Сколько н в наречиях на о е. Правила одна и две буквы н в наречиях. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока :

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно ← неожиданный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно ← сильный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником - с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия - как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организованно. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н или нн

(относится к глаголу)

Сказуемое


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс тановить, бе зз аконный, конт рр еволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Мо сс овет, гла вв рач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинирова нн ы и организова нн ы, девочка воспита нн а и умна; они очень рассея нн ы.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: слома н, слома н а, слома н о, слома н ы, юноша воспита н комсомолом; девочка изнеже н а воспитанием; мы ограниче н ы временем; ученики организова н ы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: ра сс ориться (ра с + сс ориться), оде сс кий (оде сс + с кий), пру сс кий (пру сс + с кий), пятито нн ый (пятито нн + н ый).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: криста ль ный (хотя криста лл), фи н ка, фи н ский (хотя фи нн), коло н ка (хотя коло нн а), пятито н ка (хотя то нн а), опере т ка (хотя опере тт а).

Примечание. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: гра м запись, гру п ком.

Есть определенное правило русского языка , которое диктует следующий принцип образования наречий от прилагательных :

Если в прилагательном всего одна буква «Н» , то и в образованном от него наречии , оканчивающимся на буквы: «О» или «Е» также будет одна эта буква. Если изначально в прилагательном было две буквы, то и образованное наречие будет повторять также две буквы «Н». Примеры:

Две буквы «Н» : раздраженн ый – раздраженн о, взволнованн ый – взволнованн о, медленн ый – медленн о, огненн ый – огненн о, мужественн ый – мужественн о, пламенн ый – пламенн о

Одна буква «Н» : поздн ий – поздн о, забавн ый – забавн о, приятн ый – приятн о, ветрен ый – ветрен о, снежн ый – снежн о, грустн ый – грустн о, красн ый – красн о, солнечн ый – солнечн о

Таблицы с примерами.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

1) Если прилаг. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный )

Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

1) Если прилаг. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (связанный, скошенный, построенный )
2) Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес )

Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)

3) Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев )
4) Если прилаг. образованы от глаголов сов. вида (решенная )

Искл.: раненый

Сложные прилагательные

Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,

что и соответствующее им самостоятельное слово

Свежемороженое – мороженое – морозить Свежезамороженное – замороженное – заморозить

Краткие прилагательные

Пишется столько Н, сколько и в полной форме

Артисты юны (юные) Дорога длинна (длинная)

Краткие причастия

Всегда пишется только Н

Сделано дело, задача решена, связаны словом

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.

(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )

Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное

(Девочка воспитана, образованна )

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Правописание -Н- и -НН- в существительных

Всё для учебы » Русский язык » Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/pravopisanie-n-i-nn