НЕ УВИДЕЛА ОБСУЖДЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ! СПРОШУ УСТНО!
За-да-ние 20 № 44. Элек-три-че-ская дуга — это
А. из-лу-че-ние света элек-тро-да-ми, при-со-единёнными к ис-точ-ни-ку тока.
Б. элек-три-че-ский раз-ряд в газе.
Пра-виль-ный ответ
1) толь-ко А
2) толь-ко Б
4) ни А, ни Б
Элек-три-че-ская дуга
Элек-три-че-ская дуга — это один из видов га-зо-во-го раз-ря-да. По-лу-чить её можно сле-ду-ю-щим об-ра-зом. В шта-ти-ве за-креп-ля-ют два уголь-ных стерж-ня за-острёнными кон-ца-ми друг к другу и при-со-еди-ня-ют к ис-точ-ни-ку тока. Когда угли при-во-дят в со-при-кос-но-ве-ние, а затем слег-ка раз-дви-га-ют, между кон-ца-ми углей об-ра-зу-ет-ся яркое пламя, а сами угли рас-ка-ля-ют-ся до-бе-ла. Дуга горит устой-чи-во, если через неё про-хо-дит по-сто-ян-ный элек-три-че-ский ток. В этом слу-чае один элек-трод яв-ля-ет-ся всё время по-ло-жи-тель-ным (анод), а дру-гой — от-ри-ца-тель-ным (катод). Между элек-тро-да-ми на-хо-дит-ся столб рас-калённого газа, хо-ро-шо про-во-дя-ще-го элек-три-че-ство. По-ло-жи-тель-ный уголь, имея более вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру, сго-ра-ет быст-рее, и в нём об-ра-зу-ет-ся углуб-ле-ние — по-ло-жи-тель-ный кра-тер. Тем-пе-ра-ту-ра кра-те-ра в воз-ду-хе при ат-мо-сфер-ном дав-ле-нии до-хо-дит до 4 000 °С.
Дуга может го-реть и между ме-тал-ли-че-ски-ми элек-тро-да-ми. При этом элек-тро-ды пла-вят-ся и быст-ро ис-па-ря-ют-ся, на что рас-хо-ду-ет-ся боль-шая энер-гия. По-это-му тем-пе-ра-ту-ра кра-те-ра ме-тал-ли-че-ско-го элек-тро-да обыч-но ниже, чем уголь-но-го (2 000—2 500 °С). При го-ре-нии дуги в газе при вы-со-ком дав-ле-нии (около 2 ·10 6 Па) тем-пе-ра-ту-ру кра-те-ра уда-лось до-ве-сти до 5 900 °С, т. е. до тем-пе-ра-ту-ры по-верх-но-сти Солн-ца. Столб газов или паров, через ко-то-рые идёт раз-ряд, имеет ещё более вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру — до 6 000—7 000 °С. По-это-му в стол-бе дуги пла-вят-ся и об-ра-ща-ют-ся в пар почти все из-вест-ные ве-ще-ства.
Для под-дер-жа-ния ду-го-во-го раз-ря-да нужно не-боль-шое на-пря-же-ние, дуга горит при на-пря-же-нии на её элек-тро-дах 40 В. Сила тока в дуге до-воль-но зна-чи-тель-на, а со-про-тив-ле-ние не-ве-ли-ко; сле-до-ва-тель-но, све-тя-щий-ся га-зо-вый столб хо-ро-шо про-во-дит элек-три-че-ский ток. Иони-за-цию мо-ле-кул газа в про-стран-стве между элек-тро-да-ми вы-зы-ва-ют сво-и-ми уда-ра-ми элек-тро-ны,ис-пус-ка-е-мые ка-то-дом дуги. Боль-шое ко-ли-че-ство ис-пус-ка-е-мых элек-тро-нов обес-пе-чи-ва-ет-ся тем, что катод на-грет до очень вы-со-кой тем-пе-ра-ту-ры. Когда для за-жи-га-ния дуги вна-ча-ле угли при-во-дят в со-при-кос-но-ве-ние, то в месте кон-так-та, об-ла-да-ю-щем очень боль-шим со-про-тив-ле-ни-ем, вы-де-ля-ет-ся огром-ное ко-ли-че-ство теп-ло-ты. По-это-му концы углей силь-но разо-гре-ва-ют-ся, и этого до-ста-точ-но для того, чтобы при их раз-дви-же-нии между ними вспых-ну-ла дуга. В даль-ней-шем катод дуги под-дер-жи-ва-ет-ся в накалённом со-сто-я-нии самим током, про-хо-дя-щим через дугу.
За-да-ние 20 № 71. Гар-мо-ни-че-ским ана-ли-зом звука на-зы-ва-ют
А. уста-нов-ле-ние числа тонов, вхо-дя-щих в со-став слож-но-го звука.
Б. уста-нов-ле-ние ча-стот и ам-пли-туд тонов, вхо-дя-щих в со-став слож-но-го звука.
Пра-виль-ный ответ:
1) толь-ко А
2) толь-ко Б
4) ни А, ни Б
Ана-лиз звука
При по-мо-щи на-бо-ров аку-сти-че-ских ре-зо-на-то-ров можно уста-но-вить, какие тоны вхо-дят в со-став дан-но-го звука и ка-ко-вы их ам-пли-ту-ды. Такое уста-нов-ле-ние спек-тра слож-но-го звука на-зы-ва-ет-ся его гар-мо-ни-че-ским ана-ли-зом.
Рань-ше ана-лиз звука вы-пол-нял-ся с по-мо-щью ре-зо-на-то-ров, пред-став-ля-ю-щих собой полые шары раз-но-го раз-ме-ра, име-ю-щих от-кры-тый от-ро-сток, встав-ля-е-мый в ухо, и от-вер-стие с про-ти-во-по-лож-ной сто-ро-ны. Для ана-ли-за звука су-ще-ствен-но, что вся-кий раз, когда в ана-ли-зи-ру-е-мом звуке со-дер-жит-ся тон, ча-сто-та ко-то-ро-го равна ча-сто-те ре-зо-на-то-ра, по-след-ний на-чи-на-ет гром-ко зву-чать в этом тоне.
Такие спо-со-бы ана-ли-за, од-на-ко, очень не-точ-ны и кро-пот-ли-вы. В на-сто-я-щее время они вы-тес-не-ны зна-чи-тель-но более со-вер-шен-ны-ми, точ-ны-ми и быст-ры-ми элек-тро-аку-сти-че-ски-ми ме-то-да-ми. Суть их сво-дит-ся к тому, что аку-сти-че-ское ко-ле-ба-ние сна-ча-ла пре-об-ра-зу-ет-ся в элек-три-че-ское ко-ле-ба-ние с со-хра-не-ни-ем той же формы, а сле-до-ва-тель-но, име-ю-щее тот же спектр, а затем это ко-ле-ба-ние ана-ли-зи-ру-ет-ся элек-три-че-ски-ми ме-то-да-ми.
Один из су-ще-ствен-ных ре-зуль-та-тов гар-мо-ни-че-ско-го ана-ли-за ка-са-ет-ся зву-ков нашей речи. По темб-ру мы можем узнать голос че-ло-ве-ка. Но чем раз-ли-ча-ют-ся зву-ко-вые ко-ле-ба-ния, когда один и тот же че-ло-век поёт на одной и той же ноте раз-лич-ные глас-ные? Дру-ги-ми сло-ва-ми, чем раз-ли-ча-ют-ся в этих слу-ча-ях пе-ри-о-ди-че-ские ко-ле-ба-ния воз-ду-ха, вы-зы-ва-е-мые го-ло-со-вым ап-па-ра-том при раз-ных по-ло-же-ни-ях губ и языка и из-ме-не-ни-ях формы по-ло-сти рта и глот-ки? Оче-вид-но, в спек-трах глас-ных долж-ны быть какие-то осо-бен-но-сти, ха-рак-тер-ные для каж-до-го глас-но-го звука, сверх тех осо-бен-но-стей, ко-то-рые со-зда-ют тембр го-ло-са дан-но-го че-ло-ве-ка. Гар-мо-ни-че-ский ана-лиз глас-ных под-твер-жда-ет это пред-по-ло-же-ние, а имен-но: глас-ные звуки ха-рак-те-ри-зу-ют-ся на-ли-чи-ем в их спек-трах об-ла-стей обер-то-нов с боль-шой ам-пли-ту-дой, причём эти об-ла-сти лежат для каж-дой глас-ной все-гда на одних и тех же ча-сто-тах не-за-ви-си-мо от вы-со-ты про-пе-то-го глас-но-го звука.
За-да-ние 20 № 98. В масс-спек-тро-гра-фе
1) элек-три-че-ское и маг-нит-ное поля слу-жат для уско-ре-ния за-ря-жен-ной ча-сти-цы
2) элек-три-че-ское и маг-нит-ное поля слу-жат для из-ме-не-ния на-прав-ле-ния дви-же-ния за-ря-жен-ной ча-сти-цы
3) элек-три-че-ское поле слу-жит для уско-ре-ния за-ря-жен-ной ча-сти-цы, а маг-нит-ное поле слу-жит для из-ме-не-ния на-прав-ле-ния её дви-же-ния
4) элек-три-че-ское поле слу-жит для из-ме-не-ния на-прав-ле-ния дви-же-ния за-ря-жен-ной ча-сти-цы, а маг-нит-ное поле слу-жит для её уско-ре-ния
Масс-спек-тро-граф
Масс-спек-тро-граф — это при-бор для раз-де-ле-ния ионов по ве-ли-чи-не от-но-ше-ния их за-ря-да к массе. В самой про-стой мо-ди-фи-ка-ции схема при-бо-ра пред-став-ле-на на ри-сун-ке.
Ис-сле-ду-е-мый об-ра-зец спе-ци-аль-ны-ми ме-то-да-ми (ис-па-ре-ни-ем, элек-трон-ным уда-ром) пе-ре-во-дит-ся в га-зо-об-раз-ное со-сто-я-ние, затем об-ра-зо-вав-ший-ся газ иони-зи-ру-ет-ся в ис-точ-ни-ке 1. Затем ионы уско-ря-ют-ся элек-три-че-ским полем и фор-ми-ру-ют-ся в узкий пучок в уско-ря-ю-щем устрой-стве 2, после чего через узкую вход-ную щель по-па-да-ют в ка-ме-ру 3, в ко-то-рой со-зда-но од-но-род-ное маг-нит-ное поле. Маг-нит-ное поле из-ме-ня-ет тра-ек-то-рию дви-же-ния ча-стиц. Под дей-стви-ем силы Ло-рен-ца ионы на-чи-на-ют дви-гать-ся по дуге окруж-но-сти и по-па-да-ют на экран 4, где ре-ги-стри-ру-ет-ся место их по-па-да-ния. Ме-то-ды ре-ги-стра-ции могут быть раз-лич-ны-ми: фо-то-гра-фи-че-ские, элек-трон-ные и т. д. Ра-ди-ус тра-ек-то-рии опре-де-ля-ет-ся по фор-му-ле:
где U — элек-три-че-ское на-пря-же-ние уско-ря-ю-ще-го элек-три-че-ско-го поля; B — ин-дук-ция маг-нит-но-го поля; m и q — со-от-вет-ствен-но масса и заряд ча-сти-цы.
Так как ра-ди-ус тра-ек-то-рии за-ви-сит от массы и за-ря-да иона, то раз-ные ионы по-па-да-ют на экран на раз-лич-ном рас-сто-я-нии от ис-точ-ни-ка, что и поз-во-ля-ет их раз-де-лять и ана-ли-зи-ро-вать со-став об-раз-ца.
В на-сто-я-щее время раз-ра-бо-та-ны мно-го-чис-лен-ные типы масс-спек-тро-мет-ров, прин-ци-пы ра-бо-ты ко-то-рых от-ли-ча-ют-ся от рас-смот-рен-но-го выше. Из-го-тав-ли-ва-ют-ся, на-при-мер, ди-на-ми-че-ские масс-спек-тро-мет-ры, в ко-то-рых массы ис-сле-ду-е-мых ионов опре-де-ля-ют-ся по вре-ме-ни пролёта от ис-точ-ни-ка до ре-ги-стри-ру-ю-ще-го устрой-ства.
Гармоническим анализом звука называют
А. установление числа тонов, входящих в состав сложного звука.
Б. установление частот и амплитуд тонов, входящих в состав сложного звука.
Правильный ответ:
1) только А
2) только Б
4) ни А, ни Б
Анализ звука
При помощи наборов акустических резонаторов можно установить, какие тоны входят в состав данного звука и каковы их амплитуды. Такое установление спектра сложного звука называется его гармоническим анализом.
Раньше анализ звука выполнялся с помощью резонаторов, представляющих собой полые шары разного размера, имеющих открытый отросток, вставляемый в ухо, и отверстие с противоположной стороны. Для анализа звука существенно, что всякий раз, когда в анализируемом звуке содержится тон, частота которого равна частоте резонатора, последний начинает громко звучать в этом тоне.
Такие способы анализа, однако, очень неточны и кропотливы. В настоящее время они вытеснены значительно более совершенными, точными и быстрыми электроакустическими методами. Суть их сводится к тому, что акустическое колебание сначала преобразуется в электрическое колебание с сохранением той же формы, а следовательно, имеющее тот же спектр, а затем это колебание анализируется электрическими методами.
Один из существенных результатов гармонического анализа касается звуков нашей речи. По тембру мы можем узнать голос человека. Но чем различаются звуковые колебания, когда один и тот же человек поёт на одной и той же ноте различные гласные? Другими словами, чем различаются в этих случаях периодические колебания воздуха, вызываемые голосовым аппаратом при разных положениях губ и языка и изменениях формы полости рта и глотки? Очевидно, в спектрах гласных должны быть какие-то особенности, характерные для каждого гласного звука, сверх тех особенностей, которые создают тембр голоса данного человека. Гармонический анализ гласных подтверждает это предположение, а именно: гласные звуки характеризуются наличием в их спектрах областей обертонов с большой амплитудой, причём эти области лежат для каждой гласной всегда на одних и тех же частотах независимо от высоты пропетого гласного звука.
Какое физическое явление лежит в основе электроакустического метода анализа звука?
1) преобразование электрических колебаний в звуковые
2) разложение звуковых колебаний в спектр
3) резонанс
4) преобразование звуковых колебаний в электрические
Решение.
Идея электроакустического метода анализа звука состоит в том, что исследуемые звуковые колебания действуют на мембрану микрофона и вызывают её периодическое перемещение. Мембрана связана с нагрузкой, сопротивление которой изменяется в соответствии с законом перемещения мембраны. Поскольку сопротивление меняется при неизменной силе тока, меняется и напряжение. Говорят, что происходит модуляция электрического сигнала - возникают электрические колебания. Таким образом, в основе электроакустического метода анализа звука лежит преобразование звуковых колебаний в электрические.
Правильный ответ указан под номером 4.
На практике чаще приходится решать обратную по отношению к рассмотренной выше задачу – разложение некоторого сигнала на составляющие его гармонические колебания. В курсе математического анализа подобная задача традиционно решается разложением заданной функции в ряд Фурье, т. е. в ряд вида:
где i =1,2,3….
Практическое разложение в ряд Фурье, называемое гармоническим анализом , состоит в нахождении величин a 1 ,a 2 ,…,a i , b 1 ,b 2 ,…,b i , называемых коэффициентами Фурье. По значению этих коэффициентов можно судить о доле в исследуемой функции гармонических колебаний соответствующей частоты, кратной ω . Частоту ω называют основной или несущей частотой, а частоты 2ω, 3ω,… i·ω – соответственно 2-й гармоникой, 3-й гармоникой, i -й гармоникой. Применение методов математического анализа позволяет разложить в ряд Фурье большинство функций, описывающих реальные физические процессы. Применение этого мощного математического аппарата возможно при условии аналитического описания исследуемой функции, что является самостоятельной и, часто, не простой задачей.
Задача гармонического анализа может формулироваться как поиск в реальном сигнале факта присутствия той или иной частоты. Например, существуют методы определения частоты вращения ротора турбокомпрессора, основанные на анализе звука, сопровождающего его работу. Характерный свист, слышимый при работе двигателя с турбонаддувом, вызван колебаниями воздуха из-за движения лопаток рабочего колеса компрессора. Частота этого звука и частота вращения рабочего колеса пропорциональны. При использовании аналоговой измерительной аппаратуры в этих случаях поступают примерно так: одновременно с воспроизведением записанного сигнала с помощью генератора создают колебания заведомо известной частоты, перебирая их в исследуемом диапазоне до возникновения резонанса. Частота генератора, соответствующая резонансу, будет равна частоте исследуемого сигнала.
Внедрение цифровой техники в практику измерений позволяет решать подобные задачи с применением расчетных методов. Прежде чем рассмотреть основные идеи, заложенные в этих расчетах, покажем отличительные особенности цифрового представления сигнала.
Дискретные методы гармонического анализа
Рис. 18. Квантование по амплитуде и времени
а – исходный сигнал; б – результат квантования;
в , г – сохраненные данные
При использовании цифровой аппаратуры реальный непрерывный сигнал (рис. 18, а ) представляется набором точек, точнее значениями их координат. Для этого исходный сигнал, идущий, например, с микрофона или акселерометра, квантуется по времени и по амплитуде (рис. 18, б ). Иначе говоря, измерение и запоминание величины сигнала происходит дискретно через некоторый интервал времени Δt , а само значение величины в момент измерения округляется до возможной ближайшей величины. Время Δt называют временем дискретизации , которое связано с частотой дискретизации обратной зависимостью.
Количество интервалов, на которое разбита двойная амплитуда максимально допустимого сигнала, определяется разрядностью аппаратуры. Очевидно, что для цифровой электроники, оперирующей в конечном итоге булевыми величинами («единица» или «ноль»), все возможные значения разрядности будут определяться как 2 n . Когда мы говорим, что звуковая карта нашего компьютера 16-разрядная, это означает, что весь допустимый интервал входной величины напряжения (ось ординат на рис. 11) будет разбит на 2 16 = 65536 равных интервалов.
Как видно из рисунка, при цифровом способе измерения и хранения данных, часть исходной информации будет потеряна. Для повышения точности измерений следует повышать разрядность и частоту дискретизации преобразующей техники.
Вернемся к поставленной задаче – определению в произвольном сигнале присутствия определенной частоты. Для большей наглядности используемых приемов, рассмотрим сигнал, являющийся суммой двух гармонических колебаний: q=sin 2t +sin 5t , заданных с дискретностью Δt=0,2 (рис. 19). В таблице рисунка приведены значения результирующей функции, которые будем далее рассматривать как пример некоторого произвольного сигнала.
Рис. 19. Исследуемый сигнал
Для проверки присутствия в исследуемом сигнале интересующей нас частоты умножим исходную функцию на зависимость изменения колебательной величины при проверяемой частоте. После чего сложим (численно проинтегрируем) полученную функцию. Умножать и суммировать сигналы будем на определенном интервале – периоде несущей (основной) частоты. При выборе значения основной частоты, надо учитывать, что проверить возможно только большую, по отношению к основной, в n раз частоту. Выберем в качестве основной частоты ω =1, которой соответствует период.
Начнем проверку сразу с «правильной» (присутствующей в сигнале) частотыy n =sin2x . На рис. 20 описанные выше действия представлены графически и численно. Следует обратить внимание, что результат умножения проходит преимущественно выше оси абсцисс, и поэтому сумма заметно больше нуля (15,704>0). Подобный результат был бы получен и при умножении исходного сигнала на q n =sin5t (пятая гармоника тоже присутствует в исследуемом сигнале). Причем результат подсчета суммы будет тем больше, чем больше амплитуда проверяемого сигнала в исследуемом.
Рис. 20. Проверка присутствия в исследуемом сигнале составляющей
q n = sin2t
Теперь
выполним те же действия для не
присутствующей в исследуемом сигнале
частоты, например, для третьей гармоники
(рис. 21).
Рис. 21. Проверка присутствия в исследуемом сигнале составляющей
q n =sin3t
В этом случае кривая результата умножения (рис. 21) проходит как в области положительных амплитуд, так и отрицательных. Численное интегрирование этой функции даст результат, близкий к нулю (∑ =-0,006), что указывает на отсутствие этой частоты в исследуемом сигнале или, говоря другими словами, амплитуда исследуемой гармоники близка к нулю. Теоретически мы должны были получить ноль. Погрешность вызвана ограничениями дискретных методов из-за конечной величины разрядности и частоты дискретизации. Повторяя описанные выше действия нужное количество раз, можно выяснить наличие и уровень сигнала любой частоты, кратной несущей.
Не углубляясь в подробности можно сказать, что примерно такие действия выполняют в случае так называемого дискретного преобразования Фурье .
В рассмотренном примере для большей наглядности и простоты все сигналы имели одинаковый (нулевой) начальный фазовый сдвиг. Для учета возможных различных начальных фазовых углов описанные выше действия выполняют с комплексными числами.
Известно множество алгоритмов дискретного преобразования Фурье. Результат преобразования – спектр – часто представляют не линейчатым, а сплошным. На рис. 22 показаны оба варианта спектров для исследуемого в рассмотренном примере сигнала
Рис. 22. Варианты спектров
Действительно, если бы мы в рассмотренном выше примере выполнили проверку не только для частот строго кратных основной, но и в окрестностях кратных частот, то обнаружили бы, что метод показывает наличие эти гармонических колебаний с амплитудой больше нуля. Применение сплошного спектра при исследовании сигналов обосновано еще и тем, что выбор основной частоты в исследованиях носит во многом случайный характер.
Если у пианино нажать на педаль и сильно крикнуть на него, то от него можно будет услышать отзвук, который будет слышится некоторое время, с тоном (частотой) очень похожим на первоначальный звук.
Анализ и синтез звука.
При помощи наборов акустических резонаторов можно установить, какие тоны входят в состав данного звука и с какими амплитудами они присутствуют в данном звуке. Такое установление гармонического спектра сложного звука называется его гармоническим анализом. Раньше такой анализ действительно производился с помощью наборов резонаторов, в частности резонаторов Гельмгольца, представляющих собой полые шары разного размера, снабженные отростком, вставляющимся в ухо, и имеющие отверстие с противоположной стороны.
Для анализа звука существенно то, что всякий раз, когда в анализируемом звуке содержится тон с частотой резонатора, резонатор начинает громко звучать в этом тоне.
Такие способы анализа очень неточны и кропотливы. В настоящее время они вытеснены значительно более совершенными, точными и быстрыми электроакустическими способами. Суть их сводится к тому, что акустическое колебание сначала преобразуется в электрическое колебание с сохранением той же формы, а следовательно, имеющее такой же спектр; затем уже электрическое колебание анализируется электрическими методами.
Можно указать один существенный результат гармонического анализа, касающийся звуков нашей речи. По тембру мы можем узнать голос человека. Но чем различаются звуковые колебания, когда один и тот же человек поёт на одной и той же ноте различные гласные: а, и, о, у, э? Другими словами, чем различаются в этих случаях периодические колебания воздуха вызываемые голосовым аппаратом при разных положениях губ и языка и изменениях формы полостей рта и горла? Очевидно, в спектрах гласных должны быть какие-то особенности, характерные для каждого гласного звука, сверх тех особенностей, которые создают тембр голоса данного человека. Гармонический анализ гласных подтверждает это предположение, а именно, гласные звуки характеризуются наличием в их спектрах областей обертонов с большой амплитудой, причём эти области лежат для каждой гласной всегда на одних и тех же частотах, независимо от высоты пропетого гласного звука. Эти области сильных обертонов называют формантами. Каждая гласная имеет две характерные для неё форманты.
Очевидно, если искусственным путём воспроизвести спектр того или иного звука, в частности спектр гласной, то наше ухо получит впечатление этого звука, хотя его естественный источник отсутствовал бы. Особенно легко удаётся осуществлять такой синтез звуков (и синтез гласных) с помощью электроакустических устройств. Электрические музыкальные инструменты позволяют очень просто изменять спектр звука, т.е. менять его тембр. Простое переключение делает звук похожим на звуки то флейты, то скрипки, то человеческого голоса или же совсем своеобразным, непохожим на звук ни одного из обычных инструментов.
Эффект Доплера в акустике.
Частота звуковых колебаний, которые слышит неподвижный наблюдатель в случае, если источник звука приближается или удаляется от него, отлична от частоты звука, воспринимаемой наблюдателем, который движется вместе с этим источником звука, или и наблюдатель и источник звука стоят на месте. Изменение частоты звуковых колебаний (высоты звука), связанное с относительным движением источника и наблюдателя называется акустическим эффектом Доплера. Когда источник и приемник звука сближаются, то высота звука повышается, а если они удаляются. то высота звука понижается. Это связано с тем, что при движении источника звука относительно среды, в которой распространяются звуковые волны, скорость такого движения векторно складывается со скоростью распространения звука.
Например, если машина с включенной сиреной приближается, а затем, проехав мимо, удаляется, то сначала слышен звук высокого тона, а затем низкого.
Звуковые удары
Ударные волны возникают при выстреле, взрыве, электрическом разряде и т.п. Основной особенностью ударной волны является резкий скачок давления на фронте волны. В момент прохождения ударной волны максимум давления в данной точке возникает практически мгновенно за время порядка 10-10 с. При этом одновременно скачком изменяются плотность и температура среды. Затем давление медленно падает. Мощность ударной волны зависит от силы взрыва. Скорость распространения ударных волн может быть больше скорости звука в данной среде. Если, например, ударная волна увеличивает давление в полтора раза, то при этом температура повышается на 35 0С и скорость распространения фронта такой волны примерно равна 400 м/с. Стены средней толщины, которые встречаются на пути такой ударной волны будут разрушены.
Мощные взрывы будут сопровождаться ударными волнами, которые создают в максимальной фазе фронта волны давление, в 10 раз превышающее атмосферное. При этом плотность среды увеличивается в 4 раза, температура повышается на 500 0C, и скорость распространения такой волны близка к 1 км/с. Толщина фронта ударной волны имеет порядок длины свободного пробега молекул (10-7 - 10-8 м), поэтому при теоретическом рассмотрении можно считать, что фронт ударной волны представляет собой поверхность взрыва, при переходе через которую параметры газа изменяются скачком.
Ударные волны так же возникают, когда твёрдое тело движется со скоростью, превышающей скорость звука. Перед самолётом, который летит со сверхзвуковой скоростью, образуется ударная волна, которая является основным фактором, определяющим сопротивление движению самолёта. Чтобы это сопротивление ослабить, сверхзвуковым самолётам придают стреловидную форму.
Быстрое сжатие воздуха перед движущимся с большой скоростью предметом приводит к повышению температуры, которая с нарастанием скорости предмета - увеличивается. Когда скорость самолёта достигает скорость звука, температура воздуха достигает 60 0C. При скорости движения вдвое выше скорости звука, температура повышается на 240 0C, а при скорости, близкой к тройной скорости звука - становится 800 0С. Скорости близкие к 10 км/с приводят к плавлению и превращению движущегося тела в газообразное состояние. Падение метеоритов со скоростью в несколько десятков километров в секунду приводит к тому, что уже на высоте 150 - 200 километров, даже в разрежённой атмосфере метеоритные тела заметно нагреваются и светятся. Большинство из них на высотах 100 - 60 километров полностью распадаются.
Шумы.
Наложение большого количества колебаний беспорядочно смешанных одно относительно другого и произвольно изменяющих интенсивность во времени, приводят к сложной форме колебаний. Такие сложные колебания, состоящие из большого числа простых звуков различной тональности, называют шумами. Примерами могут служить шелест листьев в лесу, грохот водопада, шум на улице города. К шумам также можно отнести звуки, выражаемые согласными. Шумы могут отличатся распределением по силе звука, по частоте и продолжительности звучания во времени. Длительное время звучат шумы, создаваемые ветром, падающей воды, морским прибоем. Относительно кратковременны раскаты грома, рокот волн - это низкочастотные шумы. Механические шумы могут вызываться вибрацией твёрдых тел. Возникающие при лопании пузырьков и полостей в жидкости звуки, которые сопровождают процессы кавитации, приводят к кавитационным шумам.