Полковой командир в ту самую минуту. Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

Спишите предложения, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Буйный апрель навоевавшись за день устало пр...лёг ш...лестя прошлогодней, жухлой листвой. 2) Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь сверкая на солнце. 3) Осмотрев дом Лаврецкий вышел в сад и остался им доволен. 4) Пусть сосны и ели всю зиму торчат в снега и метели закутавшись спят.

КТО СКОЛЬКО СМОЖЕТ упражнение 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 1.(Не)узна..ш(?)

(не)поймёш(?)-это волны или рож(?). Это лес или камыш(?) иль с небес струится тиш(?)... (К. Бальмонт). 2. Я притворюсь беззвучною зимой и вечные (на)век захлопну двери и всё(таки) узнают голос мой и всё(таки) ему опять повер..т. (А. Ахматова). 3. Разброса(н,нн)ым в пыли по магазинам (где их н..кто н.. брал и н.. б..рёт!), моим стихам как драгоце(н,нн)ым винам настан..т свой черед. (М. Цветаева). 4. Вся любовь происход..т из нужды и тоски; если(бы) человек (н..)в(чём) (н..)нуждался и (н..)тосковал он (н..)когда (н..)полюбил(бы) другого человека. (А. Платонов). 5. Маргарита летела (по)прежн..му медле(н,нн)о в пусты(н,нн)ой и (неизвестной местност.. над холмами усе..(н,нн)ыми редкими валунами лежащ..ми меж отдельных громадных сосен. (М. Булгаков). 6. Пушинки (не)проше(н,нн)о валятся на руки. Мне страшно в безлюдьи пороши разнузда(н,нн)ой. (Б. Пастернак). 7. Мелкий ж..лтый лист нет-нет да и слетит с берёзы; в просторах скоше(н,нн)ых полей уже пусто и светло (по)осе(н,нн)ему.

Упражнение2. Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, выпишите из предложений словосочетания: 1) с причастиями; 2) с отглагольными прилагательными; 3) с деепричастиями.

Будучи ране_ым, солдат оставался в строю. Игра актера была проникнове_а и взволнова_а. Человеческая память обладает пока еще необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки. Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали белье, переговаривались и тут же развешивали стира_ое. Мировая общественность была взволнова_а сообщениями о зверствах фашистов. Немного подальше, в самой глуши заброше_ого и одичалого малин_ика, стояла беседка, пр_хитро ра_краше_ая внутри, но до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко. Прижимаясь щ_кой к тополю, Мария обняла его неостывший ствол. Девочка воспита_а бабушкой. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садит_ся и быстро пускается в путь. День был серый и ветре_ый. Дождь барабанил по крыше, точно сердяс_ и негодуя на кого (то). Манеры этой девушки св_детельствуют о том, что она тактична и воспита_а. В небольшом, окле_ом белым, соверше_о пустом зале было св_тло, пахло масля_ой краской, на бл_стящем, краше_ом полу у стены стояли две китайские вазы. Изучая иностранный язык, необходимо много читать. Коше_ая трава сегодня хорошо сохнет. Коше_ая позавчера трава уже высохла. Скоше_ая трава лежит ровными рядами. Каждый год в ноябр_ский день в нашей школе соб_раются выпускники минувших лет. Ответы экзаменующихся были содержательны и продума_ы. Степь была пусты_а, ужасающе темна. упражнение 3. Данные словосочетания замените фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия (см. слова для справок). Слушать с напряженным вниманием, согласиться неохотно, сказать чистосердечно, трудиться усердно, уехать, обманувшись в своих ожиданиях, жить просто, смотреть пристально, работать небрежно.

^ Слова для справок: не мудрствуя лукаво, положа руку на сердце, спустя рукава, навострив уши, не покладая рук, не солоно хлебавши, скрепя сердце, не отрывая глаз.

упражение 4.Прочитайте. Укажите ошибки, допущенные в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки .

Приступая к работе над сочинением, в моем представлении возникает план будущей работы. Открывая страницы романа «Евгений Онегин», перед тобой возникает неповторимый мир (П, п)ушкинской эпохи. Воспроизведя в драме «Гроза» (семейно) бытовой уклад купечества и мещанства, драматургом отображена борьба между народными нравственными традициями и жестокими домостроевскими принципами «темного царства». Прочитав роман «Обломов», передо мной встала проблема крепос_ного права в России. Рискуя жизнью, им был спасен человек. Услышав о разведке, Пете стало весело. Выписывая из текста цитаты и составив план, я готовился к сочинению. Сильно простудившись, мне нездоровилось. Переходя через рельсы, стрелоч_ника оглушил неожида_ый свисток п_ровоза.

упражнение 5.. Спишите, вставив пропущенные буквы. Хлопоч_щая хозяйка, обезлюд_вший хутор, трепещ_щий листок, повале_ая ветром ива, дремл_щий старик, лома_щаяся ветка, протопта_ая тропинка, насыще_ый цвет, увеш_нные шишками ели, ра_кинув могучие крылья, хлещ_щие брызги, плещ_щиеся дети, стел_щийся туман, зан_в Бородино, испуга_о смотрел, напружин_в сильные лапы, п_стара_мся войти в их пол_ожение, посып_тся угрозы, искре_ее сострадание, ре_щие знамена, кол_щий дрова рабочий, бор_щийся народ, ро_щие траншею строители, кле_щий карандаш, колебл_мая волной тень, наблюда_мый со дна моря, хорошо вид_мое зарево, свед_щий человек, изране_ый солдат, кова_ый меч_, отчая_ый крик, тесто замеш_но, посе_ное зерно, замеш_н в неприятную историю.

упражнение 6 Выполните морфологический разбор причастий, деепричастий. Идя по мягкой, давно неезженной дороге, они незаметно отошли от деревни на версту. Григорий вышел, дрожа улыбкой, с взбешенными глазами.

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

Упражнение 298. Напишите текст под диктовку, потом сверьте-

написанное с напечатанным.

«Евгений Онегин» есть самое задушевное произве-

дение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и

можно указать слишком на немногие творения, в кото-

рых личность поэта отразилась бы с такою полнотою,

светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически

воспроизведенную картину русского общества, взятого

в одном из интереснейших моментов его развития. С этой

точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историчес-

кая в полном смысле этого слова, хотя в-числе его геро-

ев нет ни одного исторического лица. В ней Пушкин

является не просто поэтом только, но и представите-

лем впервые пробудившегося общественного самосоз-

нания: заслуга безмерная!

.«Евгений Онегин» был первым национально-художе-

ственным произведением. Молодой поэт понял, что вре-

мя эпических поэм давно-давно прошло и что для изоб-

ражения современного общества, в котором проза жиз-

ни так глубоко проникла в самую поэзию жизни, нужен

роман, а не эпическая поэма. Он взял эту жизнь, как она

есть, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и по-

шлостью. И такая смелость была бы менее удивитель-

ною, если бы роман затеян был в прозе; но писать по-

добный роман в стихах в такое время, когда на русском

языке не было ни одного порядочного романа и в про-

зе,-такая смелость, оправданная огромным успехом,

была несомненным свидетельством гениальности поэта.

(По В. Г. Белинскому)

Упражнение 299. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литера-

туре; но прежде оно не выставлялось перед нами так

просто и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы

не заходить слишком далеко в старину, скажем, что

родовые черты обломовского типа мы находим еще в

Онегине, а затем несколько раз встречаем их повто-

рение в лучших наших литературных произведениях.

В чем заключаются главные черты обломовского ха-

рактера? В совершенной инертности, происходящей от

его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же

апатии заключается отчасти в его внешнем положении,

отчасти же в образе его умственного и нравственного

развития.

Умственное развитие Обломовых тоже, разумеется,

направляется их внешним положением. Как в первый

раз они взглянут на жизнь навыворот, так уж потом до

конца дней своих не могут достигнуть разумного пони-

мания своих отношений к миру и к людям. С детства

укоренившееся воззрение все-таки удержится где-ни-

будь в уголку и беспрестанно выглядывает оттуда, ме-

шая всем новым понятиям и не допуская их уложиться

на дно души. И делается в голове какой-то хаос: иной

раз человеку и решимость придет сделать что-нибудь,

да не знает он, что ему начать, куда обратиться.

И не мудрено: нормальный человек всегда хочет толь-

ко того, что может сделать; зато он немедленно и дела-

ет все, что захочет. А Обломов, он не привык делать

что-нибудь, следовательно, не может хорошенько оп-

ределить, что он может сделать и чего нет, - следова-

тельно, не может и серьезно, деятельно захотеть чего-

(По Н.А. Д о б р о л ю б о в у)

Упражнение 300. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда про-

ворно выбежали две красивые девки-прислужницы.

Светлица была убрана во вкусе времени, о котором

живые намеки остались только в песнях да народных

думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми

старцами-слепцами; во вкусе того бранного, трудного

времени, когда начались разыгрываться схватки и бит-

вы на Украине.

Все было чисто вымазано цветной глиной. На сте-

нах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья,

хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на

коня и путы с серебряными бляхами. Окна были ма-

ленькие, с круглыми тусклыми стеклами, которые встре-

чаются ныне только в старинных церквах. Вокруг окон

и дверей были украшения из дерева. На полках по углам

стояла разная утварь: кувшины, бутылки и фляжки

зеленого и синего стекла, разные серебряные кубки,

позолоченные чарки всякой работы: венецианской, ту-

рецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы вся-

кими путями через третьи и четвертые руки, что было

весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые

скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под обра-

зами в парадном углу; широкая печь с запечьями, усту-

пами и выступами, покрытая пестрыми изразцами, -

все это было очень знакомо нашим двум молодцам, при-

ходившим каждый год на каникулярное время.

(По Н. В. Гоголю)

Упражнение 301. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Базаров с Аркадием уезжали на другой день. С утра

уже все в доме приуныло: у Анфисушки посуда из рук

валилась, даже Федька недоумевал и кончил тем, что

снял сапоги. Василий Иванович суетился больше, чем

когда-либо: он, видимо, храбрился, громко говорил и

стучал ногами, но лицо его осунулось, и взгляды по-

стоянно скользили мимо сына. Арина Власьевна плака-

ла, она совсем растерялась и не совладала бы с собой,

если бы муж рано утром целые два часа ее не уговари-

Когда же Базаров после неоднократных обещаний

вернуться никак не позже месяца вырвался, наконец,

из удерживавших его объятий и сел в тарантас, когда

лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса

завертелись, и вот уж глядеть вслед было незачем, и

пыль улеглась, и Тимофеич, весь сгорбленный и шата-

ясь на ходу, поплелся назад, в свою каморку, когда ста-

рички остались одни в своем, тоже как будто подрях-

левшем доме, - Василий Иванович, еще за несколько

мгновений молодцевато махавший платком на крыль-

це, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бро-

сил, бросил нас, - залепетал он, - бросил, скучно

ему стало с нами. Один, как перст, теперь один!» -

повторил он несколько раз и каждый раз выносил впе-

ред свою руку с отделенным указательным пальцем.

(По И. С. Т у р г е н е в у)

Упражнение 302. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Стояла тяжелая июльская жара. Не остывшие после

душной ночи камни улиц, домов и железо крыш отда-

вали свое тепло в неподвижный воздух. Поднимавший-

ся изредка ветер приносил откуда-то издалека запах

масляной краски. Народу на улицах почти не было, а

те, кто были, старались идти в тени домов. Только мрач-

ные полицейские, уныло переминаясь, стояли посреди

улиц, да конки, запряженные лошадьми, звеня, про-

катывались вверх и вниз.

В остроге шла усиленная работа по сдаче и приемке

отправляемых арестантов. В отправлявшейся партии было

семьсот шестнадцать мужчин и восемьдесят пять женщин.

«Да что же это, конца не будет! - говорил конвой-

ный начальник. - Откуда вы их набрали столько?» -

«Ну, что стали? Подходи!» - крикнул конвойный на

еще не проверенных смотрителем арестантов.

В полдень за воротами послышалось бряцанье цепей,

говор большой толпы. С громом отворились ворота, и

парами стали выходить арестанты, волоча связанные

цепями ноги. Когда арестантов вновь пересчитали, кон-

войный офицер скомандовал: «Партия, марш!» Солда-

ты брякнули ружьями, арестанты, сняв шапки, стали

креститься, и партия, окруженная конвойными, тро-

нулась, подымая пыль закованными в цепи ногами.

(По Л. Н. Толстому)

Упражнение 303. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Пехотные полки, застигнутые врасплох, выбегали

из леса, и, смешиваясь друг с другом, роты уходили

вразбивку беспорядочными толпами. Один солдат на ходу

в испуге проговорил страшное на войне и бессмыслен-

ное слово «отрезали», и вслед за тем слово вместе с

чувством страха сообщилось всей массе.

Обошли! Отрезали! Пропали! - кричали вполо-

вину приглушенные артиллерийскими раскатами голо-

са бегущих.

Полковой командир в ту самую минуту, как он ус-

лыхал нараставшую стрельбу и крик сзади, понял, что

случилось что-нибудь ужасное с его полком, и, поза-

быв про опасность и чувство самосохранения, поска-

кал к полку под градом пуль.

Он желал одного: исправить во что бы то ни стало

ошибку, чтобы не быть виновным ему, ни в чем не за-

меченному, примерному офицеру.

Счастливо проскакав между французами, он под-

скакал к некошеному лугу за лесом, через который бе-

жали наши и, не слушаясь команды, спускались под

Несмотря на отчаянный крик поравнявшегося с

ними полкового командира, несмотря на его разъярен-

ное, багровое от жары лицо и махание шпагой, солда-

ты все бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не

слушали команды.

Генерал оглянулся в отчаянии. Адъютант, с простре-

ленным навылет плечом, раненный в руку, с разбегу

остановил лошадь и стоял как вкопанный. На его заго-

релом, обветренном лице был написан ужас. Все каза-

лось потерянным.

Но в эту минуту французы, наступавшие на наших,

вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрьь

лись, и, сомкнувшись, в лесу показались русские стрел-

ки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удер-

жалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно

атаковала французов.

Бегущие возвратились, батальоны собрались, и

французы, разделившие было на две части войска ле-

вого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные

части успели соединиться, и беглецы остановились.

(По Л. Н. Т о л с т о м у)

Упражнение 304. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Метелица покинул свой отряд около четырех часов

пополудни и на совесть гнал не в меру усталого жереб-

ца, согнувшись над ним, как хищная птица, жестоко и

весело раздувая ноздри, точно опьяненный этим беше-

ным гневом. Уже совсем стемнело, когда он, пролетев

как стрела 17*/2-ъерстное расстояние, выбрался нако-

нец из тайги, где путаной тропой бродит зверь, и, порав-

нявшись с каким-то строением, с разбегу остановил

жеребца возле старого, наполовину прогнившего сарая,

давно, как видно, забытого и заброшенного людьми.

Он не спеша привязал лошадь, потрепав ее по кру-

то изогнутой шее, и, хватаясь за рыхлые края сруба,

взобрался на угол, рискуя провалиться в темную дыру.

Приподнявшись на цепких ногах, стоял он в потемках,

зорко вглядываясь и вслушиваясь в даль. Невидный на

темно-зеленом фоне леса, он еще больше походил на

хищную птицу. Перед ним лежали некошеные луга, све-

жевымытые и не тронутые предыюльской жарой, а даль-

ше - хмурая долина в темных рощах и стогах, зажатая

двумя рядами сопок, густо черневших над краем нелас-

кового звездного неба.

Метелица прыгнул в седло и выехал на дорогу. Ее

черные неезженые обочины едва проступали в траве.

Тонкие стволы берез (о чем только они не напоминали

партизану!) тихо белели во тьме. Он поднялся на бугор.

Слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнув-

шись, как хребет гигантского зверя; шумела неширо-

кая, но глубокая река. Линия сопок справа отворачива-

ла в сторону, теряясь в блекло-синей мгле. Невдалеке

виднелся костер.

Метелица сначала решил ехать к нему. Он вынул из

кобуры револьвер, готовясь к борьбе, в случае если его

встретят враги. Винтовки с ним не было: должно быть,

забыл второпях. «Эх, ты! - усовещивал он сам себя и

чуть слышно прибавил: - Была не была - вперед! Будь

(По А. А. Фадееву)

Упражнение 305. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Чапаевская дивизия шла быстро вперед, нигде не

задерживаясь, так что другие части своею медлитель-

ностью разрушали общий единый план комбинирован-

ного наступления. Испытанные в походах бойцы изум-

ляли своей выносливостью, своей нетребовательностью,

готовностью в любой час, в какой бы то ни было обста-

новке и в любом состоянии принять удар.

После 50-километрового похода вдруг завязался бой.

Усталости как не бывало: бойцы выдерживают натиск,

сами развивают наступление, идут в атаку, преследуют.

Но бывало и так, что непрерывные бои и переходы за-

маривали до окончательного изнеможения. Тогда на

первом же привале бросались пластом и спали как мерт-

вые, часто без должной охраны, разом засыпали все: и

командиры, и бойцы, и караулы.

По горам, по узким тропам, бродом переходя встреч-

ные реки, и в дождь, и в грязь, по утренней росе и в

вечерних туманах, день сытые, два - голодные, исто-

щенные, раздетые и скверно обутые, часто раненные,

шли они от селения к селению.

С такой надежной силой, ни перед какими опаснос-

тями не отступающей, нельзя было не побеждать, надо

было только уметь ею управлять.

Перед самой Чишмой бой настолько был серьезен,

что в иных ротах осталось мало: всего тридцать-сорок

человек. Даже по признанию врагов, отчаянно, вдохно-

венно, жутко дрались!

На броневые поезда кидались с ручными бомбами,

устилали трупами весь путь, бежали за поездом-чудо-

вищем, кричали «ура», бросались, как мячиками,

страшными белыми бутылками. А когда появлялись

броневики, цепи ложились ничком, бойцы не подыма-

ли головы от земли; спасались тем, что броневик «ле-

жачего не бьет». Просекал он цепи, палил; но, конеч-

но, безрезультатно, а когда удирал, то не рассчитывал,

чтобы за ним тоже, как за поездом броневым, бежали и

в него бросали белыми бутылками.

Словом, ни трудности наступления, ни сила, ни

хитрость врага - ничто не могло сломить непобедимого

духа дивизии.

(По Д. А. Ф у р м а н о в у)

Упражнение 306. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Кто они, эти партизаны? Откуда они явились?

Партизаны - плоть от плоти народа, который с бес-

страшием богатыря бьется с лютым, вероломным вра-

гом. Наши партизаны - наследники славных русских

патриотов 1812 года, чудесных храбрецов-крестьян,

дравшихся под командой поэта-бойца Дениса Давыдо-

ва. Наши партизаны - дети легендарных героев граж-

данской войны, которая прошагала, промчалась на ли-

хих конях от берегов Днепра до берегов Великого океа-

на. Наши партизаны - это патриоты-бойцы, это мсти-

тели за все страдания нашей прекрасной родины, при-

чиненные ей фашистскими ордами.

В дни мира они, может быть, самые обыкновенные,

скромные, ничем не примечательные труженики, бе-

зыменные строители. Но в священных боях за родину

они как будто сразу вырастают на голову. Тогда они ле-

гендарные богатыри, не знающие ни страха, ни сомне-

ния. Как и бойцы Красной Армии, партизаны презира-

ют смерть. Для них самое важное - истреблять врагов,

пресекать их кровавые планы, и потому каждым своим

шагом они близят час победы, они верят в эту победу,

они хотят ее. Значит, воля к борьбе и победе, вера в

правоту дела - вот подлинный источник поистине ве-

ликолепного их презрения к смерти. А что значит пре-

зирать смерть? Презирать смерть - значит быть свобод-

ным и быть гордым этой свободой!

(По А. А. К а р а в а е в о й)

Упражнение 307. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Посчастливилось как-то Афанасию Зверькову, жи-

телю пограничного поселка, во время охотничьей про-

гулки по окрестностям Ашхабада искусным выстрелом

убить горного барана. Однако при своем падении заст-

реленное животное было задержано цепким кустарни-

ком на самой крутизне, и настойчивому охотнику при-

шлось преодолеть немало препятствий, прежде чем едва

приметными путаными тропами добраться до драгоцен-

ной добычи.

Вознаградив себя за труды приличным завтраком,

Зверьков уже собирался навьючить на себя ношу, что-

бы отправиться восвояси, как вдруг слышит наверху

какой-то шум, непрерывно нарастающий. Зверьков от-

скочил в сторону и сделал это как раз вовремя, потому

что через мгновение мимо него с бешеной быстротой

промчался в пропасть громадный камень. «Не иначе, как

другой баран!» - решил охотник и стал карабкаться в

обход зверю.

Представьте же его удивление, когда, высунув го-

лову из-за прикрытия, он видит невдалеке от себя че-

ловеческую фигуру, осторожно пробирающуюся от гра-

ницы в глубь российской территории.

Застигнутый врасплох человек беспрекословно повино-

вался. По команде «вперед» арестованный тронулся в

путь; сзади, в некотором расстоянии от него, с ружьем

наготове следовал Зверьков. Так прошли они с полпу-

ти, молча и сосредоточенно. Наконец, пленник, види-

мо в отчаянии, затеял разговор, предлагая всяческие

блага в обмен за свободу.

Глупец! - презрительно прервал Зверьков вкрад-

чивую речь шпиона.-Не морочь мне голову! Не купишь

меня ничем!

Час спустя преступник был приведен на погранич-

ную заставу.

ний. Знали его и за границей. Даже Наполеон по по­ воду выгодного для России мира с Турцией заключен­ ного Кутузовым не мог воздержаться от лестного хотя грубого мнения назвав Кутузова «старой русской ли­ сой».

И вот когда разнеслась весть о гибели Смоленс­ ка когда французская шестисоттысячная армия неудержимо устремилась к древней русской сто­ лице взоры всех с надеждой обратились на вели­ кого полководца. И как ни противодействовало правительство пришлось все-таки ему уступить об­ щественному мнению и назначить Кутузова главно­ командующим русской армии. И народ не ошибся в своем выборе.

Кутузов был русским патриотом в самом полном в самом возвышенном смысле этого слова. Россия ее интересы ее честь и слава ее историческое прошлое и ее политическое будущее вот что всегда жило в его ду­ ше вот что возбуждало его мысль управляло его чув­ ствами направляло его волю.

(По Е. В. Тарле)

1. Озаглавьте текст.

2. Составьте схему первого предложения третьего абза­ ца.

3. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

477. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания; вместо точек вставьте пропущенные буквы.

Пехотные полки застигнутые врасплох выбегали из леса смешиваясь друг с другом роты уходили (в) разбивку беспорядочными толпами. Один солдат (на) ходу в испуге проговорил страшное на войне и бес­ смысленное слово «отрезали» и вслед (за) тем слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.

Обошли Отрезали Пропали кричали (в) полови­ ну приглушенные артил..ерийскими раскатами голо­ са бегущих.

Полковой командир в ту самую минуту как он услыхал нараставшую стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и по­ забыв про опасность и чувство самосохранения поска­ кал к полку под градом пуль.

Он желал одного исправить во что (бы) то н.. стало ошибку чтобы не быть виновным ему н.. в чем (не) за­ меченному примерному офицеру.

Счастливо проскакав между французами он под­ скакал к («е) коше..ому лугу за лесом через который бежали наши и не слушая команды спускались под гору.

Но в эту минуту французы наступавшие на наших вдруг без видимой причины побежали назад скры­ лись и сомкнувшись в лесу показались русские стрел­ ки. Это была рота Тимохина которая одна в лесу удер­ жалась в порядке и засев в канаву у леса неожиданно атаковала французов.

(По Л. Н. Толстому)

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте синтаксический разбор первого предложе­ ния, составьте схему.

3. Выделите деепричастные обороты.

478. Перепишите, раскрывая скобки и ставя знаки пре­ пинания; вместо точек вставьте, где нужно, пропущен­ ные буквы.

Однажды лет двадцать назад я поехал на озеро Кубенское за рыбой. Вспомина..тся (пред) весенняя не­ бесная глубь мартовская ясность воздуха и голубо­ ватые х..летины снежных полей окантова..ные (темно) зелеными ельниками. В глазах и до (сих) пор грунтовая дорога к селу Никольскому. Запах первой талой воды вернее готового к та..нию снега напоми­ нал запах только что выловле..ной рыбы. И я был уверен что без рыбы в Вологду (не) вернусь. Да и в ры-

бе ли дело? Душа моя жаждала (не) столько свеж..й ухи сколько весен..его общения с настоящими а не любительскими рыбаками.

Расчитывая попить чаю из (не) хлорированной воды я остановился (на) против деревен..ки из пяти может шести домов. Заглушил машину и подошел к первому дому. У крыльца нет (н..) следа. Подошел ко второму замок. У третьего дома замка на воротах нет но стекла в окнах выбиты. Деревня была разорен..а и брошен..а но мне (не) хотелось этому верить я побе­ жал к последнему крайнему дому. Нет и этот дом пуст! Ворота оказались открытыми в сенях (в) бе..по­ рядке валялись вилы осиновая дупля ухват и сло­ манная корзина. Я вошел в избу. Там в левом углу все было развороче..но. Туристы таким способом добыва­ ют иконы. Печ.. однако ж стояла целехон..ка. Шкаф в горн..це был настеж.. на полоч..ках еще стояла ка­ кая (то) посуда. Пол в горн..це был сплош.. завал..н налоговыми обязательствами и квитанциями. Я под­ нял с пола снимок какого (то) воен..ого схватил (на) угад горсть этих бумаж..к сунул в карман и (по) свое­ му старому следу вернулся к машин.. . Завел и (долго) долго сидел согреваясь.

(В. И. Белов)

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте полные и краткие причастия; выде­ лите в них суффиксы.

3. Выделите наречия; объясните их написание.

479. Прочитайте внимательно оба текста. Передайте своими словами их основной смысл. Объясните поста­ новку знаков препинания.

I. СЛОВО О ХЛЕБЕ.

Хлеб... Богат наш язык, сотни тысяч слов вмеща­ ет. Но попробуйте отыскать в нем еще одно, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь же мно-

гозначное слово! Разве что слово «земля». И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их родственно - рядом: земля-матушка и хлеб-ба­ тюшка.

Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. Мы и по сей день говорим: «заработать на хлеб», хотя подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный доста­ ток.

«Хлеб - всему голова!» - гласит старинная на­ родная мудрость. Сколько ни думай, лучше хлеба ни­ чего не придумаешь. «Хлеб на стол и стол - престол, а хлеба ни куска и стол - доска...»

(С. Шуртаков)

П. Поклонимся же ему [человеку, вырастившему хлеб] и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичи­ ком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благого­ вейным сердечным участием о руках, посеявших, вы­ растивших этот хлеб... А заодно будем всегда по­ мнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».

(М. Н. Алексеев)

480. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Укажите, в чем выражается сочетание в нем высокой художественности и публицистичности.

Самый большой, самый непреходящий вклад Се­ вера в сокровищницу национальной культуры - это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры, времен

Господина Великого Новгорода, и уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа - это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия.

На Севере издревле вся жизнь, и повседневная и праздничная, была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, или по­ местному «говоря», то ли песня или сказка, то ли ге­ роическая былина и искрометная скоморошина, то ли задиристая и забористая частушка.

иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Занесло, ска­ жем, артель зверобойную в кромешные льды грозного океана - ну и чем как не словом укрепить пошатнув­ шийся дух, скрасить невыносимое житье?

Давно вымерли в южной и средней России такие мамонты русского национального эпоса, как былина и историческая песня, а здесь, на Севере, еще в двад­ цатом веке они жили своей полнокровной жизнью, и маленькая, неграмотная старушонка с Пинеги изум­ ляла и покоряла просвещенную столицу своими зна­ менитыми старинами, поэтическими преданиями, словно выплеснувшимися из глубины веков...

Народно-поэтическое творчество Севера всегда жи­ ло в дружбе с книжной культурой. Крестьяне Севера, превосходившие грамотой собратьев других губер­ ний, сплошь и рядом были владельцы личных биб­ лиотек, и не случайно, что факел учености на Руси за­ жег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ло­ моносов.

Ранней весной, когда половодьем взыграют се­ верные реки и озера, с юга, из теплых краев и стран возвращаются на свою родину неисчислимые стаи птиц. А там, немного подсохнет да проклюнется зеле­ ная травка, смотришь, потянется на Север и всякий странствующий люд.

Зачем? Ради чего избалованные горожане нередко неделями терпят бездорожье, разные неудобства бы­ та?

Не для того ли, чтобы приобщиться к живот­ ворным истокам национальной культуры, чтобы красотой и словом Севера возвысить свою душу, свой дух?!

(Ф. А. Абрамов)

1. Найдите сложные слова, объясните их написание.

2. Выделите сложные предложения; определите виды связи простых предложений в сложном.

3. Найдите однородные члены предложения; определите их виды и характер связи между ними.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

§ 65. План. Тезисы. Конспект.

481. Прочитайте приводимые ниже отрывки из статьи В. Г. Белинского «Евгений Онегин» и возможный ва­ риант их записи в форме плана (перечня основных во­ просов), тезисов (основных положений с их мотивиров­ кой) и конспекта (сжатого связного изложения содер­ жания).

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Оне­ гине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оце­ нить самого поэта во всем объеме его творческой де­ ятельности. Не говоря уже об эстетическом достоин­ стве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение.

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взято­ го в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма ис­ торическая в полном смысле слова, хотя в числе его

героев нет ни одного исторического лица. Историче­ ское достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом ро­ де. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося обще­ ственного самосознания: заслуга безмерная! До Пуш­ кина русская поэзия была не более, как понятливою и переимчивою ученицею европейской музы, - и пото­ му все произведения русской поэзии до Пушкина както походили больше на этюды и копии, нежели на свободные произведения самобытного вдохновения.

Первым... национально-художественным произ­ ведением был «Евгений Онегин» Пушкина. В этой решимости молодого поэта представить нравствен­ ную физиономию наиболее оевропеившегося в Рос­ сии сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэ­ том. Он понял, что время эпических поэм давнымдавно прошло и что для изображения современного общества, в котором проза жизни так глубоко про­ никла в самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпи­ ческая поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, не от­ влекая от нее только одних поэтических мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и по­ шлостью. И такая смелость была бы менее удиви­ тельною, если бы роман затеян был в прозе; но пи­ сать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного ро­ мана и в прозе, - такая смелость, оправданная ог­ ромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта.

< ...> «Онегин» - в высшей степени оригинальное

и национально-русское произведение. Вместе с совре­ менным ему гениальным творением Грибоедова - «Горе от ума» стихотворный роман Пушкина поло­ жил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Конспект

1. «Евгений

В «Евгении Онегине», са­

«Евгения

Онегин» зани­

мом задушевном произве­

Онегина» в

мает особое мес­

дении Пушкина, с наи­

творчестве

то в творчестве

большей полнотой отра­

Пушкина: в

зились личность поэта,

этом произведе­

его чувства, понятия,

нии с наиболь­

идеалы. Это произведение

шей полнотой

имеет для нас огромное

отразилась лич­

историческое и общест­

ность поэта.

венное значение.

2. Отраже­

2. В «Евгении

«Евгений Онегин» явля­

ние в «Евге­

Онегине» вос­

ется произведением исто­

нии Онеги­

произведена

рическим в полном смыс­

не» жизни

жизнь русского

ле слова, так как в нем

русского об­

общества в один

поэтически воспроизведе­

из важных пе­

на жизнь русского обще­

один из пе­

риодов его раз­

ства в один из интерес­

риодов его

вития, что дела­

нейших периодов его раз­

развития.

ет произведение

вития. Пушкин выступа­

историческим.

ет в нем не только как

поэт, но и как представи­

тель впервые пробудив­

шегося общественного

самосознания.

3. Значение

3. Пушкин вы­

«Евгений Онегин» явился

«Евгения

ступил в «Евге­

первым русским нацио­

Онегина»

нии Онегине»

нально-художественным

как первого

как националь­

произведением, а Пуш­

русского на-

ный поэт, из­

кин - гениальным на­

ционально-

бравший наибо­

циональным поэтом, изо­

художест-

лее удачную

бразившим жизнь обще­

венного про­

форму для изо­

ства такою, как она есть.

изведения.

бражения совре­

Для этого поэт избрал

менного ему об­

особую художественную

щества - ро­

форму - роман в стихах,

ман в стихах.

причем в такое время,

когда на русском языке

не было еще ни одного по­

Окончание табл.

Конспект

4. «Евгений

4. «Евгений

«Евгений Онегин» - про­

Онегин» как

Онегин» вме­

изведение в высшей сте­

основа для

сте с комедией

пени оригинальное и на­

дальнейше­

Грибоедова «Го­

ционально-русское. Вмес­

го развития

ре от ума» поло­

те с творением Грибоедо­

жил прочное ос­

ва «Горе от ума»

культуры.

нование новой

стихотворный роман по­

русской литера­

ложил прочное основа­

ние русской поэзии, но­

вой русской литературе.

482. Составьте план к приводимому тексту. Устно изло­ жите его содержание по пунктам плана.

ФЕНОМЕН ВЕРНАДСКОГО.

В. И. Вернадскому была открыта ноосфера духов­ ной культуры во всей ее многокрасочности, в разнооб­ разии форм и национальных особенностей, потому что сам он был открыт этому бесконечному миру. Он был восприимчив ко всему высокому, гармоничному, разумному, в нем была выработана - окружением и собственными усилиями - культура мышления, спо­ собность отделять зерна от плевел.

А еще он был открыт миру природы. Он не был «бумажным ученым» и философом. Он всегда оста­ вался геологом, познавая удивительную жизнь мине­ ралов, превращения горных пород, структуру Земли, глубины ее истории, газовое дыхание планеты, судь­ бы природных вод, органичное взаимодействие гео­ сфер и живого вещества в области жизни. Он был гео­ логом, а значит, преимущественно историком приро­ ды.

Совершая экскурсии, проводя экспедиции, он про­ ехал десятки тысяч километров на поездах и в теле­ гах, пересекая вдоль и поперек Европу, Кавказ, Урал. Прошел сотни, тысячи километров пешком, изучая почвы Украины и Центральной России; рудники и карьеры Польши, Германии; древние вулканы Фран-

Пехотные полки, застигнутые врасплох, в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «Отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе. — Обошли! Отрезали! Пропали! — кричали голоса бегущих. Полковой командир, в ту самую минуту, как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста-полковника, и свою генеральскую важность, а главное — совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпа́вших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному примерному офицеру. Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, чрез который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдат голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты все бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха. Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Все казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался. Несмотря на то, что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата. — Ваше превосходительство, вот два трофея, — сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство! — Хорошо, хорошо, — сказал полковой командир и обратился к майору Экономову. Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь. — Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство. Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт, и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек. Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен. — Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! — заговорила прислуга, оживляясь. Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу. «Ловко! Вот так-та́к! Ишь ты... Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину. Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по ним картечью. Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты. В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик. — Вишь, пыхнул огонь, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад. — Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. — Ничего, гранату... — отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. — Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: — Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: — Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы... «Ну, за что они меня?..» — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. — Я... ничего, — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я... Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. — Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь, с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», — подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудия. — А то приезжало сейчас начальство, так скорее дра́ло, — сказал фейерверкер князю Андрею, — не так, как ваше благородие. Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину. — Ну, до свидания, — сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину. — До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза. XX. Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: "отрезали!", и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе. -- Обошли! Отрезали! Пропали! -- кричали голоса бегущих. Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста-полковника и свою генеральскую важность, а главное -- совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру. Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты все бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха. Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Все казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата. -- Ваше превосходительство, вот два трофея, -- сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. -- Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. -- Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. -- Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство! -- Хорошо, хорошо, -- сказал полковой командир и обратился к майору Экономову. Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь. -- Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство. -- -- - Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек. Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен. -- Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! -- заговорила прислуга, оживляясь. Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: "Ловко! Вот так-так! Ишь, ты... Важно!" Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину. Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью. Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. -- Круши, ребята! -- приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты. В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик. -- Вишь, пыхнул опять, -- проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, -- теперь мячик жди -- отсылать назад. -- Что прикажете, ваше благородие? -- спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. -- Ничего, гранату... -- отвечал он. "Ну-ка, наша Матвевна", говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. -- Ишь, задышала опять, задышала, -- говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. -- Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! -- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: -- Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: -- Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы... "Ну, за что они меня?..." думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. -- Я... ничего... -- проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. -- Я... Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. -- Отступать! Все отступать! -- прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. "Я не могу бояться", подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий. -- А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, -- сказал фейерверкер князю Андрею, -- не так, как ваше благородие. Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину. -- Ну, до свидания, -- сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину. -- До свидания, голубчик, -- сказал Тушин, -- милая душа! прощайте, голубчик, -- сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.