратора, который умеет говорить и убеждать, внушает доверие. Он может говорить глупые вещи, коверкать слова или делать ошибки, но благодаря его особенной подаче вокруг него всегда будут слушатели. У этого типа есть яркий минус – он не умеет хранить секреты.

Мышечный вектор характеризует тип личности, который любит монотонную физическую работу для достижения своих целей. Он может довольствоваться малым, если все происходит без перемен. Один из явных минусов – отсутствие мотивации для совершенствования жизненных позиций.

Уретральный вектор – это тип личности, который ничего не требует для себя. Представитель этого вектора не нуждается ни в каких формах владения, потому что не ощущает в этом ничего привлекательного. Он видит себя только в роли вождя. Идейное стремление – вести за собой и отдавать, улучшать, дарить. Среди недостатков: нежелания оглядываться на собственные ошибки и менять свое мнение.

Анальный вектор представляет такой тип личности, которому свойственен излишний консерватизм. Он уверен: все, чтобы было раньше – лучше всех новшеств. Наибольшее удовольствие доставляют старые воспоминания. Занимается накопительством, передачей и сохранением информации из прошлого. Бывает жестоким.