Рейналдо Полито Как завладеть аудиторией – от собеседника до зала. Супер-советы. Можно ли мне держать ручку? Используйте короткие предложения

Не думайте, что аплодисменты и благодарные улыбки достаются только артистам, профессиональным ораторам и выдающимся педагогам или тем, кому красноречие дано от природы. Это не так! Умению владеть вниманием любой аудитории можно научиться

Красноречие необходимо не только руководителю компании или политику. Каждому может понадобиться произнести запоминающийся тост, высказать свое мнение на камеру, выступить перед коллективом, сделать доклад на конференции. В своей новой книге «Вам слово!», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», тележурналист и педагог Нина Зверева предлагает авторскую систему обучения, которая позволяет приобрести навыки успешных выступлений перед самыми разными аудиториями.

Книга представляет собой набор практических советов, которые помогут подготовиться к выступлению, даже когда нет времени; научиться справляться с волнением и уверенно общаться с залом; построить свою речь по законам драматургии; создать в зале атмосферу доверия и творчества. Умение выступать - это, прежде всего, тренировка. Требуются постоянные репетиции и оттачивание мастерства «на живых объектах».

«На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять». Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы: о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными», - пишет Зверева.

Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. Процесс обдумывания любого шага - выступления перед аудиторией, женитьбы, приглашения друзей, покупки новой мебели - неизменно идет на пользу.

Надо научиться сосредоточиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное - почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее, вы уже выиграете!

Очень важно, чтобы у вас не было других поводов для волнения, кроме одного - как выступить лучше? Например, надо избегать лишнего беспокойства по поводу того, как вы выглядите, правильно ли оделись... Все это можно продумать и предусмотреть. Стоит заранее договориться о месте, где вы будете стоять. Очень трудно стоять на пустой сцене, с этим, как отмечает Зверева, могут справиться только опытные актеры или ораторы. Гораздо удобнее, если у вас будет стол, куда можно положить листы с текстами, и стул, чтобы поставить портфель или сумку или даже присесть, если возникнет соответствующая обстановка.

Конечно, следует прийти заранее и проверить все лично. А потом Зверева советует найти укромный уголок где-нибудь за сценой и… три-пять минут до выступления побыть в одиночестве.

«Мне кажется ошибкой, когда ваши будущие слушатели входят в аудиторию и видят своего «гуру». А тот в это время мечется с микрофонами, либо звонит по телефону, либо пытается сосредоточиться в условиях, когда его уже начинают разглядывать или даже о чем-то спрашивать, - поясняет автор книги «Вам слово!». - Я предпочитаю входить в зал именно в тот момент, когда должно начаться выступление, или даже спустя минуту-две, так как люди должны устроиться в креслах, успокоиться, выключить телефоны».

Аудитории полезно сразу сообщить, сколько времени продлится ваше выступление, каким будет формат общения (лекция, игра, тренинг, беседа), собираетесь ли вы использовать слайды или видео, будет ли перерыв. Обсуждение регламента - это тоже незаметное затягивание публики. Так вы показываете, что вы партнер, а не начальник.

Зверева советует хранить в своей активной памяти несколько хороших фраз, шуток, анекдотов. Или полезно записать в рабочий блокнот или телефон хотя бы название или ключевое слово шутки, которая вам понравилась. Даже самые известные и любимые афоризмы имеют обыкновение ускользать из памяти в самый нужный момент.

Собственно тезисы своего доклада тоже удобно держать наготове. Заучивать же их, по мнению автора, не нужно. В ходе выступления ваши тезисы могут не просто поменяться местами, но и вовсе остаться невысказанными, и это не будет ошибкой, если публика усвоит самое главное - основную мысль.

«Важно, что они с вами - ваши тезисы, и вся ваша предыдущая жизнь и предыдущий опыт тоже с вами. А в зале сидят точно такие же люди, вполне симпатичные, готовые выказать вам полное доверие, если вы не окажетесь рабом своего волнения и излишней подготовки», - пишет Нина Зверева.

Бывает, правда, что среди слушателей есть люди, которые хотят вас «срезать». Или же в замечательной группе находится один особенный человек, который почему-то считает, что вы пришли к нему и ни к кому более, который упивается возможностью показать себя, свои знания и предпочитает общаться с оратором напрямую, как будто больше в зале нет никого.

Два-три вопроса «знайки-зазнайки» бывают очень кстати. Как правило, такие люди действительно любят учиться и владеют определенным багажом знаний, иногда даже превышающим ваш. «Похвалите за вопрос. Ответьте, если это не займет много времени и не нарушит ваш план выступления, - рекомендует Зверева. - Но будьте настороже! Как только такой человек получает возможность прямого контакта с оратором, он начинает претендовать на то, чтобы занять его место. А это недопустимо! Мягко, но твердо напомните о тех правилах игры, о которых вы договорились с аудиторией в самом начале. Это будет прямым обращением к залу за поддержкой, и вы ее обязательно получите».

При этом нельзя игнорировать вопросы, которые, судя по всему, звучат «от имени и по поручению» всей группы - не стоит жалеть времени на ответ, можно даже изменить что-то в первоначальном плане лекции.

Если неожиданно прозвучала тема, которая явно уводит разговор в «другую сторону» и касается только того человека, который ее задал, надо постараться отложить ответ и сделать это максимально корректно, но достаточно жестко.

Овладев техникой публичных выступлений, вместо испуга, напряжения, волнения, которые обычно мешают ораторам, вы почувствуете раскованность, чувство свободы, уверенность в себе. Ощущение власти над залом, момент упоительного успеха - это трудно с чем-то сравнить! Недаром людям, завоевавшим сцену, так трудно с ней проститься.

Главное - даже если вам удалось прекрасно выступить, не расслабляйтесь и поищите в памяти те моменты, за которые можно себя поругать. Ведь перестав сомневаться в своей непогрешимости, мы перестанем быть интересными. Каждую новую аудиторию в каждом новом случае приходится завоевывать заново. И это - самое увлекательное, заверяет Нина Зверева.

«Я впервые говорю с вами как премьер-министр в этот решающий час для нашей страны, нашей империи, наших союзников и самой Свободы». Так начал свою речь новый премьер-министр Британии Уинстон Черчилль в 1940 году.

Его ораторское мастерство и умение держаться так, чтобы все внимательно слушали , широко известны. Первая фраза его речи – так называемый «крючок», которым нужно зацепить аудиторию.

На курсах ораторского мастерства вы узнаете о многих вариантах, с чего и как начать речь . Но любое начало должно содержать такой «крючок», чтобы сразу же завладеть вниманием слушателей. Не пускайте дело на самотек, иначе выступление может даже провалиться !

Сравните эти два начала:

«Сейчас мы с вами совершим путешествие в глубины океана» (Речь океанографа Дэвида Галло).

«Я изучаю муравьев. В пустынях, в тропических лесах, у себя на кухне и рядом с домом» (Речь биолога Деборы Гордон).

Скорее всего, вас больше заинтригует первое. Кому же не хочется совершить виртуальное путешествие в глубины океана? Это и есть крючок – то, что сразу же вызывает интерес и заставляет слушать.

Как оратору создать действенный «крючок»?

Правило 1. Крючок в начале речи должен иметь отношение к аудитории.

Если то, с чего вы начинаете речь, затрагивает каждого из слушателей, начало будет иметь успех, а вы легко сможете .

Так, Кен Робинсон из клуба ораторского искусства TED talks однажды начал речь словами: «Я сам шокирован этой новостью. Я ухожу!»

Напишите свое собственное начало, учитывая цель публичного выступления и то, кто придет вас слушать.

Правило 2. Крючок в начале речи должен удивлять.

Если оратор начинает речь словами: «Тема сегодняшнего выступления – это…», все настраиваются на скуку и уныние. А вот как начал речь оратор Гэвин Претор-Пинни: «Тучи… Вы когда-нибудь обращали внимание, сколько людей жалуются на них?».

Его речь называлась «Мрачный как туча тоже может радоваться». Начало соответствовало теме и одновременно удивляло.

Правило 3. Крючок в начале речи должен быть кратким.

Если оратор начнет с длинной истории, внимание аудитории рассеется примерно к ее середине, и никто не оценит цепляющую мораль. Нужно завладевать вниманием с первых секунд. И, конечно, не допускать 10 фраз, которые никогда не говорят ораторы-мастера , ведь зачастую именно с них начинаются самые скучные речи!!

Вот как Марк Твен однажды начал длинный тост за погоду в Новой Англии: «Я почтительно верю, что наш Творец создал все в Новой Англии, кроме погоды».

Правило 4. Крючок должен вести к чему-то большему, чем тема вашей речи.

Оратору нужно показать глобальную важность своей темы. Например, в инаугурационной речи Джона Кеннеди он сказал: «Сегодня мы наблюдаем не победу партии, но торжество свободы».

Так он понимал важность своей победы на выборах.

А правозащитница Соджорнер Трут начала свою речь за права женщин со слов: «Дыма без огня не бывает».

Так она хотела сказать, что движение за права женщин возникло не на пустом месте и проблема очень серьезная.

С правильного крючка начинается успех. Если вам сложно самому придумать его, запишитесь на курсы ораторского мастерства , где этому навыку научат в совершенстве.

Мастер-класс от блестящего оратора Рейналдо Полито в формате супер-советов – настоящий подарок для всех, кто мечтает научиться красиво говорить, убеждать и вызывать доверие собеседников. Чтобы освоить это умение, следует уделить внимание целому ряду мелочей, полный перечень которых вы найдете в этой небольшой книге. Пусть она станет вашим настольным или карманным другом, помогающим помнить обо всех тонкостях в любой ситуации. Стоя перед многочисленной аудиторией или находясь в приватной атмосфере, вы всегда найдете подходящее слово и произведете нужное впечатление. Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение

Потому что жизнь, жизнь, жизнь,

Жизнь можно переделать.

Сесилия Мейрелис

Переделайте свою жизнь.

Возможно, это величайший и самый важный принцип, который выдвигает Рейналдо Полито в своей актуальной работе: как изменить наш подход к коммуникации, чтобы стать по-настоящему компетентными в отношениях и взаимодействии с другими людьми.

Книга «Искусство публичных выступлений. Супер-советы», являющаяся плодом многочисленных исследований и огромного опыта, предлагает советы и навыки, проверенные и испытанные как в учебной аудитории, так и за ее пределами. Эта тщательно проработанная книга является важным источником для всех, кто хочет общаться более эффективно и уверенно: во время публичных выступлений, деловых совещаний, официальных мероприятий и в повседневных разговорах.

Эти советы можно прочитать от начала до конца в той гармоничной и практичной последовательности, в которой они даны, или быстро просмотреть какой-то конкретный вопрос. Все вопросы рассмотрены в коротких, посвященных только им, главах, в которых есть начало, середина и конец.

В этой книге Рейналдо Полито предлагает нам возможность – умно, талантливо и здраво – задуматься над смыслом и ценностью слов в нашей жизни: как мы уточняем наши намерения, идеалы и цели; обнаруживаем общие интересы и (последнее по упоминанию, но не последнее по значению) совершенствуем себя и подчеркиваем то лучшее, что в нас есть.

Марлен Теодоро,

магистр коммуникации и рыночных исследований, писатель и специалист по публичным выступлениям на английском языке

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы (Рейналдо Полито) предоставлен нашим книжным партнёром -

Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы Полито Рейналдо

46. Овладейте вниманием аудитории

Если аудитория не обращает внимания на то, что вы рассказываете, ваша презентация потерпела фиаско. Поэтому приложите усилия к тому, чтобы с самого начала пробудить интерес у слушателей.

Скажите что-нибудь такое, что вызовет эффект разорвавшейся бомбы.

Если вы заметили, что ваши слушатели погрузились в свои мечты, мысленно бродят где-то далеко или их интерес начинает угасать, скажите нечто такое, что сразу же привлечет их внимание.

Скажите что-нибудь смешное.

Всегда чутко отслеживайте детали, возникающие в контексте вашего доклада или общей атмосферы собрания, артистично преподнесите их и сделайте их смешными.

Расскажите интересную историю.

Большинство людей любят хорошие истории. Вот очень простая и эффективная тактика: начните рассказывать хорошую историю, и люди заинтересуются ею. А затем свяжите эту историю предметом, с которым вы собираетесь познакомить слушателей, и вы получите готовую слушать и заинтересованную аудиторию.

Дайте им пищу для размышлений.

Подстегните аудиторию интересным вопросом, желательно связанным прямо или косвенно с темой выступления.

Покажите аудитории, что это значит для них.

Не делайте ошибок: люди ЭГОЦЕНТРИЧНЫ, и можно привлечь их пристальное внимание к вашей лекции только в том случае, если они почувствуют, что эта лекция может что-то им дать.

Если люди поверят, что ваше выступление может принести им какую-то выгоду, безопасность, престиж, профессиональный рост или подтвердить их философские принципы, они будут внимательными и заинтересованными в получении вашего послания. Поэтому в самом начале подчеркните выгоды, которые получат слушатели от вашего выступления.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Управление вниманием Это одна из самых распространенных, простых и эффективных техник управления мотивацией через управление сенсорным полем: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что ему видеть не надо.Возможно, вы

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ Поток внимания определяется состоянием внешнего мира, схемами восприятия в нашем мозге, контекстом момента и характером нашей деятельности. Является ли естественный поток внимания наилучшим или наиболее эффективным? Можно говорить о его высокой

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Управление вниманием Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света,

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Владеть своим вниманием Способность мудрого руководителя решать сложные, конфликтные ситуации и общаться с людьми, имеющими выраженные агрессивные и хаотические тенденции, объясняется его умением владеть своим вниманием и тем, что он «прочно стоит на земле». Человек,

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Управление вниманием Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Замечания по управлению вниманием Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлекающие внимание, разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся прежде всего

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Шаг 1. Овладейте навыками релаксации Вам необходимо овладеть четырьмя способами релакса­ции, описанными в главе пятой «Релаксация»: прогрессивной мышечной релаксацией, релаксацией без сознательного на­пряжения, сигнальной релаксацией и визуализацией особого

Из книги Тридцать советов если ваши любовные отношения закончились навсегда автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 13. Овладейте каким-либо увлекательным спортом! Эта глава является логическим продолжением главы выше – «Выбейте пост любовный стресс позитивным контр стрессом». И как обычно, начну разговор с писем моих читателей, приходящих ко мне на почту [email protected]. Только

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

3.2. Работа с вниманием Внимание – одна из важнейших составляющих хорошей памяти. Если вы невнимательны, не умеете сосредото?чиваться на чем-либо одном, вряд ли вы сможете сильно улучшить память. К счастью, внимание тоже можно и нужно тренировать. Например, прямо сейчас

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Привычка управлять своим вниманием Милая бусинка, ты наверняка заметила, что мы то и дело говорим о внимании. Даже двумя строчками выше мы упомянули этот великий транспортер энергии, а значит, и самой жизни. Наше внимание - великий артефакт женственности. Благодаря ему мы

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

§ 2. Манипуляция вниманием Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при манипуляции сознанием, являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Управление вниманием Сам процесс мышления всегда начинается с внимания.Как только возникает затруднительная ситуация, нужно в первую очередь понять, куда сейчас направлено ваше внимание. Все возможные варианты мыслей можно свести к двум. Вы возмущены тем,

Оратор должен уметь управлять своим состояниям в сложных ситуациях в соответствии с ценностями, с которыми он выходит к аудитории. Когда он уверен в своей жизненной позиции, это заставляет других поверить в его идеи. Противодействие аудитории для него не угроза, а возможность использовать поведение других, чтобы утвердить свою профессиональную компетентность. Даже если вам предстоит выступать перед высокопоставленными лицами, которые заведомо настроены критично, успех зависит от вас. Легкую тревогу можно использовать в свою пользу, а страх заменить на азартный интерес.

Медитация через визуализацию

Чтобы выступление было эффективным, то есть, чтобы удалось убедить высокопоставленных лиц, оратор должен верить в то, что он говорит. Когда он проговаривает важные вещи, он должен представлять, как они происходят.

Например, вам нужно защищать проект перед высокопоставленным лицом - так, чтобы этот человек утвердил на него бюджет. Вы знаете, что он - сухой, строгий человек, который не проявляет эмоций, может резко оборвать спикера, и от этих мыслей вы испытываете страх и апатию.

Во время репетиции в течение 10 минут представляйте, что вы хотите, чтобы сегодня произошло: как вы выступаете, что ощущаете, помещение, где происходит действие, заинтересованных слушателей - все, что поможет вжиться в роль. Та реальность, которую вы создаете во внутреннем пространстве, и будет воплощаться.

Нейтрализация негативной реакции

Допустим, перед спикером стоит амбициозная задача - например, продать идею аудитории, но среди слушателей могут быть люди, настроенные негативно, которые будут применять тактики дискредитации. Скажем, проявлять знаки, демонстрирующие, что проект ничего не стоит. Обесценивать, иронизировать, ссылаясь на авторитетные источники или мнения. Задача недоброжелателей - выбить человека из состояния равновесия, чтобы он стал сомневаться. Его состояние отразится в речи, невербальном поведении и, как следствие, ухудшится подача проекта. Как только мы допускаем мысль, что выступаем плохо, такое же впечатление начинает складываться и у участников.

Один мой клиент готовился к защите большого проекта, где, как он знал, среди слушателей будут его потенциальные конкуренты. И правда, уже на десятой минуте выступления оппоненты начали пытаться его дестабилизировать. При этом было заранее решено, что он примет на себя роль лидера, а их реплики будет воспринимать как актерские, не всерьез. Более того, он ждал этих реплик, так как для него это уже был вызов. Он должен был использовать реплики, чтобы продемонстрировать свою стрессоустойчивость и управленческую выносливость в условиях внешней агрессии. В результате проект утвердили, к тому же через короткое время первый акционер предложил ему партнерство в другом, очень большом проекте.

Работа с ограничениями

Страх, тревога перед публичным выступлением часто порождаются ошибочными установками. Например:

Если ты эксперт, ты должен все знать и не имеешь права на ошибку;

Если ты не ответил на вопрос аудитории, все поймут, что ты ничего не стоишь.

Когда вас одолевают подобные убеждения, вы утрачиваете способность спокойно мыслить и убедительно излагать свою позицию. Придумайте обратные убеждения, которые помогут вам не просто контролировать возникающие эмоции, а создадут позитивную перспективу и помогут вам испытать интерес к тому, как пройдет выступление. Например: «Эксперт всегда исследует, всегда работает в зоне непознанного». Если эксперт работает в зоне роста и открытий, а не повторяет то, что говорил пять лет назад, то вероятность споров и других позиций имеет право на существование, и страх незнания ответов на вопросы исчезает сам собой.

Запишите новые убеждения на телефон. Важно, чтобы они попадались на глаза будто бы случайно. В результате вы станете более смело представлять свои идеи на собраниях перед руководством, справитесь со страхом показать, что чего-то не знаете. Высокопоставленные лица ценят тех, кто не боится трудных ситуаций и может признавать ошибки.

Зрительный контакт

Хороший оратор должен за первые пять-шесть минут выступления установить контакты глазами как минимум с семью-восемью людьми. И дальше - чем больше, тем лучше. Значимость зрительного контакта с другим человеком невозможно переоценить. Так удовлетворяется базовая потребность быть ценным для другого. Люди, с которыми вы устанавливаете положительный контакт глазами, будут испытывать по отношению к вам лояльность. Не задерживайте взгляд надолго, это может смутить человека. Если встретили у кого-то недоброжелательный взгляд, не старайтесь ему понравиться, переключитесь на других слушателей. Иначе вы потратите силы, чтобы расположить этого человека, но понесете потери: будете хуже говорить, и лояльные участники получат худший результат, чем заслуживают.

Самое сложное - устанавливать контакт со значимым для нас человеком, про которого мы знаем, что он обладает высокой экспертизой или статусом, а мы кажемся себе слабее на его фоне. Подумайте, какие люди в вашей жизни вас больше всего нервировали, скорее всего они будут на него чем-то похожи. Ищите подобных людей чаще и встречайтесь с ними спокойным и уверенным взглядом. Постепенно они перестанут быть для вас такими пугающими.

Комплиментарность ролей

Выступление оратора всегда влияет на аудиторию: либо вдохновляет, либо усиливает активность, либо вызывает раздражение, а может, навевает скуку. Для того чтобы научиться управлять аудиторией, проанализируйте ее потребности, выберите подходящую роль и сыграйте ее.

Например, если ситуация конфронтационная, то задача, выступая, - убеждать.

Если ваши слушатели - интеллектуалы, выберите роль эксперта-исследователя. Щедро делитесь знаниями, но не морализируйте. Дайте и другим возможность сформулировать свое мнение.

Если слушатели много работают и устают, станьте им другом. Не только давайте информацию и декларируйте цели, но подарите оптимизм и вдохновение, помогите набраться сил.

Если они потеряны, примерьте роль ментора. Это поможет им испытать доверие и следовать за вами.

Однако примеряя роли, нельзя забывать об основополагающих вещах. Если вы претендуете на звание звезды ораторского искусства, то и контент должен быть соответствующий. Речь должна быть наполнена фактами. Оцените свое выступление с точки зрения полезности для аудитории, ведь ее время - самый дорогой ресурс.

В моем понимании, при подготовке к выступлению оратор обязан быть перфекционистом, въедаться в детали, прорабатывать разные варианты взаимодействия с аудиторией. Переступив порог зала, он должен войти в образ, стать артистом, для которого это игра. И самое главное - подмечайте после выступления то, что получилось хорошо, чтобы ваш мозг не посчитал усилия напрасными.