Классные часы по экономическому воспитанию для старшеклассников. «Путешествие в страну Экономику». Классный час. Мини-лекция «Таинственная власть денег»


Литература:

1. Паламарь А. Мудрость общения. - М.: Молодая гвар­дия, 1990.

2. Энциклопедия этикета. Санкт-Петербургский издательский дом «МиМ»., 1997. - 576 с.

^ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

- Лекции и беседы, где проблематика выступлений должна быть увязана с изучением основных дисциплин с учетом уровня об­щеобразовательной подготовки и возрастных особенностей школь­ников.

Политические информации (обзорные и тематические), бе­седы за «круглым столом».

Тематические вечера по вопросам развития народного хо­зяйства.

Конференции.

Оформление альбомов, стенгазет, бюллетеней с экономичес­ким содержанием.

Передачи школьного радиоузла.

Создание уголков юных экономистов.

Трудовые десанты.

Рейды по соблюдению режима экономии в школе, посты юных экономистов.

Встречи и беседы с интересными людьми.

Экскурсии на предприятия для знакомства с технологией, экономикой и организацией производства.

Планирование и распределение бюджета личного времени учащихся, учет, самоконтроль, фотохронометраж.

^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1 класс - Всякому делу - свое время (о режиме дня). Как удоб­нее выполнять домашнее задание. Всякая вещь трудом создана. Сколько стоит твой учебник. Каждой вещи - свое место. Мир, ко­торый нас окружает. Удивительное рядом.

2 класс - Твой режим дня. Твое учебное место в школе и дома. Хлеб - всему голова. Наша школа - наш дом. Мы - твои друзья, природа. С кем дружит небо?

^ 3 класс - Минута час бережет. Умеешь ли ты учиться (о науч­ной организации учебного труда). Богатства Родины трудом мно­жатся.

4 класс - Как организовать себя (о режиме экономии време­ни). Учись учиться, чтобы уметь трудиться. Цена твоего учебника. «Мое» и «Наше».

^ 5 класс - Цена одной минуты. В чем заключается культура учебного труда. Сколько стоит твоя учеба. Школа умелых хозяев.

6 класс - Как научиться ценить и рассчитывать время. Учись рационально учиться. Уметь хозяйствовать - значит уметь считать. Выбор профессии - важное дело. Сколько стоит рубль?

7 класс - Береги свое и чужое время. Как правильно организо­вать свой труд и труд коллектива? Природа и человек. Экономика родного края. Экономика домашнего хозяйства.

8 класс - Почему нам не хватает времени? Значение НОТ для тебя и общества. Сколько стоит бесплатно? Экономика профессии, которую ты выбираешь. Хозяин начинается в школе.

9 класс - Рациональная организация бюджета времени. Каче­ство и эффективность нашего труда. Сколько стоит бесхозяйствен­ность? Разумные, экономически обоснованные потребности и их удовлетворение. Природа - источник предметов труда. Бережливым быть обязан. Экономика вокруг нас.

10 класс - Свободное время - простор для развития способно­стей. Режим экономии в обществе. Рационально организуй свою де­ятельность. Экономист - каждый.

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ И ТУРНИРЫ

Цель: определение уровня экономических знаний и умений уча­щихся.

Ученики одного класса (или одновозрастной параллели) рас­пределяются по командам. В каждой команде по 10 человек. Осталь­ные - болельщики. Каждая команда предлагает свои варианты офор­мления класса, где будет проводиться турнир.

^ ПЛАН ТУРНИРА

1. Вступительное слово председателя жюри.

2. Показ домашнего задания (рассказ об одном из предприя­тий).

3. Конкурс «Спрашивайте - отвечаем».

4. Конкурс «Экономическая смекалка».

5. Подведение итогов, награждение победителей.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ

«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо» (И.В. Гете).

«Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку» (Ж. Лабрюйер).

«Хорошее употребление времени делает время еще более дра­гоценным» (Ж. Ж. Руссо).

«Небрежный человек все делает вдвойне» (А.В. Суворов).

^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей при­роде, научить ребят общению с ней.

Программа дня: экологическая разведка, конкурс знатоков при­роды, работа « фабрики Самоделкина» по изготовлению поделок из природного материала, выставка «Природа и фантазия», опера­ция «Муравей», знакомство с Красной книгой; «Копилка экономи­ческих знаний», подготовка рукописной книги о 10 чудесах приро­ды; игра-путешествие «В гости к Берендею»; конкурс знатоков го­лосов птиц и животных.

^ ОПЕРАЦИЯ «МУРАВЕЙ»

Цель: учить детей наблюдению за жизнью окружающего мира

на примере муравьев, формировать у них готовность к защите при­роды.

Программа дня: беседа о пользе муравьев в природе и необхо­димости их охраны, подготовка охранительных знаков; десант по поиску муравейников, установка охранительных знаков; наблюде­ние за муравейниками, рассказ «Это интересно знать».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Мирмекология - это наука, изучающая жизнь муравьев. Сре­ди них есть карлики и великаны. Самые крупные - бразильские му­равьи, их длина 4 см (40 мм), а муравьи-лилипуты достигают всего лишь 2-3 мм в длину. В одной и той же муравьиной семье живут разные особи. Бескрылая матка, или «царица», - родоначальница всей семьи - живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи - няньки - ухаживают за царицей. Самое многочисленное население - рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, выкармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи - «солдаты», или «воины». Их обязанность - защищать гнезда от внешних врагов.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах.

Бывают муравьи-цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около му­равейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прора­стают. Муравейник растет рядом с цветником. В меню рыжего мура­вья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например, амазонки, но есть и такие, которые питаются только растительной пищей.

Бывают случаи нападения одного вида муравьев на колонии другого. Напав на них, они уводят с собой «в рабство» часть населе­ния.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие - челюсти. Есть

и ядовитые муравьи, которые жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота, она обжигает кожу.

Найден муравейник-гигант в Мурманской области, за поляр­ным кругом. Высота его 132 см, диаметр около 250 см, объем около

4 кубических метров.

(Организация жизни детей в летнем лагере. Воспитание школь­ников. №3,1996. - С. 16-20.)

^ ИЗРЕЧЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». (К. Па­устовский).

« Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И. С. Тургенев).

« Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л.Н.Толстой).

« Человек, который понимает природу - благороднее, чище». (Л. М. Леонов).

М. Дудин

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

на тропинке солнечные блики,

на камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.

Чудо песен,

городов и весей,

мрак глубин и волю поднебесий,

старости последнюю отраду,

женщину, бегущую к детсаду,

небо в звездах, океан и сушу

и в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити!

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы.

Берегите Землю!

Берегите!

Времени крутые повороты,

радость вдохновенья и работы,

древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства.

Откровения земли и неба,

сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась. Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю

И все от вас приемлю Только берегите эту землю!

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ

От Айболита:

Вот заданье Айболита, врачевания урок:

и ромашку, и малину собирайте летом впрок, находите листья мяты, валерьяну, Иван-чай, травам скажем мы, ребята:

«От болезней выручай!».

Лечит ландыш, подорожник,

от недугов всевозможных,

потому что Айболит

запасать их вам велит.

Займитесь все полезным делом,

пусть каждый станет сильным, смелым!

А у кого что заболит

Так вам поможет Айболит!

Что означает слово «аптека»?

Что означает название «мать-и-мачеха?»

Когда следует собирать лекарственные травы?

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

а ее зеленый лист

Нам идет на чай!

Что за травка? отвечай!

(Душица)

Беленькие горошки на зеленой ножке...

(Ландыш) Тонкий стебелек у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листки -Маленькие лопушки. Нам он, как хороший друг, Лечит раны ног и рук.

(Подорожник) Стоят в поле сестрички:

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка)

А вот рассказ лекарственных трав о себе

Валерьяна. Я высокая, в рост человека, с бородчатыми листь­ями и мелкими, собранными в пучок, цветами. Из моего корня дела­ют волшебные лекарства, которыми лечат заболевания сердца.

Ландыш. Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубравами, цветки мои очень ароматны. Но меня любят не только за нежную красоту, но и за то, что я помогаю людям избавиться от болезней, капельки моего сока укрепляют сердечную мышцу, но, к сожалению, я становлюсь очень редким растением.

Шиповник: Мои красивые ягоды созревают поздно - в октяб­ре. Из них получается очень вкусный и полезный напиток. Он ук­репляет здоровье, помогает больным скорее восстановить силы.

Багульник. Я -багульник. Стройный, высокий,с мелкими про­долговатыми листочками. Я избавляю людей от коклюша, лечу рев­матизм и кожные болезни.

Зверобой. Меня называют травой от 99 болезней. Расту я всю­ду: в степи, в лесу, на обочинах дорог. Посмотрите на меня: мелкие листочки, желтые цветочки. Я убиваю вредные микробы, очень быс­тро залечиваю раны и царапины. Настойка из меня укрепляет десны.

Мать-и-мачеха. Цветки мои золотистые, желтые, красивые,

листья большие. Собирают мои соцветия и листья. Излечиваю от кашля и бронхита.

^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР «СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ЗЕЛЕНОЙ»

Щади зверей и птиц, деревья и кусты. Ведь это все слова, что царь природы ты. Ты только часть ее, зависимая часть. Что без нее и мощь твоя, и власть.

^ Вл. Алексеев

Оборудование: плакаты, рисунки, поделки из природного ма­териала.

ЭКОЛОГИЯ - «экос» - дом (лат.), «логос» - наука. Почему

это наука о доме?

1. Представление команд и защита эмблем и девизов команд.

Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, кото­рая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.

Человек не может существовать вне окружающей природы, т.к. он сам ее часть. И чтобы жить в согласии с природой, а только та­кая жизнь и может быть счастливой, т.к. она проходит без внутрен­него разлада человека с самим собой, человек должен подчиняться единым для всей природы законам. Мы живем с вами на дне воз­душного океана. Для нас также естественно дышать чистым возду­хом, мы задыхаемся в загрязненной среде, и только когда это про­исходит, вспоминаем, что вокруг нас воздух.

ВОПРОСЫ:

1. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера). 1. Назовите источники загрязнения атмосферы. (Топливо, транспорт, предприятия, теплостанции, вулканы).

3. Каков состав воздуха? (№ 2 - 78%, О 2 - 21%, СО 2 - 0,03%,

инертные газы, пары Н 2 О).

4. Какие вещества являются загрязнителями воздуха? (СО, сажа, NO, NO 2, SO 2, выхлопные газы).

5. За счет чего поддерживается постоянный состав воздуха? Изобразите круговоротО 2 в природе.

6. Что такое кислотные дожди? Каков их вред? Напишите урав­нения реакций образования кислотных дождей (SO 2 + Н 2 О = Н2SО 3 ;

4NO 2 + О 2 + 2H 2 О = 4HNO 3 ).

7. Какие микроорганизмы могут находиться в воздухе? (Бак­терии, вирусы).

8. Какие болезни они могут переносить? (Грипп, ангина, ту­беркулез, паратит).

9. Предложите свои варианты по уменьшению загрязнения (или очистке) атмосферы воздуха.

Воздух чистый, свежий,

дышится легко и свободно.

Не умыться, не напиться без воды,

листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

ВОПРОСЫ:

1. Почему все живое не может обходиться без воды? (Вода вхо­дит в состав каждой клетки: клеточный сок, цитоплазма, кровь, слю­на).

2. Как называется водная оболочка Земли? Назовите ее состав­ляющие. (Гидросфера. Реки, моря, озера, океаны, ледники, подземные источники, облака).

3. Какие источники загрязнения гидросферы вам известны? (Сбросы промышленных предприятий, коммунальные и сельскохозяй­ственные, водный транспорт, смыв удобрений и ядохимикатов).

5. Какие способы очистки питьевой воды вы знаете?

6. Полезно ли пить постоянно дистиллированную воду? (Нет, она вымывает соли из организма).

7. Знаете ли вы, сколько рек и речек протекает по территории Донского края? Какая самая крупная? (Примерно 5 тысяч рек; Дон).

^ ТРИ КЛАДА У ПРИРОДЫ ЕСТЬ:

ВОДА, ЗЕМЛЯ И ВОЗДУХ - ТРИ ЕЕ ОСНОВЫ

1. Что такое почва?

2. Как называется процесс разрушения верхних слоев почв? (Эрозия).

3. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автострадам? (Автомобильные выхло­пы содержат вредные вещества, которые могут привести к отравле­ниям).

4. Какие источники загрязнения почвы знаете? (Удобрения, сред­ства борьбы с вредителями, различные аварии).

5. На холмистой поверхности ростовского Донбасса часто мож­но видеть окутанные дымкой серо-черные терриконы. Что это та­кое? Каков вред, наносимый ими, и как он восполняется?

6. Знаете ли вы сколько видов растений произрастает на тер­ритории Донского края? (Примерно около 2 тысяч).

8. У нас в области есть леса, выращенные человеком. Они име­ют большое значение: микроклимат, регулируют сток вод, защи­щают от ветров, являются пристанищем для животных и птиц. На­зовите их. (Горный лес, Манычский лесхоз. Ленинское лесничество, агролес).

^ 9. Самое могучее дерево Донского края, которое живет не одну сотню лет, служит символом могущества и долголетия. (Дуб).

Подведение итогов.

Человек - он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход.

^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

1. По одной ветке определить породу дерева. Можно для это­го использовать следующие загадки:

Стоит красавица - косы зеленые, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее.

(Береза)

Темной он покрыт корою, лист красивый, вырезной. А на кончиках ветвей много-много желудей.

(Дуб)

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес. Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый.

(Сосна)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается. А цветок - что медок, лечит от кашля, гриппа и хрипа.

«Потребности человека» – конспект занятия по экономическому воспитанию детей

"Потребности человека"

Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Ключевое слово: «потребности», «товары», «услуги».

Материалы для проведения занятия: шкатулка.

Ход занятия

Вводная часть.

Волшебный сундучок..

Дети, что вам поднимает настроение?

А какие вещи помогают вам развеселиться?

А сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать то, что он хочет. Именно ту вещь, которая поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали. (Воспитатель демонстрирует работу шкатулки.)

1. Терминологическая часть.

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «потребности».

Ребята, у каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Беседа-размышление.

Дети, подумайте и назовите свои потребности, то без чего вы не сможете жить (пища, солнце, воздух, тепло).

Когда человек растет, то его потребности растут вместе с ним. Давайте вспомним то время, когда вы были совсем маленькими и только пришли в детский садик. Какие у вас тогда были потребности?

Воспитатель знакомит детей с различными потребностями.

Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?

Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогаю людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.

Дети, когда вы вырастите, у вас появиться потребность в образовании и тогда вы пойдете в школу.

А сейчас каждый ребенок ходит в детский сад, общается дома с родителями, друзьями. Это происходит потому, что у нас есть потребность в общении. Мы не можем долгое время находиться без общения.

Эксперимент «Молчанка».

Ребята, давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, сколько времени человек может находиться без общения. Сейчас каждый «закроет ротик на замок» и постарается как можно дольше ни с кем не разговаривать. (Проводят эксперимент.)

Дети, мы с вами только что определили, что человек не может долгое время находиться без общения.

Беседа-уточнение.

Дети, давайте подумает, одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?

Сейчас я буду называть вам различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх, а ели это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, мяч, машина, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.

Мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это тепло, вода, пища и воздух.

Физкультурная минутка.

Дети, давайте попробует изобразить кошечку, которой очень холодно (дети встают и изображают замерзшую кошку).

Для того чтобы согреться, кошечка решила растереть своё тело лапками (дети потирают руками своё туловище, руки, ноги).

Но и это не помогло кошечке согреться. И тогда она решила сделать зарядку (дети выполняют несколько упражнений).

Ну вот выглянуло долгожданное солнышко, кошечка потянулась во все стороны и начала сладко мурлыкать (дети потягиваются в разные стороны со звуком «мур-мур-мур»).

Воспитатель знакомит детей с понятиями «товар» и «услуги».

Дети, для того, чтобы удовлетворить все ваши и свои потребности, родители покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и не съедобные. Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».

Но не все потребности можно удовлетворить купит какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

2. Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Одну игру за выбором воспитатель проводить во время занятия, остальные – на протяжении недели.

Игра – обобщение «Виды товаров».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, каким словом можно назвать все остальные слова.

Стол Шапка

Стул Яблоки

Куртка МЕБЕЛЬ Штаны ОДЕЖДА

Шкаф Юбка

Огурец Сапоги

Морковь Картофель

Капуста ОВОЩИ Босоножки ОБУВЬ

Туфли Ботинки

Игра – диалог «Товары – услуги».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное слово товаром, или же это учреждение, которое предоставляет услуги (услуги дети называют самостоятельно).

Игрушки – Т.

Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).

Одежда – Т.

Почта – У (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет).

Кукла – Т.

Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).

Книга – Т.

Фломастеры – Т.

3. Вариативная часть.

(Эту часть занятия воспитатель проводит по собственному усмотрению.)

Развитие речи.

Работа над загадками..

Воспитатель предлагает детям разгадать загадки и определить, являются ли названные предметы товаром или услугой.

Изобразительная деятельность.

Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать любой товар или услугу (в углу рисунка ребенок обозначает буквой Т – товар, У – услуги). Или же ребенок рисует свои потребности.

Заключительная часть.

Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждого из нас есть свои потребности в пище, воде, тепле, потребности в общении. Но ёще каждому человеку необходимо внимание друзей. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Приложение к занятию

Загадки

Транспорт (услуги).

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

(Самолет.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

Товары.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

(Стол.)

Не будильник, а звенит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно – … (Телефон.)

  1. Анализ воспитательной работы 4 класса за 2013 2014 учебный год

    Документ

    Проведены родительские собрания по следующим темам : «Эстетическое воспитание ребенка... для птиц Программа по экономике «В гостях у Скруджа » Воспитание любви к... Классный час «Доброжелательность и грубость» Гражданско-патриотическое Возложение венков на ...

  2. Татьяна Шишова «кто соблазнит малых сих…»

    Документ

    В мультфильме дядюшка Скрудж представлен очаровательным стариком... гости , оказывается за столом рядом с «представителем теневой экономики » и сочувственно кивает в ответ на ... распространяться на уроке на тему женской... так называемый «классный час » будет...

  3. 5 Где моя зарплата? 6 Если я знаю ответы на все вопросы, зачем мне думать?

    Документ

    Автоматически осуществляются 24 часа в сутки. ... дядюшку Дональда Дака Скруджа МакДака. Ее... коренной американский гость рассказал нам... . Экономика Японии между тем основывается на несколько... и посещать классные собрания, направленные на поддержание школы...

  4. Давайте проведем небольшой тест. Какие ассоциации вызывает у вас слово «хакер?»

    Документ

    Нарисованные на простой старой классной доске, ... и отрубиться часов на двенадцать. Альтернативой... как почетный гость и повивальная... разговаривать на тему финансирования группы на деньги... драгоценным камнем экономики , потому... «дядей Скруджем », не позволяя...

  5. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы

    Документ

    Написал реферат на тему гигиены полости рта... выдвигаются скупцом типа Скруджа *. Аргументы же... изменений в политике, экономике , вызвать сдвиги в классо... принять в качестве гостей китайцев?» Ответило... не столько на уроках и классных часах через публичные...

Классный час, посвященный экономическому воспитанию.

Цели - расширить представление детей о природе денег и культу-ре обращения с ними; раскрыть сущность денег как нравственной кате-гории.

Задачи: формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатст-ву; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мыш-ления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа с детьми: назначить груп-пу детей для подготовки информационного блока (4 ученика). Одна ксерокопия обеспечит всех участников текстами.

Оформление; на доске записать предложения для анализа. Самый доходный вид физического труда - грести деньги лопа-той! (А. Морозов)

Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег! (А. Граф) Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)

План классного часа

Интерактивная беседа по теме «Золотой телец».

Информационный блок:

Мини-лекция «Таинственная власть денег».

Путешествие в историю денег.

Деньги: цель или средство.

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги».

Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги».

Дилемма: деньги - зло или благо?

Осторожно - деньги! Составление правил обращения с день-гами.

Анализ высказываний. Мудрые советы.

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

(Звучит музыка (куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст»). Eсли музыки нет, учитель читает слова:

На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир - телец златой!

В умилении сердечном прославляя истукан,

Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал, окружая пьедестал!

Сатана там правит бал, там правит бал!

Этот идол золотой волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!

В угожденье богу злата край на край встает войной;

И людская кровь рекой по клинку течет булата!

Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!

Сатана ликует там, ликует там!)

I. Интерактивная беседа по теме «Золотой телец»

Классный руководитель. Всем известна эта музыка - это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному куми-ру - золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди?

Примерные ответы детей:

Золотой кумир - это деньги, золото.

Люди убивают друг друга за драгоценный металл.

Кумир - это капитал, из-за него все зло на планете.

Это такая статуя из чистого золота, которой нужно было при-носить человеческие жертвы.

Классный руководитель. Ну что ж, смысл этих куплетов вам понятен. Согласно библейскому преданию золотой телец - это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу. В пе-реносном смысле золотой телец - это символ богатства, денег.

Согласны ли вы с тем, что этому идолу поклоняется все челове-чество?

Примерные ответы детей:

Конечно, нет, есть много людей, для которых деньги безраз-личны.

Те, кто верит в Бога, не поклоняются этому тельцу.

Многие люди спокойно относятся к деньгам: есть - есть, нет - ну и не надо.

Золоту не поклоняются, но от денег никто не откажется.

Многие сейчас хотят быть богатыми, но это не значит, что они поклоняются золотому тельцу.

Классный руководитель. Мефистофель поет, что от золо-та - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось?

Примерные ответы детей:

Сейчас тоже идут войны из-за нефти, которую называют «чер-ным золотом».

Из-за денег бандиты убивают конкурентов.

Сейчас могут убить даже за чепуховую сумму.

Из-за денег творится много преступлений.

Деньги рождают зависть, жадность, ненависть.

Из-за денег, наследства люди убивают даже матерей и отцов.

Классный руководитель. Слова этих куплетов были напи-саны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.

II. Информационный блок

Мини-лекция «Таинственная власть денег»

Классный руководитель. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумыва-ется о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги - это величайшее изобре-тение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Не случайно куплеты о золоте поет Мефистофель. В старину считали, что деньги - это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег. Приглашаю к доске участников творческой группы (имена, фамилии).

Путешествие в историю денег

Ученик 1. Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додума-лись наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово «капитал» как раз и произошло от латинского caput, что значит «голо-ва». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например" лодка стоила полкоровы - не будешь ведь рубить скотину пополам!

Ученик 2. И тут появились драгоценные металлы: золото и се-ребро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной де-нежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не раз-режешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьем в руке.

А слово «деньги» произошло от слова «деньга» - это была се-ребряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от импе-ратрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой - премия тянула на 3 с лишним тонны! А это - целый грузовик! Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII в. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».

Классный руководитель. Как видим, ничего демониче-ского, сверхъестественного, и уж тем более божественного, деньги в себе не несут. Хотя есть люди, для которых деньги стали религией.

Деньги: цель или средство

Ученик 3. Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способно-стей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жерт-вуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ре-монтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жад-ность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, на-пример, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

Ученик 4. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт Конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собст-венным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи, врученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку - потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть.

Ученик 3. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рок-феллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчинен-ные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.

Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнув-шись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»

Ученик 4. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могу-щественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «ве-личайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рок-феллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».

III. Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

Классный руководитель. Вы услышали рассказ о выдаю-щемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансо-вым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рок-феллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов».

Самый богатый человек мира - и почему-то Марк Твен хочет по-дать ему 15 центов. Не кажется ли вам это странным?

Примерные ответы детей:

Может быть, писатель имел в виду, что Рокфеллер нищий ду-ховно?

Раз человек так напрягается, значит, чего-то ему не хватает. Наверное, это имел в виду писатель.

Может, он был жадный, жалел на себя денег, ходил в плохой одежде?

Наверное, писатель знал, как строго Рокфеллер относится к своим детям, жалеет на них денег.

Классный руководитель. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным?

Примерные ответы детей:

Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные.

Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо.

Тогда получается: бедные - это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег.

Классный руководитель. Мне кажется, у нас на доске есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги»

Классный руководитель. Есть такие вещи на земле, ко-торые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Про-должим.

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

[ - За деньги можно купить часы... (но не время).

За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).

За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).

За деньги можно купить еду... (но не аппетит).

За деньги можно купить дом... (но не семью).

За деньги можно купить положение в обществе... (но не уваже-ние людей).

За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).

За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).

За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).

За деньги можно купить икону... (но не веру).

За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).

За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение). Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству

миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по кар-ману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, сове-стью. Это слишком дорого!».

Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги»

Классный руководитель. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько спешно это у них получается.

(Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слов о детям.)

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилет-ний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок допол-нительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказа-лись, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репе-титора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репе-титора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма пре-успевающий предприниматель. Но...

Классный руководитель. Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвест-но, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные те-лефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут бра-ту денег. Так что дохода проект не принесет.

В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал - навер-ное, у них это были далеко не лишние деньги.

Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

VI. Дилемма: деньги - зло или благо?

Классный руководитель. Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения?

Примерные выступления детей:

Нельзя сказать однозначно. Для кого-то - зло, для кого-то - благо, все зависит от человека.

Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сель-ского хозяйства, ни культуры, ни образования.

Скорее, зло - деньги разделяют людей.

Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится.

Классный руководитель. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отноше-ния человека к деньгам.

VII. Осторожно - деньги! Составление правил обращения

с деньгами

Классный руководитель. Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

Зарабатывай честно.

Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги при-людно.

Старайся не влезать в долги.

Не играй в лотереи, азартные игры.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

VIII. Анализ высказываний. Мудрые советы

Классный руководитель. Помните, что культура обраще-ния с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отноше-ние к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи? Примерные ответы детей:

Не изменилось. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!

Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.

Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.

Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека не-счастливым.

Быстров Дмитрий

Учеником 8А класса был разработан классный час для учащихся начальной школы. Совместно с учениками 5 класса был дан урок, 1 сентября 2014г. Цель урока-сформировать бережное отношение к книгам, а также воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Классный час по экономическому воспитанию школьников "Книга-наш друг"

Тема: «Книга-наш друг»

Оборудование:

выставка книг, плакат, карточки с пословицами, медали для конкурсов, закладки, книги из школьной библиотеки, требующие ремонта.

Цели:

дидактическая: сформировать у детей представление о необходимости книги для людей, рассказать о том, как появляется книга, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги, повторить правила обращения с книгой.

развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь, память, усидчивость, кругозор, творческие и организаторские способности.

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям и их труду, бережное отношение к книге.

Подготовительная работа.

Обсуждение темы и формы проведения классного часа. Постановка целей.

Обсуждение хода классного часа.

Подготовка ведущих и распределение ролей.

Формирование групп учащихся 8 класса. Каждая группа получает задание.

Подготовить наглядность: выставку книг, плакаты, карточки с пословицами, медали для конкурсов закладки.

Собрать материал и обыграть его.

Учащимся 5-го класса подготовить загадки, пословицы и поговорки, стихи о книгах.

Ход классного часа

Исполнение песни “Чему учат в школе?”

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе-3 раза.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе-3 раза.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе-3 раза.
Книги добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе -3 раза.
Находить восток и юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе-3 раза.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе-3 раза.

Учитель.

Так чему учат в школе? (Ответы детей)

Сегодня мы проводим классный час “Книга - наш друг!” (Знакомство с выставкой книг)

На нашей выставке
Самые разные книги
Короткие и длинные,
Новые, старинные.
Обычные и странные
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес
С картинками и без.

Учитель.

Мы говорим: “Книга – друг!”

Ребята, почему книгу называют другом? (Ответы)

Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем, словно крылья, уносит в будущее.

Плакат:

Книга- учитель,Книга- наставник,
Книга - надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

Учитель.

Сегодня мы будем учиться беречь книги.

Учитель.

К нам на праздник пришли гости Читай-ка, Книги.

(Представление гостей)

Читай-ка.

Ребята, а какие загадки о книге вы знаете?

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а говорит.

Кто говорит молча?

Не дерево, а с листочками,Не рубашка, а сшита.
Не растение, а с корешком.
Не человек, а с разумом.

Без рта, без языка, а разговаривает?

Неживая живого учит.

Эта слоеная лепешка
Глупым даст ума немножко.

Ты беседуй чаще с ней,
станешь вчетверо умней.

Это диво: поглядишь - чистехонько,
Погладишь - гладехонько,
а станешь читать - везде задевает.

У каждой девчонки и мальчишки
Есть эта книжка - заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем …… (Букварь)

(Отвечающие дети награждаются медалями)

Читай-ка.

Ребята, люди придумали много пословиц и поговорок о книге? Чтобы вспомнить некоторые из них проведем игру “Найди пару”.

(Для проведения игры приглашаются 10 ребят, им раздаются карточки)

Условия игры

На данных карточках написаны начало или окончание пословицы. Вам нужно образовать пары таким образом, чтобы на ваших карточках получилась пословица о книге.

Книга – не сайка, а раскусишь - сладко.

Книга подобна воде,
Дорогу пробьет везде.

С книгой жить - век не тужить.

Ум без книг, как птица без крыл.

(Читай – ка награждает детей медалями)

Учитель.

Посмотрите, как много пословиц и поговорок, загадок о книге вы знаете. А ребята нам приготовили стихи о книгах.

В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок-
Просит книжку показать.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить,
Принеси ему Гайдара –
Будет век благодарить.

Учитель.

Сколько хороших слов было сказано о книге. А всегда ли мы благодарны книге, относимся к ней, как она этого заслуживает?

К нам пришли герои басни Бориса Заходера “Две книжки”. Послушайте их и скажите, хозяин какой книжки вам понравился? И почему? А хозяин какой не понравился? И почему?

1 Книга.

Ну, как твои делишки?

2 Книга.

Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки…
Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты.
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

1 Книга

Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А, посмотри – ка, на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить – то неприлично.
Зато и я его учу не как – нибудь…
А на “отлично”.

2 Книга

Ну, мой на “3” едет еле-еле
И даже “2” получил на той неделе…

1 Книга.

Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки
Какой ты ученик.

(Обсуждение)

Учитель.

Вы учитесь в школе и основные книги для вас учебники. Часть книг вы получаете бесплатно.

Послушайте стихотворение В. Суслова, в котором рассказывается, как по учебнику можно рассказать о его хозяине или хозяйке.

Дают нам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности, что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
А, если ты, скажем, не очень опрятна,
И там на страницах
Какие – то пятна?
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку учебник
Свалился случайно…
Грязнуля?
Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать,
Сокровенная тайна.
И вдруг за зимою
Приходит весна!
Все улицы залиты
Солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна…
Вернуть со своим
Сокровенным секретом.
Какой – то мальчишка
Из младшего класса
Отыщет там пятнышко
Хлебного кваса
И спросит:
-Скажите, вы, правда, грязнуля?
Вы этот учебник
Весною вернули
С большим живописным
Пятном на обложке!
Еще я нашел там
Следы вашей кошки,
Заляпан стишок
На четвертой странице,
Какао следы оказались
В таблице,
Вверху на полях
Нарисован пиджак…
Попробуй поспорить,
Что это не так!
Ведь надо же:
Там, где фамилия ваша,
Печать приложила
Перловая каша!
Учебник…
Ну, что в нем?
Обложка…
Страницы…
Но он в то же время –
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник
Весь год изучает,
А он для себя кое – что подмечает.
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки.

Обращение Книжки:

Да, к сожалению не все ребята с нами обращаются бережно и поэтому среди нас есть грязные и рваные.

Учитель.

Наверное, не все знают, как создаются учебные книги.

Послушайте ребят и постарайтесь запомнить,люди каких профессий участвуют в создании книг.

Над созданием учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых – авторский коллектив. Они пишут рукопись и приносят ее в издательство.

В издательстве над рукописью работают редакторы, машинисты, художники. Они готовят рукопись к производству.

(Демонстрация рукописи, книги С. Я. Маршака “Как печатали вашу книгу”.

Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги. Значит лесорубам нужно валить лес.Чтобы напечатать только учебники русского языка для ребят нашей страны, требуется срубить более семи тысяч елей. Вот сколько деревьев можно сохранить, если бережно относиться к каждой книге.

60 килограммов макулатуры (старых журналов,газет, книг) сохраняют 1 дерево.

Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам.

На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту.

Начинается работа в типографии, где должны напечатать миллионы учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Учитель.

Всех ли людей мы вспомнили? Нет,конечно.

Машиностроители делают бумагоделательные, наборные, печатные станки.

Металлурги плавят металл для этих станков.

Шахтеры добывают руду и уголь для выплавки металла.

Энергетики дают электрический ток шахтам, заводам, типографиям.

Строители строят здания для заводов и комбинатов, жилые дома для всех, кто там работает.

А, если вспомнить, что всех этих рабочих нужно накормить, одеть, обуть, то станет понятно, что в создании книги принимает участие почти каждый труженик нашей страны.

Учитель.

Люди каких профессий участвуют в изготовлении учебников, книг художественной литературы?

(Ответы ребят)

Книга

Много людей трудилось, чтобы у вас были книги. И ваша обязанность сохранить их. А для этого надо знать и выполнять правила обращения с книгой.

Давайте их повторим.

(Высказывания ребят)

Бери книгу только чистыми руками.

Оберни книгу, вложи в нее закладку.

Переворачивай страницы за верхний правый угол.

Не перегибай книгу при чтении.

Не делай в книге пометок, не загибай страницы.

Не закладывай в книгу карандаши и ручки.

Не читай книги на солнце.

Не читай во время еды.

Если книга порвалась – подклей ее.Послушайте стихотворение “Книжкины жалобы или чего книга желала бы”.

Я - книга, я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай.
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук.

Учитель.

Давайте поиграем в игру “Это я, это я, это все мои друзья”.

Если вы согласны с тем, что я говорю, то кричите:“Это я, это я, это все мои друзья”. Если вы не согласны, то молчите.

Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
Отвечайте без передышки, кто же ручкой пишет в книжке?
Кто тетради забывает, книжки дома оставляет?
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
Кто из вас не знал урок, у доски считал сорок?
Кто из вас такой художник – нам на парте чертит рожи?
Кто портфель сам собирает – ничего не забывает?

Учитель. Послушайте стихотворение К. Мухаммади“Салим и книжка”.

В библиотеку шел Салим
По улице вприпрыжку.
Держал под мышкою Салим
Растрепанную книжку.
Была она в грязи, в пыли,
Без корешка, без крышки.
- Салим, - сказал ему Вали,
- Зачем калечишь книжки?
Салим сказал: “Конечно, я
Порвал две - три страницы,
Но эта книжка не твоя,
К чему тебе сердиться?
- Как не моя?
– Да, не твоя,
А из читальни детской.
Ну, а читальня эта чья?
- Страны нашей российской.
А если так, она моя,
Да и немножечко твоя.
Мы за нее в ответе,-
Мы все огромная семья,
Страны российской дети.
И если каждый из ребят
Порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?
Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе,
Трудилось множество людей
На фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать.
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы –
Беречь и книгу, и тетрадь.
Не мять, не пачкать,
Не трепать
Страницы, переплеты.
Нам книги - лучшие друзья.
Они дают нам счастье.
А эта книга и моя,
Да и твоя отчасти.

Айболит.

Здравствуйте, Вы меня узнали? Ребята я лечу детей, зверей, книги.

В нашей школьной библиотеке я нашел книги,которым требуется ремонт. Я принес их с собой и предлагаю отремонтировать.

Открываем “Книжкину больницу”.

Практическая часть на 10 минут.

Подведение итога 2 минуты.

(Демонстрация отремонтированных книг).

Читай – ка.

Я хочу Вам напомнить свой девиз:

Бойтесь, дети, лени

Как дурной привычки

И читайте в день

Хотя бы по страничке.

Айболит. Я уверен, что вы будете бережно относиться к книгам. А если вам встретятся рваные книги, Вы их обязательно отремонтируете.

Учитель. Ребята 8 класса приготовили Вам закладки на память. (Вручение)

Подведение итога классного часа.

Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению проводится в форме цветограммы.

Определяется:

позиция ученика при проведении классного часа;

отношения между участниками;

удовлетворенность мероприятием;

удовлетворенность психологическим климатом.

На бумаге изображаются концентрические круги.Цветной фигурой участники определяют свое место на классном часе.