«Звуки,. Буквы Д, д». Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Задания по букве д

Тема: Звуки д, д". Буква Д.

Цели:

Познакомить с согласными звуками д, д", буквой д;
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- обогащать словарный запас слов детей;
- воспитывать культуру поведения на уроке.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

2. Актуализация знаний.

Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка ).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу )
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные )
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой )
- Итак, в добрый путь! (музыка ) Презентация


По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

3. Работа над новой темой.

Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
- Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски )
- Сколько слогов в слове? (1, почему )
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
- А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.
- Что общего в звуках д, д". (согласные, звонкие ) – Чем отличаются? (д" – мягкий )
- Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски )
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный?
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. (с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки ).
- Какие звуки мы не обозначили? (д,д")
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
-Почему слово с заглавной буквы?
- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы ). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в алфавите стоит буква Д на 5 месте.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик )
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д(твердый ); встают девочки – д" (мягкий ).

СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.

4. Чтение слогов и слов с новой буквой.

Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.

Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

Какое слово может быть «лишнее»? Почему? (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши- ).

У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого (Откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов ).

Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом ). Назовите корень 2 пары слов (дол ). (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности ). Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.

Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.
- Назовите слова с корнем дым. Подберите родственное слово (труба дымовая ). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.

А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите. Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?
- Какие мы молодцы, сколько деревьев вырастили, помогли лесовичку.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел )

Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает хорошо читающим детям на стр. 95 прочитать текст «Дымок».
- Остальные дети читают текст с картинками на стр. 94. (Что это за дерево, дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесино й). Какие слова выделены? (предлоги ). Для чего нужны предлоги?

Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял ). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить

5. Итог урока.

Нам пора возвращаться.
(музыка )

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? – Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.

6. Рефлексия урока.

Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка . (дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки). Этот звуковичок остается у вас в награду за хорошую работу.

3. На что похожа буква Д?

Дайте чемоданчик, детки!
Где же он? На табуретке!
Можно предложить ребёнку взять букву Д и обвести сначала ту часть, которая похожа на чемоданчик, затем другим цветом ту - которая похода на стул.

(знакомство с буквой Д - вариант №1).
Отгадай загадку:
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
/Дятел/

(знакомство с буквой Д - вариант №2).
Построим букву Д из карандашей! На что похожа буква Д? На ДОМ!
- Назови первый звук в слове ДОМ = Д
- Давай охарактеризуем его! = согласный звонкий твёрдый
- Сколько слогов в слове ДОМ? = 1

В этом доме живёт ДИМА. Давай разберём это слово!
- Назови первый звук = Д".
- Чем отличаются звуки Д и Д"? = Д" - мягкий
- Сколько слогов в слове? = 2
- На какой слог ударение? = на первый
- Знаешь, почему в слова "Дима" буква Д заглавная, большая, а в слове "дом" - маленькая? = имена пишутся с большой буквы, также как фамилии, названия городов, рек, стран, гор.

Звук [Д] "живёт" за верхними зубками, а [ДЬ] - за нижними.

5. У чимся различать твёрдый и мягкий звук Д: Игра "Кто первый дойдёт до финиша? / Кто выиграл?"

Для этого можно:
1) нарезать бумагу на одинаковые маленькие квадратики (желательно 2-ух цветов) ИЛИ если есть много маленький машинок приблизительно одного размера ИЛИ кубики - называется слово с [Д] ставится в 1-ый ряд кубик, если - [Д"], то во 2-ой. И так Кто выиграл?
2) взять 2 блюда - одно для [Д], второе - для [Д"]. В зависимости от услышанного слово закидывается какой-либо предмет (шарики, прищепки, детальки от конструктора, яйца от Киндеров, каштаны) в одно блюдо или другое.

Итак, слова:
= дуб, дерево, девочки, Даша, Денис, домино, динозавр, дюймовочка, дождик, дыхание, духи
= люди, ограда, веранда, сады
= радуга, подушка, колодец, ведро, грядочки

6. Игра "Четвёртый лишний" (я подготовила картинки для слайдов) (идея взята )
= кефир, дыня, сметана, масло ("лишнее" слово - д ыня, т.к. оно не относится к молочным продуктам)
= сардельки, банан, слива, яблоко ("лишнее" - сард ельки)
= рогалик, булочка, мандарин, батон ("лишнее" - манд арин)
= сосиски, колбаса, мясо, помидор ("лишнее" - помид ор)
= смородина, морковь, капуста, картошка ("лишнее" - смород ина)
= клубника, редиска, ежевика, крыжовник ("лишнее" - ред иска)







-> Что общего у слов, оставшихся из каждой четвёрки? Давайте проговорим их! Да, звуки Д и Д"! В каких словах Д твёрдое, а в каких - ДЬ мягкое?

7. Буква Д "даёт" 2 разных звука - Д твёрдое, которое на письме обозначается синим цветом, и ДЬ (мягкое) - обозначается зелёным цветом. Здесь на листе несколько картинок. Тебе надо определить где в слове находится буква Д (в начале, середине или конце) и какая она, т.е. каким цветом заштриховать клеточку (идея отсюда).

8. Прочитай!


9. Давай составим слоги из букв Д, А, О, У, Ы!
= до, ды, ду, да
А теперь к этим слогам добавим ещё букву и у нас получится слово!
= доМ, дыМ, дуШ, даЙ

10. Замени первый звук на [Д ]! Можно перекидывать мячик друг другу, называя слова.


11. Образование родственных слов (ДОМ)
- Скажи, где живёт медведь? (берлога)
- Белка? (дупло)
- Лиса? (нора)

Что для зверей берлога, дупло и нора? (дом)
Сегодня будем образовывать родственные слова от слова ДОМ. В этом нам поможет стихотворение "Гном и дом" (взято из книги И.Лопухиной "550 занимательных упражнений для развития речи" - можете скачать ). Само стихотворение можете оформить на слайдах в Power Point, слова в скобочках "вынося" на отдельный слайд и прося ребёнка его прочитать.

Жил да был весёлый гном,
Он в лесу построил... (дом).
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был... (домосед).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... (домовой)
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный... (домовитый),
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс... (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас... (домашний).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым... (домочадцем) -
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в... (домино).
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда... (дома),
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот... (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

/Можете посмотреть мультфильм "О том как гном покинул дом..." - /

12. Игра "Кто где живёт"
- Можете сыграть в флеш-игру по этой ссылке.
- Можете скачать или игру для распечатывания с "настоящими" картинками.
- У меня вот эта игра.

13. Будем образовывать от большого предмета поменьше, затем самый маленький и очень большой (например, ДУБ - ДУБОК - ДУБОЧЕК - ДУБИЩЕ ) - это можно сделать, добавляя к слову разные окончания.
Одновременно мы будем показывать эти предметы : большой (ДУБ) - стоя, руки вниз; предмет поменьше (ДУБОК) - слегка присев, руки вперёд; маленький предмет (ДУБОЧЕК) - сидя на корточках, руки на коленях; огромный (ДУБИЩЕ) - подняться, руки кверху.


14. Как писать печатную букву Д ()

15а. Прописная буква Д (оригинал)

15б. Прописная буква Д по частям (оригинал)

15в. Буква Д прописью ()

15г. Буква Д прописью и найти 5 букв Д среди других букв (взято )

15д. Как писать букву Д ()

16а. Рабочий лист с буквой Д из "Игры на развитие речи"


16б. Рабочий лист из "Учим буквы играя"


16в. Рабочий лист с буквой Д (взято )

17. Закрась те части рисунка, на которых есть буква Д ()


18. Обвести аккуратно пунктирные линии - помочь дельфинам собрать все буквы Д ( оригинал)

19. Сосчитай сколько слов, начинающихся на букву "Д", спряталось на картинке ().

20. Найди предметы, в названии которых есть звуки "Д-ДЬ"


21. Найди и раскрась те продукты, в которых есть буква Д ()

22. Обвести Д-Домики по точкам (взято )

23. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой Д - синим. ()

Дашаоррроворукичлмррозылёъфюялродроздылоомука

сидитарпоонопорлналыопогокололморппДимадымитд

ловитгпгдвашнгТимкаопорониловрпрповкотикдлалоъ

Ответы: Даша, ров, руки, розы, дрозд, мука
сидит, оно, около, Дима, дым / дымит
ловит, ваш, Тимка, котик

24. Рассказ с картинками. Прочитай текст и давай запишем слова-картинки в тетради (идея отсюда).


25. Игра "Запишем предложения!" Все предложения делятся на слова, а слова состоят из букв. Помоги составить предложения по картинке и сосчитай количество слов в каждом (взято ).


26. Логопедическое лото (авторская разработка С.В.Яковлева - взяла (правила читать там же))


27. Впиши в клеточки 4 слова на Д, которые есть на рисунке (взято )


28. Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице ()

29. Сколько букв Д ты можешь здесь найти? (взято )


30. Это Буквенное дерево. Какие буквы выросли на нём? Найди все буквы Д и обведи их зелёным цветом, а все буквы Т - синим. Каких букв больше? ().

31. Послушай слоги и поменяй их местами ()
даль-ме, ро-вед, ти-де, ло-де

32. Реши примеры (взято )
33. Найди одинаковые слоги в названиях картинок (взято )


34. Массаж "Домик" (взято )
Домику нужна крыша (от середины лба к вискам)
Домику нужны стены (по крыльям носа)
Домику нужны окна (по щекам круговые движения)
Домику нужны двери (пощипывание губ)
Балконы нужны, нужны этажи (растираем уши)
Лестницы, лифты тоже нужны. (поглаживание лица сверху вниз)

Дифференциация звуков Д/Дь и Т/Ть

Как же порой определить, какая буква должна быть в конце: Д или Т? В этом нам поможет изменение слова, например, если мы из большого предмета сделаем поменьше.
Давай сейчас поиграем с буквой Д - буду тебе кидать мячик, а ты кидая назад, называй слово поменьше.


А теперь возьмём слова с буквой Т на конце, что бы ты увидел разницу.
= бант - бантик
= зонт - зонтик
= куст - кустик
= мост - мостик
= лист - листик
= хвост - хвостик
= торт - тортик
= салат - салатик
= халат - халатик
= букет - букетик

Также можно один предмет превратить в несколько - тогда тоже можем увидеть, что за буква на конце! Вот 2 чашечки - одна для Д, другая - для Т. Я назову слова, а ты распределяй пуговки в их домики.
= Т = куст, мост, лист, торт, нота, рота, ответ, жилет, кот, рот, март
= Д = лошадь, площадь, медведь, лебедь, жёлудь, тетрадь, гвоздь, дождь


Давай поиграем в волшебников! Будем превращать слова со звуком Т на слова с Д.
= Таня - Даня
= там - дам
= том - дом
= точка - дочка
= Толя - доля
= трель - дрель
= творец - дворец
= Тверь - дверь
= тоска - доска
= трава - дрова
= тело - дело
= тень - день

Коты -коды
== плоты - плоды
== уточка - удочка
== стул - сдул
== найти - найди
== войти - войди
== уйти - уйди

Игра "Крестики-нолики" (идея взята )
Я буду называть слова, а ты заполнишь клетки квадрата ноликами, если услышишь в слове Т или ТЬ (О) и крестиками, если услышишь звуки Д и ДЬ (Х). Посмотрим, будет ли победитель.
Вот сетка:

Слова: стадион, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, деньги, автобус.

Игра "Составь предложение". Выдели в словах буквы Д и Т (идея взята )
= Тёма, дрова, новым, рубит, топором
= карандашами, Даша, цветными, рисует
= Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к
= в, с, театр, дети, учителем, поехали

Сосчитай сколько букв Д и Т! (взято )

Подчеркни буквы Т и Д (взято )

Назовем мы книгу_____________ (том, дом)
Для жилья построим___________ (том, дом)
По реке плывут_______________ (плоды, плоты)
На ветвях висят_______________ (плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______ (дверь, Тверь)
В доме открываем_____________ (дверь, Тверь)
Соловей выводит_____________ (трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______ (трель, дрель)

Дифференциация букв Б и Д (смотреть С е голоС а, буква Ш Ш ипеть и Ш уршать, меШ ать букве Ч Ч итать. Ч перестала Ч итать и стала громко Ч ихать. Буква Щ так заЩ екотала букву Х , что та Х оХ отала до упаду!


Поскользнулась иУ пала буква Ж и, дивительно, получилась совсем другая буква – К ! «К аК ое К оварство!» – заплакала она, пытаясь присоединить отпавшую половинку. С тех пор пчёлы в нашем лесу перестали жужжать «Ж У-Ж У», а стали куковать «К У-К У»!


Буква Д так быстро мчалась на помощь к друзьям, что потеряла свой скейтборд и превратилась в букву Л . И буквенный Д ОМ сразу рухнул, развалился на мелкие кусочки – превратился в Л ОМ!

Нужно срочно починить поломанные буквы! Возьми листок бумаги и ручку и "преврати" букву Л в букву Д , а затем букву К в букву Ж !

Добродушная буква А решила помирить рассорившиеся буквы. Она поговорила с каждой из них отдельно! Посмотри, что у неё получилось. Попробуй самостоятельно прочитать слоги с буквой А :


Наконец, все буковки помирились! И наш художник нарисовал для них эскиз нового дома, а буквы с радостью ему помогали! Внимательно посмотри на картинку, какие буквы позировали художнику?


Итак, дом постороен! Теперь можно отправиться на прогулку! Но на улице холодно - подари буквам тёплую одежду, раскрась их! Чтобы скачать картинку, нажми на неё и сохрани на свой компьютер, распечатай и - смело за дело!

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1551

СЗОУО г.Москвы

Конспект урока на тему

«Звуки Д, Дь. Буква Д»

подготовила

учитель-логопед

Юдина Евгения Анатольевна

г. Москва

2014

Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели:

    Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

    Развивать у детей фонематические процессы.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование: Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове» Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч. 2.Объявление темы: Раздается стук из шкафа. -Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя) Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами? Дети отвечают. Логопед: -Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка). - Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь. -Молодцы! А теперь садимся на свои места. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)

4.Связь звука и буквы . Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано (на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:

Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом ( составленными под углом ладонями имитируем крышу дома )
Много зелени кругом ( разводим руки в стороны, показывая как много зелени )
Вот деревья, вот кусты ( соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик )
Вот душистые цветы ( складываем ладошки в виде чаши )
Окружает все забор ( пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию )
За забором – чистый двор ( гладим руками воздух )

Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит. Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора). Отдохнули, возвращаемся на свои места. 7.Составление схемы слов «дым», «день». Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему. 8.Деление слов на слоги. -Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок. Молодцы!

9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.

10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!

Молодцы. Наше занятие закончено.




Д




Список использованной литературы


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе - М.: Издательство ГНОМ, 2013. - 160 с.

Тема: «Звуки [Д], [Д , ], буква Д».
Цель: Формирование позитивной мотивации к обучению чтению.
Задачи:
Образовательные

  1. Научить различать на слух звуки [д], [д,]
2. Научить дифференцировать звуки [д], [т] и буквы Д, Т..
3. Познакомить с графическим изображением буквы Д.
4. Научить читать слияния да, ду, до, ди и слова с буквой Д.
Развивающие
  1. Развивать любознательность.
  2. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные
1. Формировать умения доброжелательно общаться со сверстниками.
Методические приёмы:
  1. Игровой (использование сюрпризных моментов)
  2. Наглядный (использование иллюстраций, лепка из пластилина)
  3. Словесный (вопросы, ответы, указания, напоминания, советы, поощрения)
Демонстрационный материал к занятию:
1. Иллюстрация дятла на дереве.
2. Пособие для игры «Прокатись в лифте».
3. Картинки животных, начинающихся на буквы Д, Т.
Раздаточный материал к занятию:
1. Синие и зелёные квадратики.
2. Колокольчики.
3. Буквы разрезной азбуки: М, Д, Б, А, У, О, И, Н, Т, К.
4. Пластилин.
Ход занятия:
I. Повторение материала изученного на предыдущем занятии.
Постановка цели занятия.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Прочитайте буквы, которые мы уже выучили: А, О, У, М, И, Т, Б, К, Н. Все они спешат на день рождения к новой букве. Сегодня на занятии мы поиграем с вами в новую игру: «Звонкий или глухой?» и в уже знакомые вам игры: «Слово, оживи», «Большой и маленький»,
« Превращение слов», «Прокатимся в лифте». Буквы научат вас читать и составлять новые слова с буквой - именинницей.
II. Знакомство со звуками [Д] и [Д,].
Отгадайте загадку:
На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).
Дятел очень спешит на праздник к новой букве (иллюстрация).
Дятел дерево долбил
Всех он стуком разбудил.
Знаете, как дятел долбит дерево клювом? [Д-Д-Д-Д] Так долбит большой дятел. Этот звук гласный или согласный? Приложите ладошку к горлышку и определите, звонкий этот звук или глухой. Твёрдый или мягкий? Как стучит маленький дятел? [Д, - Д, - Д, - Д,] Чем этот звук отличается от звука [Д]?
III. Игра «Большой и маленький».
Если услышите в слове твёрдый звук [Д], покажите синий квадратик, значит стучит большой дятел. Если застучит маленький дятел и вы услышите в слове мягкий звук [Д,], покажите зелёный квадратик. Дом, дупло, диван, дырка, дерево, дядя, дача, деньги, дождь, директор, дятел, Дима, Даша, дубок, дедушка, дыня, динозавр, дудочка, дым, дюймовочка, дети.
IV. Знакомство с буквой Д.
Звуки [Д] и [Д,] на письме обозначаются буквой Д. Вот и наша именинница (показ карточки с буквой Д). Скажите ей: «С д нем рожд ения!» На что похожа буква Д?
Буква Д, как будто дом,
Кто играет в доме том?
V. Игра «Прокатись в лифте» (фото 1) .
(Чтение «слияний» ДА, ДУ, ДО. Буква Д вместе с дятлом ездит на «лифте» к соседям - буквам А, У, О и приглашает их на «день рождения»). Разучивание чистоговорки:
ДИ-ДО-ДУ-ДА- загудели провода.
VI. Физминутка. Игра «Дятел».
Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изо бражающий дятла. Вместе с воспитателем дети хором произносят скороговорку:
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, гово рит: «Д-д-д...» — и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.
VII. Игра «Звонкий или глухой?»
Сейчас мы познакомимся с новой игрой. К дятлу на день рождения пришло много животных. Если название животного начинается на звонкий звук [Д], вам нужно будет позвенеть в колокольчик. Если животное начинается на глухой звук [Т], закройте руками уши. (Показывать картинки животных, начинающихся на буквы Д и Т).
VIII. Составление и чтение слов с буквой Д.
Игра «Превращение слов».
Отгадайте загадку:
Загремел сердитый гром.
Забежали дети в …(дом)
Выложите это слово из букв на столе. Справа добавьте букву А. Какое слово получилось? (ДОМА) Замените вторую букву на У. Прочитайте слово. (ДУМА) Вместо У положите А. Что получилось? (ДАМА).
IX. Игра «Слово, оживи» (фото 2).
(На столах у каждого ребёнка крупные буквы, надеваемые на шею. Дети с соответствующими буквами на шее выходят в центр и составляют названное слово: ИДУ, ДИМА, НАМ, ТУДА, ОДИН, НАДО, МОДА, ДУБ. Остальные дети хором читают составленные слова).
X. Закрепление изученного материала.
Лепка буквы Д из пластилина.
XI. Подведение итогов занятия.
На дне рождения у буквы Д мы научились отличать мягкие и твёрдые звуки [Д] и [Д,], различать звонкие и глухие звуки [Д] и [Т]. Мы почитали слоги и слова с новой буквой, поиграли в игры. Какие игры вам понравились? А теперь пора вставать в дружный хоровод (фото3).

Букве Д на день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Потанцуй, подпевай,
Всех друзей, каравай,
Для веселья собирай!

Один из детей стоит в центре хоровода с буквой Д.

Вы ребята поспешите,

Прозвенел уже звонок.

Это значит, это значит,

Начинается урок!

Сегодня к нам в гости пришла героиня сказки, а чтобы узнать как ее зовут давайте отгадаем загадку:

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

(Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка»

А перед тем как прийти к нам, она гуляла в саду и видела много красивых цветов и фруктов.

Дюймовочка принесла нам некоторые цветы и фрукты из сада в своей корзинке. Давайте назовем их:

(по очередной показ рисунка – анализ звука)

На какой звук начинается слово Роза?

А какой это звук гласный или согласный?

Твердый он или мягкий?

На письме какой буквой будет обозначаться звук Р?

(Аналогично со звуками п, а, о, б,)

Ребята, а на какие две группы мы можем разделить все звуки?

Как можно проверить, что звук гласный? А согласный?

Давайте поможем разделить эти звуки на две группы:

Молодцы ребята, вы знаете, какие звуки гласные, а какие согласные. Знаете, как они обозначаются на письме.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, а с какими вы сейчас узнаете. Внимательно слушайте загадки. Те, кто отгадал загадку, поднимает руку. Выкрикивать нельзя.

Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас

От всех болезней?

Я по дереву стучу

Червячка достать хочу,

Хоть и скрался под корой

Всё равно он будет мой!

Кто знает, с каких звуков начинаются эти слова?

Ребята, а как вы думаете, эти звуки гласные или согласные?

Почему вы считаете, что эти звуки согласные?

Ребята, эти звуки бывают мягким и твердым.

Игра «Узнай звук»

Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д”] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

Посмотрите, Дюймовочка приготовила для нас волшебные слова. На столах у каждого есть карточка, приготовьте ваши цветные карандаши. К доске пойдет (имя)

Посмотрите первое слово Дыня.

Давайте разделим слово на слоги, прохлопаем его.

Правильно в слове мыши два слога.

Назови первый звук первого слога.

(остальные дети работают у себя на карточках)

Назови первый звук второго слога.

Какой он? Почему он согласный?

Квадратиком, какого цвета мы будем обозначать его на схеме?

Назови второй звук первого слога? Какой он? Почему он гласный?

Квадратиком, какого цвета ты обозначить его на схеме?

А теперь разделим это слово на слоги – прохлопаем его. А какое правило мы занем?

Давайте поставим ударение в слове Дыня. Позовём это слово – Дыня. На какой звук упало ударение?

А теперь ребята попробуйте самостоятельно сделать слова дом и дерево.

(дети самостоятельно выполняют слова:Дом, дерево

Коллективная проверка.

Молодцы ребята, вы сделали звуко-слоговой анализ слов.

Ребята, а кто знает, какой буквой на письме обозначается звук д?

Давайте откроем наши буквари на странице. В левом углу страницы, мы видим с вами букву Д. Ребята, а почему буква Д обозначена, синим и зеленым цветом, кто знает?

Ребята а как вы думаете на что похожа буква Д?

Сначала прочту я потом все вместе.

До,ду,да,ды,ди

Хорошо, теперь прочтет (имя)

Дом, дым, Дина, Дана, дуга, радуга, иди, сиди

Ребята, когда говорят дом, а когда дома?

Почему Дина и Дана написаны с заглавной буквы?

А теперь прочтем текст. Сначала прочту я, затем прочтем все вместе жужжащим чтением.

Дом. Стоит дом у дороги. Дом как дом. Окна, крыша, труба. Над домом дым. У дома дуб. Под дубом грибы.

Ребята в каких словах нам встретилась буква Д?

Кто стоит у окна?

А под окном?

А под дубом?

Физминутка

Музыкальная - котята

Молодцы, мы немного отдохнули и можем продолжить работать дальше.

Закройте ваши буквари, откройте прописи на странице

Найдите картинку домик. Все нашли? Поднимите руки те кто не нашел.

Возьмите ручку и обведите узор, идущий к домику по контуру. Пишите аккуратно, старайтесь. В конце урока Дюймовочка наградит самых старательных ребят.

Посмотрите из сколький элементов состоит строчная буква д?

Правильно из двух. Сейчас я покажу вам, как пишется элемент буквы д. Поставьте руку на локоток. Внимательно следите за тем, как я буду писать элемент.

(показ на доске)

Пропишем этот элемент в воздухе. Повторяйте за мной.

Теперь попробуйте в своей прописи написать этот элемент. Кто затрудняется, поднимите руку, я подойду.

Сейчас мы научимся писать строчную букву д. Как мы уже сказали она состоит из двух элементов.

(показ на доске)

Давайте попробуем написать строчную д в воздухе.

Теперь обведите по контуру букву д а затем попробуйте самостоятельно написать букву д. Кто затрудняется, поднимите руку. Я подойду и помогу.

Соединения:

Молодцы мы научились писать строчную букву д. Научились писать ее в соединении со строчными гласными буквами. Научились писать слова с буквами д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру Кто больше.

К доске выйдет один ученик, он будет назвать слова в которых есть буква д. А ваша задача назвать какой звук в этом слове

(2 ученика)

Молодцы, мы закрепили умение отличать звуки д и д’. Расширили словарный запас.

К сожалению наш урок подходит к концу. Подведем итоги:

Какие 2 новых звука мы узнали? Какие они?

Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Какие навыки развивали?

Сегодня на уроке мы с вами узнали 2 новых согласных звука. Узнали какой буквой они обозначаются на письме. Научились читать слоги и слова с этой буквой. Научились писать строчную букву, строчную в соединении с гласными, слова с этой буквой. Закрепили умение выполнять слого-звуковой анализ слов. Развили навыки письма и чтения.

Оценивание:

Как вы думаете, кто заслуживает награду за работу на уроке? Почему? (раздача призов)

Урок закончен. Можете идти на перемену.