Организация психологической борьбы. Долго запрягаем, но быстро учимся. Логические аспекты аргументации

Психологическая борьба - вид стратегического (оперативного, боевого) обеспечения, представляет собой комплекс специальных действий (психологических операций, акций и мероприятий психологической борьбы) по информационно-психологическому воздействию на военно-политическое руководство, личный состав вооруженных сил и население иностранных государств (противника) в интересах решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.

Психологические операции начинают проводиться в мирное время, активизируются в угрожаемый период и в полной мере разворачиваются в ходе боевых действий.

Основные объекты ПсБ (в угрожаемый период):

1. военнослужащие противника с населением противника.

2. население и военнослужащие нейтральных и союзных государств.

3. военнослужащие и население своей страны.

Цели ПсБ:

В мирное время:

1. изоляция вероятного противника на международной арене.

2. подрыв морально-психологического состояния военнослужащих и населения противника.

3. усиление антивоенных и антиправительственных настроений в стране.

4. консолидация населения и личного состава своих вооруженных сил и стран-союзников.

В угрожаемый период:

Содержание психологических операций в угрожаемый период конкретизируется в зависимости от политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки на ТВД; размаха деятельности оппозиционных политических партий, диссидентского и пацифистского движений, а также особенностей психологии, обычаев, традиций и религиозных верований народа, в стране противника

ПсБ в период до новейшего времени:

Полководцы многих стран знали издавна, что бороться с неприятелем можно не только вооруженными средствами, но и путем целенаправленного воздействия на сознание и психику людей, и пытались использовать ИПВ.

Самым древним способом подрыва морального состояния противника является устрашение его своей (иногда мнимой) боевой мощью. Она возникла очень рано и в видоизмененной форме дожила до наших дней

Так, карфагенский полководец Ганнибал еще до начала сражения преднамеренно распускали слухи о "новом секретном оружии" - боевых слонах, "огненных змеях" -ядовитом дыме и т. д.

Перед походом в Грецию в 480 г. до н.э. персидский военачальник Ксеркс в целях максимального эмоционального воздействия на противника распространял слухи о многочисленности своего войска. Он утверждал, что "если все персидские войны выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце".

Первая попытка обобщить основные направления деятельности по ослаблению морально-психологического потенциала войск и населения противника была предпринята в Китае 500 лет до и. э. в одном из древнейших трактатов по военному искусству

Сунь Цзы разработал теорию информационной войны. «Способ воздействия на психику и поведения противника ».

1). Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.

2). Вовлекайте мирных представителей вашего противника в преступные мероприятия.

3). Не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, т.к. они приносят богатые дивиденды.

4). Подстрекайте молодежь против стариков.

5). Сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой.
6). Обесценивайте все традиции и богов ваших врагов.

В рабовладельческий период опыт ведения боевых действий был обобщен в Индии в виде «Законов Ману », в которых, наряду с военными вопросами излагались моральные основы войны. В соответствии с одной из рекомендаций "Законов Ману" воюющей стороне следовало активно "поощрять к мятежу тех из войск противника, кто склонен к этому".

Военному искусству татар-монголов была присуща подготовка каждой войны, начинавшаяся с разведки противника и проведения мероприятий по его моральному разложению. Многочисленная агентура монголов, вербовавшаяся задолго до начала боевых действий из числа недовольных в лагере противника, вела интенсивное ИПВ устрашением силой якобы несметного монгольского войска.

Документы Чингисхана имели ярко выраженные направления психологического воздействия: как правило, религиозное обоснование, конкретный адресат, ставились определенные условия. Излюбленными и весьма эффективными методами монголов было распространение слухов о продажности чиновников, измене полководцев, о своей многочисленности- и непобедимости. Последний метод использовался настолько умело, что оказывал зачастую решающее влияние в деморализации противника. Чингисхан еще создал ультимативную пропаганду, где предлагается сдаться.

Батый – создание маскировочной пропаганды – 1241 год. Венгерский поход.

После появления книгопечатания создаются печатные источники пропаганды, то есть увеличилась поражаемая аудитория.

Первая психологическая операция – СУВОРОВ. А у Кутузова – работа с военнопленными. Наполеон имел типографию в армии. Тираж – 10 тыс. в сутки.

ВЫВОД: зародились формы, методы, теоретическая база в древности и дошли до нас.

Билет 2. Особенности использования метода убеждения в интересах ПСБ.

2 основных метода – убеждение и внушение.

Убеждение – метод воздействия на сознание людей, обращенный к их критическому восприятию всего. Этот метод ориентирован на интеллектуально-познавательную сторону психики человека. С помощью логических аргументов надо добиться внутреннего согласия, а затем закрепить новые установки.

Требования, предъявляемые к убеждениям:

  • Логика убеждения
  • Доступность интеллекту объекта воздействия
  • Доказательность убеждения, опора на факты
  • Максимальная правдоподобность информации (для большей достоверности)
  • Вызов эмоциональной реакции на наше воздействие (актуальность убеждающего воздействия)

Основные характеристики:

  • Убеждение – должно быть планово и правильно-сориентированное
  • Направлено на конкретный объект (адресность воздействия)
  • Ориентировано на интеллект, сознание – познавательную сферу психики
  • Направленность на инициирование определенных действий (т.е в нашу пользу уже)

Целесообразность использования убеждения (ситуации):

  • Объект в состоянии воспринимать информацию
  • Психологическая способность (готовность) объекта согласиться с использованным ему убеждением;
  • Эффективно, когда объект готов и в состоянии воспринять убеждение;
  • Способность объекта анализировать аргументацию
  • Готовность объекта (то есть, когда существует эмоциональный подъем, то тогда восприятие идет намного лучше и наоборот)
  • Логика убеждения и аргументации близки объекту
  • Наличие времени для убеждения

Основные принципы применения убеждающего воздействия:

  • Принцип повторения информации (увеличивается количество людей, услышавших информацию)
  • Принцип достижения первичности воздействия
  • Принцип обеспечения доверия к источнику информации
  • Принцип активизации психических процессов
  • Принцип восприятия содержания информации.

Структура убеждающего воздействия:

Воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации.

Воздействие содержания информации.

1) Ситуация информирования:

· Индивидуальная ситуация

· Массовая ситуация. В массовой ситуации существует заражение, включающее стадное чувство (Паника и т.д.).

Паника – определенное эмоциональное состояние, которое является следствием дефицита информации, либо избыток этой информации. Очень важно – знание объекта. Так как дезинформация может привести к массовым беспорядкам, невыполнению приказов.

2) Источники информации делятся на :

· Правительство и командование своей страны

Доверие или недоверие источнику.

3) Воздействие содержания информации (правильный выбор формы) :

Формы воздействия :

Доказательное

Убедительное

Виды призывов:

· Прямые («переходи к нам, как это сделали …»)

· Косвенные

· Неопределённые

Иногда сразу не получается. Ничего страшного! После конфликта подумайте, как следовало бы поступить. Следите за конфликтами других, постарайтесь понять их механизм и наметить пути выхода из них. Лучше учиться на чужих ошибках.

Объективность законов психологии

Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт, но не ругаем небо и тучи. Мы знаем, что законы, по которым идет дождь, не зависят от нас, и просто стараемся по мере сил и возможностей к ним приспособиться. Но вот возникает конфликт в семье, на работе, на улице или в транспорте, и вместо чарующих волшебных звуков гармонического общения, близости, любви раздается скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб. Всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. А о чем думает наш партнер? О том же.

Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль поведения. Побеждаем его, припираем к стенке и на время успокаиваемся, так как нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А что делает наш партнер? Тоже самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества.

Самые умные и Самые глупые

Примером может служить следующий психологический эксперимент из теста Дембо. Пусть перед вами вертикальная шкала. На ее северном полюсе самые умные люди, на южном - самые глупые. Найдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя в районе середины? Нет, немного выше! Отгадал? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно здесь. Можете на основе этого теста показать своим близким фокус.

Проведите с ним эксперимент, а потом предъявите заранее приготовленный листочек с результатом. Совпадение иногда бывает вплоть до миллиметра. Какой вывод можно сделать из этого изящного эксперимента? Общаясь с партнером, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем своим видом, построением фраз во время беседы, важно также следить за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица и т.п. Лучше всего, если во время беседы вы все время внимательно смотрите на собеседника, как это бывает во время борьбы.

Кроме того, ответ партнера запрограммирован в самом вопросе. И не просто запрограммирован. Это ответ вынужденный. Попробуйте разместить себя на северном полюсе. Не получается? Правильно. Ближе к северному полюсу размещают себя обычно слабоумные люди. А ближе к южному? Тоже неполучается. Ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии, или мудрецы типа Сократа, который говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Кстати, этим тестом мы как бы измеряем свой интеллект, величина которого выше отмеченой нами черты. Если ответ партнера нас не устраивает (а он, как мы только что установили, вынужден), мы задали не тот вопрос.

Таким образом, для того чтобы управлять партнером по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как нам надо. Возникает вопрос: а как же партнер? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет и победой вашего партнера. Ни в коем случае нельзя воспитывать партнера. Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека - самого себя. Таким образом, объект воспитания всегда под рукой.

Открывается блестящая перспектива: работайте над собой, своим поведением, изучайте законы психологической борьбы. Будьте мудрым и снисходительным воспитателем. Не наказывайте своего подопечного слишком строго, старайтесь его уговорить. Ведь перевоспитание - это перестройка, а перестройка всегда трудна и болезненна. Будьте тверды в поставленной цели, но мягки в средствах. Помните, что приобретение знаний - как наматывание клубка. Итак, в бой!

Основы амортизации

Приступая к общению со взглядом на него как на психологическую борьбу, следует опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных мудрецов и т.д.).

Занимайтесь систематически. Спрашивается, а где взять время? А его дополнительно и не нужно. Каждый из нас общается, у каждого бывают неудачи. (Те, кто доволен результатами своего общения, кого любят друзья, обожает супруг(а), боготворят подчиненные, уважает начальство, кто никогда не конфликтует, не должны читать данное пособие. Это - гении общения. Они и так на интуитивном уровне все освоили.) Такие неудачи надо внимательно анализировать в свете знаний, полученных из этой книги, и искать только свои ошибки. "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего".

Не бойтесь трудностей и неудач. "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь , и не многие находят их".

Отрабатывайте сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного общения. "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним..."

Не обращайте внимания на насмешки окружающих. "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему".

Не торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению надменность.

В период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.

В основе принципа амортизации лежат законы инерции, которые характерныне только для физических тел, но и для биологических систем. Чтобы погасить ее, мы применяем амортизацию, не всегда осознавая это. А раз не осознаем, то и используем не всегда. Гораздо успешней применяем мы физическую амортизацию. Если нас столкнули с высоты и тем самым навязали падение, мы продолжаем движение, которое нам навязали - амортизируем, тем самым гася последствия толчка, и только потом встаем на ровные ноги, выпрямляемся. Если нас столкнули в воду, то и здесь мы вначале продолжаем движение, которое нам навязали, и только после того, как иссякли силы инерции, выныриваем.

Спортсменов специально обучают амортизации. Посмотрите, как принимает мяч футболист, как уходит от ударов боксер и как падает борец в ту сторону, в которую толкает его противник. При этом он увлекает последнего за собой, затем добавляет немного своей энергии и оказывается уже наверху, фактически используя его же силу. На этом же основан принцип амортизации в межличностных отношениях.

Модель амортизации представлена в "Похождениях бравого солдата Швейка": "Шредер остановился перед Швейком и принялся его разглядывать. Результаты своих наблюдений полковник резюмировал одним словом:

Идиот!
- Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот! - ответил Швейк".

На что рассчитывает партнер, обращаясь к нам с теми или иными предложениями? Нетрудно догадаться - на наше согласие. Весь организм, все обменные процессы, вся психика настроены на это. И вдруг мы отказываем. Как при этом он себе чувствует? Не можете представить? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда приглашали партнера (или партнершу) на танец или в кино, а вам отказывали! Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам отказывали в приеме на интересующую вас работу, хотя знали, что уважительных причин для такого отказа не было! Конечно, должно быть по-нашему, но первый ход должен быть амортизационным. Тогда остается возможность для продуктивных контактов в будущем. Таким образом, амортизация - это немедленное согласие с доводами партнера. Амортизация бывает непосредственная, отставленная и профилактическая.

Непосредственная амортизация

Непосредственная амортизация часто применяется в процессе общения в ситуациях "психологического поглаживания", когда вам делают комплименты или льстят, приглашения к сотрудничеству, нанесения "психологического удара".

Приведем примеры техники амортизации. При "психологическом поглаживании"

А: Вы сегодня великолепно выглядите.
Б: Благодарю вас за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу.

Последнее предложение обязательно: некоторые делают комплименты неискренне с осознаваемой или неосознаваемой целью смутить партнера. На этом ответ можно закончить, но если вы подозреваете партнера в неискренности, можно добавить следующее: Мне особенно приятно слышать это именно от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь.

При приглашении к сотрудничеству
А: Мы предлагаем вам должность начальника цеха.
Б: 1) Благодарю вас. Я согласен (при согласии).
2) Благодарю вас за интересное предложение. Надо подумать и все взвесить (если предполагается отрицательный ответ).

Следует отметить, что специалист по психологическому айкидо дает согласие после первого приглашения. Если первое приглашение было неискренним, все сразу становится на свои места. В следующий раз с вами в эти игры не будут играть. Если приглашение искреннее, вам будут признательны за быстрое согласие. С другой стороны, когда приходится делать какое-либо деловое предложение самому, его тоже следует делать только один раз. Будем помнить правило: "Уговаривать - значит насиловать". Обычно специалист по психологическому айкидо сам ничего не предлагает, а организовывает свою деятельность так, что к интересующему его делу его приглашают.

При "психологическом ударе"
А: Вы глупец!
Б: Вы абсолютно правы! (уход от удара).

Обычно двух-трех уходов от нападения бывает достаточно. Партнер впадает в состояние "психологической гроги", он дезориентирован, растерян. Бить его уже не нужно. Я уверен в вашей порядочности, мой глубокоуважаемый читатель! Вы без надобности бить лежачего не будете. При крайней необходимости ответ можно продолжить следующим образом: - Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас до сих пор начальство не оценило по достоинству!

Для иллюстрации опишу сцену, которая произошла в автобусе. Специалист по психологическому айкидо М., пропустив представительниц прекрасного пола, последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в своих многочисленных карманах (на нем была куртка, брюки и пиджак) талоны. При этом он, естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше Г. Вдруг в него был брошен "психологический камень".

Г. гневно сказала: - Долго вы еще будете ковыряться?!

Тут же последовал амортизационный ответ: - Долго.
Далее диалог протекал следующим образом:
Г.: Но ведь так мне может пальто налезть на голову!

М.: Может.
Г.: Ничего смешного нет!
М.: Действительно, ничего смешного нет.
Раздался дружный хохот.

Г. в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова. Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику последовал традиционный ответ: - Это вам не такси, можете потерпеть! Здесь были описаны варианты непосредственной амортизации. Начинающие овладевать этим приемом часто жалуются, что в момент контакта не успевают сообразить, как провести амортизацию, и отвечают в своем обычном, конфликтном стиле. Дело не в сообразительности, а в том, что многие наши шаблоны поведения действуют автоматически, без включения мышления. Прежде всего следует подавить их и внимательно следить за действиями партнера, его словами и соглашаться. Здесь не надо ничего сочинять! Прочтите еще раз пример. Вы видите, М. использовал "энергию" партнера - он сам не придумал ни одного слова!

Отставленная амортизация

Когда непосредственная амортизация все-таки не удалась, можно использовать отставленную амортизацию. Если непосредственный контакт между партнерами прекратился, можно направить амортизационное письмо. Ко мне обратился за психологической помощью военнослужащий, мужчина 42 лет. Назовем его Н. Настроение у него было подавленное. Ранее он проходил у меня курс психологического айкидо и с успехом использовал приемы, непосредственной амортизации, что позволило ему значительно укрепить свое положение на работе, внедрить в производство свои разработки. Я даже полагал, что больше неприятностей у него не будет, так что визит его был для меня в некотором роде неожиданным. Он рассказал следующую историю.

Года полтора назад он увлекся сотрудницей из соседнего отдела. Инициатива сближения исходила от нее. Она восхищалась без меры нашим героем, сочувствовала ему, когда у него были неудачи. Под его руководством начала осваивать разработанные им методики, довольно успешно овладела ими и стала ярой его последовательницей. Она же первая объяснилась в любви. Они уже планировали начать совместную жизнь, как вдруг, совершенно неожиданно для него, его подруга предложила прекратить встречи. Случилось это через несколько дней после того, как ему предложили уйти в запас, но остаться в учреждении по вольному найму. Это была неприятность, но не столь значительная, ибо он мог продолжать свои исследования, хотя оклад становился значительно меньше.

Разрыв же с подругой он воспринял как катастрофу. Казалось, что все рушится. Ему бы тут самортизировать, и все бы стало на свои места. Но он начал выяснять отношения . Это ни к чему не привело, и он решил больше вообще с ней неразговаривать, "перетерпеть", так как понимал, что в конце концов все пройдет. Так продолжалось около месяца. Он с ней не виделся и начал успокаиваться. Но вдруг она стала обращаться к нему с деловыми вопросами без всякой надобности и смотрела при этом на него с нежностью. На какое-то время отношения налаживались, но затем снова следовал разрыв. Так продолжалось еще полгода, пока наконец он не понял, что она издевается над ним, но устоять против ее провокаций не мог. К этому времени у него развился выраженный депрессивный невроз.

Во время очередной ссоры она ему сказала, что вообще никогда его не любила. Это был последний удар. И он обратился за помощью. Мне было совершенно ясно, что направлять его сейчас в бой не имеет смысла. Тогда мы вместе написали амортизационное письмо. Вот его содержание:

"Ты абсолютно права, что прекратила наши встречи. Благодарю тебя за наслаждение, которое дала мне, по-видимому, из жалости. Ты так искусно играла, что у меня ни на секунду не было сомнений, что ты меня любишь. Ты меня увлекла, и я не мог не ответить на твое, как я тогда считал, чувство. В нем не было ни одной фальшивой ноты. Пишу это не для того, чтобы ты вернулась. Сейчас это уже невозможно! Если ты снова будешь говорить, что любишь меня, как я смогу поверить? Теперь я понимаю, как тебе со мной было тяжело! Не любить, и так себя вести! И последняя просьба. Постарайся сомной не встречаться даже по делу. Надо отвыкать. Говорят, время лечит, хотя пока мне поверить в это трудно. Желаю тебе счастья! Н."

В письмо были вложены все ее письма и фотографии. Сразу же после отправки письма Н. почувствовал большое облегчение. А когда начались многочисленные попытки "подруги" восстановить отношения, спокойствие уже было полным. Я думаю, нет смысла проводить детальный анализ амортизационным ходам этого письма. Здесь нет ни одного упрека.

Обращаю внимание на одну психологическую тонкость, которая содержится во фразе: "Постарайся со мной не встречаться даже по делу". Человек устроен удивительным образом. Ему всегда хочется того, что ему недоступно. Запретный плод всегда сладок. И наоборот, человек пытается отказаться от того, что ему навязывают. Как только Бог запретил Адаму и Еве срывать яблоки с дерева, так они возле него и оказались.

Как только Н. попросил свою знакомую не встречаться с ним, она сразу стала стремиться наладить отношения. Когда же он пытался назначить свидание, то тогда у него ничего не получалось. В общении запреты дают обратный эффект. Хочешь чего-то добиться от человека, запрети ему это. С приобретением опыта составления амортизационных сценариев я убедился, что на начальных этапах подготовки лучше писать письмо. Начинающие находятся в большом душевном волнении и нередко после одного-двух амортизационных ходов переходят на старый, конфликтный стиль общения. Кроме того, партнер может прочесть письмо несколько раз. Каждый раз он будет в разном психологическом состоянии. Рано или поздно письмо произведет необходимый психологический эффект. Одна девушка написала амортизационное письмо. Очень переживала, что не было ответа. Он пришел через полгода, но какой это был ответ!

Профилактическая амортизация

Определение дано в самом названии. Ее можно использовать в производственных и семейных отношениях, в тех случаях, когда конфликт идет по одному и тому же стереотипу, когда угрозы и упреки приобретают одну и туже форму и повеленье партнера заранее известно.

Модель профилактической амортизации находим в "Похождениях бравого солдата Швейка". Один из героев книги подпоручик Дуб, разговаривая с солдатами, обычно произносил: "Вы меня знаете? Нет, вы меня не знаете! Вы меня знаете с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас доведу до слез". Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом. - Ты чего здесь околачиваешься? - спросил он Швейка.- Ты меня знаешь? - Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны. Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк спокойно продолжал: - Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны, чтобы вы не довели меня до слез, как изволили пообещать в прошлый раз. У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить: - Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим!

Карнеги в таких случаях предлагает: "Скажите о себе все то, что собирается сделать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса". Или, как гласит пословица: "Повинную голову меч не сечет". Приведу несколько примеров профилактической амортизации.

Профилактическая амортизация в семейной жизни

Зам. главного конструктора одного из крупных заводов, мужчина в возрасте 38 лет, женатый, имеющий детей, ведущий еще и активную общественную жизнь, на наших занятиях рассказал о своей проблеме. У него из-за частого позднего прихода домой нередко возникали конфликты с женой, с которой, в принципе, были хорошие отношения. Упреки имели следующее содержание: "Когда это кончится! Я не знаю, есть ли у меня муж или нет! Есть ли отец у детей или нет! Подумаешь, какой незаменимый! Сам выставляешься, вот тебя и нагружают!" и т.п. Послушайте его рассказ об эпизоде, который произошел у него в семье после месячного обучения в КРОССе.

Однажды после очередного позднего прихода домой я увидел в грозном молчании своей супруги "психологическую кочергу" и подготовился к бою. Диалог начался с крика:

Почему задержался сегодня?
Вместо оправданий я сказал:
- Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Если бы ты вела себя так, как веду я, я бы давно не выдержал. Ведь посмотри, что получается: позавчера пришел поздно, вчера - поздно, сегодня обещал прийти рано - как назло, опять поздно.

Жена (с гневом):
- Брось свои психологические штучки! (Она знала о моих занятиях.)

Я (виновато):
- Да причем здесь психология. Муж у тебя есть и в то же время практически его нет. Дети отца не видят. Мог бы и пораньше прийти.

Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):
- Ладно, проходи.

Я молча раздеваюсь, мою руки и иду в комнату, сажусь и начинаю что-то читать. Жена в это время как раз заканчивает жарить пирожки. Я был голоден, пахло очень вкусно, но на кухню я не пошел.

Жена вошла в комнату и снекоторым напряжением спросила:

Что же ты не идешь есть? Поди, где-то уже накормили!

Я (виновато):
- Нет, я очень голоден, но я не заслужил.
Жена (несколько мягче):
- Ладно, иди есть.
Я съел только один пирожок и продолжаю сидеть.

Жена (настороженно):
- Что, пирожки невкусные?
Я (по-прежнему виновато):
- Да нет, пирожки очень вкусные, но я их не заслужил.

Жена (совсем мягко, даже с лаской):
- Ну, ладно. Ешь сколько хочешь.

В таком тоне беседа продолжалась около минуты. Конфликт был исчерпан. Раньше размолвка могла продолжаться несколько дней.

Профилактическая амортизация в служебных отношениях

Поразительно просто, но почти никто этим не пользуется! Надо прийти кначальнику и сказать примерно следующее: "Я пришел, чтобы вы меня поругали. Знаете, что я натворил..."

Вот три примера.
Д. был квалифицированным токарем, но довольно часто болел и тем самым вызывал неудовольствие своего начальника, который в разговоре с глазу наглаз предлагал ему уволиться. После успешного обучения приемам психологической борьбы он почувствовал себя хорошо и уверенно. И вот что он придумал. Хорошо проработав две недели, написал заявление об увольнении и, не поставив даты, пришел на прием к начальнику и сказал следующее: - Я понимаю, что был обузой на производстве, но сейчас я уже здоров. Чтобы у вас не было сомнений на этот счет, я принес вам заявление об увольнении по собственному желанию без даты. Я полностью отдаю себя в ваше распоряжение. Как только я еще раз вас подведу, поставите дату и уволите меня. Начальник посмотрел на Д. с удивлением и нескрываемым интересом. Заявление взять отказался. С тех пор отношения стали просто теплыми, а Д. приобрел уверенность в себе .

А вот пример профилактической (упреждающей) амортизации на производстве.

Е., инженер по технике безопасности, увлекшись психологией вовремя занятий психологическим айкидо, решила переквалифицироваться по профилю инженерной психологии. Для этого ей надо было поступить на 3-хгодичные платные курсы психологического отделения университета, а средства для оплаты обучения получить на производстве. Вот как ей удалось это сделать. Е. записалась на прием к директору и вошла последней. Он выглядел напряженным и усталым. Е. начала так:

Я последняя, и у меня к вам не просьба, а предложение. Директор расслабился и стал смотреть на Е. спокойнее и даже с некоторым интересом.

Е. продолжала:
- Оно должно принести большую выгоду производству, но вначале надо будет затратить огромные средства. Лицо директора снова стало напряженным.

Если это предложение принять не сможете, никаких претензий не будет, а за дерзость заранее меня простите.

Напряжение сразу спало, и он умиротворенно и даже несколько благодушно попросил Е. продолжать. Когда же она изложила суть дела, он спросил, сколько это будет стоить. Е. назвала сумму 2000 рублей, он весело рассмеялся (предприятие "ворочало" миллионами) и дал свое согласие: - Ну, это мелочи!

И последний пример профилактической амортизации.

Прошедший у нас подготовку Д. считает, что знание и навыки, полученные им на занятиях попсихологическому айкидо, если не спасли ему жизнь, то по крайней мере помогли сохранить здоровье и сделали его жизнь в армии не столь тягостной. Попал он на службу в строительный отряд. Вот один из случаев, который помог Д. завоевать авторитет.

Наше отделение обедало в гражданской столовой по специальным талонам. В тот день она не работала. Командир отделения пытался организовать питание по талонам в другой столовой, однако сделать это ему не удалось, так как он требовал, кричал. Тогда я предложил свою помощь. Пошел к заведующей столовой и обратился к ней со словами:

У меня к вам огромная просьба. Если откажете, у меня обиды к вам небудет, так как понимаю, что это очень сложно. Я изложил суть дела, попросил ее подумать, как накормить 12 солдат, которые годятся ей в сыновья. И она придумала! Нас покормили, а потом талоны сдали в нашу столовую и получили деньги.

Амортизация - это согласие со всеми утверждениями противника.

Различают три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую.

Основные принципы амортизации:
- Спокойно принимай комплименты.
- Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.

Не предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.

Предлагай сотрудничество только один раз.
- Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.

Военнослужащие из 350-й тактической группы психологических операций 10-й горной дивизии СВ США «атакуют» листовками жителей населенного пункта в иракской провинции Киркук. Фото с сайта www.osd.mil

Вот ПсВ, ПсБ и ПсО. Еще совсем недавно данные сокращения были неизвестны широкой публике, использовались в основном специалистами «по профилю» и даже считались секретными. Однако в их расшифровке нет ничего сверхъестественного или секретного: психологическая война (ПсВ), психологическая борьба (ПсБ) и психологическая операция (ПсО). Как раз все то, что можно наблюдать в последние несколько месяцев во время событий на Украине.

ОБОЙТИСЬ БЕЗ БОЯ

Факт прибытия в Украину натовских специалистов в сфере организации и проведения психологических операций был подтвержден 13 марта 2014 года. Разве это не открытая интервенция Запада и удар по нашим национальным интересам? Чем может ответить на это Россия?

К сожалению, ответить мы можем в данном случае мало чем, поскольку после реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, численность офицеров, занимающихся планированием и проведением психологических операций, была значительно сокращена, а их качество существенно снизилось. Это связано с тем, что в запас были уволены в основном старшие офицеры. Люди, имеющие богатый жизненный и рабочий опыт. На смену же им пришли молодые, несомненно, талантливые, но не имеющие пока еще реального опыта офицеры.

Жизненный опыт доказывает, что решение о реформировании того или иного подразделения, даже решающего важные или специальные, особые задачи, зачастую принимают люди, которые не обладают компетентностью в данном вопросе. До сих пор в войсках подавляющее большинство отцов-командиров почему-то считают, что офицер психологической борьбы занимается психологическими проблемами в коллективе, то есть выполняет роль штатного психолога, предотвращает дедовщину или что-то в этом духе.

Все это не соответствует действительности и лишь подтверждает тот факт, что российскому военно-политическому руководству следует как можно быстрее пересмотреть отдельные результаты реформы. Ведь в реальности цели и задачи, решаемые специалистами по психологическим операциям намного глобальнее и важнее. Как верно пишет в своей книге «СМИ, пропаганда и информационные войны» Игорь Панарин, информационное воздействие на противника - это такое «прямое и косвенное воздействие на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника, чтобы заставить его действовать в угодных нам направлениях». Победить силой оружия – тут особого ума порой не требуется, только грубая сила и превосходство в людской силе и вооружении. А вот убедить врага в своей правоте и заставить его сдаться без боя – это настоящий высший пилотаж.

Однако не стоит смешивать такие разные понятия, как «пропаганда» и «психологическое воздействие». Пропаганда – это, если хотите, реклама, пиар. Часто можно слышать: «топорная пропаганда», «наивная пропаганда», «кондовая пропаганда» и другое в том же духе. Психологическое же воздействие – это намного более деликатное влияние на желания и настроения оппонента. Это как воздух, которым мы дышим. Он без вкуса, без цвета, без запаха, но присутствует всегда и везде. Поскольку любая информация несет в себе тот или иной оттенок отношения к происходящему.

Наивны те люди, которые полагают (и тем более настаивают на этом), что возможно непредвзятое освещение событий, особенно таких, как революция, насильственная смена власти, теракт и т.п. Наивных профи в сферах высоких технологий не бывает. Поэтому, если вы слышите от таких людей, что они занимаются исключительно тем, что нейтрально подают информацию без анализа и комментариев, то вы имеете дело с профессионалами по информационному воздействию.

При этом и пропаганда, и психологическое влияние являются составной частью информационного противоборства.

УСТУПАЕМ НАТИСКУ

Сегодня у специалистов складывается ощущение, что в информационном плане Россия уступает натиску иностранных СМИ. Да что там иностранных! В собственной стране российские СМИ «традиционно» разделились на два лагеря. Пока одни встают на защиту интересов русскоязычного населения и интересов своей страны, другие теле- и радиоканалы поливают информационными нечистотами собственную власть и правительство, желая ему проигрыша в информационной (и не только) войне. Разве это нормально желать своей стране проигрыша? Разве это демократия, плюрализм? Разве ради этого наши прадеды сражались в Великую Отечественную войну? Тогда напрашивается сам собой вопрос: что есть предательство?

Может быть, для кого-то это покажется странным, но информационная война против русского народа никогда не прекращалась. Об этом говорит вся мировая история, начиная с Древней Руси и заканчивая сегодняшним периодом. Это, если хотите, борьба цивилизаций, англосаксонской и русской культуры. Так было, так есть и так будет. Иногда накал страстей немного утихал и как бы растворялся в повседневной суете. Сегодня же мы с вами становимся живыми свидетелями очередного витка истории и информационного противоборства.

Для успешного ведения психологической борьбы необходим комплексный и системный подход. Этим надо заниматься постоянно, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю: собирать, обрабатывать и анализировать информацию как на русском, так и на других языках. Поэтому в данной области работают только профессионалы, прошедшие многолетнее обучение, превосходно знающие иностранные языки и менталитет населения изучаемой страны (региона), обладающие широким кругозором и обширным жизненным опытом, а также настоящие патриоты своей Родины.

Необходима постоянная и кропотливая работа. При прошлом министре обороны бытовало мнение, что вооруженным силам не нужны медики, переводчики, юристы и офицеры психологической борьбы. Потому что если возникнет необходимость, то можно быстро нанять соответствующих специалистов на гражданке. Сейчас возникла такая необходимость, в связи с ситуацией на Украине. И что же? Где эти гражданские специалисты? Почему Россия пропустила первый информационный удар? Почему мы опять в роли догоняющего? Почему для нас это стало неожиданностью? Вопросов больше, чем ответов.

Точно такая же ситуация сложилась во время грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году. У специалистов по психологическим кампаниям есть одно золотое правило: кто первым дал информацию – тот прав. Тот, кто не успел, – всегда в роли догоняющего и оправдывающегося. Согласитесь, что оправдывающаяся сторона не вызывает доверия, поскольку возникает ощущение, что раз оправдывается, значит, что-то было.

Психологическая борьба совершенно немыслима без лингвистического обеспечения. Главное – это не картинка, а подпись к ней. Во время событий августа 2008 года телеканал CNN показывал те же самые кадры, что и российский телеканал ОРТ, но для англоязычной аудитории пояснялось, что это российские войска вошли в Тбилиси. Таким образом, зарубежному зрителю давалась откровенная и неприкрытая ложь, на основе которой тот делал совершенно неверные выводы.

В ходе обострения событий вокруг статуса Крыма по западным каналам постоянно показывали, как российские военные расхаживают по Крыму с автоматами наперевес, в блогах писали об изнасилованных российскими военнослужащими украинских девушках и всячески пугали общественность ультиматумами и угрозами, якобы полученными от России. У нас с вами подобная информационная чепуха вызывает усмешку, но простые жители Украины, к сожалению, охотно верят в любую глупость, поскольку находятся под давлением потока информации, однобоко транслирующейся местными СМИ, которые, в свою очередь, послушно пляшут под дудку США. Одновременно на Украине отключают от вещания российские каналы. Вот такой плюрализм мнений по-американски.

ПЕРЕВОРОТ, А НЕ РЕВОЛЮЦИЯ

Если мы обратимся к недавней истории России, то легко вспомним, что чеченских боевиков в англоязычных СМИ называли не иначе как повстанцами и партизанами. Ничто не ново под луной. Вот и сегодня начинается лингвистическое жонглирование терминами с расчетом на то, что «пипл схавает». Оставим в стороне причины (коррупция, нерешительность власти, низкий уровень жизни населения), приведшие к столь прискорбному финалу украинское государство. Рассмотрим целенаправленные информационные вбросы в международное информационное пространство с целью изменить общественное сознание. А обществу в последние месяцы упорно навязывается мнение, что в Украине произошла революция, а не вооруженный государственный переворот.

Согласно принятой терминологии, «революция – это переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти». Захват власти – это еще не есть революция. Ни о какой смене политической формации (был капитализм, стал социализм, например) речи здесь не идет. Даже действующие лица все те же, что уже были однажды во власти времен президентства Виктора Ющенко.

Легитимность – еще один термин, требующий разъяснения. Вновь обратимся к словарю: «легитимность – согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения». Если подавляющее число жителей Крыма поддерживали собственное правительство, следовательно, оно было легитимно и действовало в интересах своего народа, что и было подтверждено на референдуме от 16 марта 2014 года. Кто бы и что бы на это ни говорил и как бы ни кричал, что «никогда и ни за что» не признает самого факта его проведения.

Это справедливо и наоборот. В Киеве в государственном перевороте принимали участие несколько тысяч человек, хорошо обученных, натасканных на столкновения с силами правопорядка. Да, конечно, нельзя отрицать и того, что там помимо боевиков ультраправых сил присутствовали наивные горожане, выполнявшие роль статистов. Однако их совокупное общее количество не превышало 0,01% всего населения Украины. Это даже не хвост, который крутит собакой, а что-то еще более мелкое. Поэтому нет ничего странного в том, что «правительство народного доверия», якобы одобренное протестующими, не может называться легитимным.

Западные СМИ могут изо дня в день сколь угодно долго называть новую власть легитимной, ситуации это не изменит. Или изменит? Тут-то и стоит вспомнить слова рейхсминистра пропаганды «тысячелетнего» германского рейха Йозефа Геббельса: «Если вы произнесете достаточно большую ложь и будете ее повторять, то люди в итоге в нее поверят... Если человеку сто раз сказать, что он свинья, то на сто первый он захрюкает». Получается, что страны Западной Европы и США работают строго «по Геббельсу».

Когда речь заходит о стрельбе на площади Независимости в Киеве, то зарубежные СМИ «забывают» упомянуть вооруженных радикалов, выкрикивающих фашистские лозунги. При этом подбор эффектных кадров (пусть и без комментариев) был сосредоточен исключительно на протестующих. Где, спрашивается, кадры горящих и раненых милиционеров? Это называется «мы просто даем новости, выводы вы делаете сами». Строго как учил доктор Геббельс.

События на Украине вновь высветили проблему двойных стандартов. Про прецедент Косово все знают, поэтому не буду об этом. Однако мало кто сегодня вспоминает о том, что при распаде Советского Союза Украина вышла из состава СССР в уведомительном порядке, без всяких референдумов, как в Эстонии, например. Так же, между прочим, в свое время поступили и Соединенные Штаты, уведомив Великобританию о своей независимости.

Кто скажет правду, донесет ее до оболваненного западного обывателя и дезориентированного украинского гражданина? Думаю, ответ очевиден. Сегодня на Россию историей возложена миссия – стоять на страже общечеловеческих ценностей, отстаивая свои законные интересы и интересы русской православной культуры. Не Россия начала эту информационную войну, но именно на нее снова возложена историческая миссия – дать достойный отпор информационным агрессорам. Причем в области информационного противоборства Россия может работать не менее красиво и убедительно, чем Соединенные Штаты или НАТО. Русские долго запрягают, но быстро учатся.

Психологическое айкидо

Предисловие

1.Общие принципы психологической борьбы, легкие для понимания и применения 2.Теория амортизации, немного скучная, но необходимая 3.Частная амортизация 4.Командовать или подчиняться (Специально для руководителей)

Ученикам и больным, обучившим меня психологическому айкидо, посвящаю эту книгу.

М. Литвак

Счастливые! Hе приобретайте эту книгу. Вы и так хорошие бойцы айкидо. Hе стоит этого делать и обладателям «второго счастья» - нахальства. Она написана для больных неврозами и психосоматическими заболеваниями (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гастрит, колит, дерматит, бронхиальная астма и др.), которые страдают ими из-за неумения общаться.

В ней есть рекомендации, как укрощать чрезмерно волевое начальство, как найти контакт с детьми, свекровью или тещей, как победить в деловом споре, не растратив при этом своей душевной энергии. Поэтому я думаю, что она будет полезна деликатным умным людям, страдающим от окружающего хамства, пока еще не заболевшим. В ней найдут полезные советы руководители, менеджеры и те, которые хотят ими стать. Книга сможет помочь наладить семейные отношения, воспитывать детей, достигнуть успехов в выбранном деле. Hадеюсь, что ее приобретут и психотерапевты.

Приводимая здесь методика аналогов не имеет, хотя я использовал положения трансактного анализа, гештальт-терапии, поведенческой и когнитивной терапии, подходы Дейла Карнеги и др. Hо родоначальником ее можно считать бравого солдата Швейка. Он не отвечал на оскорбления обидчиков, а соглашался с ними. «Швейк, вы идиот!» - говорили ему. Он, не спорил, а тут же соглашался: «Да, я идиот!» - и одерживал победу, как в борьбе айкидо, не дотрагиваясь до противника. Может быть, и следовало назвать этот вид борьбы «психологическое швейкидо», как предложил один из моих учеников?

Предисловие

Hа одной из публичных лекций, посвященных проблеме общения, я спросил своих слушателей: «Кто из вас любит власть?» Hи один из 450 человек не ответил утвердительно. Когда же я попросил поднять руки тех, кто хочет стать гипнотизером, отгадайте, сколько человек подняли руки? Правильно, почти все. Какие выводы можно сделать?

1. Hикто не признается себе, что он любит власть.

2. Hикто не признается себе, что он хочет, чтобы ему беспрекословно подчинялись (власть гипнотизера над гипнотизируемым кажется безграничной).

Я лично не вижу ничего страшного в этом желании управлять другими людьми, тем более что человек обычно действует исходя из благих намерений.

Однако желание командовать, осознаваемое или неосознаваемое, упирается в

аналогичные претензии партнера по общению. Возникает конфликт,

столкновение, в котором нет победителей. Досада, раздражение, гнев,

подавленность, головные боли, боли в области сердца и т.п. остаются как у того, кто взял верх, так и у того, кому пришлось подчиниться. Возникает бессонница, во время которой переживается конфликтная ситуация, какое-то время трудно заняться текущими делами. У некоторых поднимается артериальное давление. Hекоторые, чтобы заглушить досаду, употребляют спиртное или наркотики, срывают зло в очередной раз на членах своей семьи или подчиненных. Многие мучают себя угрызениями совести. Дают себе слово быть сдержанней, осмотрительней, но... проходит какое-то время, и все начинается сначала. Hет, не сначала! Каждый последующий конфликт возникает по все меньшему поводу, протекает все более бурно, а последствия становятся все тяжелее и продолжительнее!

Hикто не хочет конфликтовать. Когда конфликты становятся частыми, человек мучительно ищет выход.

Одни начинают ограничивать общение. В первый момент как будто бы помогает. Hо это временный выход. Потребность в общении сродни потребности в воде. У человека, попавшего в условия полного одиночества, через пять-шесть дней развивается психоз, во время которого появляются слуховые и зрительные галлюцинации. С галлюцинаторными образами начинается общение, которое, конечно же, не может быть продуктивным и ведет к гибели человека. Hаукой установлено, что именно из-за этого умирают раньше срока люди, оставшиеся одинокими. Часто потребность в общении берет свое, и тогда человек вступает в контакт с кем попало, лишь бы не быть в одиночестве. У многих развивается замкнутость, застенчивость. Уже не ты выбираешь, а тебя выбирают.

Вторые (в основном это сильные личности, занимающие командные должности) требуют беспрекословного подчинения как в семье, так и на работе. Тогда они перестают улавливать постепенно нарастающее недовольство тех, кто зависит от них. Когда исчерпываются возможности для подавления, они иногда с болью, иногда с удивлением замечают, что их все оставили, и считают, что их предали.

Третьи, не пытаясь наладить общение, меняют своих партнеров, разводятся, увольняются с работы, переезжают в другой город и даже страну. Hо от себя, от своего неумения общаться никуда не уйдешь. Hа новом месте все начинается сначала.

Четвертые полностью уходят в работу, часто выбирая такую, которая не требует контактов с другими людьми. Hо и это тоже временный выход.

Пятые... Hо позвольте мне закончить перечисление суррогатных способов, заменяющих роскошь человеческого общения. Их очень много. Объединяет их то, что все они в конечном итоге приводят к болезням или асоциальным формам поведения. В больнице или тюрьме общение всегда имеется, но вряд ли кого-нибудь оно может удовлетворять.

В течение многих лет я пытался лечить лекарствами и гипнозом неврозы, которые всегда возникали после конфликтов. Больным на короткий промежуток времени становилось легче, но очередной конфликт, даже меньшей выраженности, приводил к еще более тяжелому состоянию. И это вполне понятно. Ведь ни лекарства, ни гипноз, ни биоэнергетические методы, ни иглоукалывание не могли научить поведению в конфликтной ситуации. Тогда параллельно с назначением лекарств я стал учить больных правильному поведению в конфликтной ситуации, побеждать в споре, управлять партнером так, чтобы он этого не замечал, ладить с самим собой, начинать общение и продолжать его продуктивно без ссор и конфликтов, грамотно формировать, а потом отстаивать свои интересы.

Первые же опыты нового подхода для лечения больных дали потрясающие результаты.

Молодой человек 25 лет в течение трех дней излечился от тиков, которыми страдал 15 лет. Женщина с функциональным параличом нижних конечностей стала ходить через несколько часов. Больной, направленный на лечение с подозрением на опухоль головного мозга, избавился от головных болей за две недели. К матери вернулся ушедший из дома из-за семейных конфликтов 15-летний сын. Мужчине 46 лет удалось выйти из депрессии, сохранить чувство собственного достоинства и двоих детей во время бракоразводного процесса, начавшегося по инициативе жены, решившей уйти к другому. У многих налаживались отношения на работе и в семье. Исчезла необходимость командовать. Своеобразный стиль подчинения партнеру приводил к необходимому результату. Этот список можно было бы продолжить.

Постепенно вырабатывался взгляд на общение как на вид психологической борьбы, а ее приемы напоминали мне восточные единоборства, в основе которых лежат принципы защиты, ухода, обороны. Я назвал этот метод «психологическое айкидо». Тогда же сформулировал принцип амортизации.

Современная наука указывает, что корни невроза уходят в раннее

детство, когда формируется невротическая система отношений, невротический

характер. Это приводит к тому, что личность живет все время в состоянии

выраженного эмоционального напряжения, часто неосознаваемого, и становится

уязвимой в трудных конфликтных ситуациях. Hачинается невроз,

психосоматические заболевания (бронхиальная астма, гастрит, язвенная

болезнь желудка, гипертоническая болезнь, колиты, дерматиты и др.). В состоянии стресса, эмоционального напряжения нарушается иммунитет. Hевротические субъекты чаще болеют инфекционными заболеваниями, у них чаще возникают злокачественные опухоли, с ними чаще происходят несчастные случаи. Таким образом, пословица «Все болезни от нервов» получает сейчас научное обоснование.

Hо зачем же ждать, когда человек заболеет или с ним что-нибудь случится, или он кому-нибудь принесет несчастье? Hе лучше ли начать работу до того, как он заболел? Так был создан клуб психопрофилактической и психокоррекционной направленности, который мы назвали КРОСС (Клуб решивших овладеть стрессовыми ситуациями). Сюда мы приглашаем людей, у которых есть психологические проблемы в семье и на производстве. Вместо того, чтобы назначать лекарства, мы помогаем им налаживать общение.

Hа лекционных занятиях и в группах психологического тренинга

отрабатываются известные и вырабатываются новые приемы и правила

психологической борьбы. Более 85% слушателей отмечают, что в результате овладения навыками психологического айкидо им в той или иной степени удалось наладить отношения в семье и на производстве. Hекоторые получили повышение по службе. Многие начали ставить перед собой более высокие цели.

Если вначале занятия ограничивались вопросами конфликта и правилами

выхода из него, то в последующем слушателей заинтересовали проблемы судьбы

и приемы перевоспитания с целью коррекции личностного сценария. В

дальнейшем мое внимание привлекли положения социальной психологии.

Актуальной стала потребность овладеть ораторским искусством. Появился интерес к проблеме сексуальных отношений и полового воспитания.

Лекции и тренинговые занятия оказались недостаточными. У слушателей и тренирующих возникла необходимость еще раз вернуться к пройденному материалу, еще раз его продумать, освежить в памяти. Вначале для этой цели использовали известные нашему читателю книги Дейла Карнеги, психотерапевтов В. Леви, А. Добровича, Э. Берна и многих других. Хорошие книги! В них много правил и дельных советов. Они говорят, что нужно делать, но там не всегда легко найти, как делать. Порой слушатели не могли использовать эти рекомендации, так как затруднялись выбрать для себя ту или иную в соответствии с конкретной ситуацией. Кроме того, у меня были разработаны собственные подходы. Так родилась идея написания пособия по психологической борьбе. Его основное содержание - техника амортизации, разработанная мною на основании законов общения. В дальнейшем выйдет ряд книг, в которых я разовью и углублю данную тему.

ОБЩИЕ ПРИHЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ,

В настоящее время наиболее развитые армии мира обладают значительным потенциалом информационно-психологического воздействия на противника, который является важной составляющей их военной мощи и одним из средств достижения победы в современной войне.

В последнем совместном издании Устава СВ и корпуса морской пехоты ВС США ФМ33-1/ФМ33-5 психологические операции определяются, как «спланированные операции по передаче иностранным аудиториям выборочной информации с целью повлиять на их эмоции, мотивы, объективность суждений и, в конечном счете, на поведение иностранных правительств, организаций, групп и отдельных личностей. Цель ПсО заключается в изменении поведения и формировании взглядов зарубежной аудитории в свою пользу». Онищук С.М. Информационные операции и особенности их ведения миротворческим контингентом ВС США в Боснии и Герцеговине (во второй половине 90-х гг. 20 в.) // Сборник научных статей адъюнктов Часть 2.-2001.- № 9.- С 112.

Организационно-штатная структура подразделений психологических операций не является постоянной. В ее построении применена концепция модульной структуры. В зависимости от особенностей боевой обстановки и поставленных командованием задач формируются соответствующие подразделения. Основной административно-тактической единицей органов психологической войны является батальон психологических операций. Существуют четыре вида таких батальонов: региональные, подготовки и распространения материалов психологической войны, тактических психологических операций и по работе с военнопленными противника.

Региональные батальоны психологических операций предназначены для ведения стратегических и оперативных психологических операций на конкретных театрах военных действий.

Батальон подготовки и распространения материалов предназначен для подготовки и распространения печатных, аудио и аудиовизуальных материалов, а также для обеспечения дальней и тактической связи частей и формирований.

Батальон тактических психологических операций отвечает за вопросы планирования психологических операций в штабах и проводит их для непосредственной поддержки боевых соединений и частей.

Батальон по работе с военнопленными противника, интернированными гражданскими лицами подразделения органов психологической войны резерва, предназначенное для работы в лагерях военнопленных и интернированных лиц, контроля больших скоплений людей, предварительной проверки и последующей оценки эффективности материалов психологических операций.

Оперативная группа психологических операций используется, как правило, в крупных и достаточно продолжительных военных конфликтах средней и высокой интенсивности

Оперативные формирование психологических операций создается для небольших операций и конфликтов низкой интенсивности. Оно состоит из штаба, необходимых подразделений соответствующего регионального батальона, а также подразделений из состава батальонов подготовки и распространения информационных материалов и тактических психологических операций. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А. Е. Тарасова.- Мн.: Харвест, 1999.-С.130.

Когда в Чечне к власти пришел Дудаев Д., к нему обратился М.Удугов с развёрнутым планом идеологических диверсий против Российской армии, в котором особая роль отводилась газетам, радио, телевидению, как боевым средствам ведения идеологической войны. Основным в предстоящей работе должно было стать сознательный обман и дезинформация отечественной и зарубежной СМИ о происходящих событиях, используя принцип: «ложь, сказанная в тысячу первый раз, становится правдой» или «чем откровеннее ложь, тем охотнее в неё верят». Дудаеву план понравился, поэтому к услугам журналистов у М.Удугова всегда были «свежие свидетели» зверств российских солдат и офицеров, сомнительного вида «солдатские матери» с жуткими историями службы своих сыновей, повергавшими в шок общественность.

Структура и состав сил и средств информационно-психологических операций незаконных вооружённых формирований.

Выполнение задач психологического обеспечения возлагалось на сп ециальные отряды психологического обеспечения, находившиеся в непосредственном подчинении командования Д.Дудаева в 1994-1996 годах, и А.Масхадова в 1996-2001 годах. Основной целью информационно-психологического давления незаконных вооружённых формирований (далее НВФ) и экстремистских элементов (далее ЭЭ) являлась дестабилизация морально-психологической устойчивости военнослужащих, склонение их к измене Родине и дезертирству. В первой чеченской военной кампании по решению Д.Дудаева на опыте западных подразделений психологических операций был сформирован батальон психологической борьбы численностью более 50-ти человек. В его составе действовали как представители отечественных и западных средств массовой информации (далее СМИ), так и специалисты психологи, диверсанты и т.д. Информационная война НВФ во второй чеченской кампании была начата задолго до вторжения на территорию Дагестана банд Ш.Басаева и Хаттаба. Для её ведения была создана специальная группировка сил и средств.

Более того, в октябре 1999 года по приказу А. Масхадова в Чечне был сформирован специальный батальон психологической войны. В его состав вошли 30 различных подразделений, и выделенная западными спецслужбами подвижная телевизионная станция. Журавель В.,.Панченко В. Четвертая власть или пятая колонна? // На боевом посту.- 2000 .- № 11.-С.40. Террористы в ходе информационной войны избрали наступательную тактику. Ими тенденциозно подавались происходящие события, искажались задачи и цели контр террористической операции, грубо фальсифицировались события. Его ядро составлял отряд психологического обеспечения, состоящий из 4-х групп психологического обеспечения и группы выпуска пропагандистских материалов. Также были группа резерва и группа по работе с населением.

В настоящее время во многих странах мира информационно-психологические средства осуществления ПсО рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей. Для их разработки и практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, известные ученые, политики, деятели культуры и искусства, высококлассные военные специалисты. К числу основных средств информационно-психологического воздействия в системе ПсО относятся следующие:

1. Печатные средства

2. Радио и телевидение

3. Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты

4. Звуковое вещание

5. Предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и другие с соответствующим информационным сопровождением.

1. Печатные средства

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Листовки являются наиболее действенным средством пропаганды. Подтверждением этому является тот факт, что при проведении психологического обеспечения НВФ было разработано более 30 вариантов листовок и более 10 видов брошюр. Среди местного населения было распространено более 1 млн. листовок и более 100 номеров газеты, издаваемой органом психологического обеспечения. Листовки издаются разных номеров и на различном материале. Во время войны в Персидском заливе на иранские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн. листовок.Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23.

В Чечне получили аккредитацию и работали журналисты почти всех ведущих мировых информационных агентств, таких, как Франс-Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС, а также российских газет «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», других изданий. Кроме того, для ведения информационной войны боевиками активно использовались СМИ Чечни. Часто ложной и откровенно антирусской была информация о Чечне осенью и зимой 1999-2000 годов, которую публиковали большинство западных газет и журналов. Они отдавали предпочтение сообщениям из чеченских источников. В западных газетах печатались интервью с Масхадовым, уверявших своих собеседников, что его армия отступает по плану и сохраняет силы, чтобы разгромить российского «агрессора». Конечно, в западной печати встречались и объективные публикации, но задавали тон, к сожалению, не они. Анализ публикаций в российской и иностранной прессе и отрицательная тональность некоторых СМИ заставили по-новому взглянуть на вопросы координации информационно-аналитической работы федеральных органов исполнительной власти, принимавших участие в контртеррористических операциях.

2. Радио и телевидение.

Важным средством психологического обеспечения являются радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства психологического обеспечения особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.

В боевых событиях последних лет органами психологического обеспечения широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов, настроений. Так, например, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой весьма успешно дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и радиоэлектронной борьбы (далее РЭБ).

На начальном этапе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона России в августе - сентябре 1999 года было выявлено более 150 пунктов управления и радиоэлектронных объектов, работавших в интересах НВФ. К исходу сентября средствами огневого поражения были уничтожены 77 из них, в том числе 22 радиовещательные станции из 38. 18 радиоэлектронных объектов были обесточены. 90% базовых станций (ретрансляторов) радиорелейной, сотовой и других видов связи были захвачены или выведены из строя. Интенсивность работы средств радиосвязи КВ и УКВ диапазонов, используемых НВФ, была практически сведена к минимуму.

3. Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты.

Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие. Например, в ходе военных событий в Чечне среди населения различных регионов России и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими Б.Ельцина тираном народов Российской Федерации. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости чеченцев.

В качестве пропагандистского материала на территории использовались видеоматериалы, отснятые членами НВФ в ходе боевых действий против федеральных сил. Например, засада, устроенная на тыловую колонну 245 мсп в апреле 1996 года на участке дороги, проходящей по западной окраине н.п. Ярышмарды, где в течение полутора часов вся техника и личный состав были уничтожены. Также, более свежие видеоматериалы 2000-2001 годов с операциями по уничтожению Пермского, Подольского, Сергеев-Пасадского ОМОНов, казни российских военнослужащих, попавших в плен.

4. Звуковое вещание.

Одним из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия на противника в рамках тактических психологического обеспечения является звуковое вещание.

Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (далее ЗС) и других средств усиления голоса. В том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются преимущественно в тыловых районах, на танках - для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах - для позиционного вещанияКараяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23..

5. Предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности.

Эффективным средством информационно-психологического воздейс твия на население, являющееся объектом психологического обеспечения, служат предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и другие с соответствующим информационным сопровождением.

Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме - одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити - бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива - майки, аудиокассеты, в Чечне полевая форма одежды, головные уборы с их символикой, различного рода ножи с арабскими надписями и т.п.

6. Средства вспомогательной деятельности.

В ходе осуществления психологического обеспечения часто использ уется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят:

демонстрацию силы;

повышение степени готовности войск; переброску войск в "кризисные регионы";

программы гражданских действий;

инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в "стане" противника;

программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23.

Особенностью военных действий на Северном Кавказе являлось то, что оппозиционные силы на протяжении всего периода военного конфликта имели открытую поддержку в лице США, Англии, Франции и других стран блока НАТО, стран Ближнего Востока не только вооружением, финансированием, но и специалистами психологической войны, налаживали деятельность своих органов информационно-психологического воздействия. Причем, существовала широко разветвленная, структурно оформленная сеть этих органов на всей территории: снизу (районы), до верху (в масштабе страны). Кроме того, имелись учебные центры подготовки специалистов «психологической войны в соседних государствах (Саудовская Аравия, Иордания, Пакистан, Иран), которые на правах исламского братства оказывали сепаратистам помощь в размещении и содержании этих центров.

Анализируя уроки чеченской компании 1994-1996 годов, специалисты пришли к единому мнению, что СМИ в современных вооружённых конфликтах играют особую роль. Игнорировать их влияние на развитие событий - значит заведомо обречь себя на поражение.

Ввод войск в Чечню в декабре 1994 года обществом был встречен неоднозначно. Некоторые партии и движения резко осудили акцию российского руководства. Ими была развёрнута беспрецедентная кампания очернительства армии и внутренних войск, на плечи которых легла основная тяжесть борьбы с НВФ. Защитники Отечества подверглись яростной атаке СМИ. Их обвиняли в отсутствии профессионализма, в варварском отношении к местному населению, в неуважении религиозных святынь правоверных мусульман, мародёрстве, взяточничестве. Урон, который нанесли СМИ авторитету армии, внутренним войскам, удалось восполнить спустя годы. Журналисты посеяли в умах россиян сомнения по поводу правомерности и целесообразности действий политического руководства страны на Северном Кавказе. Они подорвали веру миллионов людей в армию, внутренние войска как гарантов стабильности в обществе. На фоне сложной международной обстановки, плачевного состояния отечественной экономики, социального расслоения общества, обострившихся межнациональных противоречий возникла реальная угроза национальной безопасности России. И её составляющей - безопасности информационной.

Причины неудачи в информационном противоборстве с чеченскими сепаратистами в 1994 -1996 годах:

большинство влиятельных российских электронных и печатных СМИ являлись неподконтрольными государству акционерными обществами;

имела место крупномасштабная финансовая подпитка СМИ дудаевским режимом, в результате журналисты стремились преподнести населению России и зарубежных государств только те факты, которые были выгодны лидерам НВФ;

отсутствие регулярного информирования общественности официальными лицами из правительственных и военных структур о том, что происходит в Чеченской Республике, в других субъектах федерации на Северном Кавказе;

однобокое освещение событий в Чеченской Республике, изобилие в массовых изданиях фотографий погибших солдат, мирных жителей, искорёженной военной техники, а также материалов, негативно освещавших действия российских войск;

лидеры НВФ с первых же дней ввода российских войск на территорию Чечни прочно завладели инициативой на фронте информационной войны, используя любой эпизод, любой повод для развития успеха.

В результате в России и за её пределами о действиях российского правительства и группировки федеральных сил в Чеченской Республике создавалось негативное общественное мнение. Как писал в своей книге «Моя война» Геннадий Трошев: «Неоперативное, некачественное, порой сумбурное информирование общественности в первой чеченской кампании сегодня практически возведено в ранг хрестоматийного примера порочной работы силовых ведомств с прессой. Чтобы там ни говорили о войне 1994-1996 годов, убеждён: проиграли её не военные, которые находились в окопах и боролись с бандитами, а те, кто отвечал за информационное обеспечение операции « по восстановлению конституционного порядка». Какие только сказки и небылицы не рождались в той войне! Увы, информационные «утки» почти никто не опровергал. Потому и живучи мифы о «бездарности» Российской армии…». Трошев Г. А. -Моя война. - М., 2001.- С 114.

Таким образом, опыт служебно-боевой деятельности войск показывает, что морально-психологическая обстановка при проведении специальных, разноплановых операций во многом определяется наличием и эффективностью деятельности средств и органов психологической борьбы в стане противника. Умелое их использование НВФ и ЭЭ в чрезвычайных условиях региона способно оказывать ощутимое воздействие на сознание и психику личного состава, морально-психологическую устойчивость военнослужащих.