Сложно ли быть старостой? Кто такой староста группы? Почему я хочу быть старостой

Жизнь любого классного коллектива – это модель отношений в обществе со своими правами, обязанностями и устройством. Что касается последнего, то в каждом классе есть человек, в обязанности которого входит осуществлять местное руководством вверенного ему коллектива – староста. Попробуем разобраться, какими качествами должен обладать ребёнок, претендующий на эту должность, а также в чём особенности процедуры выбора общественного лидера.

Права и обязанности старосты класса

Староста класса – это ответственный и дисциплинированный человек

Староста – это ученик, который занимается ведением общественной жизни класса. В каждой школе уставом учреждения принята процедура выбора старосты, в том числе и пункт, утверждающий, кем ученический руководитель избирается . Чаще всего это коллектив каждого конкретного класса, но в отдельных случаях это может быть:

  • классный руководитель;
  • администрация учебного заведения.

В обязанности старосты входит:

  • организация дежурства в классе;
  • мониторинг успеваемости одноклассников;
  • информирование о школьных и внешкольных мероприятий, касающихся учеников класса;
  • контроль органов самоуправления в коллективе учеников.

Староста имеет следующие права:

  • организовывать классные собрания для обсуждения и решения проблем коллектива или совместного с другими учениками обсуждения концепции участия в тех или иных мероприятиях;
  • давать поручения членам коллектива класса, контролировать их исполнение и требовать отчёта по ним;
  • заниматься организацией участия класса в школьных и внешкольных мероприятиях;
  • принимать решения, касающиеся хозяйственных вопросов жизни класса;
  • контролировать дежурство учеников;
  • представлять интересы классного коллектива в школьных общественных организациях;
  • участвовать в итоговом обсуждении успехов класса в текущем учебном году.

Каким должен быть и какими качествами обладать

Классный лидер должен совмещать учёбу и общественную нагрузку

Староста класса – это, безусловно, лидер в коллективе. То есть человек, который пользуется заслуженным авторитетом. Естественно, что не каждый может стать им. Но если ты чувствуешь в себе силы заботиться не только о личном комфорте в классе, но и готов взять ответственность за общественную жизнь одноклассников, то есть смысл побороться за этот пост. И начать, прежде всего, с развития в себе следующих качеств:

  • Дисциплинированности. Согласись, вряд ли староста может опаздывать на уроки или пропускать занятия без уважительной причины. Более того, старостам приходится находить рычаги воздействия и на опаздывающих одноклассников (например, будить их по телефону или заходить за ними перед школой, если вам по пути);
  • Ответственности. Учителя и ученики должны чувствовать в тебе разумного и рационального помощника, который способен не только выслушать проблему, но и оперативно принять решение или помочь советом (например, если нужно срочно организовать волонтёрскую помощь или уборку территории);
  • Отзывчивости. Хороший староста, если видит, что кому-то из класса нужна помощь, сам предложит её, а не будет ждать, когда его попросят. В случае если ты видишь, что текущие оценки одноклассника неминуемо ведут его к итоговой двойке, следует организовать шефскую помощь для него, или взяться за это самостоятельно.
  • Активности. Ты должен быть в курсе всех дел школы, знать о намечающихся мероприятиях, участвовать в разработке сценариев, требований к участникам и своевременно информировать свой класс. Конечно, для этого нужно находиться в тесном контакте с воспитательной службой школы.
  • Коммуникабельности. Ты, безусловно, понимаешь, что по роду своей деятельности тебе придется много общаться с людьми. И к сожалению, не все из них приятны. Поэтому учись находить общий язык со всеми: учениками, учителями, администрацией. Для этого хорошо бы почитать специальную литературу по правилам общения, например, «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги.

Как проходят выборы в школе и как их интересно сделать

В основе выборов старосты должна быть объективность

Если уставом школы предполагается, что каждый класс выбирает старосту путем голосования, то задача классного руководителя сделать эту процедуру интересной и запоминающейся. В редких случаях коллектив класса единодушно называет одного кандидата на этот пост. Это чаще происходит в младших классах, когда самым веским аргументом в пользу кандидата является успешный табель с оценками. Но чем старше становятся дети, тем больше требований они предъявляют к своему лидеру. А значит, мнения по поводу кандидатов могут расходиться. Наиболее простой с точки зрения организации способ выбрать старосту – это провести голосование (открытое или закрытое) за предложенных учителем претендентов. Но есть несколько более сложных, но интересных способов.

  1. Групповая дискуссия. Класс делится на группы (по рядам лучше всего, чтобы в каждую группу попали дети с разными интересами, учебными достижениями), каждая группа предлагает своего кандидата (или нескольких) и доказывает, почему он (они) достоин (достойны) этой должности. После этого выбирается экспертный совет из равного числа представителей каждой группы, включая классного руководителя, представителя администрации или школьного самоуправления, которые выбирают лучших. За выбранные кандидатуры проводится голосование.
  2. Предвыборная компания. Каждый кандидат на пост старосты готовит свою программу, предвыборную речь, проводит классные мероприятия. По итогам кампании организуются выборы, что более интересно.
  3. Анкетирование. Классный руководитель готовит вопросник (например, староста должен быть мальчиком или девочкой, какими качествами должен обладать хороший староста и т. д). После анкетирования учитель предлагает кандидатуры подходящих учащихся.

Идеальным вариантом выборов является совмещение всех предложенных способов.

Памятка: предвыборная программа кандидата и речь

Для предвыборной кампании обязательно следует придумать запоминающийся слоган

Если ты твёрдо решил баллотироваться на пост старосты, то тебе нужно разработать свою предвыборную программу. Она должна быть:

  • адекватной (не стоит предлагать проекты, осуществить которые не по силам ученикам: предлагая обустроить пришкольный участок и посадить цветы или заменить мебель в кабинетах, ты понимаешь, на чьей стороне реальность исполнения);
  • целенаправленной (ставь чёткие цели, причем разделяй их на долгосрочные и краткосрочные – сделать обязательной шефскую помощь для отстающих и провести генеральную уборку в кабинете);
  • разносторонней (твои предложения должны затрагивать не только учебную, но и спортивную, культурную стороны жизни класса).

Лучший способ представить на суд избирателей свою программу – это выступить с речью. Перед тем как говорить, хорошо бы почитать статьи об искусстве оратора, например, того же Карнеги. Они помогут составить грамотную и, главное, действенную речь. В целом же выступление должно быть:

  • недолгим, но и не кратким (оптимально 5-7 минут), чтобы слушатели могли оценить твои идеи, но и не заскучали;
  • содержательным (из выступления коллектив должен составить впечатление не только о твоих организаторских способностях, но и человеческих качествах);
  • интересным (разнообразь свою речь презентацией, видео или аудиодополнением или фотографиями-рисунками);
  • запоминающимся (если кандидатов несколько, то тебе нужно найти свою изюминку, которая обратит внимание именно на твою программу – см. предыдущий пункт).

Воспользовавшись нашей памяткой, ты сможешь сделать своё выступление более ярким.

Отрицательные стороны должности

Даже в самые трудные минуты не стоит отчаиваться

Как и любая руководящая должность, пост старосты, к сожалению, не лишён своих отрицательных нюансов. Они связаны с тем, что не все члены коллектива любят лидеров. Тем более, если для некоторых из них ты был конкурентом в предвыборной борьбе. Могут возникать «очаги» бунта, организованные бывшими соперниками. Кроме этих проявлений зависти, ты можешь столкнуться с откровенной ненавистью, неприязнью. В этом случае твои «подопечные» будут не только позволять себе неподчинение, но и самоуправство. Твоя задача в любом случае придерживаться выбранной линии поведения, основанной на честности и искреннем желании делать свою работу хорошо. В отдельных случаях, когда словесные вразумления бунтарей не помогают, лучше обратиться за помощью к учителю или представителям школьного самоуправления. Главное – не сдаваться.

Должность старосты – это прекрасная возможность на практике испытать свои организаторские способности. В дальнейшем эти навыки обязательно пригодятся в жизни. Более того, возможно, помогут тебе с самоопределением в будущем.

Нежелание студентов быть старостой берет начало ещё со школы, так как именно старост первыми запоминают учителя, именно старосты должны организовывать классную деятельность и именно у старост меньше всего возможностей прогулять занятия, так как они все время на виду. Но мало кто знает, что обязанности старосты в ВУЗе шире, интереснее, чем в школе.

Многие меня спрашивают, почему я решила стать старостой, так как я ещё не знала, что именно предстоит мне делать. Мне было интересно, хотела себя испытать, и могу с уверенностью сказать, что не жалею о своем решении. Должность старосты не дает никаких особых бонусов в учебе, а также не дает расслабиться, дисциплинирует, мобилизует все силы на учебу, воспитывает ответственность, причем не только за себя, но за всю группу. Приходится следить за оформлением журнала посещаемости, обсуждать с преподавателями время сдачи экзаменов и время переноса лекций и практик, продлевать зачётные книжки и студенческие, записывать группу на обязательные для всех мероприятия.

Но все же, староста – это не только ответственный человек, устанавливающий связь между группой и преподавателями, деканатом. Это человек, который в первую очередь старается помочь группе жить интересно, а также разрулить все неприятные ситуации и щекотливые вопросы, связанные с учебой студентов. Старосты чаще общаются с преподавателями, кафедрами и деканатом, следовательно, им проще договориться с ними по поводу пересдач лабораторных работ или экзаменов.

У меня был случай, когда моему одногруппнику срочно понадобилась помощь кафедры по волнующему его вопросу (проблема со сдачей экзамена), но он боялся сам зайти и спросить. И я хорошо его понимаю, так как сама бывает нервничаю, общаясь с руководством кафедры или деканата, боясь выставить себя глупой. Это был тот случай, когда как староста, я могла помочь ему. И я была очень рада, что моя помощь пригодилась в решении проблемы и все закончилось благополучно.

И отвечая на вопрос, что значит быть старостой, скажу – это значит быть самым неравнодушным, дисциплинированным и ответственным членом своей группы, болеть за своих ребят, защищать их интересы всегда и везде.

Староста 3 курса кафедры МО ЭВМ

В каждой группе есть «невидимая рука помощи», которая сообщает об отмене или переносе пар, готовит всем СКС в начале года и при необходимости защищает группу перед преподавателями. Да, это все о тебе, староста. Специально для The Вышка старосты разных факультетов рассказали о своих хлопотах, заботах и радостях

Принятое решение
Ожидание: Я хотел быть старостой очень давно, и вся группа дружно удостоила меня такой чести.
Реальность:
— я ничего не решал, меня выбрали мои одногруппники, а я подумал «Ну ладно, let it be»;
— я очень люблю помогать людям, а это самый ненавязчивый способ;
— мне не нравилась предыдущая староста, и мне хотелось что-то поменять;

Обязанности
Ожидание: Я должен вовремя информировать группу обо всём, что касается учебного процесса, осуществлять связь с учебной частью и координировать действия группы с действиями преподавателей, сообщать об отсутствующих.
Реальность:
— староста информирует группу обо всём, что касается учебного процесса, осуществляет связь с учебной частью и координирует действия группы с действиями преподавателей. Приписка: делать он должен это крайне оперативно;
— задача старосты — передавать информацию и искать аудитории. Вопросы с преподавателями может решить любой студент в группе. Плюс ко всему я всегда, если попросят, вношу отсутствующих на лекциях в списки;
— контактирует с преподавателями, пишет адрес почты группы на листок. Я еще отправляю домашку в группу в ВК, там же выбираем человека месяца группы;
— составляет список присутствующих, но отсутствующих тоже вписываю, ибо своих не бросаем;
— порицает прогульщиков.

Отношения
Ожидание: Одногруппники будут меня уважать, а преподаватели знать в лицо. Учёба в целом будет проходить чуточку легче, т.к. у меня есть некий авторитет.
Реальность:
— одногруппники больше прислушиваются к моему мнению, а что касается преподавателей, то так они тебя хотя бы помнят.
— в личном общении с третьими лицами многие из одногруппников (а может и все) называют меня не иначе как «моя староста». К тому же, если мне захочется, будет довольно легко их разыграть с переносом занятий, потому что в этом отношении они очень легко принимают мои слова на веру. Что касается преподавателей, то на них этот факт почти не влияет.
— от одногруппников веет уважением, но это «холодное» чувство. В дружбаны нарочно никто не набивается. Преподаватели обычно вешают ярлык «самый ответственный человек группы». Приходится соответствовать.
Некоторые вещи нельзя спрогнозировать заранее, т.к. мы можем их понять только в процессе работы.

Эмоции
— Я чувствую себя на своём месте. Все эти вроде бы мелочи добавляют движения в мою жизнь, и я на это подсела;
— Мне нравится этим заниматься. Становлюсь более ответственной, своеобразные руководящие навыки появляются;
— Это помогает мне оставаться всегда в центре внимания.

Время
— порой трачу уйму времени на организационные вопросы, но в целом особо не напрягает;
— это очень органично вписывается в мой образ жизни. Все эти хлопоты даже не являются обязанностями, они часть учёбы;
— от учебного процесса не отвлекает абсолютно, скорее дополняет его.

Недостатки
— постоянная необходимость разбираться в куче рутинных дел;
— преподаватели знают твой номер телефона (нередки сообщения и звонки после полуночи);
— часто приходится связываться с учебной частью (некоторые факультеты вынуждены ездить в другое здание);
— порой надоедает большое количество глупых вопросов.

Арсенал
— терпение, доброта и главное — снисходительность;
— телефон с доступом в интернет, телефонной книгой с номерами одногруппников, преподавателей и других старост, а также с достаточным количество денег. Умение относиться к проблемам с юмором, иначе свихнешься;
— раньше, года три назад, это был телефон, но теперь все одногруппники почти всегда ВК, а связь с преподавателями по почте или на фэйсбук. Теперь телефон «звонящий» почти не нужен, староста остался без особенных атрибутов;
— блокнотик с записями, где указано, кто что сдал, а кого нужно трясти.

Разрушаем мифы
У многих ошибочное представление о том, чем занимается староста и какими усилиями ему это дается. Мы постараемся развеять самые популярные слухи, которые бытуют в студенческой среде.

№1 Старосты не должны информировать обо ВСЁМ и решать ВСЕ вопросы. Они не всемогущие Боги, поймите.

№2 Старостам групп в Вышке НЕ ПЛАТЯТ дополнительную стипендию за то, что они выполняют определенные обязанности. Все держится на альтруизме.

№3 Особое отношение преподавателей. Наша успеваемость, наше желание учиться, наше упорство намного важнее того, что ты звонишь им ночью.

№4 Старосты — консервативные вредины. Это ЛОЖЬ! Это абсолютно такие же студенты, которые просто решили взять на себя больше ответственности.

№5 На старших курсах староста не нужен. Да, круг его обязанностей сужается за счет того, что студентов становится меньше. Однако контактировать с преподавателями необходимо вплоть до конца обучения.

№6 Звание старосты не является «пожизненным». Если вдруг ты устал или надоело заниматься подобной рутинной работой, то ты имеешь полное право снять себя с поста старосты. Также группа может самостоятельно сменить старосту, если последний не выполняет своих обязанностей.

Текст подготовила Наталья Пашенцева

Иллюстрации: Катя Гущина

Вопрос из разряда, "в чём заключается смысл жизни?". Дело в том, что на подобные вопросы, идеальных ответов нет, которые бы подходили практически всем - всё зависит от мнений так, что для кого-то "да", а для кого-то "нет".

Но всё это уже говорили, поэтому я просто расскажу свою историю, которая, надеюсь, даст вам пищу для размышлений на эту тему:

В прошлом году, я поступил на первый курс бакалавриата в национально-исследовательский университет Высшая школа экономики на департамент иностранных языков. Моё направление было создано в этом же году, поэтому это был первый набор. У меня сразу появились идеи стать старостой, да и вообще изменить как-то свою жизнь. Дело в том, что в школе (позже в гимназии в которую я перешёл в десятый класс) я не страдал особой активностью, но причиной было то, что моё окружение банально не располагало меня к этому. В итоге, я стал сидеть один на первой парте. Было не весело, хотя намного лучше, чем в школе. Моя жизнь - это история для отдельного поста, впрочем как и для многих других людей.

После того как у нас прошло знакомство с факультетом и прочими вещами, нашу группу собрали кураторы, от которых сразу же след простыл, и они предложили выбрать старосту. Я тут же вызвался с другой девочкой, но та отдала предпочтение мне, да и сказала, мол, я буду тебе помогать став твоим замом. Конечно же, она ничего делать не стала, но у меня всё равно появился заместитель (да, да, я был настолько крут, что у меня был заместитель). Теперь же, мой бывший зам, стал моим старостой.

В начале всё было прекрасно: я сразу решил, что не хочу, чтобы наша группа делилась на подгруппы состоящих из двух - трёх человек, а чтобы все вместе сосуществовали и дружили в одном большом составе. Мы отмечали день рожденья, предварительно всё вместе обсуждая, гуляли допоздна и так далее. Конечно, когда началась учёба было понятно, что всё изменится, но я не думал, что всё будет именно так.

Во время учёбы, в принципе, всё тоже было неплохо: я решал различные вопросы с которыми ко мне обращались, я создал старостат, собрав всех старост вместе, продвигал определённые идеи, в общем - я пытался помочь всем и сделать факультет лучше. Всё шло неплохо, до тех пор, пока я не слёг с болезнью.

За эти полторы - две недели, что я лежал на кровати и ничего не делал из-за того, что у меня сильно гноились глаза и вообще я чувствовал себя паршиво, мне написало от силы человек пять - шесть из всей группы. Но это ещё цветочки: когда я вернулся в вуз, то всё будто бы изменилось. Люди стали по-другому вести, все разбились на мелкие группы и более не было слышно тех весёлых людских голосов, которыми, казалось, была пронизана вся группа. Постепенно всё стало ухудшаться и как-то раз ко мне подошла председатель студсовета (с которой я соперничал, так как сам хотел быть председателем и более того создать студсовет, которого на тот момент не было. Он, кстати, появился когда я был на больничном.) и сказала мне, что люди из моей группы подходят к ней с просьбами отстранить меня от обязанностей старосты. Я, откровенно говоря, не понимал из-за чего, т.к. я старался всем угодить и помочь, но всё оказалось куда прозаичнее. Я провёл пару опросов, сначала в ВКонтакте, в котором победил с отрывом на несколько голосов, а потом IRL, в котором отрыв был не в мою пользу.

Собственно, мораль сей басни такова, что люди не ценят то, что они не могут увидеть. Люди из моей группы были как римляне, которые веровали в то, что если я не видел твою маму лично, то значит её и нет на самом деле.

Но знаете что? Я даже рад, что перестал быть старостой. Поняв, что большая часть моей группы - это не те люди с которыми я бы хотел дружить, мне стало намного проще жить. За весь этот учебный год я получил огромный багаж опыта и знаний, основанных, не в последнюю очередь, на ошибках.

Как-то раз, в модуле третьем или четвёртом, мне моя староста сказала, что ей уже надоело быть оной.

Люди не ценят труд, который я совершаю.

И она была права.

Так что, если хотите стать старостой, то удачи: всё зависит от обстоятельств и людей, например от вуза, одногруппников и их увлечений.

И я хочу всех предупредить, что старосты - это тоже люди. Я как староста имел цель помогать людям и делать их жизнь лучше. Да, я бывало пропускал занятия, не всегда присутствовал на парах по разным причинам, но я никогда не переставал помогать людям, когда они ко мне обращались. Более того, я сам навязывался с помощью, за что один раз другой староста мне сказал:

"Ты со своим неугомонным тимбилдингом уже всех достал".

Чего только не услышишь от студентов о старосте. Для кого-то староста –защитник, помощник, лицо и голос группы, а в следствии почетное звание. А для кого-то староста – это тема для критики и шуток.В одной группе происходят настоящие дебаты за титул старосты группы, а в другой,когда на первом курсе возникает вопрос “Кто займёт эту должность?” ,желающих-один человек, а иногда они и вовсе отсутствуют. Чтобы окончательно разобраться кто же такой староста группы и каково занимать эту интереснейшую должность я решила обратиться к студентке факультета компьютерного проектирования (ФКП) Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники–Маргарите Шех.
Как всё начиналось:
Изначально деканат назначил старостой одного парня, который отказался от данной должности. Около недели в группе не было старосты, т. к. никто не хотел. В один момент я решила, что так не может продолжаться, учитывая ещё и то, что и преподавателям не нравилась такая ситуация в нашей группе, пошла к декану и предложила свою кандидатуру на эту должность.
В самом начале завоевать авторитет в группе, при условии, что мужской пол преобладает (в группе 18 парней и всего 3 девушки) было не совсем просто. Многие ребята относились ко мне несерьезно. Это было в первом семестре. Но после определенных ситуаций (например, помощь с преподавателями во время сессии и т. д.) они стали меня уважать как старосту и выполнять мои поручения без лишних вопросов и возмущений.

Деятельность старосты:
С одной стороны для многих студентов староста – это обыкновенный студент, может быть чуть-чуть поответственнее общей массы студенческого братства. Но нельзя забывать, что староста в группе так же представляет собой информатора, который должен рассказывать студентам обо всем, что происходит в университете, осуществляя тем самым “общение” между деканатом и группой (опять же в основном это объявления).
Так же на старосту накладываются определенные обязанности.Например, подпись журнала.. Практически каждый студент не любит ходить на занятия. Однако, мало, кому хочется видеть себя в кругу злостных прогульщиков. Поэтому многие из студентов хотят наладить «братские» отношения со старостой только для того, чтобы он закрывал глаза на их пропуски и такие ребята мне встречались. Но с самого начала я поставила себя так, что студенты поняли: я могу пойти иногда навстречу (всякое в жизни бывает: автошкола, болезнь) и закрыть глаза на пропуск одного или двух занятий, не более. У меня в группе отношение ко всем студентам одинаковое.
Староста ещё и участник такого события, как Старостат,во время которого собираются все старосты определенного курса в кабинете декана для обсуждения организационных вопросов. Староста имеет возможность задать все интересующие,студентов его группы,вопросы по поводу учебы или сессии.

О приятном тоже забывать не стоит:староста получает небольшую премию. К тому же,одним из своих личных достижений я считаю уважение группы – это мое главное достижение.
Я бы хотела посоветовать студентам/абитуриентам, которые только хотят стать старостой или же имеют все качества для этого, но ещё сомневаются, отбросить сомнения. Если хотите, то идите. Верьте в себя, тогда и другие в вас поверят. И главное спокойствие. Не давайте “провокаторам “вывести вас из себя.

Стоит сделать вывод, что деятельность старосты сопряжена с решением насущных проблем университетской жизни. Однако, по великому закону компенсации, любая деятельность, направленная на решение общественных проблем и принесёт вам в 10 раз больше благ, чем вы затратите сил.
В общем, быть старостой группы – это ответственное задание, которое подходит только для тех, кто обладает определённым набором качеств, присущих лидеру. Если вы хотите за время обучения в университете отточить свои лидерские качества, то должность старосты просто создана для вас.