Вариант 7 по биологии. Онлайн тесты гиа по биологии. А5. К автотрофным организмам относят

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания методов селекции. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. кроссинговер

2. гетерозис

3. аутбридинг

4. дрейф генов

5. полиплоидия

3

В клетке эндосперма у вишни содержится 24 хромосомы. Какой набор хромосом имеет клетка ее листа? В ответе запишите только число хромосом.

4

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. запасающая

2. регуляторная

3. транспортная

4. ферментативная

5. строительная

5

Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором этот процесс происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. образование молочной кислоты

Б. полное окисление до СО 2 , Н 2 О

В. образование пировиноградной кислоты

Г. расщепление глюкозы

Д. синтез 36 молекул АТФ

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

1. бескислородный

2. кислородный

6

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

7

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, служат причинами генной мутации. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними

2. замена одного нуклеотида в ДНК на другой

3. изменение последовательности соединения нуклеотидов

4. появление в генотипе лишней хромосомы

5. выпадение одного триплета в участке ДНК, кодирующей первичную структуру белка

8

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАСЕКОМОЕ

А. медоносная пчела

Б. майский жук

В. азиатская саранча

Г. капустная белянка

Д. зеленый кузнечик

ТИП РАЗВИТИЯ

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. питаются готовыми органическими веществами

2. имеют клеточное строение

3. растут в течение всей жизни

4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. имеют ограниченный рост

10

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ

А. в цикле развития преобладает гаметофит

Б. в цикле развития доминирует бесполое поколение растений

В. образование спор происходит в коробочке (спорогоне)

Г. спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических

Д. гаметофит представлен заростком

Е. спора прорастает в предросток

ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

11

Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. псилофиты

2. одноклеточные водоросли

5. папоротниковидные

6. покрытосеменные

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Большой круг кровообращения в организме человека

1. начинается в левом желудочке

2. берет начало в правом желудочке

3. насыщается кислородом в альвеолах легких

4. снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. заканчивается в правом предсердии

6. приносит кровь в левую половину сердца

13

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

А. кровоточивость десен

Б. ухудшение зрения в сумерках

В. выпадение зубов

Г. поражение роговицы глаза и кожи

Д. понижение сопротивляемости заболеваниям

НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА

14

В какой последовательности следует расположить систематические категории, к которым относится человек разумный? Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. человек разумный

2. хордовые

4. человек

5. приматы

6. млекопитающие

15

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. наличие млечных желез у млекопитающих

2. образование корнеплода у моркови

3. возникновение полового процесса у организмов

4. возникновение процесса фотосинтеза

5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

16

Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. действует в природе постоянно

Б. сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В. обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах

Г. приводит к возникновению новых видов

Д. способствует созданию новых пород животных

ВИД ОТБОРА

1. естественный

2. искусственный

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?

1. преобладает культура картофеля

2. замкнутый круговорот веществ

3. в круговороте веществ не участвует солнечная энергия

4. короткие цепи питания

5. большая численность видов, кроме картофеля

6. из круговорота веществ изымается с урожаем большая биомасса

18

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его от- " носят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ

А. холерный вибрион

Б. бактерия брожения

В. туберкулезная палочка

Г. столбнячная палочка

Д. сенная палочка

Е. почвенная бактерия

ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

19

Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. размножение особей с полезными изменениями

2. возникновение различных мутаций в популяции

3. борьба за существование

4. сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

20

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. соматическая

2. наследственная

3. рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы

4. разные формы листовой пластинки у стрелолиста

5. мутационная

6. ненаследственная

21

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси х отложена длина дистанции, а по оси у - интенсивность обмена веществ.) Какое из приведенных ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

1. Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего также резко растет.

2. Интенсивность обмена резко растет, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.

3. Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.

4. Интенсивность обмена на всем своем протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

Показать ответ

1) Сокращение численности растений

2) Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере → прогресс в глобальном потеплении → появление парникового эффекта

3) Сокращение численности животных

4) Эрозия почвы

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Показать ответ

1) Цифрой 1 обозначено серое вещество спинного мозга. Оно состоит из клеток нейронов. Его функция – рефлекторная.

2) Цифрой 2 обозначено белое вещество спинного мозга. Оно состоит из проводящих отростков. Его функция – проводниковая.

Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

ВАРИАНТ №7

Часть 1

А1. С использованием какого метода было установлено на- следование гемофилии у человека?

1) гибридологического

2) близнецового

3) генеалогического

4) биохимического

А2. О сходстве клеток прокариот свидетельствует наличие в них

2) рибосом

3) плазматической мембраны

4) одной кольцевой молекулы ДНК

А3. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

1)гликогена и крахмала

2)ДНК и АТФ

3)белков и липидов

4)клетчатки и глюкозы

А4. Мейоз отличается от митоза

1) наличием интерфазы

2) расхождением хромосом

3) образованием веретена деления

4) образованием гаплоидных клеток

А5. К автотрофным организмам относят

1) головню

2) бактериофага

3)пеницилла

4)хламидомонаду

А6. С неполным превращением развиваются

2) тараканы

3) бабочки

4) муравьи

А7. Парные гены гомологичных хромосом называют

1)аллельными

2)сцепленными

3)рецессивными

4)доминантными

A8. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного быка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

А9. Какая изменчивость возникает у организмов под влия- нием мутагенов?

1) соотносительная

2) генотипическая

3) групповая

4) возрастная

А10. На рисунке под №3 обозначено

1) размножение амебы

2) почкование дрожжей

3) размножение хлореллы

4) размножение хламидомонады

А11.Рост стебля дерева в толщину происходит за счёт деле-ния клеток

1) древесины

2) сердцевины

4) лубяных волокон

А12. Цветковые растения, в отличие от голосеменных, образуют

1} заростки

А13. К какому типу относят животных, наружный скелет ко- торых содержит хитин?

1) хордовых

2) членистоногих

3) моллюсков

4) кольчатых червей

А14. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем без перегородки в желудочке, объединены в класс

1) пресмыкающихся

2) млекопитающих

3) земноводных

4) хрящевых рыб

А15. Кости скелета человека образованы тканью

1) эпителиальной

2) соединительной

3) гладкой мышечной

4) поперечнополосатой мышечной

А16. Наибольшую подвижность костей в скелете человека обеспечивают их соединения с помощью

1) суставов

2) сухожилий

3) хрящевых прокладок

4) надкостницы

А17. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

1) участвуют в ее свертывании

2) переносят кислород

3) уничтожают бактерии

4) переносят питательные вещества

А18. В каком отделе головного мозга у человека находится центр пищеварения?

1) переднем

2) среднем

3) продолговатом

4) промежуточном

А19. У близоруких людей изображение фокусируется

1) перед сетчаткой

2) на сосудистой оболочке

3) на белочной оболочке

4) за сетчаткой

А20. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью

А21. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к

1) образованию новых видов

2) обострению конкуренции между особями

3) усилению действия абиотических факторов

4) обострению межвидовой борьбы

А22. Какой пример характеризует приспособленность растений к сезонным изменениям в природе?

1) открытие и закрытие устьиц листа

2) листовая мозаика

3) ярусное расположение в лесу

4) листопад

А23. Какая из движущих сил эволюции человека имеет со- циальную природу?

1) трудовая деятельность

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А24. Воздействие на дерево вредителей относят к факторам

1) абиотическим

2) биотическим

3) антропогенным

4) ограничивающим
А25. Какой организм водной экосистемы относится к продуцентам?

1) моллюски

3) водоросли

4) простейшие

А26. Почему загрязнение среды радиоактивными изотопами опасно для организмов?

1) нарушается механизм энергетического обмена

2) нарушаются биоритмы в природе

3) возрастает число мутантных особей

4) возрастает число инфекционных заболеваний

А27. При необратимой денатурации молекул белка происходит

1) нарушение его вторичной структуры

2) разрушение водородных связей

3) нарушение его третичной структуры

4) разрушение пептидных связей

А28. В процессе биосинтеза белка молекулы и-РНК перено- сят наследственную информацию из

1) цитоплазмы в ядро

2) одной клетки в другую

3) ядра к митохондрии

4) ядра к рибосомам

А29. У животных в процессе мейоза, в отличие от митоза, образуются клетки

1) нервные

3) половые

4) мышечные

А30. Снижение веса кур при снижении кормления — пример изменчивости

1) комбинативной

2) модификационной

3) соотносительной

4) соматической

A3I. Выберите формулировку закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым.

1) расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов.

2) при моногибридном скрещивании в F 2 идет расщепление признаков по фенотипу 3:1.

3) гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления.

4) генетически близкие виды и роды характеризуются сход-ными рядами наследственной изменчивости.

А32. Гифы гриба, в отличие от корневых волосков,

1) поглощают из почвы воду и минеральные соли

2) выполняют функцию питания
3) состоят из множества клеток

4) синтезируют в клетках органические вещества

А33.Углеводы в организме человека запасаются в

1) печени и мышцах

2) подкожной клетчатке

3) поджелудочной железе

4) стенках кишечника

А34. Давление на барабанную перепонку в ухе человека выравнивается с помощью структуры, обозначенной на рисунке буквой

А35. Целостность вида обусловлена

1) сходными пищевыми потребностями

2) генетическим единством его особей

3) колебаниями численности его особей

4) связями между популяциями разных видов

А36. К отрицательным последствиям создания плотин и водохранилищ на реках можно отнести

1) уменьшение численности хищных рыб

2) обогащение воды кислородом

3) нарушение нереста проходных рыб

4) снижение уровня воды

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести.

Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу порядке возрастания.

В1. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1) имеет массовый характер

2) имеет индивидуальный характер

3) не наследуется

4) наследуется

5) ограничена нормой реакции

6) размах изменчивости не имеет пределов

В2. . Оптическая система глаза человека состоит из

1) хрусталика

2) стекловидного тела

3) зрительного нерва

4) жёлтого пятна сетчатки

5) роговицы

6) белочной оболочки

В3. В пищевых цепях экосистем

2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3) вся энергия пищи преобразуется в химическую

4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5) происходит колебание численности популяций

6) от звена к звену биомасса уменьшается

При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4. Установите соответствие между признаком растения и растением, для которого он характерен.

В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их принадлежностью к определённой группе.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППА КЛЕТОК

А) имеют ядро

В) обеспечивают иммунитет

Г) обеспечивают свертывание крови

Д) переносят кислород и углекислый газ

Е) могут активно двигаться

1) Эритроциты

2) Лейкоциты

3) Тромбоциты

В6. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН

СПОСОБ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ

A) сочный околоплодник

Б) наличие крючочков

B) наличие парашютиков
Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Е) плоды легкие, мелкие

1) животными

При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В7. Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека.

Б) толстая кишка

B)желудок

Г) ротовая полость

Д) пищевод

Е) прямая кишка

Ж)двенадцатиперстная кишка
В8. Установите последовательность процессов при возник-новении жизни на Земле.

A) возникновение ядра в клетке
Б) образование коацерватов

B) образование наружной мембраны в первичной клетке
Г) образование органических соединений

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пище-вых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запищите эти пред-ложения без ошибок.

1. К кишечнополостным относятся медузы, гидры, планарии.

2. Кишечнополостные — низшие многоклеточные животные.

3. Для них характерна двусторонняя симметрия.

4. В настоящее время известно около 9 тысяч видов кишечнополо-стных.

5. Кишечнополостные — трехслойные животные

С3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

С4. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

С5. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ГТЦ… Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? По таблице генетического кода найдите аминокислоты в составе белка.

Генетический код (и-РНК)

основание

Второе основание

основание

С6. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

ОТВЕТЫ ВАРИАНТА №7

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

№ задания

№ задания

Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом:

2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка;

0 баллов - допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пище-вых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

С1. Элементы ответа:

1) Вредители сельского хозяйства — слизни, виноградные улитки.

3) Моллюск — корабельный червь протачивает ходы в подводных частях деревянных хозяйственных
сооружений, разрушая их.

4) Поселяются на днищах кораблей, снижая их судоходность.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запищите эти пред- ложения без ошибок.

1) К кишечнополостным относятся медузы, гидры, планарии.

2) Кишечнополостные — низшие многоклеточные животные.

3) Для них характерна двусторонняя симметрия.

4) В настоящее время известно около 9 тысяч видов кишечнополо-стных.

5) Кишечнополостные — трехслойные животные

Элементы ответа: о шибки сделаны в предложениях 1, 3, 5.

1- К кишечнополостным не относятся планарии (они относятся к плоским червям)

3-Для кишечнополостных характерна лучевая симметрия.

5- Кишечнополостные — двухслойные животные

С3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

Элементы ответа:

1. Хорошо пережеванная пища под влиянием ферментов слюны образует пищевой комок, который

легче проглатывается и проходит по пищеварительному каналу.

2. Хорошо пережеванная пища лучше пропитывается пищеварительными соками.

3. Это ускоряет процесс расщепления сложных веществ до более простых и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

С4. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

Элементы ответа:

1) Тип окраски - покровительственная - слияние с фоном морского дна;

2) Способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи.

3) Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

С5. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ГТЦ… Объясните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? По таблице генетического кода найдите аминокислоты в составе белка.

Генетический код (и-РНК)

основание

Второе основание

основание

Элементы ответа:

1) Новая цепь ДНК будет: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ - ТЦЦ - ТЦЦ - ГТЦ.

2) Структура и-РНК будет: ГУА - ЦЦГ - АЦА - АГГ - АГГ - ЦАГ.

3) Произойдет удлинение молекулы белка на одну аминокислоту.

4) Молекула белка будет состоять из аминокислот: вал - про - тре - арг - арг - глн.

С6. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

Дано: ген-признак

А- пурпурный стебель

а- зеленый стебель

В- красные плоды

в- желтые плоды

Р - пурпурные, красные и зеленые красные

Найти: генотипы родителей -?

Генотипы и фенотипы F1 -?

Соотношение генотипов и фенотипов-?

Решение:

Отсутствие в потомстве расщепления по окраске стебля говорит о гомозиготности родителя с доминантным признаком (АА), а появление желтой окраски плода в потомстве - о гетерозиготности родителей по этому признаку.

Р ААВв х ааВв

Пурп.красн. зелен.красн.

Гаметы АВ, Ав аВ, ав

1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды - AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды -aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F 1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F 1: пурпурный стебель, красные плоды - 1AaBB: 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды - 1 Aabb.

ЕГЭ 2019. Биология. Типовые тестовые задания.

М.: 2019. - 160 с.

Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые задания по биологии содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2019 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2019 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий. В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 6,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
Введение 7
Примерный вариант экзаменационной работы с разбором заданий
Часть 1 8
Часть 2 15
Вариант 1
Часть 1 20
Часть 2 26
Вариант 2
Часть 1 28
Часть 2 34
Вариант 3
Часть 1 36
Часть 2 42
Вариант 4
Часть 1 43
Часть 2 49
Вариант 5
Часть 1 51
Часть 2 57
Вариант 6
Часть 1 59
Часть 2 6£
Вариант 7
Часть 1 67
Часть 2 72
Вариант 8
Часть 1 74
Часть 2 79
Вариант 9
Часть 1 81
Часть 2 87
Вариант 10
Часть 1 89
Часть 2 95
Вариант 11
Часть 1 97
Часть 2 103
Вариант 12
Часть 1 105
Часть 2 111
Вариант 13
Часть 1 113
Часть 2 119
Вариант 14
Часть 1 121
Часть 2 127
Ответы 128

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите по приведенным ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов.
Задания части 2 (22-28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение*
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам для подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает материал всех разделов школьного курса биологии. Содержание КИМ не выходит за пределы курса биологии профильной средней школы. В работе используются задания разного типа сложности: базового, повышенного, высокого.
Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоков:
- Биология как наука. Методы научного познания;
- Клетка как биологическая система;
- Организм как биологическая система;
- Система и многообразие органического мира;
- Организм человека и его здоровье;
- Эволюция живой природы;
- Экосистемы и присущие им закономерности.

Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.

Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.

Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.

Вариант 7 1. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости с помощью метода 1) физиологического 2) цитогенетического 3) гибридологического 4) анатомического 2. Основная функция митохондрий 1) редупликация ДНК 2) биосинтез белка 3) синтез АТФ 4) синтез углеводов 3. В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее количеству нук­ леотидов число. 4. Выберите особенности строения молекул белков. 1) состоят из жирных кислот 2) состоят из аминокислот 3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями 4) состоят из одинаковых по строению мономеров 5) представляют собой многоатомные спирты 6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул 5. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями. 1) клеточная мембрана и 2) ЭПС: ФУНКЦИИ СТРУКТУРА КЛЕТОК 1) клеточная мембрана 2) ЭПС А) синтез белков Б) синтез липидов В) разделение клетки на отделы (компартменты) Г) активный транспорт молекул Д) пассивный транспорт молекул Е) формирование межклеточных контактов 6. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными AABB и рецессивными aabb признаками в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся феноти­ пов, в порядке их убывания 7. Какой из признаков характерен для модификационной изменчивости? 1) появляется случайно 2) доминантный или рецессивный 3) наследуется 4) не наследуется 8. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась. СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) эктодерма 2) мезодерма 9. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 2) служит для проведения воды от корней к листьям 1) является основной тканью растения 3) клетки имеют сильно вытянутую форму 4) в клетках есть хлоропласты 5) стенки клеток утолщены 6) клетки живые 10. Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят – (1) Паукообразные или (2) Насекомые А) пара усиков Б) органы дыхания – только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко 11. Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровооб­ ращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца. 1) правое предсердие 2) аорта 3) левый желудочек 4) лёгкие 5) левое предсердие 6) правый желудочек 12. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь: 1) глюкозы; 2) аминокислот; 3) жирных кислот; 4) гликогена; 5) клетчатки; 6) углеводов. 13. Установите соответствие между функциями желез внутренней секреции и железами, которые эти функции выполняют ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ А) секреция половых гормонов Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции В) регуляция обмена солей и углеводов Г) секреция гормона роста Д) секреция адреналина Е) секреция норадреналина ЖЕЛЕЗЫ 1) гипофиз 2) надпочечники 14. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка угле­ кислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц 15. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выбери­ те три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) скелет археоптерикса 2) окаменевшие остатки древних моллюсков 3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития 4) отпечатки папоротников в пластах угля 5) схожесть строения клеток эукариотических организмов 6) общий план строения всех позвоночных животных 16. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых 17. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит 2) цветение до распускания листьев 1) наличие воскового налёта на листьях 3) образование многочисленных устьиц на листьях 4) способность накапливать воду в тканях 5) ярусное расположение организмов 6) глубоко уходящая в почву корневая система 18. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами – (1) ав­ тотрофы либо (2) гетеротрофы: А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ В) получают пищу путем фильтрации воды Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету Д) используют энергию солнечного света Е) используют энергию, заключенную в пище 19. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли пере­ численные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы 20. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившую­ ся последовательность цифр (по тексту) впишите в привёденную ниже таблицу. Кровь Кровь – это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворены минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость обра­ зуют внутреннюю среду организма. Перечень терминов 1) лимфа 2) форменный элемент 3) эритроцит 4) плазма 5) соединительный 6) тромбоцит 7) органический 8) вода 21. Британские учёные в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рождённых в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рожде­ нии и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младен­ цев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев. Изучите таблицу 1 и выберите верные утверждения: 1. Большинство детей при рождении имело вес от 2,5 до 3,5 кг. 2. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 4,5 ­ 5 кг. 3. На вес детей при рождении оказывает влияние давление естественного отбора. 4. Наименьшую раннюю смертность имели дети весом 2 ­ 2,5 кг. 5. На вес детей при рождении не оказывает влияние естественный отбор. 22. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах большого круга крово­ обращения. Какая кровь при этом образуется? 23. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Ука­ жите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса. 24. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления. 1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в ос­ нове клеточного иммунитета. 2) Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веще­ ствам - антителам. 3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) Специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужерод­ ных агентов. 5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных орга­ низму антигенов. 25. Насекомые - самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенно­ сти их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в при роде? Укажите не менее четырёх особенностей. 26. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасенной в нём энергии? 27. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода. Генетический код (иРНК) Первое основание Второе основание Тре­ тье осно­ вание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й И л е И л е И л е М е т В а л В а л Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А л а А Г Ц и с Ц и с - Т р и А р г А р г А р г А р г С е р С е р А р г А р г Г л и Г л и Т и р Т и р - - Г и с Г и с Г л н Г л н А с н А с н Л и з Л и з А с п А с п У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г В а л В а л А л а А л а Г л у Г л у Г л и Г л и 28. У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХВ определяет зелёную окраску оперения, а Хb - коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохла­ тые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения зада­ чи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответы Вариант 7: 1­ 2; 2­ 3; 3­ 400; 4­ 236; 5­ 222111; 6­ 9331; 7­ 4; 8­ 11221; 9­ 235; 10­ 222121; 11­ 321645; 12­ 126; 13­ 211122; 14­ 12354; 15­ 124; 16­ 221122; 17­ 146; 18­ 212112; 19­ 341265; 20­ 52471; 21­ 13; 22­ 1) в капиллярах большого круга кровообращения кровь теряет кислород и насыщается угле­ кислым газом; 2) кровь из артериальной становится венозной. 23­ 1) подцарство - Простейшие (Одноклеточные); тип - Инфузории; 2) процесс - бесполое размножение; 3) биологическое значение - воспроизведение организмов, идентичных родительской особи; увеличение численности; 4) тип деления клетки - митоз. Примечание от сайта: Составители сайта считают что пункт 4 ­ это амитоз. Амитоз, или прямое деление, ­ это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образо­ вания веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деле­ ние встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные боль­ шие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и жи­ вотных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п. 24­ 1) 1 - явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников; 2) 2 - чужеродные вещества - это не антитела, а антигены; 3) 4 - специфический иммунитет вырабатывается в ответ на проникновение известного, определенного антигена; 4) 5 - неспецифический иммунитет может возникнуть в ответ на проникновение любого ан­ тигена. 25­ 1. Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития. 2. Крылья позволили насекомым освоить боль­ шие территории и быстро перемещаться. 3. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей. 4. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве. 5. Хитиновый покров обеспечил им защиту. 6. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им быстрее приспосабливаться к условиям внешней среды. 7. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе. 26­ 1. Часть вещества и энергия идет на построение новых клеток, т. е. на прирост. 2. Вещества и энергия тратится на собственные процессы жизнедеятельности (расходуется на обеспечение энергетического обмена или на дыхание). 3. Часть уходит с непереваренными остатками (растительная пища энергетически менее ценна, так как в ней содержится большое количество целлюлозы и древесины, не перевариваемых большинством животных), или как вариант - Часть просто не усваивается, например нет в организме ферментов, которые переваривали бы все вещества. 27­ ДНК ТАЦ ЦЦТ ЦАЦ ТТГ 1) По принципу комплементарности на основе ДНК находим иРНК; иРНК АУГ ГГА ГУГ ААЦ. 2) По принципу комплементарности на основе иРНК находим тРНК; Антикодоны тРНК УАЦ, ЦЦУ, ЦАЦ, УУГ. 3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК находим последовательность аминокислот: мет­гли­вал­асн. 28­ У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский. По условию: наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); отсутствие хохолка - рецессивный аутосомный признак (а); зелёная окраска оперения - сцепленный с полом ген ХВ коричневая - Хb. 1) Определим генотипы родителей: самка - без хохолка с коричневым оперением - А?Х♂ самец - хохлатый с зелёным оперением - bY aaХ♀ ВХ? Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с феноти­ пом - без хохолка коричневые - данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значения его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. Итак, генотип самца АaХ♂ ВХb 2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХb; aY а самец четыре типа: AХB; AХb;aХB;aХb 3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства: самки хохлатые зелёные - Aa ХBY самцы хохлатые зелёные - AaХBХb самки хохлатые коричневые - AaХbY самцы хохлатые коричневые - AaХbХb самки без хохолка зелёные -aaХBY самцы без хохолка зелёные -aaХBХb самки без хохолка коричневые -aaХbY самцы без хохолка коричневые -aaХbХb 4) Закономерности: По второму признаку (окраска оперения) - наследование сцепленное с полом (с Х­хромосомой); между первым и вторым признаком - независимое наследование. При определении генотипа самца - анализирующее скрещивание.