Русские флотоводцы 18 века. Великие российские полководцы, флотоводцы и военачальники. Великие российские полководцы и флотоводцы

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. Карьера Федора Матвеевича Апраксина началась в 1682 году, когда стал стольником Петра, участвовал в создании «потешного войска» и флотилии Переславского озера. В 1693–96 гг. он был назначен двинским воеводой и губернатором Архангельска, под его бдительным оком строится заложенный самим Петром I 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел», город обрастает новыми укреплениями, расширяется Соломбальская верфь. Именно Апраксин заложил основы коммерческого и военного судостроения, впервые снарядил за границу русские суда с товарами. В 1697 году Апраксин контролировал судостроение и в Воронеже, где в срочном порядке создавался флот для Азовского моря. С 1700 года Ф.М. Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа и Азовский губернатор, главный распорядитель всеми делами по устройству и снабжению адмиралтейств и судов, заходивших в Азовское и Балтийское моря. Он ведал делами снабжения, отвечал за строительство верфи в устье Воронежа, открытие пушечного завода в Липицах, выход в открытое море судов, постройку гавани и укреплений в Таганроге, углубление мелководных устьев Дона, исследовательские работы в море.
В 1707 году Федор Матвеевич пожалован в адмиралы и президенты адмиралтейств, получил личное командование над флотом на Балтийском море, а также часто командовал и сухопутными войсками. В 1708 он возглавил корпус, действующий в Ингерманландии, который отразил нападение шведов на Кроншлот, Котлин и Петербург: 28 сентября у Ракобора был разбит корпус Штромберга, а 16 октября – корпус Либекера в Капорском заливе (эти два корпуса по плану действия шведов шли с двух сторон и должны были в итоге объединиться). За победу Федор Матвеевич получил статус действительного тайного советника и графский титул. За заслуги Апраксина перед Отечеством и проявленное им военное искусство царь Петр наградил его специальной именной серебряной медалью, на одной стороне которой был изображен сам Апраксин и выгравирована надпись: «Царского Величества Адмирал Ф.М. Апраксин», а на другой – четыре военных парусных корабля на фоне сражения; вверху – две руки, простертые из облаков, держат лавровый венок – символ победы. По окружности – надпись: «Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность».


Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, харизматичная личность которого проявилась на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.


Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Он отличился не только в сражениях за Северное море, но и прославился как исследователь новых земель. Иван Крузенштерн вместе с Юрием Лисянским совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он открыл для России новые торговые пути в Ост-Индию и Китай. Он сумел доказать, что морское направление более выгодное. В период кругосветной экспедиции были исследованы такие острова Тихого океана, как Курилы, Камчатка и Сахалин. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. 16-летняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.


Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В результате турецкий флот был уничтожен за считаные часы. За эту победу Нахимов получил Высочайшую грамоту Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил оборонойСевастополя с 1855 года. Приняв непростое решение о затоплении русского флота, он перекрыл вражеским судам путь в бухту. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».


Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в Русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Действия Ушакова отличались необычайной отвагой и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный стратегический расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.


Владимир Шмидт

Предки адмирала Шмидта были выписаны в XVII веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войне, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в Русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский.


Александр Колчак

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в Русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.


Владимир Истомин

Контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны. По окончании Морского корпуса в 1827 году простым гардемарином на линейном корабле «Азов» отправился в далекое плавание из Кронштадта в Портсмут, к берегам Греции. Там отличился в Наваринском сражении и получил Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия и звание мичмана. В 1827-1832 годах В. Истомин бороздил Средиземное море, совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре. В 1830 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Впоследствии служил на Балтийском флоте, потом - на Черном море. В 1837 году был произведен в лейтенанты и назначен командиром парохода «Северная Звезда», на котором в том же году совершили плавание по портам Черного моря император Николай I с императрицей. Истомин награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем. В 1843 году он получил орден Святого Станислава 2-й степени. До 1850 года находился в распоряжении наместника на Кавказе князя Воронцова, принимая деятельное участие в совместных операциях армии и флота, направленных к покорению Кавказа. В 1846 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а в следующем году за действия против горцев произведен в капитаны 2 ранга. В 1849-м становится капитаном 1 ранга. В 1850 году он командир линейногокорабля «Париж». В 1852 году был представлен к ордену Святого Владимира 3-й степени. Отличился в Синопской битве 18 ноября 1853 года, за чтополучил звание контр-адмирала. В донесении императору адмирал П.С.Нахимов особенно отмечал действия линейного корабля «Париж» в Синопском бою: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля „Париж“». В 1854 году, когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем стал начальником штаба при вице-адмирале В. Корнилове. 20 ноября 1854 года Истомин был награжден орденом Святого Георгия3-й степени. Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций; он и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года 45-летнему В. И. Истомину ядром оторвало голову, когда он выходил из своей землянки. Истомин был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым. В.И. Истомин имел четырех братьев, и все они служили во флоте; Константин и Павел дослужились до адмиральских чинов.


Владимир Корнилов

Знаменитый российский флотоводец был воспитанником Морского кадетского корпуса. В 1823 году поступил на военно-морскую службу, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов». С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Корнилов фактически является основоположником парового флота России. В 1853 году участвовал в первом историческом бое паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». После 3-часового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. Во время начавшейся войны с Англией и Францией фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина. После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что, поскольку из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флотдолжен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный итехнический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание - затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу. Однако раздосадованный Корнилов сумел дать достойный ответ: «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам». В.А. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 000 человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане 5(17) октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым.


Всеволод Руднев

Герой Русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского флота, командир легендарного крейсера «Варяг». В начале морской карьеры участвовал в кругосветном путешествии. Он одним из первых привез из Франции специально построенный для России паровой военный корабль. C 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. В 1890-м возвращается в Кронштадт. С 1891-го он командует кораблями и продвигается по служебной лестнице. В 1900-м в Порт-Артуре проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1-го ранга. В декабре 1902-го вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» он пришел уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трех кругосветных путешествий, одно из которых проделал будучи командиром судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника наДальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е.И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.26 января (7февраля) 1904-го японская эскадра остановилась на внешнемрейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В.Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своем решении. Японская эскадра преградила путь в открытое море. Эскадра противника открыла огонь». «Варяжцы» ответили, дав достойный отпор врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнем противника. По сообщениям из разных источников, огнем с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 орудий разбиты. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905-го Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Великие полководцы и флотоводцы России в 18 веке. Петр I Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 - 1696 гг.), в Северной войне (1700 - 1721 гг.), Прутском походе 1711 года, во время Персидского похода (1722 1723 гг.). Он лично командовал войсками при взятии Нотебурга в 1702 году, в сражении при деревне Лесной в 1708 годуПод непосредственным руководством Петра I в знаменитой Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII. Петр Александрович РумянцевЗадунайский. (1725 1796 гг.) Генерал-фельдмаршал, выдающийся русский полководец и государственный деятель. Наиболее крупные победы были им одержаны в ходе первой русско-турецкой войны (1768 -1774 гг.), особенно в битвах при Рябой могиле, Ларге и Кагуле и многих других боях. Турецкая армия была разгромлена. Румянцев стал первым кавалером ордена Святого Георгия I степени и получил титул Задунайского. Как полководец, теоретик и практик военного искусства, Румянцев был смелым и мудрым, умел сосредоточить основные силы на решающих направлениях, тщательно разрабатывал план боевых действий. Он стал одним из инициаторов перехода от линейной тактики к тактике колонн и рассыпного строя. В боевых порядках он предпочитал использовать дивизионные, полковые и батальонные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков, отдавал предпочтение легкой кавалерии перед тяжелой. Он был убежден в преимуществе наступательной тактики перед оборонительной, при этом большое значение придавал подготовке войск, их моральному духу. Свои взгляды на военное дело Румянцев изложил в «Правилах генеральных» и «Обряде службы». Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739 - 1791 гг.) Главнокомандующий Русской армией, выдающийся полководец, государственный деятель, генералфельдмаршал. Под непосредственным руководством этого талантливейшего полководца была взята турецкая крепость Очаков. За военные и политические достижения фельдмаршал Г.А. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Кроме того, он был фаворитом и ближайшим помощником императрицы Екатерины II Алексеевны. Руководил освоением Северного Причерноморья и строительством Черноморского флота. Александр Васильевич Суворов (1730 1800 гг.) За 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Именно он 24 декабря 1790 года взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике и Фокшанах в 1789 году, при Кинбурне в 1787 году. Итальянский и Швейцарский походы 1799 года, победы над французами на реках Адда и Треббия и при Нови, бессмертный переход через Альпы были венцом его полководческого искусства. В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными. Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании войск. Федор Федорович Ушаков (1745 1817 гг.) Адмирал. Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях: в Керченском морском сражении 1790 года, в сражениях у острова Тендра 28 августа (8 сентября) 1790 года и мыса Калиакрии в 1791 году. Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 года, где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта. Ушаков уделял большое внимание совершенствованию военно-морского искусства, явился основоположником маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра. Его тактика отличалась от принятой в то время линейной тактики решительностью боевых действий, применением единых походно-боевых порядков, сближением с противником на короткую дистанцию без перестроения походного строя в боевой, сосредоточением огня на решающем объекте и выводе из строя в первую очередь флагманских, кораблей противника, созданием в бою резерва для развития успеха на главных направлениях, ведением боя на дистанции картечного выстрела в целях достижения наибольшей эффективности ударов, сочетанием прицельного артиллерийского огня и маневра, преследованием противника для завершения полного его разгрома или пленения. Большое значение Ушаков придавал морской и огневой выучке личного состава, был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал у личного состава патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчиненным, за что пользовался всеобщим уважением. Самуил Карлович Грейг (1735–1788) Уроженец шотландского г. Инверкитинг, служил в британском флоте. В 1764 г. перешел на службу в российский флот, получив чин капитана 1-го ранга. Участник русско-турецкой войны 1768-1774 гг., командуя линейным кораблем "Три иерарха", в составе эскадры Г.А. Спиридова совершил поход в Средиземное море. Командуя кордебаталией, отличился во время морского сражения в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. Во время уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. осуществлял непосредственное руководство действиями русских кораблей, принимавших участие в этой операции. Именно С.К. Грейг в 1775 г. доставил в Кронштадт самозванную княжну Е. Тараканову, захваченную А.Г. Орловым-Чесменским. В благодарность за это он был назначен главным командиром Кронштадтского порта. В 1782 г. Грейг был возведен в чин адмирала. Во время русскошведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, нанес поражение шведской эскадре герцога К. Зюдерманландского в Гогландском сражении (6 июля 1788 г.), блокировав корабли противника в Свеаборгском морском районе. Вскоре он тяжело заболел, был эвакуирован в Ревель, где и умер. Василий Яковлевич Чичагов (1726– 1809) В первый офицерский чин мичмана произведен в 1745 г. В 1764 г. назначен начальником экспедиции из трех кораблей для отыскания морского пути вдоль побережья Северного Ледовитого океана из Архангельска к Берингову проливу и далее к Камчатке. Дважды, в 1765 и 1766 гг., пытался он выполнить поставленную перед ним задачу, но обе экспедиции Чичагова попытки пройти Северным морским путем окончились безрезультатно. Однако ему удалось достичь высоких полярных широт. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. контрадмирал Чичагов командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшим Керченский пролив. В 1775 г. произведен в чин вице-адмирала и назначен членом Адмиралтейств-коллегии, в 1782 г. произведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, руководил действиями русских эскадр в Эландском и Ревельском морских сражениях. После прорыва шведского флота из Выборга в ночь на 22 июня 1790 г. возглавил преследование кораблей противника. За эту победу награжден орденом Св. Георгия 1-й ст. С 1797 г. – в отставке. Григорий Андреевич Спиридов (1713-8.04.1790) Флотоводец, адмирал. Родился в семье офицера. Записан во флотскую службу в 1723, в 1733 был произведен в мичманы, с 1741 - командир линейного корабля. Участвовал в Русско-турецкой войне (173539), Семилетней войне (1756-63), Русскотурецкой войне (1768-74). При осаде Кольберга Спиридов командовал двухтысячным морским десантом. С 1762 Спиридов - контр-адмирал, в 1764 - главный командир Ревельского, в 1766 - Кронштадтского портов. В 1769 Спиридов адмирал, командующий одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное.

искусства, явился основоположником маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра. Его тактика отличалась от принятой в то время линейной тактики решительностью боевых действий, применением единых походно-боевых порядков, сближением с противником на короткую дистанцию без перестроения походного строя в боевой, сосредоточением огня на решающем объекте и выводе из строя в первую очередь флагманских, кораблей противника, созданием в бою резерва для развития успеха на главных направлениях, ведением боя на дистанции картечного выстрела в целях достижения наибольшей эффективности ударов, сочетанием прицельного артиллерийского огня и маневра, преследованием противника для завершения полного его разгрома или пленения. Большое значение Ушаков придавал морской и огневой выучке личного состава, был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал у личного состава патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчиненным, за что пользовался всеобщим уважением.

С.Г. Горшков вошел в историю как создатель отечественного ракетно-ядерного флота. Но путь к званию Адмирала Флота Советского Союза лежал через труды и военные годы.

Сергей Горшков родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольске, в семье учителей. В 1926 году, окончив среднюю школу, он поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но через год юноша стал курсантом Военно-морского училища. После окончания училища в 1931 году он служил штурманом эсминца "Фрунзе" Черноморского флота. В 1932 году Горшкова перевели на Тихоокеанский флот штурманом минного заградителя "Томск". Он был флагманским штурманом бригады, командовал сторожевым кораблем, эсминцем. Во время боев у озера Хасан капитана 3-го ранга назначили командиром 7-й морской бригады, которая конвоировала транспорты с войсками и несла дозорную службу.

Н.Г. Кузнецов командовал ВМФ СССР в период его становления и важнейших испытаний. Разработанная им система боевой готовности помогла флотам выстоять в день нападения фашистской Германии.

Родился Николай Кузнецов 11 июля 1904 года в селе Медведки ныне Устюжского района Вологодской области. После смерти отца летом 1915 года мальчик жил у дяди в Архангельске, а летом возвращался в деревню помогать матери. Осенью 1919 года, прибавив два года, юноша поступил добровольно на Северо-Двинскую флотилию матросом. С изгнанием интервентов флотилию расформировали, а военмора Кузнецова отправили на Балтику. В 1921–1923 годах он прошел подготовительную школу для моряков военного флота и подготовительные курсы при Военно-морском училище. Его зачислили на специальный курс училища. Моряк старательно учился. После училища Кузнецову, как одному из пяти лучших выпускников, предложили самому выбрать флот, на котором он хочет служить. Моряк избрал Черное море. В октябре 1926 года молодого командира назначили вахтенным начальником нового крейсера "Червона Украина". Через три года перспективного командира направили на факультет оперативного искусства Морской академии, который он окончил в 1932 году с отличием.

С именем Нагумо связаны наиболее яркие успехи японского флота в первый период Второй мировой войны на Тихом океане.

Нагумо родился в 1887 году. Он был экспертом по торпедам, но со временем ему поручили командование авианосным ударным соединением, которое 8 декабря атаковало Пёрл-Харбор. Флагман располагал 6 авианосцами: "Акаги", "Кага" (1-я дивизия), "Сорю", "Хирю" (2-я дивизия), "Секаку" и "Дзюйкаку" (5-я дивизия). Их прикрывали линейные корабли "Кирисима" и "Хиэй", тяжелые крейсера "Тонэ", "Тикума" и другие корабли. 22 ноября Нагумо собрал свое соединение в бухте Хитокаппу на острове Эторофу южной части Курильского архипелага. На совещании с командирами кораблей он познакомил их с планом атаки. 26 ноября в обстановке особой секретности корабли выступили и расположились севернее Гавайских островов, откуда в случае, если бы переговоры с США окончились неудачей, должны были атаковать Пёрл-Харбор. 2 декабря Нагумо получил приказ Ямамото о начале войны 8 декабря. Приказав увеличить скорость, к утру вице-адмирал вывел соединение в район севернее острова Оаху на 200 миль. В 1 час 30 минут по токийскому времени самолеты ударной группы капитана 2-го ранга М. Футиды поднялись, а через 2 часа начали внезапную атаку. Пикирующие бомбардировщики бомбили авиабазы Уилер, Хикэм и аэродром на острове Форд, истребив почти все самолеты, стоявшие на земле. Тем временем горизонтальные бомбардировщики и торпедоносцы атаковали корабли. Через 1 час 15 минут атаку произвела вторая ударная группа. Если первой группе пытались противодействовать несколько американских истребителей, второй сопротивления в воздухе не было оказано вообще.

Адмиралу Рамсею довелось как эвакуировать британский экспедиционный корпус в 1940 году, так и руководить морским десантом союзников в Нормандии в 1944 году.

Бертран Хоум Рамсей родился во дворце Хэмптон Корт, в Хэмптоне, 20 января 1883 года. На флот он поступил кадетом в 1898 году. Во время Первой мировой войны моряк дослужился до чина коммандера (1916), командовал эсминцем в Дуврском патруле и у Бельгийского побережья. В 1935 году моряк получил чин контр-адмирала, был назначен начальником штаба Флота метрополии. Бескомпромиссная независимость стала причиной его конфликта с некоторыми старшими офицерами, и в 1938 году Рамсей попал в списки отставников. Когда разразилась Вторая мировая война, он вернулся на службу. В 1940 году Рамсей командовал военно-морской базой в Дувре. Когда германские войска вторглись в Голландию, эсминцы базы с отрядами английских войск были направлены в Голландию - выводить из строя порты. Британские корабли эвакуировали королевскую семью и ценности. Вскоре потребовались подобные операции в Бельгии. Эсминцы у берегов Голландии и Бельгии вывозили войска, обстреливали береговые цели, прикрывали перевозки, отбивали атаки авиации. Корабли высадили 20 мая два батальона гвардии в Булони, чтобы задержать немецкое наступление вдоль берега, грозившее экспедиционному корпусу. Через три дня эсминцы приняли на борт остатки этих войск; судам приходилось вести перестрелку даже с танками. Рамсей приготовил эвакуацию и из Кале, однако "из чувства союзной солидарности" гарнизону было приказано сражаться до конца.

Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера "Бреслау" и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса "Бреслау" участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года "Бреслау" подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

Только несколько месяцев адмирал Лютьенс командовал германским флотом, успел совершить всего три похода. Четвертый оказался для него роковым. Но именно этот поход на "Бисмарке" позволил Лютьенсу войти в военно-морскую историю.

Гюнтер Лютьенс родился в Висбадене 25 мая 1889 года. Очарованный рассказами о море сын торговца решил стать моряком. В 1907 году он был принят на флот морским кадетом и через три года успешно окончил военно-морское училище. Гюнтер любил малые корабли. Потому, когда одного из лучших выпускников назначили на линкор, он добился перевода на миноносцы и прослужил на них всю Первую мировую войну. Во времена Веймарской республики Лютьенс то выполнял штабные поручения, то занимался обучением моряков. С 1929 по 1931 год он командовал 1-й флотилией миноносцев, в 1932–1934 годах состоял начальником управления личного состава корпуса морских офицеров. Получив под командование крейсер "Карлсруэ", первую половину 1935 года Лютьенс демонстрировал свой флаг у побережья Южной Америки, после возвращения был начальником штаба военно-морского района Северного моря, а 16 марта Редер назначил капитана цур зее начальником управления личного состава кригсмарине. Тот прекрасно справился с этой работой.

Адмирал Фрейзер в годы войны командовал Флотом метрополии у берегов Великобритании. Прикрывая союзные конвои с грузами для СССР, его эскадра потопила "Шарнгорст".

Брюс Остин Фрейзер родился 5 февраля 1888 года в Англии. На флот он поступил в 1902 году, в Первой мировой войне был артиллеристом. После войны моряк служил на Ост-Индской военно-морской станции, затем командовал авианосцем "Глориес", был заместителем начальника штаба Средиземноморского флота Великобритании, с 1933 года - начальником артиллерийско-технического управления. В 1940 году его произвели в вице-адмиралы. С 1939 по 1942 год Фрейзер был третьим морским лордом и контролером, затем начальником тыла флота, в значительной мере управлял его расширением.

8 мая 1943 года Фрейзер сменил адмирала Тови на посту командующего Флотом метрополии (Хоум Флит). Вскоре после того ему пришлось направить много кораблей на Средиземное море для проведения высадки в Сицилии и Италии, что значительно ослабило возможности Фрейзера в обеспечении перехода конвоев и действиях против германского флота.

Адмирал Канарис внес немалый вклад в возрождение германского флота после Версальского мира. Но в историю он вошел более как руководитель германской военной разведки - абвера.

Фридрих Канарис родился 1 января 1887 года в деревушке Аплербек близ Дортмунда, в семье инженера, который со временем стал директором сталелитейного завода. Мальчик учился в гимназии, а 1 апреля 1904 года поступил в морское училище в Киле. Канарис был в числе лучших кадетов. Один из педагогов охарактеризовал его: "Весьма одарен в теории, прилежание железное". К концу учебы Канарис хорошо говорил по-английски, сносно по-французски и немного знал русский язык. В октябре 1907 года Канариса после экзаменов фенриком - кандидатом на офицерский чин определили на крейсер "Бремен", направленный к берегам Латинской Америки. 28 сентября 1908 года моряка произвели в лейтенанты. Он самостоятельно освоил испанский язык и стал помощником командира крейсера в дипломатических переговорах с латиноамериканскими правителями. За свои дипломатические успехи он 13 мая 1909 года получил от президента Венесуэлы орден Боливара V класса. Командир крейсера записал в аттестации: "Хорошая военная подготовка, умение ладить с людьми дополнены скромностью, послушанием и вежливостью".

Спрюэнс был, вероятно, наиболее успешно действовавшим флотоводцем американского Тихоокеанского флота, отличившимся успехами от сражения при атолле Мидуэй до победы в Филиппинском море.

Родился Спрюэнс 3 июля 1886 года в Балтиморе, штат Мэриленд. После окончания Военно-морской академии в 1906 году он служил на линкорах "Айова" и "Миннесота", в 1908 году был произведен в энсайны. Моряк занимался электротехникой в Ченестади, штат Нью-Йорк, и служил на Китайской станции до 1914 года, когда был назначен техническим инспектором в Ньюпорт-Ньюс, где проходил переоборудование линкор "Пенсильвания". После вступления США в войну в 1917 году он стал руководителем электрической части на судоверфи ВМФ в Нью-Йорке и до завершения боевых действий недолго побывал в плавании, изучая методы управления огнем британского флота в Англии и Шотландии. После войны Спрюэнс служил в Европе помощником начальника штаба командующего Европейскими силами США (1924–1925), был прикомандирован к Военно-морскому колледжу в Ньюпорте (1926–1927) и в 1932 году получил чин кэптена. В 1938 году Спрюэнс командовал линкором "Миссисипи", в следующем был произведен в контр-адмиралы. В 1940–1941 годах он руководил 10-м морским районом со штабом в Пуэрто-Рико, затем был переведен в Вашингтон на службу в управлении начальника морских операций.

Адмирала Маршалля считали выдающимся военно-морским тактиком. Однако противоречия с гросс-адмиралом Редером, который не терпел самостоятельно мыслящих подчиненных, помешали ему занять достойное место в германском флоте.

Родился Вильгельм 30 сентября 1886 года. В 1906 году морским кадетом он поступил на флот, через три года стал офицером, служил на различных судах вплоть до новейших линкоров. В 1916 году Маршалля направили в школу подводников. Последние два года войны моряк командовал UC-74 и UB-105 и потопил несколько кораблей Антанты. 4 июля 1918 года его наградили орденом "Pour le Merite". После войны Маршалль был начальником штаба морских операций, командовал линкором "Гессен" и "карманным линкором" "Адмирал Шеер", а к началу Второй мировой войны - всеми "карманными линкорами".

Нимиц возглавлял в годы Второй мировой войны операции Тихоокеанского флота США. Обладая опытом командования подводными и надводными силами, он сумел руководить разными видами флота так, что добился победы над японским флотом.

Нимиц родился 24 февраля 1885 года в Фредериксберге, в штате Техас, далеко от моря, и первоначально хотел стать сухопутным офицером. Но приема в Уэст-Пойнт не было, и Нимиц поступил в Военно-морскую академию. После ее окончания (1905) он служил в Азиатском флоте США до 7 июля 1908 года, когда, командуя миноносцем "Декатур", он посадил его на мель и после суда получил взыскание. По возвращении в Америку в мае 1909 года моряка назначили на подводные лодки 1-й подводной флотилии. С 1910 года он командовал подводными лодками, был произведен в лейтенанты, с мая 1912 по март 1913 года возглавлял Атлантическую подводную флотилию. С начала 1913 года Нимица направили на переоборудование танкера "Мауми" в дизельный; с 23 октября 1916 по 4 августа 1917 года он служил на нем старшим помощником. В 1916 году Нимица произвели в лейтенант-коммандеры. С августа 1917 по сентябрь 1918 года он служил в штабе подводных сил Атлантического флота и закончил службу начальником штаба. В 1918 году его произвели в коммандеры. В конце года моряк работал в управлении начальника морских операций и одновременно состоял старшим членом Бюро проектирования подводных лодок.

Перевезенцев С. В., Волков В. А.

Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739–1791)

Будущий светлейший князь Таврический и генерал-фельдмаршал родился в с. Чижово Духовищенского уезда Смоленской губернии в семье отставного офицера. В 1755 г. поступил на военную службу. В чине вахмистра участвовал в дворцовом перевороте 1762 г. и после воцарения императрицы Екатерины II был произведен в чин подпоручики, награжден придворным званием камер-юнкер. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. участвовал в сражениях при Фокшанах, Браилове, Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 г. произведен в чин генерал-аншефа и назначен вице-президентом Военной коллегии. Быстрому возвышению Г.А. Потемкина способствовало близкое знакомство с императрицей Екатериной II, оценившей его талант организатора и усердие в службе. В 1766 г. он был назначен генерал-губернатором новороссийским, азовским, астраханским. Находясь на этом посту способствовал освоению Россией Северного Причерноморья, содействовал созданию и укреплению Черноморского флота. В 1775 г. по инициативе Потемкина была ликвидирована Запорожская Сечь. В 1783 г. он реализовал свой проект присоединения Крыма к России, после чего получил титул светлейшего князя Таврического, а в 1784 г. был назначен президентом Военной коллегии. На этом посту он провел ряд мероприятий направленных на более рациональную организацию службы, существенно изменил экипировку военнослужащих. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Г.А. Потемкин был назначен главнокомандующим русской Екатеринославской армией. В подчинение ему был передан Черноморский флот. В 1788 г. он руководил осадой и штурмом имевшей важное стратегическое значение крепостью Ачи-Кале (Очаков), павшей 6 декабря 1788 г. В дальнейшем, избрав для своей штаб-квартиры г. Яссы, главнокомандующий руководил оттуда действиями армии и флота. В числе подчиненных Г.А. Потемкина были выдающиеся русские военачальники и флотоводцы А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков.

Самуил Карлович Грейг (1735–1788)

Уроженец шотландского г. Инверкитинг, служил в британском флоте. В 1764 г. перешел на службу в российский флот, получив чин капитана 1-го ранга. Участник русско-турецкой войны 1768-1774 гг., командуя линейным кораблем "Три иерарха", в составе эскадры Г.А. Спиридова совершил поход в Средиземное море. Командуя кордебаталией, отличился во время морского сражения в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. Во время уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. осуществлял непосредственное руководство действиями русских кораблей, принимавших участие в этой операции. Именно С.К. Грейг в 1775 г. доставил в Кронштадт самозванную княжну Е. Тараканову, захваченную А.Г. Орловым-Чесменским. В благодарность за это он был назначен главным командиром Кронштадтского порта. В 1782 г. Грейг был возведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, нанес поражение шведской эскадре герцога К. Зюдерманландского в Гогландском сражении (6 июля 1788 г.), блокировав корабли противника в Свеаборгском морском районе. Вскоре он тяжело заболел, был эвакуирован в Ревель, где и умер.

Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809)

Учился в Школе математических и навигацких наук, после окончания которой продолжил образование в Англии. На военно-морскую службу в русский флот зачислен гардемарином в 1742 г. В первый офицерский чин мичмана произведен в 1745 г. В 1764 г. назначен начальником экспедиции из трех кораблей для отыскания морского пути вдоль побережья Северного Ледовитого океана из Архангельска к Берингову проливу и далее к Камчатке. Дважды, в 1765 и 1766 гг., пытался он выполнить поставленную перед ним задачу, но обе экспедиции Чичагова попытки пройти Северным морским путем окончились безрезультатно. Однако ему удалось достичь высоких полярных широт (в первом случае 80?26? с. ш., во втором - 80?30? с. ш.). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. контр-адмирал Чичагов командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшим Керченский пролив. В 1775 г. произведен в чин вице-адмирала и назначен членом Адмиралтейств-коллегии, в 1782 г. произведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, руководил действиями русских эскадр в Эландском и Ревельском морских сражениях. После прорыва шведского флота из Выборга в ночь на 22 июня 1790 г. возглавил преследование кораблей противника, в ходе которого русские моряки уничтожили и захватили 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 6 катеров, 5 галер, 21 канонерскую лодку, 3 брандера, 16 транспортных судов и 3 бота. За эту победу награжден орденом Св. Георгия 1-й ст. С 1797 г. – в отставке.

Александр Васильевич Суворов (1730–1800)

Александр Васильевич Суворов - прославленный русский полководец, граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), генералиссимус (1799).

Родился в семье генерал-аншефа В.И. Суворова. В 1742 г. был зачислен мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк, однако приступил к исполнению своих обязанностей лишь в 1748 г., в чине капрала. В 1754 г. произведен в поручики и переведен в Ингерманландский пехотный полк. Во время Семилетней войны 1756–1763 гг. участвовал в сражениях при Кунерсдорфе, под Франкфуртом-на-Одере, во взятии Берлина и осаде Кольберга.

В августе 1762 г. Суворов получил чин полковника и был назначен командиром Астраханского пехотного полка, с 1763 г. – командир Суздальского пехотного полка. В 1764–1765 гг., когда Суздальский полк находился на постоянных квартирах в Новой Ладоге, написал "Полковое учреждение" - наставление по обучению и воспитанию войск. В 1768–1772 гг. участвовал в военных действиях в Польше против войск Барской конфедерации, за боевые отличия в 1770 г. Суворова произвели в чин генерал-майора.

В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. отряд под командованием Суворова нанес несколько поражений превосходящим силам турок. Здесь он успешно применил новое для того времени построение – атаку колоннами, прикрытыми рассыпным строем егерей. Еще более прославила его победа над 40-тыс. турецким корпусом при Козлудже, одержанная в самом конце войны 8 июня 1774 г.

В августе 1774 г. Суворов был направлен против действовавших в Поволжье отрядов Е.И. Пугачева, но восставших разгромили еще до его прибытия к месту боев. В 1776–1787 гг. Суворов командовал войсками в Крыму, на Кубани, затем Владимирской, Петербургской и Кременчугской дивизиями. В 1786 г. был произведен в чин генерал-аншефа.

С началом русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Суворов получил назначение на пост начальника обороны Херсон-Кинбурнского района. 1 октября 1787 г. войска под командованием Суворова уничтожили турецкий десант, высадившийся на Кинбурнской косе. В 1788 г. Суворов, составе Екатеринославской армии генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина, участвовал в осаде Очакова, во время которой был тяжело ранен и надолго выбыл из строя. Вылечившись, Суворов получил под свою команду отдельный корпус. В 1789 г. русский полководец разгромил турецкие войска в сражениях у Фокшан и при Рымнике. 11 декабря 1790 г. русские войска под командованием Суворова штурмом овладели укрепленной крепостью Измаил.

После окончания военных действий Суворов командовал русскими войсками в Финляндии, руководил строительством укреплений на границе со Швецией. В 1794 г. он принимал участие в военных действиях против польских конфедератов. Руководил успешным штурмом правобережного предместья польской столицы Праги, после чего капитулировала и Варшава. Ключи от сдавшегося города были вручены А.В. Суворову. За эту блестящую операцию Суворов был произведен в чин генерал-фельдмаршала.

В 1795–1796 гг. Суворов находился с войсками в Малороссии, в г. Тульчине, где написал книгу "Наука побеждать" - трактат, в котором были изложены принципы его победной тактики и даны наставления по обучению и воспитанию войск.

В начале царствования Павла I подвергся временной опале за критику проводимых императором изменений в армии, переустройства ее по прусскому образцу. В феврале 1797 г. Суворов был уволен в отставку и сослан в одно из имений в с. Кончанское. Но в 1798 г. по настоянию союзников России был возвращен на службу и назначен главнокомандующим русскими и австрийскими войсками в Северной Италии. Во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французские войска в сражениях на р. Адде, на р. Треббия и при Нови, вытеснив противника с Апениннского полуострова. После этих побед планировал начать вторжение во Францию, но получил предписание выступить в Швейцарский поход. За победные действия в Италии и Швейцарии А.В. Суворов был возведен в чин генералиссимуса.

А.В. Суворов скончался в Петербурге вскоре после возвращения из Швейцарского похода. Его похоронили в Александро-Невской лавре, где на надгробии была высечена надпись: "Здесь лежит Суворов".

Федор Федорович Ушаков (1744–1817)

Великий русский флотоводец родился в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в небогатой дворянской семье. В 1766 г. он окончил Морской кадетский корпус, затем служил на Балтийском флоте. В 1769 г. Ушаков был назначен в Донскую (Азовскую) флотилию, участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. С 1775 г. Ушаков командовал фрегатом, в 1780 г. был назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. В 1780–1782 гг., командуя кораблем "Виктор", Ушаков совершил несколько походов из Балтийского моря в Средиземное, где охранял русские торговые суда от пиратских действий английского флота.

В 1783 г. Ушакова перевели на Черноморский флот. Здесь он руководил постройкой кораблей флота в Херсоне, участвовал в строительстве Севастополя - города и главной базы русского Черноморского флота. В начале русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Ушаков командовал линейным кораблем "Святой Павел".

В 1789 г. Ушаков был произведен в контр-адмиралы, а в 1790 г. назначен командующим всем Черноморским флотом. Подняв свой флаг на корабле "Святой Александр", Ушаков двинул эскадру к берегам Малой Азии, где бомбардировал турецкую морскую крепость Синоп и уничтожил более 26 неприятельских судов. В 1790 г. эскадра под командованием Ушакова отразила нападение турецкого флота, имевшего крупное численное превосходство, на Керчь и разбила ее у о-ва Тендра. В решающем сражении у мыса Калиакрия близ Варны (31 июля 1791 г.) флот под командованием Ушакова уничтожил турецкий флот, что привело к скорому окончанию войны.